Конспект по обществознанию на тему "Экономика как наука и хозяйство". Конспекты экономики


Опорный конспект по дисциплине "Основы экономики" на тему "Рынок и его функции"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»

Конспект учебного занятия

Учебная дисциплина

Основы экономики

по теме «Понятие рынка и его функции»

вид занятия (комбинированный урок)

специальность/профессия Электрогазосварщик

Разработчик:

Гареева Марина Александровна

г. Югорск, 2015

Технологическая карта занятия

Цели для студента :

Образовательная (познавательная):

  • ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, конкуренция;

  • выявить функции рынка, определить виды рыночной экономики;

  • расширить знания учащихся в разделе “Рыночная экономика”, углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы;

  • развитие коммуникативной культуры учащихся.

Развивающая (практическая):

  • развитие логического мышления, внимания, памяти;

  • развивать умение анализировать изучаемое;

Воспитательная:

Цели для преподавателя:

Образовательные:

Развивающие:

  • способствовать развитию знаний о рынке,

  • пробудить у учащихся интерес к научно-популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений;

  • заинтересовать процессом мышления первооткрывателей;

  • продолжить развитие мышления, умение анализировать,

  • сравнивать, делать логические выводы;

Воспитательные:

  • развитие навыков коллективной работы;

  • развитие навыков культуры общения;

  • воспитание основ нравственного самосознания;

  • толерантного отношения друг к другу;

  • умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.

Методика обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок (урок изучения нового материала с элементами проверки знаний, с использованием цифровых образовательных ресурсов).

Используемые методы, приемы: словесные, наглядные, самостоятельная работа студентов.

Формы контроля: опрос, тестирование, решение задач, подготовка сообщений.

Формируемы знания и умения:

З1 Основы экономики

У2 Находить и использовать необходимую экономическую информацию

Формируемые компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Список используемой литературы:

  1. Булатов А. С. Общая экономика. Издательство Ю Р ИСТЪ Москва 1999./www.nuru.ru.

  2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 400с.

  3. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник. – М.: Форум:ИНФРА-М, 2011. – 224с.

Оборудование:

Структура урока

№ п/п

Название этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время(мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач

Построение, приветствие. Подготовка к уроку

3

2.

Повторение ранее изученного материала

Задаются вопросы, контроль ответов

Отвечают на предложенные вопросы по предыдущему уроку, работа с блок-схемой

10

3.

Изучение нового материала

Рассказ преподавателя с использованием технических средств, прерываемый вопросно-ответным диалогом

Слушают, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, работа в группах: приводят примеры каждой из функций рынка в действии, выявляют положительные черты конкуренции

60

4.

Закрепление и контроль знаний при помощи устных вопросов; проверка заполнения таблицы, выполнение проверочной работы

Проверяет запись таблицы, даёт наводящие вопросы для того, чтобы и слабые студенты смогли написать проверочную работу

Работа групп над тестовыми заданиями

10

5.

Итоги урока

Подводит итог занятия, объявляет оценки

Студенты самостоятельно оценивают деятельность своей группы на уроке с помощью таблицы оценки знаний

2

6.

Задание на дом

Объявляет домашнее задание, срок сдачи: По группам: характеристика национальных моделей рыночной экономики: США, Швеция, Германия, Япония.

  • Конспект

  • Учебник

 

5

Ход занятия

Дата

Группа

Тема урока: Рынок и его функции

 

 

Распределение времени на основные этапы урока

 

 

Организ. момент

Анализ письмен, лаборат.и практ. работ

Повт.предыдущ.материала

Изучениенового материала

Упраж.длязакрепленияпройденногоматериала

Задание на дом

Итоги урока

3

 

10

60

10

2

5

Цель урока

Образовательная (познавательная):

  • ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, конкуренция;

  • выявить функции рынка, определить виды рыночной экономики;

  • расширить знания учащихся в разделе “Рыночная экономика”, углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы;

  • развитие коммуникативной культуры учащихся.

Развивающая (практическая):

  • развитие логического мышления, внимания, памяти;

  • развивать умение анализировать изучаемое;

Воспитательная:

Наглядные пособия к уроку

  • Учебники В.Г. Слагода «Основы экономики», Л.М. Куликов «Основы экономической теории»

  • Презентация «Рынок и его функции»

Группа делится на четыре группы самостоятельно. Урок сопровождается презентацией PowerPoint (приложение 2)

  1. Организационный момент.

Проверка готовности студентов к занятию.

  1. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания реализуется в два этапа:

Фронтальный опрос по основным вопросам предыдущей темы (слайд № 2).

Работа с блок-схемой. Необходимо дополнить пропуски в блок-схеме, которая в распечатанном виде имеется у каждой группы (слайды № 3-4).

Основные вопросы для повторения

№№ п/п

Содержание вопросов

Методы опроса

Фамилия учащихся,намеченных к опросу

1

Какие черты характеризуют административно-плановую систему?

Фронтальный опрос

 

2

Почему административно-плановая система оказалась неэффективной, маловосприимчивой к научно-техническому процессу?

 Фронтальный опрос

 

3

Заполняют схему

 Работа в группах

 

3. Усвоение новых знаний.

 

Изучение темы (узловые вопросы)

 

№№п/п

Содержание вопросов

Методы

1

Подготовка к лекции

Записи в тетради

2

Значения слова «рынок»

Обсуждение

3

Определение рынка как экономической системы

Обсуждение

4

Основные причины возникновения рыночной экономики

Чтение, беседа

5

Функции рынка

Просмотр презентации, лекция с элементами беседы

6

Конкуренция

Лекция, обсуждение

7

Виды рыночной экономики

Работа с учебником, беседа

8

Виды рынков

Лекция с элементами беседы, презентация

Краткое содержание узловых вопросов

Сегодня мы начинаем работу над новой темой дисциплины и рассмотрим значения слова «рынок». Подготовка к лекции. Запись темы урока: «Рынок и его функции»

Слайд 5: Фронтальная работа с группой – ответ на вопрос: “Что такое рынок?”. В ходе обсуждения выясняются два значения этого слова, определяется рынок как экономическая система:

Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.

Слайды № 6-10: Функции рынка.

Слайд № 11. Работа в группах. Учащимся необходимо подобрать примеры, иллюстрирующие каждую из функций рынка в действии.

Слайды № 14-15. Конкуренция. Фронтальная работа с классом. Необходимо заполнить пропуски в высказываниях. Преподавателем вводится понятие конкуренции. Определение записывается в тетради

Слайды № 16-21. Виды рыночной экономики.

Слайд № 21Виды рынков

Лекция

Рынок и его функции

Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.

Рынок – обязательный компонент товарного производства. Становление понятия рынок шло постепенно. Сначала рынок рассматривался как несколько объектов. С развитием ремесел, городов и торговли, понятие и характеристики рынка совершенствуются. Углубление общественного разделения труда (ОРТ) привело к более сложному значению. В настоящее время рынок – это совокупность экономических связей между покупателями и продавцами по поводу обращения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов хозяйства.

Современная рыночная организация обеспечивает возможности производства и потребления посредством механизма конкуренции, спроса, предложения и цен.

Рыночное хозяйство зарождается там, где выполняются следующие условия:

• Существует ОРТ

• Существует частная собственность выраженная в экономической обособленности рынка.

Общественное разделение труда означает специализацию каждого отдельно взятого производителя на производстве определенного товара. Эти товары предназначены для личного потребления и для продажи на рынке. Полученный доход производитель использует на расширение производства и личные нужды. Наличие частной собственности, как основы частного интереса, является движущей силой в организации производства для получения богатства.

Частная собственность разъединяет производителей и способствует формированию конкурентной среды, которая приспосабливает производство к потребностям. Размер частной собственности определяет величину экономической свободы.

Таким образом, рынок – это система основанная на самоорганизации и взаимодействии спроса-предложения, цены и конкуренции.

Для нормального функционирования нужны дополнительные условия:

• Наличие постоянного резерва факторов производства и их мобильность;

• Развитая рыночная инфраструктура;

• Свободный доступ к информации.

Наличие резерва в виде капитала, труда и трудовых и природных факторов производства обеспечивает развитие производства и экономический рост, а их подвижность способствует эффективному размещению. В результате реализуется возможность конкурентного развития в экономике для удовлетворения общественных потребностей.

Развитая рыночная инфраструктура является необходимостью так как способствует продвижению товарно-денежных потоков. Инфраструктура способствует не только сбыту товара, но и привлечения дополнительных капиталов для развития производства. Она также обеспечивает непрерывность круговорота ресурсов, благ.

Современный рынок не может не может обойтись без информации. Информация – преобладающий фактор по отношению к природным ресурсам и капиталу.

Функции рынка:

1. Ценообразующие – связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.

2. Стимулирующая – побуждает производителя к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли.

3. Распределительная – обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, регионами, сферами и отраслями.

4. Регулирующая – предполагающая соответствие объемов производства и потребления, поддержание спроса и предложения.

5. Дифференцирующая – которая способствует разделению производителей, обогащению одних и обеднению других.

6. Сканирующая – возможность рынка самостоятельно восстанавливаться.

 Роль рынка:

1. Рынок определяет объем, структуру и массу продукции которую надо произвести

2. Рынок удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития.

3. Рынок нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса.

4.Рынок выполняет санитарную роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства.

  1. Первичная проверка понимания и закрепление материала

Контроль знаний при помощи таблицы

Для того, чтобы выяснить, насколько вы поняли материал, предлагаю выполнить задание в раздаточных материалах.

У студентов, в раздаточных материалах, в задании предлагается соотнести функцию и ее характеристикой

1. Функция саморегулирования товарного производства

А) при понижении цен производители сокращают производство, внедряют новую технику, технологии

2. Стимулирующая функция

Б) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене

3. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда

В) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене

4. Регулирующая функция

Г) при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство сокращается

5. Демократизация хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления

Д) действует в условиях бездефицитного производства

Ответы: 1-г; 2-а, 3-д, 4-в, 5-б

  1. Подведение итогов урока.

Вывод: т.о. мы видим, что рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека, в том числе и вас. Мы можем этого не замечать, но, так или иначе, принимаем участие в этих отношениях на уровне потребителя, в роли покупателя разнообразных товаров. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение.

Выставление оценок (слайд 22)

  1. Рефлексия

Проходит в виде работы групп над тестовыми заданиями (см. Приложение 1).

Проверка осуществляется учащимися самостоятельно – правильные ответы на слайде №23

  1. Задание на дом.

Домашнее задание: По группам: характеристика национальных моделей рыночной экономики: США, Швеция, Германия, Япония. Всем: Конспект, Учебник: глава 2, пункт 3.

infourok.ru

Конспект по обществознанию на тему "Экономика как наука и хозяйство"

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Новороссийский профессиональный техникум»

Урок по обществознанию

«Экономика как наука и хозяйство»

Подготовил:

преподаватель

Гигая Л.П.

2015-2016 уч. год

План-конспект по теме «Экономика как наука и хозяйство»

Цель урока: познакомить учащихся с основными экономическими понятиями.

Задачи:

  1. сформировать представление об экономике как науке; осветить основные вопросы экономики, экономической деятельности.

  2. Развивать умения учащихся свободно излагать свои мысли, работать с источником.

  3. Воспитывать интерес к экономике как к одному из блоков обществознания.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: хозяйственная система, экономика, макроэкономика, микроэкономика, экономические блага, ресурсы, производство, распределение, потребление.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, знакомство с планом урока.(слайд №1, слайд №2)

II. Основная часть.

  1. Понятие «Экономика». Предмет изучения экономической науки.

Учитель предлагает ученикам вспомнить, что слово «экономика» имеет двойное значение. Экономика – сложнейшая сфера жизни общества; употребляется в двух смыслах – хозяйственная система и наука. Сравните эти понятия(Слайд №3).

Слово «экономика» греческого происхождения, впервые было использовано Ксенофонтом ( ок.430 г. до н.э.). Триста лет назад появились ученые, систематизировавшие знания об экономической действительности.

Вопрос учащимся:

Почему экономическая наука возникла вместе с рыночной экономикой? (слайд №4).

Ученые-экономисты изучали как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства ( занятость, внешнюю торговлю, экономическую политику государства), так и отдельные проблемы (спрос и предложение, конкуренция). Самые первые вопросы, интересующие ученых: ограниченность ресурсов, экономический выбор, т.е. как при ограниченном объёме ресурсов полнее удовлетворить потребности (слайд №4)

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, какие факторы влияют на рост потребностей общества? Что происходит с ресурсами?

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях.

Задание учащимся.

Используя текст учебника заполнить слайд №5, дать определения «макроэкономики» и «микроэкономики».

Оба уровня экономического анализа связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли – предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

В широком смысле слова экономика – это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни (слайд №6). Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага. Процесс преобразования объектов природы в предметы потребления включает в себя несколько элементов: ресурсы, производство, распределение, потребление (слайд №6).

Ещё одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением - это обмен (слайд №7).

Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, входят в понятие «экономическая сфера общества».

Задание классу:

Вспомните, какие ещё выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.

Успех решения главной проблемы экономики – определения наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов – во многом зависит от правил, принципов организации деятельности. Уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов – принцип рациональности (слайд №8).

Задание классу:

Сравните натуральное и товарное хозяйство. Какое из них наиболее полно учитывает принцип рациональности? Какое, на ваш взгляд, наиболее эффективно?

Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов её организации, но и от экономических механизмов (слайд №9)

Краткое сообщение ученика, освещающее работу экономических механизмов.

Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведённых продуктов на необходимые товары и услуги. Чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объёма производства.

Работа с учебником:

Используя текст учебника, выделите пути увеличения объема производства; дайте определение термина «производительность»; используя полученную информацию, заполните слайд №10.

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП), слайд №11.

Вопрос учащимся:

Почему речь идет только о конечных продуктах? Приведите примеры.

Ещё один часто используемый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП). Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получим ВВП на душу населения. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации (слайд №12).

Задание классу:

Продолжите и обоснуйте: « Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше …( товаров и услуг), и уровень жизни …(повышается). Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни …(снижается).»

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя : реальный ВВП и номинальный ВВП (слайд №13).

III.Подведение итогов урока.

Выводы урока: экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями. Понимание общего характера функционирования экономики помогает её участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия.

Домашнее задание: параграф 4.1.

infourok.ru

План-конспект по теме "Что такое экономика"

Урок обществознания "Что такое экономика?". 6-й класс

Цели:

  1. Обучающая. Ознакомить с понятиями экономики: товар, услуга, производство, ресурсы производства, потребитель.

  2. Развивающая. Развивать экономическое мышление, способность четко мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль. Развивать коммуникативные способности, умение работать в стихийно созданных группах.

  3. Воспитывающая. Воспитывать экономически грамотного и активного современного человека.

Задачи.

  1. Изучение экономических понятий.

  2. Производство” товаров, необходимых для общества.

Ход урока

1. На какой урок вы пришли? (Обществознание.)

Какие вопросы мы рассматривали на уроках? (Что такое общество, как оно устроено, как развивалось общество, и т. д.) Кто из вас является членом общества? Поднимите руку.

А что такое общество? (Общество – группа людей, объединенная совместной деятельностью.)

Приведите примеры. (Класс, семья, рабочая бригада.)

А что мы вкладываем в понятие “ общество”, говоря “первобытнообщинное общество, рабовладельческое общество, современное общество? (Общество исторический этап в развитии человечества.)

А в самом широком смысле можно сказать, что общество – все человечество в целом.

Чтобы лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений, условно жизнь общества можно разделить на 4 части – сферы жизни общества.

Сейчас мы разделимс я на 4 группы , каждая группа выберет иллюсрации, на которых изображена одна из сфер жизни общества, и представит ее. (Приложение 1)

2. Сегодня мы начинаем знакомиться с различными сферами жизни общества подробнее. А вот с какой? Догадайтесь.

Мы познакомимся с чудной страной,Не признающий застой и покой.В этой стране можем деньги вложитьИ производство свое запуститьВ этой стране крепко помни о том,Можешь всего ты добиться трудом.

(Мы подробно начнем знакомиться с экономической сферой общества.)

Что такое экономика мы выясним на сегодняшнем уроке.

(Открыть тетрадь, записать число и тему урока.)

Найти в учебнике на указанной учителем странице определение экономики и ответить на вопрос “Что такое экономика?”

Хозяйство.

В экономической сфере создаются товары и услуги, необходимые для жизни людей.

Товар – это предмет, который можно продать и купить и который необходим людям.

Товар.

Услуга – деятельность, результат которой необходим людям.

Услуга

Товары и услуги называются экономическими благами.

Какие товары и услуги нужны нам, членам общества, в чем мы нуждаемся?

(Одежда, еда, питье, жилище, книги, лекарства. Парикмахерская, транспорт, образование.)

(На доске появляются изображения товаров и услуг.)

Создание товаров и услуг называется производством.

Производство.

Изготавливать товары и предоставлять услуги может как отдельный человек, так и предприятие, фирма, который называется производитель

Производитель.

3. А сейчас вы будете производителями, будете создавать экономические блага. А я буду консультантом, специалистом широкого профиля и буду вам помогать. (Разделить на группы.)

Итак, ЧТО вы будете производить (раздать карточки с названиями товаров).

Юбка – раскрой, булавки, нитки, иголка, ножницы

Бутерброд – булка, нож, разделочная доска, сыр, огурец, лист салата Записная книжка – тетрадь обложка, корешок, клей.

Машина – детали.

Что производить вы знаете, какой вопрос вы теперь должны решить. (Как производить?)

Приступайте к производству. Выполнение работы и представление учащимися товара.

Все что необходимо для организации производства называются ресурсы производства.

Какие ресурсы вы использовали? Из чего изготавливали свои товары? (Бумага, пластмасса, дерево, клей, ткань, в масштабах страны-металлы, резина строительные материалы и т.д.)

Какие инструменты вы использовали? (Нож, иголка с ниткой, булавки, в масштабах страны – станки, подъемные механизмы, автоматизированные линии и др. оборудование.)

А откуда производитель берет материалы и оборудование для своего производства? (Покупает). Значит, что необходимо производителю? (деньги, капитал) Материал, оборудование закуплено. Что еще необходимо?(Рабочие, труд.)

Ресурсы производства.Материалы и оборудование Денежные ресурсы Трудовые ресурсы

Ресурсы всегда ограничены, необходимо так организовать хозяйство, чтобы при ограниченных ресурсах удовлетворить больше потребностей.

Экономика – рациональное хозяйство.

Для кого вы создавали, производили свой товар (для людей, которые в нем нуждаются) т.е. для потребителей.

Потребитель – человек, фирма, общество, тот, кто приобретает и использует товар.

Предлагайте свой товар потребителям. Чтобы продать свой товар, что вы должны определить? (Цену.) Как формируется цена, мы узнаем на следующем уроке. А пока...

4. Игра заканчивается. В реальной жизни всего 3% людей способны быть предпринимателями, успешно вести свое хозяйство. Я надеюсь, что, когда вы подрастете и захотите организовать свое предприятие вы обязательно попадете в эти 3%. Какие три вопроса вы поставите перед собой прежде, чем организовать свое предприятие?

Что производить?Как производить? Для кого производить?

Но это дело будущего.

Что сегодня я узнал на уроке? (Беседа по кругу.)

infourok.ru

Конспект урока по экономике в 10 классе "Что такое экономика"

КОНСПЕКТЫ ДЛЯ УРОКОВ ЭКОНОМИКИ

ПО УЧЕБНИКУ:

Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений / И.В. Липсиц. — 16-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. — 272 с.

Тема 1. Главные вопросы экономики

Что такое экономика П. 1

Слово "экономика" — греческого происхождения, первоначально означало "искусство ведения домашнего хозяйства"; в буквальном переводе с древнегреческого означает "законы хозяйства" ("эйкос" — "хозяйство" и "номос" — "закон").

Два значения термина "экономика":

1) — способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для удовлетворения своих потребностей; синонимом этого значения слова "экономика" является понятие "хозяйство";

2) — наука, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. [Экономика — наука, изучающая поведение участников хозяйственной деятельности.]

Потребность — это присущая человеку нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, обеспечения его безопасности или получения удовольствий. [Потребность — осознанная нужда в чём-либо.]

Три участника экономической жизни:

  1. граждане (семьи),

  2. фирмы,

  3. государство.

Главное из действующих лиц экономики — человек, семья: на языке экономистов — домашнее хозяйство.

Участники экономической жизни взаимодействуют между собой как непосредственно, так и через рынки факторов производства и потребительских товаров.

Факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ. [Факторы производства — ресурсы, вовлеченные в производство.]

Основные виды факторов производства:

  1. труд,

  2. земля,

  3. капитал.

Из труда выделяют разновидность факторов производства — предпринимательские способности. Специфический вид факторов производства: информация.

Блага — всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд:

  1. Свободные блага — это те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в большем объёме, чем величина потребности в них; их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно.

  2. Экономические блага, т.е. товары и услуги, созданные человеком.

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и обмен плодами своего специализированного труда.

Специализация — сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.

Принципы специализации труда:

  1. Сознательное разделение труда между людьми.

  2. Обучение людей новым профессиям и навыкам.

  3. Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей цели.

Специализация — главный способ повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), прежде всего труда. Производительность — тот полезный результат, который удается получить от единицы экономического ресурса за определенный период. (См. с. 18 учебника)

infourok.ru


Смотрите также