Лекции - Национальная экономика - файл 1.doc. Национальной экономика


Тема 1. Национальная экономика как система - Лекции - Национальная экономика

Лекции - Национальная экономикаскачать (670 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.doc

Реклама MarketGid: Тема 1. Национальная экономика как система
  1. Понятие национальной экономики
  2. Субъекты национальной экономики и их отношения
  3. Этапы развития национальной экономики России
  1. Понятие национальной экономики
Национальная экономика - народное хозяйство определенной страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Термин «национальная экономика» имеет несколько значений

  1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства.
  2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.
Как отрасль науки национальная экономика исследует:
  • эк потенциал страны, его размещение, нац рынок, место страны в мировой экономике
  • специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на эк рост.
  • степень гос вмешательства в экономику
  • традиции и нац психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

^ - социально-экономическая система, которая характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Определяющую роль среди экономических методов играют частная собственность и конкуренция, а в системе внеэкономических отношений — властные функции государства.

^

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальной экономике как системе присущ ряд свойств. К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка - мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

^

Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

Государство данной страны.

Внутренняя социальная среда.

Внутренняя природная среда страны.

В последнее время влиятельным компонентом внешней среды стала мировая экономика в целом, которая характеризуется возрастающим ускорением темпов глобализации, расширением и ускорением интеграционных процессов. Все более прозрачными становятся границы и сужаются возможности государства по защите отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты.

^

Внутренние: экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

Внешние: экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

Поскольку экономические субъекты оказывают значительное влияние на функционирование национальной экономики, следующий вопрос посвящен их рассмотрению.^

В условиях рыночной экономики производство сосредоточено в рамках самостоятельных субъектов экономики, которые обособлены отношениями собственности. Субъекты национальной экономики иерархичны, т.е. субъекты более низкого уровня входят в состав субъектов более высокого уровня. Субъект более высокого уровня включает в свой состав не только субъектов более низкого уровня, но и совокупность взаимосвязей между ними. Например, предприятие состоит из совокупности индивидов, связанных друг с другом производственными отношениями.

В экономической науке выделяют три группы субъектов – домашние хозяйства, фирма и государство.

^ охватывает индивидов или группу лиц, являющихся резидентами, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющие товары и услуги.

В методологическом плане представляется важным выделить первоэлемент национальной экономики. Наиболее распространенные точки зрения называют в качестве такого элемента либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида с его потребностями. Однако многие отмечают, что всем необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики, удовлетворяет лишь индивид, но не сам по себе, а во всей совокупности своих социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо.

Человек как субъект хозяйствования выполняет функции работника, производителя, потребителя, собственника, формирует комплекс интересов и предпочтений. Среди важнейших функций выделяют функцию целеполагания, т.к. индивид задает цели субъектам хозяйствования, в которые входит составной частью, а также функцию - удовлетворение конкретных потребностей, которую он, в качестве носителя общественных потребностей, объективно задает каждому элементу национальной экономики.

^ - самостоятельный субъект хозяйствования, реализующий собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

В новой институциональной теории фирма рассматривается как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

Роль фирмы в национальной экономике связана с ее функцией. Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге.

Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются:

максимизация прибыли;

завоевание большей доли отраслевого рынка;

рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами;

достижение определенного объема производства и уровня продаж;

достижение власти над рынком.

Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. На определенном этапе эволюции и развития общества выделился и укрепился институт государства с соответствующим аппаратом принуждения, поскольку он создавал наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.

В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.

^ – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности.

В национальной экономике государство выполняет пять основных функций.

^

  1. поддержка целостности национальной экономики, через установление государственных границ и охраны их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот
  2. обеспечение баланса интересов социальных групп. Государство призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные, нетрудоспособные и т. д.)
  3. создание «правил игры» в сфере социальных и экономических отношений, включает гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей
  4. осуществление надзора и контроля над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;
  5. минимизация трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими)
При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.

В национальной экономике государство выступает не только в качестве субъекта, ее составным компонентом, но и частью среды.

В той мере, в какой государство осуществляет законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

Следующим неотъемлемым элементом национальной экономики являются институты^

Преследуя свои собственные интересы, индивиды сталкиваются между собой. Для устранения или уменьшения отрицательных последствий человеческого взаимодействия создаются институты - созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми.

Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий и тем самым облегчают проблему экономического выбора и привносят в экономическую действительность более высокую степень устойчивости.

Институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность возможна только в соответствующих институциональных рамках, в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе.

Социально – экономические институты национальной экономки -

Скачать файл (670 kb.)

gendocs.ru

Национальная экономика - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Народное хозяйство — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.

Термин является прямым переводом использовавшегося в немецкой экономической теории XIX века понятия (Volkswirtschaft). С дореволюционных времён применяется в экономических, экономгеографических трудах и публицистике применительно к народным хозяйствам различных стран независимо от их .

С начала 1990-х в России вместо этого слова, ассоциировавшегося с советской идеологией, часто используется более широкий по значению термин экономика. В немецких публикациях термин Volkswirtschaft продолжает употребляться, особенно при необходимости подчеркнуть, что речь идёт не об экономике вообще, а об её системообразующей материально-технической базе, особенно о сфере материального производства. В названии Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и в российских государственных нормативных актах термин «народное хозяйство» продолжает использоваться в его изначальном определении.

Отрасли народного хозяйства[ | ]

В СССР был разработан Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) в качестве составной части Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве (утвержден 1 января 1976). С 2003 ОКОНХ упразднён, а вместо него введён Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В то же время ныне действующие в России правила отнесения отраслей (подотраслей) хозяйства к классу профессионального риска используют наименования отраслей (подотраслей) народного хозяйства в соответствии с ОКОНХ.

В последней официально утверждённой версии ОКОНХ, который многократно дорабатывался, выделялись следующие отрасли народного хозяйства:

Для практических целей в классификаторе выделялись так называемые собирательные отрасли народного хозяйства: водное хозяйство, бытовое обслуживание населения, культурное и информационное обслуживание населения. Собирательная отрасль представляет собой определенный набор группировок из основной части классификатора, включённых в состав различных отраслей народного хозяйства.

ОКВЭД[ | ]

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокр. ОКВЭД) — часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК). Создан на основе официальной русской версии Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе () (англ. Statistical classification of economic activities in the European Community). Принят постановлением Госстандарта от 6 ноября 2001, введён в действие с 1 января 2003. Заменил и части I и IV , касающиеся экономической деятельности.

Состоит из 17 разделов.

ОКВЭД 2[ | ]

ОКВЭД 2 – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014, пришедший на смену двум ОКВЭД (ОК 029-201 и ОК 029-2007), которые отменяются с 1 января 2015 года. Данный классификатор принят и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст. Дата введения в действие классификатора – с 1 февраля 2014 г., но с правом досрочного его применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г. Виды деятельности сгруппированы в 21 разделе [1]. ОКВЭД 2 построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) – Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev.2) путём сохранения в ОКВЭД 2 (из NACE Rev.2) кодов (до четырёх знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объёмов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов экономической деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД 2 на уровне группировок с пяти– и шестизначными кодами.

Ссылки[ | ]

Примечания[ | ]

encyclopaedia.bid

2. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики. Национальная экономика: конспект лекций

2. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики

Экономический рост является сложным в своей оценке показателем, который широко используется для сравнения уровня экономического развития национальных экономик между собой, а также отдельных отраслей национальных экономик. Все эти объективные показатели необходимы для выработки эффективной государственной экономической политики.

Впервые вопросом оценки экономического роста в начале ХХ в. занялся С. Кузнец, определив его как реальную способность национальной экономики обеспечивать возрастающие потребности населения с помощью усложнения и разработки новых технологий производства и в общей сущностной структуры национальной экономики. Он выделил следующие характеристики экономического роста:

1) усиление степени и масштабов интеграции национальной экономики в мировую;

2) неравномерность экономического роста, состоящую в том, что только небольшое количество национальных экономик отличается реальным экономическим ростом;

3) небольшое влияние экономического роста на рост уровня жизни населения. За последнее время увеличение качества жизни населения не соответствует экономическому росту;

4) экономический рост, связанный не с вовлечением в производственный процесс все большего объема ресурсов, а с изменением технологий производства. Это связано с тем, что экономика исчерпала возможности экстенсивного роста, и поэтому он должен трансформироваться в интенсивный;

5) глобальные структурные изменения, связанные с экономическим ростом и состоящие, например, в росте масштабов производства, трудовой миграции;

6) изменения социальной, политической и духовной структуры общества в результате взаимообусловленного взаимодействия с экономическим ростом. Невозможно выделить первоисточник этих изменений, но они протекают одновременно, экономический рост повсеместно сопровождается глобальными изменениями в социальной структуре общества и т. д.

Экономический рост вызван взаимным влиянием определенных причин – факторов экономического роста.

Факторы экономического роста – это процессы и явления, которые оказывают объективное и субъективное влияние на способность реального увеличения объемов и масштабов производства благ.

Выделяют субъективные и объективные факторы экономического роста. Объективными считаются те факторы, которые оказывают непосредственное и определяющее влияние на темпы экономического роста. Субъективными факторами являются те, которые оказывают опосредованное и косвенное влияние на темпы и масштабы экономического роста.

Объективными факторами экономического роста являются:

1) увеличение объемов и качественного состав основного капитала;

2) изменение технологий производства. Это происходит под влиянием научно-технического прогресса и связано с выходом национальной экономики на качественно иные, более высокие показатели роста и развития;

3) увеличение объемов вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов. Сюда же относится и повышение степени их использования;

4) рост предпринимательской активности населения;

5) увеличение количества и качества трудовых ресурсов;

6) активизация спроса населения, позволяющая увеличить объемы производства для его более полного удовлетворения.

Субъективными факторами экономического роста являются:

1) расширение кредитной системы, позволяющая населению приобретать блага в необходимом для них количестве, что стимулирует производство. В отдаленной перспективе расширение кредитной системы может привести и к обратным результатам – экономическому кризису, в силу того, что часть кредитов не будет возращена банкам;

2) уменьшение монополизации производственных и сбытовых рынков, стимулирующее предпринимательскую активность. В свою очередь, увеличением количества производитель оказывает прямое влияние на снижение стоимости блага и повышение эффективности его производства. От этого выигрывает потребитель – он может покупать необходимые ему блага по меньшей цене, а значит, в большем объеме;

3) снижение стоимости на производственные ресурсы, стимулирующее увеличение объемов производства и оказывающее влияние на снижение цены на потребительские блага, что приводит к активизации спроса. Обычно в экономике наблюдается противоположный процесс, связанный с повышением цены на ресурсы, а ее понижение возможно только в частных случаях (например, при разработке инновационной технологии их добычи) или же обусловлено чисто конъюнктурными особенностями – сезонным снижением цен;

4) снижение налоговой ставки, благоприятным образом сказывающееся на общей экономической активности. Но этот эффективный метод не может быть применен повсеместно, так как снижение доходов государства не позволяет поддерживать социальную ориентацию национальной экономики.

Эти факторы оказывают различное влияние на экономический рост в зависимости от степени их значимости. Увеличение их объемов и активности стимулирует экономический рост, и наоборот, снижение уменьшает его темпы или же в некоторых случаях может полностью прекратить. Определив степень влияния и значение факторов, можно разработать эффективную государственную экономическую политику, которая позволит направить экономический рост в интересах национальной экономики.

В современной экономической науке широкое распространение получила классификация факторов производства в зависимости от состояния блага в экономике. В соответствии с ней выделяют факторы предложения, спроса и распределения блага.

Развитие общества и экономики оказывает влияние на набор факторов, оказывающих влияние на экономический рост. Степень влияния некоторых, например географического положения производства, снижается, а других, наоборот, повышается, например качества трудовых ресурсов.

На современном этапе развития экономики большое влияние на экономический рост оказывают следующие факторы:

1) природные ресурсы, непосредственное влияющие на экономический рост. Их значение неуклонно возрастает, так как их запасы ограниченны и исчерпаемы. Проблема ограниченности природных ресурсов является главным фактором, который может окончательно остановить прогрессирующий рост мировой экономики. Единственным выходом, позволяющим сохранить прежние темпы роста, является разработка новых технологий, позволяющих вовлечь в производственный процесс новые, ранее не используемые ресурсы, либо осуществить более глубокое и результативное использование существующих;

2) увеличение численности населения, объемов трудовых ресурсов. С одной стороны, это положительно сказывается на темпах экономического роста, а с другой – негативно. При увеличении численности населения соизмеримо возрастает объем ресурсов, которые необходимы для обеспечения его нормальной жизнедеятельности, которые ограниченны. В результате национальная экономика сталкивается с рядом социальных проблем, к которым относятся безработица, голод, эпидемии. С другой стороны, увеличение объемов населения – это положительный фактор, так как снижает стоимость рабочей силы, позволяет расширить масштабы производства;

3) увеличение степени концентрации капитала в рамках национальной экономики, позволяющее расширить масштабы и объемы производства, инвестировать в новые научные и технические разработки, человеческие ресурсы;

4) научно-техническая революция, являющаяся основополагающим фактором экономического роста, так как связана с выходом экономики на качественно иной виток своего развития.

В рамках национальной экономики влияние факторов экономического роста сложно между собой взаимосвязано. Главная задача государства – максимально полно использовать существующие экономические факторы, перенаправить их в нужную сторону, чтобы ориентировать экономический рост на реализацию интересов всего населения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Национальная экономика 3

Национальная экономика

Одной из целей экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества. При этом микроэкономика исследует главным образом поведение отдельных хозяйствующих субъектов, исследованием же экономической системы как единого целого занимается макроэкономика, в рамках данного раздела экономической теории анализируется комплекс процессов в экономической политике: общественное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, инфляция, безработица.

Основным понятием курса макроэкономики является национальная экономика. К определению сущности этого термина имеется два подхода: технологический и социально-экономический. При техническом подходе национальная экономика представляет собой совокупность отраслей и видов производств, исходя из технологического подхода, в национальной экономике выделяют материальное и нематериальное производство. Социально-экономический подход основан на понятии общественного производства, представляющего собой процесс взаимодействия человеческого общества и природой, национальная экономика в данном случае есть совокупность производственных отношений соответствующих данной стадии развития производственных сил, базиса общества.

Национальное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами составляет экономическую структуру государства, общества. Принято выделять следующие виды экономических структур:

отраслевую структуру, представляющую собой соотношение различных отраслей в системе национального хозяйства, выделение этих отраслей в экономике отражает общественное разделение труда

воспроизводственную структуру, это срез хозяйственной структуры, которая отражает возможность роста экономики и её эффективности, в данном случае наиболее важно соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является основным определяющим условием расширенного воспроизводства, при таком подходе национальная экономика включает три субъекта: домашнее хозяйство, фирмы (предприятия), государство

территориальная структуру, определяющую деление национальной экономики на экономические районы, она предполагает определенную связь отраслей и предприятий, источников сырья и энергии с рынком сбыта, наличием трудовых ресурсов

Основные макроэкономические показатели и их взаимосвязь

а) анализ макроэкономических показателей.

Валовой продукт

В макроэкономике такие параметры, как национальный объем производства, валовой национальный и внутренний продукт, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д. характеризуют экономическое состояние государства и рассматриваются в агрегированном, совокупном виде. Важнейшим аспектом макроэкономического управления является государственное регулирование экономики с помощью таких инструментов, как фискальная, монетарная, социальная политика. Для характеристики экономических событий, сложных хозяйственных связей существует система надежных, взаимодополняющих показателей - это система национальных счетов (СНС). Она охватывает все операции, происходящие в экономике, и все расходы, которыми располагает страна. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например в области темпов экономического роста, регулирования инфляции и т.д. Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы). Второй показатель системы национальных счетов - валовой национальный продукт (ВНП). Он также измеряет рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период (обычно за год), однако в отличие от ВВП ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран. Конечными товарами и услугами являются те товары и услуги, которые покупаются для конечного потребления, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки. У крупных государств различия между ВВП и ВНП незначительны, на уровне ±1%. Для определения тенденции роста производства используется потенциальный объем производства (потенциальный ВНП - это уровень ВНП, произведенный при полной занятости ресурсов). ВНП выступает как результат производства конечных товаров и услуг. Это означает, что промежуточные товары, т.е. такие, которые используются для производства других товаров и услуг, могут учитываться неоднократно. Чтобы избежать многократного учета частей продуктов, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов.

Это такие товары и услуги, которые покупаются для окончательного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки. Отдельный учет промежуточных продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП. Чтобы при расчете стоимости национального продукта избежать двойного счета, необходимо тщательно следить за тем, чтобы в него включалась только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков. ВНП исключает не только двойной счет, но и непроизводительные сделки. Непроизводительные сделки бывают двух видов: финансовые сделки и продажи подержанных товаров.

mirznanii.com


Смотрите также