Министерство образования и науки российской федерации. Программы экономика


Министерство образования и науки российской федерации

ФГБОУ ВПО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Гуманитарный факультет

Кафедра социально-экономических дисциплин

Рег. № УП ООП __________

Рег. № РПУД __________

«Утверждаю»

Проректор

по образовательной деятельности ________________ М.В. Паромонова

«________» ____________________ 2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

Код дисциплины Б1.Б.5 Наименование дисциплины

Экономика образования

Направление подготовки

051000 Педагогическое образование

Профиль подготовки

« »

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Очное

обучение

Заочное

обучение

Курс

3

3

Семестр

5

5

Лекции

32

6

из них в интерактивной форме

Практические (семинарские, лабораторные) занятия

16

-

из них в интерактивной форме

Самостоятельная работа

96

138

Курсовая работа

-

Количество ЗЕТ

4

4

Всего часов

144

144

Зачет с оценкой

5 семестр

5 семестр

Экзамен

-

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки (051000, Педагогическое образование).

Составитель:

Доцент кафедры социально-экономических дисциплин кандидат экономических наук

подпись

Рабочая программа:

Обсуждена и рекомендована на заседании

кафедры ______________________________, протокол № ___ от "__"____________201__ г.

Зав. кафедрой ___________ Ф.И.О.

Одобрена на заседании учебно-методической комиссии факультета ____________________,

протокол № ___ от "___"____________201__ г.

Председатель _____________ Ф.И.О.

1. Цели освоения дисциплины

Весь опыт развития мировой цивилизации подтверждает, что одним из главных факторов ее динамики было образование. Именно инновационные, новаторские идеи во всем их многообразии определяли импульсы модернизацию экономики, технологиям производства, совершенствование социальной сферы и других сторон многообразной деятельности людей. Состояние системы образования, в конечном счете, отражает уровень развития страны, а приоритетность сферы образования является вектором развития общества, формирования в общественном сознании отношения к образованию как высшей гражданской ценности. Инвестирование в человеческий капитал определяет эффективность динамики не только человеческого фактора, но и состояние образования как социальной подсистемы, и как фактора экономического развития.

Цель изучения дисциплинысостоит в освоении научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов в условиях современной рыночной экономики, исследование комплекса проблем, связанных с местом и ролью образования в современном мире, его влиянием на темпы экономического роста, взаимосвязей с политическими, общественными и экономическими институтами современного постиндустриального общества.

Задачи:

  • установление взаимосвязи между экономическими законами и их практическом воплощении в жизнь;

  • формирование подходов к решению социально-экономических проблем в образовательной сфере;

  • применение полученных знаний и методов исследования для изучения экономических явлений и процессов в области образовательной деятельности.

studfiles.net

Рабочая программа по экономике

ЭКОНОМИКА. 10-11 КЛАСС.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ Составлена из расчета 0,5 часа регионального компонента, автор программы — И. В. Липсиц, 2012 г.

формировать у школьников базовые экономические понятия, общие представления о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

  • Содержание программы

  • Введение. Что изучает экономика. Макроэкономика и микроэкономика

  • Тема 1. Главные вопросы экономики

  • Экономика как система хозяйственной жизни общества. Даровые (сво­бодные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как спо­соб увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.

  • Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по ко­торым невозможно преодоление относительной ограниченности произ­водственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании огра­ниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества.

  • Тема 2. Типы экономических систем

  • Понятие об экономических системах и основные критерии их раз­граничения. Традиционная экономическая система. Частная собствен­ность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффектив­ности рыночного механизма и источники его слабостей.

  • Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникно­вения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономиче­ской системе.

  • Тема 3. Силы, которые управляют рынком

  • Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.

  • Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

  • Тема 4. Как работает рынок

  • Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия.

  • Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (ося­заемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превра­щение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом.

  • Контроль знаний учащихся: Особенности функционирования рыночной экономики.

  • Тема 5. Мир денег

  • Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура де­нежной массы.

  • Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения раз­личных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбере­жения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

  • Тема 6. Банковская система

  • Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономиче­ской рациональности деятельности банков. Основные виды банков.

  • Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономер­ности формирования процента за кредит. Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги.

  • Тема 7. Человек на рынке труда

  • Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда.

  • Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами из­готавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда.

  • Тема 8. Социальные проблемы рынка труда

  • Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике.

  • Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты тру­да. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудо­вая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

  • Тема 9. Экономические проблемы безработицы

  • Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возник­новения. Неполная занятость в России.

  • Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме без­работицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудно­сти их использования в условиях России.

  • Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке

  • Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству.

  • Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разни­ца между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Поня­тие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограниче­нии монополизации рынков.

  • Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Поче­му не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг.

  • Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия

  • Источники доходов семей в странах с различными типами экономи­ческих систем. Изменение структуры доходов семей как следствие эко­номических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семей­ных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.

  • Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбере­жений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.

  • Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике сме­шанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные програм­мы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.

  • Тема 12. Экономические задачи государства

  • Роль государства как защитника экономических свобод. Государствен­ные органы, участвующие в регулировании экономическби жизни стра­ны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об об­щественных благах.

  • Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о то­варах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэко­номическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государ­ство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан.

  • Тема 13. Государственные финансы

  • Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.

  • Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государствен­ном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний го­сударственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

  • Тема 14. Экономический рост

  • Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ре­сурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обес­печения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсив­ном экономическом росте.

  • Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и бо­гатыми странами.

  • Тема 15. Организация международной торговли

  • Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительногоэкономического преимущества и их значение в формировании между­народного разделения труда и мировой торговли. Влияние международ­ной торговли на производственные возможности и уровни благосостоя­ния торгующих стран.

  • Причины сохранения многовалютное™ и ее значение для возникно­вения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денеж­ной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особен­ности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.

  • Тема 16. Экономическое устройство России на рубеже XX—XXI вв.

  • Современная экономика России: особенности и основные пробле­мы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.

  • Формирование экономики переходного типа в Российской Федера­ции. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России.

  • Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

  • Что такое фирма и как она действует на рынке.

    Зачем создают фирмы. Экономические основы деятельности фирмы.

    Предприниматель и создание фирмы .Условия создания успешного бизнеса.

    Как семьи получают и тратят деньги.

    Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику

    Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокрвщения.

    Обобщение по главе 10, 11.

    Экономические задачи государства.

    Причины и формы участия государства в регулировании экономики.

    Микроэкономические процессы в экономике страны.

    Налоги как источник дохода государства.

    Как формируется и расходуется государственный быджет

    Что такое экономический рост и как можно его усорить

    Какие экономические проблемы тревожат человечество в21 веке

    Международная торговля и её влияние на экономику страны.

    Экономическое устройство России на рубеже20-21 вв

    К акой категории относится экономика страны .Формирование экономики переходного типа вР.Ф

    Обобщение по главе14,15.16.

    Резерв.

    Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

    В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    3)Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2012.

    infourok.ru

    Экономика бакалавриат (рабочие программы)

    Рабочие программы дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

    Направление 38.03.01 «Экономика»

    Блок 1.

    Дисциплины (модули)

    Базовая часть

    История

    Философия

    Иностранный язык

    Психология

    Физическая культура

    Математика1

    Математика2

    Математика3

    Информатика

    Микроэкономика

    Макроэкономика

    Экономика фирмы

    Статистика

    Деньги, кредит, банки

    Бухгалтерский учет

    Финансы

    Менеджмент

    Экономический анализ

    Финансовый менеджмент

    Налоги и налогообложение

    Право

    Безопасность жизнедеятельности

    Вариативная часть

    Обязательные дисциплины

    Культурология

    История экономики

    Логика

    Социология

    Политология

    Документирование управленческой деятельности

    История экономических идей

    Методы оптимальных решений

    Эконометрика

    Финансовая математика

    Информационные системы в экономике

    Ценообразование

    Маркетинг

    Финансовые рынки и институты

    Международные экономические отношения

    Бизнес-планирование

    Логистика

    Страхование

    Финансы предприятий (организаций)

    Моделирование РЦБ

    Управление качеством

    Оценка бизнеса

    Дисциплины по выбору

    Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Элективные курсы по физической культуре 1

    Элективные курсы по физической культуре 2

    Культура речи и деловое общение

    Деловая этика

    Экология

    Мировая экономика

    Введение в специальность

    Введение в специальность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Основы экономических исследований

    Концепции современного естествознания

    Экономическая информатика

    Экономико-математические методы и модели

    Программные средства WEB-страниц и презентаций

    Анализ и учет операций с ценными бумагами

    Экономика недвижимости

    Аудит

    Финансовый учет

    Международные стандарты финансовой отчетности и аудита

    Организация, нормирование и оплата труда

    Управленческий учет

    Финансовое планирование и прогнозирование

    Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Управление затратами

    Дисциплины по выбору

    Профиль «Финансы и кредит»

    Элективные курсы по физической культуре 1

    Элективные курсы по физической культуре 2

    Культура речи и деловое общение

    Деловая этика

    Экология

    Мировая экономика

    Введение в специальность

    Введение в специальность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Основы экономических исследований

    Концепции современного естествознания

    Экономическая информатика

    Экономико-математические методы и модели

    Программные средства WEB-страниц и презентаций

    Финансовая политика предприятия

    Экономика недвижимости

    Финансовый учет

    Аудит

    Международные стандарты финансовой отчетности и аудита

    Организация, нормирование и оплата труда

    Финансовое планирование и прогнозирование

    Исследование систем управления

    Анализ и планирование затрат на предприятии

    Управление затратами

    Дисциплины по выбору

    Профиль «Экономика предприятий (организаций)»

    Элективные курсы по физической культуре 1

    Элективные курсы по физической культуре 2

    Культура речи и деловое общение

    Деловая этика

    Экология

    Мировая экономика

    Введение в специальность

    Основы экономических исследований

    Введение с специальность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Концепции современного естествознания

    Экономическая информатика

    Экономико-математические методы и модели

    Программные средства WEB-страниц и презентаций

    Экономика недвижимости

    Финансовая политика предприятия

    Аудит

    Организация производства

    Организация, нормирование и оплата труда

    Управление снабжением и запасами

    Исследование систем управления

    Финансовое планирование и прогнозирование

    Управление затратами

    Анализ и планирование затрат на предприятии

    Блок 2

    Практики

    Учебная практика

    Рабочая программа учебной практики профиль «Финансы и кредит»

    Рабочая программа учебной практики профиль «Экономика предприятий (организаций)»

    Рабочая программа учебной практики профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Программы производственной практики :

    Рабочая программа производственной практики профиль «Финансы и кредит»

    Рабочая программа производственной практики профиль «Экономика предприятий (организаций)

    Рабочая программа производственной практики профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Рабочая программа преддипломной практики профиль «Финансы и кредит»

    Рабочая программа преддипломной практики профиль «Экономика предприятий (организаций)

    Рабочая программа преддипломной практики профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Блок 3

    Государственная итоговая аттестация

    Факультативы

    Деловой иностранный язык

    edu.uifr.ru

    Рабочая программа по экономике (10 класс)

    Рассмотрено

    на заседании МО

    Протокол №_____

    «__»______________2014г.

    Руководитель МО

    _______ Е.В. Голубовская

    Согласовано

    Заместитель директора

    _______Г.А. Ядрышникова

    «___»__________2014г.

    Утверждаю

    Директор школы

    ________С.Ю. Сорокина

    «___»__________2014г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    элективного курса

    «Экономика»

    для обучающихся 10 классов

    Декановой Натальи Владимировны,

    учителя истории и обществознания,

    первой квалификационной категории

    2014 - 2015 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена для изучения элективного курса «Экономика» обучающимися 10 класса общеобразовательной школы.

    Рабочая программа для изучения элективного курса «Экономика» для обучающихся 10-х классов разработана на основе примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы И.В.Липсица «Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень)» (Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 240 с.).

    Цели курса:

    • формирование умений и навыков самостоятельного приобретения, усвоения  и применения экономических знаний, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;

    • формирование культуры межличностных отношений и навыков групповой работы, умения организовать работу коллективов и руководить ими. формирование и обоснование собственного образовательного интереса в учебной деятельности;

    • развитие навыков и умений в использовании различных каналов информации и коммуникативных технологий;

    • овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для предпрофильной ориентации.

    • оперировать основными экономическими понятиями в устной и письменной речи;

    • анализировать и прогнозировать изменение спроса, предложения и цен на рынках конкретных товаров;

    • понимать роль и основные функции государства в экономике, основные принципы формирования бюджетной политики, направления государственной экономической политики;

    • получить представление об основных методах экономического анализа и принятия решений;

    • получить первичные представления о работе фондового рынка, банковской и налоговой системе для уверенного взаимодействия с данными явлениями в реальной жизни;

    • разбираться в основных макроэкономических показателях, принципах их расчета, анализировать причины и последствия инфляции, безработицы, замедления экономического роста;

    • получить представление о международной торговле и политике государства в этой области, сопоставлять уровни экономического развития различных стран, определять место и роль России на мировом рынке;

    • освоить способы получения и ориентировки в экономической информации, поступающей из различных источников, прежде всего, распространяемой по каналам СМИ;

    • повысить уровень экономической грамотности в качестве потребителя, собственника, работника; приобрести навыки выполнения экономических расчетов, необходимых в повседневной жизни, составлять бюджет своей семьи.

    Задачи курса:

    • получить целостные знания, обеспечивающие базовый уровень экономической грамотности, позволяющие уверенно адаптироваться к жизни в обществе.

    • овладение общими знаниями и представлениями об экономических системах, о роли экономики в жизнедеятельности людей

    • создание предпосылок для ориентации школьника в мире будущих профессий;

    • адаптация к социальным условиям жизни;

    • развитие личности, обладающий способностью принимать решение с позиции рационального выбора;

    • приобщение к пониманию направлений различных преимуществ интеграции экономики как науки с другими с другими учебными дисциплинами.

    В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, для обязательного изучения элективного курса «Экономика» в 10 классе.

    В соответствии с образовательной программой и учебным планом учреждения на 2014 - 2015 учебный год на изучение элективного курса «Экономика» в 10 классе отведено 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

    Содержание тем учебного курса- (35 ч)

    Тема 1.Основы экономической жизни общества (3 ч.)

    Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели.

    Потребности. субъективный характер потребностей. факторы, влияющие на формирование потребностей.

    Блага и услуги. Ограниченность благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

    Выбор и альтернативная стоимость, Процесс принятия решения.

    Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

    Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности.

    Натуральное хозяйство. разделение труда. Специализация и её преимущества.

    Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем.

    Основные вопросы экономики: что производит? Как производить? Для кого производить?

    Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки»

    Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке. (4ч.)

    Спрос. величина спроса. закон спроса. Эффект нового покупателя. Эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.

    Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

    Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

    Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

    Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене.

    Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночных ситуаций с помощью кривых спроса и предложения.

    Тема 3 . Потребители. ( 3 ч.)

    Полезность благ. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Права потребителя.

    Доходы потребителя. Основные источники доходов ( заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Реальные и номинальные доходы.

    Расходы потребителя. Основные статьи расходов семьи.

    Сбережения. Формы сбережений (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надёжность сбережений.

    Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку, расчёты с помощью кредитной карточки). Страхование.

    Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция. (5ч.)

    Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество.

    Издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Внутренние (неявные) издержки. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. Прибыль. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки.

    Понятия капитала и рынка капитала. Финансовый и физический капитал

    Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование своих либо заёмных средств)

    Конкуренция. Факторы, влияющие на конкуренцию. Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли.

    Монополия. Природа. Монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок.

    Олигополия. Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).

    Монополистическая конкуренция.

    Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

    Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

    Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство.

    Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между облигацией и акцией. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

    Тема 5. Деньги и банки. (1 ч.)

    Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Рыночная цена денег (ставка процента).

    Банки. История банковского дела. Основные функции банков. Безналичные расчёты Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции.

    Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки.

    Банковские резервы. Норма обязательных резервов.

    Тема 6. Государство и экономика. (2 ч.)

    Роль государства в экономике. Права собственности и их защзита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии.

    Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия.

    Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация.

    Теневая экономика, причины её возникновения.

    Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. НДС. Акцизы. Воздействие налогов на экономику. Налоговая система России.

    Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы.

    Государственный бюджет. дефицит, профицит Государственный долг.

    Тема 7. Экономическое развитие. (3 ч.)

    Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

    Агрессивные показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды.

    Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост.

    Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

    Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъём, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъёма к спаду) Объективный характер и неизбежность экономических циклов.

    Тема 8. Макроэкономические проблемы. (5 ч.)

    Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические, социальные). Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда.

    Занятость, безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработицы. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы.

    Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Забастовка.

    Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег.

    Создание денег. Кредитная эмиссия банков.

    Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция.

    Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы.

    Тема 9. Международная экономика. (6 ч.)

    Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли.Принцип сравнительных преимуществ.

    Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины. (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. ВТО.

    Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона.

    Валюта. Валютные курсы. Покупательная способность валют. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют.

    Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция. и её основные этапы. ( . Всемирный банк. Международный валютный фонд.

    Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы.

    Тема 10. Проблемы переходной экономики. (2 ч.)

    Переходная экономика. Переход от централизованной к рыночной экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация.

    Экономические институты и их функции.(регулирующие, посреднические, информационные). Создание институтов рыночной экономики. Структурные сдвиги в экономике.

    Итоговое обобщение (1 ч.)

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

    В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

    Знать/понимать

    • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

    Уметь

    • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

    • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

    • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • получения и оценки экономической информации;

    • составления семейного бюджета;

    • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по экономике.

    Оценка устных ответов

    Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

    1. Полно излагает изученный материал, дает правильное определение экономическим понятиям.

    2. При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу экономики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

    3. Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу.

    4. Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

    Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

    1. Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.

    2. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

    3. Не приводит примеры практического использования материала.

    Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает историческую сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, но при ответе:

    1. Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

    2. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач.

    3. Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

    Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

    1. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

    2. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

    3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    Оценка письменных самостоятельных работ

    Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок, рациональным способом и недочетов или имеющую не более одного недочета.

    Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

    • не более одной грубой ошибки и одного недочета.

    • или не более двух недочетов.

    • задача решена нерациональным способом.

    Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

    • не более двух грубых ошибок.

    • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

    • или не более двух-трех негрубых ошибок.

    • или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

    • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

    Оценка «2 » ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

    Оценка тестовой работы

    Оценка «5» - 91-100%.

    Оценка «4» - 76-90%.

    Оценка «3» - 51-75%.

    Оценка «2 » - менее 50%.

    Календарно–тематическое планирование.

    Темы уроков

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Домашнее

    задание

    Сроки изучения

    Примечание

    план

    факт

    Тема 1. Основы экономической жизни общества (3 часа)

    Экономика: наука и хозяйство

    Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»

    03.09

    03.09

    Потребности и ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость

    Знать:

    -виды потребностей людей;

    -причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены

    -понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;

    -виды ограниченных ресурсов;

    -причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов

    10.09

    10.09

    Экономическая система, типы и функции

    Знать понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система».

    Уметь подбирать примеры к каждой из них

    Знать: признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов.

    Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их

    17.09

    17.09

    Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 часа)

    Спрос

    Знать:

    -понятие о спросе; факторы формирования величины спроса

    24.09

    24.09

    Предложение

    Знать: формирование на рынке предложения;

    -факторы формированиявеличины предложения.

    01.10

    01.10

    Рыночное равновесие

    Знать:

    -типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие;

    -механизм формирования рыночного равновесия;

    -рынок покупателей и продавцов.Описывать действие рынка

    08.10

    08.10

    Промежуточная контрольная работа по темам 1-2

    Знать основные понятия

    15.10

    15.10

    Тема 3. Потребители (3 часа)

    Потребности и полезность

    Знать основные понятия по теме

    Уметь подбирать примеры к каждому понятию, разъяснить суть закона предельной полезности; знать сущность закона о Защите прав потребителя

    Уметь делать оценку собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина

    22.10

    22.10

    Доходы и расходы потребителей

    Знать основные понятия по теме

    Уметь подбирать примеры к каждому понятию; раскрыть суть понятия « семейный бюджет»;

    выявить причины неравенств доходов населения

    29.10

    29.10

    Сбережения и кредит

    Знать основные понятия по теме

    Уметь подбирать примеры основных мер социальной поддержки населения и обозначать их цели

    05.11

    05.11

    Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция (5 часов)

    Фирмы, капитал, прибыль

    Знать: понятия: фирма, предприятие, отрасль; понятие о добавленной стоимости , издержки (средние и предельные ( маржинальные), постоянные, переменные) прибыль, выручка, доход, виды и цели, факторыдеятельности фирм

    12.11

    12.11

    Конкуренция. Основные типы рынков

    Знать основные понятия по теме

    19.11

    19.11

    Различные виды фирм

    Знать основные понятия по теме Уметь выделять основные характерные черты организационно-правовых форм предприятий

    26.11

    26.11

    Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.

    Знать основные понятия по теме, виды ценных бумаг и раскрыть их функции

    Уметь раскрывать значение уставного капитала, описать основные внутренние и внешние источники финансирования предприятия

    03.12

    03.12

    Промежуточная контрольная работа по темам 1-4

    Знать основные понятия

    10.12

    10.12

    Тема 5. Деньги и банки (1 час)

    Деньги и банки

    Знать: причины изобретения денег; функции денег; роль денег как средстваобмена и сбережении, понятие о денежном обращении; закон обмена и его использование; ликвидность

    17.12

    17.12

    Тема 6. Государство и экономика (2 часа)

    Роль и задачи государства в экономике

    Знать

    -понятия о слабости рынка; экономических функцияхгосударства и их роли в компенсации слабостей рынка; понятие об общественных благах

    24.12

    24.12

    Налоги и бюджет

    Знать основные виды налогов.

    Уметь раскрывать сущность и механизм налогообложения

    31.12

    31.12

    Тема 7. Экономическое развитие (3 часа)

    Макроэкономика. Валовой внутренний продукт

    Знать определения ВВП, ВНП, способы исчисления ВВП.

    Уметь исчислять ВВП

    14.01

    14.01

    Благосостояние и экономический рост

    Знать

    -что такое экономическое развитие;

    -неравномерность экономического роста и развития и причины, её порождающие

    Изучить факторы ускорения экономического роста. Дать понятие экстенсивного роста, интенсивного роста

    21.01

    21.01

    Экономические циклы

    Знать экономические циклы, методы воздействия на ход экономических циклов

    Уметьобъяснять общую картину экон. цикла; анализировать поведение экономики в различных фазах цикла

    28.01

    28.01

    Тема 8. Макроэкономические проблемы (5 часов)

    Занятость и безработица.

    Знать

    -особенности труда как товара; деятельность продавцов и покупателей на рынке труда, что такое безработица; критерии признания человека безработным; виды безработицы и причины их возникновения.

    Уметь

    Объяснять суть положения «спрос на рынке труда», факторы, формирующие предложение и спрос нарынке труда; закон предложения нарынке труда

    04.02

    04.02

    Борьба с безработицей. Профсоюзы

    Знать

    роль профсоюзов и государства на рынке труда, способы повышения и понижения заработной платы; основные способы стимулирования трудовой активности работников

    11.02

    11.02

    Инфляция

    Знать что такое инфляция, её виды, ее определяющие, влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране; дефляция;Уметь объяснять причины возникновения инфляции и дефляции; применять формулы для решения практических задач.

    18.02

    18.02

    Государственная

    макроэкономическая политика

    Знать цели и задачи фискальной и монетарной политики государства

    Уметь анализировать различия между кейнсианским и монтаристским подходами к денежно-кредитной политике;

    25.02

    25.02

    Контрольная работа по темам VI - VIII

    Знать основные понятия

    04.03

    04.03

    Тема 9. Международная экономика (6 часов)

    Международное разделение труда

    Знать что порождает протекционизм;

    для чего нужен валютный рынок; что такое международное разделение труда

    11.03

    11.03

    Внешняя торговля

    Знать цели и средства протекционизма;

    Уметь доказывать выгоды от международной торговли; анализировать отношения России и ВТО

    18.03

    18.03

    Межнациональные корпорации

    Знать цели и задачи создания межнациональных корпораций

    Уметь анализировать источники экономической информации

    25.03

    25.03

    Валютный рынок

    Знать определение спроса и предложения на рынке валют; понятия: девальвация, ревальвация, мировой валютный рынок.

    01.04

    01.04

    Покупательная способность валют

    Уметь анализировать, как на валютный курс воздействует денежная кредитная политика; объяснять систему «плавающих» валютных курсов.

    08.04

    08.04

    Международное экономическое сотрудничество и интеграция

    Знать глобальные экономические проблемы конца XX века;

    зачем нужно спасать природу.

    Уметь объяснять, в чем состоит причина экономической отсталости; описывать глобальные экономические проблемы

    15.04

    15.04

    Тема 10. Проблемы переходной экономики (1 час)

    Проблемы переходной экономики

    Знать

    основные определения и шаги  к реформированию; итоги первого десятилетия реформ; суть  современной  экономической политики; ресурсы российской экономики. Перспективы развития Российской экономики

    22.04

    22.04

    Приватизация. Экономические институты

    Знать

    основные определения и шаги  к реформированию; итоги первого десятилетия реформ; суть  современной  экономической политики; ресурсы российской экономики. Перспективы развития Российской экономики

    29.04

    29.04

    Итоговое обобщение (1 час)

    Итоговая контрольная работа

    Знать основные понятия

    06.05

    06.05

    Перечень учебно-методического обеспечения.

    1. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. Базовый курс. – 11-е изд. - М.: Вита- Пресс, 2010;

    2. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 классов. В 2-х частях. Ч.1. - М.: Вита- Пресс, 2006;

    3. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 классов. В 2-х частях. Ч.2. - М.: Вита- Пресс, 2007.

    4. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2002 г.;

    5. Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2002 г.;

    6. Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;

    7. Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;

    8. Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;

    9. Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. - СПб.: Питер, 2005;

    10. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;

    11. Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;

    12. Антология экономической классики. - М., 1993;

    13. Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1996.

    infourok.ru

    Экспертный совет представил своё видение концепции программы «Цифровая экономика»

    31 Января 2017

    Цифровизацию российской экономики необходимо начать с таких отраслей, как здравоохранение, образование, наука, промышленность, сельское хозяйство, ритейл, транспорт, электроэнергетика, ЖКХ и рынок финансовых услуг. Благодаря внедрению цифровых технологий станет возможным, в том числе, развитие телемедицины, онлайн-обучения, беспилотного транспорта, систем «умный дом» и «интернет вещей». Эти и другие предложения по разработке программы «Цифровая экономика» Экспертный совет при Правительстве направил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову, а также в Министерство связи и массовых коммуникаций.

    Глава государства Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с Администрацией Президента разработать и утвердить программу «Цифровая экономика» до 1 июня 2017 года. Такое поручение он дал по итогам послания Федеральному Собранию в конце 2016 года. В документе должны быть предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и её интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов Евразийского экономического союза. В Правительстве ответственными за подготовку документа назначены Минкомсвязи, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минпромторг, Минобрнауки, а также министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Экспертный совет при Правительстве РФ.

    Многие эксперты считают, что переход к цифровой экономике, который сейчас происходит, в том числе, приведёт и к пересмотру роли государства в управлении экономикой. Вся система государственного управления, как минимум, должна адаптироваться к объекту воздействия, прежде всего по быстроте, по качеству принимаемых решений… Стремиться к оптимизации, двигаться в направлении ускоренной цифровизации государственного сектора необходимо, при этом нужно учиться у лидеров в этой области. У нас такие планы были и остаются», — говорил ранее Премьер-министр Дмитрий Медведев.

    Программу «Цифровая экономика» нужно скоординировать с уже действующей госпрограммой «Информационное общество», а также с программой по формированию цифрового пространства ЕЭС, указывают в Экспертном совете при Правительстве. В первую очередь, эксперты предлагают определить сам предмет цифровой экономики, от которого будет зависеть направление всей программы.

    Разрабатываемая программа должна носить стратегический характер, определять направления развития цифровой экономики и основные подходы к её реализации, а также являться основой при разработке соответствующих документов отраслевого стратегического планирования», — говорится в докладе Экспертного совета.

    Программа цифровизации экономики, по мнению экспертов, должна быть ориентирована, в том числе, на снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всестороннюю кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве.

    Формирование цифровой экономики — это комплексная задача по переходу на новый технологический уровень за счёт внедрения информационно-телекоммуникационных технологий на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости. Основная задача этого процесса очевидна — повышение качества жизни граждан, конкурентоспособности и эффективности экономики, развитие её экспортного потенциала. При этом, конечно, важно выделить приоритетные направления, среди которых можно отметить транспортную сферу, сельское хозяйство, здравоохранение, ЖКХ, рынок финансовых услуг», — говорит эксперт Открытого правительства Антон Петраков.

    Россия, по его словам, обладает значительным интеллектуальным и кадровым потенциалом, российские технологические компании успешно конкурируют с крупными транснациональными игроками. Это ключевые предпосылки для развития цифровой экономики.

    Что касается развития цифровой инфраструктуры, то прежде всего, по мнению экспертов, необходимо обеспечить всеобщий и безлимитный доступ в интернет. В качестве приоритетных направлений Экспертный совет также предлагает выделить работу с большими данными, обеспечение защиты информации, создание сервисов на основе искусственного интеллекта, а также идентификацию пользователей и технических устройств.

    Одним из структурных элементов программы должно стать формирование системы «Электронное правительство». Системный проект «Электронного правительства» разрабатывается в Минкомсвязи, свои рекомендации по доработке документа ранее высказывал Экспертный совет. Предполагается, что в основу электронного правительства лягут принципы клиентоориентированности, формирования комплексной цифровой среды жизнедеятельности граждан и организаций, обеспечения постоянного роста качества электронных государственных и муниципальных услуг, снижения издержек органов власти и оптимизации их взаимодействия.

    В рамках нормативно-правового регулирования цифровой экономики эксперты предлагают обеспечить регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных и интеллектуальной собственности, передача технологий. Также, по их мнению, нужно проработать вопросы регулирования деятельности в РФ глобальных цифровых компаний и создать нормативно-правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики.

    Одним из механизмов формирования цифровой экономики, по мнению членов Экспертного совета, может стать государственно-частное партнёрство и концессия по развитию евразийских цифровых активов. Особого внимания, по мнению экспертов, потребует трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики. Речь идёт об управлении рисками, связанными с высвобождением персонала, а также необходимости адаптации персонала к новым условиям работы. Необходимо будет усовершенствовать и школьное образование в части информационных технологий.

    Экспертный совет при Правительстве готов участвовать в дальнейшей разработке программы «Цифровая экономика».

    Примеры цифровизации госсектора и внедрения информационных технологий в работе органов власти уже есть, в частности, в сфере государственного контроля и надзора. Новые технологии активно применяют ФНС, Роструд и ряд других ведомств. Информатизация и автоматизация контрольно-надзорной деятельности — одно из 8 направлений приоритетной программы по реформе государственного контроля и надзора, которая реализуется в рамках президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Паспорт этого проекта одобрен проектным комитетом реформы 27 января. Доля видов надзора, по которым доступно взаимодействие через «личный кабинет», в 2017 году должна составить 15%, в 2018 — 50%, а в 2020 — уже 100%. При этом к 2020 году 80% проверяемых должны быть удовлетворены качеством электронных сервисов. В рамках проекта будет создана единая информационная система контрольно-надзорной деятельности, в госконтроле начнут использовать облачные технологии и Big data. Планируется, что автоматизация позволит сократить коррупционные риски при проведении контрольных мероприятий за счёт минимизации человеческого фактора и оптимизировать ресурсы проверяющих органов и бизнеса.

    Все события

    open.gov.ru


    Смотрите также