Древняя Мезоамерика #4 Формирование государственности  . Мезоамерика экономика


Древняя Мезоамерика #1 Введение, понятия, особенности

Ещё о цивилизациях Юж. и Лат. Америки

История древней Мезоамерики. Лекция №1. Особенности мезоамериканской цивилизацииИсторик Дмитрий Беляев о происхождении термина Мезоамерика, влиянии географического положения на хозяйственное устройство и связи земледелия с религией / Курс «История древней Мезоамерики»: 10 лекций историка Дмитрия Беляева о становлении мезоамериканской цивилизации, ее культуре и политической жизни

Мезоамерика как цивилизационный очаг формируется на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры и заканчивает свое существование в первой половине XVI века нашей эры с испанским завоеванием. Цель этого курса — дать общий очерк истории Мезоамерики не как набора отдельных культур (майя, сапотеков, ацтеков, миштеков), как это часто бывает, а попытаться представить его в виде общего целого. В этом контексте главными вопросами являются: «Какие общие черты характеризуют Мезоамерику как одну из высоких цивилизаций доколумбовой Америки?», «Какие общие проблемы мы можем выделить на протяжении истории развития мезоамериканской цивилизации?», «Что есть общего и различного с древними цивилизациями Старого Света?». В рамках курса предполагается показать, как эти общие тенденции реализовывались в основных историко-культурных регионах: в Центральной Мексике, в Оахаке и в области майя. Таким образом, данный курс — это не история Мезоамерики в целом и не перечисление археологических памятников, основных фаз культурного развития и этапов эволюции отдельных регионов, а попытка показать, что Мезоамерика — это единый мир. В последнее время такой подход становится все более распространенным: исследователи-мезоамериканисты пытаются сконцентрировать внимание не на особенностях того или иного народа или культуры, а на попытках выявить механизмы и тенденции, которые этот единый мир и делали единым. ©

Далее в курсе: #2 Земледелие / #3 Начала государственности / #4 Формирование государственностиЧто скрывается под термином Мезоамерика? Как географические характеристики местности влияют на организацию общества и хозяйственный уклад? Какими особенностями обладала религия народов Мезоамерики? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Дмитрий Беляев.Дмитрий Беляев — кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заместитель директора Учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова ФИПП РГГУ.

Особенности мезоамериканской цивилизации — Дмитрий Беляев

— Мезоамерика является культурным и историческим единством. Этот термин обозначает большой историко-культурный регион, который объединяет значительную часть территории современной Мексики, современную Гватемалу, современный Белиз (бывший британский Гондурас), а также такие небольшие страны, как Сальвадор, Гондурас и часть территории Никарагуа. Это понятие на самом деле одно из самых интересных, потому что это искусственный термин, который был придуман одним человеком, но который приобрел такую широкую популярность, и в настоящее время все его используют. Это абсолютно искусственное произведение. В 1943 году немецкий историк и антрополог Пауль Кирхгофф, который был коммунистом и сбежал из нацистской Германии в Мексику и там стал одним из основателей мексиканской антропологии, написал статью, в которой предложил вместо Мексики и Центральной Америки или вместо термина Средняя Америка использовать слово, которое он сам придумал, — Мезоамерика. Мезоамерика — это не географическое единство, для Кирхгоффа это было в первую очередь единство культурное.

— Мезоамерика — это область и цивилизация, которая внутри разнообразна и по физическим, и по географическим характеристикам. В Мезоамерике сочетаются как территории горные, где большое количество горных массивов разного размера, горных долин, так и зоны равнинные, которые поросли тропическим или субтропическим лесом. В целом Мезоамерику можно разделить на две части: горную и равнинную. Несмотря на то, что это одна цивилизация, есть хозяйственные особенности и особенности организации общества в горах и на равнинах. Прежде всего это связано со структурой городов. Города в горной Мезоамерике, как правило, более сконцентрированы, потому что места мало. Города в равнинной Мезоамерике рассеяны. Они всегда больше по площади, это городские агломерации. Но в то же время это поселение, хозяйственно, экономически, политически, административно представляющее собой единое целое. В горной Мезоамерике всегда были проблемы с водой. Поэтому там гораздо большую роль играет ирригация — искусственное орошение — и различного рода системы, связанные с хранением воды. В Мезоамерике равнинной с водой не такие проблемы: там выпадает большое количество осадков, там текут реки, существует большое количество озер. В связи с этим в равнинной Мезоамерике проблемой часто было не орошение, а осушение. Там мы встречаем интересные системы, связанные с мелиорацией, с отведением воды, например, чтобы болотистая почва превратилась в более сухую.

— Как всякое высокоразвитое общество, как всякое сложное общество со сложной экономикой, оно базировалось прежде всего на земледелии. Поэтому проблема, касающаяся того, что делать с водой, всегда вставала перед мезоамериканскими народами. Из-за этого в мезоамериканской религии важную роль играют божества воды, дождя. Божества дождя есть во всем мире, но в Мезоамерике их как-то слишком много. В каждом пантеоне присутствует несколько божеств, связанных с дождем и водой. Например, в ацтекском пантеоне есть божества, связанные с соленой водой, связанные с текущей водой и со спокойной водой, стоячей. Мезоамерика формируется на едином архаическом субстрате. Но в то же время между разными культурами Мезоамерики постоянно были контакты, и это привело к тому, что религиозные воззрения, пантеон имеют много общих черт.

© ПостНаука, 11 сентября 2014

eto-fake.livejournal.com

Природные условия Мезоамерики | История древней Центральной и Южной Америки | Зубарев В. Г., Тюрин Е. А., Бутовский А. Ю. | Бутовский А. Ю.

Особая культурно-географическая область – Мезоамерика – включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

Мезоамерику отличает необычайное разнообразие природных условий. Большую часть Мексики занимает Мексиканское нагорье с окраинными хребтами Сьерра-Мадры. На северо-западе расположен гористый полуостров Калифорния, на юге – горная область Чьяпас и южная Сьерра-Мадре, на юго-востоке низменный полуостров Юкатан. Климат на большей части Мексики тропический, на севере субтропический, сильно меняется от характера рельефа. Более половины территории Мексики занимают аридные районы. Наиболее крупная река (на границе с США) – Рио-Браво-Дель-Норте. На юге Мексике много озер.

Рельеф Гватемалы преимущественно гористый, преобладают нагорья с возвышающими над ними действующими и потухшими вулканами. На севере – плато Петен с карстовыми формами рельефа, на юге – узкая полоса прибрежной низменности. Климат субэкваториальный. Осадков от 500-1000 мм в год на низменностях юга страны и плато Петен и до 2000-2500 мм на нагорьях. Наиболее крупные реки Мотагуа и Полочик.

Юго-восточная часть полуострова Юкатан (современный Белиз) представляет собой низменную заболоченную равнину. Лишь на юго-западе возвышаются горы Майя. Климат здесь тропический. Осадков около 2000 мм в год. Главные реки – Рио-Ондо, Белиз.

Север Сальвадора занимает продольная тектоническая впадина, по которой течет река Лемпа. Вдоль побережья Тихого океана узкая приморская низменность. В центральной части Сальвадора вулканическое нагорье с двумя краевыми цепями вулканов. Климат тропический. Осадков от 600-700 мм в год во впадине Лемпы до 1500-2500 мм нагорье.

Территория Гондураса преимущественно гористая. Большую часть занимают нагорья высотой до 2865 м. Вдоль побережий (на юге – Тихий океан, на севере – Карибское море) – низменная равнина, на северо-востоке заболоченная низменность (москитовый берег). Климат тропический. Осадков до 3000 мм в год. Наиболее крупные реки впадают в Карибское море.

Растительный мир Мезоамерики соответствуют климатическим условиям и ландшафтным особенностям. Большая часть территории покрыта лесами. В жарком и влажном поясе это вечнозеленые тропические леса с ценными породами деревьев. На горных склонах растут смешанные, преимущественно дубово-сосновые леса. Тихоокеанское побережье Гватемалы, север Белиза и некоторые другие районы занимают саванны и кустарниковые заросли. В засушливых районах Мексики растительность пустынная и полупустынная.

Южные районы Мезоамерики расположены в сейсмически активной зоне. Здесь часты землетрясения.

Природная среда Мезоамерики была сравнительно неблагоприятная для развития производящих форм хозяйства. Здесь отсутствовали поддающиеся приручению животные и многие полезные растения, известные в Старом Свете. Это явилось одной из причин значительного отставания в развитии американских индейцев. Основой развитого земледелия в Мезоамерике послужила кукуруза, прародиной которой являются северные области зоны древних цивилизаций. Кроме кукурузы полезные растения Мезоамерики представлены отдельными видами тыквы и бобовыми культурами (Гватемала), которые так же подверглись доместикации.

Успешное развитие земледелия не сопровождалось развитием скотоводства. Местная порода лошадей, которая могла бы в дальнейшем оказаться столь же полезной, как и в старом Свете, вымерла в Америке очень рано (около 10 тысяч лет назад). Коровы и овцы были неизвестны, а карибу (олень) и бизон, которые могли бы занять из место, если бы их приручили, водились главным образом в местностях, населенных первобытными племенами, довольствовавшимися охотой на них.

Отсутствие надежных источников белковой пищи стало большим тормозом в развитии Мезоамерики. Употребление в пищу богатых белком водорослей или птицеводство не могли решительно поправить дело.

На территории Мезоамерики имеются запасы металлических руд: меди, золота, серебра, железа. Однако металлургия здесь начинается не раньше IX-X вв. н.э. По-видимому, применение медных и бронзовых орудий в сельском хозяйстве Мезоамерики не было особенно выгодно. Это подтверждается и тем обстоятельством, что вплоть до испанского завоевания в металлических изделиях украшения преобладают над предметами утилитарного назначения. Что касается железа, то его обитатели Нового Света в доколумбовый период своей истории не умели ни добывать, ни обрабатывать.

Далеко не вся территория Мезоамерики была благоприятна для жизни людей. Продвижению человека мешали плотные лесные массивы, опутанные лианами и прикрытые снизу колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие мыши-вампиры представлены здесь более чем в избытке. Тропические ливни смывали и уносили прочь тонкий слой плодородной почвы, а дождевую воду тут же впитывал пористый известняк. Однако, несмотря на действие этих неблагоприятных факторов, люди освоили эти территории и сумели создать высокие цивилизации, сравнимые по уровню своего развития с древневосточными.

www.indiansworld.org

Культура мезоамерики. Культурология

Культура народов мезоамерики

Географический регион на Американском континенте, в пределах кᴏᴛᴏᴩого вдоколумбовы времена процветала ϲʙᴏеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика» («срединная Америка»). Именно здесь зародились, достигли расцвета и пришли в упадок культуры ольмеков, майя, ацтеков, инков. Время расцвета данных цивилизаций I-II тысячелетия н.э., уровень их развития — бронзовый век (хотя использование металлов начинается в самый последний период их существования), что приближает их к цивилизациям Шумера и Древнею Египта.

Придя в Мезоамерику, европейцы застали четыре основных культурных центра: на территории Мексики сформировались и развивались культуры ольмеков и ацтеков, Гватемала и Юкатан были заселены народом майя, в Колумбии существовала культура племен чибча-муисков, а в Перу — культура племени инков. Как полагают ученые, древнейшей культурой, давшей начало всем остальным, была ольмекская. По϶ᴛᴏму для всех народов доколумбовой Америки характерен ряд общих черт: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги, календарь, человеческие жертвоприношения, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти, ступенчатые пирамиды. При ϶ᴛᴏм народы Мезоамерики не знали колеса, не имели тяглового скота (в Америке просто не было животных, подобных лошади или быку, кᴏᴛᴏᴩых можно было бы одомашнить).

Культура ольмеков

В наибольшей степени раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания кᴏᴛᴏᴩых включала значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Цивилизация ольмеков достигла ϲʙᴏего расцвета после 1200 г. до н.э. Стоит сказать, для ϲʙᴏего времени ольмеки были наиболее развитым народом в культурном отношении, по϶ᴛᴏму сумели распространить ϲʙᴏе культурное влияние на огромный регион Мезоамерики, став материнской культурой для последующих культур других племен и народов. К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Лa-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города была воздвигнута Важно знать, что большая пирамида высотой 33 м, кᴏᴛᴏᴩая служила сторожевой башней, так как с нее прекрасно просматривались все окрестности. К архитектурным достижениям ольмеков можно отнести и водопровод, выполненный из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу.

Ольмеки были прекрасными мастерами обработки камня. Стоит заметить, что они достигли совершенства в резьбе по нефриту. Используя многочисленные инструменты — резцы, сверла, шлифовальные приспособления, а также ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую технику обработки камня, мастера создавали прекрасные изделия из базальта, кварца, диорита. В наибольшей степени известными памятниками материальной культуры ольмеков будут гигантские каменные головы из черного базальта, найденные в Сан-Лоренсо, Лa-Венте и Трес-Сапотес. Головы поражают ϲʙᴏими размерами: их высота от 1,5 до 3 м, а весят он и от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют головами «негроидного» или «африканского» типа. Эти головы находились на расстоянии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт.

До сих пор остается загадкой, что изображали гигантские головы. Можно только предположить, что так попытались увековечить головы поверженных врагов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с древней американской традицией. Исключая выше сказанное, существует гипотеза, что головы созданы в честь юношей, кᴏᴛᴏᴩые приносились в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из числа играющих в мяч и становился олицетворением бога маиса. У ольмеков игра в мяч носила религиозно-церемониальный характер, а игре предшествовал сложный ритуал. Ольмеки верили, что акт самопожертвования обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. По мнению ученых, самые красивые девушки поселения, как и лучшие юноши, играющие в мяч, кᴏᴛᴏᴩые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть.

В эпоху ольмекской цивилизации зародилось представление о четырех сторонах вселенной, символом кᴏᴛᴏᴩой был Андреевский крест, вписанный в прямоугольник. Известно предание о четырех эпохах и предсказание, согласно кᴏᴛᴏᴩому в пятую эпоху вместе с обретением маиса цивилизация погибнет от старого бога огня и землетрясения. Символом пятой эпохи считался бог, преподносящий людям маис, на плечах и коленях кᴏᴛᴏᴩого лежат головы четырех других богов — покровителей предшествующих четырех эпох.

Периоде VIII до IV в. до н.э. считается временем расцвета ольмекской культуры. В городах стояли каменные монументы с календарными датами. Богатые ритуальные центры с четкой ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Последние дают некᴏᴛᴏᴩое представление об одежде тех времен, украшениях и других элементах культуры.

К сожалению, ольмеки не создали долговечных памятников ϲʙᴏей культуры и по϶ᴛᴏму наши представления о ней носят отрывочный и фрагментарный характер. Стоит отметить, что остаются открытыми вопросы об ее истоках и процессах развития.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Древняя Мезоамерика #4 Формирование государственности  

История древней Мезоамерики. Лекция №4. Формирование государственности в Мезоамерике

Курс «История древней Мезоамерики»: 10 лекций историка Дмитрия Беляева о становлении мезоамериканской цивилизации, ее культуре и политической жизни

Историк Дмитрий Беляев о политогенезе в доколумбовой Америке, признаках ранних государств и военной экспансии. ©

Какие черты ранней государственности Мезоамерики можно выделить? В каких регионах и почему сформировались первые мезоамериканские государства? Какую роль в развитии этих государств играла ирригационная система? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Дмитрий Беляев.

Дмитрий Беляев — кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заместитель директора Учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова ФИПП РГГУ.

Формирование государственности в Мезоамерике — Дмитрий Беляев

— Формирование государства, или, как часто называют этот процесс, политогенез, — это одна из самых интересных тем не только в истории Мезоамерики, но и в истории древних цивилизаций, потому что, когда мы говорим о развитии культуры, когда мы говорим о развитии экономики, о развитии хозяйства в Новом Свете, в доколумбовой Америке, мы подразумеваем, что какие-то культурные навыки, какие-то хозяйственные навыки индейцы, заселявшие Америку, принесли с собой из Старого Света.

Например, возделывание культурных растений. Весьма возможно, что уже тыкву первые поселенцы или одна из первых волн, которая заселяла Америку, принесли с собой и знали, как ее возделывать, и это был тот опыт, который потом можно было распространить на местные дикие растения и сделать их культурными. Определенные особенности социальной организации: половины, дуальные группы, фратрии, все прочее — это тоже поселенцы Америки несли с собой, и из этого потом развивались определенные другие, более сложные формы социальной организации.

Но государство — это очень важная человеческая инновация, которая не была, безусловно, принесена охотниками-собирателями из Старого Света и которая в Новом Свете, как мы теперь понимаем, развилась независимо. И таким образом, исследование процесса становления государства в Мезоамерике и в других областях доколумбовой Америки позволяет нам лучше понять этот процесс — почему вдруг люди начинают жить в государственных обществах.

Во-вторых, это еще больше нас убеждает в том, что человечество, несмотря на все его культурное разнообразие, лингвистические особенности, различия в менталитете, все равно едино. Потому что если в двух изолированных регионах — в доколумбовой Америке и в большой Евразии — люди пришли тем не менее к одной форме общественного устройства, то, значит, все-таки есть что-то общее в человеческой социальной программе, в человеческих социальных проектах, что заставляло их эти общие вещи находить и эти проблемы решать общими путями.

И когда мы говорим о государственности в Мезоамерике, это с точки зрения политической антропологии ранние государства. То есть это общества очень высокой сложности, с развитой экономикой, с развитой социальной стратификацией, в которых существует специализированный аппарат управления. Но этот аппарат управления, в отличие от более развитых государств, государств зрелых или государств современных, внутренне неспециализирован, то есть администратор его выполняет все функции: военные, административные, экономические, религиозные и так далее. Это одна очень важная черта.

Вторая важная черта — что в функционировании ранних государств по-прежнему очень важную роль играют отношения родственные. Это не обезличенная машина, в которой идеальным принципом является принцип меритократии или принцип бюрократического продвижения, нет. Все ранние государства пронизаны родственными отношениями, должности передаются по наследству, придворные титулы передаются по наследству, пост регионального наместника передается по наследству и так далее.

И в функционировании ранних государств по-прежнему очень важную роль играет личностный фактор. Правитель, царь, который олицетворяет это государство, персонифицирован.

Это не абстрактная фигура, не абстрактный правитель, который воплощает государственную машину, а это личность.

И тот факт, что в Мезоамерике появляются эти государства во второй половине первого тысячелетия до н. э., — причем в разных регионах, по-видимому, этот процесс во многом шел параллельно — показывает, что в это время Мезоамерика уже действительно единая цивилизация. Это не просто набор разных историко-культурных районов, соединенных какими-то случайными связями, это единый организм, большая система, которая, конечно, подразделяется на разные маленькие системы, но процессы в этой системе идут в разных подсистемах, в разных регионах параллельно.

И благодаря археологическим прежде всего исследованиям, благодаря работам антропологов и даже немного благодаря исследованию письменных памятников, хотя письменность Мезоамерики в это время находится еще в зачаточном состоянии, лучше всего мы знаем, как формируются государства в регионе Оахаки — это нынешний мексиканский штат Оахака. Там в будущем установятся сапотекские и миштекские государства. Потом это центральная Мексика, где нынешний город Мехико, нынешняя столица Мексики, это развитие местных небольших государств, которые потом в итоге вместе объединятся и превратятся в Теотиуакан, в будущую первую мезоамериканскую империю. И мы знаем, как формируются государства на юге Мезоамерики — нынешняя горная Гватемала, неподалеку от нынешней столицы Гватемалы. Там Каминальхуйу, один из самых важных центров майя, о котором мы приблизительно знаем, как все-таки оно развивалось, хотя хуже, чем в горных районах центральной Мексики или в горных районах Оахаки.

Почему формируются государства? Это одна из существенных проблем, и довольно долго исследования, которые были посвящены не только мезоамериканским государствам, но и другим, крутились вокруг вопросов внутреннего развития. Вот общество перешло на внутренний уровень — либо классовые противоречия, либо демографический рост привел к тому, что реструктурируется система управления, появляется специализированный аппарат управления и так далее.

Но, опять-таки, если мы смотрим на этот процесс как на процесс, который происходит во всей Мезоамерике, то здесь самую важную роль, конечно, играли взаимодействия между обществами. Мезоамерика уже с конца второго тысячелетия до н. э. — это единая сеть, в которой различные вождества и различные акефальные сложные общества, в которых не было централизованной власти вождей, взаимодействовали друг с другом. Это взаимодействие могло быть мирным, это могла быть торговля, обмен идеями, но по мере естественного роста населения это взаимодействие все больше выливалось в военные конфликты. Потому что вождества очень агрессивны, мы знаем, что одной из важнейших функций вождей всегда является война.

И мы понимаем, что приблизительно с VIII, VII, VI веков до н. э. по всей Мезоамерике мы видим интенсификацию военных конфликтов. Вожди начинают воевать друг с другом, они начинают воевать за ресурсы, они начинают воевать за престиж, они начинают воевать за статус, и это приводит к тому, что власть вождей усиливается, они начинают активнее использовать существующие уже людские ресурсы. И первая такая трансформация, которая в будущем приведет к очень сильному изменению, — это превращение семей малых, которые раньше составляли основу мезоамериканского общества в разных регионах, в семьи большие, в семьи, которые состоят из нескольких поколений. Эти расширенные большие семьи до сих пор основа латиноамериканской социальной структуры, особенно в сельской глубинке.

По-видимому, один из первых регионов, где государство формируется, — это долина Оахаки. Мы знаем, что столицей первого государства был Монте-Альбан, и это очень важный город, очень важный памятник, и на его примере как раз видно, что же происходит, когда формируется государство. Монте-Альбан строится на территории, где раньше не было крупных поселений. Это такая буферная зона между тремя ранее существовавшими и соперничавшими вождествами. Строительство начинается где-то в V веке до н. э., поскольку у нас точных дат нет, только археологические датировки. Вот это очень важная первая черта: когда строится новая столица, строится столица государства, она представляет собой абсолютно новый город. Даже американские археологи, которые там работали, говорили в этом смысле о синойкизме, о слиянии предыдущих поселений для того, чтобы образовать новое поселение в новом месте.

И вторая важная черта: в эту новую столицу сселяется население из прежде независимых политических образований. Не все, конечно же, но значительная миграция. И это очень важный процесс, потому что это приводит к тому, что те люди, которые жили раньше в одном и том же регионе, но все равно в различных его районах или в различных областях и обладали своими определенными особенностями культуры, материальной культуры, религиозных представлений, — они начинают смешиваться.

Это пока еще не империя в этом смысле, это не перемешивание всего: языков, культур, этнических стереотипов, всего прочего, — но это первый зачаток будущего объединения и будущего плавильного котла.

И мы видим, что в дальнейшем развитие государственности в Мезоамерике идет именно по этой линии — объединение: гетерогенные разнородные культурные объединения и политические образования объединяются вместе, создаются синкретические культуры, новые модели поведения, новые модели социальной жизни и так далее.

Второй очень важный момент — что мезоамериканская государственность (несмотря на то, что, повторю еще, это ранняя государственность, ей далеко еще до бюрократических государств типа Китайской империи поздней древности и так далее), мезоамериканская верховная власть стремится упорядочить жизнь своих подданных и стремится стандартизовать жизнь своих подданных.

На примере государства Монте-Альбана это прекрасно видно, потому что, когда формируется новое государство, оно подчиняет себе сначала всю долину Оахаки, потом начинается экспансия за пределы этой долины, приблизительно со II века до н. э. или I века до н. э. В I веке н. э. начинаются завоевания. Мы видим, что до этого жизнь людей была более разнообразной. Различные районы внутри центральной области Оахаки изготовляли свою посуду, обладали особенностями материальной культуры. Теперь мы видим стандартизацию: все люди, которые подчиняются новой столице, которые подчиняются новому государству, пользуются единым стандартным набором орудий труда. Он, конечно, различается, в каждой деревне, в каждой общине есть определенная специализация, но такого большого разнообразия, как было до этого, нет. В этом смысле государство — это в определенной степени обеднение материальной культуры, хотя все-таки обеднение относительное. Зато это дает определенную стабильность.

Государственная власть, элита, которая в ранних государства совпадает с аппаратом управления, вмешивается в повседневную жизнь своих подданных. Это прекрасно видно на примере Теотиуакана, который формируется несколько позже как столица нового государства, чем Монте-Альбан, во II веке н. э. Теотиуаканское правительство всю территорию города — а это уже был приличный город с населением в несколько десятков тысяч человек — перестраивает. Прежняя застройка уничтожается, и на ее месте строятся стандартные — мы бы называли их многоквартирные — комплексы, которые называются в мезоамериканской археологии «компаунды». Они не должны отличаться друг от друга, хотя впоследствии, с течением времени какие-то из них становятся богаче, какие-то из них становятся беднее, но в целом это идея универсального стандарта жизни, которая нам тоже ближе. Наши государства, конечно же, вмешиваются в жизнь своих подданных довольно активно. Это ближе не современным государствам с либеральным режимом, а государствам патронажного типа или корпоралистского типа, но тем не менее.

В Теотиуакане это стремление к стандартизации, к созданию идеального пространства дошло до того, что, например, были уничтожены оросительные каналы, которые до этого орошали пригородный участок, и поверх был построен квартал, тоже стандартизованный. Правда, в нем жили не местные жители, а мигранты из Монте-Алибано, судя по всему, торговцы или послы — какой-то квартал иноэтничный. В случае с мезоамериканскими государствами мы видим, что очень важную роль играют, конечно, усилия государственной власти по трансформации ландшафта, по трансформации окружающей природы.

Эти три основные крупнейшие мезоамериканские столицы: Монте-Альбан в Оахаке, Теотиуакан в Центральной Мексике, Каминальхуйу в горной Гватемале — в той или иной степени связаны с ирригацией, связаны с тем, что строятся большие оросительные системы, которые обеспечивают большое количество ресурсов, чтобы это население прокормить. Государственные структуры, государственные институты, появляющиеся чиновники — они все требуют определенной, стандартизованной опять-таки пищи, они все требуют определенного количества выплат, скорее всего натуральных, потому что мы не знаем про монетизацию экономики того периода. И это все необходимо получать не только в качестве податей с новых завоеванных подданных, но эти ресурсы необходимо концентрировать путем государственного вмешательства в экономику. Это очень важный момент. Потом в конечном счете это приводит к кризисам в некоторых из этих государств.

И экспансия — о военной экспансии можно говорить до бесконечности — это еще одна очень важная черта. Через некоторое время все новосозданные мезоамериканские государства начинают завоевывать соседние регионы, начинают завоевывать соседние долины, если это в горной зоне, или начинают завоевывать пространства, если это на равнинах, потому что эта созданная система постоянно нуждается в новых ресурсах. Завоевательная политика — это логичное продолжение усиления государственной власти. Даже несмотря на то, что некоторые мезоамериканские государства не очень большие — они негигантских размеров поначалу, — тем не менее они все равно стремятся к расширению.

© ПостНаука, 22 января 2015

Источник

slavicnews.ru

Доколумбовая Мезоамерика на сайте Игоря Гаршина. Цивилизации Центральной Америки

Индейские ДНК-популяции - материнские: A, B, C, D, X; отцовские: C, Q.

Мезоамерика (Месоамерика, Центральная Америка) - территория от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Месоамерика являлась родиной многочисленных высокоразвитых культур: ацтеков, майя, миштеков, ольмеков, пурепеча, сапотеков, тольтеков, тотонаков, уастеков, чичимеков.

В  южных районах Мезоамерики (Пуэбла, Оахака) земледелие в конце III тысячелетия до н.э. начинает играть уже решающую роль в хозяйстве. В это же время или чуть позже здесь впервые появляется керамика и начинают возникать постоянные поселки земледельцев. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. на смену культурам охотников и собирателей приходят культуры раннеземледельческого облика.

Периоды развития Мезоамериканской цивилизации (п-ов Юкатан, древний город - Чичен-Ица):

  1. Домезоамериканский период: 12000 - 11000 гг. до н.э. Находки палеоиндейского времени на территории центральных и южных областей США.
  2. Доархаический период: 10000 - 7000 гг. до н.э. Самые ранние известные мезоамериканские археологические культуры бродячих охотников и собирателей, пришедших в Мезоамерику с севера.
  3. Архаический период: 7000± - 2000± гг. до н.э. Уже известны крупные поселения. Первые опыты земледелия, в т.ч. с кукурузой (VI тыс. до н.э.). [Почти одновременно со Старым Светом] В IV тыс. до н.э. кроме одомашенной кукурузы появляются фасоль и тыква [а когда томаты, какао, табак?]. Появление культур (1600-1500 г. до н.э.), ставших корнями культуры ольмеков, их первых городов [вероятно, это уже и были ольмеки].
  4. Раннеформативный (доклассический) период: 1500 - 900 гг. до н.э. - для территории Мексики; 1800 - 900 гг. до н.э. - для территории Майя. В конце периода (X в. до н.э.) возникают культуры сапотеков и уастеков.
  5. Среднеформативный (доклассический) период: 900 - 300 гг. до н.э. Появление сформированной культуры ольмеков (около 800 г. до н.э.). [Лучше это назвать не появлением, а расцветом - появились они на 700 лет раньше, а их достижения будут жить в последующих культурах Месоамерики еще 700 лет спустя.] Заселение и необъяснимое падение через 300 лет ольмекского города Сасакатлы (800 - 500 гг. до н.э.).
  6. Позднеформативный (доклассический) период: 300 гг. до н.э. - 150 гг. н.э. - для территории Мексики; 300 гг. до н.э. - 250 гг. н.э. - для территории Майя. В начале периода - появление культуры Теотиуакана (300 г. до н.э.) и ранних государств миштеков (II в. до н.э.). В конце периода - затухание культуры ольмеков (100 гг. н.э.).
  7. Раннеклассический период: 150 - 650 гг. н.э. - для территории Мексики; 250 - 600 гг. н.э. - для территории Майя. В этот период "законодателем мод" в Мексике и Гватемале был Теотиуакан (300 - 600 гг. н.э.). Расцвет культуры сапотеков в Оахаке (200 - 500 гг. н.э.). Распад первых миштекских государств (III-IV в. н.э.).
  8. Позднеклассический период: 600 - 900 гг. н.э. В конце периода (800 г. н.э., а, может быть, и раньше) происходит аридизация климата и упадок земледелия, чем тут же воспользовались пришельцы с севера. Наступает конец чисто теотиуаканской культуры (800 г. н.э.) - ее завоевывают тольтеки (которые ее принимают и продолжают). Сам Теуакан пал и был уничтожен за 100-200 летранее (в VII в. н.э. - раньше засухи?), скорей всего, тоже тольтеками. Затем (900 г. н.э.) тольтеки максимально расширяют свое государство, завоевав многие пришедшие в упадок города майя (их цивилизацию они тоже продолжают, давая ей второе дыхание). [Таким образом, тольтекская экспансия заняла 200-400 лет.] Тольтеки усилили жестокость месоамериканских ритуалов - возможно, этому способствовал 300-летний период засухи (800-1000 гг. н.э.).
  9. Ранний Постклассический период: 900 - 1200 гг. н.э. Господство тольтеков. В этот же период расцветает культура уастеков (между падением Теотиуакана и расцветом ацтеков). Конец периода ознаменован сильной засухой (1000-1100 гг. н.э.), после которой (1150 гг.) с севера хлынули новые завоеватели, в т.ч. ацтеки и покорили тольтеков.
  10. Поздний Постклассический период: 1200 гг. н.э. - до испанского завоевания. Господство и расширение государства ацтеков. За сотню лет (1450 г. н.э.) до испанского завоевания они покоряют уастеков - родственников майя, но не знавших письменности. Повторное заселение [ацтеками?] и падение через те же 300 лет бывшего ольмекского города Сасакатлы (1200 - 1500 гг. до н.э.).

Культура «ольмеков» – одна из наиболее ранних культур Мезоамерики. Её хронологические рамки – около 800 г. до н.э. – 100 г. н.э. Имени народа, создавшего ее не сохранилось (название дано по имени индейского племени, жившего здесь значительно позже). Основными центрами «ольмекской» культуры являются крупные поселения: Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас, Сан-Лоренсо. Расположены они в прибрежной части современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско.

Хронологические рамки теотиуаканской культуры – от 300 г. до н.э. до 800 г. н.э. Дальнейшая история Теотиуакана связана уже с племенами тольтеков, создавших в Центральной Мексике вторую крупную цивилизацию после теотиуаканской.

Разделы страницы о древних цивилизациях и культурах Месоамерики:

  • Порталы о цивилизациях и культурах Мезоамерики
  • Неизвестные древнейшие цивилизации Центральной Америки
  • Ольмеки (-2000 лет) - первые пришельцы после Потопа
  • Древняя Оахакка [сапотеко-миштекская культура]
  • Культура Теотиуакана (-2 - +7 века)
  • Древние Майя (+3 - +9 века, Юкатан)
  • Тольтеки (+8 век, Ц.Мексика и Гватемала) и чичимеки
  • Тотонаки и уастеки (Мексика)
  • Ацтеки (+ 12-15 века, Мексика)
  • Загадочная культура индейцев куна (Панама)
  • Неизвестные цивилизации Кубы и Флориды

Порталы о цивилизациях и культурах Мезоамерики

Индейские языки Месоамерики (пенутианская, тано-ютоацтекская, отомангская макросемьи и несколько изолированных языков), тесно взаимодействовали между собой и приобрели ряд сходных черт, которые в настоящее время характеризуются как Месоамериканский языковой союз. Причём, число носителей ряда местных языков (юкатекский майя, науатль, сапотекский, миштекский и др.) продолжает медленно расти.

Неизвестные древнейшие цивилизации Центральной Америки

Многочисленные находки палеоиндейского времени на территории центральных и южных областей США относятся к концу XII-XI тысячелетий до н.э. Здесь выделяются две большие традиции или культурно-исторические общности, разделенные территориально скалистыми горами, - древневосточная и древнезападная [и, наверное, с этих времён возникло фонетическое разделение северо-америндских языков на атлантические (мало согласных, обилие гласных) и тихоокеанские (наоборот, много согласных, мало гласных) - возможно, от влияния пришедших народов на-дене].

Самые ранние материалы с территории Центральной Америки относятся к X тысячелетию до н.э. (культура Диабло). С этого времени и до 7000 г. до н.э. Мезоамерику населяли различные группы бродячих отхотников и собирателей, которые вели свое происхождение от североамериканских племен. [Не факт, могли быть и возвратные миграции из Южной Америки, и даже приход групп мигрантов из Старого Света - не даром в языках Мексики и Калифорнии развито чередование гласных, которое характерно для индоевропейских языков.].

С конца VII-VI тысячелетия до н.э. делаются первые попытки по выращиванию полезных растений. Зачатки земледельческого хозяйства находятся в наиболее благоприятных для земледелия горных районах тропиков и субтропиков (пещеры Тамаулипаса, Чиколоапан, Кошкатлан и др.).

В IV тысячелетии до н.э. появляется трио важнейших культурных растений Нового Света – кукуруза, фасоль и тыква.
  • Потерянная цивилизации. О затопленном городе на глубине 600 м в нескольких километрах от Кубы возрастом 6000 лет.
  • Кукурузу стали выращивать в Мексике (Табаско) еще 9 тысяч лет назад! Сейчас это третья зерновая культура в мире (после пшеницы и риса).

Культура Теотиуакана (-2 - +7 века)

Теотиуакан (Teotihuacan) - город в древней Мексике, один из крупных центров раннеклассового общества в долине Мехико (на территории современного штата Мехико). Возник, видимо, во 2 веке до н.э. Теотиуакан увидел свой расцвет в 3-м столетии нашей эры. Тогда его население составляло более 200 тысяч человек. Культура Теотиуакана в 3-6 веков н. э. оказала большое влияние на культуру других народов [каких?] Мексики и Гватемалы.

В середине 7 в. н. э. в результате нашествия племён с севера [тольтеки, уастеки ?] город был разгромлен и сожжён. Ко времени прибытия сюда ацтеков в XIV веке город давно уже был пуст. В ацтекское время около его развалин было небольшое поселение. Основные памятники архитектуры находятся близ прямой "Дороги мёртвых": "Пирамида Луны" (в 50 км от Мехико), "Пирамида Солнца" и др.

  • Teotihuacan - The City of the Gods.

Тольтеки (+8 век, Ц.Мексика и Гватемала) и чичимеки

Тольтеки - индейский народ языковой группы науатль [как и ацтеки]. В 8 в. н. э. тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство, охватившее центральные и северные районы Мексики со столицей в Серро-де-ла-Эстрелья, а затем в Тольяне (современная Тула, которая находится в 80 километрах к северу от Мехико). В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана и Шочикалько. Главным божеством был Кецалькоатль [как и у ацтеков, у майя - Кукулькан]. В 10 в. военные отряды тольтеков подчинили отдельные группы майя на Юкатане и в горной Гватемале, где находились крупные города государства майя - Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан, Кумаркаах, Ишимче и др.

Во 2-й половине 12 в. новое нашествие с севера воинственных племён, среди которых были и ацтеки, положило конец владычеству тольтеков в Мексике. Культура тольтеков оказала значительное влияние на формирование культуры ацтеков. [наверное, тольтеки были для ацтеков такими же родственными предшественниками, как сапотеки для миштеков]

  • Теотиуакан - обзор.
  • Тольтеки - обзор. (Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962.)

Тотонаки и уастеки (Мексика)

Тотонаки и уастеки - народы, родственные по языку майя.

Тотонаки (Мексика)

Сейчас тотонаки - индейский народ в Мексике, 200 тыcяч человек (1992). Верующие - католики Сохраняют тотонакский язык (майя-соке (пенути) языки).

  • Тотонаки - обзор. (Народы Америки, т. 2, М., 1959.)

Уастеки, или хуастеки (+ 10-15 века, Мексика)

Современные хуастеки (самоназвание те'енек) - индейская народность в северо-восточной Мексике (штаты Веракрус, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас), в основном, сосредоточены вдоль реки Пануко и на побережье Мексиканского залива. На конец 20 века их численность составляла около 80 000 человек. По языку относятся к группе майя-киче, но им не было знакомо иероглифическое письмо майя.

В доколумбовой Америке уастеки были частью Мезоамериканской культуры. По археологическим данным их культуру относят к 10 веку до н.э., а расцвет цивилизации приходится на постклассический период (между закатом эпохи Теотиуакана и расцветом империи ацтеков).

Приблизительно в 1450 году уастеки были покорены ацтекской армией под предводительством Монтесумы I. С этого времени они были обязаны выплачивать Теночтитлану дань, но им позволили сохранить значительную степень независимости в самоуправлении.

Самым необычным было то, что уастеки обычно не носили одежду.

  • Хуастеки - обзор.
  • Уастеки: как, когда и почему произошло отделение от майя.

Ацтеки (+ 12-15 века, Мексика)

Ацтеки (самоназвание - астека), наиболее крупная индейская народность Мексики - около 800т человек (1969). Язык ацтеков - науатль, принадлежит к большой группе ютоацтекских языков.

В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера [из Северной Америки], вторглись в долину Мехико и обосновались в ней. В 14 в. они основали поселение Теночтитлан (современный г. Мехико). В 1427 А. в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и центральной Мексики. Ко времени появления ацтеков в долине Мехико у них господствовал родоплеменной строй. В 15 в. у ацтеков образовалось раннеклассовое государство: существовали рабовладение, торговля, развитое ремесло.

Основными сельскохозяйственными культурами были маис, бобы, хлопок, какао, табак, томаты. Домашних животных (кроме собак) они не имели.

Богатая ацтекская культура основана на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков, миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. Имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан, выстроенная на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек - 4-гранные каменные пирамиды, строго геометричные по форме храмы. Статуи богов выполнены из базальта и андезита.

В 1519-21 ацтеки были завоёваны испанцами.

  • История и культура Ацтеков
  • Ацтеки - обзор. (Народы Америки, т. 2, М.-Л., 1959; Вайян Д., История ацтеков, пер. с англ., М., 1949)
  • Покорение Кортесом Теночтитлана.
  • Вайяy Д ж. К. История ацтеков. М., 1949.

Загадочная культура индейцев куна (Панама)

Предания о белом боге (мй. Кукулькан, ац. Кетцалькоатль - "Пернатый Змей") сохранились не только у великих цивилизаций Мезоамерики, но и у многих окружающих племен. Легенды чибча, обитавших в горах Колумбии, упоминают о белом учителе Бочика (его звали также Суа - «Солнце»). Он пришел с востока и много лет правил этим народом. Территорию современной Венесуэлы якобы посетил белый странник - Тсума, научивший местных жителей земледелию [какие племена?]. К индейцам куна, живущим к северу от Колумбии и Венесуэлы, в районе Панамского канала [на островах], белый бог явился после большого наводнения и обучил племя различным ремеслам.

Если сопоставить все эти предания, то становится ясно, что путь таинственного белого бородача и его (12) помощников лежал через всю Центральную и Южную Америку от берегов Юкатана до побережья Перу, а затем по морю на запад, в сторону Полинезии...

  • Белые индейцы - потомки атлантов.
  • Длительное потребление богатого флавоноидами какао помогает гипертоникам. Живущие обособленно на островах неподалеку от побережья Центральной Америки индейцы Куна, несмотря на повышенное потребление соли, не страдают связанным с возрастом повышением артериального давления. Однако когда они переезжают в другую местность, у них развивается гипертония, которую нельзя объяснить сопутствующим развитием ожирения. Эти индейцы среднем потребляют около 5 чашек какао в день. У них интенсивнее почечный кровоток...
  • Утро магов. "В 1925 г. большая часть индейцев Куна восстала, перебив Панамских жандармов, живших на их территории, и основала независимую республику Фуле с государственным флагом в виде свастики на оранжевом фоне с красной каймой." [Правда ли это?]

Неизвестные цивилизации Кубы и Флориды

  • Канадские ученые нашли в Бермудском треугольнике затонувший город мексиканской цивилизации. Исследователи под руководством Пола Вайнцвейга и Полины Залитцки обнаружили с помощью робота руины города на дне моря в 700 метрах к северу от восточного берега Кубы (имеется видео).

Ключевые слова для поиска сведений по истории доколумбовой Мезоамерики:

На русском языке: древние мезоамериканские цивилизации, древнейшие индейские культуры Центральной Америки, доколумбовая Месоамерика, археологические находки в Мезоамерике, древнемексиканские государства, Юкатан в древности, Мексика до Колумба ; На английском языке: Ancient Central America, Meso-American history.

www.garshin.ru

Урок географии в 11 классе

Урок географии 11 кл. МЕЗОАМЕРИКА Александрова Т.А. Урок географии в 11 классе

Учитель МБОУ СОШ № 29 г.Хабаровск

Александрова Таисия Алексеевна.

Апробация учебника Ким, Кузнецова «География 10-11 кл.»

Тема: Мезоамерика

Цели урока: создать условия для приобретения знаний по теме «Мезоамерика».

Задачи урока: – создать условия для формирования представления об особенностях экономики Мезоамерики, её месте в мировом хозяйстве;

  • способствовать развитию умения отбирать необходимую  информацию,  анализировать и обобщать её, публично представлять результаты своей работы;
  • формировать умение работать в команде; занимать  активную познавательную позицию.
Форма урока: деловая игра: заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска газеты «520 лет открытия Америки».

Технологии урока: метод проектов, групповая работа, информационные методы.

Оборудование: презентация, мультимедиа установка, интерактивная доска, политическая карта мира, учебник, атлас, дополнительные печатные материалы.

Опережающее задание к уроку: провести соцопрос населения города. Вопросы: знаете ли вы что такое Мезоамерика? Где она находится? Представить работу в виде видеоролика.

Ход урока.

Ученические столы расставлены в форме большого редакционного стола, на них разложены логотипы отделов редакции. Перед входом в кабинет учитель предлагает взять каждому учащемуся картинку с изображением логотипа отдела редакции и пройти на место, в соответствии с картинкой. Таким образом, все учащиеся делятся по отделам редакции газеты. (Приложение 1)

  1. Активизация познавательной деятельности.
    • Нам жизнь задает много разных вопросов. В СМИ с экранов телевизора, в Интернете мы постоянно встречается с неизвестными понятиями, незнакомыми словами. Одно из них – Мезоамерика. Группа учащихся нашего класса решила выяснить, а знают ли люди что это такое? Видеоролик соцопрос населения.
(Презентация) Слайд 1 (гиперссылка на видеоролик на слове Мезоамерика) (Приложение 2)
  • А вы знаете? (где-то в Америке, в Латинской Америки)
  • О чем мы сегодня будем говорить? (О регионе МЕЗОАМЕРИКА.)
  1. Целеполагание.
    • Что же это за регион МЕЗОАМЕРИКА? Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на этот вопрос. Что надо для этого знать? (где находиться, какие страны, кто её открыл, почему так называется)
    • Цель нашего урока? (найти информацию, которая бы раскрыла все особенности этого региона).
Слайд 2 На экране 1492 год
  • Как вы думаете какое отношение к нашему уроку имеет эта дата? (Открытие Колумбом Америки).
  • Да в этом году исполняется 520 лет со дня открытия Америки Х.Колумбом. Сегодняшнее урок мы проведем в форме заседание редакции газеты посвященное подготовке спецвыпуска к этому событию: 520 лет со дня открытия Америки. Итог нашей работы – выпуск юбилейной газеты, в которой будут отражаться особенности этого региона мира.
  1. Разделение ролей
  • Каждая группа – это отдел редакции, которая будет собирать информацию для одного из разделов газеты. Войдя в класс вы уже разделились на группы – отделы редакции. Каждый отдел получает задание, которое необходимо выполнить на компьютере и по локальной сети передать на головной компьютер для отчета.
Учащиеся получают задания, проходят на рабочие места за компьютеры. (Приложение 3)

Слайд 3 презентация

  1. Самостоятельная, групповая работа. (5-7 мин.)
Отделы редакции Задания
Информационный Разработка схемы Мезоамерики. Общие географические черты.
Научный «Мозговой штурм по теме: какие факторы сыграли главную роль в формировании населения и хозяйства Мезоамерики?
Отдел критического

анализа

Формирование особой экономики Мезоамерики.

особенности экономики региона

Экономический Формулирование направления хозяйства в Мезоамерике во 2 половине 20 века.
Справочный Составить глоссарий с использованием сети Интернет основных понятий по теме.
Задания по группам:

1 отдел редакции Информационный стр. 289

  1. Дайте определение понятия «Мезоамерика»
СПРАВКА: Термин был введён в обиход в 1943 году немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом.
  1. Разработать схему Мезоамерики. Какие основные части выделяют в Мезоамерике?
  2. Назовите государства, входящие в Мезоамерику.
  3. Охарактеризуйте географические особенности Мезоамерики.
Всю информацию разместить на слайде-шаблоне.

2 отдел редакции Научный стр. 290

  1. Какие факторы сыграли главную роль в формировании населения и хозяйства Мезоамерики?
  2. Составьте таблицу по основным критериям: природные факторы, исторические факторы.
  3. Определить причинно-следственные связи этих факторов.
Всю информацию разместить на слайде-шаблоне.

3 отдел редакции Отдел критического анализа Стр.291, 293

  1. Какие факторы повлияли на формирование особой экономики Мезоамерики.
  2. Почему рядом с экономически развитыми странами США и Канада соседствуют государства с низким уровнем развития экономики.
  3. Внести в таблицу особенности экономики региона и перечислить страны.
Всю информацию разместить на слайде-шаблоне.

4 отдел редакции Экономический стр. 292

  1. Какие направления хозяйства развивались в Мезоамерике во 2 половине 20 века?
  2. Составьте краткую характеристику транзитной экономики.
  3. Почему виды хозяйственной деятельности, называемые транзитной экономикой, получили наибольшее развитие на островах Вест-Индии?
  4. Внести в таблицу новые виды хозяйственной деятельности на островах Вест-Индии и перечислить страны.
Всю информацию разместить на слайде-шаблоне.

5 отдел редакции Справочно-информационный

Составить глоссарий с использованием сети Интернет:

  1. «банановые республики»
  2. «налоговая гавань»
  3. «удобный флаг»
  4. Транзит
Всю информацию разместить в текстовом редакторе.
  1. Отчеты отделов редакции Каждая группа поочередно проходит к доске, отчитывается о проделанной работе и показывает слайд, сделанный во время самостоятельной работы за компьютером, на котором отображена схематично информация по теме. Ребята за партами заполняют информацией шаблоны газеты. (Приложение 7)

Отчет 1 отдела редакции Информационного

Мезоамерика или Средняя Америка – это регион, находящийся между Северной Америкой и Южной. Термин был введён в обиход в 1943 году немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом. В него входят государства материковые и островные. Материковая часть представлена странами Центральной Америки – Белиз, Гондурас, Сальвадор, Гватемала, Коста-Рико, Панама,Никарагуа. Особое место занимает Мексика: площадь –около 2 млн км2, численность населения – 112 млн человек. В островной части можно выделить государства крупных островов (Куба, Гаити, Ямайка и т.д.) и полтора десятка государств, находящиеся на мелких островах (Сан-Сальвадор, Багамские, Гваделупа, Доминика, Мартиника, Сент-Винсент и др.).

Все государства находятся в тропическом, субэкваториальном поясе, в зоне Карибского бассейна, на стыке 2 океанов: Тихого и Атлантического. Все обладают хорошими рекреационными ресурсами, благоприятными для развития туризма в этом регионе.

Отчет 2 отдела редакции Научного.

В формировании населения и хозяйства Мезоамерики свою роль сыграли природные и исторические факторы, главный из которых: близость к Америке. Среди природных факторов главные - положение в тропическом поясе и сложное строение земной коры, предопределившее наличие разнообразных минеральных ресурсов. Важнейший исторический фактор – это европейская колонизация. Она изменила население Мезоамерики, до неё в регионе проживало около 8 млн индейцев. Индейцы-аборигены, европейцы-переселенцы, африканцы-рабы за многие годы сформировали особую колоритную социальную общность населения региона (метисы, самбо, мулаты ).

Общее проявляется также и в их нынешней экономической зависимости от могущественного северного соседа — США. Более половины капиталовложений этой страны в развивающемся мире размещаются именно в Латинской Америке.

Отчет 3 Отдела критического анализа редакции

Бурное развитие США и резкое увеличение их внутреннего рынка привело к расширению старых и возникновению новых видов экспортного плантационного хозяйства. Американцы создали в Мезоамерике крупнейшее производство сахара, бананов, цитрусовых, табака, кофе. Появился даже такой термин «банановые республики», которым обозначали отсталые государства, находящиеся в зависимости от крупных стран.

Бана́новая респу́блика — термин, использовавшийся для обозначения стран Латинской Америки, в которых присутствовала политическая нестабильность совместно с зависимостью от ограниченного сельскохозяйственного производства.Прошу справочный отдел прочитать нам определение «банановые республики», которое дается в словарях. (приложение 6)

Первая страна по размерам флота – Панама. Основная часть судов принадлежат американским и европейским судовладельцам. Эти страны имеют «удобные флаги».

Удобный флаг — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых плавать под флагом страны, которая предоставляет эти условия. Удобный флаг обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени. Прошу справочный отдел прочитать нам определение «удобные флаги», которое дается в словарях.

Примерами "удобных флагов" являются Бермуды, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.

"Налоговая гавань" (налоговые убежища) - небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения финансовых капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот. Иногда пониженное налогообложение распространяется только на некоторые виды доходов. От оффшорных зон "Н.г." отличаются тем, что льготы здесь распространяются не только на иностранные, но и на местные компании.Прошу справочный отдел прочитать нам определение «налоговые гавани», которое дается в словарях.

Примерами "налоговых гаваней" являются Багамы и Каймановы острова, Доминиканская республика, Виргинские острова, Куба.

Отчет 4 Экономического отдела редакции

В экономике Мексики, ряда стран Вест-Индии значительное место занимает туризм. В частности можно совершить туры в Доминикану, Мексику, Гватемалу, Колумбию, Коста-Рику, Панаму, на Кубу, Ямайку, Карибские острова. Некоторые из них (Багамские острова) даже называют странами - «квартиросдатчиками».

В структуре промышленного производства стран Центральной Америки и Карибского бассейна все еще преобладают отрасли традиционной промышленности, прежде всего пищевая. Кстати, эта отрасль во многих странах Латинской Америки имеет ярко выраженную экспортную направленность, поэтому порты сильно разрастаются.

Одна из основных отраслей промышленности в экономике региона – горнодобывающая, так как район богат минеральными ресурсами (бокситы, никель).

Наличие дешевой и довольно квалифицированной рабочей силы и близость к США способствовали развитию в регионе несложных производств обрабатывающей промышленности – черной и цветной металлургии, нефтепереработке.

Посреднические услуги, оказываемые в странах Мезоамерики в рамках международных экономических отношений, – финансовые, туристические, транспортные и другие – получили наименование «транзитная экономика». К ней также относят промежуточное промышленное производство – выпуск деталей, узлов, сборочное производство.

  • Как вы понимаете слово Транзит? (перевозка грузов или пассажиров от места отправления до места назначения без перегрузок или пересадок в промежуточных пунктах.)
  • Прошу справочный отдел прочитать нам определение «транзитная экономика», которое дается в словарях.
  • Такого термина мы не нашли в словарях, но нашли что означает слово «транзит»:
ТРАНЗИТ — (лат. transitus переправа). Право перевозить товар из одного государства в другое через третье, без сбыта в этом последнем.

Экономика этого региона слабая, транзитная, т.к. основные финансовые потоки проходят мимо , транзитом, не улучшая экономику.

Каждой группе задаются вопросы по содержанию:

  • Как еще называют этот регион? (Вест-Индия, что означает западная Индия)
  • Какие факторы повлияли на развитие плантационного сельского хозяйства этого региона? (природные прежде всего, близость к США)
  • Почему рядом с экономически развитыми странами США и Канада соседствуют государства с низким уровнем развития экономики? (дешевая рабочая сила, )
  • Почему виды хозяйственной деятельности, называемые транзитной экономикой, получили наибольшее развитие на островах Вест-Индии?
  • Что ждет в перспективе этот регион? Почему, обоснуйте. (в перспективе специализация стран будет только углубляться, экономика развивается медленными темпами. США выгодно рядом иметь слабые государства с дешевыми ресурсами и рабочей силой)
  1. Закрепление материала
Посмотрите на свои работы, покажите что у вас получилось: настоящая газета, отражающая специфику этого региона. Молодцы!

Возьмите тесты, лежащие у всех на парте. (Приложение 4)

  • Из букв, которые написаны напротив только правильных ответов составить ключевое слово.
Проверка теста:
  • Какие ключевые слова получились у каждого варианта? (Панама, Ямайка, туризм, Мехико, бананы)
  • Какое отношение они имеют к теме нашего урока?
А сейчас посмотрим ролик о природе, людях, хозяйственной деятельности этого региона. (Приложение 5)
  1. Рефлексия
На тесте нарисуйте смайлик, соответствующий вашему отношению к уроку.
  1. Дом. Задание: § 49, стр. 295 подготовиться к тестированию по теме Америка.

Приложение 1

Картинки-логотипы на урок.

Информационный

отдел редакции

Научный

отдел редакции

Экономический

отдел редакции

Справочный

отдел редакции

Отдел критического анализа

Приложение 4

Карточки – тесты для закрепления нового материала.

Карточка – тест А

Из букв, которые написаны напротив только положительных ответов составить ключевое слово.

Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

Вопрос Ответ
  1. Америку открыл Америго Веспучи.
Я
  1. Столица Кубы – Гавана.
П
  1. Наибольшее развитие в латиноамериканских странах получила импортозамещающая модель индустриального развития.
А
  1. В «индустриальный треугольник» Бразилии входят города: Сан-Паулу, Бразилиа, Белу-Оризонти.
К
  1. Бразилия входит в число лидеров самолетостроения.
Н
  1. Инки, майя – коренное население латинской Америки.
А
  1. Столица Бразилии – Рио-де-Жанейро.
У
  1. Америку открыл Колумб.
М
  1. Бразилия занимает 2 место в мире по площади территории
Б
  1. Латинская Америка занимает первое место по обеспеченности водными и лесными ресурсами.
А
  1. Древняя цивилизация майя находилась на территории Перу.
О

Карточка – тест Б

Из букв, которые написаны напротив только положительных ответов составить ключевое слово.

Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

Вопрос Ответ
  1. Америку открыл Америго Веспучи.
М
  1. Столица Кубы – Гавана.
Я
  1. Наибольшее развитие в латиноамериканских странах получила импортозамещающая модель индустриального развития.
М
  1. В «индустриальный треугольник» Бразилии входят города: Сан-Паулу, Бразилиа, Белу-Оризонти.
Н
  1. Бразилия входит в число лидеров самолетостроения.
А
  1. Инки, майя – коренное население латинской Америки.
Й
  1. Столица Бразилии – Рио-де-Жанейро.
У
  1. Америку открыл Колумб.
К
  1. Бразилия занимает 2 место в мире по площади территории
Б
  1. Латинская Америка занимает первое место по обеспеченности водными и лесными ресурсами.
А
  1. Древняя цивилизация майя находилась на территории Перу.
Е

Карточка – тест В

Из букв, которые написаны напротив только положительных ответов составить ключевое слово.

Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

Вопрос Ответ
  1. Америку открыл Америго Веспучи.
Я
  1. Столица Аргентины – Буэнос-Айрос.
Т
  1. Наибольшее развитие в латиноамериканских странах получила импортозамещающая модель индустриального развития.
У
  1. В «индустриальный треугольник» Бразилии входят города: Сан-Паулу, Бразилиа, Белу-Оризонти.
Н
  1. Бразилия входит в число лидеров самолетостроения.
Р
  1. Инки, майя – коренное население латинской Америки.
И
  1. Столица Бразилии – Рио-де-Жанейро.
У
  1. Америку открыл Колумб.
З
  1. Бразилия занимает 2 место в мире по площади территории
Б
  1. Латинская Америка занимает первое место по обеспеченности водными и лесными ресурсами.
М
  1. Древняя цивилизация майя находилась на территории Перу.
А
Карточка – тест Г

Из букв, которые написаны напротив только положительных ответов составить ключевое слово.

Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

Вопрос Ответ
  1. Америку открыл Америго Веспучи.
Я
  1. Столица Чили – Сантьяго .
М
  1. Наибольшее развитие в латиноамериканских странах получила импортозамещающая модель индустриального развития.
Е
  1. В «индустриальный треугольник» Бразилии входят города: Сан-Паулу, Бразилиа, Белу-Оризонти.
Н
  1. Бразилия входит в число лидеров самолетостроения.
Х
  1. Инки, майя – коренное население латинской Америки.
И
  1. Столица Бразилии – Рио-де-Жанейро.
У
  1. Америку открыл Колумб.
К
  1. Бразилия занимает 2 место в мире по площади территории
Б
  1. Латинская Америка занимает первое место по обеспеченности водными и лесными ресурсами.
О
  1. Древняя цивилизация майя находилась на территории Перу.
А

Приложение 6

Глоссарий

Бана́новая респу́блика — термин, использовавшийся для обозначения стран Латинской Америки, в которых присутствовала политическая нестабильность совместно с зависимостью от ограниченного сельскохозяйственного производства.

Основные признаки банановой республики —

  • значительное неравенство в распределении национального продукта,
  • отсталая инфраструктура, образование и экономика,
  • сильная зависимость от иностранного капитала,
  • относительно высокая инфляция,
  • дефицит бюджета и снижающийся курс национальной валюты.

"НАЛОГОВАЯ ГАВАНЬ" (налоговые убежища) - небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения финансовых капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот. Иногда пониженное налогообложение распространяется только на некоторые виды доходов: напр., в Люксембурге существует льготный налоговый режим для банков. От оффшорных зон "Н.г." отличаются тем, что льготы здесь распространяются не только на иностранные, но и на местные компании.

Примерами "налоговых гаваней" являются Монако, Лихтенштейн, Багамы и Каймановы острова.

Удобный флаг — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых плавать под флагом страны, которая предоставляет эти условия. Удобный флаг обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.

Примерами "удобных флагов" являются Бермуды, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.

Приложение 7

520 лет со дня открытия Америки

1492 г.Мезоамерика - _______________________________________

___________________________________________________

Общие географические черты стран Мезоамерики.

________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ МЕЗОАМЕРИКА

Мексика

S = _____ Население ________________Столица_________ ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Факторы формирования Экономика

хозяйства Мезоамерики.

____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________

_______________________________ _______________________________

  • ___________________________________________________________
_____________________________
  • ____________________________
______________________________

_______________________________

Современные направления хозяйства

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Транзитная экономика – ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Перспективы развития региона _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

fs.nashaucheba.ru


Смотрите также