1. Понятие, виды и инструменты экономической политики. Политики экономики


3.Экономическая политика государства. Особенности современной экономической политики России

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.[2; стр 469]

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная — на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства — исполнительного органа государственной власти — является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.[5;стр 423-425]

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста — конца XX — начала XXI в.[3;стр 404]

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.[4,стр 229]

studfiles.net

Экономическая политика - это... Что такое Экономическая политика?

        система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях, в интересах всего общества — при социализме, область экономической науки. Социальное содержание Э. п., её цели и выбор средств их достижения определяются характером обществ. строя, отношениями собственности (См. Собственность) на средства производства; как всякая Политика она является концентрированным выражением экономики (См. Экономика), исторически определённого способа производства. На Э. п., вырабатываемую стоящей у власти политических партией, оказывают влияние многие факторы: соотношение классовых сил, степень развития классовой борьбы в стране и на международной арене, состояние мира или войны и т.п.          Зарождение Э. п. относится к периоду возникновения классов и образования государства (См. Государство). В классово-антагонистическом обществе она служит выражением интересов эксплуататорских классов, средством их защиты и реализации. При рабовладельческом и феодальном строе ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием денежного обращения. В период становления капиталистического способа производства буржуазное государство осуществляло меры по созданию и развитию мануфактур, вырабатывало законы, закрепляющие господство капитала над наёмным трудом; широкое развитие получили Меркантилизм и Протекционизм. Рост промышленной буржуазии вызвал к жизни политику свободного предпринимательства и Фритредерство. Э. п. буржуазного государства в этот период отражала исторических условия капитализма свободной конкуренции. В эпоху империализма буржуазное государство всё более активно вторгается в процесс капиталистического воспроизводства. Государственное монополистическое регулирование представляет сложный механизм социально-экономического и политического маневрирования, осуществляется в интересах сохранения капиталистического хозяйства. Оно включает программирование экономики, развитие государственного сектора, систему субсидий, антиинфляционные мероприятия, кредитно-финансовая деятельность, направленную на внешнеэкономическую экспансию (См. Экспансия) (налоговая льгота для монополий-экспортёров, правительственные гарантии экспорта, таможенная политика и т.д.), и другие меры. Монополии капиталистических стран действуют на международной арене в значительной степени через государственный аппарат. После 2-й мировой войны 1939—45 возникли и получили широкое распространение межгосударственные монополистические организации, охватывающие целые отрасли (например, Европейское объединение угля и стали), или более общего характера (см. Европейское экономическое сообщество, Интеграция экономическая).          Э. п. буржуазных государств и партий в эпоху империализма отражает процесс приспособления капитализма к новым историческим условиям. Однако она не способна обеспечить планомерного развития хозяйства в масштабе всего общества, стабилизации капитализма как системы; Общий кризис капитализма продолжает углубляться. Э. п. буржуазных государств в целом противоречит коренным интересам трудящихся и потому ведёт к обострению классовых противоречий.

         В развивающихся странах, проводящих независимый курс, Э. п. направлена на ограничение всевластия иностранных монополий, создание государственного сектора экономики, развитие промышленного производства, проведение аграрных реформ. Эти страны выступают за установление нового международного экономического порядка: справедливого и равноправного международного разделения труда и внешнеэкономического обмена.

         Принципиально иную роль играет Э. п. в условиях социализма, основанного на обществ. собственности на средства производства и развивающегося планомерно, путём сознательного использования экономических законов. Проводя Э. п., социалистическое государство регулирует материальное производство — основу развития общества — и тем самым определяет перспективы и темпы социального прогресса; непосредственно воздействует на изменение социальной структуры общества и рост благосостояния народа, обеспечивает решение коренных социально-экономических задач коммунистического строительства. Своими успехами в этом строительстве социалистические страны оказывают определяющее влияние на мировое развитие.

         Принципиальные установки по вопросам Э. п., экономическая стратегия и очередные задачи определяются коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран, прежде всего — на партийных съездах, пленумах центральных руководящих партийных органов. Э. п. коммунистических партий, базирующаяся на марксистско-ленинской теории, выражает коренные интересы трудящихся масс во главе с рабочим классом, всех слоев и социальных групп социалистического общества; её отличают научность, реализм, целеустремлённость и последовательность. Важнейшие принципы Э. п. социалистического государства были разработаны В. И. Лениным. Принципиальные установки по вопросам Э. п. конкретизируются и осуществляются в деятельности социалистического государства через систему управления и планирования народного хозяйства. Долгосрочные, пятилетние и годовые планы, разрабатываемые государством, отражают условия и особенности того или иного периода развития страны (см. Планирование народного хозяйства, Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР). Применительно к специфическим условиям, которые складывались в первые годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции в России, Коммунистическая партия и Советское государство осуществляли политику «военного коммунизма» (См. Военный коммунизм) и новую экономическую политику (См. Новая экономическая политика). В результате проведения индустриализации (См. Индустриализация), коллективизации сельского хозяйства (См. Коллективизация сельского хозяйства) и осуществления культурной революции была создана мощная индустрия, преодолена многовековая отсталость страны, что обеспечило победу социализма. С конца 30-х гг. Э. п. КПСС и Советского государства была направлена на укрепление победившего социализма и построение развитого социалистического общества, расширение и укрепление материально-технической базы социализма, совершенствование социалистических производственных отношений, повышение жизненного и культурного уровня трудящихся. До сер. 50-х гг. основная часть фонда накопления страны направлялась на ускорение темпов развития тяжёлой промышленности, что было вызвано необходимостью восстановления народного хозяйства, разрушенного во время Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—45 (См. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45), укрепления экономической и оборонной мощи Советской страны и всей мировой системы социализма. С середины 50-х гг. Советское государство уже имело возможность выделить больше средств для развития лёгкой промышленности, жилищного строительства, сельского хозяйства. В конце 50-х гг. укрепилась материально-техническая база социализма, СССР превратился в могучую и несокрушимую державу; полностью и окончательно победил социализм.

         Построение развитого социалистического общества в СССР обусловило необходимость разработки долговременной ориентации Э. п., экономической стратегии в новых условиях. При общем подъёме экономики обнаружилось, что применявшиеся методы планирования и экономического стимулирования производства не соответствовали новому, более высокому уровню производительных сил, стали сдерживать их развитие. Поэтому в 60—70-х гг. главное внимание партии и государства было сосредоточено на решении коренных вопросов совершенствования производственных отношений, улучшении системы управления народным хозяйством, планирования и стимулирования производства. Это нашло отражение в документах Мартовского (1965) и Июльского (1970) пленумов ЦК КПСС по развитию с.-х. производства; постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1966) о внедрении ежемесячной гарантированной оплаты труда колхозников; Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования промышленного производства; постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1973) по дальнейшему улучшению управления промышленностью. Экономическая стратегия, соответствующая условиям и задачам развитого (зрелого) социализма, была выработана 24-м и 25-м съездами КПСС. «Как и всякая стратегия, экономическая стратегия партии начинается с постановки задач, с выдвижения фундаментальных, долговременных целей... Экономическая стратегия включает в себя и четкое определение средств, тех путей, которые ведут к поставленным целям» (Материалы XXV съезда КПСС, 1977, с. 39, 40). На Октябрьском (1976) пленуме ЦК КПСС, одобрившем десятый пятилетний план, были определены узловые вопросы развития экономики, разработана эффективная тактика решения хозяйственно-политических задач.

         Высшая цель Э. п. социалистического государства и партии — неуклонный подъём материального и культурного уровня жизни народа. Построение развитого социализма расширяет возможности для её реализации. Создаются условия для более полного удовлетворения возрастающих материальных и духовных потребностей народа, улучшения социально-экономических и производственных условий труда, совершенствования социалистического образа жизни (См. Образ жизни) и социальной структуры советского общества, сближения уровня благосостояния и культуры, условий труда и быта различных социальных групп города и деревни. Долговременные цели Э. п. конкретизируются в социальной программе пятилетних планов (например, Программа социального развития и повышения уровня жизни народа в 10-й пятилетке, определённая 25-м съездом КПСС).          Среди средств, которые используются для достижения поставленных целей, на первый план выдвигаются повышение эффективности обществ. производства на основе его интенсификации, ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда и всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства, соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. Курс на повышение эффективности обществ. производства обусловлен как долговременными задачами создания материально-технической базы коммунизма (См. Материально-техническая база коммунизма), достижения победы в экономическом соревновании с капиталистической системой, так и специфическими условиями развития народного хозяйства на современном этапе, в частности ограниченностью возможностей расширения производства за счёт экстенсивных факторов.

         При определении экономической стратегии партии выделяются основные направления развития и совершенствования производства на отдельных этапах. Так, в 10-й пятилетке (1976—80) поставлены задачи дальнейшего наращивания экономической мощи страны, расширения и коренного обновления обществ. фондов, обеспечения устойчивого сбалансированного роста тяжёлой промышленности — фундамента экономики. Решение этих задач обеспечивается проведением в жизнь единой научно-технической политики, которая является важным составным элементом Э. п. партии и социалистического государства.

         Э. п. включает политику капитальных вложений и рационального размещения производительных сил, доходов и цен, заработной платы, аграрную, финансово-кредитную и демографическую политику. В самостоятельное направление всё более выделяется политика рационального природопользования (См. Природопользование) и охраны окружающей среды (См. Окружающая среда). Важная часть Э. п. — внешнеэкономическая политика, воздействующая на развитие интеграции социалистической экономической (См. Интеграция социалистическая экономическая), укрепление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с развивающимися странами, расширение экономических и научно-технических связей с промышленно развитыми капиталистическими странами на основе последовательного соблюдения принципов мирного сосуществования.

         Успешное осуществление Э. п., выработанной марксистско-ленинскими партиями стран — членов СЭВ, привело к завершению в большинстве из них переходного периода от капитализма к социализму и построению социалистического общества. В наст. время эти страны проводят Э. п., направленную на дальнейший рост общественного производства, повышение его эффективности, повышение материального и культурного уровня жизни народа. Решаются задачи, связанные с построением развитого социалистического общества.

         Э. п. при социализме отличают гуманизм целей и подлинно народный характер. Постоянно расширяющееся участие трудящихся в разработке и осуществлении Э. п.— важная закономерность социалистического и коммунистического строительства. Формами этой деятельности являются всенародное обсуждение важнейших документов по проблемам Э. п., участие трудящихся в решении вопросов развития производства, в работе различных общественных организаций, широкий размах социалистического соревнования (См. Социалистическое соревнование).          Э. п. всё более формируется как важное и самостоятельное научное направление, имеющее своим предметом изучение научных основ и принципов политического руководства экономикой, практического опыта осуществления Э. п. на различных этапах развития социалистического общества. Э. п. опирается на положения марксистско-ленинской философии, политической экономии и теории научного коммунизма, а также учитывает достижения смежных наук (теории планирования и управления, социологии, права и др.). В ходе выработки экономической стратегии и тактики вносятся рекомендации по вопросам улучшения руководства народным хозяйством, определяются пути и формы мобилизации трудящихся масс на решение стоящих перед обществом задач. Многие вопросы, относящиеся к Э. п. как отрасли науки, являются дискуссионными (например, определение предмета Э. п., особенностей её метода, размежевания с родственными и смежными научными дисциплинами). В СССР изучение Э. п. КПСС включается в программу системы политического просвещения и экономического образования (См. Экономическое образование).

         Лит.: Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Ленин В. И., Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39; его же, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977; Брежнев Л. И., Об основных вопросах экономической политики КПСС на современном этапе. Речи и доклады, т. 1—2, М., 1975; Абалкин Л. И., Политическая экономия и экономическая политика, М., 1970; Буржуазные экономические теории и экономическая политика империалистических стран, М., 1971; Вопросы экономической политики КПСС на современном этапе, 3 изд., М, 1974; Кашин В. Н., Экономическая стратегия и политика КПСС в условиях развитого социализма, «Плановое хозяйство» 1976, № 10.

         Л. И. Абалкин.

dic.academic.ru

Понятие экономической политики

Государство, как универсальный механизм управления обществом, обязано поддерживать его экономику. Особенно эта необходимость проявляется в связи с развитием рыночных отношений практически во всех странах мира.

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики. Экономическая политика это система целенаправленных мер страны в области управления экономикой. В обществе есть некоторое количество субъектов экономической политики: правительство и федеральные субъекты, районные и областные институты государства. Так же есть негосударственные субъекты, которые обладают как прямым (кооперативы, союзы коммерсантов, профсоюзы), так и косвенным влиянием (СМИ, партии, общественное мнение, влиятельные личности, экспертные советы). На эти типы воздействуют надгосударственные субъекты – интеграционные институты и межгосударственные советы, интересы которых встречаются и в диапазонах общего интереса, и в областях противоречий.

Экономическая политика - это комплекс предпринимаемых государством способов влияния на экономические процессы для осуществления общественно важных целей.1

Для формирования финансовой политики особую значимость имеет избрание цели и соответственной ей инструментов. К целям финансовой политики предъявляются конкретные требования. Во-первых, обязаны устанавливаться исключительно те цели, реализацию которых не может гарантировать рынок. Во-вторых, цель обязана быть численно измерима, что даст возможность осуществлять контроль за ее выполнением. Целями государственного регулирования являются:2

  • Стабильный рост национального производства;

  • поддержание результативного размера занятости;

  • стабилизацию уровня цен;

  • обеспечение внешнеторгового баланса.

Понятие экономической политики общее понятие, оно включает в себя несколько подвидов, рассмотрим их ниже.

Структурно-отраслевая политика, нацеленная на реализацию правительством современных изменений в структуре народного хозяйства, развитие межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, поощрение развития областей, которые характеризуют научно-технический прогресс, обеспечивают конкурентоспособность продукции российского производства и подъем уровня жизни населения. Элементами данной политики это промышленная, аграрная, строительная и иные области финансовой политики, касательно которых правительство реализовывает сравнительно независимую совокупность мероприятий стимулирующего влияния.

Инвестиционная политика, нацеленная на организацию субъектам хозяйствования требуемых условий для привлечения и сосредоточения средств на потребности расширенного воспроизведения главных средств производства, особенно в сферах, формирование которых поставлено как приоритеты структурно-отраслевой политики, а также гарантия успешного и ответственного применения данных средств и исполнения контроля за ним.

Амортизационная политика, нацеленная на организацию субъектам хозяйствования в наибольшей степени подходящих и равносильных условий обеспечения процесса простого воспроизведения главных производственных и непроизводственных фондов в большей степени на качественно новой технико-технологической базе.

Политика институционных преобразований, нацеленная на создание рациональной многоукладной финансовой системы с помощью трансформирования взаимоотношений собственности, реализация разгосударствления экономики, приватизации и национализации производственных фондов, обеспечение на своей базе формирования различных видов собственности и хозяйствование, эквивалентности взаимоотношений обмена между субъектами хозяйствования, государственную помощь и защиту всех видом успешного хозяйствования и устранение любых противозаконных финансовых структур.

Ценовая политика, нацеленная на установку государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе продажи национального продукта, соблюдение нужной паритетности цен между областями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение устойчивости оптовых и розничных цен.

Антимонопольно-конкурентная политика, нацеленная на организацию приемлемой конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в поле деятельности монопольного ценообразования и за счет понижения уровня качества продукции, услуг, пособничество росту успешной социально направленной экономики.

Бюджетная политика, нацеленная на оптимизацию и рационализацию формирования прибыли и внедрение государственных денежных ресурсов, усиление отдачи государственных инвестиций в народное хозяйство, взаимодействие общегосударственных и местных интересов в области межбюджетных отношений, регулировка государственного долга и обеспечение социальной справедливости при перераспределении национального дохода.

Налоговая политика, нацеленная на обеспечение экономически аргументированной налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования, поощрение социально важной финансовой деятельности субъектов, а также следование принципам социальной справедливости и конституционных гарантий прав граждан при налогообложении их прибыли.

Денежно-кредитная политика, нацеленная на обеспечение народного хозяйства экономически требуемым объемом валютной массы, достижение действенного наличного обращения, вовлечение средств субъектов хозяйствования и население к банковской системе, стимулированию применения кредитных ресурсов на потребности функционирования и развития экономики.

Валютная политика, нацеленная на введение и удержание равного курса национальной валюты касательно зарубежных валют, побуждение роста государственных денежных резервов и их действенное использование.

Внешнеэкономическая политика, нацеленна на регулирование правительством взаимоотношений субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования и охрана национального рынка и российского товаропроизводителя.

Не принимая во внимание названных выше форм государственного регулирования, разрешено в свою очередь отметить еще и такие виды, как система финансового программирования, регулирование малого и среднего бизнеса, аграрного производства и т.д.3

Есть несколько направлений финансовой политики страны, главными из них являются: оказание влияния на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью не потерять конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей и субсидирование социальных обязательств (в числе которых социальные трансферты, затраты на образование, здравоохранение, науку, культуру, службу охраны социального порядка, а также те государственные инвестиционные затраты, которые связаны с объектами общественного и инфраструктурного назначения).

Цель первого курса финансовой политики страны заключается в том, что в условиях сохранения конкурентной ситуации на рынке будет изготавливаться именно тот продукт, который отвечает потребностям покупателей. С одной стороны, потребители обретут возможность купить необходимые им вещи и услуги (в этом случае увеличивается их благосостояние). Со второй стороны, возможность реализации этих продуктов и услуг заинтересованным покупателям формирует возможность извлечения прибыли для тех, кто занят на изготовлении этих продуктов и услуг, т. е. занятое население имеет возможность получить доходы, требуемые для покупки товаров и услуг.

Второй курс финансовой политики страны в большей степени связано с формированием прибыли и обеспечением ключевыми продуктами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) доли населения, материальное благополучие которой не увеличивается в условиях рынка. Но, на равных правах с этим, второй курс государственной финансовой политики влияет и на материальное благополучие всего населения в целом, так как с помощью общественных обязательств правительство обеспечивает выпуск «нерыночных» благ, таких как образование, здравоохранение и др.

Осуществление финансовой политики осуществляется при применении комплекса мер, инструментов, формирующих механизм государственного влияния на экономику. В общем виде комплекс мер регулирования представлен на рисунке 1.1.4

К числу в наибольшей степени необходимых инструментов государственного регулирования принадлежат: денежно-кредитная политика, фискальная политика, валютная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Рис.1.1 Инструменты регулирования экономической политики.

Любой из вышеназванных инструментов правительственного регулирования осуществляет свою работу и взаимодополняет другие. Система дает результат только в том случае, если она используется в комплексе и ее элементы не противоречат друг другу.

studfiles.net

Экономическая политика - это... Что такое Экономическая политика?

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент[1][2][3].

Истоки формирования экономической политики

Рыночная экономика, которая стала основным способом ведения народного хозяйства, в течение последних нескольких столетий претерпела ряд существенных изменений. Основой для рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров, что было обусловлено переходом на крупное машинное производство. Развитие машинного способа позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции наряду с повышением доходов населения привели к резкому расширению рыночного оборота[4].

Экономические процессы, происходившие в XVIII и XIX веках создали качественно новую ситуацию в обществе, создав основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства.

Решающим уроком для всей рыночной системы явился мировой экономический кризис 1929—1933 годов. Итогом этого урока стал вывод о том, что роль государственного участия необходимо поднять на новый качественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений (рынок и государство). В условиях динамичного развития рынка государственные меры должны были выйти за рамки невмешательства, нейтрального поведения государства в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика»[4].

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны ещё в конце XIX века. Примером может служить Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По инициативе Отто фон Бисмарка было приняты законы, на основе которых возникла новая сфера — социальное страхование. В 1883 году в частности, законом было введено страхование по болезни, в 1884 году — страхование от несчастных случаев и, наконец, в 1889 году — страхование по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию[4].

Первые попытки реализации экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В этих условиях как относительно самостоятельные направления рассматривались таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. Позднее, в начале XX века на смену такому разрозненному подходу пришел вариант комплексного, взаимосвязанного подхода. Экономическая политика приобрела более комплексный общеэкономический характер.

Существенным образом на формирование общеэкономической политики повлияли две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Вмешательство государства в экономические процессы стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже международный характер[4][5].

Содержание и направления экономической политики

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

  1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;
  2. Поддержание эффективного размера занятости;
  3. Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией;
  4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики[4].

Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:

Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики могут выступать[6]:

  • Государство, включая региональные и местные институциональные образования;
  • Негосударственные союзы и объединения.

Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализацию исполнительная власть — правительство. Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.

К негосударственным союзам и объединениям относят институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таковыми являются: агентство по поддержке общественного транспорта, учреждения по противопожарной безопасности[6].

К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (учёные, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, её структурой.

В развития процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Таким образом в последне время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза.

В целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики[6].

Инструменты реализации экономической политики

Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики

Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы[7]:

  1. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
  2. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

Существует ещё одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы[7].

Административные меры

Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические меры

К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

Институциональные меры

Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».

Различными вариантами распространения институциональных форм являются[7]:

  • структура органов исполнительной государственной власти, непосредственная задача которых — практическая реализация целей правительства;
  • формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности;
  • разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;
  • поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
  • правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов;
  • участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка, большая восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие).

Применение методов реализации экономической политики

Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках Фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоёв населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым -на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объёмы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние роль на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  1. Установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. Установление минимальной величины заработной платы;
  3. Установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. Государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры».

Примечания

Литература

См. также

med.academic.ru

1. Понятие, виды и инструменты экономической политики

Разработка государственной экономической политики

Политика — это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.

Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическими требованиями.

Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности.

Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). Учитывая, что в настоящее время мировая экономика переживает финансовый кризис, что повышает важность разработки грамотной экономической политики, актуальность данной темы становится очевидна.

Целью работы является изучение организации разработки государственной экономической политики.

При этом необходимо решить следующие задачи:

- изучить основные компоненты государственной экономической политики, ее виды и инструменты;

- изучить этапы разработки государственной экономической политики и роль руководства страны в ней;

- рассмотреть взаимодействие предпринимательского сообщества с правительством при разработке государственной экономической политики;

- определить роль прогнозов в разработке экономической политики и определить направления развития макроэкономической политики России на перспективу.

Объектом исследования является экономическая политика государства, предметом – организация ее разработки.

В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

studfiles.net

ВОМОО "Молодежный парламент" - «Основы политологии для самых начинающих», учебное пособие

Раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

ГЛАВА 6

Экономическая политика

СООТНОШЕНИЕ И ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ Различные теоретические школы по-разному оценивали и оценивают роль экономики в жизни общества. На заре человеческого общества людям было не до экономического анализа. Они едва успевали справляться с теми задачами, которые ставила перед ними природа: добывание пищи, устройство жилища, защита от нападений и т. д. Лишь в условиях достаточно развитого скотоводства и земледелия, появления относительно устойчивых обменных операций у людей появились возможности выбирать, просчитывать варианты, соизмерять затраты труда с ожидаемыми результатами. Постепенно мыслители древности и средневековья стали осознавать связи между экономикой и политикой, разрабатывать планы улучшения положения государств. В средние века, в эпоху господства религиозных догматов, некоторые ученые, не порывая с церковью, уже разрабатывают теории, в которых пытаются открыть и понять те законы, которые управляют развитием общества, и на их базе излагают свои взгляды на соотношение экономики и политики, признавая за политикой ведущую роль в развитии государства. В современной западной экономической теории или политической экономии, начало которой, по мнению большинства исследователей, положил английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), приоритет отдается экономике, ибо, по их убеждению, век рыцарства прошел и "наступил век софистов, экономистов и счетных машин". В своем главном произведении "Основы экономической науки", изданной в 1890 году, Маршалл полагал, что "двумя великими силами, формировавшими мировую историю, были религия и экономика". Согласно марксистскому пониманию, экономика оказывает определяющее воздействие на все стороны общественной жизни: на политику, идеологию, искусство и мораль соответствующей эпохи. Так, К. Маркс в предисловии к работе "К критике политической экономии" писал: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовные процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Классическая для марксистов характеристика роли экономики по отношению к политике содержится в работе В. И. Ленина "Еще раз о профсоюзах". Определена эта взаимосвязь следующей формулой: "Политика есть концентрированное выражение экономики...". В подтверждение данного постулата можно найти множество примеров как из истории прошлого времени, так и событий самого близкого периода. Наиболее очевидным из них может служить экономическая ситуация в СССР в середине 80-х годов, когда резко сократился прирост такого обобщающего экономического показателя как национальный доход и снизился показатель эффективности общественного производства - производительности труда. Существенно уменьшились также темпы прироста промышленной продукции, реальных доходов на душу населения. В то же время повышалась материалоемкость продукции, понижалась фондоотдача, ухудшались другие качественные характеристики социально-экономического развития бывшего советского государства. Известный политик и экономист Е. Т. Гайдар отмечал по этому поводу, что неэффективность экономики, отставание по важнейшим направлениям технического прогресса создали "объективные предпосылки формирования социальной коалиции сил, заинтересованных в радикальной экономической реформе, коренной перестройке сложившейся структуры народного хозяйства". Другим очевидным примером может быть отношение к войне с применением ракетно-ядерного оружия. Когда-то, развязывая войны, надеялись в результате победы над противником возместить затраты за его счет. Современная война с применением ядерного и других видов оружия массового поражения просто уничтожит ресурсы и ценности как противника, так и победителя. Поэтому здравомыслящие политики предпочитают мирное сосуществование. Еще одним примером, подтверждающим первенство экономики перед политикой, может служить тот факт, что в развитых государствах, как правило, неблагополучная экономическая ситуация становится непосредственной причиной отставки правительства, смены курса во внутренней и внешней политике государства. При определении взаимосвязи экономики и политики необходимо подчеркнуть и то обстоятельство, что воздействие экономики на политические, этические и другие аспекты миропонимания и миродействия может быть не прямолинейным, а опосредованным. Во-первых, множеством факторов географического, психологического, религиозного и исторического характера. А во-вторых, политика как синтез экономических интересов оказывает не только обратное воздействие на экономику, но и при проведении экономических целей в реальную практику "не может не иметь первенства перед экономикой" (В. И. Ленин). Эти ситуации, возникающие на конкретном этапе развития общества, можно свести к следующим. 1. Изменения в экономике на современном этапе невозможны без участия политической власти. 2. Любые экономические решения после прохождения через систему государственного управления приобретают или могут приобрести политический характер. 3. Взаимосвязь текущих и перспективных экономических интересов той или иной политической группы с интересами других социальных групп. 4. Коррективы в экономическую политику вносятся после достаточно сложного, трудного достижения компромисса между политическими партиями и социальными группами на парламентском и правительственном уровнях. Таким образом, история развития любого общества, с одной стороны, показывает связь политики с породившей ее экономикой, а с другой - свидетельствует, что пренебрежение требованиями экономики со стороны политиков ведет к серьезным экономическим трудностям, и прежде всего, к ухудшению жизни основных масс населения, и как следствие - к уходу с политической арены лиц, неспособных адекватно отразить требования экономики политической арены лиц, не способными адекватно отразить требования политическими средствами.

ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Под экономической политикой обычно понимают совокупность сформулированных идей и положений, стратегических и тактических задач, действий, с помощью которых в государстве формируются и регулируются экономические процессы. Авторы одного из американских учебников по экономике следующим образом характеризуют содержание понятия "экономическая политика": "...Общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или "экономической политикой". Стало быть, экономическая политика начинается с выработки теоретической концепции, выделения долговременных и ближайших задач экономического развития и завершается практическим воплощением намеченного в реальную хозяйственную деятельность. Экономическая политика промышленно развитых стран базируется на постулатах рыночной экономики, которые позволяют понять, как формируется и функционирует рыночный механизм, как достигается равновесие между производством и потреблением, с помощью каких мер государство преодолевает спад производства, безработицу, инфляцию, как эффективно вести предпринимательство, добиваться получения максимальной прибыли с минимальными затратами. Стратегия экономической политики ведущих стран мира нацелена на увеличение экономического потенциала, достижение лидерства в мировой экономике, усиление конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках, создание условий для скачка к качественно новому экономическому росту на базе повышения производительности труда. Так, в работе американских экономистов Дж. Грейсона и К. О'Делла отмечается, что если тенденции, наблюдаемые в течение последних двадцати лет, сохранятся, уровень жизни в США ухудшится по сравнению с другими ведущими странами, и постепенно это будет означать потерю положения экономического лидера Запада. "Единственным, наиболее важным фактором развития американской экономики в будущем будет производительность. Именно производительность труда в большей степени, чем какой-либо другой фактор, определяет уровень жизни всей нации и является в долгосрочной перспективе наилучшим показателем экономической эффективности хозяйственного комплекса. История показывает, что лидер в области производительности в конце концов становится экономическим, военным и политическим лидером в мире", - утверждают они. В общем плане проблеме достижения мирового уровня производительности труда, выхода страны в экономические лидеры по объему производства в целом и отдельных видов продукции в частности в бывшем СССР были посвящены съезды КПСС, сессии Верховного Совета СССР, пятилетние планы социально-экономического развития страны. С некоторыми оговорками она декларируется и нынешним правительством и президентом. "Наша цель - сильное Российское государство. Сильное не количеством боеголовок, а передовыми технологиями, развитой многопрофильной экономикой, достойным уровнем жизни людей". При этом основным, решающим направлением экономической политики объявлена программа экстренного формирования рыночных институтов, рыночной экономики, в которой государство создает только условия для развития экономики. Для этого выбраны следующие направления: либерализация цен; финансовое оздоровление; стабилизация денежного обращения и укрепление рубля; энергичное преобразование отношений собственности и формирование на базе приватизации слоя предпринимателей; активная антимонопольная политика; обеспечение эффективной занятости населения и мер по социальной защите его низкодоходных групп; стимулирование внешнеэкономической деятельности и создание конвертируемой национальной валюты. Очевидно, что вопрос о направлениях экономической политики российского правительства этим не исчерпывается. В качестве дополнительных путей выступает также решение тех или иных производственных, структурных и научно-технических проблем. Для сегодняшней России главное даже не в падении абсолютных размеров валового внутреннего продукта, а в том, что политика такого рода не приблизила ее к параметрам современной рыночной экономики. Об этом свидетельствуют следующие факты. Во-первых, приватизация, которая только и способна создать основу конкурентной, рыночной среды, практически выродилась в паллиатив, не увязанный с антикризисными мерами и не нацеленный на повышение эффективности производства. Во-вторых, система институтов для задействования негосударственных форм инвестирования также отсутствует. А коммерческие банки в основном занимаются спекулятивными операциями. В-третьих, вместо финансовой стабилизации "шоковая терапия" привела к инфаркту кредитно-финансовой системы. В-четвертых, сохранилось чисто административное распределение кредитов и других финансовых ресурсов, а расходы государства и госпредприятий до сих пор не разделены, что в свою очередь умножило возможности для создания коммерческих структур, в основе своей коррумпированных. Стало быть, под словопрения о быстрых темпах создания рыночной экономики реально происходило движение не к нормальной рыночной системе, а совсем в другом направлении - в сторону дикого, зависимого типа буржуазного общества. Есть ли альтернатива такой экономической политике? Безусловно, она базируется не на возврате к прежней системе командно-административной экономики, а на оптимизации роли государственного воздействия на экономику в процессе перехода к рыночным отношениям, на конкретном учете специфики российской экономики, национальных и культурных традиций народов Российской Федерации. При этом ближайшей целью должна стать стабилизация объемов общественного производства в целом, при допущении некоторых сокращений средств производства и обязательном наращивании производства предметов потребления. Реализация подобной ближайшей цели определяется тем, что сохраняется ведущая роль государства и его властных структур в процессе производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Практика показала, что путь к переходу в иную систему экономических отношений в России лежит не через бюджет, кредит и другие рычаги монетарной политики, а через производство, через иную структуру производительных сил, которую можно создать лишь на основе массового обновления основного капитала и установления новой пропорциональности в экономике. Но это длительный процесс. В наши дни необходимо в сфере производства установить четкие приоритеты. Первый из них - сельское хозяйство и продовольственное обеспечение России. Вторым следует считать производство товаров народного потребления и услуг для населения. Третьим - устранение гипертрофии оборонных отраслей в пользу легкой и пищевой промышленности. Экономическая политика затрагивает всю систему социально-экономических проблем общества. Однако важнейшими ее направлениями, как правило, являются институциональная, структурная, инвестиционная, региональная политика, политика в области распределения и перераспределения национального дохода (бюджетная), комплекс мер по становлению и поддержанию малого бизнеса и фермерских хозяйств и т. д. Особую значимость в современных условиях для России приобретает институциональная политика, то есть система мероприятий по формированию экономики, базирующейся на многообразии форм собственности, конкуренции самостоятельных товаропроизводителей, развитой системе товарных бирж и финансовых институтов, с системой действенных стимулов личной материальной заинтересованности. В результате трансформации прежних экономических и социальных структур должна сложиться национальная модель рыночной экономики. У России, ее народов, как и иных государств, есть свои исторические традиции, национальные особенности, специфические природно-климатические условия, своеобразное географическое положение, свои психологические стереотипы. Российская Федерация не должна стать в данном случае исключением. Как и другим цивилизованным государствам, ей нужно иметь свой российский вариант рыночного хозяйства, понятный большинству населения страны, отвечающий его психологии и национальным традициям.

СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Основными субъектами экономической политики во всех странах являются: государство в целом, т. е. парламент (его комитеты и комиссии) и исполнительные органы: министерства, ведомства, центральный банк и иные общенациональные и региональные управленческие структуры, имеющие юридическую и политическую власть; политические партии; профсоюзные объединения и иные общественные организации; фирмы, акционерные общества, кооперативы; пенсионные и иные фонды. Государство как главный субъект экономической политики активно проявляет себя не только в странах с централизованным управлением экономикой, но и в государствах с рыночной системой хозяйства. Например, в Великобритании госсектор контролирует и сейчас (после восьмилетних усилий по приватизации госпредприятий правительством М. Тэтчер) производство 20% валового внутреннего продукта. В США на долю государства приходится около 20% основного капитала, а также 40% всей земли, 42% всех электростанций. В еще больших размерах с точки зрения участия в создании ВВП госсектор представлен во Франции, Италии, Швеции, Норвегии, Финляндии. Однако в основном государственное предпринимательство функционирует в странах Западной Европы и Северной Америки в формах не ведомственных предприятий, а общественных корпораций, либо смешанных акционерных обществ, имеющих полностью отделенный от государства бюджет. И лишь 0,5 - 2,0% предприятий госсектора стран рыночной экономики являются бюджетными, т. е. ведомственными предприятиями. Они "не делают бизнес", не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности, не платят налоги на получаемую прибыль, все их расходы и доходы опосредуются государственным бюджетом. Особую роль в качестве субъекта экономической политики выполняют политические партии. Исходя из идеологических установок, они разрабатывают и предлагают избирателям свою экономическую платформу (программу), которую в случае победы на парламентских или президентских выборах воплощают в практику через широкий спектр мероприятий, главные из которых в условиях рыночной экономики следующие: выдвижение членов победившей партии на посты руководителя правительства и базисных министерств; разработка и принятие парламентским большинством хозяйственного законодательства и контроль за его выполнением; расширение или сужение доли госсектора в валовом внутреннем продукте; увеличение или снижение налоговых ставок для различных групп общества; перераспределение доходов как с целью ослабления социально-экономического неравенства, так и ради сохранения стимулов и мотивов к высокопроизводительному труду и эффективному инвестированию капитала; разработка целевых программ различного типа и т. д. В случае прихода к власти партий социал-демократической или неолиберальной ориентации правительство, как правило, значительно шире использует средства из бюджета на развитие социальной сферы, ослабляет налоговый пресс на низкодоходные группы населения, оказывает содействие развитию и поддержке госсектора, способствует сокращению армии безработных. Правительства консервативного толка стремятся всемерно развивать систему рыночного предложения товаров и услуг, сокращают уровень вмешательства государства в экономику за счет уменьшения доли ВНП, перераспределяемого через бюджет, снижают налоги на крупные корпорации, сокращают государственные социальные программы, освобождают от чрезмерной государственной регламентации частный бизнес, частично приватизируют государственный сектор экономики. Большинство этих программных целей было в той или иной мере выполнено в течение 80-х годов в США и Великобритании. Однако в конце 80-х и начале 90-х годов в США такой тип экономической политики в значительной мере исчерпал себя. Вновь замедлились темпы экономического развития, обострились проблемы инфляции, сократились темпы структурной перестройки экономики. К управлению в США в 1993 году пришел президент, ориентирующийся на неолиберальные экономические концепции. Предложенный Б. Клинтоном план экономического возрождения Америки содержал следующие главные компоненты: программу краткосрочных экономических стимулов, которая призвана закрепить начавшийся еще в конце прошлого года процесс оживления экономики и обеспечить немедленный рост занятости; пакет предложений по долгосрочным целевым капиталовложениям в инфраструктуру, здравоохранение, образование и подготовку рабочей силы; план по сокращению дефицита бюджета за счет увеличения налогов и сокращения правительственных расходов, в том числе на военные нужды и содержание госаппарата. Для развитого рыночного хозяйства характерно активное участие профсоюзов в формировании экономической политики. Они периодически заключают с работодателями и правительством коллективные соглашения по широкому кругу социально-экономических проблем. В первую очередь по оплате труда, гарантиям занятости для кадровых работников в течение всего срока действия подписанного соглашения и ограничению использования труда маргинальных работников на данном предприятии, по размещению на стороне заказов на производство той или иной продукции, усилению материальной поддержки увольняемых и одновременному внедрению систем, поощряющих досрочный выход на пенсию лиц предпенсионного возраста, и по целому ряду других вопросов. Результативность политики такого рода зависит от целого ряда обстоятельств: от уровня профессиональной организованности вообще, от единства требований отраслей с ярко выраженной женской занятостью, объединений работников умственного труда, занятых в новейших отраслях материального производства и в нематериальной сфере, и т. д. Масштабы влияния организованного рабочего движения на содержание экономической политики варьируются от страны к стране. При этом и в наши дни в основном действует старое правило: чем активнее и организационно сильнее профессиональный союз, тем меньший ущерб наносится данной трудовой группе даже в условиях экономического спада, низкой деловой конъюнктуры. Наряду с партиями и профсоюзами в формировании экономической политики в ряде стран активно участвует кооперативный сектор, который может включать сельскохозяйственные, промышленные и кредитные предприятия. Для достижения своих экономических и политических целей они порой создают крупные объединения, получившие в ряде стран название "кооперативы второй ступени". Целый ряд кооперативов стран Южной Европы, Скандинавии, начиная буквально "с нуля", получили известность не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Их социальная и экономическая политика базируется на следующих принципах: во-первых, твердое и последовательное соблюдение идеалов кооперативного движения, главными из которых являются высокая организационная культура и единство целей, объединяющее руководителей и рядовых кооператоров; во-вторых, постоянный критический анализ собственного опыта, самокритика сверху донизу и постоянная готовность к реформам в свете изменяющихся технологических, экономических и политических условий; в-третьих, твердый курс на расширение занятости, невзирая на неблагоприятную экономическую обстановку в стране или группе государств; в-четвертых, опережающий рост капиталовложений в дальнейшее развитие и модернизацию производства; в-пятых, гибкая демократическая структура кооперативных комплексов, обеспечивающая в то же время руководству нормальные условия для обстоятельного и планомерного проведения в практику намеченных целей. В последние десятилетия в странах Западной Европы и США получили распространение компании трудящихся, собственниками которых (по крайней мере формально) являются рабочие. Эти компании выработали финансовую модель своего существования, согласно которой трудящиеся могут располагать по крайней мере 50% всего капитала. При этом каждый член компании не может иметь более 25% капитала. Численность наемных работников, не владеющих акциями компании, не должна превышать 15% общего количества занятых в производстве. Данный процесс охватил не только мелкие и средние компании, но и крупные. В 1989 году более 10 млн. американских рабочих, или примерно четверть занятых в корпорациях США, приобрели акции различных компаний. Выкупая часть акционерного капитала компаний, работники сохраняют свои рабочие места, повышают эффективность производства, наращивают производительность труда, увеличивают прибыльность фирмы, ежегодно увеличивают объем продаж. К росту прибыльности и производительности труда (как свидетельствуют многочисленные исследования) ведет не сама номинальная продажа собственности компании, а создание механизма реализации приобретенной собственности. И главное - это привлечение работников к управлению предприятиями. Однако этот процесс бывает сложным и противоречивым. В ряде случаев на предприятиях, номинально принадлежащих рабочим, неожиданно возникают забастовки. Как правило, причиной конфликта служит не столько стремление к справедливому распределению прибылей, сколько требование реального контроля акционеров над производством. Нежелание значительной части управленцев допускать рабочих к управлению производством имеет множество причин. Одна из них заключается в том, что в компаниях, полностью или частично принадлежащих работникам, менеджеры оказываются в новой роли, к которой они не всегда готовы. И проблема отношений между рабочими и руководителями фирм стала проблемой не только для отдельных предприятий, но и в целом для экономик индустриальных стран. Политики, экономисты, бизнесмены США, Японии и многих других государств считают ее чрезвычайно важной с точки зрения перспектив развития хозяйства своей страны. Без решения этой проблемы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке будет невозможно. Таким образом, в формировании содержания и механизма реализации экономической политики участвуют многочисленные политические, профессиональные, производственные, торговые и иные объединения производителей и потребителей. Все они в большей или меньшей мере влияют на законодательную власть. Именно она устанавливает основные "правила экономической игры". В число этих правил прежде всего входит: законодательство о собственности; антимонопольное законодательство; денежное и налоговое законодательство; законодательство о несостоятельности (банкротстве) предприятий; законодательство о труде и социальной защищенности отдельных групп населения и ряд других законов. Законотворческая деятельность - далеко не простое дело. Здесь много неизвестного, нового для любого государства. Очевидно, на ход принятия законов могут влиять сложившиеся стереотипы и прямое нежелание изменять вообще существующее положение дел. Кроме того, общество, экономика - не статичное, а динамичное явление. Поэтому в законах необходимо отразить только что проявившиеся тенденции и процессы. Все это требует высокопрофессионального, работающего на постоянной основе парламента, ответственных перед избирателями депутатов, ставящих в основу деятельности интересы страны, народа, который их избрал.

РЕГИОН (ОБЛАСТЬ) В СПЕКТРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В качестве субъектов экономической политики в законодательстве многих стран признаны административно определенные части территории этих государств. Такой подход понятен и объясним, ибо экономические и социальные интересы граждан, их деятельность традиционно связаны с понятиями территории. В Российской Федерации это республики, края, области, автономные области, округа, города Москва и Санкт-Петербург. В соответствии с общим направлением экономического развития региональная хозяйственная политика в настоящее время должна решить по крайней мере три проблемы: во-первых, не препятствовать свободному перемещению на всей территории России товаров, денежных средств, работ и услуг; во-вторых, обеспечить единые условия при приеме на работу, оплаты труда граждан, их социального обеспечения; в-третьих, соблюсти в своей основе единство требований при регистрации новых видов экономических единиц на всей территории России. Реализация этих базисных экономических принципов предполагает ликвидацию тех катаклизмов, которые нарушают экономические интересы всего государства в целом, ведут к территориальной дезинтеграции страны, ее политической гибели. В программах региональной экономической политики очень часто выдвигаются предложения, которые с эмоциональной точки зрения понятны, но экономически зачастую являются несостоятельными. Например, такие крайние позиции как территориальная самоокупаемость, автономность кредитно-финансовой политики, исключительно региональный характер собственности на той или иной территории и т. п. Реальная практика показала, что ни в одном из регионов, ратовавших за это и добившихся этого, "экономического чуда" не произошло. Местная власть и после получения значительных экономических льгот оказалась бессильной улучшить социально-экономическое положение подавляющей части населения, социальная инфраструктура стала приходить в еще больший упадок, не находится средств и для решения других злободневных проблем. Означает ли это, что за требованиями расширения экономических и политических прав территорий стоят только эмоции? Очевидно, нет. Территории, где есть нефть, уголь, газ, лес, руды, металлы, используя бартерные сделки, получают краткосрочную экономическую выгоду. Однако ясно и другое: дезинтеграция государства и экономический кризис тесно взаимосвязаны и стимулируют друг друга. История свидетельствует, что экономическое развитие стран осуществляется в столкновении двух тенденций - дезинтеграции и интеграции. В последней трети нашего века достаточно четко проявилась тенденция к самостоятельности административных единиц в странах с федеративным устройством. Но развитие ее в большинстве промышленно развитых стран мира происходит в рамках федерации с сохранением и даже укреплением ряда централизованных функций и уж во всяком случае не приводит к дезинтеграции единого экономического пространства. Примером этого являются Швейцария, Германия, США, Норвегия и многие другие государства Европы и Азии. Административные единицы этих государств обладают достаточно широкой автономией, имеют свои правительства, парламенты и даже законы. Вместе с тем экономики их представляют собой не отгороженный от остальной части страны замкнутый круг, а являются неотъемлемым элементом единого хозяйственного организма. Здесь предпринимательские объединения строятся не на региональной, а на общенациональной основе, крупные компании имеют филиалы в разных районах государства, что позволяет в наибольшей степени учитывать интересы различных территорий и страны в целом, а не ориентироваться только на развитие отдельных областей, провинций, кантонов, штатов или земель. В экономической политике таких стран используются общегосударственные программы. Из центрального бюджета страны выделяются ассигнования на поддержание различных секторов экономики, независимо от того, на территории какой административной единицы находится предприятие соответствующей отрасли. Однако это абсолютно не означает, что в системе экономических отношений между центральной и местной властями не бывает противоречий, противоположных суждений и мнений. Чаще всего они возникают по поводу формирования и использования бюджета, инвестиционной политики, принципов ценообразования и цен, условий внешнеэкономических связей, уровня и видов налогов, направлений научно-технической политики, подготовки интеллектуального и кадрового потенциала, методов и форм социальной защиты населения, формирования экономических органов управления и т. д. Какими же способами улаживаются эти сложные, далеко не однозначные проблемы в экономических взаимоотношениях страны и регионов? Как правило, для этого используют метод переговоров, убеждения, компромиссов, исходя из того, что экономика развивается нормально и поступательно лишь эволюционным путем. Практика многих развитых государств наглядно свидетельствует, что экономическая политика на уровне регионов в настоящее время имеет тенденцию к расширению их хозяйственной самостоятельности, к увеличению объемов доходной части местного бюджета, к расширению их прав в распоряжении землей и другими природными ресурсами. Но - при сохранении единого экономического пространства, углублении интеграционных процессов как в среде товарообмена, инвестиций, передвижения рабочей силы, так и в сфере научно-технической и производственной кооперации. Именно в этом направлении, как нам представляется, и должна проводиться региональная экономическая политика в Российской Федерации сегодня, когда до крайних пределов обозначился рубеж территориальной дезинтеграции страны, за которым может быть только полный распад экономических и политических связей и, стало быть, государства.

www.mpvo.narod.ru


Смотрите также