Вьетнамское чудо: рост экономики в авторитарной стране. Вьетнамская экономика


Вьетнамское чудо: рост экономики в авторитарной стране

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Это третий визит действующего президента США в Ханой за сорок с лишним лет, прошедших после вьетнамской войны

США полностью сняли введенный в 1984 году запрет на продажу оружия и военного оборудования Вьетнаму. Об этом заявил президент Барак Обама в ходе своего трехдневного визита в эту страну, привлекающую все больший интерес благодаря ее успехам в экономике.

До сих пор Вьетнам закупал вооружения в основном в России. Тесное сотрудничество между двумя странами сложилось в этой сфере еще со времен холодной войны, когда СССР и Вьетнам были союзниками.

  • Обама заявил об отмене запрета на поставку оружия Вьетнаму
  • 40 лет падению Сайгона: советские ветераны о Вьетнаме

Нынешнее вьетнамское правительство явно хотело бы диверсифицировать импорт оружия и поэтому рассматривает альтернативные варианты. Однако, как сообщает из Ханоя корреспондент Би-би-си Джонатан Хед, оно не спешит закупать вооружения в Соединенных Штатах.

Американское оружие все еще слишком дорого для Вьетнама, несмотря на то, что страна за последнее десятилетие удвоила свой оборонный бюджет. Оборонная стратегия Вьетнама во многом базируется на соперничестве с грозным соседом – Китаем.

Вьетнамские власти стремятся повысить свою обороноспособность, но не хотят вызывать излишнее раздражение Пекина закупками современного оружия, способного изменить баланс сил в регионе.

В последние годы Вьетнам стремительно меняется. Экономические успехи этой страны, успешно привлекающей крупные иностранные инвестиции, заставили взглянуть на Вьетнам как на потенциально нового "азиатского тигра".

Но далеко не все реформы в стране проходят гладко, препятствием для них часто становится авторитарная политическая система.

В апреле парламент Вьетнама избрал нового президента - им стал бывший глава службы внутренней безопасности Чан Дай Куанг, которого сложно заподозрить в стремлении к политическим реформам.

Что представляет собой Вьетнам сегодня, какое место он занимает на политической и экономической карте мира?

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В последнее время Вьетнам активно развивается экономически, в то время как политическая система остается неизменной

Нга Фам, обозреватель Вьетнамской службы Би-би-си:

Война с США закончилась 41 год назад, и Вьетнам с тех пор, конечно, сильно изменился. Жизнь в последнее время здесь бьет ключом, экономика развивается довольно быстро. На улицах огромное количество машин, повсюду открываются новые магазины.

Темпы экономического роста постоянно составляют 5-10%, но одна из причин в том, что стартовый уровень был очень низким, и в реальных показателях это все еще очень мало. Поэтому Вьетнам все еще остается бедной страной с огромными проблемами в экономике.

Рост экономики наблюдается в основном благодаря ее децентрализации и политике открытых дверей, активно привлекающей иностранные инвестиции, прежде всего из Тайваня, а также Сингапура и Южной Кореи.

Китайские инвестиции также растут, но Китай и Вьетнам - конкуренты в сфере производства потребительских товаров. Китай доминирует во внешней торговле Вьетнама, но не в инвестициях. Китайцам это просто не нужно, им есть где вкладывать деньги в своей стране.

Крупные инвестиции идут в текстильную промышленность и другие трудоемкие отрасли. Вьетнам становится крупным производственным центром наподобие Китая, здесь производится очень много товаров. Российские инвестиции идут в нефтегазовую отрасль.

Но, кроме того, во Вьетнаме появляется все больше стартапов в ИТ-технологиях и бизнесе, и эти стартапы тоже привлекают значительные инвестиции из-за рубежа.

Отношение к США тоже сильно изменилось. Ненависти к Соединенным Штатам больше нет, наоборот, я бы сказала, что вьетнамцы сейчас любят Америку. Обама получил самый теплый прием в Ханое.

Огромные толпы ханойцев выстроились вдоль пути следования его кортежа, чтобы приветствовать американского лидера. Так что теперь между двумя странами совсем другие отношения.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Пожилые вьетнамцы до сих пор питают теплые чувства к России, а молодое поколение имеет уже другие ориентиры

Старое поколение вьетнамцев до сих пор любит Россию и русских. Если вы приедете во Вьетнам, вы увидите, что многие здесь все еще говорят по-русски, тепло относятся к России и считают ее своим старшим братом. Но, конечно, молодые вьетнамцы уже мало что знают о России.

Коммунистическая партия по-прежнему у власти во Вьетнаме, но она сильно эволюционировала. Сейчас она ориентируется на рынок и в этом смысле очень прагматична.

Предпринимательство, коммерциализация приветствуются. Главная партийная задача – развивать экономику, потому что основное давление на власть вызвано низким уровнем жизни.

Во Вьетнаме по-прежнему однопартийная система, но коммунисты понимают: чтобы удержаться у власти, они должны развивать экономику.

Средняя зарплата во Вьетнаме все еще очень низка – около тысячи долларов в год. Но в Ханое и в других крупных городах типичный офисный работник получает около 500 долларов в месяц. Нужно учесть, что цены во Вьетнаме намного ниже, чем в Москве, где я была совсем недавно и поразилась дороговизне.

В политическом смысле, с точки зрения свободы прессы и прав человека, Вьетнам остается закрытым и репрессивным обществом. Коммунистическая партия отделяет экономику, где виден прогресс, от политики, где ничего не меняется.

Пока что это работает, но вряд ли такое положение дел продлится долго. Существует давление как внутри страны, так и из-за рубежа.

Коммунистическая идеология за последние десятилетия изменилась причудливым образом и мало напоминает марксизм. Во Вьетнаме принят очередной пятилетний план - наследие прошлых времен. В нем, как обычно, заложены высокие темпы роста и заоблачные показатели ВВП, но это ничего не значит, это просто декларация о намерениях.

Нынешнее вьетнамское руководство легко корректируют цифры, подходы, направления, оно сильно своей гибкостью. Так что нам еще предстоит увидеть, каким будет Вьетнам лет через 10- 20, трансформируется ли он во что-то, уже не имеющее никакого отношения к коммунизму.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Вьетнамская экономка на подъеме, но не все реформы в ней проходят гладко

Майкл Бюлер, Лондонский университет SOAS (Исследования стран Азии и Африки):

Важно понимать, что в 1980-х годах во Вьетнаме произошла либерализация экономики, но последовавшее экономическое процветание не сопровождалось стремлением к большей политической открытости.

Комунистическая партия, находящая у власти, недавно сделала все, чтобы политик с реформаторскими взглядами не был избран на пост президента в этом году. Режим по-прежнему очень репрессивен в своем отношении к любым оппозиционным группам.

Вопрос в том, сможет ли Вьетнам продолжать эту политику открытости в экономике и без политических реформ. Нужно отметить, что экономические реформы были успешными далеко не везде.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Толпы вьетнамцев выстроились в Ханое вдоль маршрута следования кортежа президента США

Вьетнам, как и Россию, часто называют клептократией. В обеих странах мы видели попытки реформ.

Вьетнам начал свои реформы с очень низкого уровня. Перед началом вьетнамской перестройки "Дой Мой" в 1986 году инфляция в стране составляла 700%, сельское хозяйство было разрушено попытками коллективизации, страна ничего не производила, и на этом фоне можно говорить о двух десятилетиях экономического процветания.

Но в последние годы компартия попыталась реформировать госпредприятия, либерализовать банковский сектор, и эта кампания оказалась не очень удачной. Если посмотреть в корень проблемы, причина неудач - в отсутствии политических реформ.

Руководить этими приватизированными фирмами и реформировать их были назначены, как правило, люди, близкие к компартии, "золотая молодежь", зачастую - сыновья и дочери влиятельных партийных функционеров. Это похоже на то, что происходило в России, где на подобные должности назначались люди, приближенные к власти.

Поэтому пока не ясно, сможет ли Вьетнам развить достигнутые успехи. Соседний Китай становится все более и более дорогостоящей экономикой, зарплаты становятся все выше, и мы видим, что многие производства либо собираются переместить, либо уже перемещаются в другие страны Юго-Восточной Азии.

В этом смысле Вьетнам занимает интересную позицию в регионе. Например, Индонезия с большим трудом привлекает прямые иностранные инвестиции, поскольку демократизация и децентрализация, проведенные здесь в последние два года, привели к тому, что иностранным инвесторам становится все сложнее понять, кто что контролирует и кто за что отвечает.

В авторитарный Вьетнам инвесторам легче вкладывать деньги, поскольку компартия остается здесь главным игроком. Этого уже нельзя сказать о других странах региона, таких как Филиппины или Индонезия, ставших в последние пару лет более демократическими.

В политическом смысле давление на власть растет. В стране существует активная блогосфера, властям все труднее блокировать протестные голоса в интернете - так же, как это происходит во многих странах с авторитарными режимами.

Организованные оппозиционные группы базируются в США, они умеют использовать соцсети и обычные СМИ для оказания давления на власти страны.

Внутри Вьетнама тоже есть оппозиция, но здесь нет оппозиционной партии или какой-либо организованной оппозиции, поскольку компартия немедленно подавляет любые организованные протесты или демонстрации, которые очень редки в этой стране.

www.bbc.com

Глава I. Экономическая модель современного Вьетнама:

Анализ современного состоянии экономика Вьетнама

Введение

Актуальность темы исследования. Вьетнам сегодня вступил в новый этап развития, связанный с учетом серьезнейших трансформаций глобальной мировой хозяйственной системы. Учет этих сдвигов реально выводит национальную экономику Вьетнама на новый уровень взаимодействия с внешней сферой по широкому аспекту. За последние годы, особенно с 2006 года в стране происходят существенные изменения, которые оказывают большое влияние не только на национальное экономическое развитие в целом, но в первую очередь на финансовую и валютно-кредитную сферу.

Во-первых, произошло присоединение Вьетнама к ВТО, что, с одной стороны, способствует тенденциям к расширению вьетнамских внешнеэкономических связей, повышению требований к национальной экономической конкурентоспособности на мировом рынке на основе общих правил этой организации. С другой стороны, эти требования сказываются на качестве деятельности в сфере финансовых и валютно-кредитных отношений страны, непосредственно связанных с ее внешнеэкономической деятельностью.

Во-вторых, в 2006 г. полностью вступило в силу Соглашение о таможенных льготах для Вьетнама как страны - участницы зоны свободной торговли АСЕАН (таможенные пошлины сокращаются до уровня 0 - 5%), что создает наиболее благоприятные предпосылки для развития внешней торговли страны. Исходя из того, что страны АСЕАН, многие из которых являются также участниками ВТО, занимают ведущие позиции во внешнеэкономических связях Вьетнама по всем факторам экономического развития страны - торговле, предоставлению услуг, движению капитала и рабочей силы, это оказывает и будет оказывать прямое влияние на состояние платежного баланса СРВ.

Начат интенсивный процесс финансовой интеграции в рамках стран АСЕАН, которая по плану завершится к 2020 г., когда будет достигнута либерализация

сферы услуг и капиталовложений . Вместе с тем торговая и финансовая интеграция десяти стран АСЕАН имеет тенденции к распространению на другие страны азиатского региона, а в первую очередь на такие, как Китай, Япония и Южная Корея. Складывающаяся конфигурация «АСЕАН плюс Три» заметно продвигается в направлении растущего взаимопонимания и развития взаимоотношений на основе проекта формирования единой валюты в Азии. Хотя на данный момент вопрос о создании коллективной азиатской валюты остается нерешенным, однако перспектива ее формирования требует серьезных подготовительных шагов к этому для стран-участниц проекта.

Стало очевидным, что вопрос о валютном регулировании, в том числе регулировании национального валютного рынка, привлекает большое внимание как со стороны вьетнамского государства и населения, так и зарубежных партнеров. Ведь именно уровень либерализации валютного законодательства и цивилизованности функционирования валютного рынка является одним из ключевых условий, стимулирующих полную интеграцию Вьетнама в АСЕАН и адаптацию национальной экономики к мирохозяйственным условиям после присоединения к ВТО. С другой стороны, сохраняет свое значение вопрос, насколько будет обеспечена национальная экономическая безопасность при либерализации валютного регулирования, одним из важных инструментов которого выступает национальный валютный рынок? Ответ на данный вопрос является не простым для руководства страны.

Таким образом, интеграция Вьетнама в мировое хозяйство определяет необходимость совершенствования национального валютного рынка как механизма обеспечения связи между экономикой страны и мировой экономикой, так и способа проведения международных расчетов для внешнеэкономической деятельности. Следовательно, развитие валютного рынка Вьетнама, с одной стороны, зависит от

' Согласно договоренностям соглашения по услугам и соглашения о формировании инвестиционной зоны в рамках стран зоны свободной торговли (АФТА) к 2020 г. будет достигнута либерализация сферы торговли услуг (финансы, морской и воздушный транспорт, туризм, строительство, телекоммуникации и предпринимательские услуги) и капиталовложений.

внутренней социально-экономической ситуации, и с другой - является одним из необходимых условий формирования на пути полноценной интеграции страны в мировое сообщество. Учитывая растущее значение валютного рынка при усилении интеграционных процессов во Вьетнаме, актуальным вопросом становится необходимость анализа современного состояния национального валютного рынка для выявления основных проблем его функционирования и разработки целенаправленных стратегий развития национального валютного рынка на долгосрочную перспективу.

Степень разработанности темы. Теоретическим основам валютного рынка, проблемам его функционирования, развития, и использования отдельных валютно-финансовых инструментов, проблематике валютных курсов посвящено большое число научных работ многих зарубежных и российских ученых. Однако, у западных ученых основное внимание уделено функционированию и регулированию валютного рынка в условиях развитой рыночной экономики, тогда как у российских ученых - тем же вопросам, но в условиях российской экономики переходного периода. Валютный рынок Вьетнама, кроме общих черт, характеризующих экономическую обстановку переходного периода 90-х гг. на мировой арене, обладает своими особенностями становления, функционирования и развития.

Вьетнамская экономика в настоящее время характеризуется как рыночная экономика с сохранением социалистической ориентации, что определяет специфику развития валютного рынка страны. Впервые во Вьетнаме организованный валютный рынок был сформирован в 1991 году. За 15 лет своего существования вьетнамский валютный рынок постепенно формируется и развивается в соответствии с современными этому экономическими условиями страны. Тем не менее, состояние и развитие национального валютного рынка, а также проблема его функционирования рассматривается во вьетнамской научной литературе недостаточно комплексно. Поэтому в условиях повышения влияния

процессов глобализации на экономику Вьетнама вопрос о роли валютного рынка в его внешнеэкономической деятельности и в экономическом развитии страны в целом, требует более комплексного рассмотрения.

1. Истоки:

Экономическая модель вьетнамской экономики, предложенная правительством после первого десятилетия 21-го века, включает следующие направления.

Реструктуризация промышленности и услуг. Это означает переход от производства промышленностью изделий с низким научно-техническим содержанием и добавленной стоимостью к высокому уровню добавленной стоимости, с акцентом на поддержку производства высокотехнологичных продуктов, где Вьетнам имеет реальные возможности.

Реструктуризация предприятий. Для нее необходимо применять новейшие мировые научные и технологические достижения в областях управления и производства, в соответсвии с этим реформировать и корпоративное управление. Реструктуризация предприятий является основой для создания нового лица вьетнамской экономики.

Корректировка маркетинговой стратегии. Глобализация и международная интеграция открывает огромный рынок для предприятий, что позволяет им в полной мере использовать преимущества, вытекающие из их инвестиционных проектов. Но, глобализация также увеличивает взаимозависимость экономик, особенно с высоким уровнем кооперации как вьетнамская. Необходимо диверсифицировать продукцию и экспортные рынки, ограничивая зависимость от нескольких рынков, в то же время поощрять развитие внутреннего рынка, особенно в сельской местности. На внешнем рынке сейчас главное — не просто рост экспорта в одной стране или территории, а проникновение в цепочку создания прибавочной стоимости.

Уменьшение государственных расходов в целом и повышение стимулов для привлечения инвестиций из частного сектора и иностранных фирм, разработка новых форм инвестирования, в частности, государственно-частного партнерства.

Ключевыми отраслями, которые вместе должны выступать "локомотивом" вьетнамской экономики, считаются электроэнергетика, электроника, пищевая промышленность, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство автомобильных агрегатов и запчастей, доюыча и переработка нефти и газа, туризм.

2. Причины формирование:

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляються.

В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран — России, других стран — членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, также же и социалистического Вьетнама — к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.

3. Эффективность современной модели экономика Вьетнама:

В течение 90-х и "нулевых" годов экономика Вьетнама демонстрировала впечатляющие успехи. Еще с 1992 года Вьетнам проводил разгосударствление промышленных предприятий. Приветствовалось привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий. В сфере услуг, торговле и в производстве ТНП сейчас преобладают частные предприятия. Вьетнам является членом ВТО. Ежегодный прирост ВВП, в среднем, составлял 8,5% (однако, в 2008 г. он снизился до 6,5%, а в 2009 г. и далее до 5 с небольшим процентов).

Продолжаются осуществляются довольно масштабные проекты в сфере энергетики и транспорта. Вьетнам занимает 1-2 места в мире по производству и экспорту некоторых cельхозпродуктов и находится в первой десятке по экспорту товаров легкой промышленности.

В течение последних 15-ти лет Вьетнам стал одним из самых заметных экспортеров в США. Начиная с конца 2008 г. стали чувствоваться последствия уменьшения спроса со стороны американских потребителей. Это затрагивает мебель, электронику, одежду, текстиль, обувь, морепродукты. Такая тенденция осталась и после кризиса. Вместе с тем, при уменьшении валовых показателей экспорта, у вьетнамских изделий появляется шанс занять большую долю американского импорта за счет вытеснения изделий из КНР, Индии, Мексики благодаря меньшей себестоимости.

В 2009 г. страна перешла на уровень среднеразвитых стран по годовому доходу на душу населения, превысив $1000. В 2011 г. происхоило много дискуссий, как избежать экономической ловушки средних доходов, который может привести к утере конкурентноспособности вьетнамской экономики. Ведь, до этого главным фактором ее конкурентноспособности был низкий уровень заработной платы. В связи с ее ростом этот фактор играет все меньшую роль. Поэтому для обеспечения дальнейшего роста экономики необходимы инновационные подходы, высокая квалификация персонала, более эффективное управление.

ВВП вырос на 5.2%. Около 55 тыс. фирм обанкротились, не выдержав конкуренции.

Прогноз развития на 2014 г.

Мировой Банк прогнозирует, что ВВП Вьетнама в 2014 г. вырастет на 5.3%. Это чуть больше роста в 2013 г. Рост ВВП около цифры в 5% развивающихся экономик является слабым. Он не позволяет обеспечить работой молодежь в достаточной для стабильности степени.

Инфляция будет значительно выше, чем в 2013 г. так как государство будет проводить мягкую монетарную политику. Курс вьетнамского донга составит 21500 VND к $1. Банкротство фирм будет еще бо̀льшим, чем в 2013 г. В то же время, вырастут прямые иностранные инвестиции, особенно из Японии и Южной Кореи, которые будут переносить свои производства из Китая во Вьетнам. Из-за низкого спроса сектор недвижимости будет оставаться "замороженным". Количество государственных предприятий к концу 2014 г. сократится до 600.

+ Экспорт и импорт

Вьетнам получил от вступления в ВТО больше преимуществ, чем отрицательных моментов. Ежегодный прирост экспорта по объему товаров увеличивался на 20%.

Главные статьи экспорта: сырая нефть, текстиль, кожаная обувь, морепродукты. Главными торговыми партнерами являются США, Китай, ЕС, Япония, Южная Корея. По 9-ти группам товаров экспорт превышает $1 млрд., при этом по 4-м из них — $3 млрд., по двум — $2 млрд. Вьетнамский рис поставляется уже более чем в 70 стран мира и по его экспорту в 2012 г. страна возможно занала первое место в мире, что является важным психологическим моментом. Еще в 2007 г. Вьетнам обошел Таиланд и Индонезию в ЮВА по экспорту мебели. По экспорту орехов-кешью Вьетнам держится на 1-м месте. Вьетнам держит половину мирового рынка черного перца, что позволяет ему в определенной мере влиять на цены.

+ Валюта, банки

Донг — валюта Вьетнама пока неконвертируем. Инфляция за последние 10 лет была менее 10% в год и только в 2008 г. произошел скачок до 20%. К концу 2012 г. курс донга опустился почти до 21 000 единиц за один доллар США, уровень инфляции находился на обычном среднегодовом уровне.

Роль банковского сектора в экономике Вьетнама постоянно растет. Крупнейшим банком Вьетнама по размеру уставного капитала и другим показателям является Агрибанк. В стране много отраслевых коммерческих банков и средних коммерческих банков. Государственный банк Вьетнама в последнее время стал более активно заниматься регулированием банковской сферы.

+ Иностранные инвестиции

Вьетнам активно призывает иностранные компании инвестировать в промышленность. В 2008 г. прямые иностранные инвестиции во Вьетнам достигли $60 млрд. В 2009 г. сумма была уже значительно скромнее — $21.48 млрд. В 2010-11 гг. происходило дальнейшее снижение прямых иностранных инвестиций. Во Вьетнаме действует 135 промышленных и экспортных зон, занимающих, в общем, более 27 тыс. гектаров. Большинство таких зон находится в дельте Красной реки, в промышленном узле г.Хошимина, а также на центральном побережье. Многие из них появились благодаря иностранным инвестициям.

+ Модернизация

Привлечение инстранных инвестиций для экстенсивного развития отходит на второй план. Важное значение стало придаваться собственым инновациям и эффективному использованию людских ресурсов. В связи с этим ставятся задачи резкого повышения квалификации рабочих, инженеров, менеджеров, создания большего количества рабочих мест, требующих высокой квалификации. Обращается вимание на необходимость повышения конкурентноспособности вьетнамских предприятий, вначале на внутреннем рынке.

В подготовке инженерных кадров Вьетнам вновь обратил внимание на российские вузы и стал направлять на учебу несколько сотен студентов в год на некоторые технические специальности.

+ Машиностроение

Машиностроение является относительно новой отраслью. Больших успехов достигло морское машиностроение, иными словами, судостроение. Вьетнам занимает 5-е место в мире по тоннажу строящихся судов, опережая, в том числе, Россию. Экспортная прибыль от продажи построенных во Вьетнаме судов в иные годы превышает $200 млн. Автомобилей производится около 100 тыс. в год, почти все — на предприятиях с участием иностранного капитала.

+ Деревообработка, производство мебели и бумаги

Одной из важных статей вьетнамского экспорта становится продукция деревообработки. Доход от ее экспорта достигает $3 млрд. Вьетнам экспортирует лесопродукцию в 120 стран. Самый большой импортер — США, а также Япония и страны Евросоюза. Основные деревообрабатывающие предприятия расположены на юге и в центральной части страны. Только в одной южной провинции Бинь Зыонг расположены 200 деревообрабатывающих компаний, 64 из которых — с иностранными инвестициями.

Во Вьетнаме выпускается много мебели высокого и среднего качества. Значительная ее часть экспортируется.

Производство бумаги является относительно новым направлением. Ежегодные темпы роста здесь выше, чем в целом по промышленности.

+ Производство одежды и обуви

Вьетнам производит огромное количество одежды и обуви, в основном, на экспорт. Экспорт одежды приносит около $13 млрд. в год. Страны ЕС неоднократно предпринимали усилия по ограждению своего рынка от качественных и дешевых товаров легкой промышленности из Вьетнама, но тщетно. Рынок диктует свои условия, европейские покупатели делают выбор в пользу вьетнамских товаров.

+ Производство электрического кабеля

Ежегодный рост в кабельном секторе Вьетнама держится на уровне 20-30%. Производятся электрические провода и кабели бытового назначения, кабели для распределения электроэнергии, провода с медными и алюминиевыми жилами на среднее напряжение, высоковольтные провода и кабели, провода для электромагнитов машин и электроники. Наиболее интенсивный рост наблюдается в компаниях, выпускающих жгуты проводов для автомобильной промышленности.

+ Сельское хозяйство

Основная сельскохозяйственная культура во Вьетнаме — рис, занимающая огромные площади по всей стране на равнинах и, кое-где, в горной местности. С 1990 г. по 2005 г. производство риса во Вьетнаме увеличилось втрое и стабилизировалось. Экспорт риса приблизился к 7 млн. тонн. Вероятно вьетнамцам психологически важно выйти по экспорту риса на первое место, оттеснив на второе Таиланд. Возможно, это произойдет уже по результатам 2012 г. или в ближайшие годы. Другие культуры: кукуруза, орехи кешью, различные овощи и фрукты. Хорошо развито птицеводство, свиноводство, пчеловодство. Бичом птицеводства являются периодически возникающие вспышки птичьего гриппа.

Чайными плантациями заняты 125 тыс. га в 33 провинциях, в чайной отрасли заняты полмиллиона работников. 350 000 гектаров заняты орехами кешью. Активно развивается рыболовство и рыбоводство, добыча и выращивание морепродуктов. Морепродукты во Вьетнаме очень дешевы. Общий экспорт морепродуктов составляет около $3,5 млрд. в год.

studfiles.net

Каковы причины высоких темпов роста вьетнамской экономики?

Мировой кризис оттого так и называется, что затронул практически все страны. США увеличили государственный долг до двузначной суммы, измеряемой в триллионах долларов. Нефтедобывающие страны, в том числе и Россия, страдают от падения цен на углеводородное сырье. Общее снижение потребления ударило и по «всемирной фабрике» - Китаю. На фоне этих крайне негативных явлений, выраженных в резком снижении темпов роста, а в некоторых случаях стагнации, очень неплохо выглядит развитие экономики во Вьетнаме. Конечно же, страна эта очень специфична, и ее опыт не может служить универсальным рецептом оздоровления для всего мира, но на кое-какие моменты обратить внимание стоит.

Три классических кита вьетнамской экономики

На настоящий момент экономический рост этого нового «молодого тигра» Юго-Восточной Азии достиг и даже несколько превысил семипроцентный рубеж, выведя страну по этому показателю на лидирующие позиции не только в регионе, но и в мире. Правительство ожидало даже большего, а именно 10%, но оптимизм не вполне оправдался, хотя и так вышло очень хорошо. Причины этого радостного для вьетнамцев эффекта обычны, и ничего чудесного в них нет. Их три:

- Развитие промышленности, ориентированной на внешние рынки.

- Создание условий, максимально благоприятных для иностранных инвесторов.

- Стимуляция внутреннего потребительского рынка.

За этими тремя позициями, конечно же, стоят более сложные процессы и явления. Однако судя по тепам роста, вьетнамскому руководству удается успешно лавировать между рифами и подводными камнями, которым так обильно усеяны фарватеры современного мирового хозяйства.

Как Вьетнам борется за рынки

Невозможно добиться притока инвесторов без внешнеполитической стабильности. Также нельзя рассчитывать на увеличение потребления населением, если не наращивать его платежеспособность, а значит, и благосостояние. Этот фактор входит в противоречие с важным для инвесторов вопросом размера оплаты труда. Создание высокотехнологичных производств, продукция которых будет пользоваться устойчивым спросом в разных странах - задача непростая, требующая огромных затрат и времени. К примеру, если бы еще в начале восьмидесятых годов кто-то предположил, что китайские телевизоры и компьютеры заполонят мир, то это, скорее всего, вызвало бы смех.

Что касается стимулирования внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности экспорта, то для решения этой задачи государственный банк три раза проводил девальвацию национальной денежной единицы, донга. Эта мера снижает валютную стоимость всего, что изготавливается во Вьетнаме, создавая к тому же у туристов ощущение дешевизны услуг.

На чем зарабатывает Вьетнам

Экспорт вьетнамских товаров в абсолютном выражении превысил 162,4 миллиарда долларов США, показав рост по сравнению с предыдущим годом на 8,1 процента. Более 70 % его объема составляет продукция, произведенная иностранными фирмами на территории страны.

Несколько замедлило рост резкое снижение цен на сырье. Самым крупным внешним инвестором во вьетнамскую экономику являются Соединенные Штаты, американских предпринимателей привлекают в страну несколько важных факторов, в том числе дешевая рабочая сила, способная качественно трудиться. В США экспортируются значительные объемы сельскохозяйственной продукции, в том числе экзотической, и углеводородов (главным образом, нефть).

Главными «коньками» вьетнамского сельхозсектора традиционно считаются деликатесные сорта кофе, чая, фруктов, а кроме того в стране выращивается довольно много кукурузы, и добываются морепродукты.

Промышленный рост наблюдается в судостроительной отрасли. Вьетнам не только обеспечивает плавсредствами собственный торговый и рыбопромысловый флоты, но и поставляет их на экспорт.

Столь же позитивна динамика деревообрабатывающей промышленности, базой для которой стали в основном центральные и южные регионы страны. Вьетнамская мебель экспортируется в 120 стран мира, главными покупателями выступают страны Евросоюза, США и Япония.

Одной из важнейших отраслей хозяйства считается международный туризм.

Общий обзор результатов и прогноз

Показатели вьетнамской экономики выглядят следующим образом:

Промышленный рост – 9,8%.

Рост объема иностранных инвестиций – 17,4% (14,5 млрд. $).

Дефицит платежного баланса внешнеторговых операций составил в декабре 300 миллионов долларов, что свидетельствует о некоторых проблемах со сбытом, возникших в прошедшем году (еще в ноябре сальдо было положительным в размере 263 млн.)

Стимулированию внутреннего спроса способствует либеральная кредитная политика, объем займов увеличился на 17,2%.

На фоне трехкратной девальвации очень приятно выглядит индекс инфляции, составивший всего 0,63%.

Рост вьетнамской экономики на 2016 год запланирован в пределах 6,7%. Приоритетом считается развитие частного сектора.

fb.ru

Экономика Вьетнама — Страны Мира

ВВП в 2002 вырос на 7,2% (6,8% в 2001, 6,6% — среднегодовой прирост за 1990—2002) и составил 35,28 млрд долл. США (в 2001 — 32 млрд). ВВП на душу населения 441 долл. США. Золотовалютные резервы 2,1 млрд долл. США (2000). Трудоспособное население 40 млн чел. Уровень безработицы в целом по стране — 6,13%, в сельской местности — около 5,5% (2001).

В структуре ВВП наблюдается общая тенденция снижения доли сельскохозяйственного производства и роста промышленности и услуг: сельское хозяйство 22,99%, промышленность и капитальное строительство 38,55%, сфера услуг 38,46%. Государственный сектор в структуре ВВП 40%, негосударственный 47%, сектор иностранных инвестиций 13% (2001).

В. оказался единственной страной в Юго-Восточной Азии, вышедшей без потерь в рецессии 2001 главным образом благодаря росту внутреннего потребления. Рост ВВП в 2002 также определялся этим фактором. Инвестиции, особенно в частном секторе, переживали бум и были эквивалентны 1/3 ВВП. Число новых частных предприятий выросло на 17% до уровня 20 тыс., а общее число их составило 60 тыс. Инвестиции в новые мелкие и средние предприятия в частном секторе достигли 2,7 млрд долл. США.

Главным фактором развития стал промышленный сектор с приростом 14,4% в год благодаря расширявшемуся спросу на потребительские товары. Бум наблюдается в швейной промышленности благодаря беспошлинному допуску на рынок США. Рост определяется также активизацией местного частного и иностранного инвестирования, в то время как капиталовложения в государственный сектор оставались на постоянном уровне.

Инфляция, по официальным вьетнамским данным, составила 4%, по данным Всемирного банка — 8% (2002).

Промышленность — наиболее динамично развивающаяся отрасль народного хозяйства. В 2001 прирост составил в государственном секторе 15,4% (госпредприятия центрального подчинения — 13,1%, местная промышленность — 11,8%), на совместных предприятиях с участием иностранного капитала 20,3%, в промышленности ключевых экономических районов 12,1%. Основное внимание в этом секторе уделяется перерабатывающей промышленности, производству потребительских и экспортных товаров.

К кон. 1990-х гг. число госпредприятий сократилось с более чем 12 тыс. до 5,8 тыс. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Из общего числа госпредприятий в 2002 3000 являлись убыточными.

Темпы развития сельскохозяйственного производства, включая лесное хозяйство и рыболовство, сохраняются на стабильном уровне. Они составили в 2002 около 5%, в рыболовстве и производстве морепродуктов — 14%. Важнейшая продовольственная культура — рис, урожаи которого собирают 2—3 раза в год. В. не только полностью обеспечивает свои потребности в рисе, но и является одним из крупнейших его экспортёров (после Таиланда и США).

Основа стабильного развития этой отрасли состоит в том, что именно индивидуальные крестьянские хозяйства на протяжении последних лет дают 95% продукции отрасли. В 2001 производство продовольствия превысило 30 млн т.

Автомобильные дороги насчитывают около 60 тыс. км, в т.ч.: государственные шоссе — 12 тыс. км, межпровинциальные дороги — 15 тыс. км и межрайонные — 25 тыс. км. 25% государственных шоссе имеет твёрдое покрытие. Основная магистраль — шоссе № 1 (2300 км) проходит от северной границы с КНР до мыса Камау — самой крайней точки на юге страны.

К кон. 1990-х гг. длина железнодорожных линий превысила 4 тыс. км. Основная магистраль «Север— Юг» (протяжённость 2000 км). Восстановлен железнодорожный маршрут «Ханой—Пекин». Идут приготовления по открытию международного маршрута «В. — Китай — Монголия — Россия».

В стране насчитывается более 40 тыс. больших и малых судоходных рек и каналов. На морском побережье действуют 17 портов. Наиболее крупными являются Хайфон, Хошимин, Дананг и Камрань. Через Хайфон проходит почти 1/2 морского грузопотока.

Большие государственные и иностранные инвестиции были вложены в модернизацию гражданской авиации. Воздушный флот обслуживает 17 внутренних маршрутов протяжённостью 62,5 тыс. км. Основной объём перевозок приходится на трассу Ханой — Хошимин. Функционируют 3 международных аэропорта: Нойбай в Ханое, Таншоннят в Хошимине и Фубай в Тхыатхиен-Хюэ. С этих аэропортов совершаются полёты главным образом в страны Юго-Восточной Азии, а также в Европу. В 2002 между В. и США было достигнуто соглашение об установлении аэромаршрута «Хошимин — Сан-Франциско — Хошимин».

Современная связь в стране представлена 2 наземными станциями космической связи «Лотос-1» и «Лотос-2», обеспечивающими телеграфную, телефонную и телетайпную связь с 56 странами мира.

Всё более широкое распространение получают новые службы связи, такие как факсимиле, мобильные телефоны, пейджинг, электронная почта, сеть срочной внутренней и международной информации. В 1999 на 100 жителей В. приходилось 3,2 телефона, в 2002 этот показатель увеличился до 4,25.

Сфера услуг в 2002 выросла на 12%. Здесь основное внимание сосредоточено на развитии транспортной отрасли, средств сообщения, торговли, туризма, банков, технологий, правовой базы. На 4,6% увеличились объёмы перевозки пассажиров, по грузоперевозкам рост составил 7,2%.

В 2000 на торговлю приходилось 75,2 тыс. млрд донгов (доля в сфере услуг — 71%, рост — 7,4%), на гостиничный и ресторанный бизнес — 12,8 тыс. млрд донгов (доля — 12,1%, рост — 12,2%), на туризм и предприятия сервиса — 6,2 тыс. млрд донгов (доля — 5,9%, рост — 10,7%).

По разным причинам туристический бизнес в стране развивается медленно. В 2001 в стране побывало 2,33 млн иностранных граждан (в 2000 — 2,14 млн), в т.ч. 1,319 млн туристов, 439,7 тыс. чел. с деловым визитом, 478,6 тыс. чел. для посещения родственников и 93,5 тыс. чел. с другими целями.

В кредитно-денежной системе ведущую роль играют Госбанк СРВ и св. 60 коммерческих банков, находящихся в государственной собственности. Это — Вьеткомбанк, обслуживающий экспортно-импортные финансовые потоки, Промышленно-торговый банк, специализирующийся на кредитовании промышленных и коммерческих предприятий, Сельхозбанк, финансирующий аграрный сектор, Банк инвестиций и развития (Вьетиндебанк), кредитующий долгосрочные инвестиционные проекты, и ряд др. Банковская система включает также другие акционерные коммерческие банки. В целом государственные банки контролируют 80% финансового рынка страны, 12% приходится на долю «полуавтономных» финансовых учреждений (совместных и частных), остальные 8% приходятся на банки с иностранным участием.

В настоящее время действуют 4 совместных банка, около 60 представительств и 20 филиалов 50 крупнейших иностранных банков и финансовых организаций. В. поддерживает деловые контакты со Всемирным банком, МВФ, АзБР и др. Ведущие финансовые учреждения имеют свои представительства в зарубежных странах. В сер. 2002 в США были открыты первые в этой стране представительства Вьеткомбанка и Вьетиндебанка.

Государственный бюджет в 2002 исполнен по доходам в 19,94% ВВП, по расходам — 22,47%, дефицит — 2,53%. Внутренние капиталовложения в экономику составили 66,7% (в 2000 — 82%), иностранные инвестиции — 33,3%. Из внутренних капиталовложений: 56,8% — государственные, 43,2% — смешанные и частные. Внешний долг страны 13,3 млрд долл. США (или 37% ВВП). По критериям МВФ В. считается кредитоспособным плательщиком.

В 2002 была произведена девальвация донга. Обменный курс донга 15 400 донгов за 1 долл. США.

Приток прямых ежегодных иностранных инвестиций составил 2,2 млрд долл. США, в т.ч. 1,6 млрд долл. США на строительство небольших и средних промышленных объектов. К нач. 2002 было зарегист-

рировано 3044 совместных проекта с иностранным участием и уставным капиталом 37,6 млрд долл. США, в т.ч. 1459 проектов с капиталом 20,6 млрд долл. реализованы, 769 проектов (11,1 млрд долл.) находятся в процессе реализации. За это время было создано 399 тыс. рабочих мест.

Продолжает осуществляться программа официальной помощи развитию. В 2002 в её рамках выделены кредиты на сумму 2,4 млрд долл. США на цели подъёма экономики, повышение уровня жизни населения и борьбу с бедностью. Общая сумма ассигнований по этой программе с 1993 достигла 20 млрд долл., половина из которой была использована.

Несмотря на очевидные успехи В. в экономической модернизации в 2002, повышение жизненного уровня и рост доходов населения происходят медленно. Низкой остаётся заработная плата у работников госсектора — 210 тыс. донгов в месяц (около 14 долл.). С января 2003 она была повышена до 290 тыс. Средние доходы на душу населения составили 331 тыс. донгов в месяц (рост на 12% по сравнению с 1999). По оценкам Госбанка СРВ, общие сбережения населения составляют около 30 трлн донгов. Уровень бедности в 2002 — 32% общего числа населения и 10% за чертой абсолютной бедности, 90% населения с минимальными доходами проживает в сельской местности.

Наращивание внешнеэкономической деятельности — один из важнейших приоритетов руководства СРВ.

Экспорт В. в 2002 составил 16,53 млрд долл. США (в 2001 — 13,596 млрд). Основные экспортные товары (%): нефть (доля в общем экспорте 20), изделия швейной промышленности (16), морепродукты (12), обувь (11), рис (4), кофе (2), другие товары (35). Рост экспорта был достигнут благодаря увеличению объёмов вывоза каучука, кустарных изделий, морепродуктов, швейных изделий и обуви. Заметно сократились поставки за рубеж нефти, риса, овощей и электроники. Экспорт направлялся (%): в Японию (15), США (15), Китай (9), Австралию (8), Сингапур (6), Тайвань (5), Германию (4), Южную Корею, Великобританию, Францию (по 3), в другие страны (29).

Импорт в 2002 составил 19,3 млрд долл. США (16,816 млрд в 2001), дефицит внешнеторгового баланса 2,77 млрд долл. Основные импортные товары (%): машинное оборудование и станки (19), горючесмазочные материалы (10), ткани (9), стальной прокат (7), одежда (5), автомашины, электротехническое оборудование, удобрения (по 2), другие товары (44).

Экспорт рабочей силы в 2002 составил около 50 тыс. чел. в год, главным образом в Малайзию (около 30 тыс.), Южную Корею, Японию, на Тайвань и в страны Ближнего Востока.

Гибкий подход В. ко всему комплексу взаимоотношений с КНР позволил восстановить взаимовыгодные торгово-экономические отношения с этой страной. В настоящее время капиталовложения КНР во В. осуществляются в 41 проекте общей стоимостью 70 млн долл. США. Торговый оборот в 2002 составил 3,5 млрд долл. США (в 2001 — 2,8 млрд). Во время визита в Ханой в феврале 2002 председателя КНР Цзян Цзэминя стороны выразили намерение довести товарооборот между странами в 2005 до 5 млрд долл. США.

Успешно складываются торгово-экономические отношения с Японией. Эта страна в 1992—2002 предоставила В. по линии официальной помощи развитию 8,2 млрд долл. США. Япония остаётся также ключевым торговым партнёром В. В 2002 торговый оборот между странами достиг 5 млрд долл. США.

Принципиальное значение для расширения иностранных инвестиций и внешней торговли В. имела ратификация торгового соглашения с США в декабре 2001. Внешнеторговый оборот двух стран в 2002, по предварительным данным, составил около 2,5 млрд долл. США. Экспорт в США за 2001—02 удвоился, достигнув 2 млрд долл. в год. При этом экспорт швейных изделий увеличился в 18 раз. США становятся самым большим рынком для вьетнамских товаров: за два первых месяца 2003 экспорт в США достиг 590 млн долл., т.е. вырос на 350% по сравнению с аналогичным периодом 2002. Объём американских инвестиций оценивают примерно в 1 млрд долл. Они сконцентрированы в основном в промышленном производстве, недвижимости, разработке нефти и газа. На долю промышленного сектора и гостиничного бизнеса приходится 82% всех американских инвестиций и 37 реализуемых проектов.

Товарооборот между РФ и В. в 2002 составил около 500 млн долл. США. Основа экономического сотрудничества двух стран — сфера топливной энергетики и поставок вооружений. РФ занимает 8-е место среди более 60 стран-инвесторов. Примером успешного сотрудничества является деятельность совместного предприятия «Вьетсовпетро» на шельфе В.

В настоящее время В. поддерживает торгово-экономические отношения со 100 зарубежными странами, св. 60 зарубежных компаний имеют здесь свои представительства.

Другие статьи

ru-world.net

Экономика Вьетнама | Статистика стран мира

Государственное устройство Вьетнама

Экономика Вьетнама

Экономика — краткий обзор:

Вьетнам густонаселенная  развивающаяся страна. За последние 30 лет страны восстанавливается после войн, отсутствия поддержки со стороны СССР.

Вьетнамские власти подтвердили свою приверженность к либерализации экономики и международной интеграции. Они проводят политику структурных реформ, необходимых для модернизации экономики и создания более конкурентоспособной экспортно-ориентированной экономики.

Вьетнам вступил в ВТО в январе 2007 года после более чем десятилетнего переговорного процесса.

Доля сельского хозяйства в экономической структуре сокращается с 25% в 2000 году до примерно 21% в 2009 году.

Число бедных значительно сократилось и Вьетнамское правительство решает проблему создания рабочих мест для решения проблемы наличия избыточной рабочей силы, которая растет более чем на один миллион человек каждый год.

В 2009 году экспорт упал почти на 10% в годовом исчислении, что побудило правительство рассмотреть вопрос о корректировке ограничения  дефицита торгового баланса.

Иностранные доноры пообещали $ 8 млрд. помощи в целях развития на 2010 год. Внутренние инвестиции выросли на 16%, а прямые иностранные инвестиции упали на 70%, после 5 летнего роста.

ВВП по паритету покупательной способности (по ППС):

$ 256 900 000 000 (2009 г.)

Место страны в мире: 42

$ 243 900 000 000 (2008 г.)

$ 229 500 000 000 (2007 г.)

Примечание: данные в 2009 долларов США

ВВП по официальному курсу:

$ 92440 млн. (2009 год)

ВВП — реальный темп роста:

5,3% (2009 г.)

Место страны в мире: 23

6,3% (2008 г.)

8,5% (2007 г.)

ВВП — на душу населения (по ППС):

2900 долл. США (2009 г.)

Место страны в мире: 165

2800 долл. США (2008 г.)

2700 долл. США (2007 г.)

ВВП — по секторам экономики:

сельское хозяйство: 21,3%

промышленность: 40%

Услуги: 38,7% (2009 г.)

Рабочая сила:

48260000 (апрель 2009 г.)

Место страны в мире: 11

Рабочая сила — по секторам экономики:

сельское хозяйство: 51,8%

промышленность: 15,4%

Услуги: 32,7% (30 апреля 2009 г.)

Уровень безработицы:

6,5% (апрель 2009 г.)

Место страны в мире: 60

4,7% (2008 г.)

Население, живущее ниже черты бедности:

12,3% (2009 г.)

Бюджет:

доходы: $ 21150 млн.

расходы: $ 29180 млн. (2009 год)

Государственный долг:

53,7% от ВВП (2009 год)

Место страны в мире: 44

48,8% от ВВП (2008 г.)

Уровень инфляции (потребительские цены):

7% (2009 г.)

Место страны в мире: 168

23,1% (2008 г.)

Ставка рефинансирования центрального банка:

6% (31 декабря 2009 года)

Место страны в мире: 45

10,25% (31 декабря 2008 года)

Минимальная ставка кредита коммерческого банка:

15,78% (31 декабря 2008 года)

Место страны в мире: 82

11.18% (31 декабря 2007 года)

Сельское хозяйство – производимая продукция:

рис, кофе, каучук, хлопок, чай, перец, соя, орехи кешью, сахарный тростник, арахис, бананы, домашняя птица, рыба, морепродукты

Промышленность – производимые продукты:

Продукция пищевой промышленности, одежда, обувь, машиностроительная продукция, продукты горнодобывающая промышленности, уголь, сталь, цемент, химические удобрения, стекло, шины, масло, бумага

Темпы роста промышленного производства:

5,5% (2009 г.)

Место страны в мире: 19

Электроэнергия — производство:

86 900 млн. кВтч (2009 год)

Место страны в мире: 34

Электроэнергия — потребление:

74500 млн. кВтч (2009 год)

Место страны в мире: 36

Электроэнергия — экспорт:

535 млн. кВтч (2009 год)

Электроэнергия — импорт:

3850 млн. кВт · ч (2009 год)

Нефть — добыча:

338400 баррелей / день (2009 год)

Место страны в мире: 36

Нефть — потребление:

302000 баррелей / день (2009 год)

Место страны в мире: 42

Нефть — экспорт:

29400 баррелей / день (2009 год)

Место страны в мире: 88

Нефть — импорт:

134200 баррелей / день (2009 год)

Место страны в мире: 58

Нефть  — разведанные запасы:

4 700 000 000 баррелей (1 января 2009 года)

Место страны в мире: 25

Природный газ — производство:

7900 млн. куб м (2008 г.)

Место страны в мире: 45

Природный газ — потребление:

8100 млн. куб м (2008 г.)

Место страны в мире: 53

Природный газ — импорт:

380 000 куб. м (2009 г.)

Место страны в мире: 69

Природный газ — разведанные запасы:

610 млрд. куб м (с 1 января 2009 года)

Место страны в мире: 31

Сальдо внешней торговли:

— $ 5895 млн. (2009 год)

Место страны в мире: 170

— $ 10710 млн. (2008 г.)

Экспорт:

$ 56980 млн. (2009 год)

Место страны в мире: 41

$ 62690 млн. (2008 г.)

Экспорт — товары:

Сырая нефть, морепродукты, рис, кофе, каучук, чай, одежда, обувь

Экспорт — партнеры:

США 21,43%, 11,44% Япония, Китай 7,27%, 4,43% Австралия, Германия 4,27% (2009)

Импорт:

$ 65080 млн. (2009 год)

Место страны в мире: 38

$ 75470 млн. (2008 г.)

Импорт — товары:

машины и оборудование, нефтепродукты, удобрения, изделия из стали, хлопок сырец, зерно, цемент, мотоциклы

Импорт — партнеры:

Китай 16,42%, Сингапур 9,61%, Япония 8,96%, Тайвань 8,23%, Южная Корея 7,72%, 6,41% Таиланд, Гонконг 4,45%, США 4,27% (2009)

Резервы иностранной валюты и золота:

$ 17 810 000 000 (31 декабря 2009 года)

Место страны в мире: 57

$ 24 180 000 000 (31 декабря 2008 г.)

Долг — внешний:

31 млрд. долл. США (31 декабря 2009 года)

Место страны в мире: 60

$ 25 890 000 000 (31 декабря 2008 г.)

Телефоны — мобильные:

70 миллионов (2008)

Место страны в мире: 13

Электронные СМИ:

Правительство контролирует все СМИ – осуществляется  контроль со стороны министерства информации и коммуникаций.

 Национальный оператор телевидения Вьетнама (VTV), управляет сетью из 9 каналов, вещание передается через общенациональную сеть провинциальных и муниципальных телевизионных станций.

Закон ограничивает доступ к спутниковому телевидению, но многие домохозяйства имеют доступ через систему индивидуальных устройств.

Радио Голос Вьетнама, национальная телекомпания радио, вещает на 6 каналах и транслируется на AM, FM , и коротковолновых станциях по всей территории Вьетнама (2008)

Интернет-пользователи:

20 834 000 (2008)

Место страны в мире: 18

Вернуться к началу

Транспорт  Вьетнама

Аэропорты:

44 (2010)

Место страны в мире: 98

Аэропорты — с твердым покрытием взлетно-посадочных полос:

Всего: 37

С длинной полосы:

более 3047 м: 9

2438 до 3047 м: 5

1524 до 2437 м: 14

914 до 1523 м: 9 (2010)

Аэропорты — с грунтовыми взлетно-посадочными полосами:

Всего: 7

С длинной полосы:

1524 до 2437 м: 1

914 до 1523 м: 3

в 914 м: 3 (2010)

Вертодромы:

1 (2010)

Трубопроводы:

конденсат / газ 42 км; газ 66 км; нефть 206 км (2009)

Железные дороги:

Всего: 2347 км

Место страны в мире: 67

Шириной колеи: 1.435 м  — 178 км

Шириной колеи: 1.000 м  — 2169 км (2008)

Автомобильные дороги:

всего: 171 392 км

Место страны в мире: 29

С твердым покрытием: 125 789 км

грунтовых: 45603 км (2008)

Водные пути:

17702 км (5.000 км для судов осадкой до 1,8 м) (2008)

Место страны в мире: 7

Торговый флот:

Всего: 537

Место страны в мире: 21

Порты и терминалы:

Дананг, Хайфон, Хо Ши Мин Сити

Транспорт — примечание:

Записи по теме

.

iformatsiya.ru

Экономика Вьетнама - Основы экономики

Экономика - Экономики стран мира

Страница 1 из 2

 

Социалистическая Республика Вьетнам – это государство Юго-Восточной Азии с развивающейся экономикой. «Вьетнамское экономическое чудо» началось в 1986 году, когда страна, страдавшая от последствий войны и разрушения и близкая к экономическому краху, начала открываться экономически (политика экономического обновления «дой мой»/вьет.: Đổi mới) и пошла по пути «социалистической рыночной экономики», образцом для которой стала экономическая модель Китайской Народной Республики. В последующие два с половиной десятилетия Социалистическая Республика Вьетнам пережила стремительный экономический подъем. При этом темпы роста чаще всего достигали 7-8 % в год.

От последствий финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов страна оправилась сравнительно быстро. Однако меры поддержки конъюнктуры привели в 2010-2011 годах к высокому уровню инфляции (до 20 с лишним процентов) и обесцениванию национальной валюты относительно доллара США. С февраля 2011 года правительство Вьетнама успешно осуществило курс на макроэкономическую стабилизацию и за это время смогло добиться заметных успехов – в 2013 году уровень инфляции снизился почти до 6 %, благодаря чему намеченный Государственным банком на 2014 год уровень инфляции значительно ниже 7 % кажется вполне реалистичным.

В результате сокращения государственных инвестиций пострадала прежде всего сфера строительства, в то время как инвестиции в промышленные проекты продолжают стабильно расти. С учетом объемов экспорта (132,2 млрд. долларов США) и импорта (131,3 млрд. долларов США) в 2013 году страна уже во второй раз добилась положительного сальдо внешнеторгового баланса. Обменный курс национальной валюты относительно доллара США остается стабильным (1 доллар США стоит около 21 000 донгов). Валовой внутренний продукт Вьетнама вырос в 2013 году на 5,42 %. К тому же экономическому развитию страны способствовало то, что в 2013 году трудовые мигранты из этой страны Юго-Восточной Азии осуществили обратные денежные переводы на сумму около 11 млрд. долларов США, а иностранные предприятия – инвестиции в объеме 23 млрд. долларов США, что значительно превзошло прогнозы.

В 2009 году уровень доходов в стране превысил 1000 долларов США на душу населения в год, и с тех пор Вьетнам является «страной со средним уровнем доходов» (англ.: «Middle Income Country»). В 2013 году ВВП страны составил 176 млрд. долларов США, то есть 1 960 долларов США на душу населения. Правда, доходы населения очень неравномерно распределены между городом и сельской местностью. Как и прежде, в деревне проживает 60 % вьетнамцев, но эта часть населения зарабатывает лишь 20 % от объема национального дохода. Зато в районе крупнейшей метрополии, города Хошимин, с населением 10 миллионов человек, сосредоточена четверть экономической мощи страны, характеризующаяся двузначными темпами роста. При этом, согласно оценкам, в народном хозяйстве Вьетнама по-прежнему слишком высока доля государственных предприятий.

Вторым по значимости после КНР торговым партнером страны является Европейский Союз. В 2013 году объемы вьетнамского экспорта и импорта резко выросли по сравнению с 2012 годом: объем экспорта – со 114,6 до 132,2 млрд. долларов США, а объем импорта – со 114,3 до 131,3 млрд. долларов США. Важнейшими статьями вьетнамского экспорта в последнее время стали высококачественная электроника, текстиль и нефть (51,7 млрд. долларов США), далее следуют продукция легкой промышленности, ремесленные товары, а также продукция сельского и лесного хозяйства (рис, кофе, специи, морепродукты). ПерваяПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

< Предыдущая Следующая >
 

economic-basic.ru

Вьетнам >> Основные показатели экономического развития

Централизованная система власти Коммунистической партии Вьетнама, необходимая стране в период противостояния американской агрессии, стала тормозом на пути экономического развития в мирное время. В 1986 году VI съезд Коммунистической партии Вьетнама произвел смену высшего руководства страны и положил начало процессу, официально названному «обновлением», благодаря которому страна вступила в период модернизации. Намеченные по итогам съезда далеко идущие реформы были нацелены на устранение прямого государственного вмешательства в ценообразование, производство и сферу внешней торговли. Стало необходимым также вместе с прозрачностью экономических процессов сделать более открытой и демократичной политическую жизнь страны. Речь идет о политической реформе с учетом национальных особенностей и интересов Вьетнама.

Чтобы ускорить приток финансовых средств и оживить активность в частном секторе, во Вьетнаме разработано законодательство, касающееся льготного налогообложения зарубежных инвесторов, создаются «зоны экспортного производства» и стимулируется деятельность иностранных банков. В стране началось формирование правовой базы рыночной экономики. После 1990 принят ряд важных законов в области гражданского права, разработаны нормы деловой деятельности, работы фирм и т.п.

Первым этапом экономических преобразований во Вьетнаме, обеспечивших начало экономического роста, можно считать 1991-1995-е годы. В 1995 году страна вошла в региональное экономическое объединение АСЕАН. В 1996-2000 гг. реформами был охвачен широкий круг сфер и отношений: собственность, государственные предприятия, банковская система, макроэкономическая политика и др. Но на экономику Вьетнама в этот период серьезное влияние оказали глубокий финансовый кризис в регионе 1997 года, а также обширное наводнение, нанесшее огромный ущерб сельскохозяйственному производству.

На все не хватало средств, обновление страны требовало четкого выделения основных направлений социально-экономических преобразований. Рассмотрим главные из них.

Модернизация экономики. Многоукладность экономики Вьетнама способствует мобилизации ресурсов для проведения индустриализации и модернизации экономики. Государственный сектор остается основой национальной экономики и играет определяющую роль в таких сферах, как социальная и экономическая инфраструктура, финансовая и банковская система, страхование, национальная оборона. Однако, количество и доля государственных предприятий уменьшаются вследствие акционирования и приватизации. Возрастает доля частного сектора, увеличивается число предприятий с иностранным капиталом. Количество государственных предприятий уменьшилось с 12084 в 1991 году до примерно 3000 в 2005, в основном за счет ликвидации слабых предприятий и объединения ряда предприятий смежного профиля.

Кооперативный сектор экономики развивается в направлении расширения семейного подряда, чему способствуют либерализация цен на сельскохозяйственную продукцию и рост ее экспорта. Государство расширяет права прямого свободного сотрудничества кооперативов: с государственными предприятиями, с кооперативами, с подрядными семейными хозяйствами. Например, государственные предприятия помогают покупать кооперативам сельскохозяйственную технику, чтобы они могли оказывать помощь подрядным хозяйствам. Предприятия всех форм собственности имеют право непосредственно заключать договоры с кооперативами и с крестьянскими хозяйствами на основе рыночных цен. Для Вьетнама это имеет чрезвычайно важное значение, поскольку крестьянство все еще составляет около 80% населения и 72% трудовых ресурсов.

Развитие частного сектора экономики, включающего мелких предпринимателей и частные крестьянские хозяйства, ремесленников, фермеров, владельцев небольших промышленных предприятий, частный торговый капитал, было определенно стратегической долговременной задачей. Этот сектор экономики приобретает ведущую роль в экспорте товаров, им же производимых. Правительство оказывает поддержку не только в поисках рынков сбыта, но и в научно-технической области, предоставлении кредитов.

Государственно-капиталистический сектор развивается на основе объединения государственных предприятий и частного капитала. Во Вьетнаме нет капиталистов в истинном значении этого слова. Поэтому государственный капитализм означает, что частный капитал используется в интересах общества.

В перспективе в стране должна повышаться роль сектора экономики с участием иностранного капитала. За 10 лет (с 1991 по 2000 год) в среднем в год стоимость продукции этого сектора увеличилась на 22 % и составила 34% промышленной продукции страны, более 22% стоимости экспорта и импорта и свыше 10% ВВП страны. Политика правительства предусматривает возможность разных способов применения иностранного капитала. Допускается, например, развитие предприятий и фирм со стопроцентным иностранным капиталом (с одним или несколькими участниками), со смешанным капиталом, в том числе с участием государственного или частного вьетнамского капитала.

Система инструментов макроэкономического регулирования дифференцируется по экономическим укладам. Государственные предприятия, как правило, имеют больше преимуществ по сравнению с предприятиями других экономических укладов. Развитие многоукладности экономики во многом сдерживается из-за противоречивого характера законодательства в этой сфере, что замедляет процессы изменения социальной структуры национальной экономики.

Индустриализация промышленного производства. Вьетнам остается все еще бедной, аграрной страной, расположенной между экономическим гигантом Китаем и динамично развивающимися государствами Юго-Восточной Азии. В стране велика доля убыточных государственных предприятий, высокий уровень безработицы. Однако правительство поставило цель сделать Вьетнам до 2020 года страной с модернизированной экономикой. В течение ближайших 10 лет правительство намерено осуществить программу обширной индустриализации страны. Важнейшее место в программе индустриализации отводится реформированию государственных предприятий.

Промышленное производство развивается в направлении увеличения доли предприятий перерабатывающих отраслей. Отрасли, производящие экспортную продукцию (текстильная, швейная, обувная, электронная, информационные технологии, телекоммуникации, машиностроение и др.), развиваются опережающими темпами. Концентрация усилий на развитии электроэнергетики, особенно гидроэнергетики, угольной промышленности, добычи и переработки нефти и газа и др., обеспечивает создание надежной энергетической базы страны. Быстрыми темпами растет выпуск продукции машиностроения, прежде всего машин для сельского хозяйства, лесной промышленности, рыбного хозяйства и транспорта. Наращивают темпы отдельные предприятия горнодобывающей промышленности, металлургии, химической промышленности, производства удобрений, строительных материалов. В целом структура промышленного производства во Вьетнаме формируется на основе конкурентоспособности, регулируемой правительством. Все эти преобразования создали базу для устойчивого развития вьетнамской экономики.

Развитие многоотраслевого сельского хозяйства. Учитывая особую роль в стране сельскохозяйственного производства, а оно остается главной отраслью экономики Вьетнама, обеспечивающей продовольственную безопасность страны, правительство проводит курс на формирование многоотраслевого товарного сельского хозяйства. Постепенно меняется структура земледелия и животноводства, значительная часть продукции этих отраслей является товарной, конкурентоспособной, востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Крестьяне, члены кооперативов, фермеры сами определяют специализацию хозяйств в соответствии с природными условиями, состоянием экологии, что позволяет повышать эффективность и прибыльность хозяйств.

Транспорт. Во Вьетнаме отсутствует современная транспортная структура. Район дельты Меконга на южной оконечности страны, где проживает более 18 млн. человек, удаленный от Ханоя на 1700 километров, связан с центром единственной старой морской транспортной артерией, от функционирования которой во многом зависит жизнь в этих местах. Но и столица Ханой, и экономический центр страны Хошимин также пока не располагают развитой системой транспортных коммуникаций. Однако ее строительство уже идет.

Начиная с 1991 года, политика преобразований позволила перевести экономику Вьетнама на рыночные рельсы, покончить с дотационностью и вывести страну из кризиса. Уровень инфляции стал стабильно низким, экспорт быстро растет. Инфляция с 600% в 1988 году снизилась до 14,5% в 1994 г., 4,6% - в 1996 г. и 3,6% - в 1997 г.

Страна с ежегодным приростом ВВП около 7% в 2002 году стала вторым, после своего северного соседа – Китая, государством-лидером по темпам роста экономики среди всех азиатских государств.

Высокие темпы роста экономики последних лет пока не вывели Вьетнам на высокий экономический уровень. Наследие военной агрессии США, трудности переходного периода еще долго будут сказываться в стране. Кроме того, более чем скромный валовой внутренний продукт в размере 435 долларов на одного жителя в год (данные на 2003 год), коммунистическая партия объясняет уже не только последствиями военных действий, но и собственными ошибками.

Серьезным сдерживающим фактором экономического развития Вьетнама являются преступность, коррупция и огромный, непомерно раздутый чиновничий аппарат. Очень часто чиновники являются противниками каждого изменения, тем более, если видят в них ущемление своих корыстных интересов. По оценкам экономических экспертов, почти 10% ВВП страны исчезает на счетах местной мафии, полиции и жадных до денег кадровых работников государственного аппарата, которые «друг другу руки моют», строят роскошные виллы и катаются в дорогих авто.

Понимая необходимость борьбы с коррупцией, Вьетнам готовит новые кадры. Кадры для будущей рыночной экономики. Около 70 тыс. студентов учатся в Германии, еще больше – во Франции и США. Они возвращаются домой не только с профессиональными знаниями, но и новым политическим мышлением, новым взглядом на государственное устройство Вьетнама. Конкуренция не только в экономике, но и в политической сфере – вот мнение абсолютного большинства из них.

За прошедшее десятилетие сократилось более чем наполовину число беднейших домашних хозяйств, это почти на 300 тыс. домашних хозяйств ежегодно. Для этого каждый год создаются почти 1,2 млн. новых рабочих мест. Тем не менее 14,7% населения живут все еще в бедности (меньше чем на доллар в день). Правительство надеется, что ежегодные темпы сокращения числа беднейших хозяйств будут составлять от 1,5 до 2,0%, и таким образом, предполагается, что до 2010 года с бедностью в стране будет покончено.

Успех экономических реформ во Вьетнаме тесно связан с развитием великого соседа – Китая. Вьетнам, как и другие государства группы АСЕАН, определяя вектор национального развития, во многом копирует китайскую модель. Во время двухсторонней вьетнамо-китайской встречи в Пномпене в 2002 году была достигнута договоренность о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и Китаем, которая должна уже в 2013 году охватить не менее 2 млрд. потребителей в Китае и государствах Юго-Восточной Азии. Торгово-экономические связи между этими странами развиваются в последние годы особенно интенсивно. Если в 1992 году объем торговли с Пекином составлял всего 32 млн., то в 2002 году он составил уже 2,9 млрд. долларов. Вьетнам и Китай, как, впрочем, и их ближайшие соседи, сегодня как никогда заинтересованы в надежности и стабильности этого региона.

Рассмотрев все основные особенности внутреннего уклада страны (экономика, устройство государства, социальная сфера, географические особенности), можно сделать выводы о том, что Вьетнам – достаточно перспективная страна, очень удачно расположенная в географическом плане, имеет выходы к международной транспортной сети, развивающаяся в экономическом плане.

Однако остаются и глубокие проблемы в жизни страны. Это и безработица, и высокий уровень населения, живущего за чертой бедности, и раздутый чиновничий аппарат, который требует большого количества средств на свое «безбедное» обеспечение, и отсутствие должного образования. В общем, трудно сделать однозначные выводы, так как по многим аспектам результаты исследований очень противоречивы – с одной стороны невиданный рост экономики (7-8% в год), а с другой – нищета и неразвитость инфраструктуры.

atlasmap.ru


Смотрите также