Маоизм. Маоизм экономика


Маоизм

Маоизм — враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазное националистическое течение, возникшее в Компартии Китая и связанное с именем Мао Цзэдуна. Маоизм в области экономической теории не имеет целостного характера, это набор различных положений и постулатов, основанных на националистическом, мелкобуржуазном мировоззрении и нашедших выражение главным образом в хозяйственных кампаниях, проводившихся в КНР.

Научную теорию социалистической революции маоисты подменяют волюнтаристской «теорией насилия», милитаристским толкованием исторического процесса перехода к социализму. В экономическом строительстве они игнорируют единство и взаимосвязь производительных сил и производственных отношений. Маоисты искусственно форсировали темпы кооперирования, преобразовывали кооперативы в «народные коммуны», пытались осуществить ускоренную индустриализацию страны на базе отсталой техники. В соответствии с положением «политика — командная сила» политика изображается в качестве «независимой», не считающейся с объективными возможностями силы; научно обоснованное планирование подменяется экономическим авантюризмом, вытекающим из отрыва политики от экономики; планомерному развитию народного хозяйства противопоставляются «законы» «седлообразного», «волнообразного» и даже «неравномерного» развития.

Товарные отношения отождествляются с капиталистическим товарным производством. Проповедуются насилие в деятельности государственных и хозяйственных органов, военно-казарменная дисциплина. Трудящиеся фактически устраняются от управления производством. Попытка «большого скачка», направленная на достижение высоких темпов развития без обеспечения необходимых материальных предпосылок, привела к подрыву народнохозяйственных пропорций. На замедлении темпов экономического развития сказалась также линия «опоры на собственные силы». Антинародная политика имеет своим следствием все большую утрату государственной и кооперативной собственностью социалистического содержания, утерю общественным производством социалистической ориентации.

Маоисты выступили с теорией «трех миров», согласно которой мир, безотносительно к классовой сущности государств, делится на «сверхдержавы» (СССР и США), промышленно развитые страны и развивающиеся страны. Обосновывается необходимость объединения «третьего» и «второго» «миров» для борьбы против «первого мира», «гегемонизма» двух «сверхдержав», прежде всего против СССР. Резкое свертывание экономического сотрудничества с СССР и рядом других социалистических стран обосновывается концепцией создания самодовлеющих национальных хозяйств, которая игнорирует международное социалистическое разделение труда.

Мирное сосуществование государств с различным социальным строем представляется как «замораживание социально-политического статус-кво», чуть ли не как «помощь капитализму», политика разрядки изображается как «ширма советской экспансии и агрессии». Делаются попытки умалить значение мировой социалистической системы и ее возрастающее влияние на мировой революционный процесс, расколоть единый антиимпериалистический фронт. Теория и практика маоистов не имеют ничего общего с научным социализмом. Маоистам удалось поломать выдвинутую VIII съездом КПК (1956 г.) научно обоснованную линию строительства социализма в Китае, основанную на принципах марксизма-ленинизма, братском сотрудничестве со всеми странами мировой социалистической системы, и навязать партии линию, уводящую в сторону от социализма.

Характеризуя сущность маоизма, Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС отмечал: «Теперь уже мало сказать, что маоистская идеология и политика несовместимы с марксистско-ленинским учением. Они прямо враждебны ему» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 11). Преемники Мао, пытаясь вывести народное хозяйство из состояния хаоса, вызванного извращениями теории и практики социалистического строительства, и одновременно превратить страну в милитаристскую сверхдержаву, под видом «творческого» развития маоизма подправляют многие его положения: подчеркивается необходимость «поступать в строгом соответствии с законами», сочетать идейно-политическую работу с мерами экономического воздействия, вводится материальное стимулирование предприятий, крестьянам возвращаются приусадебные участки. Вместе с тем взят курс на создание смешанных предприятий с участием иностранного капитала, возвращается имущество бывшим капиталистам, возрождаются частные предприятия в городах и частное предпринимательство в деревне, пропагандируются «преимущества» рыночных форм хозяйствования.

На международной арене руководство КНР фактически перешло на сторону империализма, все возрастающая его активность направляется против СССР и других социалистических стран. В целом курс нового руководства по своей сущности является прямым продолжением великодержавной, антисоветской, гегемонистской политики, проводимой Мао. Ревизионистские и оппортунистические отступления от марксистско-ленинского учения привели к отходу от общих закономерностей социалистической революции и социалистического строительства, породили глубокий социально-экономический кризис в КНР. На почве вражды к социализму преемники Мао сомкнулись с наиболее реакционными силами капиталистического мира.

Опубликовано 26 апреля 2012 14:11:08.

economics.pp.ua

Маоизм - это... Что такое Маоизм?

Маои́зм или иде́и Ма́о Цзэду́на, маоцзэдунъиде́и[1] (кит. упр. 毛泽东思想, пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г., наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя составляет основу идеологии Компартии Китая по настоящее время.

В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). Маоизм утратил популярность на Западе, после того, как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции.

В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством.

Характеристика

Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:

  • в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;
  • в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;
  • в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;
  • в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;
  • в области международных отношений — теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях[2].

Соответственно, в современной официальной науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными.

Критики маоизма указывают на следующие черты[3][4][5][6][7][8]:

  • Создание террористического подполья.
  • Экспорт революций в другие страны.
  • Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.
  • Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР).

Советские пропагандисты в годы раскола делали акцент на его решениях и идеях периода до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение.[9][10][11] Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики[12].

См. также

Примечания

  1. ↑ Правильным переводом выражения 毛泽东思想 является словосочетание «идеи Мао Цзэдуна». Именно оно используется в официальных пекинских изданиях на русском языке в 1960—1970-х годах. См., напр., сделанный Линь Бяо Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая, статью Чжан Чуньцяо О всесторонней диктатуре над буржуазией и брошюру Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира — огромный вклад в марксизм-ленинизм. Термин «маоизм» использовался советской пропагандой в годы советско-китайского раскола и имел уничижительную окраску
  2. ↑ Смирнов, 2005, с. 232-233
  3. ↑ Богословский В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. М.: Политиздат, 1975.
  4. ↑ Богословский В. А., Москалев А. А. 1984. Национальный вопрос в Китае (1911—1949). М.: Наука.
  5. ↑ Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010, с.288-474. [1]
  6. ↑ Рахимов Т. Национализм и шовинизм — основа политики группы Мао Цзэ-дуна. М.: Мысль, 1968.
  7. ↑ Маам Д. Маогийн бодлогод хэлмэгдэж буй Товд орон. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1975, х.40-72.
  8. ↑ Smith W.W. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. Boulder: Westview, 1996, p.341-359
  9. ↑ Маоизм в Большой Советской Энциклопедии
  10. ↑ Опасный курс, в. 1-4. М., 1969—1973
  11. ↑ Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977.
  12. ↑ Лукин А. В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР

Литература

  • Смирнов Д. А. Идейно-политические аспекты модернизации Китая. — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. — 324 с. — 300 экз.

Ссылки

 

Главные деятели

 

Искусство и культура

 

Международное положение

 

Итоги Культурной революции

 

Исследователи Культурной революции

dic.academic.ru

Маоизм

Маои́зм(кит. упр. 毛泽东思想, пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая.

В 60—70-х XX в. идеи Мао Цзэдуна стали базой идейно-политического течения в рамках коммунистического и национально-освободительного движения, которое стали называть маоистским, хотя организации в рамках этого течения обычно называли себя «марксистско-ленинскими». Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством. В Непале маоисты возглавляли правительство.

Содержание

  • 1 Краткая характеристика
  • 2 Развитие идей
  • 3 Оценки
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Краткая характеристика

Коммунизм
Эта статья является частью серии статей по теме:
Основные понятия

Марксистско-ленинская философияСоциализмИнтернационализмКоллективизмКлассовая борьбаПлановая экономика

Идеология

Утопический социализмБабувизмГеваризмМарксизмАнархо-коммунизмБольшевизмЛенинизмТроцкизмЛюксембургизмМарксизм-ленинизмЛевый коммунизмСталинизмТитоизмМаоизмГеваризм (фокизм)Национал-коммунизмЧучхеЗападный марксизмАвтономизмНеомарксизмЕврокоммунизм

Люди

  Томас Мор  Анри де Сен-Симон  Шарль Фурье  Роберт Оуэн  Карл Маркс  Фридрих Энгельс  Владимир Ленин  Роза Люксембург  Иосиф Сталин  Лев Троцкий  Мао Цзэдун  Энвер Ходжа  Хо Ши Мин

Символика

Символы коммунистического движения

Родственные статьи

АнархизмАнтикапитализмАнтикоммунизмВоенный коммунизмДемократический централизмДиктатура пролетариатаПервобытный коммунизмСоциализм

п·о·р

Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:

  • в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;
  • в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;
  • в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;
  • в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;
  • в области международных отношений — теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях.

Критики маоизма указывают на следующие черты:

  • Создание террористического подполья.
  • Экспорт революций в другие страны.
  • Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.
  • Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР).Похожая практика была в Камбодже во время правления режима "Красных кхмеров", возглавляемых Пол Потом в 1975-1981.

В официальной китайской науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными. В годы раскола советские пропагандисты делали акцент именно на решениях и идеях Мао незадолго до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение.. Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики.

Развитие идей

К тому времени, как на VII съезде КПК, «идеи Мао Цзэдуна» были объявлены «превосходным образцом национального марксизма» и закреплены в новом Уставе партии в качестве ее теоретической платформы, главное содержание этих «идей» составляла теория «новой демократии», созданная Мао на рубеже 30—40-х в соответствии с принципом «китаизации марксизма» применительно к конкретным условиям страны. Политическая программа «новой демократии», с одной стороны, была направлена на обеспечение единства китайской нации путем объединения широких социально-политических сил вокруг КПК в рамках «новодемократического» блока и создания на его основе государства «новой демократии» под руководством коалиционного правительства, с другой — на раскол и изоляцию Гоминьдана, представлявшего интересы помещиков, компрадорской и бюрократической буржуазии, которые рассматривались как враги китайской нации. Экономическая часть программы предусматривала уничтожение феодальной системы землевладения и передачу земли крестьянам в частную собственность, ликвидацию бюрократического и компрадорского капитала, а также ограничение крупного национального капитала. Ключевые позиции в экономике предполагалось передать «новодемократическому» государству, которое поощряло бы частнокапиталистическое предпринимательство и широко привлекало в страну иностранный капитал. По существу, речь шла об использовании капитализма в целях скорейшего наращивания экономического потенциала и превращения Китая в высокоразвитое индустриально-аграрное государство.

Накануне 1949 года Мао Цзэдун пошёл на пересмотр теории «новой демократии». Был принят курс на установление демократической диктатуры народа, руководящей силой которой провозглашался рабочий класс, что по существу отменяло концепцию «новодемократического» общества как отдельного исторического этапа в послевоенном развитии страны. Новый курс лег в основу партийных и государственных документов, определявших послевоенное развитие Китая. В 1953 году Мао Цзэдун утвердил генеральную линию переходного периода к социализму, разработанную с учетом опыта построения социализма в СССР и специфических условий Китая и направленную на социалистическую индустриализацию и установление социалистического производственных отношений путем постепенного преобразования всех сфер народного хозяйства. Построение социализма в Китае предполагало тесный союз с СССР и получение от него всесторонней помощи.

Однако уже в 1956 году в выступлении «О десяти важнейших взаимоотношениях» Мао Цзэдун подверг критике советскую модель строительства социализма и призвал учитывать специфические условия Китая, требующие «правильного» регулирования взаимоотношений между различными отраслями экономики и основными направлениями внутренней и внешней политики. В 1957 году в речи «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» он провозгласил курс на «длительную классовую борьбу между пролетариатом и буржуазией», вылившуюся в нескончаемую борьбу с «правым уклоном» внутри партии.

На VIII съезде КПК в 1956 году курс на ускоренное социально-экономического развития КНР был расширен до «трех модернизаций»: промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. Однако попытка реализации этого плана методами «большого скачка» (1958—1960) нанесла катастрофический ущерб экономике и привела к социальному кризису. Начавшаяся в 1966 «культурная революция» вновь надолго затормозила развитие страны.

Выдвинутый Мао Цзэ-дуном тезис о «классовой борьбе как главном противоречии» в жизни страны составил теоретическое обоснование проводившейся им с 1966 по 1976 «культурной революции». Внешнеполитической составляющей этого тезиса явилась концепция «трех миров» — двух «сверхдержав», развитых стран и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, включая КНР, совместно борющихся против «гегемонизма» «сверхдержав», прежде всего против «социал-империализма» (под которым подразумевался Советский Союз).

Оценки

После завершения «культурной революции» вопрос об отношении к «идеям Мао Цзэ-дуна» и его роли в истории китайской революции и строительства социализма в КНР был по итогам длительной дискуссии рассмотрен в 1981 на VI пленуме ЦК КПК 11-го созыва, принявшем подготовленное под руководством Дэн Сяопина «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР». В нем были подвергнуты критике «левацкие ошибки» Мао Цзэдуна, на которого возлагалась главная ответственность за «культурную революцию». Подверглись критике и основанные на положениях Мао о «продолжении революции при диктатуре пролетариата» «левацкие руководящие идеи» преемника Мао Цзэдуна на посту Председателя ЦК КПК Хуа Го-фэна, который проводил курс на «два абсолюта».

Вместе с тем в «Решении» отмечалось, что «заслуги» Мао Цзэдуна в целом «в значительной степени преобладают над промахами», и подчеркивалась главенствующая роль Мао и его «идей» в периоды революции и социалистического строительства. «Идеи Мао Цзэ-дуна» были объявлены «продуктом соединения общих положений марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции», выработанным «коллективным разумом партии». Что касается «ошибок», то авторы «Решения» представляли их противоречащими «научному содержанию идей Мао Цзэ-дуна».

При освещении истории КПК с 1921 по 1949 была взята за основу версия, принятая VII пленумом ЦК КПК (апрель 1945), согласно которой история партии представляла собой борьбу Мао Цзэдуна с различными внутрипартийными «уклонами» (всего их насчитывалось десять). При перечислении различных аспектов «обогащения и развития марксизма-ленинизма» Мао Цзэдуном особо выделялась его теория «новой демократии». Вторым важнейшим «вкладом в марксизм-ленинизм» объявлена его концепция социалистической революции и социалистического строительства. «Идеи Мао Цзэ-дуна» провозглашены «коллективной мудростью партии», вобравшей в себя теоретические достижения всех ее видных деятелей.

Основываясь на данном «Решении», исследователи КНР включали в состав «идей Мао Цзэ-дуна» учение о социалистическом преобразовании сельского хозяйства, кустарной промышленности и торговли, о «демократической диктатуре народа» на переходном этапе от «новой демократии» к социализму, о разрешении противоречий внутри народа в период построения социализма и о пути индустриализации Китая. К системе «идей Мао Цзэ-дуна» относились также теория строительства народных вооруженных сил и военной стратегии (принципы военного строительства, идея народной войны, разработка доктрины модернизации обороны Китая), учение о стратегии и тактике, об идейно-политической и культурной работе, о партийном строительстве.

Ошибочность взглядов Мао Цзэдуна, которая привела Китай к огромным потрясениям, экономической катастрофе и многомиллионным жертвам, была настолько очевидна, что даже Дэн Сяопин в одном из интервью признал, что идеи Мао Цзэдуна имели здравое, рациональное зерно лишь на рассвете его политической карьеры (в 30-40 гг.).

Китайские исследователи отметили объективные и субъективные причины, обусловившие появление «левых ошибок» у Мао Цзэдуна. Среди таковых были названы отрыв от реальности, от масс, подмена волюнтаристскими идеями объективного анализа реальной ситуации, опасения по поводу «возрождения капитализма» и «возникновения ревизионизма» в КНР (по аналогии с СССР, где Хрущёв подверг критике Сталина), желание сохранить «чистоту» революции, отсутствие соответствующего механизма противодействия перед лицом абсолютной власти Мао Цзэдуна.

Примечания

  1. ↑ В официальных пекинских изданиях на русском языке в 1960—1970-х годах вместо термина «маоизм» использовалось выражение «идеи Мао Цзэдуна». См., напр., сделанный Линь Бяо Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая, статью Чжан Чуньцяо О всесторонней диктатуре над буржуазией и брошюру Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира — огромный вклад в марксизм-ленинизм.
  2. ↑ Смирнов, 2005, с. 232-233
  3. ↑ Богословский В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. М.: Политиздат, 1975.
  4. ↑ Богословский В. А., Москалев А. А. 1984. Национальный вопрос в Китае (1911—1949). М.: Наука.
  5. ↑ Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010, с.288-474.
  6. ↑ Рахимов Т. Национализм и шовинизм — основа политики группы Мао Цзэ-дуна. М.: Мысль, 1968.
  7. ↑ Маам Д. Маогийн бодлогод хэлмэгдэж буй Товд орон. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1975, х.40-72.
  8. ↑ Smith W.W. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. Boulder: Westview, 1996, p.341-359
  9. ↑ Маоизм в Большой Советской Энциклопедии
  10. ↑ Опасный курс, в. 1-4. М., 1969—1973
  11. ↑ Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977.
  12. ↑ Лукин А. В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР

Литература

  • Смирнов Д. А. Идейно-политические аспекты модернизации Китая. — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. — 324 с. — 300 экз.

Ссылки

  • Маоистская библиотека
  • Российская маоистская партия
  • Коммунистическая партия Перу — Сияющий путь
  • Коммунистическая партия марксистско-ленинско-маоистская (Франция)
  • Коммунистическая партия Филиппин
  • Коммунистическая партия Индии (маоистская)
  • Коммунистическая партия марксистско-ленинско-маоистская (Бангладеш)
  • Коммунистическая партия Турции/Марксистско-ленинская
  • Фильм "Маоизм - трагедия Китая". Документальный фильм, 1978 год
  Марксизм Социология Экономика История Философия Направления Школы
Диктатура пролетариата • Теория отчуждения • Эксплуатация • Классовая борьба • Буржуазия • Пролетариат • Революция • Научный социализм • Коммунизм
Закон прибавочной стоимости • Политэкономия • Производительные силы • Производственные отношения • Рабочая сила • Первоначальное накопление капитала
Первобытный коммунизм • Материалистическая теория происхождения государства • Азиатский способ производства • Рабовладельческий строй • Феодализм • Капитализм • Социализм • Коммунизм
Диалектический материализм • Исторический материализм
Австромарксизм • Западный марксизм • Ленинизм • Большевизм • Люксембургианство • Коммунизм рабочих советов • Археомарксизм • Марксизм-ленинизм • Сталинизм • Троцкизм • Маоизм • Титоизм • Чучхе • Еврокоммунизм • Неомарксизм • Операизм • Ситуационизм • Постмарксизм • Ходжаизм
Франкфуртская школа • Будапештская школа • Школа праксиса
п • о • р Культурная революция в Китае
  Главные события
Предшествующие события Большой скачок • Народные коммуны • Уничтожение воробьёв • Пусть расцветают сто цветов • Лушаньский пленум
Первый этап (май 1966 года — апрель 1969 года) Огонь по штабам • Февральское контртечение  • IX съезд КПК
Второй этап (май 1969 года — август 1973 года) Три анти
Третий этап (сентябрь 1973 года — октябрь 1976 года) Критика Линь Бяо и Конфуция • Тяньаньмэньский инцидент
Последующие события Два абсолюта • XI съезд КПК • Политика реформ и открытости
  Главные деятели
Центральный комитет КПК (Политбюро ЦК КПК) Мао Цзэдун • Лю Шаоци • Чжоу Эньлай • Лю Шаоци • Чжу Дэ • Чэнь Юнь • Дэн Сяопин • Пэн Чжэнь • Ло Жунхуань • Линь Бяо • Чэнь И • Ли Фучунь • Пэн Дэхуай • Чэнь Бода • Кан Шэн • Сюй Сянцянь • Не Жунчжэнь • Е Цзяньин • Е Сюнь • Яо Вэньюань • Цзян Цин • Лю Бочэн
Центральный комитет КПК (Секретариат ЦК КПК) Дэн Сяопин • Пэн Чжэнь  • Тань Чжэньлинь • Ян Шанкунь • Кан Шэн
Группа по делам Культурной революции при ЦК КПК Цзян Цин • Кан Шэн  • Чэнь Бода • Се Фучжи • Чжан Чуньцяо • Яо Вэньюань  • Ци Бэньюй • Ван Жэньчжун • Лю Чжицзян • Ван Ли  • Гуань Фэн • Тао Чжу
Банда четырёх Цзян Цин • Чжан Чуньцяо • Яо Вэньюань • Ван Хунвэнь
  Идеология
Маоизм • Цитаты Мао Цзэдуна • Четыре модернизации • Учиться у Дацина  • Теория трёх миров • Четыре пережитка
  Движение народных масс
Дацзыбао • Хунвэйбины • Цзаофани
  Искусство и культура
Революционные образцовые спектакли • Алеет Восток
  Международное положение
Советско-китайский раскол  • Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758 • Пограничный конфликт на острове Даманский  • Пинг-понговая дипломатия  • Визит Никсона в Китай (1972)
  Коммунистическая партия Китая Идеология и политика История Руководящие органы Съезды Персоналии Связанные темы
Маоизм • Социализм с китайской спецификой • Социалистическая рыночная экономика • Теория трёх миров • Великоханьский шовинизм
История Коммунистической партии Китая • Большой скачок • Лушаньский пленум • Культурная революция в Китае • Советско-китайский раскол
Съезд  · Центральный комитет · Политбюро · Постоянный комитет Политбюро · Секретариат  · Центральная комиссия советников  · Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины · Военный совет ЦК КПК
I • II • |III • |IV • |V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII
Дэн Сяопин • Ли Дачжао • Мао Цзэдун • Си Цзиньпин • Хуа Гофэн • Ху Цзиньтао • Ху Яобан • Цзян Цзэминь • Чжао Цзыян • Чжоу Эньлай • Чэнь Дусю
Дом-музей первого съезда КПК • Коммунистический союз молодёжи Китая • Красная книжечка • Мавзолей Мао Цзэдуна • Туйдан • Хунвейбины
Портал:Китай

Маоизм Информация о

МаоизмМаоизм

Маоизм Информация Видео

Маоизм Просмотр темы.

Маоизм что, Маоизм кто, Маоизм объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Маоизм — Маоистская Википедия

Маои́зм (кит. упр. 毛泽东主义, пиньинь: Máo Zédōng Zhǔyì) или маоцзэдунъиде́и (кит. упр. 毛泽东思想, пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Начальный этап её оформления как идеологии(в форме маоцзедунидей) связан с практикой китайской революции, критикой советской экономики и опыта социалистического строительства в Китае. Окончательное формирование маоизма как идеологии относится к периоду после восстановления капитализма в СССР и КНР. Как новая стадия революционного коммунизма он был впервые теоретически обоснован Коммунистической партией Перу (КПП, известной как «Светлый путь») в конце 1980-х годов. В 1993 году Революционное интернационалистское движение (РИД) выпустило документ «Да здравствует марксизм-ленинизм-маоизм!», который сторонники маоизма также считают важным вкладом в формирование маоизма как самостоятельной революционной тенденции.

Отличительные черты

  • Метод затяжной народной войны как средство осуществления новодемократической революции (далее переходящей в социалистическую) в полуколониальных, полуфеодальных странах.
  • Представление о социализме в первую очередь не как о способе производства, а как о переходном этапе от капитализма к коммунизму(диктатуре пролетариата), в ходе которого сосуществуют (и противостоят друг другу) элементы обоих способов производства. Т.е. социализм для маоистов определяется в-первую очередь политически.
  • Признавая существование (классов и) классовой борьбы при социализме, маоисты полагают что при социализме - политическом господстве эксплуатируемых, она будет принимать формы отличные от форм борьбы при капитализме.

Председатель Гонзало о маоизме

Интервью с председателем Гонсало (1992 г.)

«Для нас марксизм есть процесс непрерывного развития, и этот великий процесс дал нам новую, третью, более высокую по сравнению с предыдущими, стадию. Почему мы говорим, что наступило время новой, третьей, более высокой ступени, маоизма? Мы говорим об этом потому, что при рассмотрении трёх составных частей марксизма совершенно очевидно, что председатель Мао Цзэдун внёс свой вклад в развитие каждого из этих трёх элементов. Перечислим их. В марксистской философии никто не может отрицать его большой вклад в развитие диалектики; сосредоточивая внимание на законе противоречия, он показал его фундаментальнейшее значение. В области политической экономии достаточно будет выделить две вещи. Первая, имеющая для нас насущное и конкретное значение,— бюрократический капитализм и второе, развитие политической экономии социализма; суммируя, мы можем сказать, что именно Мао был тем, кто действительно разработал и развил политическую экономию социализма. Что касается области научного социализма, достаточно указать на народную войну, так как именно эта идея председателя Мао Цзэдуна дала международному пролетариату разработанную военную теорию, военную классовую теорию, имеющую всеобщую применимость. Мы считаем, что эти три вопроса демонстрируют развитие универсального характера. Глядя с такого угла зрения, мы имеем новейший, третий этап, следующий за двумя марксистскими этапами, Маркса и Ленина, и именно поэтому мы говорим о марксизме-ленинизме. Маоизм является наивысшим этапом, потому что благодаря этой идеологии, мировой пролетариат достиг наивысшей точки своего развития. Марксизм представляет собой диалектическое единство, развивающееся посредством гигантских прыжков, и именно они дают рождение новым этапам. Таким образом, сегодня для нас существует марксизм-ленинизм-маоизм, особенно маоизм. Мы считаем, что быть марксистом сегодня, быть коммунистом, значит быть марксистом-ленинистом-маоистом и особенно маоистом. В противном случае, быть настоящим коммунистом не представляется возможным.»

Определение сайта revleft.com

В сообществе сторонников маоизма на международном левом форуме revleft.com маоизм описывается следующим образом:

Марксизм-ленинизм-маоизм основывается, главным образом, на учении Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна. Представляет собой качественно новый этап развития марксизма и руководящую идеологию для революционеров по всему миру, выступающих за мир, свободный от каких бы то ни было классовых различий, эксплуататорских производственных и репрессивных общественных отношений, также соответствующих им реакционных идей, за коммунизм. Основные марксистско-ленинские принципы были успешно, хотя и с ошибками, реализованы в Советском Союзе под руководством Ленина и Сталина, однако, именно опыт социалистического строительства в Китае и «Великая пролетарская культурная революция» при Мао дали рождение сначала «маоцзэдунъидеям», а затем и «маоизму» — качественно новому этапу развития марксизма-ленинизма. Ключевые принципы маоизма:

1. Стратегия народной войны, т. е. стратегия массовой партизанской войны опирающейся на эксплуатируемую социальную базу, ведущая к окружению более развитых областей, получающих прибыль от эксплуатации этой социальной базы.

2. Линия масс, включающая в себя четыре основных момента: а) учиться у народа, руководя им; б) служить народу, руководя им; в) опираться на народ, руководя им; и г) осуществлять руководство в основном при помощи указаний, а не команд.

3. Философский, стратегический и тактический подход, выявляющий главное текущее противоречие и главного врага в настоящий момент.

4. Новодемократическая революция и соответствующая стратегия блока четырёх классов, как путь к жизнеспособному социализму в странах с докапиталистическим способом производства.

5. Политические и культурные революции, сопровождающие пролетарскую революцию и происходящие по мере необходимости.

К сожалению, следуя примеру хрущёвских ревизионистов, уничтоживших социализм в СССР после смерти Сталина, после смерти Мао КНР также оказалась в руках ревизионистов, отбросивших и предавших основополагающие принципы марксизма в интересах капитализма. И так же как СССР, некогда великое в прошлом пролетарское государство, КНР встала на путь капиталистической реставрации и социал-империализма. По этой причине, маоисты делают особый упор на опасность ревизионизма. Несмотря на поражения в ⅩⅩ веке, ярко горит пламя марксизма-ленинизма-маоизма, поддерживаемое бесчисленными компартиями в Третьем мире, ведущими или готовящимися вести народную войну. Да здравствует марксизм-ленинизм-маоизм!

Ключевые особенности маоизма по Торбасову

Ключевые особенности маоизма — народная война, борьба двух линий, новая демократия, культурная революция. Есть ещё два важных момента, которые не совсем сюда вписываются: Великая полемика (собственно, кампания защиты классического марксизма-ленинизма) и теория трёх миров (которая в законченном стратегическом виде была сформулирована уже ревизионистами).

Ссылки

wiki.maoism.ru

Маоизм — Википедия

Маои́зм[1](кит. упр. 毛泽东思想, пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая.

Маоизм сложился под влиянием марксизма-ленинизма, сталинизма и традиционной китайской философии (преимущественно конфуцианства).

В 60—70-х XX в. идеи Мао Цзэдуна стали базой идейно-политического течения в рамках коммунистического и национально-освободительного движения, которое стали называть маоистским, хотя организации в рамках этого течения обычно называли себя «марксистско-ленинскими». Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством. В Непале маоисты возглавляли правительство.

Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:

  • в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;
  • в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;
  • в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;
  • в области внешней партийной политики — теория «Линии масс»
  • в области военной стратегии — теория народной войны
  • в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;
  • переход к коммунизму возможен также с помощью военизированных коммун;
  • в области международных отношений — теория трёх миров, принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях[2].

Критики маоизма указывают на следующие черты[3][4][5][6][7][8]:

  • Создание террористического подполья.
  • Экспорт революций в другие страны.
  • Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.
  • Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР). Похожая практика была в Камбодже во время правления режима «Красных кхмеров», возглавляемых Пол Потом в 1975—1981.

В официальной китайской науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными. В годы раскола советские пропагандисты делали акцент именно на решениях и идеях Мао незадолго до Культурной революции и во время самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение[9][10][11]. Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики[12].

К тому времени, как на VII съезде КПК, «идеи Мао Цзэдуна» были объявлены «превосходным образцом национального марксизма» и закреплены в новом Уставе партии в качестве её теоретической платформы, главное содержание этих «идей» составляла теория «новой демократии», созданная Мао на рубеже 30—40-х в соответствии с принципом «китаизации марксизма» применительно к конкретным условиям страны. Политическая программа «новой демократии», с одной стороны, была направлена на обеспечение единства китайской нации путём объединения широких социально-политических сил вокруг КПК в рамках «новодемократического» блока и создания на его основе государства «новой демократии» под руководством коалиционного правительства, с другой — на раскол и изоляцию Гоминьдана, представлявшего интересы помещиков, компрадорской и бюрократической буржуазии, которые рассматривались как враги китайской нации. Экономическая часть программы предусматривала уничтожение феодальной системы землевладения и передачу земли крестьянам в частную собственность, ликвидацию бюрократического и компрадорского капитала, а также ограничение крупного национального капитала. Ключевые позиции в экономике предполагалось передать «новодемократическому» государству, которое поощряло бы частнокапиталистическое предпринимательство и широко привлекало в страну иностранный капитал. По существу, речь шла об использовании капитализма в целях скорейшего наращивания экономического потенциала и превращения Китая в высокоразвитое индустриально-аграрное государство.

Накануне 1949 года Мао Цзэдун пошёл на пересмотр теории «новой демократии». Был принят курс на установление демократической диктатуры народа, руководящей силой которой провозглашался рабочий класс, что по существу отменяло концепцию «новодемократического» общества как отдельного исторического этапа в послевоенном развитии страны. Новый курс лег в основу партийных и государственных документов, определявших послевоенное развитие Китая. В 1953 году Мао Цзэдун утвердил генеральную линию переходного периода к социализму, разработанную с учетом опыта построения социализма в СССР и специфических условий Китая и направленную на социалистическую индустриализацию и установление социалистических производственных отношений путём постепенного преобразования всех сфер народного хозяйства. Построение социализма в Китае предполагало тесный союз с СССР и получение от него всесторонней помощи.

Однако уже в 1956 году в выступлении «О десяти важнейших взаимоотношениях» Мао Цзэдун подверг критике советскую модель строительства социализма и призвал учитывать специфические условия Китая, требующие «правильного» регулирования взаимоотношений между различными отраслями экономики и основными направлениями внутренней и внешней политики. В 1957 году в речи «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» он провозгласил курс на «длительную классовую борьбу между пролетариатом и буржуазией», вылившуюся в нескончаемую борьбу с «правым уклоном» внутри партии.

На VIII съезде КПК в 1956 году курс на ускоренное социально-экономическое развитие КНР был расширен до «трёх модернизаций»: промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. Однако попытка реализации этого плана методами «Большого скачка» (1958—1960) нанесла катастрофический ущерб экономике, привела к социальному кризису и гибели миллионов людей. Начавшаяся в 1966 «Культурная революция» вновь надолго затормозила развитие страны.

Выдвинутый Мао Цзэдуном тезис о «классовой борьбе как главном противоречии» в жизни страны составил теоретическое обоснование проводившейся им с 1966 по 1976 «культурной революции». Внешнеполитической составляющей этого тезиса явилась концепция «трёх миров» — двух «сверхдержав», развитых стран и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, включая КНР, совместно борющихся против «гегемонизма» «сверхдержав», прежде всего против «социал-империализма» (под которым подразумевался Советский Союз).

После завершения «культурной революции» вопрос об отношении к «идеям Мао Цзэдуна» и его роли в истории китайской революции и строительства социализма в КНР был по итогам длительной дискуссии рассмотрен в 1981 на VI пленуме ЦК КПК 11-го созыва, принявшем подготовленное под руководством Дэн Сяопина «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР». В нём были подвергнуты критике «левацкие ошибки» Мао Цзэдуна, на которого возлагалась главная ответственность за «культурную революцию». Подверглись критике и основанные на положениях Мао о «продолжении революции при диктатуре пролетариата» «левацкие руководящие идеи» преемника Мао Цзэдуна на посту Председателя ЦК КПК Хуа Гофэна, который проводил курс на «два абсолюта».

Вместе с тем в «Решении» отмечалось, что «заслуги» Мао Цзэдуна в целом «в значительной степени преобладают над промахами», и подчеркивалась главенствующая роль Мао и его «идей» в периоды революции и социалистического строительства. «Идеи Мао Цзэдуна» были объявлены «продуктом соединения общих положений марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции», выработанным «коллективным разумом партии». Что касается «ошибок», то авторы «Решения» представляли их противоречащими «научному содержанию идей Мао Цзэдуна».

При освещении истории КПК с 1921 по 1949 была взята за основу версия, принятая VII пленумом ЦК КПК (апрель 1945), согласно которой история партии представляла собой борьбу Мао Цзэдуна с различными внутрипартийными «уклонами» (всего их насчитывалось десять). При перечислении различных аспектов «обогащения и развития марксизма-ленинизма» Мао Цзэдуном особо выделялась его теория «новой демократии». Вторым важнейшим «вкладом в марксизм-ленинизм» объявлена его концепция социалистической революции и социалистического строительства. «Идеи Мао Цзэдуна» провозглашены «коллективной мудростью партии», вобравшей в себя теоретические достижения всех её видных деятелей.

Основываясь на данном «Решении», исследователи КНР включали в состав «идей Мао Цзэдуна» учение о социалистическом преобразовании сельского хозяйства, кустарной промышленности и торговли, о «демократической диктатуре народа» на переходном этапе от «новой демократии» к социализму, о разрешении противоречий внутри народа в период построения социализма и о пути индустриализации Китая. К системе «идей Мао Цзэдуна» относились также теория строительства народных вооруженных сил и военной стратегии (принципы военного строительства, идея народной войны, разработка доктрины модернизации обороны Китая), учение о стратегии и тактике, об идейно-политической и культурной работе, о партийном строительстве.

Ошибочность взглядов Мао Цзэдуна, которая привела Китай к огромным потрясениям, экономической катастрофе и многомиллионным жертвам, была настолько очевидна, что даже Дэн Сяопин в одном из интервью признал, что идеи Мао Цзэдуна имели здравое, рациональное зерно лишь на рассвете его политической карьеры (в 30-40 гг).

Китайские исследователи отметили объективные и субъективные причины, обусловившие появление «левых ошибок» у Мао Цзэдуна. Среди таковых были названы отрыв от реальности, от масс, подмена волюнтаристскими идеями объективного анализа реальной ситуации, опасения по поводу «возрождения капитализма» и «возникновения ревизионизма» в КНР (по аналогии с СССР, где Хрущёв подверг критике Сталина), желание сохранить «чистоту» революции, отсутствие соответствующего механизма противодействия перед лицом абсолютной власти Мао Цзэдуна.

  1. ↑ В официальных пекинских изданиях на русском языке в 1960—1970-х годах вместо термина «маоизм» использовалось выражение «идеи Мао Цзэдуна». См., напр., сделанный Линь Бяо Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая, статью Чжан Чуньцяо О всесторонней диктатуре над буржуазией и брошюру Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира — огромный вклад в марксизм-ленинизм.
  2. ↑ Смирнов, 2005, с. 232-233.
  3. ↑ Богословский В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. М.: Политиздат, 1975.
  4. ↑ Богословский В. А., Москалев А. А. 1984. Национальный вопрос в Китае (1911—1949). М.: Наука.
  5. ↑ Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010, с.288-474. [1]
  6. ↑ Рахимов Т. Национализм и шовинизм — основа политики группы Мао Цзэ-дуна. М.: Мысль, 1968.
  7. ↑ Маам Д. Маогийн бодлогод хэлмэгдэж буй Товд орон. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1975, х.40-72.
  8. ↑ Smith W.W. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. Boulder: Westview, 1996, p.341-359
  9. ↑ Маоизм в Большой Советской Энциклопедии
  10. ↑ Опасный курс, в. 1-4. М., 1969—1973
  11. ↑ Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977.
  12. ↑ Лукин А. В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР // Сравнительная политика. 2011. №1.

lookup-api.apple.com

Маоизм Википедия

Маои́зм[1](кит. упр. 毛泽东思想, пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая.

Маоизм сложился под влиянием марксизма-ленинизма, сталинизма и традиционной китайской философии (преимущественно конфуцианства).

В 60—70-х XX в. идеи Мао Цзэдуна стали базой идейно-политического течения в рамках коммунистического и национально-освободительного движения, которое стали называть маоистским, хотя организации в рамках этого течения обычно называли себя «марксистско-ленинскими». Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством. В Непале маоисты возглавляли правительство.

Краткая характеристика[ | код]

Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:

  • в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;
  • в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;
  • в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;
  • в области внешней партийной политики — теория «Линии масс»
  • в области военной стратегии — теория народной войны
  • в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;
  • переход к коммунизму возможен также с помощью военизированных коммун;
  • в области международных отношений — теория трёх миров, принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях[2].

Критики маоизма указывают на следующие черты[3][4][5][6][7][8]:

  • Создание террористического подполья.
  • Экспорт революций в другие страны.
  • Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.
  • Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР). Похожая практика была в Камбодже во время правления режима «Красных кхмеров», возглавляемых Пол Потом в 1975—1981.

В официальной китайской науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными. В годы раскола советские пропагандисты делали акцент именно на решениях и идеях Мао незадолго до Культурной революции и во время самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение[9][10][11]. Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики[12].

Развитие идей[ | код]

К тому времени, как на VII съезде КПК, «идеи Мао Цзэдуна» были объявлены «превосходным образцом национального марксизма» и закреплены в новом Уставе партии в качестве её теоретической платформы, главное содержание этих «идей» составляла теория «новой демократии», созданная Мао на рубеже 30—40-х в соответствии с принципом «китаизации марксизма» применительно к конкретным условиям страны. Политическая программа «новой демократии», с одной стороны, была направлена на обеспечение единства китайской нации путём объединения широких социально-политических сил вокруг КПК в рамках «новодемократического» блока и создания на его основе государства «новой демократии» под руководством коалиционного правительства, с другой — на раскол и изоляцию Гоминьдана, представлявшего интересы помещиков, компрадорской и бюрократической буржуазии, которые рассматривались как враги китайской нации. Экономическая часть программы предусматривала уничтожение феодальной системы землевладения и передачу земли крестьянам в частную собственность, ликвидацию бюрократического и компрадорского капитала, а также ограничение крупного национального капитала. Ключевые позиции в экономике предполагалось передать «новодемократическому» государству, которое поощряло бы частнокапиталистическое предпринимательство и широко привлекало в страну иностранный капитал. По существу, речь шла об использовании капитализма в целях скорейшего наращивания экономического потенциала и превращения Китая в высокоразвитое индустриально-аграрное государство.

Накануне 1949 года Мао Цзэдун пошёл на пересмотр теории «новой демократии». Был принят курс на установление демократической диктатуры народа, руководящей силой которой провозглашался рабочий класс, что по существу отменяло концепцию «новодемократического» общества как отдельного исторического этапа в послевоенном развитии страны. Новый курс лег в основу партийных и государственных документов, определявших послевоенное развитие Китая. В 1953 году Мао Цзэдун утвердил генеральную линию переходного периода к социализму, разработанную с учетом опыта построения социализма в СССР и специфических условий Китая и направленную на социалистическую индустриализацию и установление социалистических производственных отношений путём постепенного преобразования всех сфер народного хозяйства. Построение социализма в Китае предполагало тесный союз с СССР и получение от него всесторонней помощи.

Однако уже в 1956 году в выступлении «О десяти важнейших взаимоотношениях» Мао Цзэдун подверг критике советскую модель строительства социализма и призвал учитывать специфические условия Китая, требующие «правильного» регулирования взаимоотношений между различными отраслями экономики и основными направлениями внутренней и внешней политики. В 1957 году в речи «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» он провозгласил курс на «длительную классовую борьбу между пролетариатом и буржуазией», вылившуюся в нескончаемую борьбу с «правым уклоном» внутри партии.

На VIII съезде КПК в 1956 году курс на ускоренное социально-экономическое развитие КНР был расширен до «трёх модернизаций»: промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. Однако попытка реализации этого плана методами «Большого скачка» (1958—1960) нанесла катастрофический ущерб экономике, привела к социальному кризису и гибели миллионов людей. Начавшаяся в 1966 «Культурная революция» вновь надолго затормозила развитие страны.

Выдвинутый Мао Цзэдуном тезис о «классовой борьбе как главном противоречии» в жизни страны составил теоретическое обоснование проводившейся им с 1966 по 1976 «культурной революции». Внешнеполитической составляющей этого тезиса явилась концепция «трёх миров» — двух «сверхдержав», развитых стран и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, включая КНР, совместно борющихся против «гегемонизма» «сверхдержав», прежде всего против «социал-империализма» (под которым подразумевался Советский Союз).

Оценки[ | код]

После завершения «культурной революции» вопрос об отношении к «идеям Мао Цзэдуна» и его роли в истории китайской революции и строительства социализма в КНР был по итогам длительной дискуссии рассмотрен в 1981 на VI пленуме ЦК КПК 11-го созыва, принявшем подготовленное под руководством Дэн Сяопина «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР». В нём были подвергнуты критике «левацкие ошибки» Мао Цзэдуна, на которого возлагалась главная ответственность за «культурную революцию». Подверглись критике и основанные на положениях Мао о «продолжении революции при диктатуре пролетариата» «левацкие руководящие идеи» преемника Мао Цзэдуна на посту Председателя ЦК КПК Хуа Гофэна, который проводил курс на «два абсолюта».

Вместе с тем в «Решении» отмечалось, что «заслуги» Мао Цзэдуна в целом «в значительной степени преобладают над промахами», и подчеркивалась главенствующая роль Мао и его «идей» в периоды революции и социалистического строительства. «Идеи Мао Цзэдуна» были объявлены «продуктом соединения общих положений марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции», выработанным «коллективным разумом партии». Что касается «ошибок», то авторы «Решения» представляли их противоречащими «научному содержанию идей Мао Цзэдуна».

При освещении истории КПК с 1921 по 1949 была взята за основу версия, принятая VII пленумом ЦК КПК (апрель 1945), согласно которой история партии представляла собой борьбу Мао Цзэдуна с различными внутрипартийными «уклонами» (всего их насчитывалось десять). При перечислении различных аспектов «обогащения и развития марксизма-ленинизма» Мао Цзэдуном особо выделялась его теория «новой демократии». Вторым важнейшим «вкладом в марксизм-ленинизм» объявлена его концепция социалистической революции и социалистического строительства. «Идеи Мао Цзэдуна» провозглашены «коллективной мудростью партии», вобравшей в себя теоретические достижения всех её видных деятелей.

Основываясь на данном «Решении», исследователи КНР включали в состав «идей Мао Цзэдуна» учение о социалистическом преобразовании сельского хозяйства, кустарной промышленности и торговли, о «демократической диктатуре народа» на переходном этапе от «новой демократии» к социализму, о разрешении противоречий внутри народа в период построения социализма и о пути индустриализации Китая. К системе «идей Мао Цзэдуна» относились также теория строительства народных вооруженных сил и военной стратегии (принципы военного строительства, идея народной войны, разработка доктрины модернизации обороны Китая), учение о стратегии и тактике, об идейно-политической и культурной работе, о партийном строительстве.

Ошибочность взглядов Мао Цзэдуна, которая привела Китай к огромным потрясениям, экономической катастрофе и многомиллионным жертвам, была настолько очевидна, что даже Дэн Сяопин в одном из интервью признал, что идеи Мао Цзэдуна имели здравое, рациональное зерно лишь на рассвете его политической карьеры (в 30-40 гг).

Китайские исследователи отметили объективные и субъективные причины, обусловившие появление «левых ошибок» у Мао Цзэдуна. Среди таковых были названы отрыв от реальности, от масс, подмена волюнтаристскими идеями объективного анализа реальной ситуации, опасения по поводу «возрождения капитализма» и «возникновения ревизионизма» в КНР (по аналогии с СССР, где Хрущёв подверг критике Сталина), желание сохранить «чистоту» революции, отсутствие соответствующего механизма противодействия перед лицом абсолютной власти Мао Цзэдуна.

Примечания[ | код]

  1. ↑ В официальных пекинских изданиях на русском языке в 1960—1970-х годах вместо термина «маоизм» использовалось выражение «идеи Мао Цзэдуна». См., напр., сделанный Линь Бяо Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая, статью Чжан Чуньцяо О всесторонней диктатуре над буржуазией и брошюру Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира — огромный вклад в марксизм-ленинизм.
  2. ↑ Смирнов, 2005, с. 232-233.
  3. ↑ Богословский В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. М.: Политиздат, 1975.
  4. ↑ Богословский В. А., Москалев А. А. 1984. Национальный вопрос в Китае (1911—1949). М.: Наука.
  5. ↑ Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010, с.288-474. [1]
  6. ↑ Рахимов Т. Национализм и шовинизм — основа политики группы Мао Цзэ-дуна. М.: Мысль, 1968.
  7. ↑ Маам Д. Маогийн бодлогод хэлмэгдэж буй Товд орон. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1975, х.40-72.
  8. ↑ Smith W.W. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. Boulder: Westview, 1996, p.341-359
  9. ↑ Маоизм в Большой Советской Энциклопедии
  10. ↑ Опасный курс, в. 1-4. М., 1969—1973
  11. ↑ Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977.
  12. ↑ Лукин А. В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР // Сравнительная политика. 2011. №1.

Литература[ | код]

Ссылки[ | код]

ru-wiki.ru

Маоизм | Понятия и категории

МАОИЗМ - враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистическое течение в Коммунистической партии Китая. М. представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистического движения. М. призван обосновывать авантюристическую политику «казарменного коммунизма» (См. Казарменный коммунизм). Краеугольным камнем М. является антисоветизм.

В виде самостоятельной платформы М. сложился в конце 50-х годов 20 века. Возникновение М. непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэ-дуна. На 9-м съезде КПК (1969) М., именуемый официально в Китае «идеи Мао Цзэ-дуна», был объявлен «теоретической основой, определяющей идеи КПК», и провозглашен «марксизмом-ленинизмом современной эпохи». Эти оценки были подтверждены и на 10-м съезде КПК (1973).

Процесс формирования М. связан с борьбой двух главных тенденций в КПК — интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической. Маоисты выдвинули идею «национального марксизма», «китайского коммунизма», которая была официально закреплена в документах 7-го съезда КПК (1945). Под вывеской «соединения всеобщих истин марксизма-ленинизма с практикой китайской революции», «китаизации марксизма-ленинизма » мелкобуржуазно-националистич. элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернациональном характере революционного учения рабочего класса.

М. отличает крайний эклектизм, субъективизм в теории и волюнтаризм в политике. Идеология М. впитала многие традиционные взгляды древней китайской политической и философской мысли, принципы примитивной уравнительности крестьянских движений, а также целый ряд китаецентристских концепций реформаторов конца 19 — начала 20 веков: Тань Сы-туна, Кем Ю-вэя, Лян Ци-чао, гоминьдановскую концепцию национализма. На М. большое влияние оказали Анархизм и ревизионистские течения в коммунистическом движении, особенно Троцкизм. У анархистов Мао Цзэ-дун заимствовал такие принципы, как абсолютизация насилия («винтовка рождает власть», «бунт — дело правое»), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые слои молодёжи для «организации» революций без учёта революционной ситуации. М. по существу заимствовал троцкистскую концепцию «перманентной революции» и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна. М. утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения этой опасности необходимы «революции». Образцом такой «революции» объявлена т. и. культурная революция, проведённая под руководством Мао Цзэ-дуна во 2-й половине 60-х годов. Такие «революции», являющиеся по существу формой тотальной чистки и расправы с реальными и потенциальными противниками М., должны, по заявлениям маоистов, повторяться периодически.

М. фактически отрицает объективные закономерности строительства социализма и коммунизма, учение о руководящей роли марксистско-ленинской партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм диктатурой военно-бюрократической группировки, насаждает культ личности, принижает роль народа. М. отрицает коренные принципы социалистического гуманизма.

В политике вместо пролетарской классовой линии М. прибегает к бонапартистскому маневрированию (см. Бонапартизм) между различными классами и социальными прослойками. Декларативно заявляя, что «рабочий класс руководит всем», Мао Цзэ-дун на деле проводит линию на принижение роли рабочего класса Китая.

Маоисты на практике стремятся ликвидировать методы и формы организации и планирования народного хозяйства, сложившиеся в первое десятилетие существования КНР под влиянием опыта мирового социализма и прежде всего СССР. Вопреки ленинизму, М. рассматривает бедность, отсталость страны, обездоленность народных масс как неотъемлемые атрибуты жизни при социализме и даже как факторы, якобы благоприятствующие строительству нового общества. Заботу о росте благосостояния народа М. объявляет «ревизионизмом», «реакционным экономизмом», ведущими к буржуазному «перерождению». Консервация бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на развитие военной машины.

В области философии М. декларирует приверженность диалектическому и историческому материализму, однако по сути дела ревизует все его принципы с позиций субъективизма, вульгарного материализма и примитивно истолкованной диалектики, превращает философию в средство утилитарно-прагматического обоснования политики.

Признавая всеобщность противоречия, М. вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует или крайне принижает роль единства противоположностей. Одновременно М. непомерно расширяет сферу проявления антагонистических противоречий, рассматривая их как всеобщие, а неантагонистические противоречия — как частный случай антагонистических. Закон единства и борьбы противоположностей сводится к их механическому противостоянию («без верха нет низа, без отвратительного нет прекрасного») и смене мест между противоположностями («плохое превращается в хорошее», а «пролетариат — в буржуазию», «мир превращается в войну, война — в мир»). В гносеологии М. присущ эмпиризм, обосновывающий узкоутилитарный подход к пониманию практики как лишь непосредственного физического участия индивида в производственной или политической деятельности. М. упрощает проблемы познания, принижает теоретическое мышление и его познавательной возможности и одновременно сужает сферу общественной практики.

В понимании критерия истины М. смыкается с Прагматизмом, утверждая: «вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно» (Мао Цзэ-дун, Четыре работы по философии, Пекин, 1968, с. 195).

Для теории и практики М. характерны резкие колебания то в сторону крайне «левого» экстремизма и волюнтаризма, то правого реформизма. Субъективизм М. четко выявляется в тезисе о «необходимости постоянно создавать противоречия», что в политике находит выражение в непрерывном поддержании обстановки напряжённости внутри общества, а также в стремлении решать любые хозяйственные, политические и культурные проблемы путём организации сменяющих друг друга массовых кампаний запугивания населения «внешней угрозой», чистками и так далее.

В 1958 Мао Цзэ-дун выдвинул курс «трёх красных знамён» — новая «генеральная линия», «большой скачок» и «народная коммуна». Проведение этой политики привело страну к экономическому кризису. Потребовалось более пятилетия, чтобы восстановить уровень экономики, существовавший до начала «большого скачка». Во внешней политике в этот период маоисты начали открытые нападки на Советский Союз и серьёзно подорвали советско-китайские отношения, развернули раскольническую деятельность в международном коммунистическом движении, организовали военные столкновения с соседними странами и предприняли целый ряд других авантюристических акций на мировой арене. На 9-м и 10-м съездах КПК антисоветизм был поднят на уровень партийной и государственной доктрины, а СССР клеветнически объявлен главным врагом Китая. М. пытается обосновать политику злобного антисоветизма надуманными утверждениями о существовании «непримиримых принципиальных разногласий» между КНР и СССР. В действительности подлинным источником антисоветизма является идеология великоханьского шовинизма, которая, естественно, приходит в столкновение с принципами пролетарского интернационализма, отстаиваемыми КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями. Антисоветизм используется маоистами и как средство оправдания своей политики милитаризации и отвлечения внимания трудящихся от серьёзных внутренних трудностей и нерешенных проблем. М. распространяет клевету о реставрации капитализма в социалистических странах, отрицает существование мировой социалистической системы.

М. стремится сохранить очаги международной напряжённости, сорвать усилия социалистических стран и всех миролюбивых сил по их ликвидации, блокировать борьбу народов мира за расширение сферы разрядки и распространение её на все континенты, утверждение принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Генеральной линии международного коммунистического движения по коренным вопросам мирового развития М. противопоставляет свои авантюристические позиции. Маоисты исходят из неизбежности мировой войны, рассматривая её как средство «оздоровления человечества», как источник мировой революции.

Для подкрепления своих гегемонистских притязаний на лидерство в «третьем мире» маоисты пытаются доказать, что центр революционного движения переместился в зону национально-освободительного движения, так как якобы социалистические страны «переродились», а рабочий класс развитых капиталистических стран «обуржуазился» и утратил революционность.

Свидетельством полного разрыва маоистов с пролетарским классовым подходом в области внешней политики и принципами социалистического интернационализма является проповедуемая ими теория «борьбы против гегемонии двух сверхдержав».

На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 большинство делегаций охарактеризовало М. как опасное антимарксистское течение, которое своими подрывными действиями и политикой антисоветизма объективно играет роль пособника империализма и антикоммунизма.

М. создаёт серьёзные преграды строительству социализма, ведёт к его деформации и ставит под угрозу социалистические завоевания китайских трудящихся, препятствует решению коренных социально-экономических проблем, порождает одну за другой кризисные ситуации в стране, дискредитирует научный социализм.

М. стремится расколоть мировое коммунистическое движение, антиимпериалистический фронт народов. Для этих целей используются и возникшие в некоторых странах группки приверженцев М. Однако практически эти группки находятся в изоляции от революционного рабочего движения и чаще всего распадаются.

Как антинаучное, противоречащее закономерностям общественного развития течение, М. бесперспективен.

М. Л. Алтайский.

Литература:

Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;

Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969;

Видаль Ж.-Э., Куда ведет Китай группа Мао Цзэ-дуна, перевод с французского, М., 1967;

Владимиров О. Е., Рязанцев В. И., Страницы политической биографии Мао Цзэ-дуна, 2 изд., М., 1973;

Опасный курс. Сборник, в. 1—4, М., 1969—73;

Алтайский М., Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна, М., 1969;

Маоизм глазами коммунистов. [Сборник статей], М., 1969:

Маоизм без маски. Сборник статей, М., 1970;

Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна, М., 1970;

Румянцев А. М., Истоки и эволюция «идей Мао Цзэ-дуна». (Об антимарксистской сущности маоизма), М., 1972;

Критика теоретических основ маоизма, М., 1973.

Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е . Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974.

ponjatija.ru


Смотрите также