Московский автомобильно-дорожный институт. Лекции экономики


Московский автомобильно-дорожный институт

245

(государственный технический университет)

в.в. безновская

Экономическая теория

курс лекций

Утверждено

в качестве учебного пособия

редсоветом МАДИ (ГТУ)

москва 2009

удк 330.01

ббк 65.01

Безновская В.В. Экономическая теория: Курс лекций: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). – М., 2009. – 240 с.

Рецензенты:

Т.Л. Попова, вице-президент Международного фонда социальных и экономических реформ, кандидат экономических наук;

Т.П.Минаева, зам. директора Учебно-консультационного центра АСМАП, кандидат экономических наук.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и имеет целью познакомить читателя с основами экономической теории – основными закономерностями экономической организации общества, механизмами рынков совершенной и несовершенной конкуренции, теорией издержек и факторов производства, понятиями общего экономического равновесия, платежного баланса, инфляции, безработицы и многими другими аспектами.

Компактная подача и доступное изложение материала делают эту книгу незаменимой для студентов вузов, позволяют им быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей факультетов экономики и менеджмента технических вузов, а также для всех, интересующихся вопросами современной экономики.

© Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), 2009

Введение

Данное учебное пособие представляет собой оригинальный курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». Материалы сборника подготовлены и многократно апробированы автором в течение десяти последних лет в процессе подготовки студентов экономических и технических специальностей.

На каких источниках базируется наш курс? На тех, по которым учатся студенты в западных вузах: К. Макконнелл, С. Брю «Экономикс», С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» и другие.

Структура настоящего издания соответствует трем основным модулям вводного курса по основам экономической теории в соответствии с материалом российского учебника «Курс экономической теории» под редакцией М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой.

В первом модуле излагаются базовые аспекты курса «Экономическая теория»: предмет и метод экономической теории; понятия экономических категорий и законов; общие проблемы экономического развития; основные теории и школы в экономической науке.

Во втором модуле рассматриваются проблемы микроэкономического характера: механизм действия законов спроса и предложения; анализ поведения фирм в различных экономических ситуациях.

В третьем модуле затрагиваются вопросы макроэкономики: инфляция и безработица; теория мультипликатора и принцип акселератора; теория денег; экономические реформы в Российской Федерации и т.д.

Цель данного курса лекций – заложить самые первые кирпичики экономического мышления, которые необходимы в повседневной жизни. Поэтому в данном учебном пособии основные идеи и принципы экономической теории представлены в простой и понятной форме с минимальным количеством формул и графических моделей. Серьезным подспорьем для преподавателей и студентов при проведении и подготовки практических занятий являются приведенные в конце каждой лекции контрольные вопросы и задания, многие из которых составлены по кейс-методу (CASE STADY) – обучение на основе реальных ситуаций. «Кейс» провоцирует дискуссию. В процессе дискуссии идет развитие экономического мышления студента, практического подхода к рассматриваемой ситуации.

В материалах пособия предлагается только та учебная информация, которая, на взгляд автора, является существенной, значимой. Что же касается второстепенных тем, они не вошли в учебное пособие вовсе не потому, что являются маловажными, а лишь в силу того, что усвоение курса экономической теории в целом не требует их обязательного знания. При необходимости эти пробелы легко могут быть восполнены студентами самостоятельно. Для облегчения такой работы в конце пособия приводится список стандартных учебников, где можно найти необходимую информацию.

Автор выражает признательность коллективу кафедры экономических теорий МАДИ (ГТУ) и ее заведующему, профессору Арутюновой Галине Ивановне, за создание демократичной, творческой атмосферы на кафедре, в условиях которой создавался этот курс лекций.

studfiles.net

1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.

Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.

Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.

Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

studfiles.net

Лекции по экономике

Экономика. (Экономическая теория)

Борисов Валерий ВикторовичА-301

  1. Посещать все учебные занятия

  2. Выполнение семинарских заданий (ТК)

Литература:

  1. Терехова Н.Р. Рыночная Экономика, как особый тип экономической системы 1109

  2. Львова М.С. Основы теории спроса, предложения и потребительского поведения. 1110

  3. Бахерева Г.М. Ценообразование на различных типах рынков. 1111

  4. Бахерева Г.М. Процесс и результаты деятельности предприятия. 1114

  5. Санина Е.Ю. Деловые предприятия как субъекты рыночной экономики. 1113

  6. Кабанов А.Ю. Деньги: происхождение, сущность и функции. 1887

Предмет, методы и функции экономической теории.

Краткая историческая справка

В 1615 году во Франции вышла работа под названием “Трактат политической экономии” автором которой был французский ученый Антуан де Монкретьен. Монкретьен сконструировал этот термин (политическая экономия) из 3х греческих слов: полис(город - государство),ойкос(хозяйство),номос(закон). Примерный перевод – законы общественного хозяйства. Рождающаяся экономическая теория в качестве самостоятельной научной дисциплины получила свое первое название.

Рождение, становление и развитие политической экономии (экономической теории) явилось одним из результатов радикальных переворотов во всех сферах жизни общества: в технологиях, в политическом устройстве, экономических отношениях, в мировоззрении.

Эти перевороты связаны с такими событиями и процессами как: Великие географические открытия, Возрождение (Ренессанс), Просвещение, Реформация, Английская буржуазно демократическая революция 17 века, Великая французская революция конца 18 начала 19 века, промышленная революция конца 18 начала 19 века (результатом которой создание европейской индустриальной системы).

  1. Первой школой политической экономии является Меркантилизм (15-16 вв.) (Мерканте - торговец).

  2. Второе течение классическая политическая экономия.

    1. Физиократия (физио – власть, кратия – природа) Ф. Кене (1694 – 1767 гг.)

    2. Английская классическая политическая экономия. А. Смит (1732 – 1790 гг.) Д. Риккардо (1772 – 1823 гг.)

  3. Экономические идеи раннего (утопического) социализма Т. Мор (1478-1535 гг.)

На основе идей предыдущих этапов сформировались основные течения современной экономической мысли.

  1. Экономическая теория марксизма. Основатели: К. Маркс (1818 – 1883 гг.) Ф. Энгельс (1820 – 1895 гг.)

  2. Неоклассическое направление экономической теории. Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.)

  3. Институционализм Т. Веблен (1857 – 1929 гг.)

  4. Кейнсианство Дж. М. Кейнс (1883 – 1946 гг.)

  5. Экономические идеи современной социал-демократии. Э. Бернштейн (1850 – 1932 гг.)

Каждое из направлений имеет свои особые теоретические концепции, практические рекомендации и прогнозы, свой научный аппарат (понятийный аппарат), свои методы исследования.

Ресурсы и потребности. Кривая производственных возможностей.

Национальную экономику (экономическую систему общества) можно охарактеризовать, прежде всего, со стороны ее ресурсов. При этом к пониманию ресурсов существует 2 достаточно различных подхода. В соответствии с первым. При таком определении выделяются факторы личный и вещественный. Подличнымфактором понимается рабочая сила. Рабочая сила это совокупность физических и духовных способностей человека, применяемая в процессе производства материальных благ.Вещественныефакторы это средства производства. В составе средств производства выделяются: предметы труда, орудия труда и средства труда. Средства труда это орудия труда + прочие условия производства. Если предмет труда подвергнут некоторой первичной обработке он выступает каксырье. Рабочая сила и средства труда образуют понятиепроизводительные силы. Производительные силы образуют понятия:технология, энергия, информация, организация. Производительные силы вместе с этими понятиями образует понятие технологическийспособ производства. Критерием деления технологических способов производства является характер орудий труда. Можно выделить 3 основных типа: ручной, машинный (механизированный), автоматизированный.

В соответствии с другим подходом выделяются следующие виды ресурсов:

        1. Земля. Этим термином обозначаются все естественные ресурсы, применяемые в процессе производства: пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефть, водные ресурсы.

        2. Капитал. Сюда относят все средства созданные человеком и используемые в процессе производства. В этом смысле говорят о физическом капитале или реальном капитале в отличие от денег, т.е. финансового капитала который ресурсом не является. Средство производства определяются как капитальные или инвестиционные товары, а процесс их накопления называют инвестированием.

        3. Труд(определяется так жерабочая силав предыдущей классификации) в связи с этим видом ресурса формулируется понятиечеловеческий капитал.

        4. Предпринимательская способность(предприимчивость). Это способность соединять ресурсы, принимать решения, идти на риск, новаторство.

Каждый данный момент производственный ресурсы находятся в определенном соотношении с общественными потребностями, относительно каждой особой потребности это соотношение может быть самым различным. Однако считается, что если рассматривать всю сумму потребностей, то соотношение будет однозначным. Сумма потребностей всегда больше наличных ресурсов. Естественно по мере освоения новых ресурсов и новых технологий существующие потребности удовлетворяются все более полно. Однако в этих же самих процессах скрыто рождаются новые потребности.

Поэтому полное удовлетворение потребностей представляется как горизонт, линия которого удаляется по мере приближения. Продукта производство, т.е. относительно редкие блага называют экономическими. Теблага,которые имеются в неограниченном количестве и доступны бесплатно, называютсясвободными. С понятиемэкономических благсвязано понятияэффективности производства. Этоотношениерезультата к затратам.

Ограниченность ресурса и безграничность потребностей вынуждают любое общество независимо от его экономической организации решать 3 основных вопроса:

  1. Что производить?

  2. Как производить?

  3. Для кого производить?

Первый вопрос иллюстрируется с помощью графика “кривая производственных возможностей” (КПВ). В табличной форме проблема выбора имеет следующий вид.

Возможности

Пушки

Масло

А

15

0

Б

14

1

В

12

2

Г

9

3

Д

5

4

Е

0

5

Пушки и масло это такая пара, которая символизирует выбор между объемами гражданского и военного производства.

Все ресурсы экономики задействованы. Экономика будет находиться в любой из точек этой кривой.

Выход за пределы этой кривой невозможен при заданных ресурсах. Кривая производственных возможностей иллюстрирует наличие вмененных (альтернативных) издержек. Во-вторых, закон их роста. Вмененные издержки это те упущенные возможности, те жертвы, которые возникают при получении искомого результата. Это то от чего приходиться отказаться. В данном примере эти издержки измеряются пушками. В случае обратного процесса вмененные издержки будут измеряться маслом. Они могут измеряться денежным доходом, рабочим временем, свободным временем и т.д.…

Вмененные издержки возрастают с каждым шагом на I+1 отI=0. Этот закон объясняется просто – неполной взаимозаменяемостью ресурсов.

КПВ называется та же кривой трансформации. КПВ может использоваться в прогностических целях. Если в данный момент одна страна делает акцент на производство “товаров для будущего” (средства производства), а вторая делает акцент на “товары настоящего” (предметы потребления), то через некоторое время КПВ первой сдвинется вправо более значительно, чем КПВ второй. В этих смещения КПВ обнаруживается противоречие между нашими текущими интересами (хочу красиво жить здесь и сейчас) и нашими будущими интересами (возделываем сад сейчас чтобы воспользоваться его обильным плодоношением).

Экономическая система общества

Решая триаду основных вопросов, люди необходимо вступают в экономические отношения друг с другом, т.е. отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Все члены общества, так или иначе, размещаются в сетке экономических отношений: кто то является собственником средств производства, кто то собственной рабочей силой, кто то управляет, кто то является исполнителем, одни кредиторы, другие заемщики. Каждый попеременно становится то продавцом, то покупателем и т.д. Экономическая система общества есть совокупность экономических отношений.

Экономические системы различаются по следующим пяти позициям:

  1. Они различаются по состоянию и уровню производительных сил иначе по качеству и количеству ресурсов. Эта позиция наиболее четко обнаруживается при масштабных исторических сопоставлениях. (Например: огромный регион Земли, включающий древний Египет, древнюю Индию, Месопотамию, древний Китай имели одну и ту же экономическую систему. Эта система была основана на необходимости строительства ирригационных сооружений в целях регулирования режимов великих рек. Эту систему называют иногда речной цивилизацией. Она была расположена в бассейнах великих рек мира.) Можно утверждать, что каждая экономическая система существует лишь до той точки, пока она способна реализовать основные тенденции развития существующих производительных сил.

  2. Эта позиция связана с вопросом о том, кому принадлежат ресурсы и продукты производства, кто ими распоряжается и кто управляет производством, следовательно, речь идет о типах и формах собственности. Две полярные противоположности отношений собственности: ИндивидуальнаяиОбщее. В пределах этой противоположности можно выделить следующие типы и формы собственности:

    1. Общая собственность или собственность свободного доступа (разборная собственность). Например, это грибной лес, места рыбной ловли.

    2. Частная собственность может существовать в 2х формах: 1) индивидуальная 2) Коллективная (групповая) (акционерное общество) (ТСЖ ЖСК).

    3. Коммунальная собственность. Собственность крестьянской общины на с\х угодья, производственный кооператив, полное товарищество и др.

    4. Общественная собственность. (Политическая собственность) 1) государственная 2) муниципальная. Владельцами политической собственности являются налогоплательщики.

    5. Собственность общественных организаций.

Сущность собственности это не отношение индивида к вещи, а отношения людей по поводу вещей. Эти отношения реализуются в определенных правомочиях взаимодействующих людей. Эти правомочия объединяются в различные наборы, “пучки”, кластеры. Права собственности другими словами могут расщепляться на отдельные правомочия, комбинироваться и рекомбинироваться в различных вариантах. Можно определить 3 крупных пучка правомочий:

  1. Право владения – исключение свободного доступа ресурсов.

  2. Право пользования – определение физического способа использования ресурса.

  3. Право распоряжения – продать, подарить, завещать, уничтожить.

Полный кластер полномочий насчитывает 11 элементов.

Расщепление правомочий и их комбинирование можно рассмотреть на примере аренды земельного участка включая субаренду.

1109 – 4-11 страницы. Пункт 1.

  1. Все системы различаются по способу регулирования национальной экономики или по форме координации хозяйственных связей. Должны существовать какие-то механизмы и процедуры, с помощью которых ресурсы распределяются между отраслями, распределяются объемы производства. Как произведенные продукты распределяются между людьми. Другими словами. Каким образом обеспечивается пропорциональность национальной экономики. В экономической литературе отмечают 4 возможных способа регулирования:

    1. Традиционное. Из поколения в поколение воспроизводится одна и та же структура экономики, одни и те же технологии. Этот способ типичен для первых стадий развития общества. Он существует, потому что чрезвычайно низкий уровень развития производства делает эксперименты чрезвычайно рискованными.

    2. Государственное регулирование с помощью диктатуры. Примеры: экономика фашисткой германии 30х годов прошлого века, экономика СССР того же периода.

    3. Государственное демократическое регулирование. Текущее.

    4. Рыночное регулирование. В этом процессе участвуют все члены общества, голосуя денежным знаком.

  1. Все экономические системы различаются по источникам или формам дохода. Формы дохода, например: натуральный или денежный оброк в феодальной системе. Это форма капиталистического дохода связанного с наемным трудом. “Низко похлебки” Вознаграждение наемного рабочего зарплата и т.д.

  2. Все системы различаются по содержанию и структуре экономических интересов, следовательно, мотивов хозяйственной деятельности. Содержание экономических интересов является объективным. Поскольку сами они выступают как концентрированное выражение основных характеристик экономической системы.

Из указанных 5 различий наиболее важными принято считать различия по собственности и по способу регулирования.

Один из американских экономистов исходя из способа регулирования указывает, что в 20 веке существовали 4 основные экономические системы:

  1. Капитализм.

  2. Фашизм.

  3. Марксистский коммунизм.

  4. Социализм.

По способу регулирования различают экономику:

  1. Традиционную.

  2. Плановую.

  3. Рыночную.

Экономические категории и экономические законы

Результаты исследования экономических явлений, прежде всего, выражаются в открытии и формулировании экономических категорий (аналоги физические категории, химические, астрономические…).

Экономическая категория это теоретическое отражение того или иного элемента, свойства или стороны экономической системы.

Сами термины либо заимствуются из разговорного языка с приданием им четко фиксированного содержания. (Товар, деньги, цена, прибыль…) либо создаются специально (предельная полезность, добавленная стоимость, эффективный спрос, маржинальный анализ…) либо заимствуются из других наук (инфляция, эффект храповика…) Каждое течение экономической мысли отличается своим категориальным аппаратом. Второй более высокий результат это открытие и теоретическое формулирование экономических законов. Экономические законы это связь между явлениями, однако, не каждая связь есть закон.

Закон есть существенное, необходимое, устойчивое, повторяющаяся связь между явлениями.

Истолкование природы и характера экономических законов не являются однозначным.

Относительно природы или характера экономических законов можно выделить следующие позиции:

      1. Они признаются универсальными в пространстве и времени, т.е. полностью аналогичными законам природы.

      2. Экономические законы объективны, но не универсальны. Они имеют исторический характер.

      3. Ряд экономистов делает акцент на национальном характере экономических законов.

      4. Законы рассматриваются как субъективные, как результат свободной сознательной деятельности людей.

Существуют разногласия относительно возможностей познания и сознательного использования законов.

С одной точки зрения они познаваемы и сознательно применимы. С другой – не познаваемы. От сюда следует вывод о том, что история носит фатальный характер, а человек есть всего лишь бессильная игрушка в руках слепых стихийных сил.

Наиболее высоким обобщающим результатом исследований является теоретическая модель системы. В принципе, это чистая идеальная модель, не способная охватить все детали, все особенности, все модификации системы. Реальная система всегда богаче её теоритической модели.

Методы исследования экономических явлений.

Термин «метод» имеет 2 смысла:

  1. Метод как общий подход к исследуемому объекту. Именно в этом смысле говорят «правильный метод ведет к истине, как правило. Ошибочный ведет к ней лишь в порядке исключения.»

  2. Метод как конкретный инструмент исследования. Сюда относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, экономико-математические методы, теоритическое моделирование, системный подход, хозяйственный эксперимент и т.д.

Особую роль в теоритических исследованиях имеет метод научной абстракции. Абстрагирование означает отвлечение от всего случайного, второстепенного, привходящего в изучаемом явлении и выделение существенного, главного. В естественно-технических науках этот метод реализуется в лабораторных экспериментах (чистота эксперимента).

В экономической теории этот процесс осуществляется мысленным образом. Две возможные ошибки: недостаточное абстрагирование и чрезмерное абстрагирование. Это приводит к одному результату: подмене сущности какими-то внешними параметрами, случайностями.

Функции экономической теории.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

  1. Познавательная. Каждая наука выполняет познавательную функцию, но с определенными особенностями. Характер познавательной функции определяется теоритическим характером самой дисциплины, и её задачей является проникнуть за внешнюю видимость вещей к их сущности, которая, как правило, противоположна их видимости.

  2. Методологическая. Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория является общей теоритической основой всех других экономических дисциплин. Экономическая теория абстрактная, а другие – конкретные и прикладные.

  1. Хозяйственно-практическая (включая прогнозирование). Теоритическая основа экономической политики государства и практической организации производства (включая прогнозирование).

  2. Идеологическая. Теоритическое обоснование экономических интересов определенного класса общества. Наряду с термином «идеологическая» употребляется термин «инструментальная»: использование экономической теории властями для доказательства правильности своих решений. Государство – орган, располагающий монопольным правом на законное насилие.

С последней функцией можно связать два подхода к изучению экономической действительности:

  1. Позитивный. Требует объективно изучать то, что есть.

  2. Нормативный. Требует дополнить результаты субъективными оценками и практическими рекомендациями.

ПК. Пункт 1 методички 1109. И че то еще, по лекциям. ПК методом блиц опроса. Получим листок, подписываем, ставим цифру 1 и продолжаем фразу лектора. 15-16 таких вопросов. На каждый 1-1,5 минуты.

Понятия микроэкономики и макро экономики.

В учебном курсе 4 части:

  1. Введение в экономическую торию

  2. Микроэкономика

  3. Макроэкономика

  4. История экономических учений

Основными частями курса являются микро и макро теория. Они могут изучаться в различной последовательности.

И микро и макро изучают один и тот же объект: национальную экономику, но на различных уровнях. Микро изучает экономику на уровне двух хозяйствующих субъектах (домохозяйство и фирмы). Макро теория изучает экономику как систему в целом.

Макро теория изучает экономику как систему в целом. «С высоты птичьего полета». Обе части решают различные теоретические вопросы и практические задачи. Микро теория изучает рынки отдельных товаров, ценообразование на этих рынках, индивидуальный спрос и индивидуальное предложение. Поведение фирм в различных рыночных моделях (чистая конкуренция и т.д.). Практические задачи:

  1. На уровне фирмы – максимизация прибыли или, в противном случае, минимизация убытков.

  2. На уровне домохозяйства максимизация совокупной полезности некоторого набора товаров и услуг в обмен на определенный денежный доход.

Макро экономика, изучая систему в целом, оперирует совокупными понятиями и совокупными величинами. Если в микро теории рассматривается 1 отдельный товар, то в макро – все товары и услуги агрегированы в величину ВВП. Если в микро теории рассматриваются отдельные цены, то в макро – все цены агрегированы в понятие «Общий уровень цен», измеряемый специальными индексами. Если в микро теории рассматриваются индивидуальный спрос и индивидуальное предложение, то в макро теории – совокупный спрос и предложение и т.д. Макро теория решает такие практические задач, которые могут решаться только на уровне общества. К ним относится следующее:

  1. Обеспечение приемлемыхтемпов экономического роста.

  2. Обеспечение полной занятости, устранение безработицы.

  3. Обеспечение стабильности общего уровня цен, исключение инфляции и дефляции.

  4. Обеспечение устойчивых высоких темпов роста общественного благосостояния.

  5. Обеспечение внешнеэкономического равновесия.

Эти задачи могут решаться только при содействии государства. Государство в качестве инструментов использует следующие типы экономической политики:

  1. Фискальная (фиск – казна). Иначе – налогово-бюджетная.

  2. Кредитно-денежная – сколько изъять или закачать денег.

  3. Политика регулирования дохода.

  4. Регулирование внешнеэкономических отношений.

По данным 2005 г. (ООН) картина мира имела следующий вид. Образно предполагается, что все население мира живет в одном поселке численностью 100 человек, то окажется:

  1. 56 азиатов

  2. 21 европеец

  3. 14 американцев

  4. 8 африканцев

При этом

  1. У 80 не будет достойных жилищных условий

  2. 70 окажутся неграмотными

  3. 50 будут голодными

  4. 50 страдает от обжорства

  5. Только 1 будет иметь высшее образование

Объем национального производства и его измерение

ВВП: сущность и методы измерения. ВВП считается самым обобщающим показателем объема национального производства и состояния экономики. Сущность ВВП: ВВП – это совокупная рыночная стоимостьвсехконечных товаров и услуг, произведенных в экономике за 1 год. ВВП – это не натуральный, а денежный показатель, сумма рыночных цен. Считается, что с помощью денег можно сравнивать объемы производства самых различных продуктов. При расчете ВВП необходимо исключить повторный счет стоимости промежуточныхпродуктов и суммировать величины добавленной стоимости.

Стадии движения

Цена

Добавочная стоимость

А хлопок

60

60

Б ткань

100

40

В костюм

125

25

Г Оптовики

175

50

Д Розница

250

75

При расчете ВВП необходимо исключить все непроизводительные сделки. К непроизводительным сделкам относится:

  1. Продажа подержанных вещей.

Исключить чисто финансовые сделки

  1. Государственные и частные трансферты

  2. Сделки с ценными бумагами. (Акции и облигации)

С учетом этих обстоятельств ВВП может рассчитываться 2мя методами:

  1. По расходам. При таком подходе суммируются следующие составляющие:

    1. Личные потребительские расходы. Т.е. расходы домохозяйств на товары и услуги (например, услуги механиков, юристов, врачей и т.д.)

    2. Валовые частные внутренние инвестиции.

  2. По доходам

Валовые инвестиции – это расходы на покупку машин и оборудования, а так же все строительство (военное, примышленное, гражданское…). В составе валовых инвестиций можно выделить 2 части:

  1. Расходы на восстановление потребленного капитала. Иное название амортизационныерасходы.

  2. Чистые инвестиции, т.е. расходы на расширение экономики.

Первая часть направлена на сохранение экономики, а вторая на ее развитие.

  1. Государственные закупки товаров и услуг.

  2. Чистый экспорт, т.е. разность между экспортом и импортом.

При расчете ВВП по доходам прежде всего суммируются 2 составляющие которые к доходам как к таковым не относятся.

  1. Амортизация

  2. Косвенные налоги на бизнес – те налоги которые изначально закладываются в цену товара. Например, НДС (Налог На Добавленную стоимость). Сюда же входят таможенные пошлины, плата за рецензии, налог с продаж…

  3. Наибольшая по удельному весу составляющая – заработная плата наемных работников. По западной традиции под рубрикой “заработная плата” обозначаются так же различные социальные взносы.

  4. Рента или иначе арендная плата. Прежде всего это рента за пользование землей (земельная рента).

  5. Банковский процент по вкладам.

  6. Прибыль. За этим термином скрываются 2 различных вида денежных доходов:

    1. Доходы не корпоративного сектора. Доходы индивидуальных собственников, партнерств, кооперативов. Эти доходы обозначаются так же как доходы от собственности или доходы на собственность.

    2. Прибыль корпораций. (Акционерных обществ) делится на 3 части:

      1. Налог на прибыть корпорации.

      2. Дивиденды – доход акционеров по акциям.

      3. Нераспределенная прибыль идущая на инвестиции.

Суммирование с одной стороны доходов с другой стороны расходов дает один и тот же результат.

Кроме показателя ВВП используется показатель ВНД (Валовой Национальный Доход) ВНД = ВВП - отчисление доходов за рубеж + поступление доходов из-за рубежа.

На основе ВВП рассчитываются следующие производные показатели:

  1. Чистый Национальный Продукт – это ВВП - амортизация.

  2. Национальный Доход – ЧНП - косвенные налоги на бизнес.

  3. Личный доход – Национальный доход - (взносы на социальное страхование + налог на прибыль корпораций + нераспределённые прибыли корпораций) + трансфертные платежи в домашнее хозяйство.

  4. Располагаемый доход – личный доход - индивидуальные налоги.

ВВП и общий уровень цен

ВВП как денежный показатель испытывает влияние изменения покупательной способности денег. Инфляции или дефляции. Следовательно, изменений общего уровня цен. Общий уровень цен измеряется с помощью ценовых индексов. Общий вид расчета ценового индекса таков:

Рыночная Корзина (РК) – набор товаров и услуг. Наиболее общим ценовым индексом является дефлятор ВВП (индекс ВВП).

При расчете дефлятора в числителе и знаменателе указываются следующие 5 корзин:

studfiles.net

Тема 1 Вводная лекция

57

Литература:

  1. Бабук И.М. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов технических специальностей / Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006.

  2. Головачёв А.С. Экономика предприятия. В 2 ч.: учеб. пособие – Минск: Выш. шк., 2008.

  3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебник. М.: ИНФРА – М. – 2002 г.

  4. Раицкий К.А. Экономика предприятия : Учебник. – М.: ИНФА – М., 2000г.

1.1 Сущность экономики, предмет и содержание.

1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.

    1. Сущность экономики, предмет и содержание.

Слово «экономика» древнегреческого происхождения, оно состоит из соединения двух греческих слов «хозяйство» и «закон», поэтому буквально «экономика» трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.

Предмет экономики как науки связан с изучением производства, распределения, обмена и потребления продуктов, товара и услуг. Это понятие не отражает весь смысл, поэтому есть другие:

Наука экономика – это наука об ограниченности производственных ресурсов и выборе способов их использования для производства различных товаров и услуг для удовлетворения настоящих и будущих потребностей.

Экономика – это совокупность знаний, позволяющих ответить на три группы взаимосвязанных вопросов:

1 группа – что следует производить и в каком количестве?

2 группа – как надо производить?

3 группа – для кого производить?

Вместе с этими вопросами экономика призвана рекомендовать где производить, как продавать и как увязать производство, продажу и потребление.

В изучаемом курсе мы будем рассматривать:

Вопросы, связанные с использованием основных и оборотных фондов; пути и методы повышения производительности труда; себестоимость продукции; ценообразование; рациональное использование материальных и трудовых ресурсов; организация зарплаты; экономическая оценка и выбор вариантов конструкторских и технологических решений и пр.

Экономика производства тесно связана как с экономическими, так и с техническими дисциплинами.

1.2 Отрасли национального хозяйства и промышленности, их характеристика и классификация.

Национальное хозяйство представляет собой комплекс взаимосвязанных отраслей, сформировавшихся в результате экономического и социального развития на основе специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

Народнохозяйственный комплекс подразделяется на две крупные сферы: сферу материального производства и непроизводственную сферу.

Отрасль – это совокупность предприятий или подразделений предприятий, занятых одним видом производ­ственной деятельности или тех, в которых доля этого вида дея­тельности составляет большую часть выпуска. Предприятия, занимающиеся одновременно несколькими видами производ­ственной деятельности, разделяются на подразделения для от­несения к соответствующим отраслям.

Отрасль объединяет предприятия и их подразделения, за­нимающиеся одним и тем же видом производственной дея­тельности независимо от того, являются ли они рыночными или нерыночными производителями. Например, отрасли «Образование», Культура и искусство» могут включать подразделения, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг.

Совокупность отраслей народного хозяйства

Народнохозяйственный комплекс:

studfiles.net


Смотрите также