Экономическое развитие регионов России. Регионы экономика


ЦЭБ

Новые исследования по региональной экономике

Стр.: 971-984

Язык: Русский

Статья посвящена выявлению социальной структуры и неравенства распределения денежных доходов населения Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью идентификации групп населения с разным уровнем материального достатка в обществе с высокой степенью неравенства распределения по уровню жизни. Гипотеза исследования состоит в том, что соединение нормативного и статистического подходов позволяет, находясь в пределах критериальных границ социальных стандартов дифференциации уровня жизни, учесть ограничения сложившейся модели распределения денежных доходов и скорректировать границы социальных групп с разным уровнем материального достатка. Авторами проведена корректировка удельного веса социальных групп российского общества с разным уровнем материального достатка, определенных с применением системы нормативных потребительских бюджетов разного уровня материального достатка. Найдены не противоречащие нормативному подходу и сложившимся условиям развития российской экономики интервалы уровней доходов и потребления, в которых население целесообразно идентифицировать как социальные группы с разным уровнем жизни. Предлагаемые авторами инструментальные средства позволяют встраиваться в систему международных измерений и определять место России по уровню экономического неравенства среди других стран. Предложены методы и проведены оценки удельного веса различных социальных групп населения, их доли в общем объеме денежных доходов, поляризации по уровню жизни. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и практической основы для выявления социальных структур по уровню жизни, определения их численности и экономического неравенства и введены в статистический мониторинг уровня жизни населения.

Стр.: 985-1004

Язык: Русский

Корректное обоснование приоритетов устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации России является методологически сложной задачей, трудности решения которой связаны не только с быстрыми переменами во внешних и внутренних условиях этого развития, но и с широтой и неоднозначным толкованием самого понятия «устойчивость». Частота его использования (как и сопряженного с ним понятия «устойчивый рост») в характеристиках экономических, социальных и иных процессов и систем входят в противоречие с применением этих категорий в отечественной государственно-управленческой практике в качестве целей и критериальных оценок развития. В статье на примере Арктического макрорегиона обоснована концепция устойчивости пространственных систем как их способности сохранять свое функциональное назначение в условиях дестабилизирующего воздействия экзогенных и эндогенных факторов, что приобретает особую актуальность при значительных изменениях структуры и силы такого воздействия, в том числе обусловленного климатическими изменениями. С этих методологических позиций применительно к практике государственного управления развитием Арктической зоны Российской Федерации уточнены индикаторы устойчивости, а также рассмотрены особенности традиционных и новых экзогенных и эндогенных факторов воздействия на устойчивость функционирования Арктической зоны Российской Федерации. В структуре целей и задач обеспечения устойчивости функционирования Арктической зоны Российской Федерации в условиях климатических изменений в качестве приоритетных направлений обоснованы в социальной (социально-экономической) сфере сохранение и укрепление здоровья населения, включая наиболее уязвимые группы риска, в частности, коренных малочисленных народов Севера; в хозяйственной (экономической) сфере — повышение связности и надежности транспортной системы; эффективное энергообеспечение рассредоточенных потребителей энергии; содействие (стимулирование) инвестиционной и производственной деятельности крупных корпораций.

Стр.: 1005-1015

Язык: Русский

В статье показано, что география предназначила для России специфическое положение между Европой и Азией. Обладая огромными малозаселенными, но богатыми природными ресурсами территориями, Россия на протяжении столетий обладала естественными преимуществами перед другими странами и в периоды мирного строительства, и в военные годы. Однако в наше время в условиях быстро накатывающейся волнами технологической революции они могут не реализоваться, и более того, попасть под контроль или Азии или Европы. Страна как географический регион находится между двумя сверхмощными субконтинентально-региональными экономическими центрами — ЕС в Европе и Китаем в Азии. Все это объективно требует, во-первых, намного более успешного развития самой страны — мощного экономического рывка, во-вторых, ускоренного развития экономики многих регионов страны, находящихся в бедственном положении, в-третьих, укрепления многосторонних связей России с ближними соседями — союзниками по ЕАЭС с целью превращения этой интеграционной группы в одну из наиболее успешных в евразийском регионе.

Стр.: 1016-1029

Язык: Русский

Анализируются данные по российской экономике и экономике Дальнего Востока РФ, характеризующие макроэкономическую динамику, внешнеэкономические связи, воспроизводственные пропорции. Рассматривается процесс формирования субглобально ориентированной государственной экономической политики в России после 2010 г. Процесс изменения географического вектора экономической политики рассматривается с точки зрения модификации географической структуры ожидаемого прироста экспортной ренты страны, а также с точки зрения смещения центра концентрации ресурсов для формирования нового полюса роста национальной экономики и Приводится обзор макроэкономической динамики и анализируются факторы циклического развития российской экономики. Дана характеристика динамики географической структуры внешних рынков. Подход в статье основан на гипотезе о недостаточности реструктуризации внешнеторговых взаимодействий для переформатирования экономической политики и критической важности для этого институциональной интеграции в рамках нового интеграционного пространства. В статье рассматриваются тренды и закономерности, объясняющие параметры равновесия экономической системы российского Дальнего Востока, а также возможности перехода на новые равновесные уровни. Обсуждается соотношение инвестиционных и институциональных факторов модернизации и формирования стабильной позитивной макроэкономической и структурной динамики в регионе. Рассматриваются наиболее распространенные в российской и зарубежной научной литературе трактовки угроз и возможностей экономического развития Дальнего Востока России, в том числе влияние демографических тенденций, структурных модернизаций, факторов конкурентной среды, институциональных новаций. Рассматривается влияние китайского проекта «Один пояс — один путь» на перспективы реализации внутренней и внешней восточной экономической политики РФ.

Стр.: 1030-1043

Язык: Русский

В статье рассматривается актуальная проблема формализации оценки рисков для благосостояния личности и территории проживания регионов. Настоящее исследование включает определение места экономической безопасности в структуре системы благосостояния личности и территории проживания и разработку классификатора рисков. Экономическая безопасность рассматривается как одна из потребностей, на удовлетворение которой направлено обеспечение благосостояния. Подход к оценке рисков для благосостояния личности и территории проживания регионов включает три этапа. На первом этапе проводятся расчеты благосостояния личности и территории. На втором этапе рассчитывается коэффициент вариации для отбора индикаторов, характеризующих риски для благосостояния личности и территории проживания. Третий этап связан с оценкой отобранных выше рисков, которые выступают причиной ухудшения благосостояния. Формализация оценки рисков для благосостояния личности и территории проживания проводилась на основе представления экономической системы региона как многомерной стохастической системы, которую моделируют в виде случайного вектора, компоненты которого в общем случае являются взаимно коррелированными. В результате диагностики выделены основные проблемы благосостояния личности и территории проживания. Расчет коэффициента вариации позволил отобрать факторы риска с высокими значениями коэффициента, что свидетельствовало о высокой степени колеблемости отобранных индикаторов. Проведено определение величины рисков для благосостояния личности и территории проживания через оценку вероятностей наступления различных кризисных состояний для областей УрФО. Вероятности состояний предкризис 1 (ПК1) и предкризис 2 (ПК2) для всех областей достаточно высокие. Это может свидетельствовать о неустойчивом социально-экономическом состоянии в целом по регионам УрФО. Полученные выводы могут быть использованы для разработки эффективной системы управления рисками на региональном уровне.

Стр.: 1044-1054

Язык: Русский

В рамках данной статьи авторами сформулирована рабочая гипотеза о постепенном становлении глобальной тенденции реиндустриализации с особым сущностным наполнением, отличным для каждого реализующего ее в рамках проводимой промышленной политики государства. В основу методологии исследования лег широкий спектр различных инструментов и методов научного познания, включая системный подход к изучению сущности реиндустриализации, структурирование представленных в отечественной и зарубежной экономической науке взглядов, критериальный анализ близких по смысловому наполнению явлений и исторический анализ статистических данных, а также общенаучные методы аналитического обобщения, количественной оценки, дедукции и абстрагирования. С целью доказательства выдвинутого авторами предположения проведено сопоставление некоторых ключевых трендов в мировой экономике с теоретическими подходами к пониманию процесса реиндустриализации в отечественной и зарубежной литературе. Проанализированы представленные в экономической литературе подходы исследователей к определению реиндустриализации как набирающей обороты глобальной экономической тенденции и как особого вида государственной политики. Рассмотрено сущностное наполнение данного процесса и его отличие от реофшоризации. Систематизированы наиболее распространенные трактовки таких терминов, как «неоиндустриализация» и «новая индустриализация» в контексте их взаимозависимости. Выполнен критериальный анализ процессов реиндустриализации, неоиндустрилизации и новой индустриализации с целью выявления общих черт и особенностей данных процессов. Выявлены важнейшие качественные и количественные характеристики реиндустриализации как глобальной экономической тенденции, а также сгруппированы и систематизированы базовые инструменты государственной политики реиндустриализации в практике ряда ведущих развитых и развивающихся стран.

Социально-экономические проблемы региона

Стр.: 1055-1067

Язык: Русский

В статье раскрывается проблема интеллектуально-технологического развития страны и регионов. Показывается, что рост численности занятых, имеющих высшее образование, не сопровождается пропорциональным повышением технологического уровня экономики, поскольку произошла смена функции высшего образования. Оно постепенно превращается в инструмент обеспечения общекультурного уровня населения. Приводятся основные причины слабой конвертации роста численности работников с высшим образованием в технологический рост. Обосновывается необходимость рассматривать в качестве лиц, обеспечивающих интеллектуально-технологическое развитие, совокупность тех работников, которые профессионально занимаются наукой и различными видами технологий. Их предложено называть создателями интеллектуальных технологий. Дается авторская трактовка понятия «научно-исследовательское образование», согласно которой оно не сводится только к развитию творческих способностей личности, а выступает как реальное знание ею существующих причин и следствий развития природы и общества с одновременным умением их критически переоценивать. Показано, что научно-исследовательское образование формируется непосредственно в процессе исследовательской деятельности, что поддержание научно-исследовательского образования сохраняет в обществе дух исследовательских порывов. Раскрываются негативные тенденции в развитии науки, связанные со значительным снижением численности персонала, занятого исследованиями и разработками, уходом российского бизнеса их сферы научных исследований. Сделан вывод о необходимости инвестирования в науку с целью формирования такого научного и технологического прогресса, который привел бы к повышению цивилизованности общества и росту производительности общественного труда.

Стр.: 1068-1079

Язык: Русский

Целью настоящей статьи является анализ факторов развития экономических кластеров в экономике Республики Марий Эл с последующим выявлением потенциала их дальнейшего развития. В статье раскрыта методика анализа структурных сдвигов (shift-share method) как одна из основных с точки зрения выявления факторов развития региональных кластерных образований. Предложена модификация этой методики с использованием относительных показателей эффективности (оборот организаций на одного занятого) с целью оценки факторов, влияющих на интенсивность и качественную сторону процессов кластеризации в регионе. Развернуто представлены результаты практического исследования экономики Республики Марий Эл по методике структурных сдвигов за период 2005–2015 гг. в разрезе видов экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики. В результате исследования трех различных базовых показателей выявлены отрасли-лидеры и отрасли-аутсайдеры региональной экономики по итогам 10-летнего периода. Кроме того, в статье отдельное внимание уделено анализу кластерного потенциала Республики Марий Эл по видам экономической деятельности на основе индекса потенциала кластеризации. В результате данного исследования выделены перспективные виды экономической деятельности и комплексы, которые могут быть включены в кластерные образования на региональном уровне. Дана авторская интерпретация результатов, полученных с применением двух методик анализа, с точки зрения их соответствия друг другу и возможных коллизий. Дальнейшие исследования в развитие данной работы могут быть проведены с позиций системного анализа и выявления конкретных предприятий и производственных цепочек, формирующих основу кластерного образования.

Стр.: 1080-1094

Язык: Русский

Учитывая значительную межрегиональную дифференциацию, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие субъектов РФ невозможно без мониторинга результатов государственного управления в пространственно-временном разрезе. Действующая методика, несмотря на комплексный подход, на наш взгляд, не в полной мере обеспечивает объективную оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов страны по причине ряда недостатков. Главным из них является невозможность реализации такой важной управленческой функции, как прогнозирование социально-экономического развития субъектов РФ. В рамках исследования на основе подхода системной экономической теории предпринята попытка формирования альтернативной методики мониторинга результатов государственного управления. Такая методика реализуется посредством прохождения следующих последовательных этапов: 1) формируется система из 30 частных показателей; 2) с помощью метода паттерна осуществляется процедура нормализации значений частных показателей; 3) при условии равнозначности показателей производится расчет индекса социально-экономического развития регионов России за 2011–2015 годы; 4) на основе нейросетевых технологий (самоорганизующихся карт Кохонена) осуществляется кластеризация субъектов РФ в зависимости от уровня социально-экономического развития. Из 80 субъектов Российской Федерации лишь у 9 на протяжении всего анализируемого периода степень реализации социально-экономического потенциала превышала 40 %. В 2011–2015 гг. преобладали — с совокупной долей порядка 64,3 % — регионы страны, характеризующиеся низким и ниже среднего уровнем социально-экономического развития. А это указывает на то, что в современных условиях большинство регионов РФ имеют значительные резервы реализации имеющегося у них социально-экономического потенциала. В частности, на это указывает отсутствие субъектов страны, характеризующихся высоким уровнем социально-экономического развития. С помощью адекватного байесовского ансамбля нейросетей моделировалось социально-экономическое состояние субъектов РФ. Полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований в области оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и прогнозирования уровня социально-экономического развития российских регионов.

Стр.: 1095-1106

Язык: Русский

Ввиду наблюдаемых кризисных явлений в российской экономике особую актуальность приобретает вопрос создания благоприятной локальной среды для формирования устойчивых трендов хозяйственного развития и позитивных ожиданий в предпринимательском секторе. Существующие исследования посвящены детерминантам предпринимательской активности на макроуровне и не рассматривают влияние факторов бизнес-цикла на формирование решений хозяйствующих субъектов. Данная статья, напротив, фокусируется на региональном уровне и ставит своей целью выявление ключевых детерминант бизнес-цикла, определяющих предпринимательскую активность на региональном уровне и уровне предприятий. В качестве информационной основы исследования были использованы данные официальной статистики по 83 регионам России за период 2005–2014 гг. Для выявления детерминант предпринимательской активности на микроуровне привлекалась база данных «СПАРК–Интерфакс»; в частности, рассматривалось 200 компаний в 4 регионах России за период 2005–2014 гг. Особое внимание уделяется тестированию исследовательских гипотез относительно динамики предпринимательской активности на различных фазах бизнес-цикла. В качестве основных методов исследования были использованы современные инструменты эконометрического моделирования, такие как анализ панельных данных и анализ выживаемости (survival analysis). Результаты исследования показали, что агрегированная предпринимательская активность реагирует на изменение региональной экономической среды с лагом и носит вынужденный характер, демонстрируя некоторую ацикличность. Предприятия, основанные на нисходящей фазе бизнес-цикла, в среднем более устойчивы (характеризуются высокой вероятностью выживания), поскольку обладают запасом финансовой прочности и опытом функционирования в условиях неопределенности. Опираясь на результаты эконометрического исследования, в качестве одной из основных рекомендаций для региональной политики предлагается разработка предпринимательской карты Российской Федерации, отражающей ключевые особенности бизнес-потенциала территорий.

Стр.: 1107-1122

Язык: Русский

В статье рассматриваются вопросы развития предпринимательства в российских регионах. Обосновывается, что неудовлетворительное состояние предпринимательства России в целом и сектора малого и среднего бизнеса в частности, а также недостаточная эффективность мер, реализуемых государственными структурами в сфере развития предпринимательства, в числе прочего, объясняются отсутствием целостного понимания того, что представляет собой институт предпринимательства в пространственном контексте и на каких принципах он развивается. Предлагается рассматривать развитие регионального предпринимательства через призму системного подхода, в контуре которого объектом исследования становится региональная система предпринимательства. Дается авторское определение научной категории «региональная система предпринимательства». Обосновывается, что параметры взаимодействия между элементами региональной системы предпринимательства, способствующие или блокирующие генерацию и развитие предпринимательских процессов на территории, определяют не просто институты, а институциональные конфигурации. Выдвигается предположение, согласно которому регион, даже имея существенный ресурсный потенциал предпринимательства, не сможет его полностью реализовать, если не сумеет выстроить эффективную институциональную конфигурацию региональной системы предпринимательства. В целях исследования отдельных параметров институциональной конфигурации региональной системы предпринимательства предлагается методика оценки институциональной лояльности субъектов малого и среднего предпринимательства и ее апробация на примере восьмидесяти пяти субъектов РФ. Делается вывод о том, что для успешного достижения стратегических целей развития малого и среднего бизнеса в значительной части российских регионов потребуется трансформация региональной системы предпринимательства на основе реинжиниринга, предполагающего фундаментальное переосмысление идеологии управления развитием предпринимательства и радикальное перепроектирование всей системы, обеспечивающей протекание предпринимательских процессов на определенной территории. Доказывается, что основой реинжиниринга должна стать институциональная реконфигурация региональной системы предпринимательства. Полученные результаты исследования могут быть использованы для идентификации системных проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в российских регионах и выработке более эффективных мер для их решения.

Стр.: 1123-1137

Язык: Русский

Главная цель положений, рассмотренных в данной работе, состоит в улучшении взаимодействия высших учебных заведений в регионе Большого Алтая на базе роста инноваций для усиления эффективности и конкурентоспособности региональной экономики. Рассмотрено состояние сетевых структур в экономике и высшем образовании приграничных территорий стран Большого Алтая. Предложен обновленный подход к трехуровневой классификации сетевого взаимодействия. Проанализированы особенности роста влияния стран с так называемой развивающейся экономикой на мировой арене. Изложены факторы, препятствующие более прочному и многогранному региональному развитию этих стран; приведены показатели систем высшего образования и сотрудничества на университетском уровне между некоторыми странами ШОС и БРИКС; отмечен международный рейтинг университетов этих стран. Показана важность выбора языка преподавания для преодоления барьеров развития сотрудничества в регионе. Отмечены проблемы развития таких глобальных образовательных сетей, как университеты ШОС и БРИКС. В процессе исследования использованы общенаучные логические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также метод SWOT-анализа. Выявлены и проанализированы существующие экономические и образовательные связи в регионе. Для содействия экономическому инновационному развитию приграничных территорий Большого Алтая предложена модель регионального сетевого университета. Современные университеты функционируют в новой экономической среде, технологические и социальные аспекты которой они в значительной степени формируют. Инновационные сетевые структуры способствуют формированию новой сетевой институциональной среды региональной экономики, которая оказывает влияние на макро- и микроэкономические показатели развития региона в целом. Результаты исследования могут способствовать росту и оптимизации региональных экономик приграничных территорий соседних государств.

Стр.: 1138-1150

Язык: Русский

В статье представлена методика рейтинговой оценки городских территорий на основе мнений горожан. Эта методика, в отличие от существовавших ранее, комбинирует оценки различных сторон жизни на территориях и их эмоциональное восприятие (то есть сочетает рациональные и эмоциональные оценки) и оценки, данные как жителями территорий, так и горожанами, не проживающими в них (то есть сочетает оценки «изнутри» и «извне»). Оценка производится на основе результатов репрезентативного опроса жителей Екатеринбурга. Гипотеза исследования состоит в предположении высокой дифференциации микрорайонов мегаполиса по привлекательности и наличии совокупности детерминант оценок горожан. Предложенная авторами методика рейтингования микрорайонов мегаполиса включает три группы индикаторов: оценку степени удовлетворенности жителями различных областей жизни в микрорайонах своего проживания, оценку эмоционального отношения жителей к территориям своего проживания, выбор жителями мегаполиса лучшего в городе микрорайона для проживания. Основными результатами эмпирического исследования являются высокая дифференциация полученных оценок и выявленные их социально-экономические детерминанты: самооценка материального положения, тип жилья, самооценка жилищных условий. Практическая значимость полученных результатов связана с возможностью их использования для принятия обоснованных управленческих решений в сфере стратегического территориального планирования — в частности, для решения проблем, связанных с выявленной в исследовании поляризацией развития городских территорий. Направлениями будущих исследований являются более глубокий анализ доступности и привлекательности для жителей микрорайонов отдельных типов инфраструктуры (медицинской, образовательной, релаксационной и т. д.), рейтингование микрорайонов на основе их оценок различными категориями населения (пенсионерами, людьми с ограниченными возможностями и др.), оценка привлекательности микрорайонов как мест приложения труда и как мест досуга.

Социально-демографический потенциал регионального развития

Стр.: 1151-1163

Язык: Русский

В настоящее время на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) активно развиваются интеграционные процессы, формируется единый рынок труда. Важнейшим элементом разработки долгосрочной стратегии формирования Евразийского экономического союза является формирование модели социального взаимодействия государств — участников ЕАЭС. Это требует систематизации национальных ключевых показателей в сфере пенсионного обеспечения стран ЕАЭС в целях выявления факторов, рисков и возможных направлений сотрудничества стран ЕАЭС в сфере урегулирования отношений по вопросам пенсионного обеспечения граждан, что предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе (2014). Возникает необходимость не только совершенствования пенсионной системы каждой страны в отдельности, но и разработки подходов к координации политики в данной сфере. В статье отмечается, что во всех странах, входящих в ЕАЭС, с начала 1990-х гг. формируются и развиваются пенсионные системы. Представлен их обзор, сравнительный анализ, выявлены сходства и различия в соответствии с заявленными критериями и определяются возможные направления координации пенсионной политики в странах ЕАЭС. Рассмотрены как социально-экономические параметры (в том числе возраст выхода на пенсию, размеры пенсионных взносов и порядок их перечисления, структура пенсионных выплат), так и демографические особенности развития стран ЕАЭС, а также предлагаемые и осуществляемые пенсионные реформы. Систематизированы макроэкономические и демографические показатели, на основании которых выявляются возможности и риски сотрудничества стран ЕАЭС в сфере урегулирования отношений по вопросам пенсионного обеспечения. В процессе исследования пенсионных систем стран ЕАЭС использованы методы логического, сравнительного и статистического анализа. Сделан вывод о том, что в ближайшей перспективе в рамках формирования модели социального взаимодействия государств — участников ЕНАЭС целесообразно сотрудничать по следующим направлениям: разработка общих принципов социальных гарантий для лиц пенсионного возраста, практические меры по реализации программы гарантированного дохода для лиц пенсионного возраста, разработка общих подходов к регулированию инвестиционной деятельности пенсионных фондов, формирование единой информационной базы для пенсионного обеспечения.

Стр.: 1164-1174

Язык: Русский

Статья посвящена анализу ситуации на «брачном рынке» в Свердловской области и сравнению ее с соответствующей ситуацией во всей Российской Федерации в целом. В последнее время уровень брачности (в расчете на 1000 населения) снижается. Согласно первой гипотезе, выдвинутой автором, снижение уровня брачности вызвано ухудшением ситуации на «брачном рынке», то есть старением возрастной структуры населения, диспропорцией между числом неженатых мужчин и незамужних женщин, нереальными намерениями многих мужчин жениться на женщинах значительно моложе себя (сами женщины редко соглашаются на брак со столь большой разницей в возрасте). Согласно второй гипотезе, число браков уменьшается, потому что люди просто не желают вступать в брак, даже если у них есть потенциальные женихи и невесты, подходящие им по возрасту. Для проверки этих гипотез автор использует свой оригинальный метод брачных потенциалов. Согласно этому методу, число браков сравнивается не с общей численностью населения и не с числом неженатых мужчин (или незамужних женщин), а с дополнительным брачным потенциалом, то есть с максимально возможным числом браков при данной ситуации на брачном рынке. Расчеты по методу брачных потенциалов подтвердили обе гипотезы, и показали, что ситуация на «брачном рынке» в Свердловской области примерно такая же, как во всей России в целом. Метод брачных потенциалов может быть использован также и для составления демографических прогнозов c учетом брачности.

Стр.: 1175-1183

Язык: Русский

Прогнозируемые в России негативные демографические тренды (снижение рождаемости, сокращение численности населения) актуализируют необходимость усиления мер государственной семейной и демографической политики. Целью настоящего исследования является выявление на основе статистического кластерного анализа групп российских регионов со схожими проблемами в сфере семьи. Представляется, что методика и результаты такого исследования могут служить информационно-аналитической основой разработки эффективных мер государственной семейной политики. Для сегментации российских регионов применялся иерархический кластерный анализ на основе метода Варда и расстояния Евклида. Кластеризация осуществлялась по четырем переменным, позволяющим судить о благополучии или неблагополучии института семьи в регионе. В качестве информационного ресурса для проведения анализа использовались данные Федеральной службы государственной статистики за период с 2010 г. по 2015 г. Применение кластерного анализа и профилирование каждого выделенного сегмента позволило сформировать своего рода модель пространства российских регионов на основе особенностей развития в них института семьи. Было выявлено 4 кластера, объединяющих регионы со схожим уровнем проблемности в семейной сфере. Такое сегментирование позволяет разрабатывать наиболее актуальные и востребованные в каждой группе регионов меры семейной политики. Таким образом, выявленная в процессе анализа высокая степень дифференциации состояния института семьи в регионах не позволяет говорить об эффективности применения единого унифицированного подхода к решению демографических проблем в стране. Внедрение дифференцированного подхода в процесс разработки мер семейной политики позволит добиться больших результатов от ее реализации. При этом методы многомерной классификации данных могут успешно применяться в качестве релевантного аналитического инструментария. Развитие нашего исследования мы видим в дальнейшей адаптации методов многомерной классификации к исследованию демографических проблем российских регионов. В частности, востребованными в будущих исследованиях могут оказаться алгоритмы непараметрического кластерного анализа.

Отраслевые и межотраслевые комплексы

Стр.: 1184-1198

Язык: Русский

В статье исследуется эффективность использования финансовых ресурсов для развития массового спорта и спорта больших достижений на региональном уровне. На основе статистических данных Министерства спорта РФ, включающих социально-экономические индикаторы (28 переменных) и показатели развития спорта (39 переменных) по 82 регионам РФ за 2012–2015 гг., при помощи метода структурного моделирования (PLS-SEM) построена модель развития спорта в регионе, включающая семь неявных переменных: уровень экономического развития региона, объем финансирования, выделяемого на развитие спорта, обеспеченность спорта ресурсами, уровень развития массового спорта, уровень развития профессионального спорта, результаты в спорте больших достижений; результаты в паралимпийском спорте. Уровень экономического развития региона влияет на объем финансирования, выделяемого на развитие спорта, который, в свою очередь, определяет обеспеченность ресурсами. Наличие ресурсов определяет успехи в развитии массового спорта и профессионального спорта. Уровень развития профессионального спорта определяет успехи в спорте больших достижений и паралимпийском спорте. Структурное моделирование позволило выделить измеряемые индикаторы ресурсного обеспечения (входы модели) и результатов развития спорта (выходы модели). Эффективность трансформации входов в выходы для различных регионов РФ исследована при помощи метода DEA. Рассмотрены две модели, в первой в качестве выходов используются показатели развития массового спорта, во второй — показатели развития профессионального спорта. Входы обеих моделей — показатели финансовых затрат на развитие спорта. Одновременное рассмотрение эффективности по двум направлениям позволяет выделить особенности каждого региона, оценить сбалансированность в развитии массового и профессионального спорта. Результаты моделирования позволили выделить несколько групп регионов с близкими параметрами, что, возможно, объясняется их схожими географическими характеристиками.

Стр.: 1199-1210

Язык: Русский

В статье рассматриваются организационно-экономические аспекты структурных изменений энергетики в «умном городе» при глубокой электрификации его транспортной инфраструктуры, бытового и коммерческого секторов. Научная новизна исследования заключается в выработке механизмов решения актуальной проблемы формирования региональной электроэнергетики, обслуживающей интеллектуальные технологии будущей городской среды с учетом национальных особенностей. Под электрификацией авторами понимается процесс насыщения народного хозяйства наиболее прогрессивным энергоносителем — электроэнергией, при котором электропотребляющая и электрогенерирующие сферы образуют целостную систему. Определены особенности и основные направления нового этапа электрификации в «умных городах». Показано, что в энергетике таких городов сочетаются централизованные и децентрализованные технологические решения, что требует определенной перестройки в распределительном и энергосбытовом секторах региональной энергетики, в частности модернизации распределительных низковольтных сетей, совершенствования тарифной политики, реализации программ управления спросом на энергию. Выявлены приоритетные направления электрификации умных городов, к которым относятся развитие электротранспорта, электромобилей и сопутствующей инфраструктуры, а также интеллектуализация домохозяйств на основе внедрения различных систем управления электроприборами. Продемонстрировано влияние роста электромобилей на рынок электроэнергии и нагрузки в региональной энергосистеме; в частности, проанализирован зарубежный опыт интеграции электромобилей в энергетическую сеть. В части электрификации умных домов представлены исходные энергетические условия их конструирования, требования к региональным подрядным организациям, производителям энергетического оборудования, энергосбытовым и электросетевым компаниям. Разработан комплекс технико-экономических решений для активизации соответствующих проектов, включающих широкое применение маневренного генерирующего оборудования, энергосберегающих приборов и аккумуляционных устройств, оптимизация структуры ТЭЦ, снижение радиуса электроснабжения и протяженности электросетей. Кроме того, предложены различные варианты дифференцированных тарифов на электроэнергию, стимулирующих электрификацию в умных городах.

Стр.: 1211-1220

Язык: Русский

Статья посвящена актуальной проблеме экономики природопользования — разработке методического инструментария количественного определения ассимиляционной способности территории. В статье проведен анализ существующих подходов к определению и оценке ассимиляционного потенциала территории, приводятся преимущества использования энергетического подхода. Авторами предложен методический подход, особенностью которого является применение для количественной оценки ассимиляционного потенциала территории предельно допустимой энергетической нагрузки, которую может на протяжении длительного времени переносить эколого-экономическая система без нарушения своих основных свойств. Предельно допустимая энергетическая нагрузка определяется авторами на основании данных о способности земель различных категорий поглощать парниковые газы, а также величины удельных выбросов парниковых газов на тонну условного топлива. В дальнейшем расчетная величина предельно допустимой энергетической нагрузки в топливных эквивалентах сопоставляется с фактическим потреблением топливных ресурсов на нужды народного хозяйства, что, по предложению авторов, может служить нормативом соизмерения и сбалансированности в эколого-экономической системе. Апробация методического инструментария была проведена авторами на примере Свердловской области, которая характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия. Расчеты показали, что фактическое потребление ископаемого топлива на территории Свердловской области превышает предельно допустимую энергетическую нагрузку, что свидетельствует о несбалансированности в эколого-экономической системе и может привести к дальнейшему ухудшению качества окружающей среды в регионе. Предлагаемый методический подход и расчеты предельно допустимой энергетической нагрузки могут использоваться лицами, принимающими решения, при разработке документов стратегического планирования развития территории, в том числе для формирования его энергетической стратегии.

Инновационный потенциал региона

Стр.: 1221-1235

Язык: Русский

В статье анализируются теоретические и прагматические подходы к исследованию развития производительных сил под воздействием меняющего экономику России и зарубежных стран научно-технологического прогресса взрывного и всеохватывающего характера; выявляются роль и значение инноваций в науке и технике и мера их воздействия на различные сегменты экономики, анализируется понятийный аппарат, используемый для характеристики технологических сдвигов, исследуются показатели, отображающие уровень развития научно-технологического потенциала в различных странах и регионах, в том числе и на Урале, определяются технологические точки роста и их вклад в наращивание ВВП. Исследуются роль и влияние федеральных и региональных органов власти и управления на развитие науки, инноваций, технологий, формирование зон опережающего роста, в том числе и через их кластеризацию, ведущих к повышению производительности общественного труда и производства и деловой активности, выявляется мера воздействия технологических взрывов в таких новейших сферах деятельности, как альтернативные источники энергии, беспилотники, электромобилестроение, хранение и передача энергии, ведущих к трансформации экономики и общества, изменения на этой основе теоретических концепций построения функциональной и институциональной структуры общества. Обоснована необходимость смены парадигмы развития — перехода от топливно-сырьевой к инновационно-технологической модели, выявляются взаимосвязь уровней развития экономики и научно-технологического потенциала, причины пристального внимания к развитию науки в развитых странах, технологий, инноваций, а также меры, предпринимаемые по стимулированию их развития, исследуются механизм и инструментарий финансирования науки и образования в различных регионах мира. Результаты исследования могут быть использованы при корректировке стратегии научно-технологического развития России и ее регионов в складывающейся ситуации в стране и в мире и при выборе адекватных концептуальных подходов развития экономики.

Экономическая безопасность региона

Стр.: 1236-1250

Язык: Русский

Целью статьи является формирование теоретических основ обеспечения безопасности экономического пространства региона (субъекта Российской Федерации) на основе авторского метода циклической градации. Задачи статьи — выявить специфику обеспечения экономической безопасности в условиях проведения инициированной в 2014 г. политики импортозамещения, а также существующей геоэкономической напряженности, рассмотреть значимые подходы к анализу экономической безопасности региона, обосновать пространственную специфику экономической безопасности на региональном уровне, предложить метод циклической градации для анализа безопасности экономического пространства и обосновать инструментальную целесообразность его применения. Важность статьи обусловлена тем, что субъекты Российской Федерации сталкиваются с собственными концептуальными проблемами и вызовами, такими как увеличение масштаба интеграционных процессов при активизации центробежных тенденций. Данная ситуация возникает из-за асимметрии развития российских регионов, выражаемой, в частности, в концентрации деловой активности в Москве, а также нескольких других субъектах РФ, формально или неформально признаваемых стратегически важными с позиции стратегического развития страны. Практическая значимость статьи обусловлена методическими проблемами в оценке экономической безопасности российских регионов, выраженными в том, что мониторинг социально-экономической ситуации на региональном уровне в своей практической реализации не рассматривает совокупность экономических контактов, совершаемых бизнес-субъектами (предприятиями). В целях развития инструментов анализа экономической безопасности на региональном уровне автором предлагается использование в системе мониторинга таких показателей, как средний размер экономического пространства, качество экономического пространства, интенсивность экономического пространства, доступность информации, уровень синхронизации экономического времени.

Стр.: 1251-1263

Язык: Русский

Статья посвящена проблемам формирования инновационной составляющей экономической безопасности региона. Гипотеза исследования заключается в том, что в условиях глобализации и становления сетевого общества инновации становятся одним из ключевых элементов обеспечения экономической безопасности региона. Рассмотрено соотношение понятий устойчивого развития и экономической безопасности. Показано, что в настоящее время экономическая безопасность страны напрямую зависит от того места, которое она занимает в цепочках создания и распространения инноваций. Обоснована необходимость перехода РФ и ее регионов на инновационную парадигму развития с опорой на укрепление собственных источников долговременного роста. Рассмотрены основные теоретико-методологические проблемы формирования инновационной составляющей экономической безопасности регионов РФ. Раскрыты суть и элементы инновационной составляющей устойчивого экономического развития региона. Показано, что при формировании инновационной составляющей экономической безопасности региона принципиально важно обеспечить привязку стратегии развития региональной инновационной системы к производственно-технологическому типу территории и желательным, с учетом мировых трендов развития мировой экономики, направлениям его трансформации в перспективе. Выделены основные производственно-технологические типы российских регионов и сформулированы особенности построения соответствующих региональных компонентов инновационной системы РФ исходя из интересов обеспечения устойчивого развития. Обоснованы приоритетные направления и задачи по формированию инновационной составляющей экономической безопасности в регионах РФ. Проведенные по авторской методике расчеты позволили выделить группу субъектов РФ, в которых представляется наиболее перспективным развитие инновационной деятельности, нацеленной на создание экспортоориентированных высокотехнологичных производств. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании управления развитием инновационной деятельности и обеспечения экономической безопасности регионов РФ.

Стр.: 1264-1279

Язык: Русский

Статья посвящена исследованию взаимодействия сетевых форм интеграции и развития сетевых сопряженных производств с позиции экономической безопасности. В настоящее время в наиболее развитых странах мира происходит переход от индустриального общества к информационному, идет формирование «индустрии 4.0», которая характеризует организацию производственных процессов, основанных на автономном взаимодействии технологий и устройств в цепочке создания добавленной стоимости, и означает непрерывную связь на всех уровнях. В новых условиях прежние типы организационных структур субъектов экономики оказываются недостаточно эффективными, поэтому возникает необходимость создания новых, современных типов организационных структур. Одним из этих типов являются сетевые структуры, которые в настоящее время становятся характерной чертой новой экономики. Региональная экономическая безопасность зависит от внутренних и внешних угроз, которые приводят к нестабильным ситуациям. Региональные кризисные ситуации формируются как под воздействием макроэкономических кризисных процессов, так и под влиянием местных особенностей экономического и социального развития, ресурсного потенциала, географического положения, национальных и других особенностей. В статье учитываются специфические характеристики регионов УрФО, а также современное состояние региональной экономики и наличие угроз безопасности региона. Проведен расчет экономической безопасности сетевых сопряженных производств на региональном уровне. Выявлена взаимосвязь сетевых сопряженных производств и строительной отрасли в национальной экономике. Предложено определение экономической безопасности сетевых сопряженных производств, уточнено понятие «сетевые сопряженные производства». Полученные результаты могут быть применены организациями как новый взгляд на отраслевой комплекс с применением сетевых форм в контексте экономической безопасности.

Стр.: 1280-1290

Язык: Русский

Предмет статьи — проблема истощения и исчерпания природных ресурсов, вовлечения отходов производства, ресурсов техногенных месторождений в хозяйственный оборот в целях сохранения природного капитала и обеспечения «зеленого» роста экономики. Это предопределяет необходимость разработки механизма оптимизации природопользования, направленного на использование техногенных месторождений в экономике, для обеспечения снижения природоемкости продукции, снижения затрат на ее производство, сокращения негативного воздействия производства на окружающую среду. Предлагается построение модели экономической целесообразности использования отходов на основе теории устойчивого развития, теории замещения первичных природных ресурсов ресурсами-заменителями, в качестве которых рассматриваются полезные продукты, ресурсы из техногенных месторождений, которые были образованы в результате прошлой хозяйственной деятельности. В статье рассмотрена проблема накопления твердых коммунальных и промышленных отходов в регионах России с позиции формирования и эксплуатации постоянно растущих техногенных месторождений. Авторами предлагается набор моделей оптимальной эксплуатации техногенных месторождений, учитывающих различные факторы внешней и внутренней среды и фактор времени. Предложенные модели позволяют обосновать и выбрать наилучшие технологии переработки накопленных отходов с учетом снижения загрязнения окружающей среды и получения «зеленых» доходов от эксплуатации техногенного месторождения. Для учета вероятностных оценок геологической структуры техногенного месторождения предложено использовать сочетание метода статистических испытаний и разработанной оптимизационной модели. Приводятся результаты практических расчетов и перспективы построения комплексной модели регионального использования техногенных месторождений. Результаты исследования позволяют сформировать оптимальный набор проектов для переработки отходов и реабилитации нарушенных территорий на уровне региона. Предлагаемый экономико-математический инструментарий будет полезен для актуализации и реализации федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2015–2026 гг.

Финансы региона

Стр.: 1291-1303

Язык: Русский

В статье охарактеризована современная ситуация с залогом исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в России, исследована действующая нормативная база, регламентирующая залог исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Отдельное внимание уделено публикациям по данной проблематике зарубежных и российских авторов (в том числе диссертационным исследованиям). На основе официальных данных исследована динамика зарегистрированных Роспатентом договоров залога товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности за период 2009–2016 гг.; даны характеристики залогодателей и залогодержателей; представлена информация о российских региональных банках, имеющих данный опыт в 2014–2016 гг. Определены и прокомментированы преимущества подобного кредитования для банка и компании-заемщика, отдельное внимание уделено сложностям и рискам как кредитора, так и заемщика. В процессе построения технологии кредитования под залог исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности разработаны алгоритмы, иллюстрирующие порядок действий участников сделки и предпочтительные для компании, получающей кредит, и для банка-кредитора, а также иллюстрирующие проблемное событие — несвоевременный возврат основного долга и процентов. Представлены условия, необходимые для успешной реализации разработанных кредитных схем. Раскрыто влияние Центрального банка Российской Федерации на положение дел с залогом объектов интеллектуальной собственности, предложены меры по улучшению ситуации. В итоге предложен комплекс рекомендаций, реализация которых, как представляется, будет способствовать активизации банковского кредитования под залог исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности со всеми вытекающими положительными как для заемщиков, так и для региональных банков последствиями.

Стр.: 1304-1313

Язык: Английский

The paper deals with the issue of disparities in the tax revenue and yield coefficients of individual regions of the Czech Republic in the period from 2005 to 2014. The subject-matter of the research are the income taxes and the value-added tax, which are important tax revenues of public budgets and the source of financing of the regional and municipal budgets. For a comparison of the regions, the spot method is used. According to the results, the ranking of the regions is compiled. The spot method is based on the model region, which reaches the maximum values of a selected indicator. Furthermore, we calculated the indexes of revenues, along with yield coefficients of the value added tax as well as the corporate and personal income tax for each region. Tax revenues are affected in particular by legislative changes, but also by geographic, demographic and socio-economic differences among the regions. The authors have verified an assumption that individual regions have the same position in terms of both investigated variables. This assumption was not confirmed. It was found that the order of the regions for the examined variables was different. On the contrary, regions with a high share of tax revenues have low values in terms of tax yield coefficients.

Стр.: 1314-1328

Язык: Английский

The aim of this paper is to examine the development of a financial framework for assessing the effectiveness of interventions. The research is based on the evidence from Serbia. In terms of methods applied, we used econometric and scenario analysis. We presented — as individual separate items — the issues such as “who” — Government budget (Ministry, specific program, loan, donor, etc.), “how much” — the amount spent, “where” (NUTS 2 region), and on “what” (type of initiative). In our model, each of the interventions applied to one of the regional development priorities is linked and evaluated by its effectiveness observing the performance of the group of indicators associated with each of the priorities. All data obtained from 8 sectors were categorized under 4 priorities, i.e. “People, Place, Productive Capacity, and Institutional Capacity”. Accordingly, we evaluate the effectiveness by observing the performance of a group of indicators related to each of the priorities. Our recommendations for optimizing the distribution structure of regional policies and regions are determined by the analysis of the performance of the group of indicators and their relative rankings per NUTS 2 region. The results are significant for further theoretical and applied research, as well as decision-making in the field of government financial policy. Our results confirmed that calculations of funds for regional development in strategic areas appear to be slightly problematic because, in the past, there was no strategic distribution based on established facts, which could be measured in terms of performance.

www.uralces.ru

Рейтинг социально-экономического развития регионов

Россия крайне неоднородная страна: по какому бы параметру не проводилось сравнение ее регионов, они все будут отличаться друг от друга. Территория, природно-климатические условия, национальный состав, экономический потенциал и уровень социального развития – везде эти параметры разные.

Однако существует потребность в понимании того, чем живет каждый субъект федерации, в определении величины инвестиционного, демографического и потребительского потенциала, степени представленности бизнеса. Для этих целей Информационное агентство Credinform составило «Рейтинг социально-экономического развития регионов, 2015 г.».

Собранные нами статистические данные существенно отличаются в каждом регионе, что объясняется разнородностью территорий. Приведение их к унифицированным индикаторам (баллам) помогает получить обобщенный результат, который даст объективную картину регионального развития и позволит сравнить республики, края, области, автономные округа и города федерального значения между собой.

Основу рейтинга составляют 15 показателей, которые наиболее полно отражают текущее социально-экономическое положение каждого из 85 субъектов России. Это сведения по демографии, уровню заработных плат, доходам региональных бюджетов и размеру ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения, инфляции, инвестициям, обороту розничной торговли, количеству юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Показатели, используемые для составления рейтинга регионов; минимальные и максимальные значения.

№ПоказательМинимальный балл (1) Максимальный балл (85)
1 Численность населения на 1 января 2016 г. Наименьшая численность Наибольшая численность
2 Коэффициент естественного прироста населения, 2015 г. Наименьше значение коэффициента Наибольшее значение коэффициента
3 Относительный прирост (убыль) населения, 2015 г. Наименьший относительный прирост/убыль населения Наибольший относительный прирост населения
4 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (оба пола, все население), 2014 г. Наименьшая ожидаемая продолжительность жизни Наибольшая ожидаемая продолжительность жизни
5 Уровень безработицы в среднем за год, 2015 г. Наименьший уровень безработицы Наибольший уровень безработицы
6 Объем валового регионального продукта (ВРП) в расчете на одного жителя субъекта РФ, 2014 г. Наименьший объем ВРП на душу населения Наибольший объем ВРП на душу населения
7 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, январь-декабрь 2015 г. Наименьшая заработная плата Наибольшая заработная плата
8 Инвестиции в основной капитал на душу населения, 2014 г. Наименьшие инвестиции на душу Наибольшие инвестиции на душу населения
9 Оборот розничной торговли на душу населения, 2014 г. Наименьший оборот розничной торговли на душу населения Наибольший оборот розничной торговли на душу населения
10 Доходы бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений) на душу населения субъекта РФ, 2014 г. Наименьшие доходы бюджета на душу населения Наибольшие доходы бюджета на душу населения
11 Оборот общественного питания на душу населения, 2014 г. Наименьший оборот общественного питания на душу населения Наибольший оборот общественного питания на душу населения
12 Базовый индекс потребительских цен в декабре 2015 г., к декабрю 2014 г. Наибольший индекс цен (уровень инфляции) Наименьший индекс цен (уровень инфляции)
13 Индекс промышленного производства, 2015 г. Наименьший прирост индекса промышленного производства Наибольший прирост индекса промышленного производства
14 Количество индивидуальных предпринимателей на 1 марта 2016 Наименьшее количество ИП Наибольшее количество ИП
15 Количество юридических лиц на 1 марта 2016 Наименьше количество ЮЛ Наибольшее количество ЮЛ

Для присвоения региону балльной оценки по каждому из 15 показателей, данные ранжировались по убыванию/возрастанию их числовых значений. Например, показатель инфляции ранжировался от наименьшего значения к наибольшему, а индекс промышленного производства – от наибольшего к наименьшему.

Вывод общего индекса социально-экономического развития субъекта РФ производился путем сложения баллов по всем показателям.

В конечном итоге были составлены три группы территорий, получивших условные наименования: «Регионы первой группы» (с 1-ое по 30-ое места), «Регионы второй группы» (с 31-ое по 60-ое места) и «Регионы третьей группы» (с 61-ое по 85-ое места).

В «Регионы первой группы» ожидаемо попали территории, где сосредоточены ведущие отрасли российской экономики: нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, а также столичные города (Москва и Санкт-Петербург), уровень социально-экономического развития которых выше, чем в среднем по стране.

Первое место в национальном рейтинге занимает Москва (1091 балл). За исключением высокой инфляции и снижения индекса промышленного производства, столица демонстрирует большой потенциал как в демографии (непрекращающийся прирост населения, высокая продолжительность жизни), так и в развитии региональной экономики в целом. В столице зарегистрировано наибольшее число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наибольшие доходы бюджета в расчете на душу населения, наименьший в стране уровень безработицы.

На втором месте с небольшим отставанием следует Республика Татарстан (1046 балла), которая показывает высокие значения по всем 15 показателям оценки.

Санкт-Петербург, находящийся на третьем месте (1027 балла), также как и Москва, отстает по показателю высокой инфляции и снижению индекса промышленного производства.

Таблица 2. «Регионы первой группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших лучший уровень социально-экономического развития

Место в рейтингеСубъект Российской ФедерацииОбщий балл
1 г. Москва 1091
2 Республика Татарстан 1046
3 г. Санкт-Петербург 1027
4 Ханты-Мансийский авт.округ-Югра 993
5 Московская область 987
6 Тюменская область (без АО) 986
7 Краснодарский край 961
8 Ямало-Ненецкий авт.округ 932
9 Республика Саха (Якутия) 929
10 Красноярский край 910

В «Регионы второй группы» вошли субъекты, одновременно демонстрирующие лучшие значения по одним показателям и неудовлетворительные по другим.

Так, например, в Чукотском автономном округе (595 баллов) наблюдается один из самых низких уровней инфляции в стране, самый высокий уровень начисленных заработных плат, высокие доходы бюджета и объем ВРП на душу населения при одновременном действии «катастрофических» демографических процессов: в автономном округе фиксируются одни из худших показателей по ожидаемой продолжительности жизни, общей численности населения и относительной убыли населения. Таким образом, высокие доходы сегодня не делают привлекательной эту суровую землю для жизни, как это было во времена СССР, романтика освоения северных территорий ушла.

Республика Дагестан (697 баллов), напротив, при относительно низком уровне экономического развития, демонстрирует хорошие демографические данные, в том числе, по ожидаемой продолжительности жизни, что характерно в целом для Кавказа.

В «Регионы третьей группы» вошли субъекты России с наихудшими значениями общего индекса социально-экономического развития. Сюда же попали и новые регионы: Республика Крым (468 балла) и г. Севастополь (390 баллов).

Что интересно, Севастополь в минувшем году показал наибольший относительный прирост населения среди всех регионов России, однако низкие экономические показатели пока не позволили ему подняться выше 75 места в рейтинге.

Республика Крым демонстрирует низкие значения по размеру ВРП и доходам бюджета на душу населения, кроме того, здесь отмечено самое большое значение динамики базовой инфляции, что ставит Республику на 69-ое место в национальном рейтинге.

Курганская область (298 баллов) замыкает итоговую таблицу с наименьшим сводным индексом. Регион набрал минимум баллов по всем ключевым показателям оценки.

Таблица 3. «Регионы третьей группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших худший уровень социально-эконмического развития

Место в рейтингеСубъект Российской ФедерацииОбщий балл
75 г. Севастополь 390
76 Орловская область 379
77 Республика Северная Осетия-Алания 378
78 Костромская область 367
79 Еврейская автономная область 364
80 Ивановская область 357
81 Республика Ингушетия 343
82 Республика Калмыкия 339
83 Псковская область 321
84 Карачаево-Черкесская Республика 309
85 Курганская область 298

Представленный нами рейтинг во многом объясняет бюджетную, миграционную и инвестиционную привлекательность российских регионов, во многом поясняет присвоенный им имидж («плохой» - «хороший») среди населения. В условно «перспективные» территории устремляются миграционные и финансовые потоки в ущерб развитию остальных субъектов РФ.

Подобная ситуация связана с проводимой государством политикой выравнивания уровня бюджетного финансирования через межбюджетные трансферты, субсидии, дотации. Такие действия приводят к двум парадоксальным результатам: федерация аккумулирует налоговые поступления в едином центре, а регионы, в свою очередь, ждут вливаний бюджетных средств, не прилагая усилий к собственному социально-экономическому развитию. Отсюда и значительное преобладание регионов-реципиентов над регионами-донорами. Это же касается и местного самоуправления, которое на бумаге наделено широким списком полномочий, но экономических ресурсов на их осуществление подчас не имеет. Чрезмерная централизация приводит к очевидным перекосам в развитии страны в целом.

Таблица 4. «Регионы – первой группы». Первые 30 субъектов РФ по уровню социально-эконмического развития

№Субъект РФ123456789101112131415Общий балл
1 г. Москва 85 65 79 84 85 80 81 73 85 81 81 26 16 85 85 1091
2 Республика Татарстан 78 69 67 72 80 72 56 76 78 66 66 69 39 79 79 1046
3 г. Санкт-Петербург 82 64 73 82 84 75 75 67 77 76 72 24 11 81 84 1027
4 Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 58 80 77 74 70 83 79 83 81 80 82 8 21 61 56 993
5 Московская область 84 45 81 62 83 65 73 59 80 70 71 6 42 83 83 987
6 Тюменская область (без АО) 54 74 83 50 38 76 71 78 79 79 79 31 79 53 62 986
7 Краснодарский край 83 50 80 75 44 57 44 75 75 45 74 50 44 84 81 961
8 Ямало-Ненецкий авт.округ 14 81 4 69 81 84 84 84 83 83 84 80 64 21 16 932
9 Республика Саха (Якутия) 30 79 66 36 24 79 77 79 63 78 80 82 63 55 38 929
10 Красноярский край 73 61 65 23 41 74 70 74 62 68 42 83 28 74 72 910
11 Свердловская область 81 46 55 34 35 66 63 57 82 59 77 16 19 80 82 852
12 Новосибирская область 71 55 70 47 31 56 50 47 59 48 46 67 46 72 80 845
13 Самарская область 75 34 43 31 82 61 47 66 74 61 62 30 30 71 77 844
14 Сахалинская область 13 47 39 10 36 82 80 82 84 84 73 75 83 23 25 836
15 Республика Башкортостан 79 56 51 35 43 50 41 46 73 38 55 66 47 77 75 832
16 Белгородская область 57 28 59 73 78 68 38 51 56 41 14 77 68 59 53 820
17 Пермский край 69 49 48 21 37 63 52 52 71 49 68 58 35 73 73 818
18 Нижегородская область 76 20 32 29 71 51 45 55 72 51 41 62 56 75 76 812
19 Ненецкий авт.округ 1 78 78 56 17 85 83 85 67 85 85 4 76 1 1 802
20 Ростовская область 80 31 46 65 42 32 33 32 66 29 56 46 85 82 74 799
21 Хабаровский край 50 53 33 11 53 70 72 62 68 69 69 29 38 48 59 784
22 Мурманская область 23 48 17 40 19 71 76 71 76 72 75 42 75 22 33 760
23 Челябинская область 77 42 57 32 27 42 58 36 47 39 40 81 24 76 78 756
24 Воронежская область 64 15 58 61 69 48 36 69 69 33 16 20 60 66 69 753
25 Ленинградская область 59 8 62 48 57 69 66 63 49 71 44 18 29 57 48 748
26 Иркутская область 66 63 49 4 15 64 65 58 18 62 22 53 67 70 70 746
27 Томская область 37 66 63 57 20 67 68 68 14 63 58 47 33 35 50 746
28 Ставропольский край 72 59 56 77 49 20 27 18 58 16 70 13 71 78 61 745
29 Магаданская область 3 43 2 6 72 78 82 81 64 77 78 64 74 5 5 734
30 Омская область 62 54 53 45 32 47 49 17 52 43 39 73 41 60 64 731

Таблица 5. «Регионы – второй группы». Субъекты РФ с 31-ое по 60-ое места по уровню социально-экономического развития

№Субъект РФ123456789101112131415Общий балл
31 Республика Коми 26 58 6 22 28 77 74 80 70 74 67 32 48 29 31 722
32 Удмуртская Республика 56 60 52 42 59 44 37 27 29 44 65 71 22 52 57 717
33 Оренбургская область 63 44 31 17 61 62 35 50 33 56 60 78 9 58 55 712
34 Ярославская область 47 19 54 55 52 49 43 45 42 65 47 14 70 46 60 708
35 Калининградская область 31 41 75 49 47 53 53 39 34 55 52 54 13 41 67 704
36 Приморский край 61 38 40 18 30 59 67 44 41 57 54 57 2 64 71 703
37 Астраханская область 34 67 37 59 23 41 40 72 54 35 53 44 72 38 29 698
38 Республика Дагестан 74 82 76 83 5 12 1 41 60 4 83 15 52 62 47 697
39 Липецкая область 42 17 45 53 77 60 32 60 61 52 28 49 43 40 32 691
40 Камчатский край 8 62 29 12 68 73 78 53 38 73 76 43 53 9 15 690
41 Кемеровская область 70 30 35 9 21 39 51 56 20 46 36 60 54 63 65 655
42 Саратовская область 67 24 41 63 62 28 22 23 19 23 20 63 58 67 63 643
43 Архангельская область (без АО) 41 36 7 46 34 52 69 43 65 67 61 19 12 45 37 634
44 Вологодская область 43 37 34 33 33 55 48 40 23 54 23 52 51 47 58 631
45 Тульская область 55 2 22 30 76 38 46 33 44 60 6 34 80 54 51 631
46 Калужская область 33 27 50 39 73 54 57 65 53 58 25 7 4 42 42 629
47 Пензенская область 51 16 20 68 64 25 26 28 32 21 38 72 73 51 41 626
48 Волгоградская область 68 29 25 67 26 40 30 48 25 30 11 38 32 69 66 604
49 Кировская область 48 26 18 52 56 18 17 15 24 24 63 74 62 50 54 601
50 Чукотский авт.округ 2 72 9 2 79 81 85 77 10 82 7 84 1 2 2 595
51 Республика Хакасия 15 57 61 20 45 46 59 49 21 34 43 85 23 17 14 589
52 Республика Бурятия 32 76 68 16 11 16 55 7 37 20 64 70 55 27 30 584
53 Курская область 39 12 64 44 75 37 28 38 40 37 17 10 65 37 36 579
54 Новгородская область 16 6 21 14 66 58 42 64 48 50 51 40 57 16 19 568
55 Амурская область 24 39 19 5 46 43 64 61 55 64 49 22 5 26 24 546
56 Брянская область 44 14 16 27 67 21 10 22 51 13 59 35 82 44 34 539
57 Тамбовская область 36 4 3 64 65 35 12 70 50 17 13 45 66 31 28 539
58 Чувашская Республика 45 51 47 54 58 17 8 12 12 18 48 61 17 49 39 536
59 Рязанская область 40 10 23 60 63 36 39 21 36 36 26 36 18 36 45 525
60 Владимирская область 53 9 15 24 51 29 29 19 28 31 34 41 50 56 46 515

Таблица 6. «Регионы третьей группы». Субъекты РФ с 61-ое по 85-ое места по уровню социально-экономического развития

№Субъект РФ123456789101112131415Общий балл
61 Тверская область 49 3 8 15 48 30 34 34 45 47 32 51 14 43 49 502
62 Ульяновская область 46 22 28 51 60 26 24 30 27 25 15 21 45 39 43 502
63 Чеченская Республика 52 85 82 78 3 3 20 11 6 3 57 11 40 28 12 491
64 Смоленская область 29 5 14 28 39 33 25 25 43 32 45 65 34 30 40 487
65 Республика Карелия 17 21 26 25 12 45 60 20 46 40 33 59 31 13 35 483
66 Алтайский край 65 32 30 41 16 15 2 9 26 14 8 55 36 65 68 482
67 Республика Мордовия 25 13 44 66 74 24 19 26 7 53 9 68 15 19 18 480
68 Республика Марий Эл 20 52 38 26 54 23 18 42 11 15 35 27 78 11 21 471
69 Республика Крым 60 25 71 58 25 1 21 2 5 1 5 1 81 68 44 468
70 Забайкальский край 38 68 27 7 7 22 62 35 22 28 50 12 27 34 20 459
71 Республика Адыгея 10 40 69 70 13 10 15 8 57 11 19 48 61 14 10 455
72 Республика Тыва 7 83 72 1 2 8 54 24 2 8 4 76 77 7 4 429
73 Кабардино-Балкарская Республика 28 75 60 81 8 5 5 3 15 7 12 5 69 33 17 423
74 Республика Алтай 5 77 74 8 9 13 23 37 9 10 10 39 84 6 8 412
75 г. Севастополь 9 33 85 76 14 2 31 1 8 75 21 2 7 15 11 390
76 Орловская область 22 7 11 37 40 31 11 31 30 22 27 37 25 25 23 379
77 Республика Северная Осетия-Алания 21 73 42 79 10 11 6 13 31 6 24 28 3 18 13 378
78 Костромская область 19 18 24 43 55 27 13 10 13 26 31 33 8 20 27 367
79 Еврейская автономная область 4 35 1 3 18 34 61 29 17 42 29 79 6 3 3 364
80 Ивановская область 35 11 12 38 50 6 7 4 35 12 30 23 10 32 52 357
81 Республика Ингушетия 12 84 84 85 1 4 14 5 1 2 1 3 37 4 6 343
82 Республика Калмыкия 6 71 13 71 6 9 3 54 3 9 3 56 20 8 7 339
83 Псковская область 18 1 10 13 29 14 9 14 39 27 37 17 59 12 22 321
84 Карачаево-Черкесская Республика 11 70 36 80 4 7 4 16 4 5 2 25 26 10 9 309
85 Курганская область 27 23 5 19 22 19 16 6 16 19 18 9 49 24 26 298

www.credinform.ru

Экономическое развитие регионов России

Введение

Россия является самым большим по площади (17.2 млн. км2 ) государством, что составляет 13% площади суши. По численности населения страна занимает седьмое место в мире, здесь живут 7% населения всей планеты. При таких обширных пространственных размерах, разной длительности и эффективности хозяйственного освоения и степени использования богатств территорий в России всегда существовали территориальные различия в развитии и размещении ее производственных сил.

Значение специфики регионов позволяет сформулировать основные цели и задачи регионального развития:

Целью работы является изучение регионов России и тенденций их дальнейшего развития.

Задачи:

1. рассмотреть обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей во всех частях страны;

2. изучить выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны, сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий;

3. проанализировать совершенствование территориального разделения труда между регионами и экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей эффективности экономики страны.

Северный экономический район (СЭР) занимает менее 9% территории России, что составляет около 1.5 млн. км2 . В состав района входят республики Карелия и Коми, а также Архангельская, Мурманская и Вологодская области.

Ведущую роль в экономике района играют промышленность (черная металлургия, топливная и химическая промышленность) и отрасли, производящие услуги. Рыночная специализация СЭР в настоящее время определяется развитием топливно-энергетического, металлургического, лесохимического и рыбохозяйственного комплексов, морского транспортного комплекса, а также развитием отдельных отраслей сельского хозяйства (льноводство, молочно-мясного скотоводства). Большое значение для межрегиональных и внешних связей региона имеет инфраструктура железнодорожного, автомобильного, речного и авиационного, а также трубопроводного транспорта. [1]

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает добычу угля, нефти, природного газа и газового конденсатора, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнергии.

Химическая промышленность развивается на базе использования огромных местных запасов фосфорного сырья – адаптитов, а также местного природного газа т утилизации отходов черной и цветной металлургии.

Становление рыночных отношений в СЭР сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике. Стратегия развития региона, в настоящее время определяемая межрегиональными и внешними поставками сырьевых ресурсов, в ближайшей перспективе будет дополняться повышением комплексности и глубины переработки полезных ископаемых.

Важные предпосылки успешного развития Северного района заключается в наличие крупного военно-промышленного потенциала. Долгосрочная стратегия российских нефтяных компаний включает планы совместного строительства магистрального нефтепровода от западно-сибирского Сургута до Мурманска.

На территории СЭР продолжает формироваться крупный Тимоно-Печорский топливный комплекс в составе нефтегазового комплекса на северо-западе Республики Коми. Другим развивающимся территориальным комплексом является Кольский горно-добывающий в Мурманской области.[2]

Северо-западный экономический район (СЗЭР) занимает площадь, составляющую около 1,2% территории России, и является самым маленьким районом страны. В него входят Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области.

Рыночная специализация Северо-запада в настоящее время определяется развитием комплексов обрабатывающих отраслей промышленности, а также отраслей, производящих услуги транспортные, торговые, банковские и др. Доля сельского хозяйства составляет около 10%, она специализируется на пригородном хозяйстве, льноводстве и молочно-мясном скотоводстве.

Лидирующей является пищевая промышленность в таких регионах, как Псковская и Новгородская области. В машиностроительном комплексе выделяют отрасли транспортного машиностроения, особенно судостроение, станкостроения, производство энергетического и электротехнического оборудования, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения и приборостроения.

Направления структурных изменений в зозяйстве СЗЭР в первую очередь связаны с решение таких проблем, как: развитие конверсии обот\ротного производства; усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами; реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоемких и энергоемких отраслей в пользу производства наукоемкой продукции и товаров народного потребления; улучшение экологической обстановки; развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса.

К началу XXI столетия инвестиционный климат в СЗЭР оценивался экспертами как благоприятный, имеющий максимальный потенциал и минимальный риск в Санкт-Петербурге, при наличии пониженного и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, что ставит в особо выгодные условия экономику северной столицы. [3]

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает 3% площади России.

В ЦЭР развита промышленность: машиностроение, электроэнергия, легкая, пищевая, химическая промышленность, промышленность строительным материалов.

Среди сельского хозяйства – овощеводство, картофелеводство, молочно-мясное животноводство, льноводство (на севере), зерноводство (на юге).

Среди сферы услуг развиты: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, авиатранспорт, рыночная инфраструктура (в том числе банки), услуги культуры и искусства.

Сложившаяся в ЦЭР отраслевая специализация наиболее полно отвечает хозяйственным потребностям района.

Сейчас Центр требует структурных изменений в экономике в пользу отраслей, обеспечивающих производство пользующихся спросом наукоемких изделий, товаров народного потребления, высокотехнического оборудования.

В перспективе важнейшие целевые задачи народнохозяйственного комплекса ЦЭР таковы: эффективное использование научного, кадрового и производственного потенциалов; развертывание экспортных и импортозаменяющих производств; создание совместных с инофирмами предприятий; проведение в отсутствии собственной минерально-сырьевой базы радикальной ресурсо-, энерго-, природосберегающей политики.

В числе важнейших намечаемых мероприятий по оздоровлению экономики региона: реконструкция легкой промышленности; формирование туристического комплекса; реализация программ развития оборонного комплекса, в частности авиакосмического комплекса; обеспечение бесперебойного функционирования Московского транспортного узла; проведение эффективной политики занятости.

Волго-вятский экономический район (ВВЭР) относится к числу небольших по площади районов и занимает 1.6% ее территории.

В регионе развита промышленность: машиностроение, химическая и лесная, а также пищевая промышленность. Машиностроение играет важную роль в хозяйстве района, обеспечивая выпуск 2/5 промышленной продукции. Ведущие отрасли – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, самолетостроение, приборостроение, радиоэлектроника, электротехника.

После машиностроения второй по значимости отраслью является химическая и нефтехимическая промышленность. Район занимает лидирующие позиции в стране по выпуску минеральных удобрений, аммиака, красителей, синтетических смол.[4]

Также отрасли районной специализации – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Очень развит топливно-энергетический комплекс, комплексы пищевой и легкой промышленности.

Среди сельского хозяйства – зерноводство, льноводство, молочно-мясное животноводство.

ВВЭР имеет благоприятные предпосылки экономического развития: сложившийся индустриальный потенциал; многоотраслевой АПК; разветвленная сеть транзитных и внутренних железных и автомобильных дорог, водных путей и трубопроводов.

В перспективе можно ожидать увеличения доли отраслей, производящих товары народного потребления: машиностроения, легкой и пищевой промышленности.

Также в районе предстоит осуществить глубокую конверсию оборонного комплекса с переводом на гражданские нужды.[5]

Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР) – один из самых небольших экономических районов в РФ – занимает 1% ее территории. В состав ЦЧЭР входят пять областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская.

mirznanii.com

Виды экономических регионов Проблемы типологии, Традиционные виды экономических регионов - Региональная экономика

К выделения экономических регионов можно подходить с разных позиций в зависимости от цели и методологии исследования, поэтому разнообразие их видов может быть неограниченным

Традиционные виды экономических регионов

1. По масштабам территории

Экономические регионы как часть экономического пространства могут занимать различную площадь - от малой (локальные ареалы) к крупномасштабной (части мира). Это характерно для регионов любой формы и ранга. Напр риклад, с целью разработки программы развития проблемного городка или другого небольшого населенного пункта его территорию можно рассматривать как локальный экономическое пространство - экономический регион. Для рай онного планирования выделяют экономические микрорайоны - часть экономического пространства области. Для разработки программ социально-экономического развития областей Украины последние считают экономическими регион ами областного уровня. Экономико-географические районы также часто признают экономическими регионамонами.

Отдельные ареалы развития и размещения любой отрасли можно рассматривать как отраслевые экономические регионы в пределах одной страны или всего мира. Таким способом можно районировать и межотраслевые комплексы. Тери итории, которые занимают объекты крупных компаний, также могут представлять экономические регионы как в масштабах страны, так и мира. Экономические регионы транснациональных компаний (ТНК) по своему профилю могут быть как отраслевыми (специализированные фирмы), так и межотраслевыми (например, холдинговые компании, промышленно-финансовые группы, многофункциональные организацииії).

Региональные экономические объединения стран мира также формируют собственный экономическое пространство, можно считать большим экономическим регионом, например, территория. Евросоюза

2. По внутренним составом хозяйства

По этому признаку выделяют отраслевые (по отраслевому классификации хозяйства), межотраслевые (за объединением подобных или взаимосвязанных отраслей), интегральные (по совокупности всех объектов территориально-г хозяйственной системы) экономические регионы. В последнем случае разделение на экономические регионы совпадает с экономико-географическим районированиям.

Внутренняя структура хозяйства регионов может отличаться также набором видов деятельности, профилирующими отраслями, пропорциями соотношения между элементами отраслевой и территориальной структур

3. По форме собственности и особенностями организации компаний

В рыночной экономике наибольшую роль в формировании экономического пространства играют крупные компании и фирмы (особенно. ТНК), объемы производства и доходов которых часто превышают. ВВП и госбюджета отдельных х стран. Поэтому интерес к изучению их территориальной организации и формирования экономик транснациональных регионов очень великий.

К середине XX в в мире преобладала межотраслевая специализация, т.е. торговый обмен был представлен преимущественно готовой продукцией и сырьем. Научно-технический прогресс, новые формы организации вы иробництва обусловили развитие международного разделения производственного процесса преимущественно внутри самой фирмы. Такой процесс назвали. Фордизм, поскольку он основывается на выпуске дешевой массовой продукции путь ом конвейеризации производства и использует малоквалифицированный труд. Крупные компании-производители начали открывать свои филиалы в отсталых странах, где есть дешевая рабочая сила и сосредоточен массовый потребитель их продукции. Следовательно,. ТНК размещают в слаборазвитых странах базовые и стандартизированные виды производства, оставляя в развитых странах научно-исследовательские и конструкторские виды деятельности, а также разви ток высоких технологий, что требует высокой квалификации работниковників.

Постепенно фордизм изменил постфордизм - новая форма размещения производства в постиндустриальном обществе, основанной на гибком производстве специализированной мелкосерийной продукции для сегмент руемого рынка. Процесс производства организуют сетевые компании, охватывающие малые и средние предприятия. Такой способ организации вызвал феноменальную ситуацию, когда регион или компания больше включены в международный, чем в внутринациональный разделение труда. Также все большее значение имеют внутрифирменные потоки финансов и инвестиций, создание вспомогательной инфраструктуры. Цели подразделения п еремищуються в другие страны на большое расстояние от центра принятия корпоративных решений [12]. Усиление процессов международной интеграции, все большая открытость национальных экономик могут привести к возникновения новых, пока еще не предусмотренных форм территориальной организациизації.

В постсоветских странах в экономическом районировании следует учитывать не только возможности формирования таких компаний и фирм, но и наличие на территории региона предприятий различных форм собственности (государств внои, акционерной, частной, с участием иностранного капитала и т.п.) и новых форм организации производства (холдингов, совместных предприятий, финансово-промышленных групп и др.).

4. С целью формирования

Определенная часть экономических регионов формируется, так сказать,"с нуля"Это не значит, что их развитие начинается на совершенно неосвоенных территориях. Территория может быть и старой, исторически известной, но зн находитися в состоянии социально-экономического упадка, поэтому и возникает необходимость ее обновления - создание новых видов производства, реконструкция старых, развитие инфраструктуры и т.д.. Такие регионы называют п роблемнимы (депрессивными, отсталыми и т др.). К ним относятся также районы экологического бедствия, районы, пострадавшие в результате стихийных и техногенных катастроф. Преодоление кризисных ситуаций часто потребностей уе полной реконструкции их хозяйствї їх господарства.

Еще одной разновидностью таких территорий являются регионы пионерного освоения, которые развивают с целью освоения ценных природных ресурсов, расположенных обычно в экстремальных природных условиях - высокогорьях, пустое элях, джунглях, тайге, северных районах с суровым климатом и т.д.. Освоение"диких"территорий требует специальной организации и методов строительства, а также хозяйственной деятельности (например, внед ния вахтового метода работытоду праці).

Для эффективного решения вопросов развития проблемных территорий разрабатывают целевые комплексные программы, и поэтому такие регионы часто называют программными. Не следует путать их с обычными регионами, п подлежат действующему государственному территориальному планированию, например, с административными областями Украины, для которых постоянно (в сроки, установленные законом) разрабатывают программы социально-экономически го развития. Проблемные и пионерные регионы, как правило, не связаны с системой планировочных территориально-административных единиц и имеют четкую, конечную цель реализации программми.

К программным относятся также регионы, основой развития которых становится не только реформирования экономики, но и изменения в системе самоорганизации территории, например, развитие самоуправления путем демократизации й общественных обществ, федерализация и другие формы предоставления большей самостоятельности регионам, автономизация с целью решения национально-этнических и религиозных проблем и т.д.. Ярчайший образец таких территорий - еврорегиони.

Программы развития также разрабатывают для специальных экономических зон

5. По форме специального инвестирования и предоставления льгот

Территории, которым предоставляются льготы в сфере инвестирования, налогообложения, деятельности банковской, таможенной и других финансово-экономических систем, называются специальными, или свободными экономическими зонами. В. Они создаются с целью привлечения капитала для стимулирования развития экономики региона или целой страны. Особое значение они имеют для развития маленьких (по размерам) стран с узкой хозяйственно ю специализацией; отсталых и старопромышленных регионов; припортовых и пограничных территорий; центров научно-технических исследований; туристических и других комплексов. Для таких территорий устанавливаются специальные границы, государством или региональными властями разрабатываются особый временный устав и программытку.

6. По другим признакам

Многообразие типов регионов можно определять и по уровню их экономического развития (развитые и отсталые, депрессивные регионы), степенью инвестиционного риска и привлекательности, характером специализация ее, степенью комплексности хозяйства региона, уровнем эффективности использования ресурсного потенциала (совокупности природного, трудового, экономического, научно-технического) и многими другими признаками и факторы развития.

uchebnikionline.com


Смотрите также