Формирование и роль корпоративных структур в экономической системе. Корпоратизация экономики


Пути корпоратизации российской экономики

Как показало наше исследование, выживание и конкурентоспособность фирмы в современных условиях определяется тем, насколько полно и продуктивно используется весь арсенал средств повышения эффективности производства: концентрация производства и капитала, специализация, отраслевая и региональная диверсификация, интеграция по стадиям производственного процесса и жизненного цикла, интернационализация. В этой связи возникновение корпоратизации как формы ведения бизнеса, воплощающей в себе наилучшие условия для реализации названных преимуществ, представляет собой объективный процесс, которого не может избежать ни одно развитое в экономическом отношении государство. Сказанное в полной мере относится к российской экономике, в которой уже в середине 90-х годов, несмотря на отсутствие соответствующих законодательных норм, начали возникать первые корпорации. Первая корпорация «Компомаш», как и следовало ожидать, возникла в недрах военно-промышленного комплекса (ВПК), сохранившего высокий научный и производственный потенциал и хорошие перспективы развития.

К идее создания корпорации менеджеры предприятия пришли в результате поиска формы организации, позволяющей обеспечить оптимальную адаптацию предприятия к изменившимся условиям хозяйствования. Предприятия российского ВПК испытывают наибольшие сложности при переходе к рынку. По самой своей природе - это крупные формы с развитой системой кооперативных связей и значительным удельным весом не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Продукция этих предприятий, как правило, ориентирована на выполнение государственных заказов и не имеет свободного хождения на рынке. В социалистический период эти предприятия находились в особых условиях финансирования, породивших затратный подход к ведению хозяйственной деятельности.

В условиях, когда государство отошло от вопросов финансирования ВПК, перестало быть крупным, и тем более, платежеспособным заказчиком, а кооперативные связи, поддерживаемые в основном волевыми решениями, распались, возникла необходимость создания новой организационно-правовой формы ведения бизнеса, которая позволила бы решать стоящие проблемы рыночными методами.

Корпорация давала также новый эффективный механизм экономической интеграции, позволяющий восстановить традиционные кооперативные связи, в том числе с партнерами из ближнего зарубежья.

Идея создания корпорации была подкреплена соответствующей программой действий. На первом этапе предусматривалось определение круга предприятий и финансовых структур, на основе которых в дальнейшем предполагалось создать корпорацию. Состав участников будущей корпорации должен был подбираться, исходя из необходимости создания завершенного научно-производственного цикла разработки и изготовления продукции и его финансового обеспечения. Из числа предприятий приоритет отдавался давним партнерам. Гораздо сложнее шли переговоры с финансовыми структурами. Крупные финансовые структуры либо не проявили должной заинтересованности, либо ставили условия, приводящие к потере самостоятельности. Взаимопонимание было найдено со средними и не очень известными финансовыми организациями, стремящимися упрочить свои позиции в бизнесе, настроенными рационально и не увязывающими сотрудничество с условиями перехода к ним контроля над деятельностью корпорации.

Когда круг основных участников сформировался, выявились следующие особенности: предприятия корпорации представляли собой диверсифицированный межотраслевой комплекс - авиакосмическая промышленность, тяжелое машиностроение, приборостроение, машиностроение для аграрного комплекса, производство медицинского оборудования.

Следующим этапом создания корпорации было придание новому образованию правового статуса, порядка утверждения и оформления необходимых документов. Руководители проекта обратились в правительство с просьбой оказать поддержку этому имеющему поистине государственное значение начинанию. В результате был подписан президентский указ и принято постановление правительства о создании корпорации «Компомаш». При этом были выдвинуты условия: 51 процент акций корпорации формируется тем, что государство вносит акции входящих в состав корпорации государственных предприятий, то есть государству принадлежит контрольный пакет акций. Вместе с тем корпорация получает в доверительное управление сроком на три года государственную долю акций тех предприятий, которые были акционированы ранее. Таким образом, новой структурной форме государство делегировало ряд полномочий по управлению своей собственностью. В доверительное управление поступило также до 50 процентов акций негосударственных предприятий. Этот шаг был предпринят для того, чтобы акции не попали через фондовый рынок в «неизвестные» руки.

Сложившаяся в условиях сформировавшейся корпорации организационная схема, основанная на вертикальной системе управления предприятиями, нетипична для российского бизнеса.

В целях осуществления государственной поддержки прогрессивного организационно-экономического проекта была предложена нормативно-правовая база, очерчивающая круг предоставляемых льгот. В частности, для корпорации предложено осуществлять планирование и финансирование отдельной строкой в бюджете. Был поставлен также вопрос о возможности использования дивидендов от государственных акций на цели развития. Существенным моментом явилось также достижение договоренности о закреплении за предприятиями корпорации занимаемых земельных площадей.

граммы приватизации в России стала система приватизационных чеков

studfiles.net

Особенности и перспективы корпоратизации предприятий

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КОРПОРАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Содержание

Введение

1. Этапы корпоратизации

2. Корпоратизированное предприятие, акционерное общество, корпорация

3. Предпринимательство

4. Преимущества АО

5. Сфера применения корпоратизации

6. Приватизация

7. Процедура корпоратизации

8. Холдинговая компания

Выводы

Литература

Приложения

Введение

Одно из основных направлений экономической политики Украины - политика институциональных преобразований, нацеленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформации отношений собственности, разгосударствления, приватизации, государственной поддержки и защиты всех форм собственности и хозяйствования в рыночных условиях, в частности в условиях глобализации мировой экономики. Важным средством реализации этого направления является корпоратизация. Как отмечают Р. Фридман, А. Рапачинский и Дж. Эрл термин "корпоратизация" употребляется в Украине для характеристики процессов, в результате которых предприятия становятся до определенной степени независимыми от государственных органов. Начало корпоратизации в Украине было положено Указом Президента Украины "О корпоратизации предприятий" от 15 июня 1993 г. №210/93, который действует и по сегодняшний день. Указ определяет цель корпоратизации в составе трех частей:

- реформирование управления государственным сектором экономики;

- повышение ответственности государственных предприятий за результаты экономической деятельности;

- подготовка их к приватизации.

Конечным результатом корпоратизации определено открытое акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. В связи со вступлением в действие с 29 апреля 2009 г. Закона Украины "Об акционерных обществах" произойдет переход от открытых и закрытых к публичным и частным акционерным обществам. Ст. 1-49 Закона Украины "О хозяйственных обществах" в частях, касающихся акционерных обществ, утратят силу через 2 года со дня вступления в действие этого Закона. Следовательно, в течение данного периода открытые и закрытые акционерные общества будут сосуществовать наряду с публичными и частными акционерными обществами. Сущность корпоратизации - реорганизация государственного предприятия или их объединение путем преобразования. Субъект хозяйствования, который прошел процесс корпоратизации, называется корпоратизированным. Поэтому, на наш взгляд, заслуживает внимания анализ специфики корпоратизированного акционерного общества, с одной стороны, по сравнению с другими государственными предприятиями, а с другой - с обычными акционерными обществами.

В работе уделено внимание акционерным обществам, созданным в процессе корпоратизации; проанализировано правовое определение терминов "корпоратизация", "корпорация", "корпоратизоване предприятие"; раскрыты мотивы, сфера применения, процедура корпоратизации, а также особенности корпоратизованого предприятия; рассмотрены особенности образования холдинговых компаний.

1. Этапы корпоратизации

Начиная реформирование отношений собственности в 1992 г., государство ставило целью, прежде всего, проведение широкомасштабного и быстрого изменения правового статуса государственных предприятий. Однако это само по себе не могло быть достаточным средством повышения эффективности производства. По мнению В. Рыбалкина и Л. Мамичевой, объясняется это тем, что правовые отношения собственности - не реальные (экономические), а волевые (идеальные) отношения, не образующие субстанции производственных отношений и в связи с этим пребывающие вне сферы производства. Внутренним свойством реализации любой, в том числе и акционерной, собственности является управление данным процессом, без чего собственность не реализуется.

Как подчеркивал Е. Григоренко, технология первого этапа приватизации, заложенная в приватизационное законодательство 1992 г., консервативность населения, преобладание социалистических стереотипов, экономическое господство директоров государственных предприятий и председателей колхозов и совхозов толкнули практически всю сферу экономики на путь коллективизации: к колхозам на селе прибавили колхозы на предприятиях. На первом этапе приватизации (1992-1998 гг.) 96% объектов оказались в руках не просто отечественного инвестора, а, как правило, инвестора без денег и без рыночного опыта; 63% малых и средних предприятий были приватизированы трудовыми коллективами. Результатом массовой приватизации стали: во-первых, распыление собственности среди мелких акционеров, во-вторых, недополучение инвестиций, в-третьих, управление предприятиями старым менеджментом, не сумевшим улучшить их работу.

Второй этап приватизации связан с Указом Президента Украины "О неотложных мерах по ускорению приватизации в Украине" от 29 декабря 1999 г. и с изменением методологии проведения приватизации, заключающемся в отказе от дробления собственности в процессе приватизации крупных и средних предприятий, а также с продажей контроля над ними в одни руки и с началом денежной приватизации по принятым в мире схемам.

Корпоратизация развернулась еще в начале первого этапа приватизации и задумана была как этап подготовки к приватизации. Но распыление акционерной собственности на первом этапе приватизации привело к другой крайности: чтобы на предприятии был создан один акционер — государство, которое бы так и оставалось единственным акционером, без последующей приватизации. Верховная Рада Украины в 1999 г. изменила стратегию корпоратизации, узаконив существование предприятий, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы. 7 июля 1999 г. был принят Закон Украины "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" № 847-XIV, содержащий два приложения, в которые периодически вносятся изменения. Если имеются намерения корпоратизировать определенное государственное предприятие, не подлежащее приватизации, нужно пройти процедуру внесения изменений в этот закон, чтобы из Приложения № 1 ("Перечень предприятий, не подлежащих приватизации") предприятие было перенесено в Приложение № 2 ("Перечень предприятий, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы").

В последнее время понимание термина "корпоратизация" расширяется, он означает процессы превращения не только в акционерные общества (АО), но и в другие корпоративные предприятия.

2. Корпоратизированное предприятие, акционерное общество, корпорация

Законодательного определения этого понятия на сегодняшний день в Украине еще нет. Термин "корпоратизированное предприятие" встречается в Хозяйственном кодексе Украины (ХКУ), а термин "корпоратизация" - в Законах Украины "О приватизации государственных предприятий", "О государственной программе приватизации", "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации", "Об управлении объектами государственной собственности" и др. В них эти термины употребляются без их законодательного определения, хотя предусмотрено, что должен быть разработан Закон Украины о корпоратизации. Документами, регулирующими процессы корпоратизации, остаются "Положение о порядке корпоратизации предприятий" и "Положение о наблюдательном совете", утвержденные постановлениями Кабинета Министров Украины, "Положение о порядке регистрации выпуска акций и информации об эмиссии акций открытых акционерных обществ, создаваемых путем учреждения органом, уполномоченным управлять объектами государственной собственности, и холдинговых компаний, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации", утвержденное Решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), "Типовой устав открытого акционерного общества, созданного путем корпоратизации государственного предприятия, не подлежащего приватизации", утвержденный совместным Приказом Фонда государственного имущества Украины и Министерства экономики.

Термин "акционерное общество" в Украине рассматривается как синоним общепринятого термина "корпорация", которая является одной из трех основных форм организации бизнеса наряду с собственным делом и обществом. Корпорация - форма организации бизнеса, доминирующего по объемам продажи товаров и услуг. Корпорацию может организовать одно лицо или группа лиц. Собственниками корпорации являются акционеры, которые приобрели акции корпорации, но они не должны выплачивать долги кредиторам за счет личного имущества, чтобы рассчитаться с ними в случае банкротства корпорации, то есть собственники несут ограниченную ответственность. Задача корпорации — приумножать благосостояние своих акционеров. Акционеры избирают совет директоров для проведения общей политики корпорации. Если корпорация довольно велика, совет нанимает менеджеров, которые разрабатывают долгосрочную стратегию, занимаются текущей деятельностью, отчитываются перед советом директоров и акционерами.

По определению М. Гольцберга, компания, корпорация - это юридическое лицо, представляющее объединение вкладчиков капитала (акционеров) для осуществления определенной деятельности. Корпорации мобилизуют инвестиционный капитал путем размещения (эмиссии) и распространения (продажи) ценных бумаг. В своих уставах корпорации могут предусматривать различные условия их приобретения первыми собственниками, а также последующей купли-продажи. В зависимости от этих условий корпорации делятся на частные (закрытые) и публичные (открытые) с ограниченной ответственностью. Как отмечает Б. Стеценко, впервые появившись в период с 1600 по 1602 г., корпорации превратились в ведущую форму организации предпринимательства. Развитие корпораций, повышение их роли в трансформационных экономических процессах, поддержка со стороны государства позволяют охарактеризовать современное состояние экономического развития как "корпоративную экономику" - явление, при котором основные производственные мощности принадлежат корпоративным объединениям.

mirznanii.com

Пути корпоратизации российской экономики

Обратная связь

История возникновения корпоративной формы предпринимательства в России.

Предпосылки возникновения корпоративной формы предпринимательства в России

Теоретическое исследование природы корпорации и корпоративной системы управления, проведенное нами в первой главе работы, позволяет установить, что главными предпосылками возникновения и развития корпоративной формы ведения предпринимательской деятельности является наличие многоуровневых производственных и научно-производственных л систем, характеризующихся высокой степенью концентрации капитала; класса частных собственников, располагающих необходимыми капитальными ресурсами, и форм их ассоциаций; развитой системы рыночных отношений; четкой правовой базы, защищающей и регулирующей права собственников в процессе предпринимательской деятельности; - высокоадаптивной системы управления, предполагающей сосредо точение управленческих функций в руках верхнего эшелона профессиональных менеджеров.

Сложные многоуровневые системы сформировались в России еще в дореформенный период. Практически на всем историческом отрезке существования социалистического способа производства концентрация производства являлась одним из ведущих принципов экономического развития. Она осуществлялась путем строительства крупных заводов, формирования многоуровневых объединений, исходя из принципа единства жизненного и технологического цикла изготовления изделий (НПО и ПО), однородности конечного продукта, организации отраслевого управления через министерства, а также создания межотраслевых народнохозяйственных комплексов (металлургического, топливно-энергетического, машиностроительного, воєнно-промышленного, лесного и т.д.). В начале 60-гг. наметилась объективно складывающаяся структура народнохозяйственного комплекса.

На сегодняшний день следует с сожалением констатировать некоторый откат с завоеванных ранее позиций. Разрыв производственно-хозяйственных связей вследствие разрушения народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, ликвидация отраслевого управления промышленностью, некомпенсированные новыми формами организации общественного производства и управления, привели к ряду негативных последствий.

Главные из них: нарушение кооперации по технологической цепочке производства, разбалансированность деятельности по стадиям жизненного цикла продукции. В результате произошло значительное снижение объемов производства, замедление темпов обновления и создания новой продукции, новых технологий и, как следствие, снижение конкурентоспособности. Лишь отдельные крупные производственные комплексы (Газпром, Единые электросети, КаМаЗ, АвтоВАЗ) сохранили свою производственную структуру и свой потенциал. В этой связи вновь становится актуальной проблема интеграции производства и концентрации капитала, но уже на новых основаниях: административные структуры должны уступить место экономическим взаимосвязям и взаимопроникновениям предприятий в рамках новых прогрессивных организационно-правовых форм.

Появление класса частных собственников в России относится к более позднему периоду и связано с программой приватизации государственных предприятий, обеспечившей переход государственной собственности к частным лицам. Хотя это, безусловно, не означает, что частная собственность как таковая появилась в российской практике впервые (историческая справка приведена в Приложении 3).

Возможность открыто, свободно создавать частные предприятия появилась вместе с принятием законов «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности», вступивших в силу с 1 января 1991 г. Принятие этих законов дало возможность создания частных предпри ятий и соответственно частной собственности. Но продолжал существовать огромный массив государственной собственности, оставшейся от «социалистического этапа» развития России. Неспособность решить на «социалистических» принципах устройства экономики насущные задачи развития страны и удовлетворить потребности населения в самом необходимом, нарастающее отставание от стран с развитой рыночной экономикой в эффективности производства и способности развития научно-технического прогресса сделали очевидной необходимость трансформации государственной собственности. Преобразовав этот сектор народного хозяйства, можно было создать систему рыночной экономики, которая только и возможна на основе развитой системы частной собственности. Исторически доказаны связь между частной собственностью, неотделимой от нее конкурентной средой и восприимчивостью к научно-техническому прогрессу.

Что касается формальных моментов, то приватизационный процесс в России начался с принятия закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 3 июля 1991 г. и вступил в практическую плоскость с вступлением в силу «Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.» 11 июня 1992 г.

Пути корпоратизации российской экономики

Как показало наше исследование, выживание и конкурентоспособность фирмы в современных условиях определяется тем, насколько полно и продуктивно используется весь арсенал средств повышения эффективности производства: концентрация производства и капитала, специализация, отраслевая и региональная диверсификация, интеграция по стадиям производственного процесса и жизненного цикла, интернационализация. В этой связи возникновение корпоратизации как формы ведения бизнеса, воплощающей в себе наилучшие условия для реализации названных преимуществ, представляет собой объективный процесс, которого не может избежать ни одно развитое в экономическом отношении государство. Сказанное в полной мере относится к российской экономике, в которой уже в середине 90-х годов, несмотря на отсутствие соответствующих законодательных норм, начали возникать первые корпорации. Первая корпорация «Компомаш», как и следовало ожидать, возникла в недрах военно-промышленного комплекса (ВПК), сохранившего высокий научный и производственный потенциал и хорошие перспективы развития.

К идее создания корпорации менеджеры предприятия пришли в результате поиска формы организации, позволяющей обеспечить оптимальную адаптацию предприятия к изменившимся условиям хозяйствования. Предприятия российского ВПК испытывают наибольшие сложности при переходе к рынку. По самой своей природе - это крупные формы с развитой системой кооперативных связей и значительным удельным весом не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Продукция этих предприятий, как правило, ориентирована на выполнение государственных заказов и не имеет свободного хождения на рынке. В социалистический период эти предприятия находились в особых условиях финансирования, породивших затратный подход к ведению хозяйственной деятельности.

В условиях, когда государство отошло от вопросов финансирования ВПК, перестало быть крупным, и тем более, платежеспособным заказчиком, а кооперативные связи, поддерживаемые в основном волевыми решениями, распались, возникла необходимость создания новой организационно-правовой формы ведения бизнеса, которая позволила бы решать стоящие проблемы рыночными методами.

Корпорация давала также новый эффективный механизм экономической интеграции, позволяющий восстановить традиционные кооперативные связи, в том числе с партнерами из ближнего зарубежья.

Идея создания корпорации была подкреплена соответствующей программой действий. На первом этапе предусматривалось определение круга предприятий и финансовых структур, на основе которых в дальнейшем предполагалось создать корпорацию. Состав участников будущей корпорации должен был подбираться, исходя из необходимости создания завершенного научно-производственного цикла разработки и изготовления продукции и его финансового обеспечения. Из числа предприятий приоритет отдавался давним партнерам. Гораздо сложнее шли переговоры с финансовыми структурами. Крупные финансовые структуры либо не проявили должной заинтересованности, либо ставили условия, приводящие к потере самостоятельности. Взаимопонимание было найдено со средними и не очень известными финансовыми организациями, стремящимися упрочить свои позиции в бизнесе, настроенными рационально и не увязывающими сотрудничество с условиями перехода к ним контроля над деятельностью корпорации.

Когда круг основных участников сформировался, выявились следующие особенности: предприятия корпорации представляли собой диверсифицированный межотраслевой комплекс - авиакосмическая промышленность, тяжелое машиностроение, приборостроение, машиностроение для аграрного комплекса, производство медицинского оборудования.

Следующим этапом создания корпорации было придание новому образованию правового статуса, порядка утверждения и оформления необходимых документов. Руководители проекта обратились в правительство с просьбой оказать поддержку этому имеющему поистине государственное значение начинанию. В результате был подписан президентский указ и принято постановление правительства о создании корпорации «Компомаш». При этом были выдвинуты условия: 51 процент акций корпорации формируется тем, что государство вносит акции входящих в состав корпорации государственных предприятий, то есть государству принадлежит контрольный пакет акций. Вместе с тем корпорация получает в доверительное управление сроком на три года государственную долю акций тех предприятий, которые были акционированы ранее. Таким образом, новой структурной форме государство делегировало ряд полномочий по управлению своей собственностью. В доверительное управление поступило также до 50 процентов акций негосударственных предприятий. Этот шаг был предпринят для того, чтобы акции не попали через фондовый рынок в «неизвестные» руки.

Сложившаяся в условиях сформировавшейся корпорации организационная схема, основанная на вертикальной системе управления предприятиями, нетипична для российского бизнеса.

В целях осуществления государственной поддержки прогрессивного организационно-экономического проекта была предложена нормативно-правовая база, очерчивающая круг предоставляемых льгот. В частности, для корпорации предложено осуществлять планирование и финансирование отдельной строкой в бюджете. Был поставлен также вопрос о возможности использования дивидендов от государственных акций на цели развития. Существенным моментом явилось также достижение договоренности о закреплении за предприятиями корпорации занимаемых земельных площадей.

граммы приватизации в России стала система приватизационных чеков

 



pdnr.ru

Реферат - Особенности и перспективы корпоратизации предприятий

ОСОБЕННОСТИИ ПЕРСПЕКТИВЫ

КОРПОРАТИЗАЦИИПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

Содержание

Введение

1.  Этапы корпоратизации

2.  Корпоратизированное предприятие, акционерное общество, корпорация

3.   Предпринимательство

4.  Преимущества АО

5.  Сфера применения корпоратизации

6.  Приватизация

7.  Процедура корпоратизации

8.  Холдинговая компания

Выводы

Литература

Приложения

 

Введение

Одно из основных направлений экономической политикиУкраины — политика институциональных преобразований, нацеленная на формированиерациональной многоукладной экономической системы путем трансформации отношенийсобственности, разгосударствления, приватизации, государственной поддержки изащиты всех форм собственности и хозяйствования в рыночных условиях, вчастности в условиях глобализации мировой экономики. Важным средствомреализации этого направления является корпоратизация. Как отмечают Р. Фридман,А. Рапачинский и Дж. Эрл термин «корпоратизация» употребляется вУкраине для характеристики процессов, в результате которых предприятиястановятся до определенной степени независимыми от государственных органов.Начало корпоратизации в Украине было положено Указом Президента Украины «Окорпоратизации предприятий» от 15 июня 1993 г. №210/93, который действуети по сегодняшний день. Указ определяет цель корпоратизации в составе трехчастей:

— реформирование управления государственным сектором экономики;

— повышение ответственности государственных предприятий за результатыэкономической деятельности;

— подготовка их к приватизации.

Конечным результатом корпоратизации определено открытое акционерноеобщество, 100% акций которого принадлежат государству. В связи со вступлением вдействие с 29 апреля 2009 г. Закона Украины «Об акционерныхобществах» произойдет переход от открытых и закрытых к публичным и частнымакционерным обществам. Ст. 1-49 Закона Украины «О хозяйственныхобществах» в частях, касающихся акционерных обществ, утратят силу через 2года со дня вступления в действие этого Закона. Следовательно, в течениеданного периода открытые и закрытые акционерные общества будут сосуществоватьнаряду с публичными и частными акционерными обществами. Сущность корпоратизации- реорганизация государственного предприятия или их объединение путемпреобразования. Субъект хозяйствования, который прошел процесс корпоратизации,называется корпоратизированным.Поэтому, на наш взгляд,заслуживает внимания анализ специфики корпоратизированного акционерногообщества, с одной стороны, по сравнению с другими государственнымипредприятиями, а с другой — с обычными акционерными обществами.

В работеуделено внимание акционерным обществам, созданным в процессе корпоратизации;проанализировано правовое определение терминов «корпоратизация»,«корпорация», «корпоратизоване предприятие»; раскрыты мотивы, сфера применения, процедуракорпоратизации, а также особенности корпоратизованого предприятия;рассмотрены особенности образования холдинговых компаний.

1.  Этапы корпоратизации

Начиная реформирование отношений собственности в 1992 г., государствоставило целью, прежде всего, проведение широкомасштабного и быстрого измененияправового статуса государственных предприятий. Однако это само по себе не моглобыть достаточным средством повышения эффективности производства. По мнению В.Рыбалкина и Л. Мамичевой, объясняется это тем, что правовые отношениясобственности — не реальные (экономические), а волевые (идеальные) отношения,не образующие субстанции производственных отношений и в связи с этимпребывающие вне сферы производства. Внутренним свойством реализации любой, втом числе и акционерной, собственности является управление данным процессом,без чего собственность не реализуется.

Как подчеркивал Е. Григоренко, технология первого этапа приватизации,заложенная в приватизационное законодательство 1992 г., консервативностьнаселения, преобладание социалистических стереотипов, экономическое господстводиректоров государственных предприятий и председателей колхозов и совхозовтолкнули практически всю сферу экономики на путь коллективизации: к колхозам населе прибавили колхозы на предприятиях. На первом этапе приватизации (1992-1998гг.) 96% объектов оказались в руках не простоотечественного инвестора,а, как правило, инвестора без денег и без рыночного опыта; 63% малых и среднихпредприятий были приватизированы трудовыми коллективами. Результатом массовойприватизации стали: во-первых, распыление собственности среди мелкихакционеров, во-вторых, недополучение инвестиций, в-третьих, управлениепредприятиями старым менеджментом, не сумевшим улучшить их работу.

Второй этап приватизации связан с Указом Президента Украины«О неотложных мерах по ускорению приватизации в Украине» от 29декабря 1999 г. и с изменением методологии проведения приватизации, заключающемсяв отказе от дробления собственности в процессе приватизации крупных и среднихпредприятий, а также с продажей контроля над ними в одни руки и с началомденежной приватизации по принятым в мире схемам.

Корпоратизация развернулась еще в начале первого этапа приватизациии задумана была как этап подготовки к приватизации. Но распыление акционернойсобственности на первом этапе приватизации привело к другой крайности: чтобы напредприятии был создан один акционер — государство, которое бы так и оставалосьединственным акционером, без последующей приватизации. Верховная Рада Украины в1999 г. изменила стратегию корпоратизации, узаконив существование предприятий,которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы. 7 июля 1999г. был принят Закон Украины «О перечне объектов права государственнойсобственности, не подлежащих приватизации» № 847-XIV, содержащий дваприложения, в которые периодически вносятся изменения. Если имеются намерениякорпоратизировать определенное государственное предприятие, не подлежащее приватизации,нужно пройти процедуру внесения изменений в этот закон, чтобы из Приложения № 1(«Перечень предприятий, не подлежащих приватизации») предприятие былоперенесено в Приложение № 2 («Перечень предприятий, которые не подлежатприватизации, но могут быть корпоратизированы»).

В последнее время понимание термина «корпоратизация»расширяется, он означает процессы превращения не только в акционерные общества(АО), но и в другие корпоративные предприятия.

2.  Корпоратизированное предприятие, акционерное общество, корпорация

Законодательного определения этого понятия на сегодняшний день вУкраине еще нет. Термин «корпоратизированное предприятие» встречаетсяв Хозяйственном кодексе Украины (ХКУ), а термин «корпоратизация» — вЗаконах Украины «О приватизации государственных предприятий», «Огосударственной программе приватизации», «О перечне объектовгосударственной собственности, не подлежащих приватизации», «Обуправлении объектами государственной собственности» и др. В них этитермины употребляются без их законодательного определения, хотя предусмотрено,что должен быть разработан Закон Украины о корпоратизации. Документами, регулирующимипроцессы корпоратизации, остаются «Положение о порядке корпоратизациипредприятий» и «Положение о наблюдательном совете», утвержденныепостановлениями Кабинета Министров Украины, «Положение о порядке регистрациивыпуска акций и информации об эмиссии акций открытых акционерных обществ,создаваемых путем учреждения органом, уполномоченным управлять объектамигосударственной собственности, и холдинговых компаний, создаваемых в процессекорпоратизации и приватизации», утвержденное Решением Государственнойкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), «Типовой уставоткрытого акционерного общества, созданного путем корпоратизациигосударственного предприятия, не подлежащего приватизации», утвержденныйсовместным Приказом Фонда государственного имущества Украины и Министерстваэкономики.

Термин «акционерное общество» в Украине рассматриваетсякак синоним общепринятого термина «корпорация», которая являетсяодной из трех основных форм организации бизнеса наряду с собственным делом иобществом. Корпорация — форма организации бизнеса, доминирующегопо объемам продажи товаров и услуг. Корпорацию может организовать одно лицо илигруппа лиц. Собственниками корпорации являются акционеры, которые приобрелиакции корпорации, но они не должны выплачивать долги кредиторам за счет личногоимущества, чтобы рассчитаться с ними в случае банкротства корпорации, то естьсобственники несут ограниченную ответственность. Задача корпорации —приумножать благосостояние своих акционеров. Акционеры избирают советдиректоров для проведения общей политики корпорации. Если корпорация довольновелика, совет нанимает менеджеров, которые разрабатывают долгосрочнуюстратегию, занимаются текущей деятельностью, отчитываются перед советомдиректоров и акционерами.

По определению М. Гольцберга, компания, корпорация — это юридическоелицо, представляющее объединение вкладчиков капитала (акционеров) дляосуществления определенной деятельности. Корпорации мобилизуют инвестиционныйкапитал путем размещения (эмиссии) и распространения (продажи) ценных бумаг. Всвоих уставах корпорации могут предусматривать различные условия ихприобретения первыми собственниками, а также последующей купли-продажи. Взависимости от этих условий корпорации делятся на частные (закрытые) ипубличные (открытые) с ограниченной ответственностью. Как отмечает Б. Стеценко,впервые появившись в период с 1600 по 1602 г., корпорации превратились введущую форму организации предпринимательства. Развитие корпораций, повышениеих роли в трансформационных экономических процессах, поддержка со стороныгосударства позволяют охарактеризовать современное состояние экономического развитиякак «корпоративную экономику»— явление,при котором основные производственные мощности принадлежат корпоративнымобъединениям.

Законодательного определения корпорации в рассмотренном значении вУкраине нет. Термин «корпорация» можно найти лишь в ст. 120 ХКУ какопределение одного из видов объединений предприятий, а именно: корпорациейпризнается договорное объединение, созданное на основе сочетанияпроизводственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий сделегированием ими отдельных полномочий централизованного регулированиядеятельности каждого из участников органам управления корпорации.

www.ronl.ru

Капитализация российской экономики. Приватизация

Капитализация российской экономики. Приватизация

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования «Алтайский промышленно-экономический колледж»

Зачетная работа

По теме: Капитализация российской экономики. Приватизация

Выполнила студентка группы 11ЗБ141 Молчанова Алена Александровна

Преподаватель: Юферева Н.И.

Капитализация экономики является важной научно-практической проблемой наряду с проблемами роста национального богатства, структурной перестройки экономики, развития её финансовой системы.

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации.

Цель работы: Проанализировать и определить значение капитализации Российской экономики и проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.

Задачи

) Определить как повлияла капитализации Российской экономики на положение в стране

) Узнать какое развитие получила капитализация Российской экономики

)Особенности приватизации в России

) Как повлияла приватизация на страну

) Проблемы приватизации

) Перспективы приватизации

)Допущенные ошибки приватизации

Капитализация - фундаментальный процесс, экономический смысл которого состоит в повышении стоимости капитала, принадлежащего субъектам всех уровнях хозяйствования, в результате роста их хозяйственного потенциала и эффективности. В этой связи капитализация во многом определяет темпы экономического роста и глобальную конкурентоспособность экономики, благосостояние и качество жизни общества. Значение капитализации и возрастает в условиях глобальных изменений в производственной и институциональной структуре, финансовой сфере мировой экономики, оказывая существенное влияние на развитие национальных экономик.

Экономическая система региона и хозяйствующие в ней объекты являются основой результативности региональной политики государства.

Коммерческие организации, являющиеся элементами экономической региональной системы, наряду с другими ее объектами создают фундамент для воспроизводственных процессов региона. Если ключевым ресурсом для реализации целей региональной экономики является положительный эффект от деятельности коммерческих объектов, то создание благоприятных условий для их функционирования и развития - приоритетными задачами регионального управления.

Основной целью коммерческих организаций является увеличение дохода и получение прибыли, а ее собственников - увеличение рыночной стоимости хозяйствующего субъекта. Таким образом, рыночная стоимость организации является ключевым индикатором ее деятельности.

Рост стоимости компании сопровождается воспроизводственными процессами, как на уровне самой организации, так и при взаимодействии с экономической региональной системой. Динамичные воспроизводственные процессы капитала прямым образом влияют на инвестиционную привлекательность самой компании, региона и страны в целом.

Следовательно, рыночная стоимость коммерческой организации представляет собой важный показатель функционирования хозяйствующего элемента в экономической региональной системе.

Изучение многогранного взаимовлияния рыночной стоимости коммерческих организаций и региональных экономических систем представляет большую актуальность и значимость для развития региональной науки и практики.

В настоящее время все чаще в деловой и научной сфере употребляется термин «капитализация», который многие специалисты определяют как синоним понятия рыночной стоимости коммерческой организации.

В настоящее время, понятие капитализации с практической стороны получило наиболее динамичное развитие, оставляющее множество вопросов для его теоретического исследования.

На практике сложилось достаточно много трактовок и истолкований капитализации:

превращение части прибыли или всей прибыли компании в капитал;

стоимость всех акций компании, то есть цена, которую необходимо было бы заплатить в случае её покупки;

стоимость имущества по приносимому им доходу;

рыночная стоимость компании;

стоимость компании, определяемая путем умножения ее акций и облигаций на их рыночную стоимость;

оценка стоимости предприятия, земельного участка, ценных бумаг и другого имущества, посредством расчета приведенной суммы ожидаемых доходов, взятой за весь период его предполагаемого использования;

стоимость ценных бумаг, которая устанавливается котировкой на фондовой бирже;

цена, которую рынок готов заплатить за компанию;

процесс превращения прибавочной стоимости в капитал;

превращение дохода в капитал, то есть использование дохода на расширение дела;

превращение части прибыли или всей прибыли в добавочный капитал, добавочные факторы производства;

оценка стоимости фирмы на базе ее основного и оборотного капитала;

оценка стоимости фирмы на основе рыночной стоимости ее акций облигаций;

определение стоимости организации на базе ежегодно получаемой прибыли;

процесс присоединения к сумме действующего капитала нормы прибыли процента, а также путем выпуска акций и других способов наращивания их капитальной базы.

Вместе с тем современная экономическая наука исследует преимущественно количественную сторону капитализации, рассматривая ее результаты в компаниях и национальных хозяйствах как важные показатели производственной деятельности. Вопросы сущности и содержания капитализации как сложного много-уровнего процесса, который активно влияет на экономический потенциал и воспроизводство, по-разному проявляется в особых условиях той или иной национальной экономики, в российской и зарубежной экономической литературе рассмотрены недостаточно.

В микросистемах национальной экономики капитализация представляет собой интегральный рыночный оценочный показатель, характеризующий инвестиционную привлекательность и подтверждающий кредито-способность организации, показатель капитализации строится с учетом не только внутренних характеристик хозяйствующего субъекта, но и характеристик внешней среды.

Существующий сегодня уровень теоретической разработанности проблем капитализации недостаточен для формирования государственной промышленной политики. Научные рекомендации по этим вопросам особенно актуальны сейчас, поскольку в настоящее время реализуется программа радикальных изменений организационной структуры промышленного комплекса страны. Создается ряд крупных отраслевых корпораций, в рамках которых должен существенно увеличиться уровень централизации отраслей.

Капитализация тесно взаимоувязана с эффективностью производства.

Показатели рыночной капитализации зависят от достигнутой эффективности производства. С другой стороны, уровень рыночной капитализации -один из факторов хозяйственной устойчивости производства, а, следовательно, и повышения его эффективности. Эффективность и устойчивость возрастают при капитализации производства в связи с расширяющимися возможностями маневра материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами; их более рациональным использованием; большей независимостью от внешних факторов.

Капитализация, с точки зрения динамики экономического развития, охватывает как сферу производства, так и сферу рыночного обращения. В производственном отношении увеличение капитализации предприятия включает в себя два направления - централизацию и концентрацию капитала. С точки зрения рыночного обращения капитализация предполагает постоянный мониторинг курсового значения акций данного предприятия.

Рост капитализации решает не только задачи финансирования производственной деятельности предприятий и корпораций, но и становится источником формирования «новых сбережений» населения в виде приносящих доход ценных бумаг коммерческих организаций. Кроме того, участие значительного количества физических лиц в капитале акционерных компаний делает их публичными. Масштабные вложения средств в агрегаты фондового рынка становятся мировой тенденцией.

В настоящее время использование термина капитализации уже давно вышло за рамки корпоративного сектора и охватывает все новые уровни организации хозяйственных отношений.

Некоторые ученые и практики в своих современных работах употребляют понятия «капитализация региона», «капитализация государства» и прочих объектов и систем.

Опираясь на классическую теорию, авторы полагают, что фундаментом капитализационных процессов любых экономических систем является капитализация корпоративного сектора экономики, то есть микроэкономики.

Проникновение капитализации во всё новые хозяйственные отношения, особенно в условиях глобализации, значительно усложняет сами капитализационные процессы и предъявляет новые требования к их функционированию и развитию.

В настоящее время, основной причиной капитализационных процессов является реальный сектор экономики: базовые отрасли промышленности, наукоемкие производства, строительство, сельское хозяйство и другие, основанные на инновационных технологиях. Эти отрасли народного хозяйства создают фундамент развития для всего государства и являются основой для функционирования обеспечивающих отраслей: торговли, банковской деятельности, страхования, транспорта, связи и прочего. Базовые отрасли предоставляют основу для развития воспроизводственных процессов национальной экономики, что стимулирует экономический рост в государстве.

Накопительные и воспроизводственные механизмы в организациях базовых отраслей оказывают существенное влияние на региональные экономические системы государства. Воспроизводство капитала в организациях стимулирует развитие ресурсных рынков и хозяйственных связей региона.

Таким образом, капитализация реального сектора экономики, основанная на воспроизводственных процессах, является ключевым катализатором в развитии экономических систем.

Как показывает теория и практика экономических кризисов, воспроизводственные процессы в реальном секторе экономики позволяют вывести экономическую систему из неустойчивого состояния, будь то коммерческая организация, регион или государство.

Большинство научных деятелей сошлись во мнении, что воспроизводство - это процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении, и включает в себя воспроизводство материальных благ, рабочей силы, производственных отношений.

В условиях капиталистических отношений воспроизводственные процессы представляют собой не только воспроизводство материальных благ, но и воспроизводство прибавочной стоимости. Наращивание прибавочной стоимости и конкуренция побуждают капиталистов осуществлять расширенное воспроизводство или накопление капитала [6].

Воспроизводство капитала в ключевых отраслях и в настоящее время является базовым капитализационным процессом развития национальной экономики. Воспроизводственные процессы в корпоративном секторе национальной экономики создают фундамент для развития различных экономических систем. Поэтому капитализация реального сектора экономики представляет значимый интерес для науки и практики и требует более глубокого и разностороннего изучения.

Функционирование экономической системы региона способствует формированию капитализации региона, как одного из ключевых индикаторов развития мезосистем. Капитализация региона, по мнению авторов, представляет собой процесс роста стоимости совокупных активов региона, участвующих в воспроизводственных процессах всех отраслей народного хозяйства.

Регион обеспечивает рост капитализации, переходя к стратегическому освоению своих территорий, ориентируясь не только строительство новых нефтяных труб, газопроводов, но и увеличение стоимости капитала за счет превращения земельных активов в капитал, повышения качества трудовых ресурсов или повышения стоимости сосредоточенного в регионе интеллектуального и инфраструктурного капитала. Ведущей региональной стратегией в промышленно развитых странах становится «стратегия собирания уникальных компетенций».

Мезосистемы, являясь элементом национальной экономики, в свою очередь, способствуют развитию капитализационных процессов страны, формируя капитализацию государства. Капитализация государства, по мнению авторов, представляет собой участие его элементов в развитии воспроизводственных процессов, превращающих ресурсы в рабочий капитал и повышающих богатство страны, инвестиционную привлекательность экономики и эффективность участия в глобальных мировых процессах.

Воспроизводство, включающее фазы производства, распределения, обмена и потребления, на разных уровнях национальной экономики представляет собой различные по сущности и по формам взаимосвязей процессы. Воспроизводство в микросистемах представляет собой производство средств производства и конечных товаров или услуг, которые потребляется как самой организацией, так и мезо- и макросистемами. Результаты производства мезо- и макросистем потребляются как внутри их воспроизводственного процесса, так и в микроэкономических объектах.

Таким образом, непрерывная и многосторонняя взаимосвязь воспроизводственных процессов на различных уровнях национальной экономики способствует росту капитализации организаций, регионов и, в конечном счете, государства.

Взаимозависимость капитализации и воспроизводственных процессов хозяйствующих объектов ставит вопрос о целесообразности введения понятия воспроизводственной капитализации компании.

Воспроизводственная капитализация компании - это процесс приращения стоимости капитала компании в результате производства, распределения, обмена и потребления её продукции и услуг в условиях взаимодействия с объектами различного уровня организации общественно-хозяйственных отношений.

На основании предложенной формулировки можно сделать вывод о том, что основная ценность воспроизводственной капитализации формируются на основе процесса воспроизводства в хозяйствующих объектах на микроуровне национальной экономики.

В свою очередь процесс воспроизводственной капитализации является не стихийным явлением, а поэтому, в настоящее время, актуален вопрос эффективности управления им. Для создания эффективной системы управления воспроизводственной капитализацией необходимо определить ее структуру, а также взаимосвязи ее элементов друг с другом и внешней средой. Так как в основе капитализации региона и страны лежит деятельность коммерческих организаций, то далее исследование будем вести на уровне микроэкономических систем.

Воспроизводственная капитализация как индикатор эффективности деятельности организации, должна содержать в себе множество взаимосвязанных параметров, влияющих на характер хозяйственной деятельности объекта.

Воспроизводственная капитализация имеет многогранную связь с воспроизводственными процессами организации. Следовательно, факторы производства и прочие процессы, составляющие цикл воспроизводства, формируют основу роста воспроизводственной капитализации компании.

Наряду с факторами внутренней среды организации, на рост воспроизводственной капитализации компании оказывают влияние и внешние условия.

Воспроизводственная капитализация компании во много зависит от следующих показателей, которые лежат в основе её количественной оценки:

финансовый результат (прибыль / убыток) компании;

выручка от реализации товаров и услуг компании;

приращение собственного оборотного капитала за счет воспроизводственного цикла;

инвестиции в основные фонды и сферу НИОКР компании, как из собственных средств (прибыли), так и из заемных источников;

Воспроизводственную капитализацию коммерческой организации можно представить как элемент более крупных систем. На основании этого, можно полагать, что существует наличие взаимовлияния между процессами капитализации коммерческих организаций и системами более высокого порядка.

Множество социально-экономических процессов, протекающих в региональных и национальных системах, зависят от воспроизводственных механизмов. Увеличение темпов экономического роста, глобальная конкурентоспособность национального хозяйства, общественное благосостояние и улучшение качества жизни во многом находятся под воздействием процессов воспроизводственной капитализации коммерческой организации.

Капитализационные процессы коммерческой организации могут касаться большинства систем, функционирующих от микро- до макроуровней. Региональные системы находятся в наиболее тесной и многосторонней взаимосвязи с капитализацией коммерческих организаций.

Функционирование и развитие корпоративных форм хозяйствования оказывают значительное влияние на изменение региональных систем.

Воспроизводственные процессы капитализации коммерческих организаций стимулируют развитие ресурсных рынков региона, инвестиционных процессов, воздействуют на изменение уровня жизни населения через развитие социально-экономических региональных систем и процессов.

В данной работе авторами приводятся исследования по изучению закономерностей влияния капитализационных процессов коммерческих организаций на экономическую систему региона.

Совокупность действий по использованию каждого ресурса в компании, реализации всех корпоративных процессов, достижению поставленных целей бизнеса, формируют многосторонние взаимосвязи с элементами региональной системы. Элементы капитализации коммерческих организаций, взаимодействуя со структурой региональной экономической системы, постоянно изменяют разнообразие и качество этих связей.

Все элементы капитализации коммерческой организации оказывают прямое или косвенное влияние на экономическую систему региона посредством предъявления требований к состоянию её подсистем.

Исследование характера влияния элементов капитализации на экономическую региональную систему в настоящее время является актуальной задачей для науки и практики, создающей основу для разработки и реализации прикладных инструментариев развития региона.

Воспроизводственная капитализация коммерческих организаций представляет собой одно из главных звеньев причинно-следственной цепи в развитии более крупных систем национальной экономики. Такая высокая значимость процессов капитализации делает ее актуальным объектом для более глубокого исследования.

Понимание воспроизводственных и капитализационных процессов, происходящих в коммерческих организациях, позволит значительно повысить эффективность управления системами разного уровня национальной экономики. Именно формирование условий для устойчивого развития коммерческих организаций, является основой создания и развития благоприятных социально-экономических условий в регионах. Капитализация хозяйствующих субъектов стимулирует развитие воспроизводственных процессов в регионе и формирует новые возможности для развития хозяйства страны. Расширенное превращение ресурсов в капитал на микроуровне позволяет значительно повысить конкурентный статус коммерческой организации, а следовательно и наращивать благосостояние региона.

В настоящее время в российской и зарубежной практике устоялось понятие рыночной капитализации, однако характеристикой реального развития экономических процессов государства, по нашему мнению, является именно воспроизводственная капитализация, основанная на производственной деятельности коммерческих организаций. Именно процессы воспроизводственной капитализации коммерческих организаций могут являться ключевым фактором, способствующим более устойчивому развитию экономических систем региона, особенно в условиях финансовой нестабильности и экономической неопределенности.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью.

Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:

Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;

во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;

в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации.

Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов. Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:

. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации. Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа.

Среди них - порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости. Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели после чековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам. Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»).

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и мало-ликвидны. Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей.

Вывод

капитализация стоимость приватизация хозяйствующий

Рассмотрев капитализацию российской экономики я поняла, что на сегодняшний день это очень актуальная проблема так как существующий сегодня уровень теоретической разработанности проблем капитализации недостаточен для формирования государственной промышленной политики. Так же я выяснила, что Капитализация хозяйствующих субъектов стимулирует развитие воспроизводственных процессов в регионе и формирует новые возможности для развития хозяйства страны. Расширенное превращение ресурсов в капитал на микроуровне позволяет значительно повысить конкурентный статус коммерческой организации, а следовательно и наращивать благосостояние региона.

Так же проанализировав приватизацию в России я выяснила, что процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. А главными проблемами приватизации остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов. Я выяснила последствия приватизации:

.В России произошёл переход от социализма к капитализму.

.В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

.Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.

.На начало 2008 года - на повестке дня - те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства - ГИФО), или по-другому - Государственные сертификаты (например, Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

.Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.

.Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

Список используемой литературы и источников

1.Барунов Г.Я., Чалов В.И. Капитализация как ресурс развития экономики России. «Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий».2006.

.Казинцев В.В. Рыночная капитализация российских промышленных корпораций как фактор повышения экономической эффективности производства.

.Малова Т.А. Развитие процесса капитализации в контексте проблемы экономической безопасности /Управление риском. - 2007.

.Научный журнал КубГАУ, №66(02),2011 года

.www.mabico.ru/015342-1.html

diplomba.ru

Формирование и роль корпоративных структур в экономической системе

Формирование корпоративных структур и их роль в стойком функционировании национальной экономической системе.

Развитие рыночных отношений в Украине происходит в условиях противоречивости процессов изменения форм собственности в сфере приватизации и акционирования предприятий, а также непоследовательности принятия нормативно-законодательной базы.

Темпы формирования мощных корпораций, способных создать критическую массу сдвигов в украинской экономике, пока что не привели к существенным позитивным структурным изменениям в отечественном производстве, которое нуждается поиска путей решения проблемы формирования корпоративного сектора экономики, который должен взять на себя основной груз формирования высокоэффективного производства и соответствующих структурных изменений.

Освещению вопросов трансформации предприятий уделялось определенное внимание в экономической литературе. Эту проблему исследовали ученые: Булеев И.П., Богачев С.В., Вильямсон О.Е., Динз Г., Зайзель С.К., Крюгер Ф., Ларин Ю., Масленникова Н., Мельникова М.В., Михальченко В.А., Моросини П., Петруня Ю.Е., Радигин А., Румянцев С.А., Стеджер У., Функ Я.У., Хвалей В.В.. Невзирая на значительное количество исследований, посвященных данной проблеме, некоторые вопросы остается нерешенными.

Авторами что к этому нередко высказывались разные взгляды, что свидетельствует о целесообразности дальнейшего всестороннего изучения этой проблемы. Трансформация предприятий как экономическая категория характеризует процесс превращения одной экономической структуры на другую и сопровождается изменением одних элементов, черт, свойств на другие.

В теоретическом аспекте корпорация рассматривается как фирма, которая являет собой сложное экономическое образование, особенный институт экономической системы, первичную единицу бизнеса с признаками юридической, финансовой и организационной самостоятельности.

Процессы трансформации предприятий рассматриваются также с позиций институциональной теории фирмы, где стержневой является теория трансакційних расходов, согласно которой институциональные образования, альтернативные рынкам, возникают там, где появляется возможность минимизировать трансакційні расходы. Трансакційні затраты играют фундаментальную роль в формировании институтов, анализ их динамики дает возможность раскрыть те підойми и механизмы, которые определяют создание институциональных структур.

Корпорации как главные институции современной экономической системы возникают объективно для преодоления значительных трансакційних расходов рынка. Корпорации доводят свою большую эффективность и действенность сравнительно с предприятиями единоличного владения : возможность аккумулировать почти неограниченные средства для увеличения инвестиций и развития производства, отделения капитала-собственности от функций управления, уменьшения экономических рисков.

То есть, осложнение структуры экономической системы, НТП, повышение уровня развития и характера производительных сил вызывают в такой экономической системе необходимость создания адекватной к ним структуры производственных отношений собственности.

Такая трансформация в пределах рыночной экономической системы происходит путем превращения индивидуальных и единоличных предпринимательских структур на корпоративные образования путем применения интеграционных механизмов, которые стали "постоянными спутниками экономической деятельности в условиях современного капитализма". Они оздоравливают экономику, поддерживают в ней дух здоровую конкуренцию, развивают управленческие и предпринимательские способности, обеспечивают устойчивое экономическое развитие в целом.

Одновременно с новыми формами ведения хозяйства активно формировались теоретические конструкции относительно их анализа, институционное обеспечение деятельности, развитие надлежащей рыночной инфраструктуры, общественное отношение к новым системам ведения хозяйства. Таким образом постоянно хранился баланс в пределах экономической системы.

Способы и методы формирования корпоративного сектора в странах с трансформационной экономикой нельзя назвать эволюционными, поскольку в основе процессов трансформации лежали не объективные условия изменения структуры экономической системы в том же понимании, что и для капиталистических стран, и философия ведения хозяйства в них не является тождественной. Здесь можно говорить об элементе вынужденной трансформации с целью налаживания экономических взаємозв' язків и преодоление замкнутости экономической системы в пределах процессов интеграции и глобализации.

История формирования корпораций в постсоциалистических странах свидетельствует, что первые попытки перейти от феодального к капиталистическому способу производства имели эволюционный характер. Однако предвзятое отношение руководства государства и формирования "замкнутой" идеологии хозяйственных отношений в пределах экономической системы привели к тому, что экономика государства стала закрытой, в ней фактически были отсутствующие механизмы рыночного регулирования, которые изменили государственные административные рычаги влияния.

В таком "законсервированном" состоянии постсоциалистические и страны с низким уровнем развития просуществовали почти до начала 90-х годов ХХ столетия. Именно из этого периода принято начинать отсчет трансформационных изменений в пределах замкнутых экономических систем. Трансформация в таких странах происходит преимущественно в форме корпоратизации и приватизации.

Специфика такой модели трансформации экономической системы заключается в том, что корпорации, обслуживающая инфраструктура, нормативно-правовая база их деятельности, становления неформальных институций, создания соответствующего суб' єктного среды формировались фактически одновременно. При этом вне поля зрения руководства государства остались найголовніші факторы, которые больше всего влияют на эффективность функционирования "обновленной" экономики.

Хотя в Украине критическая масса негосударственной собственности была сформирована, однако ситуация в стране существенно не изменилась.

Конечно, можно говорить и о позитивных сдвигах в развитии современной экономической системы Украины в результате таких трансформационных процессов: увеличение уровня ВВП, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров, уменьшение уровня инфляции, аккумулирование капитала и более эффективное перераспределение его между отраслями и секторами производства. Однако, с точки зрения системного подхода, в Украине и других странах постсоциалистического лагеря не наблюдается синергического эффекта и изменения имеют дискретный характер.

Характеристику основных путей и соответствующих им способов формирования корпораций в соответствии с типом экономических систем мы видим такой.

Относительно стран с рыночной экономикой, то приватизация и корпоратизация является лишь одним из методов формирования корпораций; модель корпоративного управления уже находится на стадии дооформлення; интеграция - основной метод создания корпораций с целью расширения влияния на рынок; фирма, которую покупают, перестает быть отдельной юридической личностью. Основная цель -захоплення рынка и усовершенствования организационной структуры и управления компании.

В отличие от слияния или поглощения предусматривается вхождение корпорации в партнерские отношения чаще всего с небольшой фирмой-новатором(разработчиком новых техник и технологий), который остается отдельной юридической личностью; период функционирования "зрелых корпораций", создания фирмы "из нуля" применяется в небольших корпорациях; достаточно распространен на начальном этапе формирования. Децентрализация или перераспределение контролируемых факторов производства дополняет ко всем ранее перечисленных методов организации корпоративных отношений.

Применяется на базе анализа экономической целесообразности реорганизации и децентрализации бизнеса. Происходит как перепродажа части активов другим фирмам, их отделение в отдельную юридическую личность или формальное разграничение пределов деятельности.

Децентрализация или перераспределение контролируемых факторов производства реализуется, в первую очередь, в пределах приватизации и корпоратизации как распределение единственных производственных комплексов. На более высоком уровне развитию корпоративных отношений дает возможность повысить эффективность бизнеса щляхом разукрупнения корпораций(чаще всего через формирование из единственной компании отдельных юридических личностей).

Страны, которые развиваются при любом методе полностью подвергаются влиянию основного инвестора капитала в страну, которая становится фактически и главным творцом экономической политики государства; принимающие страны играют в данном процессе пассивную роль и является базой распространения "старых" товаров и технологий, основным источником дешевых ресурсов; собственная модель корпоративного управления отсутствует; преобладает тот тип, который навязывается дочерними компаниями представленных здесь ТНК и МНК; высокая степень конфликтности.

Следовательно, в странах с корпоративной экономикой корпорации формируются за всеми направлениями одновременно, однако преобладают слияние, поглощение и интеграция, а приватизация является лишь одним из вспомогательных методов. Приватизация в этих странах предусматривает не столько увеличение бюджетных поступлений и уменьшение части государственной собственности, сколько перевод предприятий в так называемое "конкурентное состояние". При этом частные корпорации и инфраструктура, которая их обслуживает, уже существует.

Ее не создается в процессе приватизации и корпоратизации, что характерно для стран с трансформационной экономикой. Программы приватизации разработаны качественно, оправданные практикой, что не свойственно для стран, которые стремятся перейти к рынку.

В Украине за последние два-три года наблюдается быстрый переход от приватизационной лихорадки к эволюционным методам формирования корпоративных структур. Преобладают среди них слияние и поглощение.

Метод слияния и поглощений применяется в Украине почти с первых годов приватизационных реформ. Однако он до этого времени не отработан ни на уровне государства, ни на уровне фирм. Из-за увлечения, слияния и поглощения большие монополии, которые специализируются на выпуске продукции конечного или инвестиционного спроса, начинают завоевывать критически важные для них сырьевые ресурсы, теряя таким образом устаревший узкоотраслевой характер и зато приобретая многоотраслевой.

На место отраслевой монополии приходит межотраслевая, которая и превращается в новое основное звено всей экономической системы.

ження контактов между руководством компаний, организация совместной деятельности и отчетности, реструктуризация компании, изменение организационной структуры, руководящего состава, учитывания экспертных оценок, определения масштабов концентрации бизнеса, недопущения значительной монополизации рыночной власти в руках олигархических кланов, ограничения искусственного распределения между финансово-промышленными группами и другими группами с концентрированными интересами отраслей, регионов и рынков - это неполный перечень вопросов, которые для нашей экономики остаются нерешенными.

При таких условиях сложно говорить о значительных позитивных сдвигах в деятельности отечественных корпораций и интегрированных корпоративных структур, которые формируются на их основе.

Вместе с тем нельзя говорить о том, что в странах с рыночной экономикой данные процессы происходят динамически и безошибочно. Да, если взять в совокупности все слияние и поглощение за 100 то лишь 50,3 них будут успешными.Выводы.

При любом способе и избранных механизмах корпоративное формирование происходит параллельно на четырех основных уровнях, что обеспечивает быструю адаптацию корпоративной формы организации бизнеса к условиям экономической действительности на всех звеньях ее функционирования. Наложение определенных ограничений на развитие корпораций в пределах этих уровней может приводить не только к его консервированию, но и к ограничениям в эволюции экономической системы.

В Украине до этого времени преобладают вынужденные способы формирования корпоративных образований, которое отражается на всех социально-экономических процессах существования общества, : достаточно низкие темпы развития экономики, отсутствие четких настроенных механизмов взаимодействия между корпоративным и другими секторами экономики, состояние внутренней конфликтности в корпоративном секторе, его низкая конкурентоспособность и замедленные темпы выхода на новые звенья функционирования экономики.

Лишь при условии исправления имеющихся деформаций в процессах формирования отечественного корпоративного сектора можно будет говорить о выходе Украины на путь формирования новой экономической системы.

  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга
  • mkg.ucoz.com

    22. Приватизация как инструмент государственного регулирования в рыночной экономике

    Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную» (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов .

    Приватизация выполняет две функции. С одной стороны как элемент экономической реформы, ядро радикальных преобразований, а с другой, - инструмент государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

    формирование слоя мелких и средних собственников;

    сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    перераспределение экономических основ власти.

    Необходимым условием перехода к рынку стало разгосударствление экономики, создание условий возникновения и развития многообразия форм собственности. Процесс приватизации является инструментом регулирования в период проведения реформ, необходимой мерой для становления самостоятельности предприятий в регионах. Приватизация обуславливает оценку деятельности предприятий, осуществляемую не по выполнению установленных плановых заданий, а по рыночным критериям - прибыли, рентабельности, конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Процесс приватизации имеет формальную и реально-экономическую стороны.

    Формальная состоит в оценке степени приватизации через сужение сферы публ. собственности в пользу частной.

    Реально-экономическая состоит в создании качественно новых стимулов и более эффективных систем управления производством; обеспечения активного инвестирования, в т.ч. и за счет иностранного капитала; увеличении реального вклада приватизации в структурную перестройку российской эк-ки, в подъем кризисных и депрессивных регионов и пр. Приватизация в широком смысле понимается как один из инструментов регулирования экономики через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. Это означает переход от административной модели управления с государственным планом в качестве основного регулирующего механизма к договорной модели управления, посредством бюджетного регулирования. Приватизация в узком смысле слова означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия хозяйственному обществу или частному лицу.

    1. 23. Приватизация как элемент институциональной политики государства в период рыночных реформ

    Направленность институциональных преобразований можно структурировать следующим образом: 1) реформирование институтов государства в системе экономического регулирования; 2) приватизация государственной собственности; 3) развитие рыночной инфраструктуры; 4) создание условий для инвестиционной активности; 5) развитие конкуренции и ограничение монополизма.

    Проводимые в нашей стране социально-экономические преобразования неразрывно связаны с отношениями собственности. Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства.

    Непосредственная цель приватизации - формирование института частной собственности. Опосредующая - сокращение доли государственного сектора в экономике, создание конкурентной среды, рост государственных доходов, развитие рынка капиталов и др. Конечная цель - повышение уровня благосостояния населения и рост эффективности народного хозяйства.

    Приватизация проецируется на институциональные преобразования, а институциональные изменения служат средой, позволяющей приватизации доходить до конечной цели и не останавливаться на опосредующих.

    Происходит формирование новых экономико-правовых механизмов и институциональных структур. В частности это:

    корпоративный сектор экономики (АО) ;

    рынок корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных;

    система институциональных инвесторов;

    социальный слой, который можно назвать слоем собственников.

    В жилищном хозяйстве происходило реформирование системы владения и финансирования государственного жилья. Жилищный фонд местных советов на территории городов был объявлен муниципальной собственностью. Соответственно финансирование этого фонда стало осуществляться за счет муниципальных бюджетов. Муниципалитеты получили право самостоятельно определять объемы финансирования, порядок выделения средств, размеры ставок квартирной и арендной платы и других платежей в соответствии с правилами, устанавливаемыми на федеральном уровне. Следствием передачи прав владения жилищным фондом на уровень муниципалитетов стала необходимость преобразования системы управления содержанием жилья. Вместо общегосударственной структуры необходимо было создать муниципальные структуры управления. Одновременно обновляются прежние механизмы обратной связи в виде жалоб населения и создаются новые, к которым, прежде всего, относятся выборы представителей законодательной и исполнительной власти на многопартийной основе. Тем самым происходит институциональное обновление экономики, что открывает ей пути дальнейшего развития.

    Первым важным результатом является глубокое преобразование института государственной собственности. В ходе институциональной модернизации произошло разделение государственной собственности на федеральный, областной (краевой и т.п.) и муниципальный уровни. В связи с этим кардинально изменилась экономическая роль государства. Государственные органы разного уровня стали выполнять роль заказчика для всех отраслей общественного производства.

    Вторым результатом является формирование новой управленческой модели взамен административной модели управления, уже не справлявшейся с задачами организации усложнившегося общественного воспроизводства. Новая договорная модель управления предусматривает, что государственные органы, выступая в роли заказчика, заключают договоры с государственно-договорными организациями различных организационно-правовых форм, выступающими в роли подрядчика по выполнению услуг или производству продукции.

    Третий результат институциональных преобразований заключается в становлении нового механизма функционирования всех хозяйственных организаций, поскольку государственное планирование заменилось бюджетным регулированием. Государственный план в финансовом отношении представлял собой иерархическую смету государственных доходов и расходов, в которой сметы нижестоящих экономических звеньев являлись составной частью смет вышестоящих экономических структур. Бюджетное регулирование предполагает установление правил использования государственных ресурсов самостоятельными экономическими субъектами, являющимися юридическими лицами и имеющими отдельный бюджет. Основу бюджетного регулирования составляют договорные отношения и новый нормативный порядок.

    studfiles.net


    Смотрите также