Адам Смит. Кто такой Адам Смит (Adam-Smit). Адам смит экономист биография


Адам Смит. Кто такой Адам Смит (Adam-Smit)

Биография - Адам Смит

Биография - Адам Смит Биография - Адам Смит Биография - Адам Смит

Адам Смит

(июнь 1723 — 17.07.1790), шотландский экономист и

философ, один из основоположников современной экономической

теории.

Краткая биография

Адам Смит (Adam Smith)

, шотландский экономист и

философ, один из крупнейших представителейклассической политэкономии, родился вгородке Керколди (Шотландия) в июне 1723 года(точная дата его рождения неизвестна) икрещен 5 июня в городке Керколди в шотландскомокруге Файф, в семье таможенного чиновника.Его отец умер за 6 месяцев до рождения Адама.В возрасте 4 лет он был похищен цыганами,но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, чтоАдам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найденозаписей о его братьях и сестрах.

В 1737 году поступил в Университет Глазго. Там, под руководствомФренсиса Хатчесона он изучал этические основы философии. Хатчесоноказал сильное влияние на его мировоззрение.

В 1740 получил степень магистра искусств и частную стипендию дляпродолжения учебы в Оксфорде, где в Бейллиол-колледж Оксфордскогоуниверситета он проучился до 1746 года. Однако его не устраивалуровень преподавания, так как большинство профессоров даже не читалисвоих лекций. Смит возвращается в Эдинбург, намереваясь занятьсясамообразованием и чтением лекций. В 1748 году под покровительствомлорда Кэймса он приступает к чтению лекций по риторике, искусствунаписания писем, а позднее и по экономической философии.

В 1748 Смит под покровительством лорда Кэймса приступает к чтениюпубличных лекций по литературе и естественному праву в Эдинбурге,потом по риторике, искусству написания писем, а позднее и поэкономической философии, а также по предмету «достижение богатства»,где он впервые детально изложил экономическую философию «очевиднойи простой системы природной свободы», и так до 1750 года.

С 1751 Смит — профессор логики в университете Глазго, с 1752 — профессорморальной философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале«Эдинбургское обозрение» («Edinbourgh Review»). В1759 Смит выпустил всвет философский труд по этике «Теория нравственных чувств»,принесший ему международную известность. В 1762 Смит получилученую степень доктора юридических наук.

В последствии его лекции нашли свое отражение в самой известнойработе Адама Смита: «Исследование о природе и причине богатстванародов». При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколькозарубежных изданий и переводов.

Примерно в 1750 году Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом,который был старше его почти на десятилетие. Их труды по истории,политике, философии, экономике и религии показывают схожесть ихвзглядов. Их альянс играл одну из важнейших ролей в периодвозникновения Шотландского просвещения.

В 1781 году, всего в 28 лет, Смита назначают на должность профессоралогики в Университете Глазго, в конце года он перешел на кафедруморальной философии, на которой и преподавал до 1764 года. Он читаллекции по риторике, этике, юриспруденции и политической экономике.Написанная Адамом Смитом в 1759 году научная работа «Теорияморальных чувств» содержащая материалы из его лекций принесла емуизвестность. В статье обсуждались стандарты этического поведения,которые поддерживают общество в состоянии стабильности.Однако научный интерес А. Смита сместился к экономике, отчасти этобыло влияние его друга — философа и экономиста Давида Юма, а так жеучастием Смита в глазговском клубе политической экономии.

В 1776 году Адам Смит оставил кафедру и, приняв предложение отполитического деятеля — герцога Баклю, сопровождать в заграничномпутешествии пасынка герцога. Прежде всего, предложение для Смитабыло интересно тем, что герцог предложил ему плату, значительнопревышавшую его профессорский гонорар. Это путешествие длилосьболее двух лет. Полтора года Адам Смит провел в Тулузе, два месяца вЖеневе, где он встречался с Вольтером. Девять месяцев они жили вПариже. В это время он тесно знакомится с французскими философами:д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами: Ф. Кенэ иА. Тюрго.

Публикация в Лондоне в 1776 книги «Исследование о природе и причинахбогатства народов» (которую Смит начал еще в Тулузе) приносит АдамуСмиту широкую известность. В книге детально описываются последствияэкономической свободы. Система, объясняющая работу свободногорынка, до сих пор является основой экономического образования. Одно изключевых положений теории Смита — необходимость освобожденияэкономики от государственной регламентации, препятствующейестественному развитию хозяйства. По мнению Смита, желание людейпокупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потомувсе протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспортвредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Самыйизвестный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую ониспользовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага враспределении ресурсов.

В 1778 году Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии иселится в Эдинбурге.

В ноябре 1787 года Адам Смит становится почетным ректоромуниверситета Глазго.

Умер 17 июля 1790 года в Эдинбурге после продолжительной болезни.Существует версия, что незадолго до смерти Смит уничтожил все своирукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах офилософских предметах» в 1795 году, через пять лет после его смерти.

По материалам: Википедия, ru.wikipedia.org

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Еще обязательно прочитайте:

odostatke.ru

Смит, Адам Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Смит.

А́да́м Смит (англ. Adam Smith; крещён и родился предположительно 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) — шотландский экономист и философ-этик; один из основоположников экономической теории как науки. На его работы опираются представители различных экономических школ — как классической политической экономии, так и «австрийской».

Биография[ | код]

Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, 1922

Как отмечал английский экономист и публицист конца XIX века Уолтер Бэджгот, «книги [Адама Смита] едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке»[4]. В 1948 году Александр Грей писал: «Кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени»[5].

Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует[6][7].

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, юрист, адвокат и таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер через 2 месяца после рождения сына[8]. Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью значительного землевладельца. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери[9][10]. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги[6][7].

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, центр так называемого Шотландского просвещения, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона[11]. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься[6][7]. В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию[6][7], и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания»[6][7][9][12][13][14]. В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике[6][7].

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием[6][7].

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику)[6][7]. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах[6][7].

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго[15]. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии, в 1758 году был избран деканом факультета[10]. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций. В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям[6][7].

Круг его знакомств в Глазго, помимо Дэвида Юма, включал Джозефа Блэка (пионера в области химии), Джеймса Уатта (изобретателя парового двигателя), Роберта Фоулиса (англ.)русск. (художника и издателя, основателя первой британской академии дизайна), а также предпринимателей, после объединения Шотландии с Англией в 1707 году активно развивавших колониальную торговлю. Из общения с последними Смит почерпнул фактический материал для написания «Богатства народов»[10].

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка[6][7].

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр[6][7].

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдвином Кэннаномruen. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire[6][7].

Книга «Теория нравственных чувств» принесла Адаму Смиту большую известность, в частности заинтересовала лорда Чарльза Тауншенда, впоследствии ставшего канцлером казначейства; он предложил Смиту стать наставником его пасынка, Генри Скотта, герцога Баклю (англ.)русск.. Ежегодное вознаграждение в £300 фунтов и возмещение дорожных расходов существенно превосходило его профессорское жалование, кроме того давало возможность совершить путешествие по Европе, поэтому Смит в 1763 году ушёл из университета и отправился с Генри в Тулузу. Во время 18-месячного пребывания в Тулузе Адам Смит начал работу над «Богатством наций», после этого на 2 месяца он и Генри отправились в Женеву, где посетили Вольтера в его женевском поместье. После Женевы они отправились в Париж, где Дэвид Юм, работавший в то время секретарём британского посольства, познакомил Смита с деятелями французского просвещения[10]. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял»[16]. Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салоны мадам Жофрен и мадемуазель Леспинас, бывал у Гельвеция[6][7].

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки[6][7].

После возвращения из Франции Смит полгода, до весны 1767 года, работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства лорде Тауншенде, за это время он был избран членом Лондонского королевского общества и расширил круг знакомств Эдмундом Бёрком (политический деятель), Сэмюэлом Джонсоном (литературный критик), Эдуардом Гиббоном (историк) и, возможно, Бенджамином Франклином[10]. С весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой «Богатство народов». При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов[6][7].

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. «Богатство народов» открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека. К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Екатерины Дашковой[6][7]. Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.

Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой[6][7].

Идеи Адама Смита[ | код]

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.[17]

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом[17].

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, «невидимая рука» «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Смит рассматривает проблему установления некоторого «естественного» уровня цены каждого фактора производства — заработной платы, процента и ренты. Эти уровни имели принципиальное значение для теории «естественной» цены, так как цена любого товара является «естественной» тогда, когда она складывается из «естественных» уровней доходов каждого из факторов. Исследования Смита позже положили начало развитию теории распределения доходов по каждому фактору, применению принципа предельной производительности для определения доходов каждого из факторов производства[источник не указан 741 день].

Смит критиковал теорию, объясняющую стоимость товара его полезностью («парадокс Адама Смита»). В развивавшейся им теории затрат стоимость в примитивном обществе определяется затратами труда, а в развитом складывается из естественной нормы заработной платы, прибыли и ренты[18].

Влияние работ Смита[ | код]

Работы Смита были наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус и граф Лодердейл. Во Франции поздние физиократы встретили было учение Смита холодно, но в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими комментариями. В 1803 году Сэй и Сисмонди опубликовали книги, в которых выступили преимущественно последователями Смита[6][7].

Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией[19]. Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции, в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления. Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению. Идеи Смита о защите ростовщичества и эгоизма признавались как скандальные и анти-евангельские.

В Германии профессора-камералисты изначально не хотели признавать идеи Смита, но позднее в Пруссии либерально-буржуазные реформы проводились последователями Смита[6][7].

Учитывая то, что в книге Смита излагались порой противоположные концепции, довольно многие люди могли объявлять себя его последователями[6][7].

В ходе следствия по делу декабристов мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз[6][7].

Й. Шумпетер писал, что «Богатство народов» заслужило выпавший на его долю успех, хотя и не содержало ни одной по-настоящему новой идеи.

Счастливая судьба Адама Смита состоит в том, что он находился в совершенном согласии с духом своего времени. Он защищал те идеи, которые уже назрели, и поставил свой анализ им на службу. Нечего и говорить, что это значило как для самого исследования, так и для его признания: где было бы «Богатство народов» без свободы торговли и laissez-faire?

— Шумпетер Й. История экономического анализа.[20]

Память[ | код]

Волчок Адама Смита

В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён[21]. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг[22]. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой[23].

Смит в Великобритании был увековечен на банкнотах двух разных банков: его портрет появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии[24][25], а в марте 2007 года Смит попал на новую серию в 20 фунтов, выпущенных банком Англии, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте[26].

Крупный памятник Смиту авторства Александра Стоддарта был открыт 4 июля 2008 года в Эдинбурге. Он 3 метра в высоту, сделан из бронзы и расположен на площади Парламента[27]. Скульптор XX века Джим Сэнборн создал несколько памятников работам Смита: в Центральном университете штата Коннектикут расположен «оборотный капитал», высокий перевернутый конус, в нижней половине которого расположена выписка из «Богатства народов», а в верхней части — тот же текст в двоичном коде[28]. В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита»[29][30], и ещё один памятник Смиту стоит в Кливлендском университете[31].

Медаль имени Адама Смита[ | код]

Европейский научно-промышленный консорциум (European Scientific and Industrial Consortium «ESIC»), как одно из направлений своей деятельности осуществляет разработку и внедрение общественных наград (медалями и дипломами), которыми награждает лучших специалистов и экспертов в различных областях науки и производства.

«ESIC» учредил «Медаль Адама Смита» (Medal Eropean Scientific and Industrial Consortium «ESIC» — Adam Smith), которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.

Медалью награждаются высокопрофессиональные специалисты в области экономики и финансов за: личные заслуги в совершенствовании мировой финансовой системы, формировании и развитии её отдельных институтов; разработку новых научных направлений в экономике и решение актуальных социально-экономических задач; подготовку квалифицированных кадров в области экономики и финансов[32][нет в источнике].

Труды[ | код]

Издания на русском языке[ | код]

  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I—III). / Пер. с англ, вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. — М.: Наука, 1993. — 572 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с. — ISBN 978-5-699-18389-0.
  • Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997. — 352 с. — (Серия: Библиотека этической мысли). — ISBN 5-250-02564-1.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ 1 2 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  3. ↑ SNAC
  4. ↑ W. Bagehot. Historical Essays. — NY, 1966. — P. 79.
  5. ↑ Alexander Gray. Adam Smith. — London, 1948. — P. 3.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Аникин А. В. Шотландский мудрец: Адам Смит // Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2009. — С. 879—901. — 960 с. — (Антология экономической мысли). — ISBN 9785699183890.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Аникин А. В. глава 9 // Юность науки. — М., 1971.
  8. ↑ Bussing-Burks 2003, pp. 38–39
  9. ↑ 1 2 Rae 1895, p. 5
  10. ↑ 1 2 3 4 5 Robert L. Heilbroner. Adam Smith (Scottish philosopher) (англ.). Encyclopædia Britannica, Inc.. Проверено 18 декабря 2016.
  11. ↑ Bussing-Burks 2003, p. 39
  12. ↑ Bussing-Burks 2003, p. 41
  13. ↑ Buchholz 1999, p. 12
  14. ↑ Rae 1895, p. 24
  15. ↑ Смит // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  16. ↑ A. Morellet. Memoires sur le XVIII-e siecle et sur la revolution francaise. — Paris, 1822. — Т. I. — С. 244.
  17. ↑ 1 2 Г. А. Шмарловская и др. История экономический учений. Учебное пособие для вузов. — 5. — Минск: Новое знание, 2006. — С. 59—61. — 340 с. — (Экономическое образование). — 2010 экз. — ISBN 985-475-207-0.
  18. ↑ Смит, Адам // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  19. ↑ The Wealth of Nations censored Early translations in Spain 1 // Pedro Schwartz, Contributions to the History of Economic Thought: Essays in Honour of R.D.C. Black. Front Cover. Antoin Murphy, Renee Prendergast. Taylor & Francis, Jan 4, 2002, стр. 121—122 Архивировано 6 июня 2014 года.
  20. ↑ Часть II. Глава 3. Консультанты-администраторы и памфлетисты // Шумпетер Й. История экономического анализа. Т. 1.
  21. ↑ The Greatest Scot STV. Retrieved 31 January 2012
  22. ↑ 100 Best Scottish Books, Adam Smith Retrieved 31 January 2012
  23. ↑ David Smith (2010) Free Lunch: Easily Digestible Economics p.43. Profile Books 2010
  24. ↑ Clydesdale 50 Pounds, 1981. Ron Wise's Banknoteworld. Проверено 15 октября 2008. Архивировано 30 октября 2008 года.
  25. ↑ Current Banknotes : Clydesdale Bank. The Committee of Scottish Clearing Bankers. Проверено 15 октября 2008. Архивировано 3 октября 2008 года.
  26. ↑ Smith replaces Elgar on £20 note, BBC (29 октября 2006). Архивировано 6 апреля 2008 года. Проверено 14 мая 2008.
  27. ↑ Blackley, Michael. Adam Smith sculpture to tower over Royal Mile, Edinburgh Evening News (26 сентября 2007).
  28. ↑ Fillo, Maryellen. CCSU welcomes a new kid on the block, The Hartford Courant (13 марта 2001).
  29. ↑ Kelley, Pam. Piece at UNCC is a puzzle for Charlotte, artist says, Charlotte Observer (20 мая 1997).
  30. ↑ Shaw-Eagle, Joanna. Artist sheds new light on sculpture, The Washington Times (1 июня 1997).
  31. ↑ Adam Smith's Spinning Top. Ohio Outdoor Sculpture Inventory. Проверено 24 мая 2008. Архивировано 5 февраля 2005 года.
  32. ↑ Main — Euscience

Литература[ | код]

  • Аникин А. В. Глава 1. Адам Смит // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1988. — Т. II. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса. — 574 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
  • Аникин А. В. Адам Смит. — М.: Молодая гвардия, 1968. — 256 с. — (ЖЗЛ)
  • Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — С. 183—224. — 384 с. — 50 000 экз.
  • Блауг М. Адам Смит // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 32—61. — XVII, 627 с. — ISBN 5-86461-151-4.
  • Блауг М. Смит, Адам // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 279—283. — 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-01-9.
  • Люксембург Р. Глава вторая. Анализ процесса воспроизводства у Кенэ и у Адама Смита // Накопление капитала: Том I и II. — 5-е изд. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — С. 18—30. — XLIV, 463 с.
  • Смит Адам / Хандруев А. А. // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).
  • Туган-Барановский М. И. Очерк II. Адам Смит // Очерки из новейшей истории политической экономии: (Смит, Мальтус, Рикардо, Сисмонди, историческая школа, катедер-социалисты, австрийская школа, Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Прудон, Родбертус, Маркс). — СПб.: Изд. журнала «Мир божий», 1903. — С. 28—45. — X, 434 с.
  • Туган-Барановский М. И. Смит, Адам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Bussing-Burks, Marie. Influential Economists. — Minneapolis : The Oliver Press, 2003. — ISBN 1-881508-72-2.
  • Rae, John. Life of Adam Smith. — New York City : Macmillan Publishers, 1895. — ISBN 0722226586.
  • Buchholz, Todd. New ideas from Dead Economists: An introduction to modern economic thought. — Penguin Books, 1999. — ISBN 0140283137.

Ссылки[ | код]

ru-wiki.ru

Адам Смит, цитаты и его роль в экономике

В статье будет рассмотрена биография Адама Смита, цитаты и высказывания. Мы изучим сферы его деятельности, какие книги он написал, его роль в развитии экономики.

Адам Смит - очень известный шотландский философ и экономист. Его часто называют одним из первых свободных рыночных капиталистов, с которыми когда-либо сталкивался мир, также называют отцом современной экономики, особенно из-за его пропаганды против вмешательства со стороны правительства, что создает ограничения на свободных рынках.

Биография

Смит родился в городе Киркалди, Шотландия. Раннее образование Смита состоялось в школе Burgh, где он был ознакомлен с латынью, математикой, историей и письмом. Впоследствии он поступил в университет Глазго в раннем возрасте, ему было всего 14 лет, получил стипендию. Смит позже переехал в колледж Баллиол в Оксфорде в 1740 году, где он получил существенные знания европейской литературы.

После завершения академии Смит вернулся в Шотландию и поступил в Эдинбургский университет в 1748 году в качестве профессора. Он также пересекался с легендарным философом и экономистом Дэвидом Юмом, за это время сформировались тесные отношения с ним.

Роль Смита в экономике

Работы Адама Смита

В 1759 году Смит опубликовал одну из своих самых известных работ - теорию нравственных настроений. Она содержала много цитат Адама Смита, много материала, который он освещал в своих лекциях в Глазго. В книге основной аргумент касался человеческой морали: о том, что существование морали зависит от силы отношений между человеком и другими членами общества.

Он утверждал, что между людьми существует взаимная симпатия, потому что у них есть способность чувствовать эмоции других людей так же, как они признают свои собственные. После успеха его книги Смит оставил свое профессорское место в Глазго, он отправился в путешествие во Францию.

В ходе этого начинания он наткнулся на других выдающихся мыслителей, таких как Вольтер, Франсуа Кенэи, Жак Руссо, влияние которых отразилось на его будущих произведениях.

В Керколди он начал работать над своей следующей книгой - "Богатство Наций". Она была опубликована в 1776 году и стала настоящим хитом среди читателей. Она рассматривалась многими как первая книга о политической экономике и отбрасывала представление о том, что ресурсы страны измеряются стопками золота и серебра.

Экономическое учение Смита

Скульптура Смита

Цитаты об экономике Адама Смита стоит знать.

"Благодаря водному транспорту для всех видов труда открывается более обширный рынок, чем при существовании только сухопутного вида транспорта"

Смит утверждал, что именно общий объем производства, производимый экономикой, является надлежащим показателем, более известным как валовой внутренний продукт. Он также углубился в изучение специализации и разделения труда, и как это влияет на повышение качества производимых товаров и услуг.

Экономическое учение Смита произвело революцию в дисциплине, придав ей новую перспективу. Его работы распространяли подходы к экономике, вытекающие из убеждения, что рынки лучше без государственного вмешательства, например налогового регулирования. Смит поверил в эту идею, заявив о существовании "невидимой руки" в экономике, которая регулировала спрос и предложение на рынках.

Еще одна цитата Адама Смита.

"Каждый отдельный человек имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения"

Его вера в невидимую руку была основана на принципе: поскольку все люди действуют в своих собственных интересах, они непреднамеренно приводят к набору действий, которые наиболее выгодны для всего общества. "Богатство народов" стало одной из самых влиятельных книг, когда-либо написанных, образуя основу классической экономики.

fb.ru

краткая биография, фото и видео

Адам Смит

Адам Смит (1723 – 1790) – известный шотландский философ и талантливый экономист. Заложил основы современной экономической теории.

Детство

Адам родился в 1723 году в семье шотландского таможенного чиновника. Его отец вскоре умер, поэтому воспитанием занималась мать. Впрочем, это не было для него минусом.

В городке Керколди, где они жили, была очень хорошая школа, которую мальчик с удовольствием посещал. Кроме того, домашняя библиотека Смитов полностью удовлетворяла его тягу к знаниям.

Учеба

В 14-летнем возрасте Адам отправился в Глазго получать дальнейшее образование в местном университете. Мальчик изучал множество предметов: философию, логику, математику, языки, астрономию. Адам был достаточно общительным, но иногда мог надолго уйти в себя. Поэтому друзья частенько посмеивались над ним, но относились все-таки с уважением.

Колледж в Оксфорде стал следующим этапом в его обучении. Сам Смит был убежден, что это заведение очень мало дало ему. С его точки зрения преподавание здесь оставляло желать лучшего. Поэтому, когда в 1746 году ему пришлось вернуться на родину, Адам не был сильно расстроен. Два года самообразования дали ему намного больше, чем прославленный колледж.

Эдинбургский университет

Эдинбургский университет стал первым местом работы Адама Смита. Занять такую важную должность ему помогло знакомство с лордом Кэймсом, который разглядел в молодом человеке потрясающий ум и способности. Интересно, что изначально Смит читал лекции по литературе. Только спустя некоторое время он перешел к естественному праву.

Как бы то ни было, но именно благодаря систематическим подготовкам к занятиям Смит начал задумываться над вопросами экономики. Примерно к 1751 году он впервые заговорил об экономическом либерализме.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

На своих занятиях по непривычному для современного уха предмету «достижение богатства» Смит впервые доходчиво и обстоятельно изложил собственную экономическую теорию. Позже ее же он описал в труде «О природе и причинах богатства народов».

Адам Смит

Первая работа

В 1751 году Адам Смит перебрался в Глазго и начал читать лекции студентам. Его занятия охватывали широкий круг предметов. Основываясь на наработанных материалах, в 1759 году Смит издал свою следующую работу – «Теорию нравственных чувств». В ней он опять затрагивал вопросы равенства людей и необходимости учитывать его в общественной жизни. Его выступления против церковной морали были весьма смелыми для тех лет. Однако он не высказывал их настолько прямо, чтобы нажить себе врагов.

Наоборот, в Глазго Адам Смит был уважаемым человеком. Он завел множество друзей и вел светский образ жизни. Экономист был завидным холостяком, поэтому женщины неоднократно пытались привлечь к себе его внимание. Однако никому из них это так и не удалось. Известно, что однажды он собирался жениться, но что-то его остановило. Впрочем, от одиночества он никогда не страдал. Живя с матерью и кузиной, Смит посещал клубы, в его доме часто собирались гости.

Адам Смит

Франция

В 1764 году Адам Смит отправился во Францию. Здесь он исполнял обязанности воспитателя при юном герцоге Баклю. Это было очень удобно для него по многим причинам. Прежде всего экономист существенно улучшил свое финансовое положение. Не менее важным было и то, что он получил массу свободного времени для работы над своими книгами.

Во Франции Смит познакомился с физиократами, имел возможность участвовать в их собраниях и обсуждать интересующие его идеи и мысли. Эти встречи оказались невероятно полезными для его трудов. Исследователи доказали, что Смит лишь почерпнул из них то, чего ему не хватало. Основные же идеи принадлежали ему самому.

«Исследование о природе и причинах богатства народов» увидело свет в конце 70-х. Автор в своем труде рассуждает о том, какие огромные плюсы для мирового рынка несет экономическая свобода.

Шотландия

В Эдинбург Адам Смит приехал в 1778 году. В этом городе он и осел окончательно. Он трудился таможенным комиссаром, получал приличный оклад и ни в чем не нуждался.

Смит крайне ответственно относится к своим прямым обязанностям. Однако они не отнимали у него много времени, поэтому он мог спокойно посвящать себя многочисленным исследованиям.

Умер Адам Смит в 1790 году, оставив миру наследие в виде экономической теории, которой люди пользуются по сей день.

stories-of-success.ru


Смотрите также