Экономическая система. Урок экономике


ВСЕ УРОКИ по ЭКОНОМИКИ 11 класс - разработки уроков Экономика 11 класс - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ11 класс

  ВСТУПЛЕНИЕ   КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СЕМЕСТР   УРОК № 1. Предпринимательство как особый вид деятельности: функции предпринимателя. Доход и риск в предпринимательстве. Предпринимательство и общественный прогресс. Интересы предпринимателя, общины и общества: черты различия и современные способы гармонизации   УРОК № 2. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, посредническое, финансовое. Предпринимательство в информационной сфере   УРОК № 3. Предприятия различных форм собственности. Частная, коллективная и государственная собственность   УРОК № 4. Организационные формы предприятий частной собственности: единоличные владения, партнерства, корпорации   УРОК № 5. Организационные формы коллективных предприятий: производственные, сбытовые, потребительские кооперативы, кредитные союзы. Организационные формы предприятий государственной собственности   УРОК № 6. Преимущества и ограничения различных форм предприятий частной, коллективной и государственной собственности   УРОК № 7. Малые, средние и крупные предприятия: преимущества и ограничения. Сектор малого и среднего бизнеса в современной экономике. Прибыльные и неприбыльные предприятия   УРОК № 8. Практическая работа № 1. Определение личных способностей к предпринимательству   УРОК № 9. Структура национальной экономики по формам собственности и организационными формами. Проверочная работа   УРОК № 10. Производственная функция. Двухфакторная производственная функция Кобба - Дугласа: экономический смысл и графическая интерпретация   УРОК № 11. Технология и производственная функция. Эффект от масштаба производственная функция   УРОК № 12. Экономические затраты и их составляющие: явные и неявные издержки. Связь доходов и расходов. Валовой доход (общая выручка). Нормальная прибыль как элемент неявных затрат. Бухгалтерский и экономический прибыли   УРОК № 13. Постоянные (FC) переменные (VC) издержки: определения и структура. Общие затраты (TC). Графическая иллюстрация   УРОК № 14. Постоянные (FC) переменные (VC) издержки. Предельные издержки. Графическая иллюстрация   УРОК № 15. Максимизация экономической прибыли предприятия. Определение максимальной прибыли путем сравнением общей выручки и общих затрат   УРОК № 16. Определение максимальной прибыли путем сравнения предельной выручки (MR) и предельных издержек (МС). Закон максимизации прибыли: MC = MR   УРОК № 17. Практическая работа № 2. Оценки затрат и цены конкретного продукта по методу «затраты плюс»   УРОК № 18. Другие (кроме изменения объемов производства) способы увеличения прибыли предприятия. Проверочная работа   УРОК № 19. Финансирование предприятия. Финансовые ресурсы. Источники внутренних и внешних финансовых ресурсов предприятия   УРОК № 20. Баланс предприятия как источник информации о финансовые ресурсы и имущество предприятия. Содержание основных статей баланса. Отчет о финансовых результатах как источник информации об успешности деятельности предприятия   УРОК № 21. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия: прибыльность капиталовложений и рентабельность   УРОК № 22. Взаимосвязи предприятий и банков. Условия предоставления банковского займа. Явление залога. Обоснование экономической целесообразности банковского займа   УРОК № 23. Ожидаемый доход и риск в деятельности предприятия. Минимизация риска и страхования. Виды рисков предприятия   УРОК № 24. Отношения между страховой компанией (страховщиком) и предприятием. Страховой договор, страховой взнос и страховое возмещение   УРОК № 25. Предприятие как эмитент (продавец) на фондовом рынке. Преимущества и ограничения выпуска акций и облигаций для предприятия-эмитента   УРОК № 26. Предприятие как покупатель на фондовом рынке. Формирование портфеля ценных бумаг   УРОК № 27. Основные составляющие процесса управления: управление производством, персоналом, финансами, сбытом. Функции управления предприятием: планирование, организация, мотивация, контроль. Эволюция взглядов и современные достижения теории управления   УРОК № 28. Модели организационных структур управления: линейная и функциональная   УРОК № 29. Основы управления проектами. Тип, масштаб, продолжительность, вид проекта. Инновационные проекты   УРОК № 30. Маркетинг в деятельности предпринимателя. Функции маркетинга. Составляющие маркетинга: продукт, цена, продвижение, позиция на рынке   УРОК № 31. Этапы маркетингового исследования: цель, задачи, результат исследования. Сегментация рынка   УРОК № 32. Реклама: цель, средства, формы воплощения и главные требования   УРОК № 33. Бизнес-план: содержание и структура   УРОК № 34-35. Практическая работа № 3. Разработка бизнес-плана проекта создания конкретного продукта   УРОК № 36. Итоговая контрольная работа по теме «Теория и практика предпринимательской деятельности»   УРОК № 37. Общее равновесие национальной экономики. Соответствие совокупных доходов и расходов, совокупного спроса и предложения   УРОК № 38. Кейнсианская и неоклассическая аргументация механизма формирования общего равновесия   УРОК № 39. Международные принципы национального счетоводства   УРОК № 40. Определение объема конечного продукта национального производства (ВВП) разными методами. ВВП и валовой национальный доход (ВНД)   УРОК № 41. Национальное потребление и национальное сбережение   УРОК № 42. Использование ВВП, других показателей в международных сравнениях   УРОК № 43. Номинальный и реальный ВВП: содержание и особенности расчета. Дефлятор ВВП как показатель уровня цен   УРОК № 44. Практическая работа № 4. Полезность и редкость. Рыночное равновесие   УРОК № 45. Цикличность как форма движения национальной экономики. Виды циклов и главные причины экономических колебаний. Кризис в национальной экономике. Проверочная работа   УРОК № 46. Безработица как результат нарушения равновесия на рынке труда. Оценивания уровня безработицы   УРОК № 47. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая (конъюнктурная). Полная занятость и естественная безработица   УРОК № 48. Объяснение безработицы на кейнсианских и неоклассических принципах   УРОК № 49. Инфляция как результат нарушения равновесия товарного рынка. Оценивания уровня инфляции. Индекс цен и темп инфляции. Виды инфляции по признакам темпа и ожидания   УРОК № 50. Инфляция за главной причиной возникновения: инфляция спроса, инфляция издержек. Проверочная работа   II СЕМЕСТР   УРОК № 51. Последствия безработицы для экономики и общества. Оценка потерь от безработицы по закону Оукена. Средства ограничения безработицы   УРОК № 52. Последствия неожиданной инфляции. Антиинфляционные меры   УРОК № 53. Практическая работа 5. Анализ связи между уровнем инфляции и уровнем безработицы в Украине и других странах   УРОК № 54. Связь инфляции и безработицы. Модель кривой Филлипса. Проверочная работа   УРОК № 55. Неудачи ограничения рынка как причина государственного регулирования экономики   УРОК № 56. Направления правительственного регулирования экономики: корректировка распределения ресурсов, перераспределение доходов и богатства, защита конкуренции, контроль над уровнем безработицы и инфляции   УРОК № 57. Общественные блага. Виды общественных благ и роль правительства в их создании   УРОК № 58. Положительные и отрицательные внешние эффекты и роль правительства в их регулировании   УРОК № 59. Правительство в системе экономического кругооборота как собственник, производитель и потребитель   УРОК № 60. Практическая работа бы. Имитационная игра «Мое государство»   УРОК № 61. Неудачи (ограничения) правительства: недостаток информации, инструментов контроля рынка и влияния на бюрократию. Проверочная работа   УРОК № 62. Содержание финансовой политики правительства: цели и инструменты   УРОК № 63. Налоговая система. Виды налогов, субъекты, объекты и принципы налогообложения   УРОК № 64. Налоговые льготы. Положительные и отрицательные последствия налогообложения   УРОК № 65. Объективная граница налогообложения. Модель кривой Лаффера   УРОК № 66. Другие (кроме налогов) поступления в государственный бюджет   УРОК № 67. Расходы государственного бюджета: основные элементы и их назначение. Роль расходов в стимулировании экономики   УРОК № 68. Балансирования государственного бюджета. Дефицит (профицит) бюджета   УРОК № 69. Государственный долг. Безопасная предел дефицита государственного бюджета и государственного долга   УРОК № 70. Практическая работа № 4. Разработка проекта городского бюджета   УРОК № 71. Роль министерства финансов, казначейства в организации финансовой системы страны. Проверочная работа   УРОК № 72. Содержание денежной политики правительства: цели и инструменты   УРОК № 73. Сущность монетаристського подхода к денежной политике. Правила денежного регулирования   УРОК № 74. Спрос на деньги и предложение денег   УРОК № 75-76. Регулирование правительством предложения денег. Денежный мультипликатор (2 ч.)   УРОК № 77. Банковская система страны как объект правительственного регулирования   УРОК № 78. Роль Национального (Центрального) банка в регулировании банковской системы страны   УРОК № 79. Правительственная политика «дорогих» и «дешевых» денег. Инструменты и правительственные мероприятия по обеспечению устойчивости национальных денег   УРОК № 80. Итоговая контрольная работа "Национальная экономика и роль правительства в ее функционировании"   УРОК № 81. Мировое хозяйство: содержание и основные этапы развития. Формы международных экономических отношений: мировая торговля, международное движение капиталов, международная валютная система, миграция рабочей силы, научно-техническое сотрудничество и глобальная информационная сеть. Субъекты мирового хозяйства   УРОК № 82. Закономерности углубления міжнародноїекономічної интеграции: от соглашений о льготной торговле до экономического союза с единой политикой. Последствия экономической интеграции для национальной экономики   УРОК № 83. Большие и малые экономики в процессах глобализации. Место украинской экономики в мировом хозяйстве   УРОК № 84. Глобализация как явление конца XX века. Объективные причины и последствия. Главные глобальные проблемы   УРОК № 85. Преимущества и угрозы глобализации. Проверочная работа   УРОК № 86. Международное разделение труда как предпосылка мировой торговли. Современное состояние мировой торговли   УРОК № 87. Причины международной торговли по теории абсолютных и относительных преимуществ   УРОК № 88. Торговый баланс страны. Главные факторы экспорта и импорта   УРОК № 89. Ограничения международной торговли: главные причины и последствия. Правительственная политика протекционизма и либерализма. Формы торговых ограничений   УРОК № 90. Этапы развития ВТО как проявление либерализации внешней торговли. Главные требования к членам ВТО. Преимущества и ограничения членства в ВТО   УРОК № 91. Европейская интеграция. Этапы развития и современные тенденции в европейском союзе   УРОК № 92. Международная валютная система: международная ликвидность, валютные рынки, механизмы установления валютных курсов, международные институты валютного регулирования   УРОК № 93. Эволюция международной валютной системы: система золотого стандарта, система золотовалютного стандарта, система регулируемых плавающих валютных курсов   УРОК № 94. Европейская валютная система в XXI ст.   УРОК № 95. Формы международных денег: СДР и евро. Формирование валютного курса: режимы плавающих и фиксированных курсов. Факторы влияния на курс валюты по плавающему режиму. Влияние изменений курса национальной валюты на условия внешней торговли. Проверочная работа   УРОК № 96. Необходимость международного движения капиталов. Формы международного движения капиталов: международный кредит и иностранное инвестирование. Межгосударственные, международные организации и частные международные кредиты   УРОК № 97. Прямые и портфельные иностранные инвестиции. Международные компании в иностранном инвестировании. Деятельность международных организаций - МВФ, Мирового банка, ЕБРР, Европейского инвестиционного банка и т.д. - в обеспечении международного движения капиталов   УРОК № 98. Платежный баланс страны. Счет движения капитала в платежном балансе. Практическая работа 8. Анализ и сравнение торгового и платежного балансов разных стран (часть 1)   УРОК № 99. Практическая работа 8. Анализ и сравнение торгового и платежного баланса разных стран (часть 2)   УРОК № 100. Итоговая контрольная работа «Мировая экономика и интеграционные процессы»   ПРИЛОЖЕНИЯ   ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

na-uroke.in.ua

Экономика - уроки, тесты, презентации, конспекты

04.12.2017 Малютина Светлана Анатольевна 88 0

17.02.2018 Санжарова Наталья Александровна 12 0

18.02.2018 Левченко Ирина Владимировна 15 0

13.02.2018 Попель Наталья Анатольевна 15 0

06.02.2018 Трусов Юрий Ильич и Кузьмина Тамара 18 0

31.01.2018 Рындина Светлана Александровна 13 0

19.02.2018 Кукшибаева Махаббат Лияновна 18 1

19.02.2018 Кукшибаева Махаббат Лияновна 2 0

19.02.2018 Кукшибаева Махаббат Лияновна 4 0

13.01.2018 Воронова Валентина Иваеновна 29 0

26.01.2018 ФАЛЬКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА 50 1

04.12.2017 Разбеков Мадияр Алибекұлы 90 1

21.12.2017 Елемесова Дария Гадыловна 18 0

06.11.2017 Лебедева Наталья Анатольевна 95 4

Урок «Бартер и деньги»

- вывести понятие «денег», исследуя причины, по которым общество использует деньги, - рассмотреть происхождение, функции и виды денег, - рассказать учащимся об истории раз...

07.02.2018 Худайбергенова Наталья Васильевна 30 2

Государственный бюджет

Тема "Государственный бюджет" Цели: познакомить учащихся с понятиями государственный бюджет, налоги, доходы и расходы бюджета; развивать познавательный интерес; воспитывать ответст...

18.12.2017 Петрова Наталия Валерьевна 84 1

По теме учет импорта и экспорта

разработка урока по теме учет иморта и эксорта. Раскрывает назначение учета операций по иморту и эксорту товарно материалтных ценностей в РК....

29.01.2018 Аксёнова Ирина Игоревна 16 0

11.01.2018 Воробьёва Елена Геннадьевна 35 0

Урок экскурсия

 «Урок экскурсия» проводится с целью исследования магазина, его месторасположения, качество работы персонала и ассортимента продукции....

17.10.2017 Агафонов Евгений Александрович 95 2

17.12.2017 Учеваткина Светлана Вячеславовна 47 0

kopilkaurokov.ru

Что такое экономика?

Каждый из нас ежедневно сталкивается с экономикой. Мы все участвуем в экономических процессах. Кто-то работает на фабрике или заводе. Или на стройке. Или в компьютерной фирме. Или ещё где-нибудь. У кого-то своя фирма – он бизнесмен. Большинство платит налоги. Кто-то оформил сберегательный вклад в банке и ежемесячно получает проценты. Кто-то не получает процентов, зато получает пенсию.

Почти все покупают что-нибудь в магазинах.  Ваш младший братишка нигде не работает, не платит налогов и пока ещё не ходит в магазин? Это вовсе не означает, что он никак не связан с экономикой. Он любит детские каши? Кто-то специально для него их производит. Нет, конечно, на коробках или баночках с детским питанием не написано, что это для Коли или для Маши. Но целая отрасль существует только потому, что живёт на свете ваш брат, сестрёнка вашего друга и миллионы таких же, как они, потребителей детского питания. 

Экономика связана с хозяйственной деятельностью людей, с производством тех вещей, которые обеспечивают материальные условия их жизни. К экономике относят не только сам процесс производства, но и те отношения, которые при этом возникают между людьми. Отношения собственности – это тоже экономические отношения. Кто-то имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. А кто-то такого права не имеет. И отношения распределения, обмена, потребления – экономические.

Экономика – сфера общественной жизни, связанная с хозяйственной деятельностью людей, с производством той продукции, которая обеспечивает материальные условия их жизни.

Экономические отношения

То есть, в так называемый производственный цикл включено не только производство. С него этот цикл начинается. Производство – это создание тех благ, продуктов, которые необходимы для существования человека, для его развития. А поскольку для развития человеку нужны не только материальные блага – если он будет только есть и от холода защищаться, какое уж тут развитие?! – то и производство бывает не только материальное, но и духовное.

Производственный цикл

Следующая фаза производственного цикла – распределение. Конечно, если что-то вы производили в одиночку, например, клубнику выращивали, то с распределением сложностей не возникнет. Вы вырастили, вы её и собрали. Клубника – ваша. Правда, тут тоже могут быть вопросы. На чьей земле вы грядки делали? Откуда воду для полива брали? Но это уже частности.

Гораздо чаще люди производят что-то, объединяясь в коллективы. Разделение труда, специализация производства – явление широко распространённое. Поэтому приходится определять ту долю конечной продукции, на которую может претендовать каждый участник её производства. Каким образом это происходит, зависит от разных причин, и связано, в первую очередь, с правом собственности.

Произведённая продукция распределена. Можно её потреблять. Когда-то так и было. Когда господствовало натуральное хозяйство. Вы произвели продукцию для себя. Вы произвели то, что Вам нужно, ориентируюсь на свои потребности. Произвели – потребили. Или так: произвели – распределили – потребили.

Натуральное хозяйство – тип хозяйствования, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).

В условиях разделения труда и специализации производства производитель стремится удовлетворить не столько свои потребности, сколько потребности потенциальных покупателей. Он сосредотачивается на выпуске какого-то одного продукта, вещи. Постоянно совершенствуя процесс производства – технологии, способы организации труда – он выпускает всё больше продукции, снижает затраты. То есть, с самого начала ясно, что удовлетворить свои потребности самостоятельно он не сможет. Выращивая клубнику, вы ведь отлично понимаете, что вам также нужны хлеб, сыр, хорошо прожаренный стейк, джинсы, компьютер… ну и далее по вашему списку потребностей.

Поэтому в производственный цикл вклинивается ещё одна фаза – обмен. Такое активное движение произведённых продуктов между субъектами хозяйствования. Когда они попеременно выступают то в роли производителя, то в роли потребителя.  Обмен существовал и в самые древние времена.

«Нам очень нужна соль, которая встречается на территории вашего племени. Нет-нет, не волнуйтесь: мы не собираемся отбирать её силой. Вот посмотрите, что есть у нас. Прекрасные топоры из обсидиана. В ваших окрестностях ведь нет обсидиана? Ну что, меняемся?»

Но в условиях, когда господствовало натуральное хозяйство, обмен не играл значительной роли в жизни людей. Он был эпизодическим, осуществлялся время от времени. В крайнем случае, можно было бы выжить и без него. Сейчас это невозможно. Имея какой-то произведённый продукт, вам не нужно бегать в поисках нужных вам вещей, чтобы совершить обмен с их производителями. Свою продукцию вы обмениваете на самый универсальный из товаров – деньги, а уже его, точнее их, меняете на всё, что вам заблагорассудиться.

И вот, наконец, когда в результате обмена мы получили те вещи, которые могут удовлетворить наши потребности, начинается фаза потребления. Увы,  человек не может удовлетворить свои потребности один раз на всю жизнь. И цикл закручивается сначала: производство – распределение – обмен –потребление – производство – распределение – обмен – потребление…

 

Общественное производство

Именно поэтому мы говорим о процессе воспроизводства, непрерывно повторяющегося производственного цикла. И добавляем: общественного воспроизводства. Потому что удовлетворить свои потребности люди могут, только используя результаты труда всего общества в целом.

В процессе производства участвуют три тесно связанных между собой элемента: рабочая сила, предметы и средства труда. Быстренько вспомним, что главным их них является рабочая сила, без человека самые совершенные средства труда ничего не произведут. Предметы труда – то, из чего производится продукт. Средства труда – то, чем человек воздействует на предметы труда. Способ этого воздействия – это технология.

Если под экономикой понимать совокупность тех общественных отношений, в которые люди вступают в процессе производства, то с какого этапа человеческой истории мы можем говорить о появлении экономики, экономической сферы. В условиях присваивающего хозяйства люди брали в готовом виде то, что давала им природа, то есть производства, как такового, не было. Подумайте над этим на досуге.

Но у слова экономика есть и другие значения. Мы говорим, например, об экономике современной России или Китая. Употребляем термин «мировая экономика». В этих случаях мы имеем в виду хозяйство страны, группы стран или всего мира. Национальная экономика включает в себя множество отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность, сфера услуг. Какие отрасли являются приоритетными, наиболее развитыми в той или иной стране, зависит от природных условий, населения, общественного строя.

Ну, и, наконец, экономику можно изучать. Это особая наука. Она изучает, как нужно организовать производство, чтобы при использовании ограниченных ресурсов добиться максимального экономического эффекта. Но это уже – отдельная история.

videouroki.net

Экономическая система (обществознание 8 класс)

На данном уроке мы познакомимся с понятием «экономическая система» и выясним отличительные особенности каждого из основных типов экономических систем. Также мы рассмотрим их сильные и слабые стороны, поразмышляем о том, почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой.

Тема: Экономика

Урок: Экономическая система

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о тех способах, при помощи которых экономика пытается решить насущные проблемы человека. Определение этих способов образует так называемую экономическую систему.

Способы хозяйственной жизнедеятельности человека зависят от трёх основных вещей. Первое - от того, кому принадлежит собственность, ресурсы, ведь это один из фундаментальных и важнейших вопросов. Тот, кому принадлежит ограниченный ресурс (а мы говорили о том, что ресурсы всегда ограничены), в значительной степени определяет характер экономики в целом. Но есть ещё две важные составляющие. Вторым важным фактором выступает тот метод, с помощью которого мы налаживаем взаимосвязи между различными элементами экономической деятельности. Третье – это тот способ, которым людей мотивируют к участию в экономической деятельности. Таких мотивов на самом деле не так уж много. Это материальный мотив, то есть мотив материальной заинтересованности, когда человек работает ради получения прибыли; энтузиазм, когда человек работает, удовлетворяя свой интерес, считая это необходимым; и организованное насилие, когда человека принуждают к работе. Все из вышеперечисленных способов мотивации человека к работе имели место быть и приводили к достаточно интересным результатам. Например, в период рабовладения были построены грандиозные сооружения, но всё это было сделано под влиянием принуждения.

 

Рис. 1. Рабовладение (Источник)

Так или иначе, человечество научилось решать свои экономические проблемы, выстраивая определённые системы. Эти системы принято называть экономическими системами. Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить. Как правило, современные экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Однако стоит отметить, что в современном обществе очень сложно будет найти данный тип экономических отношений в чистом виде. Наши общества слишком связаны друг с другом, поэтому ни одна из экономических моделей не сохранилась в первозданном виде. Но для нас совершенно необходимо познакомиться с основными чертами каждой из этих моделей.

Рис. 2. Типы экономических систем  (Источник)

Итак, традиционная экономика. Уже само название данной экономической модели намекает на то, что она ориентируется на обычаи и традиции, изначально установившиеся в этом обществе. Как правило, экономика традиционного типа ориентируется на сельское хозяйство: производство зерновых, домашнее скотоводство. Сельское хозяйство в такой экономике зиждется на широком применении ручного труда, технологии либо совсем не развиты, либо развиты очень слабо. Кажется странным, что такой тип экономической модели существует до сих пор. Но он существует в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, где человеческие общества организованы именно по этой экономической модели. В своём роде она совершенна. Дело в том, что традиционная экономика, как правило, отвечает тем природно-климатическим условиям, тем вызовам, с которыми сталкивается человек, обитающий в определённой среде. Современные технологии и средства производства в этой среде, возможно, и не нужны. Люди достигли совершенного производства, исходя из того, что у них есть. Они добывают необходимое количество пищи, умеют произвести на свет необходимое для них количество товаров, в данном смысле традиционная экономика представляет собой завершенный цикл. Менять в ней ничего не нужно, ведь потребности людей, которые живут по принципам данной экономики, весьма ограничены.

Понятно, что такая экономическая система возможна далеко не везде. Если вы живёте в умеренном климатическом поясе, где вызовы для человека постоянные, вам необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться. Европейцы, живущие в умеренной зоне, постоянно придумывали что-то новое, решали те проблемы, которые перед ними возникали. Вот так постепенно сложилась иная форма экономического взаимодействия.

Её принято называть рыночной экономикой. В какой-то степени рынок – это стихия, вместе с тем у этой стихии есть очень чёткий порядок. Рыночная экономика – это специфическая модель, где экономическая жизнь основана на нескольких важных принципах, а именно:

1. Многообразие форм собственности;

2. Обязательное частное предпринимательство;

3. Свободное ценообразование.

Вообще рынок представляет собой очень тесную взаимосвязь между предпринимателями и покупателями. Только этот тандем определяет и цену товара, и необходимость производства этого товара. Определяется, сколько товара производить, какого качества, в каких точках земного шара он более необходим, а в каких – менее необходим.

В условиях рыночной экономики существуют только те товары и услуги, которые приносят прибыль по той простой причине, что человек, производящий эти товары и услуги, изначально тратит свои деньги. Рыночная экономика – это, прежде всего, экономика частного бизнеса. Безусловно, если человек вкладывает в производство товара свои средства и ресурсы, он хочет как компенсировать затраты этих ресурсов, так и получить прибыль. Для того чтобы это произошло, необходимо быть очень грамотным стратегом: понимать, какие потребности на данный момент существуют в обществе, и сможешь ли ты их грамотно удовлетворить. Для того чтобы достичь наилучших результатов, предприниматель постоянно стремится уменьшить свои издержки. Это возможно в том числе и с использованием новых технологий, которые позволяют удешевить производство. Значит, изобретение новых технологических процессов, изобретение новых машин позволяет предпринимателю увеличить свою прибыль. Это лежит в основе прогресса, именно в этом суть рыночной экономики. Мы улучшаем окружающий мир,  получая прибыль для себя.

Однако и у рыночной экономики есть свои слабые стороны. Главная из них – проблема распределения средств, проблема распределения материальных ресурсов. К сожалению, рыночная экономика приводит к значительному внутреннему расслоению в обществе: у одних социальных групп скапливаются большие состояния, они имеют возможность приобретать больше товаров, потреблять большее количество благ, пользоваться более качественными услугами, чем другие. Но все мы так или иначе имеем чувство справедливости и хотим получать по заслугам, а рыночная экономика – очень жесткая модель, которая пренебрегает такими вещами как честь, справедливость, достоинство. Речь идёт только о прибыли.

Довольно давно люди стремились создать экономическую модель, которая отвечала бы интересам большинства, а в идеале - всех.  Существовали различные варианты, как решить эту проблему. Наиболее примитивный способ – тот, который предлагал знаменитый литературный персонаж Шариков из «Собачьего сердца», а именно: взять всё и поделить. К сожалению, такой раздел благ и ресурсов между всеми невозможно произвести.

 

Рис. 3. Полиграф Шариков (Источник)

Постепенно родилась идея о создании общества, где бы главным регулятором экономики выступало государство. Такая экономическая модель получила название командно-административной. В такой экономической системе собственность принадлежит государству в большинстве своём. Государство принимает основные экономические решения, а, значит, оно распределяет ресурсы, отвечает за ценообразование. Получается, что можно создать условия, когда большинство населения будет иметь возможность приобретать необходимые товары и услуги. Но вместе с тем такая экономическая модель имеет и существенные недостатки. Главный из них – отсутствие массовой заинтересованности людей в производстве качественных товаров и услуг.

История нашего государства изобилует тому примерами. Значительный промежуток исторического времени наше государство входило в состав Советского Союза, и в этом государстве господствовала командно-административная система. Ведутся споры по поводу того, было ли это ошибкой или достижением, у обеих сторон есть убедительные доводы. В Советском Союзе была построена мощнейшая индустрия, он производил всю номенклатуру необходимых товаров, начиная от иголки и заканчивая космическими аппаратами; такого не могла позволить себе ни одна экономика мира. Однако ваши родители могут рассказать вам о том, что в Советском Союзе существовал жуткий дефицит товаров, зачастую в магазинах не было колбасы. Таковы реалии командно-административной системы.

 

Рис. 4. Очередь в магазин (Источник)

Современный мир очень сложен, большинство экономик мира являются смешанными. Смешанная экономика – это экономика, в которой равномерно представлены как государственная, так и частная собственность. Иногда это логично пересекается и взаимодействует в том числе и с экономикой традиционного типа. В современной России есть элементы всех трёх основных типов экономических отношений.

Скорее всего, за экономиками смешанного типа и будет ближайшее будущее человечества. Конечно, мы не можем с уверенностью предсказывать продолжительный период будущей истории человечества, потому что человеческое общество слишком непредсказуемо и довольно быстро меняется. В том числе это касается и экономики. Но это уже проблема будущих поколений.

Как уже упоминалось, традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вполне лаконично вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи – охотники и скотоводы, они живут на традиционном уровне развития. Они носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут своё хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни для современного общества. Сейчас толпы европейских туристов специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди на традиционном уровне развития. При этом они платят большие деньги, в том числе и масаям. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Перед иностранцами же они устраивают различные обряды, ритуалы, танцы, чтобы подогреть интерес иностранных туристов. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик, именно поэтому они и живут.

Давайте рассмотрим парадокс. Командно-административная система – это попытка человека создать справедливое общество. На практике же оказывается, что когда люди пытаются с помощью команд и распоряжений регулировать экономические отношения, возникает жуткий дефицит товаров, многие из них не отличаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, а иных форм принуждения (насилие) в государстве нет, он работает из рук вон плохо.

К сожалению, история обществ с командно-административной системой всегда была очень похожей. Людям доставалось по необходимому количеству экономических благ, какие-то товары и услуги были доступны всем, но отвечать всем интересам общества, быть качественными эти товары не могли. Нынешняя ситуация в мире показывает, что даже там, где до сих пор сохранена командно-административная система, государства характеризуются экономической отсталостью. Это государства, где население по-настоящему не живёт в экономическом смысле. Оно лишь существует.

 

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. – М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Энциклопедия Экономиста (Источник).

2. Крымский агропромышленный колледж (Источник).

3. Библиотекарь.Ру (Источник).

 

Домашнее задание

1. Объясните, какими способами людей можно мотивировать к труду.

2. Почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой?

3. * Составьте сравнительную характеристику всех трёх основных типов экономических систем в виде таблицы. Критерии для сравнения выберите самостоятельно.

interneturok.ru


Смотрите также