Понятие переходной экономики, ее основные черты и особенности функционирования. Переходной экономики


Переходная экономика и ее особенности в России

Новые рефераты:

  • Исследование процедуры выявления и раскрытия преступлений несовершеннолетними.
  • Рассмотрение дел по корпоративным спорам.
  • Анализ инновационных проектов.
  • Анализ использования труда и заработной платы.
  • Социальная статистика.
  • Новая теория фирмы.
  • Теоретические и прикладные аспекты успешной автоматизации на предприятии.
  • Правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, их понятие, системы и уровней нормативного регулирования.
  • Конституция РФ о демократическом, федеративном, правовом, социальном государстве.
  • Общая характеристика методов психологии. Основные методы психологии. Вспомогательные методы психологии.
  • Гаагская конференция 1907 года. Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне.

    Главная » Билеты по экономической теории » 45. Переходная экономика и ее особенности в России

    45. Переходная экономика и ее особенности в России
    Переходная экономика – особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, время экономических, политических и социальных преобразований. Основные черты переходной экономики: неустойчивость — изменения развития в переходной экономике усиливают неустойчивость существующей системы с тем, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе; альтернативный характер развития — итоги развития переходной экономики могут быть разными; появление и функционирование особых переходных экономических форм — в них проявляется «смешанность» старого и нового в переходный период, эти формы указывают направленность перехода и являются признаком его необратимости; особый характер противоречий в переходной экономике — они носят революционный характер, так как речь идет о смене экономических систем; историчность переходной экономики – процессы смены экономических систем идут с разной интенсивностью, длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. Типы переходной экономики могут различаться по масштабам. При классификации по масштабам выделяют локальную и глобальную переходные экономики. Локальная переходная экономика характеризует переходное состояние в каком-либо регионе или отдельной стране. В ее основе лежит особенность развития каждой экономики и вытекающая отсюда неравномерность развития различных регионов и стран. Глобальная переходная экономика представляет собой единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяйства. Глобальные переходные процессы характерны для всей истории человечества. На их развитие определяющее воздействие оказывают изменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются и определенные глобальные тенденции. В то же время глобальные процессы развиваются и под воздействием самостоятельных (глобальных) факторов, в частности углубления общественного разделения труда, ведущего к интернационализации хозяйственной жизни. Переходная экономика в России. Переходный процесс в России происходит в особых исторических условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. Россия осуществляет переход от административно-командной системы к социальному рыночному хозяйству. Особенность переходной экономики в России состоит в исторической беспрецедентности перехода, выступающего как переход к рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. Россия во многом выступает первопроходцем и должна решать проблемы, не известные до настоящего времени. Рыночные реформы в России начались в сложной экономической обстановке. Страна приступила к переходу к рынку в условиях экономического и политического кризиса. Кризисные явления в экономике начались со II пол. 1987 г. и были отмечены резким ростом дефицита государственного бюджета. Наблюдалась ситуация полного расстройства государственных финансов и невозможности нормального функционирования экономической системы в целом. Причинами этого явились: антиалкогольная кампания, осуществленная типично административными методами и приведшая к резкому сокращению доходов бюджета; кампания «ускорения» экономического развития на базе научно-технического прогресса, повлекшая за собой ущерб для потребления населения в результате искусственного нагнетания инвестиций в машиностроение; резкое сокращение золотого запаса страны; повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию при фиксировании розничных цен на продовольствие, что привело к росту дотаций, а следовательно, к увеличению бюджетного дефицита; резкое увеличение внешней задолженности страны; распространение хозрасчета на отдельные территории, в результате чего те перестали платить налоги в общегосударственную казну; всеобщий переход на бартер и ограничения на вывоз товаров с отдельных территорий. Отрицательно повлияли на экономику страны: Падение мировых цен на нефть, чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, забастовки шахтеров, этнические конфликты. К нач. 90-х гг. союзная политическая власть во многом утратила свою былую силу, что привело к потере управляемости экономикой и усилило кризисные явления в хозяйственной жизни страны. Положение еще более осложнилось, когда в кон. 1991 г. распался Советский Союз. Последствия: разрушился существовавший ранее единый народнохозяйственный комплекс СССР. Этот фактор резко углубил экономический кризис и привел к новому витку падения производства в России. К кон. 1991 г сложилась критическая ситуация, когда по существу был разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет. Правительство уже не могло далее бездействовать и ждать. Нужно было определиться: либо возвратиться назад, к жестко централизованной административной системе хозяйствования, либо идти на радикальную экономическую реформу, вперед к рынку. Был выбран второй путь – переход к рынку, но без подготовки и постепенности, скачкообразно, начиная с либерализации цен. 2 января 1992 г. – отменена государственная регламентация 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. По расчетам правительства Е. Гайдара, розничные цены должны были возрасти в 2-3 раза. На деле же они увеличились в течение I квартала 1992 г. более чем в 6 раз. Это был сильный шоковый удар для общества. Последствия экономических реформ 1992 г.: произошло значительное снижение жизненного уровня населения, усилился спад производства, возросла инфляция, стали активно разрушаться научно-технический потенциал страны, стала ухудшаться структура производства, падать его эффективность и т.д. В декабре 1992 г премьера Е. Гайдара сменил В. Черномырдин. В целом в период 1992-1996 гг. произошел значительный спад производства. Объем реального валового внутреннего продукта сократился примерно на 40%, промышленного производства — на 50%3. Сложившаяся в настоящее время ситуация в России требует осуществления корректировки курса реформ по следующим направлениям. Социальная переориентация всей экономической политики. Критерий повышения уровня и качества жизни населения должен стать основным при отборе вариантов принятия всех экономических и политических решений. Создание условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциала субъектов Российской Федерации. Налоговую, бюджетную, денежно-кредитную политику следует проводить исходя из потребностей каждого региона при максимальной мобилизации собственных ресурсов. Усиление контроля за денежно-кредитной сферой страны. Необходимо восстановление полной дееспособности денег и достижение финансового равновесия в стране. Требуются экономические, организационные инструменты, направляющие денежные потоки на инвестиции в производство. Наведение порядка в управлении государственным имуществом. Приватизация не создала слой эффективных собственников. Денежная приватизация осуществлялась по индивидуальным схемам передачи наиболее ценных объектов, принадлежащих государству, в частную собственность. Есть опасность, что и борьба с естественными монополиями может привести к такому же результату. Реформу нельзя сводить лишь к банкротству неплатежеспособных предприятий, макроэкономическая политика призвана обеспечивать условия для нормализации ситуации на уровне микроэкономики. Выработка единой стратегии структурной перестройки экономики. Стимулирование научно-технического прогресса должно быть стержневым направлением государственной экономической политики. Усиление внимания к проблемам сельского хозяйства, так как оно создает рабочие места и в промышленности, служит основой продовольственной безопасности страны. Восстановление единого экономического пространства в пределах большей части бывшего Советского Союза. Постепенное открытие страны для иностранной конкуренции, для привлечения иностранного инвестиционного капитала, включение экономики России в международную экономическую жизнь, ее активное участие в мировой торговой и валютно-финансовой системе. Ключевую роль в восстановлении экономики России должно играть государство как важнейший гарант вывода ее из кризиса. Необходимо создать целостную, внутренне непротиворечивую систему законодательных актов, обеспечивающих государственное регулирование экономики.           Лекция, реферат. 45. Переходная экономика и ее особенности в России - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Без имениВопрос 1. Экономическая теория как наукаВопрос 2. Основные этапы развития экономической теории.Вопрос 3. Экономические потребности, интересы, стимулы.Вопрос 4. Блага, ресурсы, экономический выбор.Вопрос 5. Экономические отношения.Вопрос 6. Экономические законы.Вопрос 7. Человек и экономика8. Экономические системы.9. Методы экономической теории.10. Рынок и рыночный механизм11. Спрос и предложение12. Потребительские предпочтения и предельная полезность13. Эффект дохода и эффект замещения14. Фирма (предприятие) – основная производственно-хозяйственная ячейка экономики.15. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков16. Издержки, их структура и виды17. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли18. Факторы производства и факторные доходы.19. Рынок труда и заработная плата20. Рынок капитала, процентная ставка и инвестиции21. Рынок земли и природных ресурсов, рента22. Общее рыночное равновесие и общественное благосостояние23. Основные понятия макроэкономики, ее цели24. Кругооборот доходов и продуктов.25. Макроэкономические статистические показатели, их измерение.26. Экономические циклы и их виды27. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие28.Стабилизационная политика29. Потребление и сбережения30. Инвестиции. Эффект мультипликатора31. Бюджетно-налоговая политика32. Происхождение, сущность и функции денег33. Банковская система34. Денежно-кредитная политика35. Сущность, причины и виды инфляции36. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика. Взаимосвязь инфляции и безработицы.37. Безработица и её формы.38. Экономический рост и развитие39. Типы, темпы и модели экономического роста. Факторы экономического роста41. Мировое хозяйство: сущность, объективные основы становления и развитие на современном этапе.Вопрос 42. Формы международных экономических отношений43. Внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс44. Валютная система и валютный курс45. Переходная экономика и ее особенности в России46. Приватизация и формы собственности47. Предпринимательство, теневая экономика48. Кадровые ресурсы и рынок труда50. Структурные сдвиги в экономике52. Формирование открытой экономики

     

     

referatwork.ru

Понятие переходной экономики, ее основные черты и особенности функционирования

Сущность переходной экономики.Необходимость ре­формирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастаю­щей из года в год неспособностью административно-ко­мандной экономики обеспечивать устойчивые темпы эко-номического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования администра­тивно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, не­гибкостью, неспособностью этой системы быстро адапти­роваться к экономическим переменам.Формальное суще­ствование товарно-денежных отношений подрывало здо­ровую конкуренцию производителей, а централизован­ное, директивное планирование подавляло хозяйствен­ную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношени­ях. Все это и обусловило необходимость реформирова­ния административно-командной экономики, ее преобра­зования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики — дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным обра­зом трансформировать сложившуюся на протяжении деся­тилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механиз­мах экономического развития, чем административно-ко­мандная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невоз­можно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отно­шения собственности, создать рыночную структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствова­ния.

Следовательно, переход от одной социально-экономи­ческой системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отно­шений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-ко­мандной системы.

Таким образом, процесс становления современной ры­ночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общест­ва, когда прежняя система социально-экономических отно­шений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в пере­ходной экономике, являются преимущественно изменения­ми развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Основные черты переходной экономики.Во-пер­вых, для переходной экономики характерны изменчи­вость, нестабильность, носящие "безвозвратный" харак­тер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состо­яние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, не­стабильность состояния переходной экономики обуслов­ливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений —необрати­мость, неповторяемость, а с другой — рост неопределен­ности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляю­щей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм. Таковой, например, является сегодня акционерная форма собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собст­венности (закрытые акционерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соеди­няющие в себе элементы социализма и рыночной экономи­ки.

В-третьих, переходной экономике присущ особый ха­рактер противоречий. Это противоречия нового и старого,противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, про­исходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социаль­но-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономи­ки является ее историчность, что обусловлено особеннос­тями экономического развития отдельных стран. Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предпри­ятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный период.

Особенности функционирования переходной эконо­мики.Специфика переходной экономики как "смешан­ной", структура которой представлена единством элемен­тов современного рыночного хозяйства и административ­но-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила ряд особенностей функционирова­ния.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, ис­ключающего возможность быстрой замены существую­щих экономических форм другими, желательными. По­добные действия неизбежно внесли бы хаос в производ­ственный процесс. Именно инерционность воспроизвод­ства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение доста­точно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюцион-

ного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной програм­мы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

содержание переходной экономики

Глава39 Содержание переходной экономики

Становление современной модели национальной экономики России и других государств происходит в условиях переходной экономики. Одновременное решение задач формирования новой экономики и переходной экономики придает исключительную сложность современному состоянию общества, что требует выработки целенаправленной научно обоснованной экономической политики. Результат преобразований — формирование эффективной модели национальной экономики — предопределяет цель и логику перехода от прежней системы к новой.

Общеесодержание

Экономическое развитие общества неизбежно свя-

переходной

зано с переходами экономики из одного состояния

экономики

в другое. Общим для всех переходных экономичес-

 

ких отношений и состояний экономики является то,

что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических моделей. Эти переходы могут носить и локальный, ивсеобщий характер. Изменения первого рода постоянно происходят на наших глазах — изменяется форма собственности предприятий, за последние годы появились совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу собственности на жилье и т. д. И ранее, в прежней системе, постоянно происходили подобные изменения. В качестве примера можно привести изменения, которые претерпевал социалистический хозяйственный расчет как метод хозяйствования предприятий, когда вводились новые показатели их деятельности и оценки, новые формы оплаты труда и т. п. Постоянно происходящие локальные изменения свойственны любой развивающейся экономике.

От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщие изменения, которыехарактеризуютпереходвсейсистемыэкономическихотношенийвновое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы или формируется новая экономическая система вместо прежней. В последнем случае имеет место переход от одной экономической иобщественно-политичес-кой системы к другой, качественно отличной системе. История знает много примеров подобного рода. Феодальная система отношений в течение нескольких веков мучительно, через ряд социальных революций, преобразовывалась в капиталистическую, основанную на новых отношениях собственности, когда на место личной зависимости пришли система личной свободы производителей, гражданское общество. Переход от прежней системы к социалистической в России также носил характер всеобъемлющего переворота в экономике и других сферах общества.

Переходнаяэкономика—этопереходноесостояниеотоднойэкономическойси-стемыкдругойэкономическойсистеме.Вэтомслучаепроисходитизменениеоснов данной системы, в результате которого радикально меняется вся система. Из сказанного вытекают основные черты переходной экономики и ее отличия от сложившихся экономических систем.

Во-первых,если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформироватьосновуновойэкономическойсистемы.Понятиеосноваэкономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает в себя прежде всего установившиеся в экономике формы хозяйственных связей

Глава 39. Содержание переходной экономики 417

или тип координации деятельности между субъектами экономики. Зачастую к основе относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых,свойством переходной экономики является еемногоукладность. Экономический уклад — это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего функционирования и развития собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности. Иное дело переходная экономика — многоукладность здесьприсутствует как элемент основы. В переходной экономике существуют и старая, и новая основы и еще только формируется новая система связей. Так, в российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой наличествуют и другие типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и теневые, и т. д. Преодоление многоукладности в основе экономики — одна из целей переходной экономики.

В-третьих,переходную экономику характеризуетнеустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты; происходит столкновение старых и новых экономических интересов. В силу этого тенденция к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений — внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике.

В-четвертых,относительнаядлительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особогомеханизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.

По форме переходная экономика имеет общие черты со смешанной экономикой. И в первом, и во втором случаях в рамках одной экономики имеет место соединение разнородных элементов: рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т. д. Однако за этим скрывается качественное различие типов экономик. Смешанная экономика — это характеристика современной экономической системы, «новой экономики» как целостности, воспроизводящейся на основе единства рыночной системы, государственного регулирования и социальной устойчивости. Иное дело переходная экономика.

Переходная экономика — это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система, а переход от одной системы к другой. Неустойчивость, измен-

418 Часть III. Теоретические основы национальной экономики

чивость отличает ее от сложившейся смешанной экономики. Хотя в переходной экономике и должно постоянно поддерживаться состояние равновесия, однако не как свойство воспроизводства системы на собственной основе, а как средство устранения самой переходной экономики по мере решения ее исторических задач. Переходная экономика, несмотря на ее длительность, охватывает ограниченный период времени, а смешанная современная экойомика — это постоянное состояние развитых экономических систем конца XX — начала XXI вв.

Разновидности

В ходе социально-экономическойэволюции XX в,

переходной

мир столкнулся с несколькими разновидностями

экономики

переходных экономик. Несмотря на то что они от-

 

личаются и по времени возникновения, и по содер-

жанию, общим для них является изменение основных базовых отношений экономических систем. Эти изменения приводили к коренному преобразованию прежних или возникновению новых систем.

Особой исторической разновидностью переходных экономик явилась экономика переходного периода от капитализма к социализму. Исторически она существовала в течение особого периода, начавшегося с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершившегося в30-хгодах. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода основывалось на положениях о противоположности капиталистической и социалистической систем, а также теории социалистической революции. Основными чертами теории экономики переходного периода являлись следующие.

Во-первых,теория экономики переходного периода исходила из концепции создания «чистых» экономических систем, не включающих в себя никаких других инородных элементов и отношений. Сущностью переходного периода, согласно такому подходу, является революционная замена капиталистических отношений

новыми, социалистическими.

 

Во-вторых,многоукладность экономики рассматривалась как присущее лишь

 

этапу переходной экономики свойство. Не допускалось наличие укладов в разви-

 

той системе. Задача переходного периода — превращение экономики в одноук-

 

ладную социалистическую систему.

 

В-третьих,особая роль и значимость отводились в переходный период го-

 

сударственной и политической власти как проводнику и гаранту преобразова-

 

ний. Это нашло выражение в положении о диктатуре пролетариата как орга-

 

низующей силе преобразований и орудии подавления сопротивления преобра-

 

зованиям.

 

В-четвертых,теория экономики переходного периода исходила из необходи-

 

мости минимизации продолжительности переходного периода, сведения его к

 

ограниченному периоду времени. Отсюда и название данного типа переходной

 

экономики — экономика переходного периода.

 

Таким образом, теория экономики переходного периода — крайне радикаль-

 

ный вариант переходной экономики от одной экономической системы к другой.

 

Исторический опыт и уроки такого варианта показывают, что, несмотря на кон-

 

центрацию сил всего общества на построении новой системы, на создании отече-

 

ственной индустрии, форсированном преобразовании сельского хозяйства на пу-

 

тях коллективизации, издержки и потери в условиях радикального преобразова-

 

ния общества были исключительно велики. Это выразилось в устранении

 

рыночных отношений, огосударствлении экономики, однобокой ее структуре, раз-

 

рушении производительных сил в сельском хозяйстве. Эти и другие факторы по-

 

дорвали потенциал самосовершенствования социальной системы в будущем.

;

Глава39.Содержаниепереходнойэкономики419

Коренные изменения в способах координациивсей экономики страны — другая

разновидность переходных экономик. Хотя эти изменения осуществляются в рамках одной и той же экономической системы, однако они затрагивают ее основу, преобразуют формы экономических связей и ведут к созданию системы новых институтов, регулирующих жизнь общества. Эти периоды в развитии экономики наступают тогда, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать; старые институты не справляются с изменившимися условиями и возросшими возможностями субъектов экономики; нарастает хаотичность и непредсказуемость в развитии системы. Выход из этого положения невозможен путем изменения характера действия прежних институтов и структур, прежних методов воздействия на экономику. Необходимы замена прежних институтов, выработка новых способов регулирования, переход к новым теоретическим концепциям развития.

В XX в. примером переходных экономических изменений подобного рода служит трансформация регулирования экономики Запада после кризиса 1929—1932гг. Последний, завершая полосу кризисов капиталистической системы XIX — начала XX вв. со всей очевидностью показал несостоятельность прежнего подхода к регулированию экономической жизни, основанного на слепом следовании «невидимой руке» рынка. Возникновение методов государственного регулированиявсей экономики страны, признание необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рыночной системы, но и на регулирование поведения субъектов экономики; переход к новым, кейнсианским теоретическим концепциям капиталистической экономики характеризовали наступление нового этапа развития капиталистической системы. Данные изменения охватили довольно длительный период современной истории и продолжительное время обеспечивали относительно стабильное развитие стран Запада.

Иные последствия вызвал нефтяной кризис в середине 70-хгодов. В качестве объекта регулирования после этого кризиса стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств в рамках «большой семерки», роль международных организаций и институтов. Были сформированы новые интеграционные образования в различных регионах мира. С точки зрения внутренней экономики эти изменения ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новой волненаучно-тех-нической революции.

Экономические преобразования в отдельных странах носят переходный характер и в тех случаях, когда исторически сложившиеся в них экономическая система и структура народного хозяйства в новых исторических условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных экономических и политических отношений. Как правило, такие целенаправленныепреобразованиясвязанысликвидациейдеформацийвэкономике стран. Они вызываются внешними причинами или комбинацией внутренних и внешних причин.

В качестве примера таких изменений можно привести преобразование экономики развивающихся стран. Последние стоят перед необходимостью преобразовать структуру народного хозяйства своих стран, создать базис для независимой экономики, окончательно ликвидировать отсталую колониальную структуру хозяйства. Для ряда стран, которые ранее избрали так называемый некапиталистический путь развития, встала при этом новая задача перевода государственного

420

Часть III. Теоретические основы национальной экономики

 

сектора на рыночные основы. Во всех этих странах переходные процессы сопровождаются политической нестабильностью, частыми изменениями экономического и политического курса. Сейчас данные страны переживают очередной этап трансформации, связанный с поиском наиболее эффективного места в систем международного разделения труда в изменийшемся мире.

Еще одной разновидностью переходных экономик является преодоление длительной полосы нестабильности в развитии экономики государств. Как правило, та кие периоды связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств на путях формирования рыночной системы. Примером переходных процессов подобного рода служит опыт стран Латинской Америки, которые на протяжении более 20 лет постоянными спутниками развития имели высокую инфляцию, низкие темпы экономического роста, увеличивающийся внешни долг, нерациональное использование внешних заимствований, резкую поляризацию доходов и однобокость социальной структуры с количественным преобладанием беднейших слоев. Опыт Латинской Америки, а также других стран сделал систематическим использованиестабилизационных программ различного типа, Этот опыт во многом полезен и для переходной экономики России.

Таким образом, современная экономика XX в. показала примеры нескольких разновидностей переходной экономики. Все эти процессы имели существенные tособенности в различных регионах и странах. Переходная экономика, присущая России и другим постсоциалистическим странам, представляет собой особую историческую разновидность переходных экономик, качественно отличную от ее прежних форм.

Особенности

Процесс трансформации, который в настоящее вре-

современной

мя проходит в бывших социалистических странах,

переходной

а также в образовавшихся на постсоюзном простран-

экономики

стве государствах, можно охарактеризовать как пе-

 

реходную экономику. Поскольку это переход от пре-

жней экономической системы огосударствленного социализма к новой экономической системе, то здесь имеют место конституирующие признаки любой переходной экономики: изменение основ экономической системы, включая формы координации и собственности, а также изменение всех основных институтов общества.

Вместе с тем данная переходная экономика имеет ряд особенностей. Прежде всего она качественно отлична от разновидностей переходных экономик в рамках одной и той же основы экономической системы, которые связаны с изменением форм экономической координации. На первый взгляд, имеется много общего, например, у переходной экономики России с изменением форм координации в ходе кризиса 1929—1932гг. Глубокий экономический кризис производства, крах многих представлений о прежней системе, радикализация экономической политики — все это имело место в годы Великой депрессии, имеет место и сейчас. Однако на этом основании неправомерно рассматривать современную переходную экономику России как разновидность перехода к новому типу регулирования. Такой подход явно сужает характеристику современной переходной экономики. Нынешний переход носитвсеобщий межсистемный характер, так как полностью изменяются все элементы основы строя и важнейшие институты общества, весь\ общественный строй.

В этом смысле современная переходная экономика ближе к типу экономики переходного периода. И в первом, и во втором случаях происходят изменения в основе системы, кардинально изменяются все общественные отношения. В этом

Глава39.Содержаниепереходнойэкономики421

данные разновидности переходных экономик однотипны. Однако и здесь имеются серьезные различия.

Современная переходная экономика России — это переход от «чистой» экономической системы к смешанной. Теоретически и практически это очень важно. Прежняя, социалистическая экономическая система, в отличие от предреволюционной России 1917 г., имела только социалистические огосударствленные отношения. Негосударственные формы собственности (колхознокооперативная, личная) по сути были огосударствлены. Это проявлялось в регулировании государством воспроизводства во всех типах и формах хозяйств. Перед современной переходной экономикой стоит практическая задача — восстановить присущее любой экономике реальное многообразие форм собственности.

Еще одна особенность современной переходной экономики по сравнению с прежней экономикой состоит в различном решении социальных задач. Прежняя экономическая система отличалась всеобщей системой гарантий. Этого фактора не было в истории предреволюционной России XIX — начала XX вв. Огосударствленный социализм, создав систему гарантий, обусловил трудность исходного пункта переходной экономики и сложность восприятия радикальных мер, осуществляемых в ее пределах.

Таким образом, по внешней форме переходная экономика, с одной стороны, как бы возвращается к многообразию и сложности экономической структуры общества, а с другой стороны, отказывается от форм социально гарантированного общества. Это противоречие переходной экономики дополняется другими трудностями и противоречиями перехода.

Во-первых,преобразование экономики России, как и других государств, возникших на территории бывшего СССР, осуществлялось в условиях разрушения Советского Союза как единого государства. Это имеет серьезные экономические и другие последствия. В силу разрыва исторически сложившихся народнохозяйственных связей уменьшаются возможности мобилизации источников расширенного воспроизводства за счет координации деятельности, требуется значительное время для взаимного экономического сотрудничества.

Во-вторых,следует иметь в виду геополитический характер современной переходной экономики. Он затрагивает не только отношения между новыми государствами, но и ведет к изменению расстановки сил в мире между различными государствами и центрами силы. Происходит формирование новых международных связей и отношений, новых центров влияния в мире, что непосредственно сказывается на формировании национальной модели экономики.

Таким образом, современная переходная экономика России, представляя собой переход от одной социально-экономическойсистемы к другой, вместе с тем значительно отличается от всех исторических разновидностей переходных экономик.

Основныечерты

Содержание переходной экономики и особенности

и противоречия

национальной модели экономики в значительной

прежней

мере определяются содержанием прежней экономи-

экономической,

ческой системы и исходными условиями преобра-

системы

зований. В СССР и других бывших социалистичес-

 

ких странах была создана целостная система эконо-

мических отношений, которая явилась попыткой воплощения в жизнь теоретической модели социалистического общества, разработанной К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Социалистическая идея как идея поиска более справедливого общественного устройства насчитывает многовековую историю.

422 Часть III. Теоретические основы национальной экономики

Она получила развитие в трудах многих ученых и общественных деятелей, представлена различными вариантами концепций.

Модель коммунистического общества классиков марксизма, в качестве одного из вариантов социалистической модели, опиралась на несколько методологических позиций: исторический материализм, теорию общественно-экономичес-кой формации, безусловный примат общественного подхода к явлениям и процессам в обществе. В модели экономической системы марксизма особое значение имели следующие исходные положения.

Во-первых,социалистическое общество как первая фаза коммунистического строя — это общество на базе общественной собственности на орудия и средства производства.

Во-вторых,социализм — это планомерно организованное общество, где фор- ;• мой связи между субъектами экономики является планомерность. Товарные отмй шения по мере развития коммунистического общества должны отмереть. ;В-третьих,основным принципом распределения благ в будущем обществ!. является распределение по труду в первой фазе, при социализме, и распределение! по потребностям — в высшей фазе, при коммунизме. 'В-четвертых,целью социализма является достижение полного благосостон

ния и всестороннего развития личности. Позднее это положение было сформулировано как основной закон социализма.

Теоретическое обоснование социалистической экономической системы исходило из того, что в ходе социалистических преобразований формируется непос- редственно-общественное производство, которое, создав мощные производительные силы, достигает высших целей системы без рыночных отношений на основе 1 планомерной организации. |

Реальное воплощение в жизнь данной экономической модели столкнулосьс! рядом серьезных неразрешимых противоречий.

Развитие новой системы форм собственности в виде государственной (общенародной), колхозно-кооперативнойи личной при полной ликвидации частной? разорвало связь собственности и хозяина в силу внутренней организации само^ общественной собственности. Государственные предприятия в условиях центра}; лизованной системы фактически были лишены возможности самостоятельно вести предпринимательскую деятельность, а реальное присвоение благ централизованно регламентировалось.Колхозно-кооперативнаясобственность также был] фактически огосударствлена и поставлена в рамки выполнения централизованных заданий и, следовательно, не могла реализовать потенциала кооперативно! формы. Собственность в глазахтрудящихся-производителейстановиласьвсебо-1лее «ничейной», не имеющей хозяина. ]

Создание плановой системы на первых этапах социализма позволило сконцен-1трировать ресурсы, быстро накопить экономический потенциал государства, осуществить индустриализацию, обеспечить развитие новых территорий. Однако уже!60-егоды остро обозначились противоречия между стремлением к планированию из единого центра и сложностью задачнаучно-техническойреволюции. Неудачные попытки развить хозрасчет, осуществить экономическую реформу в 1965 г., перейти к нормативным методам управления в 1979 г. показали, что всеобщая централизация и огосударствление, несмотря на изменение их формы, неэффективны и вступают в постоянное острое противоречие с инициативой производителей.

Сложными противоречиями были отмечены и попытки создать общество всеобщего благосостояния и справедливого распределения благ. В Советском Союзе была впервые введена система всеобщих гарантий в виде бесплатного образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения и ряда других социальных благ

Глава39.Содержаниепереходнойэкономики423

для населения (например, низкие тарифы на транспорт). Однако эта система не была подкреплена ответственностью граждан за свое благосостояние. Система же распределения по труду в силу огосударствления не создавала стимулов для этого, так как был ограничен не только объем фонда заработной платы, но и строго регламентированы ее уровень и структура. Была разорвана связь между вознаграждением и благами, получаемыми гражданами. В результате в обществе сформировалось иждивенчество как тип поведения и экономический феномен. Предъявление гражданами завышенных по сравнению с ростом эффективности запросов к государству стало правилом, что все больше расшатывало устои строя.

Таким образом, экономическая система реального социализма уже в 1970—1980-хгодах обнаружила свои основные проблемы:

• огосударствление как всеобщее свойство системы, осуществляемое через совокупность форм и методов централизованной регламентации деятельности граждан, предприятий, отраслей, всего народного хозяйства;

•отсутствиереальнойсистемытоварныхотношений,чтоявляетсяследствием первого свойства. Свидетельство этого — отсутствие рынка труда, формальное действие основных категорий рынка, банковской системы и т. д.;

•иждивенчество как свойство системы, когда целый слой предприятий и граждан обеспечивали свое благополучие за счет других, путем перераспределения прибыли от хорошо работающих к плохо работающим или находящимся в худших условиях предприятиям и работникам;

•дефицитность как постоянное свойство системы, которая сопровождается тремя тенденциями: ориентацией предприятий на экстенсивный валовый рост производства, нехваткой в результате этого природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов и сопутствующим этому накоплением сверхнормативных запасов. Образовался порочный круг: постоянный и ненасыщаемый спрос заставляет наращивать количество выпускаемой продукции, а трудностиматериально-техническогоснабжения, лимитирование и фондирование материальных ресурсов вынуждают предприятия запасать «впрок» сырье, материалы, комплектующие изделия, формировать «резерв» рабочей силы, что усиливает существующий дефицит;

•бюрократически-номенклатурнаясистема управления.В условиях, когда господствуют отношения государственного патернализма, когда центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение всех предприятий, отраслей, регионов и т. д., одновременно оставляя за собой право использования по своему усмотрению различных административных инструментов, складывается большой и влиятельный аппарат многоступенчатого управления экономикой, который растет и укрепляется по своим собственным законам. Соединяясь с номенклатурными принципами в подборе кадров, этот аппарат во все большей мере отрывался от реальных потребностей совершенствования производства, все более перерождался;

•закрытость экономики, которая характеризовалась не только централизованной системой принятия внешнеэкономических решений, но и особыми стандартами во всех областях (производство, экономика, учет, статистика и т. д.) по сравнению со странами Запада.

Таким образом, указанное позволяет сделать вывод о том, что, по сути, в нашей стране была построена экономика огосударствленнного социализма. Это особый тип экономики, который имел качественные отличия от прежних систем, в том числе и капиталистической.

424

Часть III. Теоретические основы национальной экономики

Сложившуюся в СССР и других государствах экономическую систему часто определяют как административную, административно-команднуюили авторитар-но-бюрократическую.Общим недостатком данных определений является обращение к форме управления или к одному из существенных ее свойств — бюрократизации управления. В тени же остается главное — характеристика экономической структуры общества. ч

Неизбежность огосударствления прежней экономической системы была предопределена рядом обстоятельств. Теоретически это было связано с упрощенным пониманием социализации экономики, абсолютизацией возможностей ее планирования, преувеличением потенциала коллективных форм ведения хозяйства и т. д. Исторически огосударствленнаяэкономикапиталасьособенностями, воспринятымиотцарской России, где не было развитой традиции частнокапиталистической собственности и были сильны общинные связи. Развитие государственного социализма стимулировалось и условиями внешнего противостояния СССР и окружающего мира.

Становление новой экономической системы в России, таким образом, происходит на фоне сложного исторического наследия — особого типа экономических, социальных и политических отношений, созданного в условиях огосударствленного социализма. Этот тип отношений значительно модифицировал социокультурные традиции России, что нельзя не учитывать при выработке мер экономической и социальной политики.

- Начальныеусловия Особенности переходной экономики, ее противоре-преобразований чия и длительность во многом определяются имевшимися к началу преобразований условиями и

предпосылками.

Длительное накопление противоречий неизбежно нашло выражение в устойчивой тенденции к падению эффективности производства в странах социализма в 70—80-егоды. Свидетельством этого может служить неблагоприятная динамика основных макроэкономических показателей в СССР (см. табл. 39.1).

Таблица39.1

Среднегодовые социально-экономическиепоказатели СССР

(прирост в процентах)

 

1971—

1976—

1981 —

1 9 8 6 -

1990г.

 

1975 гг.

1980 гг.

1985 гг.

1990гг.

к 1989 г.

 

 

 

 

 

 

Валовой национальный продукт

6,3

4,8

3,7

2,4

-2,3

 

 

 

 

 

 

Валовой общественный продукт

5,6

4,2

3,3

1,8

-2,0

 

 

 

 

 

 

Произведенный национальный доход

5,7

4,3

3,2

1,3

-4,0

 

 

 

 

 

 

Производственные основные фонды

 

 

 

 

 

всех отраслей народного хозяйства

8,6

7,4

6,4

4,8

4,0

 

 

 

 

 

 

Продукция промышленности

7,4

4,4

3,6

2,5

-1,2

Продукция сельского хозяйства

2,5

1,7

1,0

1,9

-2,9

 

 

 

 

 

 

Капитальные вложения

6,7

3,7

3,7

6,1

0,6

 

 

 

 

 

 

Производительность общественного труда

4,5

3,3

2,7

1,5

-3,0

 

 

 

 

 

 

Реальные доходы населения

4,4

3,4

2,1

1,5

- 1

 

 

 

 

 

 

Денежные доходы населения

5,2

5,0

4,2

9,2

16,2

 

 

 

 

 

 

Глава39.Содержаниепереходнойэкономики425

Как видно из таблицы 39.1, к середине 80-хгодов со всей очевидностью обнаружилось, что экономическая система исчерпала потенциал своего роста и постепенно входила в кризис, выразившийся в 1990 г. в ухудшении всех важнейших показателей. Попытки ускорениясоциально-экономическогоразвития в 1985— 1990 гг. путем внешних займов и увеличения капиталовложений усугубили негативные тенденции снижения эффективности. В силу экстенсивного развития народного хозяйства происходило консервирование технологического базиса. Более 70% капиталовложений направлялось на накопление основных фондов, а не на их обновление. Результатом неблагоприятных тенденций было систематическое падение фондоотдачи. За период с 1970 по 1985 гг. она упала более чем на 30%. Неэффективное использование материального национального богатства при этом дополнялось неэффективным использованиемнаучно-техническогопотенциала.

Особенно сложным оказалось положение экономики в 1991 г., когда национальный доход снизился более чем на 11%, валовой внутренний продукт — на 13%, внешнеторговый оборот — на 34%, выпуск денег в обращение увеличился при этом в 4,4 раза, а уровень потребительских цен — более чем в 2 раза.

Если с точки зрения основных черт огосударствленного социализма и тенденции к снижению эффективности между различными государствами бывшего социалистического лагеря не существовало значительных различий, то по другим стартовым условиям преобразований эти страны сильно различались.

Зрелость рыночных предпосылок. Эти предпосылки значительно различались по группам стран. На одной стороне следует выделить Венгрию и Польшу, которые имели больше условий, существенно облегчивших их переход к рынку. Венгрия раньше других государств начала осуществлять переход к рыночной экономике. Постепенная либерализация экономики в течение 20 лет, диверсификация внешнеэкономических связей, осуществление малой приватизации и двухуровневой банковской системы до 1989 г. — все это создало хорошие предпосылки для более последовательного реформирования венгерской экономики.

Польша также обладала определенными преимуществами — в сельском хозяйстве развитый частный сектор составлял 75% от всего его объема. Кроме того, в Польше, как и в Венгрии, уровень самостоятельности предприятий был выше, чем у других государств. В противоположность данной группе стран другие не имели столь развитых рыночных предпосылок и обладали более высокой степенью централизации в принятии экономических решений (Болгария, Россия, Румыния, Чехословакия).

Макроэкономическая сбалансированность. Данный фактор оказывает существенное влияние на начальные условия преобразований и особенно на первоначальные меры реформирования. Макроэкономические условия могут быть охарактеризованы через динамику и уровень бюджетного дефицита, внешнего и внутреннего долга, социальных индикаторов, в том числе занятость населения. Перед началом реформ социалистические страны оказались в различной ситуации по данным критериям. Наиболее высокий уровень инфляции накануне перехода страны к этапу реформирования наблюдался в Польше. Излишняя денежная масса по отношению к ВВП(М2/ВВП) была выше в Болгарии и Чехословакии. Большим внешним долгом по отношению к ВВП обладали Венгрия, Болгария, Польша — в отличие от Румынии и Чехословакии. Для всех стран было характерно серьезное давление на инфляционные процессы требований повышенной оплаты труда в условиях падения эффективности производства. В России в силу этого резко нарастал дисбаланс между приростом производства и заработной платы: если в 1986 г. разрыв между ними составлял 1,25 раза, то в 1989 г. — 3,76 раза, а в 1990 г. стремительный рост зарплаты происходил при падении производства.

studfiles.net

Переходная экономика

Содержание:

Введение. 3

1. Содержание, функции и цели развития национальной экономики переходного периода 5

1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты: 5

1.2 Закономерности функционирования переходной экономики. 8

1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения: 9

2. Мировые тенденции и развитие переходной экономики. 13

2.1. Тенденции развития национальной экономики в переходный период. 13

2.2 Модели переходной экономики на примере зарубежных стран. 16

3. Развитие переходной экономики Республики Беларусь. 24

Заключение. 32

Список использованных источников. 35

Введение

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в технических и технологических отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

· определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в Беларуси;

· рассмотреть модели переходной экономики на примере зарубежных стран;

· изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям;

· определить проблемы и пути решения переходной экономики в Беларуси.

Выбранная мной тема достаточно актуальна, т.к. процесс перехода к рынку в Беларуси еще не завершен. Можно с уверенностью сказать, что определенная часть экономики уже является рыночной, но в целом экономика еще не рыночная.

Проанализировав литературу по данной теме, можно с уверенностью сказать, что материалов достаточно как по теоретическим аспектам, так и по практическим, т.е. с рассмотрением развития отдельных государств. Не мало данных и статистического характера.

1. Содержание, функции и цели развития национальной экономики переходного периода

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других, пост социалистических стран, имеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночная экономика. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной — социалистической. Теперь жестоит прямо противоположная задача — заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

Основная трудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о"несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого – глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу (1, с.17-20).

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.) .

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике – и на достаточный длительный период – старых экономических форм.

Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса – недооценка объективного характера общественной эволюции, преклонение перед якобы особой ролью сознательного начала в развитии общества.

Другая отмеченная закономерность – интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций (2, c. 45-47).

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:

ü либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

ü реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

ü стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

ü реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

ü интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле.3начимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.

Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.

После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.

Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке (1, c. 23-28).

Одно из основных направлений переходного периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении — перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:

ü ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им в командной экономике, то есть регулирование всего и вся. Главной задачей государства должна стать защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;

ü демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;

ü введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;

ü обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в "вымывании " товаров с прилавков и росте цен на "черном рынке", в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;

ü развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;

ü формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;

ü финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;

ü преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).

2. Мировые тенденции и развитие переходной экономики

Переход к рыночной экономике— это преодоление самоизоляции, которая была свойственна бывшему Союзу, вхождение в мирохозяйственные связи, в русло общецивилизационного прогресса. Поэтому выявление внутренней связи нашего переходного периода с глобальными тенденциями мирового развития, а также их определяющего влияния на этот период составляет непременное методологическое условие его глубокого познания.

Современный мир, мировая экономика характеризуются переходом от индустриальной стадии, господствовавшей почти два века, к новой, высшей стадии прогресса человеческого общества — постиндустриальной. Эта глобальная тенденция, обусловленная становлением нового технологического способа производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда и интернационализацией хозяйственной жизни, ведет к глубоким сдвигам в уровне и структуре общественного производства, в характере общественного развития.

Как известно, для индустриальной эпохи характерны машинные средства труда, машинное оборудование, базирующиеся на энергетике преобразованных сил природы — на паре и электричестве. Сами средства труда обусловливают развитие человека, повышение его образования, квалификации, культуры. Но при этом человек является “экономическим человеком”, ибо его деятельность полностью подчинена внешней для него силе производства, экономических факторов. Для индустриальной эпохи характерно господствующее положение материального производства. В экономике Беларуси, которая — в отличие от развитых стран — остается на индустриальной стадии, в конце 80-х годов в сфере материального производства были заняты 72 % работающих. Социальная сфера в нашей стране развита недостаточно: на ее долю здесь приходилось 28% занятых. Вероятно, с началом перехода к рыночной экономике это соотношение еще больше ухудшилось. Вполне естественно, что на этой стадии — при всем развитии демократических свобод — существует вещественная зависимость людей, ведь вся их деятельность, мотивация и даже само существование обусловлены необходимостью воспроизводства вещественного богатства.

Для постиндустриальной стадии свойственна принципиально новая технология, при которой решающее значение приобретают информация, знания, творческий труд. Иначе говоря, новый технологический способ производства определяет и качественно новый уровень производительных сил. При этом для производственных отношений характерно многообразие форм собственности: государственная, частная, коллективная и др. Вместо материального производства господствующее значение приобретают социальная сфера, сфера услуг: на их долю в развитых странах приходится свыше 2/3 занятых, а на материальное производство — соответственно, менее 1/3. Это значит, что произошел переход от экономики материальной продукции к экономике услуг. Принципиально новая производственно-техническая база обусловливает и обеспечивает универсальное развитие способностей и потребностей человека, устраняет господство над ним вещей, материально-вещественного богатства, изменяет систему ценностей и ориентации. Человек, работник лишается односторонней функции исполнителя, выводится из непосредственного производства, становится его контролером и наладчиком, в той или иной мере участвует в управлении производством и другими общественными процессами. Высокий уровень развития сферы услуг—образования, науки, культуры, здравоохранения и спорта — способствует всестороннему развитию умственных и физических способностей человека, обогащает его интересы, поднимает его духовно. Распространяются тенденции социализации и гуманизации общественно-экономической жизни. Следовательно, социальная сфера —это не только результат высокого уровня развития материального производства, но и мощный фактор развития НТП, способностей человека, производительных сил в целом. Все это оказывает огромное влияние на реализацию достижений НТР, рост экономики. Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты нашего переходного периода. Это особенно проявляется в характере кризиса, который мы переживаем.

При переходе от командной к рыночной экономике кризис носит очень глубокий и сложный характер. Прежде всего, он не является обыкновенным циклическим кризисом, хотя, между прочим, все признаки последнего — спад производства, безработица, инфляция и др. — находят в данном случае проявление. Дело в том, что циклические кризисы внутренне свойственны для рыночной экономики как своеобразный способ приведения производства в соответствие с общественными нуждами, приведения экономики в устойчивое, равновесное положение Циклический кризис порождается самим развитием производительных сил, необходимостью периодического обновления основного капитала. Именно это служит материальной основой выхода из кризиса И при переходе к рынку тоже необходимы структурная перестройка, техническое перевооружение экономики. Но и это не может быть поводом для характеристики современного кризиса как циклического. Ведь речь идет не о нормальном развитии рыночной экономики, а о переходном периоде, со свойственными для него глубокими преобразованиями, качественными изменениями, носящими революционный характер.

По мнению отдельных авторов, переходному периоду от командной системы к рыночной присущ системный, трансформационный кризис. Действительно, это положение отражает очень существенную черту современного кризиса, его важное содержание, ибо речь идет о переходе от одной экономической системы к новой, о трансформировании командной экономики в рыночную. Но, по нашему мнению, и такая характеристика нынешнего кризиса не является полной, ибо замена системы не исчерпывает содержания этого переходного периода. Ведь он происходит тогда, когда развитые страны переходят от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Как уже было показано, Украина находится на его индустриальной стадии. И чтобы вступить в мировое сообщество, обеспечить для людей достойные условия труда и жизни, необходимо преодолеть отставание, перейти на новый технологический способ производства, на новую стадию социально-экономического развития. Поэтому есть все основания характеризовать современный экономический кризис как стадиальный, поскольку он связан с НТР, с переходом на принципиально новые технику и технологию, на новую, постиндустриальную, стадию развития. Сложность стадиального кризиса означает, что выход из него предполагает взаимоувязанную систему мер.

Прежде всего, это преодоление спада производства и инфляции, обеспечение не только финансовой, но и общеэкономической стабилизации как предпосылки для экономического роста, для обновления основного капитала. Нетрудно видеть, что этот блок мер применяется для преодоления циклического кризиса.

Вместе с тем должны осуществляться меры по преобразованию производственных отношений, свойственных для командной системы, в систему отношений рыночной экономики. Это — разгосударствление, приватизация и демонополизация экономики. И здесь мы видим, что речь идет о системе мер, способных обеспечить выход из системного кризиса, трансформирование командной экономики в рыночную. И наконец, наряду с указанными элементами, стадиальный кризис включает в себя еще и перестройку структуры экономики на основе перехода на новый технологический способ производства, на постиндустриальную стадию общественно-экономического прогресса.

Градуализм

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия».

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира.

Китайское руководство придерживается прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в десять - пятнадцать раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных последствий.

Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий (1, c. 46).

Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности, отличающие преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-первых, в Китае пока нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть Коммунистической партии. Во-вторых, благодаря национальной и культурной гомогенности (однородности) общества Китай почти не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт в целом невоспроизводим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесь использование.

«Шоковая терапия»

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товарные биржи и посреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, саморазвитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства (7, c. 18).

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ог

www.referat-web.ru


Смотрите также