Презентация на тему: «Основные аспекты метанольной экономики». Метанольная экономика


Взгляд в будущее - ЭкспертРУ

Мировой метанольный рынок стремительно развивается, его конфигурация меняется. Основными потребителями становятся азиатские страны с доминирующим Китаем, где метанол широко используется как энергетический ресурс и сырье для получения олефинов. В число крупнейших стран-экспортеров уже в обозримом будущем войдут США, где производство метанола – один из способов переработки дешевого сланцевого газа. Каковы перспективы России в новых реалиях, учитывая многочисленные проекты по созданию новых экспортоориентированных метанольных производств?

23 июня состоялась Девятая международная конференция «Метанол 2014», организованная CREON Energy. Партнером мероприятия выступила компания MMSA.

Обращаясь к участникам конференции с приветственным словом, глава группы CREON Фарес Кильзие отметил, что еще 10-15 лет назад метанол считался продуктом монетизации газа. Однако со временем отношение к нему менялось в лучшую сторону – в том числе и с помощью ежегодных метанольных конференций CREON Energy. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это серьезный самостоятельный продукт, применяемый во многих отраслях промышленности. По мнению г-на Кильзие, теперь метанольный рынок переходит на следующий этап развития – расширения производства и увеличения мощностей. На данный момент Россия в этом отношении значительно отстает от Запада и азиатских стран, хотя имеет все предпосылки для успеха – большие запасы природного газа, энергетические ресурсы, выход к морю. Задача участников отрасли – объединить усилия и сделать Россию крупным игроком на мировом рынке метанола.

По итогам 2013 г. мировое потребление метанола составило 66 млн т, из них 65% пришлось на страны Азии, 17% - на Европу и 11% - на США. В 2014 г. рост потребления по прогнозам составит 5 млн т, основная доля – 4 млн т – придется на Китай. Мировой спрос к 2018 г. прогнозируется уже на уровне 92 млн т. При этом наибольшую часть продукта по-прежнему будут потреблять азиатские страны (70%). Прогноз на 2014-2019 гг. предусматривает рост спроса на метанол в этом регионе с 40 млн т до 65 млн т. За этот период в мире увеличится потребление в сферах MTO и MTP с 6.5 до 15.9 млн т.

На данный момент, невзирая на рост производства, каждый регион остается импортозависимым. Крупнейшие регионы-потребители – США, Европа и даже Китай – не имеют достаточных мощностей для покрытия внутренних потребностей. Однако уже в ближайшие пять лет ситуация может измениться. Сейчас же более 50% глобального потребления метанола торгуется на китайских коммерческих условиях. Другими словами – Китай значительно влияет на мировое ценообразование. Однако стоит быть осторожными в прогнозах по объемам китайского производства на ближайшие годы. Несмотря на запланированное увеличение мощностей, под вопросом остается процент их загрузки: ведь они могут использоваться не только для выпуска метанола, но и аммиака. Сейчас в Китае отмечается неравномерное распределение метанольных заводов, которын сконцентрированы преимущественно на востоке и в центре страны. Предприятия-потребители зачастую сильно удалены. Система логистики не справляется с выпускаемыми объемами, которые в итоге не всегда доходят до конечного покупателя. Поэтому главная задача на будущее - рациональное размещение производств.

Что касается Европы, то в 2013 г. метанольная промышленность столкнулась с возвращением МТБЭ на рынок (который семь лет назад был заменен на ЭТБЭ). Как следствие – будет дополнительное потребление метанола в объеме до 500 тыс. т. Сейчас в Европе основными производителями метанола являются Голландия, Франция и Бельгия. На ближайшие пять лет спрос и предложение сбалансированы. Также стоит особо отметить, что с июля 2014 г. Еврокомиссия отменяет импортные пошлины на метанол.

США, которые еще недавно были крупным импортером метанола, скоро смогут полностью закрывать внутренние потребности и даже экспортировать продукт. Это стало возможным благодаря «сланцевой революции», которая обеспечила страну собственным дешевым газом. Если в 2013 г. собственное производство США не превышало 2 млн т, то к 2019 г. оно достигнет 8 млн т.

Существует множество новых направлений использования метанола. Продукт все чаще применяется в качестве автомобильного топлива, он экологичен и возобновляем – это делает его достойной альтернативой бензину и дизелю. Из 71.3 млн метрических тонн метанола, которые будут проданы в мире в 2014 г., примерно 50% составит топливо и горючее. При этом он имеет ряд преимуществ перед другими альтернативными продуктами - СПГ и КПГ. В частности, использование метанола не требует серьезного изменения топливной схемы двигателя (в отличие от сжиженного и компримированного природного газа). Также плохо развита заправочная сеть для СПГ и КПГ и их использование, как правило, ограничено сегментом грузовиков и автобусов. Метанол же вполне может применяться в качестве топлива для легковых автомобилей - самого массового сегмента автопарка.

В США использование метанола в качестве моторного топлива поддерживается государством. Этому способствует Закон об открытом стандарте топлива. Согласно ему, с 2014 г. 50% новых автомобилей должны работать на горючем, произведенном не из нефти. Требование будет распространяться на 80% новых автомобилей в 2016 г. и 95% в 2017 г., это касается FFV автомобилей, работающих на спирте, сжатом природном газе, пропане, электричестве и топливных элементах. Сторонники законопроекта подчеркивают, что добыча сланцевого газа открывает путь для производства метанола в США, которые уже в ближайшие годы будут не только полностью закрывать внутренние потребности, но и экспортировать его. В прогнозе до 2017 г. заявлено создание предприятий совокупной мощностью 5 млн т, также в планах – производственные площадки мощностью 6.3 млн т.

Евросоюз принял Директиву о возобновляемой энергии (ДОВЭ). Согласно которой, возобновляемая энергия должна составлять 10% от всей энергии, используемой на транспорте к 2020 г. С сентября 2013 г. биогорючее первого поколения сокращено до 6% при 2.5%-м содержании передовых видов биотоплива. В Европе ведется работа по внедрению транспорта, работающего на трех видах топлива, любой комбинации бензина/этанола/метанола, к тому же транспортные средства Tri-Flex Fuel не требуют специальной инфраструктуры для дозаправки и позволяют ускорить замещение бензина.

Метанол занимает приоритетное место в энергетической безопасности Китая. Если в 2011 г. в стране было выпущено 11.3 млн т метанола, то в 2013 г. – уже 26.3 млн т. Потребление за этот период также существенно выросло – с 16.6 до 32 млн т. Пока что страна вынуждена импортировать продукт, однако ожидается увеличение объемов производства за счет колоссальных запасов каменного угля, который может использоваться в качестве сырья.  Сейчас метанол составляет 7-9% транспортного горючего в Китае (прежде всего во внутренних провинциях и угольных регионах). Центральное правительство КНР разрабатывает стандарты для топлива с добавками метанола. Общенациональный стандарт для горючего M15 (содержание метанола – 15%) может быть определен уже в 2014 г. В провинциях Шаньси, Шэньси и Шанхае проходят испытания автомобили, работающие на горючем M85.

От мирового рынка метанола участники конференции перешли к рассмотрению его российской части. По состоянию на начало 2014 г. в РФ функционируют девять производителей метанола с суммарной мощностью установок 4 млн т/год, рассказал директор департамента углеводородного сырья CREON Energy Анастас Гатунок. В региональном разрезе действующих мощностей по выпуску метанола лидируют Приволжский и Сибирский федеральные округа, на чью долю приходится почти 75%. В 2013 г. производство метанола в РФ составило 3.56 млн т. Более 70% от этого объема пришлось на трех крупнейших производителей - «Метафракс», «Сибметахим» и «Томет». В среднем по России коэффициент использования мощностей по производству метанола в 2013 г. составил 89.6%, что на 4.8% больше, чем в 2012 г. Наибольшей степенью загрузки характеризуются «Метафракс» (101.6%) и «Сибметахим» (99.3%).

Внутренний рынок метанола в России пока полностью обеспечивается собственными производственными ресурсами. В 2013 г. наблюдался значительный рост внутреннего рынка при одновременном снижении экспорта. Темпы роста производства замедлились, сохранив, тем не менее, положительную динамику. В целом российский рынок метанола еще недостаточно развит и пока не достиг своей зрелости. Метанол является полупродуктом, который потребляется преимущественно в нефтехимической и газовой промышленности. В структуре потребления до 30% приходится на внутризаводское использование. Основные сегменты потребления метанола в РФ – это производство формальдегида, изопрена, МТБЭ, а также использование в нефтегазовой отрасли. Выпуск формальдегида (формалин, КФК) является ключевым и активно развивающимся сектором с наибольшим объемом потребления – около 757 тыс. т метанола в 2013 г. В России функционируют более 15 производителей общей мощностью около 2.5 млн т, крупнейшими являются «Метафракс», «Томет» и «Акрон». Производство МТБЭ - второе по величине и стабильно развивающееся направление переработки метанола, за 2013 г. объем потребления достиг 416 тыс. т. Введение в действие ТР ТС «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» сделало премиальным внутренний рынок по сравнению с экспортом, как это было ранее. Лидером в производственной структуре МТБЭ выступают «Сибур Холдинг» - более 39% рынка и «ГК «Титан» - почти 20%. Следующим по объемам потребления сегментом является нефтегазовая отрасль – 14% (300.5 тыс. т в 2013 г.). Прогноз потребления метанола в этом секторе напрямую зависит от объемов добычи газа природного и на газоконденсатных месторождениях. Согласно планам Минэнерго России, в долгосрочном периоде предполагается рост добычи газа, что приведет к увеличению спроса на метанол в данном сегменте более чем на 25% к 2025 г.

До мирового экономического кризиса более половины произведенного в РФ метанола поставлялось на внешние рынки. В дальнейшем в результате кризисных явлений в мировой экономике, а также усиления конкуренции со стороны ближневосточных и азиатских поставщиков, российские экспортеры снизили показатели. В 2013 г. доля экспорта составила 39%, снизившись на 3% по сравнению с 2012 г. Крупнейшая страна назначения экспортных объемов российского метанола – Финляндия, также крупными импортерами являются Словакия, Румыния, Турция и Польша.

Прогноз развития мощностей по производству метанола в РФ в 2013-2025 гг. предусматривает рост производства до 10.24 млн т по максимальному сценарию. Основные условия реализации проектов российских предприятий - обеспеченность природным газом в долгосрочной перспективе по конкурентным ценам, наличие современной технологии, рынков сбыта и крупных инвестиций.

В рамках конференции было объявлено о старте проекта «Метанол Северный». Инициатором проекта является компания «НГСК», оператором - CREON Energy. Проект предусматривает строительство завода по производству метанола мощностью 1.65 млн т/год в Северо-Западном округе. Сейчас выполнено ТЭО проекта, завершен анализ российского и мирового рынка метанола и его производных, определены основные направления переработки и сбыта продукции. 80% производимой продукции будет идти на экспорт. Экспортная ориентированность сбытовой политики определила необходимость размещения производства около порта, чтобы экспортный поток шел наиболее экономичным видом транспорта - морем. Из шести возможных портов был выбран порт Усть-Луга. Начало проектных работ намечено на первый квартал 2015 г., начало строительства - первая половина 2016 г. Запуск производства ожидается во второй половине 2018 г.

expert.ru

Метанол и энергетика будущего. Когда закончатся нефть и газБиблиотека Нон-фикшн читать электронные книги

Предисловие к русскому изданию 5 Предисловие 10 Аббревиатуры и обозначения 12 Единицы измерения и сокращения 14 Перевод единиц 14 Глава 1. Введение 15 Глава 2. Роль угля в промышленной революции и в последующий период 29 Глава 3. История разработки нефти и природного газа 38 Разведка и добыча нефти 43 Природный газ 45 Глава 4. Запасы и пути использования ископаемого топлива 50 Уголь 51 Нефть 57 Нефтеносные пески 65 Нефтяные сланцы 66 Природный газ 69 Метан угольных пластов 78 Плотные пески и сланцы 79 Гидраты метана 79 Перспектива 82 Глава 5. Истощение запасов нефти и газа 83 Глава 6. Углеводороды и продукты их превращения в повседневной жизни 96 Фракционная перегонка 100 Термический крекинг 101 Глава 7. Ископаемое топливо и проблема изменения климата 112 Как смягчить ущерб от выбросов? 123 Глава 8. Возобновляемые источники энергии и атомная энергетика 128 Гидроэнергетика 132 Геотермальная энергетика 138 Ветроэнергетика 142 Солнечная энергия: фотоэлектричество и тепло 147 Фотоэлектрическое преобразование энергии 148 Солнечная тепловая энергия в производстве электричества 151 Электроэнергия из соляных солнечных прудов 154 Использование солнечной тепловой энергии для обогрева 155 Экономические ограничения использования солнечной энергии 155 Биоэнергетика 156 Электроэнергия из биомассы 157 Жидкие биотоплива 158 Энергия океана: тепловая, энергия приливов и отливов, а также энергия волн 164 Энергия приливов и отливов 164 Энергия волн 166 Тепловая энергия океана 168 Атомная энергия 169 Энергия реакций ядерного деления 172 Реакторы-размножители 178 Потребность в атомной энергии 180 Экономика 182 Вопросы безопасности атомной энергетики 184 Атомная энергия и безопасность 186 Побочные продукты и отходы атомных электростанций 188 Выбросы в атмосферу 190 Атомная энергия – энергия будущего 191 Термоядерный синтез 192 Перспективы развития альтернативных источников энергии 196 Глава 9. Возможности и ограничения водородной экономики 199 Открытие и свойства водорода 200 Развитие водородной энергетики 202 Получение и использование водорода 206 Водород из ископаемого топлива 208 Водород из биомассы 210 Фотобиологическое разложение воды 211 Электролиз воды 212 Получение водорода с использованием атомной энергии 215 Проблема хранения водорода 216 Жидкий водород 218 Водород под давлением 219 Гидриды металлов и твердые абсорбенты 221 Другие способы хранения водорода 222 Водород: централизованная или децентрализованная доставка потребителю? 223 Вопросы безопасности 227 Транспортировка водорода 229 Топливные элементы 231 Историческая справка 231 Эффективность топливных элементов 233 Водородные топливные элементы 235 Топливные элементы на основе протонообменных мембран (ТЭПМ) для транспортных средств 241 Перезаряжающиеся (регенеративные) топливные элементы 245 Перспектива развития водородной экономики 248 Глава 10. Метанольная экономика. Основные аспекты 250 Глава 11. Метанол как топливо и энергоноситель. Свойства метанола и история его изучения 258 Современные способы использования метанола 261 Использование метанола и диметилового эфира в качестве транспортного топлива 263 Историческая справка 263 Метанол как топливо в двигателях внутреннегосгорания (ДВС) 269 Метанол и диметиловый эфир в качестве заменителей дизельных топлив в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) 272 Биодизельное топливо 279 Новые транспортные средства, работающие на метаноле 279 Получение водорода для топливных элементов путем конверсии метанола 280 Прямой метанольный топливный элемент (ПМТЭ) 285 Топливные элементы, основанные на других видах топлива и на биотопливе 293 Перезаряжающиеся топливные элементы 293 Метанол как топливо для стационарных установок 294 Хранение и распределение метанола 296 Цена на метанол 299 Вопросы безопасности 301 Выбросы от транспортных средств, работающих на метаноле 307 Метанол и окружающая среда 309 Метанол и проблемы изменения климата 311 Глава 12. Производство метанола из различного сырья – от синтез-газа до углекислого газа 313 Получение метанола из горючих ископаемых 317 Производство через синтез-газ 317 Получение синтез-газа из природного газа 322 Паровая конверсия метана 322 Парциальное окисление метана 323 Автотермический риформинг метана и сочетание паровой конверсии с парциальным окислением 323 Получение синтез-газа путем углекислотной конверсии метана 324 Получение синтез-газа из нефти и высших углеводородов 325 Синтез-газ из угля 325 Экономика производства синтез-газа 326 Получение метанола через метилформиат 327 Метанол из метана, минуя синтез-газ 328 Селективное окисление метана в метанол 329 Каталитическое газофазное окисление метана 330 Жидкофазное окисление метана в метанол 333 Получение метанола через моногалогенированные метаны 336 Микробиологическая или фотохимическая конверсия метана в метанол 339 Метанол из биомассы 341 Метанол из биогаза 350 Аквакультура 353 Водные растения 353 Морские водоросли 354 Получение метанола из углекислого газа 357 Углекислый газ из промышленных отходящих газов 361 Углекислый газ из атмосферы 363 Глава 13. Использование метанола для получения химических соединений, синтетических углеводородов и различных материалов 367 Превращение метанола в химические продукты и материалы 367 Превращение метанола в олефины и синтетические углеводороды 369 Процесс превращения метанола в олефины 371 Процесс получения бензина из метанола 374 Белки на основе метанола 376 Будущее за метанолом 378 Глава 14. Перспективные ресурсы для развития экономики 379 Метанольная экономика и ее преимущества 383 Рекомендуемая литература и другие источники информации 388 Цитируемая литература 399

lib.biblioclub.ru

Рынок метанола в России 2016

Фото: © cylonphoto / Bigstockphoto

На фоне кризиса во многих отраслях производство метилового спирта (метанола) демонстрирует хорошие темпы роста. Годовая динамика производства имеет положительные значения г/г, начиная с августа 2015 года. Не в последнюю очередь это связанно с высокой долей отгрузок на экспорт.  Вместе с тем, согласно исследованию рынка метанола, цены на внутреннем рынке снизились, что несколько неблагоприятно влияет на экономические результаты заводов.

Российские предприятия показывают устойчивую повышательную динамику метилового спирта (метанола), на протяжении последних 8 месяцев. Совокупный прирост объемов производства за 2015 год составило 1,3% г/г. Объем производства продукта в январе - июне 2016 года в натуральном выражении вырос на 4,1% г/г. Вместе с тем, в августе-сентябре, нужно ожидать традиционный спад производства, связанный с приостановкой установок ведущих предприятий на плановый ремонт.

Метиловый спирт используется в производстве сырья для выпуска пластмасс, каучуков, красок, синтетических смол (в первую очередь, карбомидформальдегидных и меламинформальдегидных), клеев, дезинфицирующих и лекарственных средств, а также многих других видов химической продукции. В прошлом метанол получали методом сухой перегонки дерева. До 1960 годов его добывали путем реакции при участии цинк-хромовых катализаторов (Р = 25 - 40 МПа, Т = 300 - 400°С), позже - с помощью медьсодержащих при 200 - 300 °C и давлении 3,5 - 5,5 МПа. Современная химическая промышленность получает метиловый спирт из водорода и окиси углерода при участии катализаторов, а его выпуск приурочен к крупнейшим газопроводам.

По словам начальника отдела маркетинга АО «Щекиноазот» Полины Клочко, рынок метанола сохраняет хорошие перспективы роста. При этом на внутреннем рынке в обозримом будущем рост будет происходить за счет производства МТБЭ и формальдегида. Продолжается строительство новых производственных мощностей в Кингисеппском районе Ленинградской области и порту Усть-Луга, однако они начнут выпуск товарной продукции не ранее 2018 - 2019 гг. и по всей видимости будут ориентированы на экспорт.

Динамика производства метанола в России

Динамика производства метанол в стоимостном выражении отличается от динамики производства в натуральном выражении, характеризуясь при этом спадом. Так, за первое полугодие 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 22,1% ниже г/г. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании IndexBox, в текущем году отпускные цены производителей сократились на ¼. Начальник отдела продаж ОАО "Метафракс" Алексей Прусовский связывает это с формированием на внутреннем рынке избыточного предложения. Падение цен на мировых рынках сделало экспортное направление менее привлекательным. К этому добавились временное сокращение внутрироссийского спроса, связанное, в частности с имевшим место снижением выпуска фанеры и ДСП.

Объем производства метанола в России

Основные производители метанола в России

В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: ОАО «МЕТАФРАКС» (Пермский край), ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» (Самарская область), ООО «СИБИРСКАЯ МЕТАНОЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (Томск), ОАО «Щекиноазот» и ОАО «НАК «Азот» (Тульская область), ОАО «Невинномысский Азот» (Ставропольский край). В августе 2015 года запущено производство метанола на АО «АММОНИЙ» (Татарстан), так же, в настоящее время, введется строительство второй установки по производству метанола на ОАО «ЩЕКИНОАЗОТ».

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: во 2 кв. 2016 года там было произведено 312,7 тыс. т метанола, что составляет 40,9% от совокупного объема. На втором месте с долей 24,8% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Сибирский федеральный округ с долей 28,1%. В совокупности на данные федеральные округа пришлось 93,8% от российского производства. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.

Рынок метанола России: география производства

Валовый внутренний продукт России по итогам 2015 г. сократился на 3,7%, при этом в текущем 2016 г., по всей видимости, продолжится его спад, хотя и меньшими темпами (на 1,5 - 2%). В то же время, данные Министерства Экономического Развития, указывают на то, что производство химической продукции в ближайшие годы вырастет на 2 - 2,5%. Это вселяет надежды на то, что у отрасли есть неплохие перспективы. Несмотря на высокие инвестиционные риски и пересмотр в 2015 году рядом компаний своих инвестиционных программ, крупнейшие производители химического комплекса (ОАО «ФОСАГРО», ЗАО «МЕТАХИМ», ОАО «МХК «ЕВРОХИМ», ЗАО «ГАЗПРОМ ХИМВОЛОКНО», ОАО «ЩЕКИНОАЗОТ», ПАО «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ», ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ») продолжают свою инвестиционную деятельность.

В 2014 году уровень загрузки производственных мощностей по основным видам химической продукции был чуть более 70%. Ожидается расширение и модернизация действующих химических производств в 2016 - 2020 гг.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок метанола

www.indexbox.ru

Экономика метанола

Экономика метанола — гипотетическая энергетическая экономика будущего, при которой ископаемое топливо будет заменено метанолом Эта экономика является альтернативой существующих моделей водорода и этанола Биотопливо В 2005 году лауреат нобелевской премии Джордж Олах George Andrew Olah опубликовал свою книгу Oil and Gas: The Methanol Economy", в которой обсудил шансы и возможности экономики метанола В книге он предоставляет аргументы против водородной модели и обозначает возможность синтеза метанола из углекислого газа CO2 или метана

Содержание

  • 1 Метанол, его свойства
  • 2 Производство метанола
  • 3 Применение
  • 4 Метанол в качестве топлива
  • 5 Теоретические преимущества
  • 6 Теоретические недостатки
  • 7 Источники
  • 8 См также
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Метанол, его свойстваправить

Метано́л метиловый спирт, древесный спирт, карбинол, метилгидрат, гидроксид метила — Ch4OH, простейший одноатомный спирт, бесцветная ядовитая жидкость

С воздухом образует взрывоопасные смеси температура вспышки 11 °C Метанол — нервно-сосудистый яд, который способен длительное время удерживаться в организме человека

Производство метанолаправить

До 1960-х годов метанол синтезировали только на цинкхромовом катализаторе при температуре 300—400 °C и давлении 25—40 МПа = 250—400 Бар = 254,9—407,9 кгс/см² Впоследствии распространение получил синтез метанола на медьсодержащих катализаторах медьцинкалюмохромовом, медь-цинкалюминиевом или др при 200—300 °C и давлении 4—15 МПа = 40—150 Бар = 40,79—153 кгс/см²

До промышленного освоения каталитического способа получения метанол получали при сухой перегонке дерева отсюда его название «древесный спирт» В настоящее время этот способ имеет второстепенное значение

Также известны схемы использования с этой целью отходов нефтепереработки, коксующихся углей

Сегодня метанол в основном синтезируется из природного газа В идеале в этом процессе может использоваться углекислый газ из атмосферы и возобновляемая энергия Таким образом производство метанола будет частью нейтрального круговорота В перспективе окончания запасов ископаемых энергоносителей этот путь является единственным для получения углекислого газаисточник не указан 2849 дней Она предлагает абсорбцию углекислого газа из атмосферы с помощью подходящих носителей, из которых можно затем получить этот газ в концентрированной форме Гидроксид калия и карбонат кальция предлагаются как возможные, но не идеальные вещества по причине накладного извлечения из них углекислого газа По всей видимости для этого должны быть разработаны улучшенные материалы этаноламины Из за малой концентрации углекислого газа в атмосфере, этот способ сегодня самый дорогой

Как альтернатива могут использоваться выхлопные газы, выделяемые тепловыми электростанциями 15 % концентрация CO2 Этот способ может применяться до тех пор, пока ископаемые энергоносители будут использоваться в тепловых электростанциях

Биометанолправить

Промышленное культивирование и биотехнологическая конверсия морского фитопланктона рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений в области получения биотоплива1

В начале 1980-х рядом европейских стран совместно разрабатывался проект, ориентированный на создание промышленных систем с использованием прибрежных пустынных районов Осуществлению этого проекта помешало общемировое снижение цен на нефть

Первичное производство биомассы осуществляется путём культивирования фитопланктона в искусственных водоёмах, создаваемых на морском побережье

Вторичные процессы представляют собой метановое брожение биомассы и последующее гидроксилирование метана с получением метанола

Основными доводами в пользу использования микроскопических водорослей являются следующие:

  • высокая продуктивность фитопланктона до 100 т/га в год;
  • в производстве не используются ни плодородные почвы, ни пресная вода;
  • процесс не конкурирует с сельскохозяйственным производством;
  • энергоотдача процесса достигает 14 на стадии получения метана и 7 на стадии получения метанола;

С точки зрения получения энергии данная биосистема имеет существенные экономические преимущества по сравнению с другими способами преобразования солнечной энергии

Применениеправить

Автомобиль Mercedes Benz Necar-3 с силовой установкой на Прямом метанольном топливном элементе 2006 год

Метанол может использоваться как в классических двигателях внутреннего сгорания, так и в специальных топливных элементах для получения электричества Таким образом может быть обеспечен плавный переход к экологическому использованию энергии

Предлагается использовать метанол как i удобный хранителъ энергии, ii легко транспортируемое и используемое топливо, включая применение в топливных элементах, и iii как заменитель синтетическим углеводородам и их продуктам, включая полимеры и простые белки Могут быть использованы в пищу животным и/или человеку Источником углекислого газа в итоге будет воздух, который принадлежит всем и каждому, в то время как необходимая энергия будет поступать из альтернативных источников, включая ядерную энергиюGeorge A OlahBeyond Oil and Gas: The Methanol Economy, S 170

Метанол в качестве топливаправить

При применении метанола в качестве топлива следует отметить, что объемная и массовая энергоемкость теплота сгорания метанола на 40-50 % меньше, чем бензина, однако при этом теплопроизводительность спиртовоздушных и бензиновых топливовоздушных смесей при их сгорании в двигателе различается незначительно по той причине, что высокое значение теплоты испарения метанола способствует улучшению наполнения цилиндров двигателя и снижению его теплонапряженности, что приводит к повышению полноты сгорания спиртовоздушной смеси В результате этого рост мощности двигателя повышается на 10-15 % Двигатели гоночных автомобилей работающих на метаноле с более высоким октановым числом чем бензин имеют степень сжатия, превышающую 15:1источник не указан 473 дня, в то время как в обычном карбюраторном ДВС степень сжатия для неэтилированного бензина как правило не превышает 101:1

Теоретические преимуществаправить

Преимущества метанола перед водородной:

  • более энергоёмкий энергоноситель чем водород в сравнении по объёму и весу, особенно если принимать во внимание, что для хранения водорода необходимы сосуды, выдерживающие высокое давление
  • инфраструктура для водорода может оказаться весьма дорогой, в то время как для метанола достаточно имеющейся бензиновой инфраструктуры
  • метанол можно смешивать с бензином
  • использовать метанол удобнее водорода которому необходимы специальные сосуды
  • метанол можно использовать в химической индустрии как базовый материал

Преимущества перед этанолом

  • метанол можно создать из любого органического материала с помощью синтеза Фишера-Тропша

Теоретические недостаткиправить

  • высокие энергетические затраты производство водорода и синтез метанола
  • производство само по себе не является экологически абсолютно чистым
  • на данный момент производство синтез-газа зависит от ископаемых энергоносителей несмотря на то, что в теории возможно использование любых источников энергии
  • энергетическая плотность по объёму или весу в два раза меньше бензиновой
  • метанол травит алюминий Проблемным является использование алюминиевых карбюраторов и инжекторных систем подачи топлива в ДВС
  • гидрофильность Метанол втягивает воду, что служит засорением систем подачи топлива в виде желе-образных, ядовитых отложений
  • метанол, как и спирт, повышает пропускную способность пластмассовых испарений для некоторых пластмасс например плотного полиэтилена Эта особенность метанола повышает риск увеличения эмиссии летучих органических веществ, что может привести к повышению концентрации озона и возможно усилению солнечной радиации
  • уменьшенная летучесть при холодной погоде: Моторы, работающие на метаноле, могут иметь проблемы с запуском и отличаются повышенным расходом топлива до достижения рабочей температуры
  • метанол очень ядовит! Намного более, чем бензин Принятие внутрь организма уже малой дозы 10мл приводит к летальному исходу С другой стороны, в отличие от бензина, метанол не содержит канцерогенных веществ способствующих развитию раковых опухолей
  • метанол — легковоспламеняющаяся жидкость В отличие от водорода и других газов метанол не улетучивается, если система хранения даёт течь
  • метанол может сравнительно быстро попасть в источники питьевой воды и отравить её Этот сценарий исследован пока недостаточно, но существует опыт утечки метил-трет-бутилового эфира и загрязнения воды

Источникиправить

  1. ↑ Waganer K Mariculture on land — Biomass, 1981

См такжеправить

  • Биоэтанол
  • Водородная энергетика

Литератураправить

  • Новое в жизни, науке и технике Издательство Знание Москва, 1964
  • Плановое хозяйство Москва, 1984

Ссылкиправить

  • A discussion of the Methanol Economy with George Olah Recording of a program broadcast on NPR
  • Methanol statt Wasserstoff, Interview mit George Olah,Technology Review
  • M Specht und A Band, «Der Methanolkreislauf» , Themen 98/99 «Nachhaltigkeit der Energie», Forschungsverbund Sonnenenergie, S 59, Köln, 1999
  • Methanolwirtschaft auf energieinfode
  • Die Mär vom Wasserstoff, Die Zeit 42/2004
  • глава о книге «Вне нефти и газа» Angew Chem 2005, 117 18, страница 2692
  • Buchbesprechung:Beyond Oil and Gas Jürgen O Metzger, Universität Oldenburg
  • L Bromberg and WK Cheng 2010 Methanol as an alternative transportation fuel in the US: Options for sustainable and/or energy-secure transportation

Экономика метанола Информация о

Экономика метанолаЭкономика метанола

Экономика метанола Информация Видео

Экономика метанола Просмотр темы.

Экономика метанола что, Экономика метанола кто, Экономика метанола объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Презентация на тему: «Основные аспекты метанольной экономики»

Автор публикации: Фадеева М.В.

Дата публикации: 31.07.2016

Краткое описание:



1

Работу выполнила магистрант 1 года обучения, направления «Химия», программы «...Работу выполнила магистрант 1 года обучения, направления «Химия», программы «Зеленая химия», группы МДЗХ-15 Фадеева М.В. Работу проверил: д.х.н., декан ХФ, профессор кафедры органической, неорганической и фармацевтической химии Тырков А.Г. «Основные аспекты метанольной экономики»

2

При сжигании углеводородов образуются углекислый газ и вода. заманчивым для м...При сжигании углеводородов образуются углекислый газ и вода. заманчивым для метанольной экономики является разработка эффективного и экономически обоснованного варианта обратного процесса - получение углеводородного топлива из СО2 и Н2О. АктуальностьБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

В основу этой метанольной экономики положены процессы эффективного прямого пр...В основу этой метанольной экономики положены процессы эффективного прямого превращения природного газа, запасы которого все еще значительны, в метанол или этиловый эфир. Актуальность Также существует возможность получения этих соединений путем химической переработки СО2, содержащегося в отходящих газах тепловых электростанций, которые работают на ископаемом топливе, и в других промышленных отходах. В конечном счете используя, каталитические и электрохимические методы, можно найти пути утилизации даже атмосферного диоксида углерода.

4

Метанол и диметиловый эфир сами по себе являются высококачественными моторным...Метанол и диметиловый эфир сами по себе являются высококачественными моторными топливами для двигателей внутреннего сгорания. Метанол также зарекомендовал в качестве энергоносителя в топливных элементах, поскольку при взаимодействии метанола с атмосферным кислородом (воздухом) возникает электрический ток. Топливные элементы представляют собой удобный, эффективный источник электроэнергии. Следует подчеркнуть, что концепция метанольной экономики не направлена на производство энергии. Однако жидкий метанол является более удобной и безопасной формой хранения энергии по сравнению с легколетучим газообразным водородом, на применении которого основана водородная экономика.

5

Метанол является самым подходящим материалом для хранения энергии и высокоэфф...Метанол является самым подходящим материалом для хранения энергии и высокоэффективным моторным топливом, а к тому же с помощью катализаторов он легко превращается в этилен и пропилен. Эти непредельные углеводороды служат строительными блоками при синтезе углеводородов и продуктов их переработки, которые в настоящее время получаются за счет исчезающих запасов нефти и газа.

6

Экономика метанола В 2005 году лауреат нобелевской премии Джордж Олах (George...Экономика метанола В 2005 году лауреат нобелевской премии Джордж Олах (George Andrew Olah) опубликовал свою книгу «Oil and Gas: The Methanol Economy, в которой обсудил шансы и возможности экономики метанола. В книге он предоставляет аргументы против водородной модели и обозначает возможность синтеза метанола из углекислого газа (CO2) или метана.

7

Метанол, его свойства Метано́л (метиловый спирт, древесный спирт, карбинол, м...Метанол, его свойства Метано́л (метиловый спирт, древесный спирт, карбинол, метилгидрат, гидроксид метила) — Ch4OH, простейший одноатомный спирт, бесцветная ядовитая жидкость. С воздухом образует взрывоопасные смеси (температура вспышки 11 °C). Метанол — нервно-сосудистый яд, который способен длительное время удерживаться в организме человека.

8

Производство метанола До 1960-х годов метанол синтезировали только на цинкхро...Производство метанола До 1960-х годов метанол синтезировали только на цинкхромовом катализаторе при температуре 300—400 °C и давлении 25—40 МПа (= 250—400 Бар = 254,9—407,9 кгс/см²). Впоследствии распространение получил синтез метанола на медьсодержащих катализаторах (медьцинкалюмохромовом, медь-цинкалюминиевом или др.) при 200—300 °C и давлении 4—15 МПа (= 40—150 Бар = 40,79—153 кгс/см²).

9

Производство метанола Сегодня метанол в основном синтезируется из природного...Производство метанола Сегодня метанол в основном синтезируется из природного газа. В идеале в этом процессе может использоваться углекислый газ из атмосферы и возобновляемая энергия. Таким образом производство метанола будет частью нейтрального круговорота. Гидроксид калия и карбонат кальция предлагаются как возможные, но не идеальные вещества (по причине накладного извлечения из них углекислого газа). По всей видимости для этого должны быть разработаны улучшенные материалы (этаноламины). Из за малой концентрации углекислого газа в атмосфере, этот способ сегодня самый дорогой. В перспективе окончания запасов ископаемых энергоносителей этот путь является единственным для получения углекислого газа. Она предлагает абсорбцию углекислого газа из атмосферы с помощью подходящих носителей, из которых можно затем получить этот газ в концентрированной форме.

10

Биометанол Промышленное культивирование и биотехнологическая конверсия морско...Биометанол Промышленное культивирование и биотехнологическая конверсия морского фитопланктона рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений в области получения биотоплива. В начале 1980-х рядом европейских стран совместно разрабатывался проект, ориентированный на создание промышленных систем с использованием прибрежных пустынных районов. Осуществлению этого проекта помешало общемировое снижение цен на нефть.

11

Биометанол Первичное производство биомассы осуществляется путём культивирован...Биометанол Первичное производство биомассы осуществляется путём культивирования фитопланктона в искусственных водоёмах, создаваемых на морском побережье. Вторичные процессы представляют собой метановое брожение биомассы и последующее гидроксилирование метана с получением метанола.

12

Основные доводы в пользу использования микроскопических водорослей: - высокая...Основные доводы в пользу использования микроскопических водорослей: - высокая продуктивность фитопланктона (до 100 т/га в год), в производстве не используются ни плодородные почвы, ни пресная вода, - процесс не конкурирует с сельскохозяйственным производством, - энергоотдача процесса достигает 14 на стадии получения метана и 7 на стадии получения метанола.

13

Применение Автомобиль Mercedes Benz Necar-3 с силовой установкой на Прямом ме...Применение Автомобиль Mercedes Benz Necar-3 с силовой установкой на Прямом метанольном топливном элементе. 2006 год. Метанол может использоваться как в классических двигателях внутреннего сгорания, так и в специальных топливных элементах для получения электричества. Таким образом может быть обеспечен плавный переход к экологическому использованию энергии.

14

Предлагается использовать метанол как удобный хранителъ энергии, легко трансп...Предлагается использовать метанол как удобный хранителъ энергии, легко транспортируемое и используемое топливо, включая применение в топливных элементах, и как заменитель синтетическим углеводородам и их продуктам, включая полимеры и простые белки (Могут быть использованы в пищу животным и/или человеку). Источником углекислого газа в итоге будет воздух, который принадлежит всем и каждому, в то время как необходимая энергия будет поступать из альтернативных источников, включая ядерную энергию. George A. Olah Beyond Oil and Gas: The Methanol Economy, S. 170

15

Метанол в качестве топлива При применении метанола в качестве топлива следует...Метанол в качестве топлива При применении метанола в качестве топлива следует отметить, что объемная и массовая энергоемкость (теплота сгорания) метанола на 40-50 % меньше, чем бензина, однако при этом теплопроизводительность спиртовоздушных и бензиновых топливовоздушных смесей при их сгорании в двигателе различается незначительно по той причине, что высокое значение теплоты испарения метанола способствует улучшению наполнения цилиндров двигателя и снижению его теплонапряженности, что приводит к повышению полноты сгорания спиртовоздушной смеси. В результате этого рост мощности двигателя повышается на 10-15 %. Двигатели гоночных автомобилей работающих на метаноле с более высоким октановым числом чем бензин имеют степень сжатия, превышающую 15:1, в то время как в обычном карбюраторном ДВС степень сжатия для неэтилированного бензина как правило не превышает 10.1:1.

16

Теоретические преимущества Преимущества метанола перед водородом: - более эне...Теоретические преимущества Преимущества метанола перед водородом: - более энергоёмкий энергоноситель чем водород (в сравнении по объёму и весу), особенно если принимать во внимание, что для хранения водорода необходимы сосуды, выдерживающие высокое давление. - инфраструктура для водорода может оказаться весьма дорогой, в то время как для метанола достаточно имеющейся бензиновой инфраструктуры. - метанол можно смешивать с бензином использовать метанол удобнее водорода (которому необходимы специальные сосуды) - метанол можно использовать в химической индустрии как базовый материал Преимущества перед этанолом: - метанол можно создать из любого органического материала с помощью синтеза Фишера-Тропша.

17

Теоретические недостатки - высокие энергетические затраты производство водоро...Теоретические недостатки - высокие энергетические затраты производство водорода и синтез метанола - производство само по себе не является экологически абсолютно чистым - на данный момент производство синтез-газа зависит от ископаемых энергоносителей (несмотря на то, что в теории возможно использование любых источников энергии) - энергетическая плотность (по объёму или весу) в половину меньше бензиновой метанол травит алюминий. гидрофильность. метанол, как и спирт, повышает пропускную способность пластмассовых испарений для некоторых пластмасс (например плотного полиэтилена). уменьшенная летучесть при холодной погоде: Моторы, работающие на метаноле, могут иметь проблемы с запуском и отличаются повышенным расходом топлива до достижения рабочей температуры. метанол очень ядовит! метанол — легковоспламеняющаяся жидкость. метанол может сравнительно быстро попасть в источники питьевой воды и отравить её. Этот сценарий исследован пока недостаточно, но существует опыт утечки метил-трет-бутилового эфира и загрязнения воды.

18

Список используемой литературы 1. A discussion of the Methanol Economy with G...Список используемой литературы 1. A discussion of the Methanol Economy with George Olah Recording of a program broadcast on NPR. 2. Methanol statt Wasserstoff, Interview mit George Olah,Technology Review 3. M. Specht und A. Band, «Der Methanolkreislauf» , Themen 98/99 «Nachhaltigkeit der Energie», Forschungsverbund Sonnenenergie, S. 59, Köln, 1999 4. Methanolwirtschaft auf energieinfo.de 5. Die Mär vom Wasserstoff, Die Zeit 42/2004 6. глава о книге «Вне нефти и газа» Angew. Chem. 2005, 117 (18), страница 2692 7. Buchbesprechung:Beyond Oil and Gas Jürgen O. Metzger, Universität Oldenburg 8. L. Bromberg and W.K. Cheng (2010) Methanol as an alternative transportation fuel in the US: Options for sustainable and/or energy-secure transportation 9. Новое в жизни, науке и технике. Издательство Знание. Москва, 2012 г.

19

Спасибо за вниманиеСпасибо за внимание

botana.cc

Технико-экономические показатели производства метанола - Справочник химика 21

    Технике-экономические показатели производства метанола [c.19]

    Рассмотрение сырьевой базы и технико-экономических показателей производства метанола показывает, что для этой цели в первую очередь должен быть использован синтез-газ, получающийся в качестве побочного продукта при производстве ацетилена. Но так как ресурсы синтез-газа ограничены, то в дальнейшем для производства метанола в самых широких масштабах будет использоваться природный газ, причем в ближайшие годы основным методом конверсии метана будет, по-видимому, каталитическая конверсия с кислородом. Выбор других источников сырья и методов производства технологических газов для синтеза метанола будет целиком определяться конкретными условиями, в том числе наличием ресурсов природного газа, нефтяного сырья. [c.22]

    Приведенная выше характеристика возможных путей синтеза метанола показывает, что практически единственным промышленным методом производства этого продукта в настоящее время и в ближайшие годы является синтез на основе окиси углерода и водорода (синтез-газа). Существует несколько промышленных методов производства синтез-газа на базе твердых, жидких и газообразных топлив. Каждый из них характеризуется определенными технологическими и технико-экономическими показателями, оказывающими немалое влияние на экономику производства метанола. По этой причине целесообразным является рассмотрение методов производства синтез-газа, что позволит оценить состояние и пути развития сырьевой базы метанольного производства. [c.11]

    Таким образом, одним нз путей дальнейшего улучшения технико-экономических показателей производств метанола большой единичной мощности может быть создание схемы получения метанола с использованием высокотемпературной конверсии метана при давлении 5—15 МПа и синтеза метанола под давлением 25—30 МПа на низкотемпературных катализаторах. [c.124]

    Ориентировочные технико-экономические показатели производства метанола из различных видов сырья приведены в табл. 34 [154]. [c.52]

    С учетом ранее выполненных расчетов [61], а также перспективных оценок на добычу различных видов сырья и затрат на его переработку, в табл. 5.6 приведены технико-экономические показатели производства альтернативных моторных топлив применительно к условиям нашей страны. Расчеты носят ориентировочный характер с допущением, что неопределенность исходной информации учтена разбросом значений в пределах 10— 25%. Показатели производства альтернативных моторных топлив, отличных по теплоте сгорания от нефтяного бензина,— метанола, сжатого и сжиженного газов — приведены в нефтяном эквиваленте. По данным табл. 5.6 четко прослеживается связь двух факторов. При переработке сырья, качество которого ниже качества нефти, энергетический к. п. д. процессов получения топлив снижается, а приведенные затраты возрастают. При переработке более высококачественного сырья доля сырьевой составляющей в общей структуре затрат возрастает, а доля затрат на переработку снижается. Этим объясняется, с одной стороны, более высокий уровень затрат на добычу более высококачественного сырья — нефти, газа, а с другой, — меньший уровень [c.226]

    В Советском Союзе автотермический каталитический метод широко используется как при низком давлении (1,7—1,9 ат), так и при давлении около 20 ат. Применение повышенного давления на стадии конверсии углеводородов улучшает технико-экономические показатели производства аммиака и метанола но связано с преодолением ряда технических затруднений. Усложняются транспортировка горючих и взрывоопасных газовых смесей, условия смешения газа с кислородом и конструктивное оформление аппаратов. [c.190]

    В Советском Союзе синтез-газ используется в основном для получения химических продуктов и в ограниченном масштабе — для получения топливных продуктов. Производство топливных продуктов осуществлено на одном из заводов Северо-Кавказского экономического района. Технико-экономические показатели выпускаемой этим заводом продукции неблагоприятны, в силу чего на будущий период строительство новых предприятий по выработке топливных продуктов не намечается. Не оправдал себя в условиях Советского Союза и синтез изобутилового масла. Сложное аппаратурное оформление процесса и серьезные затруднения, имеющие место при разделении продуктов реакции, обусловливают высокие эксплуатационные затраты, а следовательно, и высокую себестоимость товарных продуктов. Наиболее перспективным направлением использования синтез-газа является производство метанола. В СССР это направление используется во все возрастающем масштабе. [c.190]

    В химической промышленности в основном газифицируют кокс, чтобы газ не содержал примесей в виде продуктов сухой перегонки. До 1950—1955 г, этот процесс использовали в производствах синтетического аммиака и метанола, переведенных впоследствии на углеводородное сырье (природный газ), что позволило резко улучшить технико-экономические показатели. Газификация кокса в этих производствах почти повсеместно была прекращена. В настоящее время в связи с истощением ресурсов и ростом цен на нефть и природный газ необходимо возвращение к твердому сырью с использованием современной аппаратуры и технологии. В частности, возрастает роль газогенераторов. [c.278]

    При определении экономической эффективности комбинирования учитывают не только снижение затрат, но и повышение сложности управления предприятием и его организационной структуры. Комбинирование эффективно, если объединяют процессы, технологически родственные и основанные на комплексном использовании сырья, например производства продуктов из этилена, пропилена, бутиленов, смол пиролиза производства продуктов из ацетилена и аммиака и метанола производства синтетического каучука и метанола производства синтетического каучука и полибутилена при совместном получении дивинила и бутилена. Однако технико-экономические показатели резко ухудшаются при комбинировании разнохарактерных про- [c.31]

    Основными технико-экономическими показателями для сравнения схем являются приведенные затраты. И, как видно из данных таблицы, газ для синтеза метанола предпочтительно-получать высокотемпературной конверсией природного газа. При комбинировании производства метанола с другими произ водствами (в случае наличия отходящего диоксида углерода) можно использовать схему получения исходного газа в трубчатых печах с дозированием диоксида углерода. [c.42]

    В последнее время получили развитие процессы синтеза метанола по освоенной в промышленности технологии на низкотемпературных медьсодержащих катализаторах при давлении 5— 30 МПа. Для повышения технико-экономических показателей таких производств и снижения уровня загрязнения окружающей среды проводятся разработки в области повышения активности и селективности катализаторов, снижения расхода энергетических п материальных ресурсов, уменьшения капитальных вложений на создание оборудования, повышения стабильности работы крупнотоннажных агрегатов и использования низкопотенциального тепла. [c.193]

    Экономика процесса. Ниже приводятся технико-экономические показатели процесса для установки производительностью 40 тыс. т год применительно к существующим в США условиям (включая секцию производства формальдегида из метанола). [c.81]

    В последние годы в промышленности широко применяется получение ацетилена нри неполном горении метана в кислороде. По технико-экономическим показателям этот процесс является одним из наиболее эффективных процессов получения ацетилена из метана. В Советском Союзе он внедряется на ряде заводов на основе переработки природного газа и последующего использования отходящих газов Для производства аммиака и метанола. Образующийся при неполном окислении метана в кислороде ацетилен является термодинамически неустойчивым он легко разлагается на углерод и водород, а также взаимодействует с углекислотой и водяным паром с образованием окиси углерода и водорода. Схема процесса приводится на рис. V. 2. Сырье (природный газ или метан), не содержащее окиси углерода, водорода и высших углеводородов (так как в противном случае оно преждевременно воспламенится), поступает через подогреватель 1, где нагревается до 600° С, в верхнюю часть реактора 3 (в смесительную камеру горелки), куда подается также подогретый до той же температуры кислород в количестве до 65 объемн. % от метана. В результате процесса горения температура в реакторе 3 поднимается до 1500° С продукты реакции охлаждаются до 80° С орошением водой. [c.148]

    Стоимость водорода в большинстве случаев его использования имеет определяющее значение для технико-экономических показателей водородной технологии. Но пока водород использовался в качестве сырья для химической и нефтехимической промышленности (производство аммиака, метанола и других химических продуктов), энергетические затраты на его производство играли существенную роль в стоимости конечных продуктов, но не лимитировали и не определяли ни темпов, ни масштабов указанных химических производств. Общехозяйственная экономическая эффективность использования аммиака в сельском хозяйстве, метанола в химической промышленности настолько велика, что перекрывала расходы на получение водорода. [c.567]

    Таким образом, технико-экономические показатели свидетельствуют о целесообразности использования синтез-газа в первую очередь на производство метанола, что дает большой экономический эффект. Использо- [c.10]

    Другие схемы производства метанола при низком давлении предусматривают наличие двух колонн синтеза в одной технологической нитке, что обусловлено размерами колонны. Технологические условия процесса аналогичны описанным выше. Схемы производства метанола при низком давлении имеют хорошие технико-экономические показатели, более просты в аппаратурном оформлении и поэтому получают все большее признание. [c.87]

    Водяной пар, необходимый для паровых турбин — привода компрессоров, получают непосредственно на установке за счет утилизации тепла. Установки производства метанола при низком давлении характеризуются более простым аппаратурным оформлением и хорошими технико-экономическими показателями, поэтому такие установки можно считать весьма перспективными. [c.44]

    Исходя из этого была предложена технологическая схема производства формальдегида непосредственно из метанола-сырца, в которой совмещены стадии каталитической очистки сырья и получения формальдегида. Подобная технология, предложенная в нашей стране в 1978—79 гг., позволяет, не меняя принци1шально технологической схемы процесса, не только использовать вместо метанола-ректификата сырец, но и утилизировать содержащиеся в последнем побочные продукты, снизить расход пара на ректификацию и, в целом, повысить технико-экономические показатели производства без снижения качества конечного целевого продукта. [c.299]

    Что касается технико-экономических показателей производства ДМЭ, то, по мнению специалистов компании Haldor Topsoe, для крупнотоннажной установки по получению ДМЭ мощностью 6000 т/сутки удельные капитальные вложения в зависимости от чистоты получаемого продукта будут на 16— 20% ниже, чем для получения метанола на современной установке мощностью 2500 т/сутки. [c.244]

    Производство формальдегида основано на процессах окисления и дегидрогенизации метанола-ректификата в присутствии гетерогенных катализаторов (пемзосеребряных или оксидных —же-лезо молибденовых, ванадиевых). Преобладающее количество формальдегида в стране вырабатывается по технологии, использующей пемзосеребряный катализатор. При переработке метанола в формальдегид особенно регламентируется содержание в исходном сырье соединений железа, хлора и серы, являющихся ядами для катализатора. От 15 до 20% себестоимости метанола-ректификата составляют затраты на очистку (ректификацию) метанола-сырца от нежелательных примесей — карбонильных соединений железа, альдегидов, кетонов, олефинов, эфиров и др. Поэтому выбор рационального метода очистки метанола-сырца от контактных ядов способствует повышению технико-экономических показателей производства формальдегида. [c.225]

    Расходные показатели. Процесс характеризуется высокими технико-экономическими показателями. В зависимости от конверсии изобутилена и чистоты выделяемого МТБЭ расходные показатели несколько различаются в основном по расходу электроэнергии и пара. Например, фирма Snamprogetti-ANI на установке мощностью 100 тыс. т/год на производство 1 т МТБЭ расходует метанола 370 кг бутилена (50% изобутилена) 1280— 1359 кг оборотной воды 32—42 м пара 450—720 кг электро-эиерги[[ 1С—13 кВт-ч кятализатора на 0,3 долл. [c.192]

    Изложены теоретические основы и технология синтеза метанола из оксида углерода и водорода, а также процессы ректификации метаио-ла-сырца описаны схемы производства и аппаратура. Приведены особенности получения исходного газа, физико-хигмические свойства метанола и его водных растворов, способы получения высоко- н низкотемпературных катализаторов, пути повышения качества продуктов и использование отходов производства, даны технико-экономические показатели. [c.2]

chem21.info

Метанол 2016 - итоги и выводы конференции

Метанол 2016 – отраслевая конференция, организованная компанией Creon Energy, прошла 24 июня текущего года и собрала ведущих игроков рынка. Сегодня мы представляем вашему вниманию основные итоги и выводы конференции “Метанол 2016”. Данные предоставлены пресс-службой компании Креон.

Потребление метилового спирта в России ежегодно растет, это связано прежде всего с увеличением объемов производства химической и нефтехимической продукции. Однако мощности отечественных предприятий сейчас загружены на 90% – а значит, существенного скачка объемов выпуска ждать не стоит. Стране явно нужны новые мощности, и в этой связи все востребованнее выглядят заявленные метанольные проекты.

Мировой рынок метилового спирта, а вслед за ним и российский, в прошлом году пережил серьезное снижение цен. Сейчас ценовой индекс хоть и медленно, но пополз вверх, отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. Это изменение конъюнктуры заставило отечественных производителей по-другому взглянуть на внутренний рынок – спрос на нем есть, а значит, есть смысл наращивать мощности. Тем более что за 2015 г. потребление выросло на 13%. Каковы перспективы российского метанола на отечественном и зарубежных рынках? Что нового могут предложить инжиниринговые компании? Эти и другие вопросы Санджар Тургунов предложил обсудить в ходе конференции.

За прошедший год Китай укрепил свою позицию в качестве крупнейшего мирового потребителя и производителя метанола, сообщил управляющий директор по Европе MMSAВольфганг Зойзер. Спрос на метанол в 2015 г. достиг 45 млн т, а к 2021 г. прогнозируется на уровне 80 млн т. При этом общее потребление в странах Азии ожидается в объеме 92 млн т. Эксперт отметил, что импорт в КНР постоянно растет – и это несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике. Связано это в том числе и с запуском в Китае нескольких МТО-проектов. В ближайшие два года, говорит г-н Зойзер, ожидается дальнейшее увеличение мощностей МТО (как интегрированных, так и неинтегрированных) на фоне слабого роста спроса в топливном сегменте.

В Северной Америке спрос на метанол значительно опережает производство – в прошлом году объемы отличались почти в два раза. Однако уже к 2020 г. эти показатели должны сравняться, а в 2021 производство достигнет 9 млн т и превысит потребление.

Что касается Европы, то никаких резких скачков показателей не ожидается – потребление будет плавно расти. Инвестиций в новые мощности по производству метанола не прогнозируется.

Вольфганг Зойзер представил прогноз по рынку метанола в странах акватории Атлантического океана на 2016 г. Общий спрос ожидается на уровне 27.2 млн т, производственные мощности оцениваются в 46.2 млн т. Однако реальное производство, говорит эксперт, составит около 37 млн т. Из этого объема на рынки стран акватории Атлантического океана будет направлено 28 млн т, остальной объем поступит в Китай, Юго-Восточную Азию и другие регионы мира.

Докладчик отдельно остановился на использовании метанола в качестве добавки к автомобильному топливу. Европейское законодательство допускает 3%-ное содержание в нем метилового спирта, однако некоторые автопроизводители – Chevrolet, Fiat, GMC, BMW – отдельно прописывают в инструкции к автомобилям, что метанолсодержащее топливо для заправки использоваться не должно. В то же время, говорит Вольфганг Зойзер, оно обладает целым рядом преимуществ, главные из которых – уменьшение вредных выбросов и более низкая стоимость. Тем более что существующая инфраструктура позволяет заливать в машины даже топливо М15 – с содержанием метанола 15%. К настоящему времени основное применение метанола в Европе – это использование в качестве альтернативы бункеровочному топливу. Лидером в этом сегменте является шведская судоходная компания Stena-Line. В меньшей степени метанол как добавку для топлива используют исландская CRI и израильская Dor Chemical. Также эксперт отметил несколько специфических инициатив в некоторых странах ЕС.

Г-н Зойзер прокомментировал и ситуацию с ценообразованием на метанол. В краткосрочной перспективе цена стабилизировалась, достигнув минимального уровня. Однако в 2016-2017 гг. новых метанольных заводов в западном полушарии не появится. «Как показывает недавняя ценовая история, ситуация на рынках меняется очень быстро, – говорит Вольфганг Зойзер. – На данный момент наш долгосрочный прогноз показывает, что спрос со стороны неинтегрированных МТО-проектов будет поддерживать цену снизу».

Санджар Тургунов поинтересовался, какая же цена на метанол может считаться справедливой? Как ответил г-н Зойзер, «сейчас нет показателя, который можно взять в качестве образца. В период рецессии в экономике цены на метанол находились в среднем в диапазоне $250-300. Если предположить, что фундаментальные показатели мировой экономики, а также другие влияющие на ценообразование метанола факторы не изменятся, то поставщики и потребители скорее согласятся, что этот диапазон отражает приемлемый уровень цен. Я считаю, что в дальнейшем этот уровень будет расти».

О ситуации на российском рынке метанола рассказала Лола Огрель, директор департамента аналитики CREON Energy. По итогам 2015 г. производство составило 3.64 млн т, что всего лишь на 0.7% больше по сравнению с данными за 2014 г. – и это несмотря на запуск в августе 2015 г. нового предприятия «Аммоний». Средняя загрузка мощностей по стране составила 89%. Как сообщила эксперт, крупнейшие российские производители – это «Метафракс» (25.9%), «Сибметахим» (24.3%) и «Томет» (20.2%), т.е. предприятия, специализирующиеся именно на производстве метанола.

Г-жа Огрель отметила, что потребности внутреннего рынка полностью обеспечиваются отечественным производством, импорт отсутствует. Доля товарного метанола в прошлом году составила 46%, на внутризаводское потребление направлено 19%, на экспорт – 35%. Практически весь метанол перевозится по железной дороге, наибольший объем внутренних перевозок – 33% – приходится на расстояние от 600 до 1000 км.

Потребление метилового спирта в 2015 г. составило 2.39 млн т, это на 13% превышает показатель 2014 г. На долю 10 крупнейших потребителей приходится до 70% от объема потребления товарного метанола. Основной индивидуальный потребитель – производитель изопрена и МТБЭ «Нижнекамскнефтехим».

Российская структура потребления метанола существенно отличается от мировой – у нас значительно выше доля продукта, идущего на формальдегид, и отсутствует его потребление в качестве альтернативного топлива. Крупным внутренним потребителем является газодобывающая отрасль, использующая метанол в качестве ингибитора, препятствующего образованию гидратных пробок при добыче и транспортировке газа. В 2015 г. использование метанола при добыче и транспортировке газа выросло до 400 тыс. т и составило 17% от всего объема потребления в России.

Участники конференции в ходе онлайн-голосования также посчитали производство формалина и КФК основным драйвером роста потребления метанола:

По итогам 2015 г. экспорт метанола из России сократился на 16.3% и составил 1.27 млн т. Как сообщила Лола Огрель, объем зарубежных поставок регулируется сейчас внутренним спросом. В 2014 г. наблюдалось снижение внутрироссийского потребления, в 2015 же спрос вырос, что привело к падению объемов экспорта.

Основной страной-получателем российского метилового спирта является Финляндия – около половины от общего объема экспорта. Связано это с тем, что Финляндия в данной ситуации выступает в роли транзитного пункта – бОльшая часть полученного продукта отправляется далее в страны ЕС. Относительно новым для России рынком сбыта является Румыния – за четыре года она увеличила потребление российского метанола с 19 до 145 тыс. т.

По объемам поставок крупнейшим российским экспортером является «Сибметахим» – почти 31% от общего объема. За ним с показателем 26.5% следует «Щекиноазот».

Отечественные компании давно уже рассматривают метанол как серьезный самостоятельный продукт, в который можно вкладываться – это выгодно и перспективно. В частности, «Тимано-Печорская Газовая компания», находящаяся под управлением УК «Инверсия», изучает различные пути монетизации предполагаемого к добыче газа Интинского и Кожимского газоконденсатных месторождений, в том числе прорабатывается вопрос о производстве метанола. Как сообщил финансовый директор «Инверсии» Игорь Горшунов, предполагаемые объемы добычи природного газа оцениваются  от 1 до 3 млрд м3 в год. На Интинском месторождении уже заканчивается строительство разведочной скважины №24. Организация малотоннажного производства метанола будет способствовать увеличению маржинальности, в то время как прямая продажа природного газа менее прибыльна. Конкретное решение о производстве метанола будет принято по мере дальнейшего изучения вопроса.

Появлению новых метанольных проектов в частности способствует активное развитие инжиниринга в этой области – новые технологии становятся все менее затратными и более продуктивными. Air Liquide является одним из мировых лидеров в создании технологий по получению метанола. Как рассказал директор по развитию компании Маттиас Штайн, компания предлагает клиентам технологию Lurgi Mega Methanol производительностью 5 тыс. т/сутки, а с 2012 г. – возможность строительства завода мощностью 10 тыс. т/сутки с одной технологической линией.

Особенность работы Air Liquide – это управление реализацией всего проекта. Г-н Штайн отметил, что у компании есть схема классической реализации проекта, однако для России она будет несколько иной. Ее особенности – снижение расходов до принятия окончательного решения об инвестициях;  участие и надзор Air Liquide за процессом разработки пакета проектной документации; участие Air Liquide в предпроектном проектировании с целью снижения затрат и графика выполнения проекта; снижение затрат и времени на базовое и детальное проектирование; финансирование посредством экспортного кредитного агентства при участии Air Liquide.

Руководитель  департамента газохимии и нефтехимии «Хальдор Топсе» Максим Вальковский подтвердил, что в России невозможно избежать предпроектного пакета документов, который подается в Главгосэкспертизу для получения разрешения на строительство. Он поинтересовался мнением Маттиаса Штайна – как это удорожает и удлиняет проект? «В России проектная документация – это факт, надо принять его как данность и смириться с ним, – отвечает г-н Штайн. – Теоретически это занимает от девяти месяцев до года, надо закладывать этот срок при определении времени завершения проекта. Но если действовать грамотно и разумно, то общие сроки работы можно сократить. Достигается это так: работа на проектной документацией передается другой компании, при этом Air Liquide продолжает контролировать процесс, занимаясь параллельно другими аспектами (в частности, инжинирингом). Таким образом, общее время достижения стадии FEED составляет те же 12 месяцев».

«В зависимости от конкретного проекта эти сроки еще можно чуть сократить за счет сотрудничества с российской проектной организацией, – говорит Максим Вальковский. – Но в целом да – в России, к сожалению, любой проект и дольше, и дороже».

С этим согласен генеральный директор «НИИК» Олег Костин: «За последние несколько лет мы проходили практически все госэкспертизы, получали разрешение на строительство всех проектов синтетического газа в России. Могу назвать конкретные сроки по удлинению проекта на примере пяти последних. Через месяц-полтора после получения финального FEED-пакета от иностранного лицензиара документация сдается в Главгосэкспертизу. По закону в течение 60 дней мы должны получить оттуда заключение или замечания. Еще 2-3 недели – на их устранение и согласование. То есть получается всего около трех месяцев. Поэтому если иностранные лицензиары берут девять месяцев на разработку FEED-пакета и еще три уходит на проектную документацию, общий срок – опять примерно тот же год. Что касается денег, то российские нормы и правила делают проект дороже примерно на 15-20%».

Сейчас в России заявлено несколько метанольных проектов, реализация которых идет с разной степенью успешности. В какие больше всего верят участники конференции? Ответ на этот вопрос дало онлайн-голосование:

Компания «Химтехнология» (входит в ГК «Алвиго») разрабатывает агрегат метанола М-10 проектной мощностью 10 тыс. т метанола-ректификата в год. Как сообщил заместитель технического директора Леонид Родин, установка предназначена для производства метанола из попутного нефтяного газа, в том числе на удаленных месторождениях с ограниченной инфраструктурой. Она изготавливается в виде готовых блочно-модульных конструкций в габаритах стандартных морских контейнеров, требующих минимальных сборочных работ на площадке строительства.

Также на базе своего опыта разработок агрегатов синтеза метанола с использованием  изотермических реакторов компания создала технологию увеличения мощности производства метанола с 2500 до 3070 т/сутки метанола-ректификата. Компания имеет разработанные технологии по производству метанола мощностью от 40 до 600 тыс. т/год и выше.

Haldor Topsoe предлагает потребителям различные технологии производства метанола – от мега-проектов до небольших и совмещенных производства, рассказывает региональный менеджер департамента газохимии и нефтехимии Александра Карягина. За последние 15 лет компания спроектировала 40 установок метанола общей мощностью 97 тыс. т/сутки.

Haldor Topsoe разработала и технологию совмещенного производства аммиака и метанола, в нашей стране она уже используется на «Аммонии», а в 2018 г. будет запущена на предприятии «Щекиноазот» (ожидаемая мощность – 1350 т/сутки аммиака и 415 т/сутки метанола).

Далее участники конференции перешли к обсуждению переработки метанола в товарные продукты. Производство формальдегидных смол является крупным направления потребления метанола в РФ. В 2015 г. было выпущено 1.6 млн т смол. Как рассказала руководитель департамента аналитики CREON Energy Лола Огрель, в 2015 г. суммарный объем метанола, который потребовался для их производства (с учетом выпуска промежуточных продуктов – формалина и КФК), составил 830 тыс. т.

По словам эксперта, производство КФК в России в последние годы растет, в 2015 г. объем производства товарного концентрата составил 415 тыс. т. Ранее только три предприятия выпускали товарный концентрат: «Метафракс», «Тольяттиазот» и «Щекиноазот». С июня 2016 г. к ним присоединился «Сибметахим», который запустил новое производство КФК.

Таким образом, на данный момент суммарные мощности по выпуску КФК составляют 640 тыс. т. Еще несколько компаний имеют планы по новым установкам, две из них – для собственных потребностей, а две – для поставок на рынок.

На внутренний рынок, говорит Лола Огрель, поступает до 80% товарного КФК. Объемы поставок делят между собой «Метафракс» и «Тольяттиазот».

Потребление смол, особенно карбамидоформальдегидных, связано в основном с развитием деревообрабатывающей промышленности России. В 2014-2015 гг. запущено два новых предприятия по производству ДСП общей мощностью 500 тыс. м3. Идет строительство еще десяти предприятий суммарной производительностью 3 млн м3/год. Что касается плит OSB, в настоящее время работают 5 предприятий общей мощностью 1 млн м3. На стадии ввода в действие находятся 6 линий (1.8 млн м3). ДВП в России выпускают 34 предприятия, из них на 13 производятся плиты МДФ общей мощностью 3.2 млн м3/год. В стадии реализации находятся еще 6 проектов по производству МДФ. Таким образом, потребности в формальдегидных смолах с каждым годом будут заметно расти. При этом увеличится доля смолы, производимой на самих деревообрабатывающих предприятиях.

Менеджер по развитию бизнеса компании ExxonMobil, группа «Катализаторы и лицензирование технологий», Андрей Кричко рассказал о получении бензина из метанола по технологии MTG. Данная технология позволяет получать из метанола СУГ и товарный бензин с нулевым содержанием серы, низким содержанием бензола и с октановым числом ИОЧ 92, который полностью отвечает требованиям стандарта ASTM 4814 и ГОСТ 32513-2013. Первый завод по получению синтетического топлива из метанола был построен в Новой Зеландии в 1985 г. и успешно эксплуатировался до 1997 г. В 2009 г. запущена в эксплуатацию установка  нового поколения на 100 тыс. т бензина в год в провинции Шаньси, КНР, Jincheng Anthracite Mining Group (JAMG). В настоящее время ведется строительство второго нового завод завода мощностью 1 млн т бензина в год также в Китае, JAMG. Завершение строительства намечено на конец 2016 г.

Преимуществом технологии MTG компании ExxonMobil являются низкий технический риск и подтвержденная возможность масштабирования технологии в диапазоне от 100 тыс. т до 1 млн т в год. Компания разрабатывает новое поколение технологии MTG в сотрудничестве с Sinopec Engineering Group. В новой технологии будет применяться реактор с псевдоожиженным слоем катализатора вместо нескольких реакторов с неподвижным слоем. Ожидается существенное  снижение капитальных и операционных затрат, что повысит экономическую и эксплуатационную эффективность процесса.

«Метанол сегодня – это не просто продукт монетизации газа, а писк газохимической моды. Именно поэтому так много проектов уже заявлено, и они продолжат появляться, – говорит Санджар Тургунов. – Однако шансы есть только у тех, которые реализуются действующими игроками или структурами, глубоко интегрированными в отрасль. У нас есть проектные институты, западные инжиниринговые компании, структуры, обеспечивающие финансирование, потребители. Но для успеха обязателен пятый элемент – грамотная команда со стороны заказчика».

С подробным перечнем отраслевых мероприятий в текущем году (выставки, семинары, конференции) вы можете ознакомиться в нашем разделе календарь.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

mplast.by


Смотрите также