Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ. Образование экономики


Экономическое образование - это... Что такое Экономическое образование?

        в СССР, подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности.

         Возникновение экономических учебных заведений связано с развитием промышленности и торговли. Во 2-й половине 18 в. в России были организованы первые коммерческие училища. Преподавание экономических дисциплин в университетах страны началось в 19 в. Первые специализированные вузы по подготовке специалистов для торгово-промышленной деятельности возникли в начале 20 в. (коммерческие институты в Москве и Киеве).

         Подлинное развитие Э. о. получило после Октябрьской революции 1917. За годы Советской власти создана широкая сеть специализированных экономических вузов, экономических факультетов университетов, технических и с.-х. институтов, филиалов экономических институтов в промышленных центрах, техникумов. (См. Экономические институты.) Э. о. осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Комплекс учебных дисциплин по каждой специальности определяется профилем будущей работы выпускников. Методологической и общетеоретической основой подготовки экономистов является марксистско-ленинская Политическая экономия. Она способствует формированию у будущих специалистов коммунистического мировоззрения. Общие для всех экономических специальностей дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия и научный коммунизм, история народного хозяйства, экономическая география СССР и зарубежных стран, курсы по технологии отдельных отраслей производства, иностранный язык и др. Студенты изучают общий курс высшей математики и специальные курсы теории вероятности, математической статистики и математического программирования. Обязательными дисциплинами являются также: вычислительные машины и программирование на ЭВМ, механизация обработки экономической информации, курс бухгалтерского учёта.

         Для более глубокой подготовки экономистов предусмотрена их специализация. Так, на отделении планирования народного хозяйства студенты специализируются по планированию цен и себестоимости, на отделении экономики торговли — по экономике общественного питания и т. д.

         Подготовка экономистов осуществляется на основе сочетания теоретического обучения с практическим освоением методов и приёмов работы по профилю специальности. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов и привлечению их к научной работе кафедр, научных студенческих обществ и т. д. Выпускники экономических вузов получают квалификацию экономиста и в соответствии с профилем подготовки направляются на работу в плановые отделы, отделы труда и зарплаты, отделы снабжения предприятий, министерств и ведомств, в систему Министерства финансов, Госбанка, Центрального статистического управления и др. Научно-педагогические кадры в области экономических наук готовятся в системе аспирантуры, организованной при большинстве экономических вузов и факультетов. Специалистов по планированию, учёту, товароведению со средним Э. о. выпускают техникумы. Профиль обучения в техникумах более узкий, чем в вузах. Выпускники техникумов получают квалификацию техника-плановика, товароведа, бухгалтера и др.

         Специалисты, работающие в области экономики, промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта, углубляют свои знания на курсах повышения квалификации, организуемых при высших и средних специальных учебных заведениях, в институтах повышения квалификации, а также через сеть университетов марксизма-ленинизма и народных университетов. Большую роль в совершенствовании Э. о. сыграло постановление ЦК КПСС от 31 августа 1971 «Об улучшении экономического образования трудящихся»; в стране была создана разветвленная система высшего, среднего и начального звеньев экономической учёбы. Работой всех звеньев экономической учёбы через советы по экономическому образованию руководят партийные организации. При профсоюзных комитетах повсеместно созданы методические советы по работе школ коммунистического труда, ставших одной из массовых форм Э. о. Задача массового экономического образования — всемерное развитие трудовой активности трудящихся.

         В СССР осуществляется подготовка экономистов для многих государств Азии, Африки и Латинской Америки с учётом конкретных особенностей народного хозяйства этих стран. Большую помощь в этом оказывает Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Москва).

         Лит.: Бутягин А. С., Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Зиновьев С. И., Ременников Б. М., Высшие учебные заведения СССР, под ред. П. И. Полухина, М., 1962.

dic.academic.ru

Экономика высшего образования | Викиверситет Wiki

Экономика высшего образования— отрасль знаний, в рамках которой изучаются состояние и развитие высшего образования, как части экономической системы. В рамках экономики высшего образования также изучается эффективность работы вузов.

Экономика высшего образования тесно взаимосвязана с экономикой науки, так как в вузах готовятся кадры для науки.

    Современное состояние Править

    В начале 21-го века экономика высшего образования на территории бывшего СССР характеризуется следующими проблемами:

    • Высокая стоимость высшего образования для студентов по отношению к среднему доходу населения,
    • Высокий уровень коррупции в вузах (продажа льготных мест при поступлении, взятки за экзамены),
    • Падение авторитета вузов и вузовских дипломов вследствие коррупции в вузах,
    • Падение качества высшего образования,
    • Большие трудности с вхождением на рынок труда у выпускников вузов в связи с вышеперечисленными проблемами, а также высоким уровнем коррупции на предприятиях и азиатской моделью экономической системы.

    Доступность высшего образования Править

    В настоящее время снижается доступность высшего образования для малообеспеченных слоёв населения. Причины следующие:

    • Высокая стоимость оплаты за обучение,
    • Высокая стоимость жилья для иногородних студентов.

    Пути повышения доступности высшего образования Править

    Влияние фактора высокой стоимости оплаты за обучение можно уменьшить с помощью государственной квоты на бесплатное обучение, однако эта квота фактически очень мала вследствие коррупционной продажи бесплатных мест.

    Влияние фактора высокой стоимости жилья для иногородних студентов можно уменьшить введением системы дистанционного образования, однако дистанционное образование малоразвито и плохо развивается.

    Высшее образование в Викиверситете Править

    Частным решением проблем высшего образования на территории бывшего СССР может стать бесплатное дистанционное образование в Викиверситете.

    Преимущества Викиверситета:

    • Бесплатное обучение, которое решает проблему высокой стоимости высшего образования.
    • Дистанционное обучение, которое решает проблему высокой стоимости жилья для иногородних студентов.
    • Открытое обучение и отсутствие вступительных экзаменов, решающие проблему коррупции в вузе.
    • Повышение качества образовательных курсов с помощью вики-технологий. Открытая модель образовательных материалов способствует улучшению курсов и решает проблему качества образования.

    Недостатки Викиверситета:

    • Отсутствие полных курсов обучения по специальностям.
    • Эта проблема, надеемся, решится сама собой с течением времени, вследствие постепенного увеличения числа активных преподавателей Викиверситета.
    • Частичное решение проблемы на начальном этапе развития Викиверситета - выдача виртуальных сертификатов (по отдельным курсам). Виртуальные сертификаты уже в настоящее время активно используются[1][2][3].
    • Викиверситет не выдает дипломы.
    • Решение проблемы - выдача виртуальных дипломов (аналогично виртуальным сертификатам). Со временем должен возрасти авторитет Викиверситета и виртуальный диплом станет авторитетным (для работодателей) свидетельством об образовании. Виртуальный диплом Викиверситета имеет преимущество перед бумажным дипломом вследствие возможности посмотреть весь ход обучения владельца диплома: выполненные задания, курсовые, дипломную работу.

    Дипломы и сертификаты Править

    Диплом является документом, свидетельствующим о прохождении определённого обучения в учебном заведении с последующей аттестацией.

    В основном, обучающимся в вузах диплом нужен для предоставления работодателю в качестве доказательства своей квалификации.

    В настоящее время, вследствие негативных процессов в сфере высшего образования, появилась возможность получения диплома лицами, фактически не проходящими обучения (за взятки преподавателям и руководству вуза), особенно на заочной форме обучения. Вследствие этого авторитет диплома значительно снизился и появился вопрос о целесообразности получения такого диплома.

    Такое положение с высшим образованием значительно повысило значение независимой сертификации специалистов[4]. Сертификат специалиста в настоящее время стал альтернативным диплому документом об образовании.

    Викиверситет имеет возможность стать в ближайшем будущем одним из центров независимой сертификации специалистов, благодаря бесплатности и открытости.

    Вхождение выпускников вузов на рынок труда Править

    В настоящее время выпускники вузов испытывают большие проблемы при поиске работы[5]:

    • Отсутствуют вакансии по специальности на рынке труда,
    • Работодатели требуют опыт работы и практические навыки,
    • Коррумпированные руководители предприятий и их подчинённые предпочитают брать взятки и использовать "связи", а кандидатуру специалиста отвергают,
    • Практически отсутствует содействие вуза в трудоустройстве своих выпускников.

    Выпускники Викиверситета также будут испытывать те же проблемы при поиске работы.

    В рамках Викиверситета представляется возможным следующие решения вышеперечисленных проблем:

    1. ↑ http://tests.specialist.ru/ Online тестирование и сертификация "SPECIALIST" - профессиональная оценка знаний в области информационных технологий.
    2. ↑ http://www.intuit.ru/ Интернет-Университет Информационных Технологий
    3. ↑ http://www.certifications.ru/ Retratech. Сертификация, тестирование и оценка персонала.
    4. ↑ w:Сертификаты Microsoft
    5. ↑ http://job.petrsu.ru/site/article/42 Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда.

    ru.wikiversity.wikia.com

    6. Предмет и метод и задачи экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны

    Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения и навыки. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса.

    Одна из главных задач экономики образования состоит в более детальном раскрытии экономической стороны материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Эта задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования.

    Образование играет огромную роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Перед экономикой образования стоят внутренние вопросы, среди них на первый план выдвигаются вопросы финансирования, планирования.

    Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач деятельности системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором возможности прогрессивного развития общества. Весьма важно правильно распределить затраты по видам и формам обучения, производить расчет потребностей в преподавательских кадрах. Одним из главных моментов планирования образования является планирование капитальных вложений для создания и обновления основных фондов.

    Существенную часть предмета экономики образования составляет разработка принципов организации, оплаты труда и материального стимулирования учителей школ, профессорско-преподавательского состава. Важно учитывать общие условия труда различных категорий преподавателей и совершенствовать систему оплаты их труда. С этим связано определение научно-обоснованных штатов учителей, преподавателей.

    Таким образом, экономика образования исследует, во-первых, материальные отношения людей, вовлеченных в сферу образования, во-вторых, экономический аспект деятельности учреждений, и, в-третьих, взаимоотношение образования со всеми другими отраслями экономики.

    Экономика образования опирается на специальные методы исследования, такие, как сравнительный, балансовый, экономический анализ, социологический метод, программно -целевой и комплексный методы, статистические методы.

    Система организации и управления образованием

    Система образования представляет собой совокупность системы:

    1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

    2. сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

    3. системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

    Система органов управления образования включает в себя: Министерство образования РФ, региональные управления образованием, муниципальные управления образованием. Управление образованием – это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом.

    Рассмотрим функции органов управления на соответствующих уровнях.

    Федеральные органы государственной власти и управления формируют и осуществляют федеральную политику в области образования; разрабатывают и реализуют программы развития образования; формируют органы управления образованием; устанавливают порядок создания, реорганизации и ликвидации учреждений, аттестации и государственной аккредитации учреждений, кадров; ежегодно устанавливают долю федерального дохода на нужды образования и др.

    Органы управления образованием субъектов РФ осуществляют политику в области образования, обеспечивают доступность и обязательность основного общего образования, формируют расходы на образование, устанавливают местные налоги на цели образования, нормативы финансирования и др.

    На местном уровне реализуются права граждан на получение обязательного основного общего образования; формируются местные бюджеты и фонды развития образования; принимается решение о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений и т.д.

    Управление государственными, муниципальными образовательными учреждениями

    осуществляются в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения. Общее руководство учреждения осуществляет совет образовательного учреждения. Управление негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или попечительский совет, формируемый учредителем.

    Изменения в системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности, нацеленной на развитие системы с помощью специальных форм, методов и средств, дающих возможность поднять на должный уровень эффективность образования.

    В новых социально-экономических условиях управление образованием невозможно

    без:

    • управления качеством образования;

    • нормативного финансирования;

    • управление с опорой на гибкие динамичные стандарты образования и гарантированные бюджетные нормативы;

    • социально-экономического прогнозирования развития профессий и стратегического планирования;

    • социального партнерства с регионами;

    • всестороннего анализа и контроля с целью принятия оперативных управленческих решений, направленных на корректировку или ликвидацию имеющихся недостатков.

    Задачей краткосрочной перспективы становится создание пакета программ, направленных на поддержку самой системы образования. Значение приобретают организация и финансирование научного обеспечения государственной стратегии развития образования, реализуемой в системе образования триединства «школа-вуз-регион».

    Учебно-материальная база образования. Затраты на образование и финансирование учебных заведений

    Материально-техническая база образования – совокупность материальных средств вовлеченных в процесс обучения учащихся, подготовки специалистов, обеспечивающих условия жизни, труда и быта студентов и профессорско-преподавательского состава. К материально-технической базе относятся все закрепленные за ней материально- вещественные средства, основные фонды: здания, сооружения, лаборатории, общежития, столовые и др.

    В зависимости от особенностей функционирования материально-вещественных средств образования их можно подразделить на две группы: основные фонды и малоценные, быстро изнашивающиеся предметы.

    В анализе основных фондов образования указываются натуральные и стоимостные показатели. К натуральным показателям относится: число учебных зданий, общежитий, лабораторий, столовых, единиц оборудования. Стоимостные показатели применяются при определении объема капитальных вложений.

    В процессе потребления основные фонды постепенно утрачивают свою потребительскую стоимость и стоимость. Основные фонды образования подвержены не только физическому, но и моральному износу. Например, в высшей школе срок, за который физически и морально изнашивается научное и учебное оборудование, составляет 5-10 лет. Имеющийся же фонд зачастую не соответствует современным научно-техническим, педагогическим и санитарно-техническим требованиям. Основные фонды постоянно увеличиваются и совершенствуются за счет различных источников финансирования.

    Высшая школа для своего функционирования и развития располагает значительными

    основными фондами, происходит расширение полезной площади. Рост материально-технической базы вузов определяется не только размерами и структурой инвестиций, но и их

    использованием. Использование основных фондов в высшей школе находит свое отражение и в показателях эффективности воспроизводства высококвалифицированных специалистов и

    научных исследований. Взаимосвязь между показателями использования основных фондов и

    эффективности воспроизводства специалистов с высшим образованием выражается в том, что с ростом фондовооруженности высшей школы совершенствуются количественная и качественная сторона воспроизводства специалистов.

    Оценка использования отдельных видов основных фондов по вузам проводится на основе натуральных показателей:

    • соотношение фактически используемого учебного и научного оборудования к имеющемуся в наличии;

    • использование учебного и научного оборудования во времени;

    • использование фактической площади зданий по назначению.

    Финансирование содержания каждого бюджетного учреждения определяется особым документом – сметой. Смета представляет собой основной документ, устанавливающий объем, целевое назначение и квартальное распределение средств, которые отпускаются их бюджета на содержание учреждения. В сметах предусматриваются расходы на текущее содержание и расширение учреждений, кроме капитальных вложений. К текущим расходам относятся расходы на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировки, расходы на питание, стипендии и др.

    Сегодня планирование в учреждениях образования, находящихся на бюджетном финансировании, складывается с учетом требований рыночной экономики. В планах и сметах ослабляется жесткая прежняя регламентация, усиливается обоснованность расчетных показателей. При планировании развития образования следует учитывать его специфические особенности: тесную взаимосвязь педагогических и экономических процессов; большую, чем в отраслях материального производства, неопределенность планирования, связанную с «живым» объектом воспроизводства, с его индивидуальными способностями и запросами.

    Сметы бывают индивидуальными, централизованными и сводными. Индивидуальная смета отражает потребность в средствах каждого учреждения с учетом его индивидуальных особенностей, централизованная смета – расходы на мероприятия, осуществляемые непосредственно министерством, сводные же сметы составляют комитеты, отделы администраций.

    В новых условиях учебные заведения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность в принятии решений. Например, общеобразовательные школы имеют право утверждать не только учебные планы, программы учебно-воспитательной деятельности, но и планы социально-экономического развития. В качестве основы для составления этих планов и программ вышестоящие органы доводят до школ только государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы.

    Для установления размера расходов на текущее содержание учреждений применяется нормативный метод расчетов. Затраты по этому методу рассчитываются путем умножения числа планируемых (расчетных) единиц на норму расходов. Число планируемых (расчетных) единиц определяется данными школьной сети и контингентов учащихся (число классов,

    учеников). Нормы расходов или размер затрат на расчетную единицу определяется в расчете на учащегося или на класс в школе, на учреждение в целом. Нормы расходов подразделяются на материальные и финансовые или денежные.

    Материальные нормы определяют размеры затрат материалов, топлива, электроэнергии, воды в расчете на планируемую единицу в натуральном выражении. Финансовые нормы устанавливают размеры расходов определенного вида путем перевода материальных норм из натуральной формы в денежную.

    Нормы расходов бывают годовые, месячные и дневные. Нормы подразделяются на обязательные и расчетные (ориентировочные). К обязательным относятся штаты, ставки, нормы питания. Расчетные не являются обязательными. На их основе намечается средний уровень удовлетворения потребностей учреждения.

    Расходы на обучение зависят от большого числа влияющих факторов: общее количество учебных часов, режим занятий, квалификация привлеченных преподавателей, состав использованного оборудования, место проведения занятий, количество учащихся и.т.д.

    Финансирование образования – одна из острейших проблем российской экономики.

    Она связана, прежде всего, с недостаточными объемами средств, выделяемых для финансирования образования бюджетами различных уровней. С учетом реального финансирования степень удовлетворения расчетной потребности, например, в 1998 г. составила около 23%.

    В результате система образования поставлена перед необходимостью решать задачу резкого сокращения расходов на оплату труда, стипендии и другие социально значимые выплаты; изыскивать дополнительные не предусмотренные бюджетом средства на обеспечение расходов, связанных с учебным процессом: содержание и эксплуатация зданий, приобретение и ремонт оборудования, коммунальные расходы и т.д.

    Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению образовательное учреждение может функционировать на условиях самофинансирования. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения. Схема финансирования государственного, муниципального учреждения определяется типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

    Негосударственные учреждения получают право на государственное, муниципальное

    финансирование с момента их государственной аккредитации.

    Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительное финансирование, в том числе за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом, услуг.

    Рассматривая возможности привлечения дополнительных средств в систему образования, следует отметить, что в условиях недостатка бюджетных средств возрастает роль внебюджетных источников финансирования. Объем внебюджетных поступлений определяется рыночной конъюнктурой и возможностями учебных заведений по их привлечению. Законодательство в области образования предоставило возможность осуществлять практически все виды приносящей доходы деятельности, за исключением запрещенных законодательством.

    Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся. Платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, в том числе и на заработную плату, на его развитие и совершенствование.

    Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом.

    Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, если есть доход, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации (не лицензируется). Без регистрации физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством, а все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход местного бюджета.

    За последние годы в системе высшего образования наметилась следующая тенденция:

    число студентов, обучающихся на платной основе, растет. Причем темпы роста платного обучения превышают темпы роста приема на бесплатной основе. Совсем иная ситуация складывается в системе общего образования. Возникает реальная опасность ограничения доступа детей из бедных семей к обучению из-за дальнейшего снижения уровня государственного финансирования.

    Таким образом, принцип полной бесплатности начального и среднего образования вступает в противоречие с принципом всеобщности школьного образования. Одновременно в экономике системы образования наблюдается следующая тенденция – расширяется сфера деятельности образовательных учреждений, не связанная непосредственно с образовательным процессом.

    В современных условиях оценка этой деятельности неоднозначна. С одной стороны, развитие приносящей доходы деятельности создает для учреждений дополнительный источник финансовых ресурсов. С другой, развитие коммерческой деятельности размывает и без того достаточно условные границы, которыми некоммерческая организация отделена (достаточно условно) от коммерческого, предпринимательского сектора. Увеличение доли внебюджетных поступлений ставит под сомнение некоммерческий характер сферы образования, закрепленный в действующем законодательстве. Поэтому основным принципом реформирования системы финансирования является создание условий для обеспечения возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различных уровней на основе нормативов. При этом каждый бюджет обеспечивает наполнение определенной части нормативов.

    Экономическая эффективность образования

    Образование оказывает многостороннее значительное влияние на развитие экономики. Это воздействие идет главным образом через повышение производительности труда. Рабочий, имеющий более высокий уровень образованности и культурного развития, как правило, быстрее осваивает специальность и достигает высокой квалификации, производительнее и экономнее использует оборудование, материалы. Разумеется, производительность труда зависит не только от уровня образования рабочего и его квалификации. Она определяется многими факторами, прежде всего уровнем технической вооруженности труда и его организации. Внедрение новой техники, прогрессивной технологии и методов организации труда не может обеспечить желаемых результатов, если уровень образования и квалификации не будет повышаться. Не всегда возможно точно определить, какая часть прироста производительности труда обеспечивается за счет техники, и какая часть – за счет роста квалификации рабочих. Следовательно, рост образования и квалификация рабочих – один из основных факторов повышения эффективности труда, ускорения социально-экономического развития общества.

    Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.

    Экономическая оценка образования как отрасли человеческой деятельности требует количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных

    показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).

    В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.

    С другой стороны, многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.

    studfiles.net

    Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны

    Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны

    СОЦИОЛОГИЯ

    Основы экономики образования РЕФЕРАТ

    Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны

       Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания. Умения и навыки. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса.   Одна из главных задач экономики образования состоит в более детальном раскрытии экономической стороны материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Эта задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования.   Образование играет огромную роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Перед экономикой образования стоят внутренние вопросы, среди них на первый план выдвигаются вопросы финансирования, планирования.   Воспроизводство трудовых ресурсов предполагает совершенствование различных форм подготовки квалифицированных кадров, а, следовательно, наличие различных типов учебных заведений, форм обучения. Между разными уровнями образования должны существовать объективные пропорции. Должна быть тесная взаимосвязь между планируемой подготовкой кадров вообще и трудовыми ресурсами, между планируемой подготовкой кадров разных уровней и потребностями в квалифицированных кадрах различных отраслей экономики.   За годы реформ в России возрос интерес к получению высшего образования. Это проявилось как в росте численности студентов высших учебных заведений (вузов), так и в увеличении числа вузов. Этот процесс порожден растущим пониманием того, что в новой социально-экономической ситуации высшее образование является не только ценностью само по себе, но и все более важным условием социальной и профессиональной мобильности. Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач деятельности системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором возможности прогрессивного развития общества.   Весьма важно правильно распределить затраты по видам и формам обучения, производить расчет потребностей в преподавательских кадрах. Одним из главных моментов планирования образования является планирование капитальных вложений для создания и обновления основных фондов.   Существенную часть предмета экономики образования составляет разработка принципов организации, оплаты труда и материального стимулирования учителей школ, профессорско-преподавательского состава. Важно учитывать общие условия труда различных категорий преподавателей и совершенствовать систему оплаты их труда. С этим связано определение научно-обоснованных штатов учителей, преподавателей.   Таким образом, экономика образования исследует, во-первых, материальные отношения людей, вовлеченных в сферу образования, во-вторых, экономический аспект деятельности учреждений, и, в-третьих, взаимоотношение образования со всеми другими отраслями экономики.   Особой областью исследования может быть сравнительная экономика образования, то есть сравнительный экономический анализ систем образования в различных странах.   Следовательно, предметом изучения экономики образования является экономическая сторона материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества.   Одна из особенностей экономики образования заключается в тесном переплетении методов экономического анализа с методами педагогического исследования. Для того, чтобы правильно оценить экономические последствия тех или иных мероприятий в области образования, нужно согласовывать их с педагогическими результатами. В связи с этим возникает целая система оценок, которые должны носить педагогический и экономический характер.   Образовательную систему или связи между образованием и другими отраслями необходимо рассматривать в постоянном движении и изменении. Система образования, существовавшая до реформ, была ориентирована на потребности тех предприятий, которые в новой экономической ситуации оказались либо лишними, либо не конкурентоспособными. Следовательно, возникла задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с нынешними особенностями экономики. Переход нашей страны к рыночным отношениям повлек большие изменения в объеме, содержании и методах обучения во всех звеньях системы образования. Эти изменения связаны с развитием потребностей материального производства, социальной и культурной жизни общества.   Экономика образования опирается на специальные методы исследования, такие, как сравнительный, балансовый, экономический анализ, социологический метод, программно-целевой и комплексный методы, статистические методы.   Несмотря на экономическую ситуацию и существенное сокращение государственных средств на образование, в России сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения. Необходимость постоянного расширения знаний, повышения культурно-технического уровня требует определенных затрат на образование и обучение кадров, которые входят в издержки воспроизводства рабочей силы.   За последнее время сфера образования оказалась в тяжелом состоянии:   - практически не выделяются средства на капитальное строительство и ремонт образовательных учреждений;   - снижаются оплата и престиж труда педагогических и научно-педагогических работников;   - растет объем платного обучения и платных образовательных услуг в образовательных учреждениях.   Эта ситуация обусловлена не только общим ухудшением положения в стране, но и ухудшением отношения к образованию, что можно проследить по последним бюджетам и особенно по тому, как исполнялось финансирование образования. Подобное отношение к образованию является серьезной стратегической ошибкой.   Вместе с тем зачастую образование рассматривается исключительно с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров и т. д. Но в последнее время роль и значение образования стали рассматриваться с позиции влияния на экономику страны.   Образование стало менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении, т. е. ограничивает право на образование. Поэтому взгляд на образование необходимо изменить: ведь образование - объект перспективных и чрезвычайно важных инвестиций, состояние и эффективность работы которого определит в ближайшее десятилетие облик государства (его экономический и производственный потенциал, обороноспособность, жизненный уровень граждан, международный статус). В последние годы, наращивая подготовку, например, юристов, экономистов, управленцев, сократив выпуск инженеров, недооценили необходимость подготовки квалифицированных рабочих. К тому же из-за слабости материальной базы снизилось качество подготовки специалистов и рабочих технического направления, что не позволяет производству осваивать современные технологии. Проводимая государственная политика свидетельствует о недооценке истинной роли образования в экономическом и социальном развитии страны. Обсуждение проектов концепции реформирования системы образования по существу сводится к поискам путей экономии бюджетных средств за счет сокращения расходов на образование.   Таким образом, можно говорить не только об определенной роли образования в развитии экономики страны, но и о необходимости опережающего развития системы образования в целом.   Реформа образования, в том числе, и экономики образования, связана, в первую очередь, с решением проблем, основанных на принципах:   - устойчивых и достаточных бюджетных ассигнований на образование;   - реконструирования потоков финансовых средств;   - создания условий для привлечения дополнительных внебюджетных ресурсов.   В настоящее время наиболее важными задачами исследований в области экономики образования представляются:   1. определение допустимых границ действия рыночного механизма в образовании;   2. обоснование соотношения роли государства и рынка в образовании по уровням системы;   3. обоснование методологических подходов к разработке системы экономических отношений в образовании;   4. определение условий и направлений реформирования системы экономических отношений в образовании и разработка комплекса конкретных механизмов реализации нововведений.   Необходимость разработки организационно - экономического механизма функционирования и развития системы образования продиктована изменением социально-экономической системы Российского государства, а также изменением в самой системе образования.

    Просмотров: 2456  

    knigaliv.ru

    Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

    УДК 338.22

    Исторический аспект развития экономики образования в России

    Ростовский Роман Валерьевич

    кандидат экономических наук

    Московский психолого-социальный институт

    доцент кафедры экономики и управления 

    В статье рассматривается социально-экономическое назначение образования и дается анализ истории развития образования в России.

    Автор на основе данного анализа пытается объяснить особую специфическую роль сферы образования.

    In this article the socio-economic purpose of education is considered and the analysis of the history of development of education in Russia is given.

    The author tries to explain the particular specific role of the sphere of education on basis of this analysis.

    Ключевые слова:образование, высшая школа, образовательные услуги, отрасль народного хозяйства, экономика страны

    Key words: education, higher school, educational service, sector of the national economy, economy of the country

    Главная роль образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах. Поэтому образование занимает важное и вместе с тем особое место. Оно охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности [1, с. 35-50].

    В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается актуальность стратегической  цели государственной политики в сфере образования – повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

    До недавнего времени по традиционной для нашей страны классификации в народном хозяйстве выделялись две крупные сферы: материального производства и так называемая «непроизводственная сфера». Долгое время считалось, что труд в сфере образования непроизводительный, не создает никакого «продукта».

    Подобное терминологическое разграничение на две сферы, по нашему мнению, неудачно, так как при нем не соблюдается принцип сопоставимости,однородности или разнородности рассматриваемых явлений, и не понятно, что берется за основу такого разграничения: материальность или производство.

    Рассматривая социально-экономическое назначение образования, целесообразно проанализировать историю развития образования в России.

    К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на  нравственный климат общества.

    Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина устранила "безнравственное и  бесправное" отношение человека к человеку. Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного права как важнейшее условие для нравственного развития  народа и страны, необходимую предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс. "Наше время, - писал К.Д.Ушинский, - во многих отношениях важнее Петровых преобразований: тогда энергетический гений употребил усилие, чтобы пробудить к деятельности народ; теперь проснувшиеся и получившие свободу на родные силы сами требуют деятельности. Уничтожение крепостного состояния, окружавшего  большую часть детей образованного класса крепостною прислугою, есть самая важная реформа, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии нравственного уровня в этом классе. Устройством тысячи самых обдуманных педагогических заведений нельзя сделать и сотой доли того, что сделало одно уничтожение крепостной прислуги"[2, с.320-369].

    После падения крепостногоправа в сознание русскогочеловека стала внедрятьсямысль о единстве иравноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о необходимостивнимательного и гуманногоотношения к ее нуждам и запросам. Освобождениеличности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут явилось главнойзадачей поколения интеллигенции60-х годов.

    В этом периоде реформы вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского  общества, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности, направить ее развитие в соответствии со своими представлениями  и идеалами. В то время Россия в буквальном смысле слова,  изнемогала под бременем усиленных надежд, возбужденных крестьянской реформой и теми преобразованиями, которые ожидались вслед за нею. Все ждали, все говорили: золотой век не  позади нас, а впереди - писал М.Е.Салтыков-Щедрин [3, с.349].  Широко распространилась идея о необходимости отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о выполнении "долга" перед народом. Этот "долг" мог быть уплачен прежде всего  в форме распространения образования и культуры в народных  массах.

    Эпоха реформ закончилась ранее, чем были в достаточной  мере осуществлены задуманные политические и экономические  преобразования. С конца 60-х годов начался период длительной политической реакции. Только что проведенные реформы  претерпели существенные искажения. Однако начавшийся процесс социально-политического преобразования русского общества уже невозможно было остановить. Никакая реакция не  могла повернуть Россию к ее прежнему положению. С этого времени в стране началось развитие различных форм общественной и культурной жизни, систематическая, последовательная  разработка новых отраслей русской науки, в том числе педагогики и психологии.

    В 60-е годы ХIХ в. в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на  распространение знаний среди народных масс (возникли воскресные школы; народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся)[4, с.27-30].

    Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты иобщества грамотности - общественные просветительные организации, которые занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений,  летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п.

    Значительную роль для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Петербурге, созданный в 1864 г., который ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания. В дальнейшем музей стал организовывать педагогические выставки, стал издавать  каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции.

    Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги (П.Ф.Каптерев, Л.Н.Моздалевский, Н.А.Корф и др.) немало сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов и развернул научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки.

    Таким образом, реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни.

    В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было весьма незавидным. Главными носителями науки были  университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы. После 1848 года были прекращеныкомандировки русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.

    В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной  стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863  гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям [5, с.80]. 

    В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом.

    Университетам была возвращена автономия. Расширился объем университетского образования, появилась научная специализация, вводились новые научные дисциплины[6, с.41].

    Реформа создала благоприятные условия для развития университетов, а тем самым и дляразвития науки. Следствием этого явилась организация научных обществ,оказавших огромное влияние наразвитие русской науки. Сначала  правом организации научных обществ пользовались физико-математические факультеты, создавшие общества естествоиспытателей. Первым было Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, открытое в 1863 г.

    Вслед за естествоиспытателями научные общества стали  организовываться в области гуманитарных наук. Одним из первых в этой области было Санкт-Петербургское педагогическое  общество (1869 г.). Оно объединило широкий круг ученых, деятелей в области народного образования, ставивших своей задачей содействие научной разработке педагогических проблем.

    Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. вПетербурге. С этого времени съезд ученых различных специальностей стали мощным двигателем научного прогресса.

    Европейская научная мысль середины ХIХ в. (прежде всего философия и естествознание) характеризуется распространениемпринципа развития.Сформулировав основные положения диалектического метода познания, принципа развития и принципа историзма в подходе к изучаемым явлениям, Г.Гегель распространил свое учение и на психологию. Он показал, что психику необходимо исследовать не как скопление отдельных фактов и явлений психической жизни, а как целостный процесс формирования и развития, подчиненный определенным закономерностям. Изучение психического развития с позиций диалектического метода впервые потребовало учета качественного своеобразия психики на разных возрастных этапах, в частности, качественного отличия психики ребенка от психики взрослого человека. Такой подход открыл простор для разностороннего изучения различных ступеней развития человеческой психики, начиная с детства.

    Распространение идеи развития в естествознании, создание эволюционной теории Ч. Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма.

    Мысль о психологическом обосновании педагогического процесса имела давнюю традицию. Она была убедительно основана в трудах Я.А.Коменского, лежала в основе педагогических систем Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля. Но только успехи естествознания в области изучения ребенка, накопление данных в области анатомии, физиологии, патологии позволили поставить задачу научного исследования психического развития ребенка.

    Исходя из вышесказанного ясно, что ответ на вопрос о цели обучения не может быть однозначным. С одной стороны, обучение необходимо для того, чтобы научить человека рассуждать, логически мыслить, делать выводы, исходя из ограниченного набора исходных данных, а с другой стороны, иногда (и довольно часто) нужно просто автоматически проделать некоторые как бы "ритуальные действия" дня быстрого достижения требуемого результата - не особенно вдаваясь в смысл сделанного. Однако, поскольку эти две цели обучения в основе содержат совершенно противоположные философские концепции, их очень трудно совместить в едином подходе. Неизбежным окажется преобладание либо гуманитарного, либо технократического подхода (при этом не следует, конечно, относить к технократическим такие науки, как математика и физика, хотя они традиционно считаются "негуманитарными" - это только проблемы терминологии).

    Слепое копирование американского опыта в надежде достичь таких же успехов без полного понимания всех плюсов и минусов и у нас в последнее время стало приводить совершенно не к тем результатам, которых изначально искренне хотелось добиться многим нашим педагогам[7,с. 35-54].В то же время отрадното, что большинство из них, воспитанных на скорее гуманитарных принципах, свойственных нашей нации и уходящих корнями в историю, культуру русского народа, быстро осознали это и стали гораздо больше внимания уделять именно личности человека, которого они учат, используя при этом самые последние достижения психологии. Действительно, ведь человек по природе любознателен, и удовлетворение информационного голода у нормальной личности стоит в одном ряду с потребностью в пище и стремлением к размножению. Поэтому действительно талантливый Учитель стремится именно пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания. Однако учитель, который поставит перед собой такую задачу, неизбежно столкнется с массой трудностей, особенно если он работает в обыкновенной школе. Поэтому в частной школе, где, как везде в условиях рыночного подхода, "все для клиента", таким людям выразиться проще - ведь если детям нравится в школе, то и их родители охотнее тратят свои деньги, видя, что это не напрасно. Кстати, поскольку частные школы, как правило, платные, то и родители у учеников достаточно обеспеченные люди, а все мы знаем, что многие из так называемых "новых русских" не отличаются особым интеллектом, подобно первопроходцам Америки, но в то же время они осознают важность получения хорошего образования для своих детей.

    В современных условиях компьютер отличный помощник для организации индивидуального обучения. Ведь как только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Современные методы представления информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать практически все органы чувств, используемых для восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад - сейчас многие обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которые ребенку трудно принять, как необходимые ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно откладывать "на потом" решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа.

    В данной статье позволю более подробно рассмотреть экономическую функцию образования.

    Для функционирования учреждений образования, науки, культуры необходимы здания, соответствующее оборудование, предметы материальной культуры и другие важные вещественные элементы национального богатства.

    Исследуя различные литературные источники, можно рассмотреть структуры духовного производства. В его состав включаются следующие составные части:

    - наука - накопление и обновление знаний о природе, обще­стве, самом человеке и созданном им искусственном мире, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методах использования этих закономерностей в интересах человека;

    - образование — система, обеспечивающую передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а так­же формирующую соответствующие эстетические оценки и нравственные правила поведения в обществе;

    - книги и  средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

    - культура - система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающих распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

    - нравственность — система этических норм, регулирующих по­ведение людей, оценивающих их поступки;

    - идеология - мировоззрение людей, религиозные взгляды, от­ражающие цели и мотивы сознательной деятельности человека.

    Все эти компоненты духовной жизни, конечно же, органически между собой связаны и находятся в сложном взаимодействии. Наиболее тесные связи характерны для ведущих звеньев духовного производства: науки и образования.

    Роль нематериального производства постоянно растет. Его отрасли активно воздействуют на повышение эффективности труда, занятого в материальной сфере, создают условия для всестороннего раскрытия творческих возможностей людей, повышения их квалификации и общеобразовательной подготовки.

    Каждая из отраслей нематериального производства удовлетворяет общественные потребности в неразрывном единстве с соответствующими отраслями материального производства. Дополняя друг друга, эти сферы общественного производства образуют единый народнохозяйственный комплекс. Как две разновидности воспроизводственной деятельности материальное и нематериальное производство различаются между собой не только по используе­мому производственному потенциалу, результатам труда, а и по той роли, которую они выполняют в социально-экономической структуре общества. Однако это одновременно и объединяет их.

    Для того, чтобы в полной мере охарактеризовать содержательную сторону и место отрасли образования в системе народно-хозяйственного комплекса, важно знать коренные признаки, по которым выделяется та или иная отрасль. Какие же критерии содержатся в основе определения отрасли?

    Под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

    Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

    Такое определение отрасли позволяет ее, с одной стороны, именовать экономикой образования, с другой стороны, рассматривать как сложную систему. А только такой, системный, под­ход и дает возможность всесторонне рассмотреть это сложное яв­ление. Кстати сказать, впервые в истории отечественного законодательства понятие «экономика» применительно к просвещению с полным правом закреплено в Законе «Об образовании». В нем глава IV названа: «Экономика системы образования».

    О каких же частях, элементах экономики образования идет речь? Наиболее крупными элементами образования являются производительные силы и производственные отношения сферы образования. Важно также иметь в виду и следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профтехобразования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Первичным структурным звеном этой отрасли является образовательное учреждение, выступающее юридическим лицом: детский сад, школа, техникум, вуз и т.п.

    Экономика образования, по нашему мнению, характеризуется такими свойствами: целенаправленность, целостность, многоструктурность, взаимосвязь ее элементов, устойчивость, управляе­мость, самонастройка, способность к самосовершествованию, т.е. к развитию. Но это не замкнутая система. Она составляет особое един­ство с окружающей средой, с системой более общего порядка.

    Прежде всего, экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом. Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Сама система образования - важная составная часть народного хозяйства и социально-экономического организма общества, взаимодействующая с остальными его звеньями.

    Образовательная отрасль в современных условиях, пожалуй, располагает наибольшими интегрирующими (объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

    Чем же можно объяснить особую специфическую роль сферы образования?

    Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, ко­торая удовлетворяет запросы населения в образовательных ус­лугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим объективно предопределяется приоритетность отрасли образования. В статье 1 Российского Закона «Об образовании» приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока что носит декларативный характер. О необходимости создания соци­ально-экономических условий для приоритетного развития системы образования говорится и в «Национальной доктрине образования Российской Федерации».

    Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов Организации Объединенных Наций, лучше всего отражается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образованности и размерами дохода на душу населения. Эксперты ООН в 1991 г. установили, что бывший Советский Союз по этому индексу находился на 33 месте в мире. В последние годы наша страна заметно ухудшила эти позиции. Если в 1993 г. Россия по ИЧРП занимала 57-е место и находилась в группе стран с высоким уровнем развития, то в 2010 г. она оказалась уже на 65 месте .

    Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека, чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.

    Специалисты Лондонского университета[8, с. 41-50]обследовали состояние здоровья двух категорий людей: тех, кто получил хорошее образование, и тех, кто не утруждал себя учебой. Выяснилось, что квалифицированные специалисты - умные, знающие люди - более здоровы, чем их сверстники, не обремененные знаниями. Исследователи подсчитали, что малообразованные люди имеют в 5 раз большую склонность к депрессии. У них в заметно большей степени наблюдаются болезни нашего века: сердечно-сосудистые, психические. Истоки этого всегда лежат в ощущении шаткости своего положения, боязни оказаться не на высоте, неуверенности в себе.Больше того, группа ученых из Карлсруэ установила, что у родителей, которые занимаются в основном умственным трудом, дети в среднем на 7 сантиметров выше, чем в рабочих семьях.

    Повышенный риск ранней смертности в социально менее защищенных группах населения объясняется простыми вещами: курением дешевых сигарет, плохим питанием, злоупотреблением алкоголем, тучностью или слабой подвижностью, а главное - тяжелыми физическими нагрузками.

    В-третьих, эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры. Учителя и профессорско-преподавательский состав вузов и средних специальных учебных заведений относятся к работникам высококвалифицированного и квалифицированного интеллектуального труда. Для них обучение и воспитание учащихся не по­бочная, а основная сфера их деятельности.

    В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности, начиная с раннего детства вплоть до завершения трудовой биографии значительной части работников. По количеству занятых людей сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России (библ. соц. работника). – М.: Союз, 1994.

    2.Ушинский К.Д. Т.3. Т.9.

    3. Салтыков – Щедрин М.Е. Т.9.

    4. Русинов Ф., Журавлев А., Кулаков М. Эволюция образовательных систем в цивилизованном аспекте // Высшее образование в России. – 1997.

    5. Модесюев В.И., 1980.

    6. Щетинина Г.И., 1976.

    7. Мельвиль А.Ю. США – сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80х годов. – М., 1986. – С. 35-54; Алферов Ю.С. Управление образованием в США // Педагогика. – 1994. - №1; Тарасюк Л.П., Цейкович К. Н. Образование в США // Социально-политический журнал. – 1997. - №1.

    8. Воскресенская Н.М. Великобритания: стратегические направления развития образования // Педагогика. – 1996. - №4.

    uecs.ru


    Смотрите также