«Новый шелковый путь» — не экономика, а геополитика. Пути экономики


Как работает экономика. Краткий ликбез

Читая многочисленные посты и комментарии про запрет продовольствия из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии, вижу: огромное число наших сограждан просто не понимают основных принципов экономики. Буквально как если бы они рассуждали про физические процессы без учета сил гравитации и прочих законов физики: "подбросим камень вверх, и он полетит".

В связи с этим хочу зафиксировать, как минимум, три принципиальных момента, без понимания которых любые высказывания об экономике - бессмысленное шарлатанство.

1) Главная мотивация любого бизнеса — прибыль и выгода. Если дистрибьютеры и торговые сети предпочитают импортные продукты отечественным, это происходит не из-за того, что они не любят Родину, и не из-за существования какого бы то ни было "антироссийского заговора". Но лишь потому, что импортные макароны (к примеру) выигрывают у отечественных по соотношению "цена-качество". Т.е. за одну ту же сумму в первом случае можно приобрести больше макарон, нежели во втором, при этом они не уступают по вкусу российским аналогам, или даже, наоборот, превосходят их. Соответственно, любое ограничение конкуренции автоматически приводит к росту цен и/или падению качества. Это практически неизбежно.

2) Вследствие исчезновения тех или иных видов продуктов в одной линейке повышаются цены на другие продукты в этой линейке. Если люди, ранее покупавшие пармезан, отныне лишены этой возможности, им придется переключаться на костромской и пошехонский сыры. А поскольку спрос определяет предложение, костромской и пошехонский сыры из-за этого дорожают. Поэтому рассуждения в стиле «я хамон с пармезаном не ем, поэтому меня эти санкции не затронут», наивны. Затронет всех, в экономике всегда всё связано.

3) Искусственное ограничение цен на определенные виды товаров приводит к исчезновению этих товаров из свободной продажи. Если спрос выше, чем предложение, обладатель товара может либо повышать цены, либо — если это запрещено — выбирать покупателей по своему вкусу. Как правило, с помощью внеэкономических показателей (помните советскую традицию продажи дефицитных товаров «из-под прилавка», «по блату»?)

Кроме того, говоря о нынешней ситуации, стоит иметь в виду еще два пункта:

4). Сельское хозяйство — один из наименее динамичных и наиболее консервативных секторов экономики. За один день новую корову не вырастить. И за месяц тоже. Даже курицу не получится. А засеяв поля той или иной культурой, собрать урожай ты сможешь не ранее чем через полгода. Не говоря о том, что почву тоже готовить надо, а сейчас вообще лето заканчивается, не лучшее время для новых посевов. :) Про перерабатывающие мощности, технику, упаковку и так далее, я вообще молчу.

Соответственно, «с ходу» заместить импортную продукцию у отечественных фермеров все равно не получится. Разве что через несколько лет. Однако мораторий на импорт продовольствия из ЕС объявлен только на год. Захочет ли бизнес вкладываться в развитие российского сельского хозяйства в таких условиях — вопрос риторический. Ведь если через год санкции будут сняты, дистрибьютеры вновь обратят свои взоры к импортному продовольствию (см. п.1) Поэтому надежда только на государство. Если оно сейчас начнет активно дотировать агропром, через 3-4 года, возможно, мы увидим какие-то результаты. Но до тех пор единственная наша надежда на тот же импорт. Только уже не из Европы, а из Азии, Африки и Южной Америки.

5) На Западе от этого запрета пострадают, в основном, европейские фермеры(у американцев и австралийцев доля экспорта в РФ слишком мала, чтобы они смогли это почувствовать). При этом обычные европейцы, скорее, выиграют: те, кто ранее импортировал свои продукты в Россию, теперь будет вынужден выбрасывать их на внутренние рынки, вследствие чего цены на еду в ЕС должны будут немного упасть.

Согласившись с этими 5 пунктами, можно приступать к обсуждению того, насколько нам нужны были эти меры, готовы ли мы к ним, к чему они приведут, и так далее. Но не ранее. Иначе это будет разговор слепого с глухим. Если ты убеждаешь человека не выпрыгивать из окна — упадешь, мол, камнем и разобьешься, а он в ответ заверяет тебя, что полетит как птица, нет смысла с ним спорить, он не в себе. Так и здесь. Солнце восходит на востоке, а садится на западе, Волга впадает в Каспийское море, вслед за зимой приходит весна, а за весной лето. Законы экономики — такая же неотъемлемая часть человеческой природы, как это. Они могут вам не нравится, но вы не можете их не признавать.

maxpark.com

Три пути развития экономики России

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) подсчитали, что при сохранении нынешнего расклада макроэкономических сил новому премьеру придется выбирать: потратить «нефтяные» деньги на модернизацию или оставить все как есть. Однако, если кризис в Европе затянется, у правительства не останется иной возможности, кроме как резко сменить курс, чтобы найти свое место под солнцем в условиях острого дефицита ресурсов в мире

05.04.2012РБК daily

Автор: Анна Резникова

На XIII апрельской конференции НИУ ВШЭ эксперты ЦМАКП предложили новому правительству три варианта стратегии России на будущее. Первые два — базовые и реализуются в условиях быстрого восстановления мировой экономики.

В основе одного — индустриальной модернизации — использование благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для максимально возможного преобразования экономики. В этом случае России придется активнее инвестировать в инфраструктуру и институты развития. Одновременно правительству надо будет отказаться от повышения налогов на несырьевой бизнес. Вместо него провести двойной налоговый маневр: рост изъятия сырьевой ренты (повышение НДПИ на газ на 5,5% ежегодно начиная с 2015 года и индексация базовой ставки НДПИ на нефть на 1%) и повышение налогов на потребление. Параллельно необходимы реформы в социальной сфере: поэтапное повышение пенсионного возраста с 2015 года и разгрузка бюджета благодаря росту платных услуг в образовании и здравоохранении.

Другой, социально-консервативный вариант эксперты окрестили «сценарием продленного статус-кво». Он подразумевает умеренно жесткую бюджетную политику и быстрый выход на сбалансированный бюджет. В этом случает дефицит на уровне 4,5% ВВП возможен только на пике кризиса и в значительной степени покрывается за счет средств Резервного фонда. Важнейшим приоритетом для правительства станет выполнение социальных обязательств бюджета (сохранится регулярное повышение пенсий на 5—7% в год), а дополнительные средства будут получены за счет налоговой реформы и повышения нагрузки на доходы и потребление населения.

Эти два сценария являются базовыми, комментирует доклад его автор эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Какой из них будет выбран, зависит от нового правительства. «Пока по инерции нас тянет в социально-консервативный путь развития, однако и запросы общества, и предвыборные требования будущего президента говорят о варианте индустриальной модернизации, — говорит он.

Первый сценарий выглядит привлекательно, но вряд ли будет реализован, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Сейчас цены на нефть выше заложенных в бюджет, однако мы все равно имеем дефицит в начале года. К тому же ситуация в еврозоне ухудшается, и если мы надеемся на доходы от нефти для модернизации, то их просто не будет», — считает он.

«Пока ситуация благополучна и нет давления на правительство, чтобы следовать реформам, вероятность модернизации достаточно мала», — вторит главный экономист Deutche Bank Ярослав Лисоволик. По прогнозам банка, в следующем году рост цен на сырье продолжится до 120 долл./барр. Эти дополнительные доходы правительство может направить на модернизацию и инфраструктуру, однако остается вопрос, «насколько эффективно они будут исполняться».

Впрочем, если ситуация в мировой экономике ухудшится, правительству придется пойти по третьему пути — кризисной модернизации. Авторы доклада характеризуют его как «конкуренцию за позицию в мировой экономике в условиях дефицита ресурсов» и попытку создать в условиях высоких глобальных рисков самостоятельный центр экономической силы. В этом случае правительству понадобятся жесткая бюджетная политика, стимулирование модернизации, крайне умеренный рост соцрасходов (индексация пенсий на 1% в год) и повышение пенсионного возраста.

Вероятность последнего сценария в последнее время все больше и больше растет, говорит г-н Белоусов, «если в Европе что-то рванет», другого пути у правительства просто не останется.

taxpravo.ru

Российская Федерация. Российская экономика на пути к рынку.



В чём состояло своеобразие российских преобразований в экономической сфере в 1990-е гг.?

Экономическое развитие России в 1992—1999 гг. было полно противоречий. Не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. Однако распад СССР, начавшийся болезненный переход к рынку, формирование в стране олигархического капитала, высокая социальная цена реформ требовали изменения экономической политики страны.

Как менялось российское общество в 1990-е гг.?

Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно трудная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.

Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги позволили избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений помогло ликвидировать товарный дефицит и наполнить прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег. В ходе реформ население несло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Формировался слой собственников.

Почему ваучерная приватизация не улучшила материального положения подавляющего числа россиян?

Ваучерная приватизация не улучшила материального положения подавляющего числа россиян потому, что покупать на ваучеры было, в общем-то, нечего, предприятия, не выдержавшие конкуренции с ввозимыми товарами, разорялись, к тому же за 1 период было приватизировано было незначительное количество предприятий

1. Что такое «шоковая терапия»? Каковы были издержки при переходе к рынку?

«Шоковая терапия» - быстрое вхождение в рынок. Программа перехода к рынку содержала набор мер, широко известных в мировой практике: вначале отпуск цен, затем введение свободной торговли, следующий шаг — приватизация, передача государственной собственности в частные руки.

Издержки при переходе к рынку

- падение жизненного уровня населения

- закрытие неконкурентоспособных предприятий

- безработица

- отсутствие бюджетного финансирования для учреждений бюджетной сферы (образование, культура, медицина, наука)

2. Составьте в тетради таблицу «Экономические мероприятия правительств России в 1992—1999 гг.».

3. Как повлияло на состояние экономики и итоги первых лет реформ 1990-х гг. отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы?

Отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы повлияло на состояние экономики и итоги первых лет реформ 1990-х гг. повлияло отрицательно. Отсутствие законов приводило к произволу, росту преступности, усилению коррупции, вывозу из страны огромных капиталов.

4. Что такое ГКО? Почему их продажа привела к финансовому кризису? Что такое дефолт?

ГКО – государственные краткосрочные облигации. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, которые превышали возможности бюджета России. Дефолт — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. 17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам.

5. Охарактеризуйте результаты экономических реформ 1990-х гг. Какое место заняла Россия в структуре мировой экономики в конце XX в.?

Начало трудного и полного противоречий перехода экономики страны к рынку обусловило изменение её места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (образно такую экономику называют «экономикой трубы»). Усилия, предпринятые для уменьшения зависимости от цен на сырьё на мировом рынке, ощутимых результатов не дали. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в. валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22 % от уровня США, а в 1994 г. — лишь 18 %. Позиции России серьёзно потеснили и новые промышленно развитые страны. В начале XX в. Россия входила в число первой пятёрки промышленно развитых держав. В середине XX в. она занимала второе место по объёму промышленного производства в мире. К концу XX в. по совокупным показателям экономического развития Россия оказалась в конце второго десятка стран мира.

1. Каким образом политические и экономические итоги предыдущего периода предопределили характер реформ 1990-х гг.?

Политические и экономические итоги предыдущего периода предопределили характер реформ 1990-х гг. следующим образом: для вывода страны из кризиса Президент Б.Н. Ельцин, возглавивший «правительство реформ», выбрал путь «шоковой терапии», т. е. быстрого вхождения в рынок. Выбор этой модели был реакцией на провал перестройки, который многие связывали с медлительностью и непоследовательностью М.С. Горбачёва

2. Как можно было преодолеть кризис продовольственного снабжения в стране?

Преодолеть кризис продовольственного снабжения в стране можно было двумя способами: 1) закупка продуктов за рубежом 2) развитие собственного сельского хозяйства и пищевой промышленности. На первый способ в стране не было денег. Второй способ – медленный, но пришлось идти все же по этому пути.

3. Почему в 1990-е гг. возникали «финансовые пирамиды»?

В 1990-е гг. возникали «финансовые пирамиды» потому, что правовой вакуум, слабость правоохранительных органов, сложная экономическая ситуация заставляла людей зарабатывать деньги разными способами, в том числе и нечестными.

4. Какие группы российского общества и почему были ориентированы на рыночные реформы? Ответ обоснуйте. Как ваши родные и близкие проходили путь рыночных преобразований?

Ориентированы на рыночные реформы были такие группы российского общества: крупные и мелкие собственники, малая часть колхозников, которые действительно хотели заниматься сельскохозяйственным трудом и превратились в фермеров. Мои родные и близкие работники бюджетной сферы, входили в рыночные отношения непросто (задержки зарплат, остались без работы, другую было очень сложно найти сейчас уже на пенсии)

5. Почему аграрный сектор в 1990-е гг. находился в глубоком кризисе?

Аграрный сектор в 1990-е гг. находился в глубоком кризисе потому, что колхозы и совхозы распались, земля была поделена между колхозниками на паевых условиях (не была передана в собственность). А у колхозников привычка работать давно была сведена к нулю, только руководство колхоза могло заставить работать, теперь каждый сам должен был обо всем заботиться, но такой привычки как раз и не было.

6. Найдите информацию о формировании рыночной экономической модели в Китае. Почему путь Китая для России считался неприемлемым?

Китайская модель.

Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как основных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет.

Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находящейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет налогов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьянские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повышенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при формировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учитывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейшего развития деревни - по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г. после полного перехода деревни на подворный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Венгрии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон — государства, предприятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование — на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством.

В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдвинул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора путем отделения права собственности от права хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствования, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать прямые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено созданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагалось осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэконо­мического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельствуют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % выпуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий — 36 % и на долю частных — 5 %.

Новый механизм предоставил предприятиям возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению экономики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства.

7. Как вы понимаете слова Б.Н. Ельцина о назначении премьер-министром Е.Т. Гайдара: «Научная концепция Гайдара совпала с моей внутренней решимостью пройти болезненный участок пути быстро. Я не мог снова заставлять людей ждать, оттягивать главные события на годы...»?

Слова Б.Н. Ельцина о назначении премьер-министром Е.Т. Гайдара можно понимать так: Борис Николаевич стремился как можно быстрее наладить в стране жизнь, из многих представленных вариантов развития именно вариант Гайдара показался ему самым оптимальным, хотя и жестким.

resheba.com

«Новый шелковый путь» — не экономика, а геополитика

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Что означает стратегическое сближение Москвы и Пекина? Бесспорно, что от умения координировать интересы и продвигать свои устремления зависит очень многое. Сегодня исключительно экономические проекты воспринимаются как политические — часто не в форме равноправного и взаимовыгодного партнерства, а на принципах обслуживания китайских интересов в ущерб российским.

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — одно из главных достижений российской дипломатии последних лет, писала российская пресса в прошлом году, когда в Кремле поддержали строительство Экономического пояса Шелкового пути, заявив о готовность к тесному взаимодействию с Китайской Стороной в продвижении данной инициативы через ряд проектов (сама же китайская концепция «Нового шелкового пути» была обнародована ещё в 2013 году — при. ред.). Это особенно широко обсуждалось весной 2015 года в преддверии заключения соглашения по сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути, 

О практической стороне вопроса говорили в контексте флагманских проектов российской внешней политики последних нескольких лет, подразумевая поворот на Восток и евразийскую интеграцию. Затем наступила осень 2015 года — инцидент с российским бомбардировщиком Су-24 внес серьёзные коррективы в политическую и экономическую повестку нашей страны.

При этом до сих пор мало кто понимает, за исключением экспертного сообщества (специалистов по Китаю — прим. ред.), что конкретно собой представляют эти разные проекты, благодаря которым Европа и Китай будут соединены через Россию и Среднюю Азию, что уже — не экономика, а геополитика.

Фактически вместо «США плюс Европа и Япония» появляется евразийское единое пространство — «Китай с Юго-Восточной Азией, Россия с Евразийским союзом и Евросоюз». На эту тройку посматривают Индия, Ближний Восток и Африка. И пока всё закрутилось вокруг евразийской дуги, а это — «страшный сон англосаксонских геополитиков, всегда опасавшихся возникновения оси континентальная Европа — Россия — Азия, причем в любых ее вариантах».

Для России главный вопрос — целесообразность нашего участия в этом масштабном проекте. Традиционный подход экспертов, занимающихся изучением Китая, состоит в том, что любое расширение сотрудничества приветствуется, однако заключенные контракты по газопроводам в Китай и протоколы намерений с Турцией показывают, что проекты не проходят оценку эффективности, а заключаются по принципу геополитической целесообразности, обусловленной разворотом России на Восток и, соответственно, в сторону от Запада. 

Итак,отстранимся от конъюнктурного политического принципа погони за сотрудничеством ради сотрудничества  и акцентируем внимание на неконъюнктурных национальных интересах России через рассмотрение следующих естественных вопросов:

  • что из себя официально представляет Шелковый путь и участие России в нем;
  • каковы латентные цели Китая при реализации Экономического пояса Шелкового пути;
  • почему Россия только присоединяется, но не инициирует собственные проекты;
  • каковы риски для России от реализации китайской инициативы.

ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ И УЧАСТИЕ В НЕМ РОССИИ

Новый Шелковый путь, идея которого была выдвинута в Китае в сентябре 2013 года,  представляет собой обобщенное название комплекса стратегий «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Первый проект направлен на Евразию, к нему и присоединяется Россия, его цель — связать Поднебесную с Европой через страны Центральной Азии и Россию. Второй ориентирован на развитие сотрудничества со странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Восточной Африки и Европы.

Экономический пояс — это сухопутный маршрут для китайских товаров, торговля которыми сейчас преимущественно осуществляется морем. Для реализации Китаем был создан Фонд Шелкового пути с взносом Китая в $40 млрд, что по объему практически сопоставимо с объемом Банка развития БРИКС. Фонд будет финансировать инфраструктурные проекты, включая транспортную сеть, объекты электроснабжения, телекоммуникации. На эти же цели предположительно будут направлены и средства Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Ряд экспертов считает, что Китай реализует эту стратегию достаточно давно. В частности, в 2004 году было завершено строительство первой Транскитайской автомагистрали от порта на Желтом море Ляньюньгань до пропускного пункта на границе с Казахстаном Хоргос, после строились скоростные автомобильные дороги из Синьцзян-Уйгурского округа до границ с Таджикистаном, Казахстаном и Киргизией, заключены соглашения о строительстве автодорог и железнодорожных путей в этих странах за счет китайских инвестиций. 

Китайская компания получила право на строительство высокоскоростной магистрали Москва–Казань с условием, что она станет частью дороги Пекин–Минск. Официальное название инициатива получила после  заключения Китаем ряда контрактов с властями Центральной Азии на сумму более $60 млрд., в основном связанных с добычей природных ресурсов и их транспортировкой.

Россия официально подтвердила намерение участвовать 8 мая 2015 года, когда были подписаны «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути» и более 30 других соглашений.  В заявлении указано, что Россия «поддерживает строительство Экономического пояса Шелкового пути и готова к тесному взаимодействию с Китайской Стороной в продвижении этой инициативы». Ранее уже выдвигались идеи соединения Шелкового пути с Транссибом и БАМом.

Фото: Си Цзиньпин и Владимир Путин. 8 мая 2015 года /Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

СТРАТЕГИЯ КИТАЯ

Новый Шелковый путь — это не благотворительная акция, а исключительно прагматичный проект, главная задача которого — сделать доступными недра азиатского региона для китайских инвесторов и проложить наиболее удобный путь продвижения китайских товаров в Европу. Европейские чиновники открытыми формулировками говорят о выгодах этого пути для Европы — «Евразия важна потому, что она находится на перекрестке двух огромных и очень важных экономических образований. С одной стороны — Дальний Восток, прежде всего Китай. С другой — Европа, Европейский Союз. Посередине  — страны, где низкие доходы, но хорошая демографическая перспектива и большие запасы полезных ископаемых» (мнение экс-премьер-министра Франции Доминика де Вильпена — прим. ред).

Формула Экономического пояса, озвученная Си Цзиньпином в 2013 году, включала пять направлений  продвижения Китая в регионе.

Во-первых, усиление координации государств региона в политической области. Это уже явно прослеживается во властной элите республик с доминирующим положением китайского лобби.

Во-вторых, интенсификация строительства единой дорожной сети. В российских СМИ Шелковый путь более рассматривается в данном контексте, хотя транспортные сети — это лишь часть Экономического пояса.

В-третьих, развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе. Комплекс данных мер создает угрозы вытеснения российских товаров более дешевыми китайскими.

В-четвертых, увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах, то есть расширение применения юаня. Рубль значительно проигрывает китайской валюте: основным торговым партнером стран республик, с которым осуществляются расчеты, выступает Китай. Хотя республики экспортоориентированы на российский рынок, потребляют они преимущественно китайские  товары (рис.1).

Рис.1. Доля товаров из России и Китая в импорте центрально и среднеазиатских республик, в % (по данным cia.gov)

В-пятых, усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона, то есть активное применение мягкой силы.

Новый Шелковый путь через Евразию, таким образом, преследует цели продвижения Китая в роли сопоставимого с США актора мировой политики за счет создания пояса лояльных государств через сотрудничество в сфере логистики, энергетики, строительства и культуры. Это проект Китая. Россию пригласили на условиях самого приглашения.

РОССИЙСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ

Оправданный вопрос — почему Россия только присоединяется к китайским инициативам, как, например, к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций или финансовым институтам в рамках БРИКС, где доминирующая роль отводится Китаю, выступает за присоединение к китайскому рейтинговому агентству, но не выдвигает собственных? 

С одной стороны, это требует политических амбиций государства на международной арене. Россия заняла нишу так называемой энергетической державы и удовольствовалась этой ролью. Иными словами, по либеральной парадигме достаточно быть сырьевым придатком, от которого кто-то полузависим, продвигая одновременно с этим идею многополярности, в которой России якобы зарезервирована роль одного из полюсов силы.

С другой стороны, любые самостоятельные инициативы требуют значительных финансовых вложений, на что либеральная элита пойти не готова, что доказывает состояние отечественной обрабатывающей промышленности и планируемое сокращение государственных инвестиций ежегодно три года подряд по 30-40%.

В отношении транспортного коридора развития у России вроде бы «существует» собственный проект, которому по всем видам не суждено стать альтернативой Шелковому пути. Это предлагаемый РЖД Транс-Евразийский пояс  «RAZVITIE» (ТЕПР) — абстрактный масштабный инфраструктурный проект, оторванный от реалий российской экономики и представляющий скорее желаемое, чем достижимое. Предполагается, что он соединит Аляску и Лондон посредством создания транспортного моста через Берингов пролив, при этом Экономический пояс Шёлкового пути станет частью проекта.

Справка: Транс-Евразийский пояс «RAZVITIE» станет базой для формирования новой парадигмы глобального экономического развития. Так в 2014 году обозначил будущее проекта ТЕПР на тот момент еще президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, выступая с докладом в РАН. Среди конкретных целей проекта он назвал создание 10-15 новых индустриальных областей, формирующих стратегические типы занятости; интеграция разделенных ведомственными перегородками инфраструктур в единую мультиинфраструктуру (гибкое единство транспортных, энергетических и телекоммуникационных инфраструктурных систем), упрощающую стратегическое планирование как в производстве, так и в транспортировке продуктов и ресурсов; формирование привлекательных условий для выноса объектов опережающего промышленно-технологического развития из стран Запада на территорию России; приоритет долгосрочного инвестирования для создания нового мирового полюса генерирования общественного богатства. 

Согласно идее авторов Транс-Евразийского пояса Россия должна воспользоваться геополитическим положением и стать центральным элементом в системе транспортных и энергетических интересов трех регионов —  Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Для этого предлагалось соединить порты Приморья и пограничные пункты путей Китая с западной границей Белоруссии. Далее ответвление к Северной Америке через путь Сибирь—Берингов пролив—Аляска. 

Эта идея, стоимость которой так всерьез и не оценена,  продолжает «жить» на фоне дискуссий даже о возможности строительства стратегического Керченского моста при текущем уровне инвестирования. 

Один этот мост оказывается для либеральной элиты затруднительным, также как и ремонт БАМа и Транссиба, а предлагается создать проект, связывающий одновременно несколько мировых регионов друг с другом, развивающий передовые технологии в стране, где слова «модернизация» и «инновации» становятся исключительно излюбленной формулой пиаровских речей, но никак не составной частью экономической реальности. 

В то время как  Россия отличается подобными футурологическими идеями, более заслуживающими место в ряду проектов типа «Нью Васюки», Китай планомерно продвигает экономические интересы за счет инвестиций в реальные, а не бумажные проекты.

ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ КАК УГРОЗА ИНТЕРЕСАМ РОССИИ

Либеральная российская элита и Китай могут бесконечно долго вещать о перспективах участия России, убеждать, что Экономический пояс Шелкового пути не угрожает российским интересам в регионе. Но вспомним опыт Восточного партнерства, которое также реализовывалось с целью развития стран. Европа тогда уверяла, что интересам России ничего не угрожает. В результате путь евроинтеграции избрали Молдавия, Украина и Грузия -  государства, в которые были вложены наибольшие объемы средств. 

Армения долгое время находилась на развилке и, несмотря на то, что выбрала интеграцию в Евразийский экономический союз, уже успела заключить ряд  обременительных соглашений с Европой. Белоруссия смогла остаться в пророссийском векторе исключительно благодаря волевым усилиям лидера республики. Отдаленные от Европы границами с Россией республики Центральной и Средней Азии проходили в рамках других программ помощи. Однако здесь влияние определяется в первую очередь территориальной близостью. Граничащие с Европой республики совершили трансформацию внешнеполитического вектора в пользу Европы, а Азия на данном этапе пока колеблется между Россией и Китаем. 

Оба государства имеют крупные инвестиционные проекты, значительный торговый оборот, но лидерство Китая в этом направлении становится все более очевидным. Реализация Экономического пояса Шелкового пути сделает это лидерство еще более контрастным. История повторится, как и с Восточным Партнерством, а России придется констатировать факт суверенного выбора государств не в ее пользу и мириться со сложившимися обстоятельствами, вина за которые должна быть полностью возложена на либеральную элиту.

Основной восторг российских экспертов вызывает то, что Новый Шелковый путь станет альтернативой попыткам США по реализации своего проекта, который также должен связать Европу с Азией.  Но ликовать по факту стоит только китайской стороне —  она смогла потенциального противника Россию превратить  в наиболее последовательного союзника, обосновав ничтожность для России политических и экономических рисков. Китайская стратегия, успех которой демонстрирует присутствие китайского бизнеса в каждом уголке мира, включая страны мировой периферии, начинает  воплощаться и в отношении России. Но не в форме равноправного и взаимовыгодного партнерства, а на принципах обслуживания китайских интересов в ущерб национальным российским.

Альтернатвиное Мнение. Тимофей Бордачев — директор евразийской программы международного дискуссионного клуба «Валдай»: 

Сейчас и поставки энергоресурсов в Китай, и экспорт из КНР зависят от тех, кто контролирует океан. А мы с вами понимаем, что Тихий океан и проливы контролируют американцы. Китайцам хочется вырваться из этого геостратегического окружения. Сделать это они могут только в западном направлении — в сторону Центральной Азии, Ирана и России.

Экономический пояс Шелкового пути — это не интеграционный проект. Китайская инициатива, в первую очередь, предполагает расширение инвестиционной деятельности в транспортно-логистической сфере. Но также в рамках этого проекта планируется осуществить и перенос производств. Возникла идея ЭПШП в 2013-м, когда новое китайское руководство (в 2014 году к власти в КНР пришло «пятое поколение руководителей» во главе с Си Цзиньпином — прим. ред.) осознало, что Китаю необходимо избавляться от зависимости от морских транспортных путей. 

Вторая причина, по которой был запущен ЭПШП, — это то, что китайский внутренний рынок строительства дорог уже исчерпан. При этом страна располагает колоссальными ресурсами для того, чтобы осуществлять транспортно-инфраструктурные проекты. Проще говоря, в КНР очень много компаний, имеющих большой опыт, технологии, технику и рабочую силу для того, чтобы строить классные дороги.

Фото: Антон Денисов / РИА Новости,Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ».

Вернуться на главную

rusrand.ru

Развитие экономики России – проблемы и пути решения

Содержание:

Введение 3

1. Развитие экономики России – проблемы и пути решения 5

1.1. Проблемы становления рыночной экономики России 5

1.2. Стратегия социально-экономического развития России и ее противоречия 10

1.3. Условия и содержание экономических преобразований на современном этапе 17

2. Результаты и логика становления экономики России на современном этапе 23

2.1. Тенденции экономического развития экономики в 2005 г. 23

2.2. Основные направления экономических преобразований Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу 27

3. Макроэкономический прогноз развития рыночной экономики на 2006-2008 годы 35

Заключение 40

Список литературы 42

Введение

На данном этапе развития экономики России тема экономического развития является исключительно актуальной. От уровня и качества экономического роста зависит уровень жизни и качество жизни населения.

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла.

Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Проблема рыночной стратегии и социально-экономического развития России является на данный момент одной из самых актуальных проблем для российской экономики. Несомненная актуальность рассматриваемой темы обусловила выбор ее в качестве предмета исследования данной курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является анализ развития экономики России, ее проблем, противоречий и основных перспектив. Для достижения общей цели исследования были выделены следующие задачи:

Дать характеристику понятия рыночной стратегии,

Охарактеризовать основные проблемы становления рыночной экономики России и стратегии социально-экономического развития,

Дать анализ основным задачам и перспективам развития российской экономики на среднесрочную перспективу.

1. Развитие экономики России – проблемы и пути решения

1.1. Проблемы становления рыночной экономики России

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были, неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

Крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

Длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

Крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

Неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

Становление рыночных отношений в России происходит на основе определенной цивилизации. Ее называют евроазиатской. Этим как бы подчеркивается, что Россия — не Европа и не Азия. И в тоже время в российской цивилизации есть много и европейского, и азиатского.

Формирование рыночной экономики определяют не только экономические, но и неэкономические факторы, например, особенности национальной психологии. Российский менталитет очень специфический. Он оказался весьма жизнестойким даже в те десятилетия, когда пытались создать «нового человека». Одной из особенностей нашего менталитета является отношение к государству. Нельзя забывать, что основой российской цивилизации, ее «единой и единственной матрицей» была государственность. Можно тысячи раз клеймить россиян за их «потребительское» отношение к государству, но они и впредь будут требовать именно от него социальной защиты и ответственности за их социально-экономическое положение.

В генетическом коде российской цивилизации заложены также коллективизм, артельность, солидарность, негативное отношение к индивидуальному эгоизму. Н. Бердяев называл такую особенность русского менталитета «коммюнотарностью», подчеркивая, что это не просто апелляция к общинным традициям русской деревни, но и характерный для традиционного русского менталитета принцип примата общего, общественного над личным.

В тесной связи с этим находится отношение россиян к индивидуальным свободам и социальной справедливости. В отличие от европейцев они все же более привержены второму.

referatbox.com


Смотрите также