/ Фрэнк и Лилиан Гилберт. Гилберт экономика


ГИЛБЕРТ (Gilbert), Уолтер. Лауреаты Нобелевской премии. Наука и техника

род. 21 марта 1932 г.

Нобелевская премия по химии, 1980 г. совместно с Полом Бергом и Фредериком Сенгером

 

Американский молекулярный биолог Уолтер Гилберт родился в г. Бостон (штат Массачусетс), в семье Рихарда Гилберта, экономиста кейнсианского толка, который с 1924 по 1939 г. преподавал в Гарвардском университете, и Эммы Гилберт (в девичестве Коэн), детского психолога, которая дала двум своим детям домашнее начальное образование. Когда мальчику исполнилось семь лет, он и его семья переехали в г. Вашингтон (округ Колумбия). В годы второй мировой войны его отец работал в Управлении по контролю над ценами. Обучаясь в государственных школах Вашингтона и позднее в средней школе «Сидвеловских друзей», Г. уже тогда проявил интерес к научной деятельности. По окончании средней школы в 1949 г. он поступил в Гарвардский университет, специализируясь в основном в области физики.

В 1953 г. он его закончил с отличием и в том же году женился на поэтессе Целии Стоун. Имеют двоих детей. Г. остался в Гарвардском университете для выполнения диссертации по физике и в 1954 г. получил степень магистра. Затем он переехал в Англию в Кембриджский университет и работал там в качестве соискателя докторской степени под руководством Абдуса Салама над выводом математических формул, позволяющих предсказывать рассеивание элементарных частиц.

В Кембридже Г. познакомился с Джеймсом Д. Уотсоном и Фрэнсисом Криком, занимавшимися исследованиями последовательностей открытой ими в 1953 г. структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) – клеточного носителя генетической информации для синтеза белков. Белки, регенерируемые не только самими клетками, но и гормонами и ферментами, участвующими в этом процессе, состоят из аминокислот. В соответствии с моделью Уотсона – Крика спираль ДНК состоит из цепочки структурных элементов, названных нуклеотидами, каждый из которых несет одно из четырех оснований – аденин (А), тимин (Т), цитозин (Ц), и гуанин (Г). Наследственный носитель, или генетический код каждой аминокислоты, зашифрован тремя основаниями и является инструкцией для соединения аминокислот при образовании определенного белка.

После получения степени доктора по математике в 1957 г. в Кембридже Г. вернулся в Гарвард, где год проводил постдокторские исследования, а затем еще год являлся научным ассистентом физика Джулиуса С. Швингера. В 1959 г. он был назначен ассистент-профессором физического факультета в Гарвардском университете.

К 1960 г. Джеймс Уотсон перешел на работу в Гарвард и возобновил дружеские отношения с Г. В то время Уотсона интересовали процессы, которые связывали определенную нуклеотидную последовательность ДНК с синтезом белка, кодируемого данной последовательностью. Белковый синтез, как известно, происходит в рибосомах – клеточных структурах, открытых в 1949 г. Альбером Клодом. Ученые предполагали, что генетическая информация переносится от ДНК в рибосомы с помощью нестабильной нуклеиновой кислоты, названной матричной РНК (mРНК). В ответ на просьбу Уотсона помочь ему выделить mРНК Г. с удовольствием взялся за экспериментальную работу, и в его жизни начался длительный период исследований в области молекулярной биологии.

В 1964 г. Г. ушел с физического факультета и стал адъюнкт-профессором биофизического факультета, где он и его коллега Бенно Мюллер-Хилл заинтересовались вопросом, поставленным Франсуа Жакобом и Жаком Моно. За три года до этого Жакоб и Моно заявили, что в генетике вопрос заключается не в том, как действуют гены, а в том, каким образом это действие предотвращается, т.е., другими словами, почему все последовательности ДНК постоянно не продуцируют кодируемые белки. Последовательность оснований в ДНК копируется (или транскрибируется) на mРНК с помощью фермента, названного РНК-полимеразой, при его перемещении вдоль спиральной молекулы ДНК. Жакоб и Моно предположили, что процесс транскрипции может быть предотвращен в том случае, если репрессорная молекула связывается с ДНК и не позволяет РНК-полимеразе перемещаться по ДНК.

Используя бактерии Escherichia coli, Г. и Мюллер-Хилл начали исследовать эту проблему. Е. coli синтезируют ряд белков, которые расщепляют молочный сахар – лактозу. Синтез белков инициируется так называемым lac-опероном в присутствии лактозы; в ее отсутствие репрессорный белок ингибирует lас-оперон. К 1966 г. оба исследователя уже выделили репрессор, и в течение последующих четырех лет Г. определил структуру и локализацию оператора, положение его на спирали ДНК, к которой репрессор присоединяется.

В настоящий момент ясно, что нуклеотидная последовательность операторной области ДНК играет ключевую роль в процессе, при котором репрессор узнает оператора и связывает себя с ним. Используя методы, разработанные Фредериком Сенгером в Кембриджском университете, Г. и Аллан Максам в 1973 г. определили последовательность lac-оператора. Спустя два года по предложению посетившего факультет советского ученого Андрея Мирзабекова Г. начал изучение специфических нуклеотидов lac-оператора, наиболее важных в процессе связывания. Мирзабеков и его коллеги исследовали взаимодействие ДНК с антибиотиками в присутствии диметилсульфата, вещества, которое уменьшает прочность взаимодействия А- и Г-нуклеотидов. Так как метилированная ДНК легко расщепляется в определенных местах, спираль ДНК была расщеплена на фрагменты изменяемой, но фиксированной длины.

Применив метод Мирзабекова для изучения lac-оперона, Г. и Максам выделили фрагменты ДНК соответствующей длины с помощью электрофореза в геле. При использовании этого метода фрагменты под воздействием слабого электрического тока перемещаются в тонкослойном геле с различной и характерной для каждого из них скоростью, а, будучи меченными радиоактивными изотопами, фрагменты оставляют темные полосы на фотографической бумаге. Этот метод был настолько эффективен, что Г. и Максам смогли разделить фрагменты, длина которых отличалась всего на одно основание.

К 1977 г. Г. и его коллега определили полную нуклеотидную последовательность исследуемого белка. Другой метод определения последовательности тем временем был развит Сенгером, и оба метода быстро стали фундаментальными в развивающейся области рекомбинантной ДНК, т.е. генной инженерии. Используя свой опыт, Г. в 1978 г. включился в дело основания фирмы «Биоген», одной из первых компаний, специализирующихся в области генной инженерии. В 1982 г., спустя год, после того как он был избран председателем «Биогена», Г. оставляет Гарвардский университет, в который после выхода из фирмы возвращается в конце 1984 г. В Гарварде он продолжил свои исследования по структуре гена и синтезу белков в рекомбинантных организмах.

Половина Нобелевской премии по химии в 1980 г. была присуждена Г. и Сенгеру «за вклад в определение последовательности оснований в нуклеиновых кислотах». Другая половина премии была вручена Полу Бергу за подобное же исследование. Работа этих трех ученых «принесла уже пользу человечеству, – сказал в своей речи при презентации член Шведской королевской академии наук Бо Г. Мальстрем, – не только в виде новых фундаментальных знаний, но также в виде такого важного технического решения, как производство человеческих гормонов с помощью бактерий».

Кроме Нобелевской премии, Г. был награжден премией Стального фонда по молекулярной биологии американской Национальной академии наук (1968), премией В.Д. Маттиа Института молекулярной биологии им. Роще (1976), премией Луиса и Берты Фридменов Нью-Йоркской академии наук (1977), премией Луизы Гросс Хорвиц Колумбийского университета (1979), ежегодной премией Гайрднерского фонда (1979), премией Альберта Ласкера по экспериментальной медицине (1979), премией памяти Герберта А. Собера Американского общества биохимиков (1980). Ему присуждены почетные ученые звания Чикагского, Колумбийского и Рочестерского университетов. Он является членом Американской академии наук и искусств, американской Национальной академии наук, Американского общества биохимиков и Американского физического общества.

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W. Wilson Company, 1987. © Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

24 июля 1999 года

n-t.ru

Фрэнк Гилберт

Фрэнк Гилбрет

Биография

Фрэнк Банкер Гилбрет родился в Фэйрфилде, штат Мэн, в 1868 г. Будучи сыном торговца скобяными изделиями, он унаследовал от отца необычную работоспособность и бережливость, характерные для пуритан Новой Англии. Отец умер, когда Гилбрету было всего три года; рано овдовевшая мать перевезла семью в Эндовер, штат Массачусетс. А в 1878 г. они переехали в Бостон, где Гилбрет стал посещать сначала Rice Grammar School, затем English High School, где подготовился к поступлению в Массачусетский технологический институт. Несмотря на то, что юноша успешно сдал вступительные экзамены в МIТ, он принял неожиданное решение оставить учебу и поступил на работу учеником каменщика. В течение десяти лет с 1885 по 1895 г. Гилбрет работал в Whidden Construction Company, проделав путь от ученика до мастера и, наконец, до главного инженера-смотрителя, которым он стал в возрасте 27 лет. В этот период он впервые приступил к изучению трудовых движений и к разработке усовершенствованного строительного оборудования, например специального помоста, облегчающего процесс кладки кирпича. Жизнь Френка Гилберта трагически оборвалось в 1924 г. За три дня до отъезда на конференции в Англию и Чехословакию Фрэнк Гилбрет умер в телефонной будке в то время, когда он звонил своей жене, чтобы сообщить ей об «идее, которая появилась у него относительно экономии трудовых движений при упаковке мыльных хлопьев в фирме Lever Brothers».

Фрэнк Гилбрет был первопроходцем в области «науки о движении» и повсеместно признается в качестве одного из основателей «научных методов управления».

В 1912 году строитель по специальности Фрэнк Гилбрет, прослушав выступление Ф. Тейлора на профессиональном собрании, отказался от карьеры подрядчика-строителя и начал изучать проблемы научной организации управления. Фрэнк Гилбрет известен прежде всего экспериментами, направленными на сокращение лишних движений в процессе кладки кирпича. Тщательно проанализировав работу каменщиков, он уменьшил количество движений в ходе внешней кладки с 18 до 5. Для внутренней кладки это число было сокращено еще больше – с 18 до 2. С помощью методики Гилбрета удалось значительно повысить производительность труда каменщиков, а в конце дня рабочие чувствовали себя намного менее уставшими.

Подобно Ф. Тейлору (и, как мы увидим впоследствии, Гантту), Гилбрет обладал явным талантом изобретателя и уже в 90-е гг. стал патентовать свои многочисленные изобретения, среди которых были бетономешалки, конвейеры и арматурные стержни. Его компания процветала, и вскоре она расширила сферу своей деятельности на всю Америку от Монреаля до Луизианы и от штата Мэн до Калифорнии. Он стал заключать контракты и с европейцами и через какое-то время открыл представительство своей компании в Лондоне. Изменился и характер работ: если прежде компания занималась главным образом строительством водонепроницаемых подвалов, то теперь она возводила не только дома, заводы и фабрики, но и такие инженерные сооружения, как дамбы и каналы. В Вудленде, штат Мэн, Гилбрет занимался строительством целого городка. Столь широкий размах деятельности и насущная необходимость передачи управления рядом проектов в другие руки подтолкнули его к стандартизации отчетных и рабочих процедур, чему и были посвящены первые две его книги «Система наблюдения» «Практическая система», увидевшие свет в 1908 г. За ними последовала книга «Система кладки кирпича», с которой Гилбрет приступил к системному изучению трудовых движений. Он определил предмет своей книги следующим образом:

Изучение трудовых движений, предпринятое в настоящей работе, является лишь началом эры их изучения, которое в любом случае серьезно повлияет на все принятые ныне методы обучения специальности. Оно позволит снизить производственные издержки и повысить эффективность работы и соответственно заработную плату работника... Для того чтобы гарантировать успех работы:

а) ремесленник должен владеть своей специальностью;

б) он должен быть достаточно проворным;

в) для достижения требуемого результата он должен использовать минимальное число трудовых движений.

Тщательно рассмотрев свою собственную работу каменщиком, Гилбрет сумел показать, что количество требующихся движений может быть сокращено с 18 до 4,5 и такое сокращение приводит к заметному росту производительности и заработка. Он представил свой метод кладки кирпича при помощи диаграмм, иллюстрирующих «худший» и «лучший» методы работы. Он хотел, чтобы будущие каменщики осваивали свою специальность не чисто эмпирическим образом, а путем изучения «лучших» методов работы, что позволило бы сократить период их обучения и сделало бы их труд более квалифицированным.

В 1911 г. Ф. Гилбрет стал основным инициатором создания Общества содействия внедрению научного менеджмента, переименованного впоследствии в Общество Ф. Тейлора. К этому времени Ф. Тейлор выработал на основе своей теории общую идеологию эффективности.

Ф. Гилбрет разработал также так называемый «циклографический» метод, в соответствии с которым к рукам или иным движущимся частям тела рабочего прикреплялись маленькие электрические лампочки. Когда рабочий выполнял трудовые операции, то траектории перемещения светящихся точек указывали направления выполняемых им движений. Затем метод циклографии был заменен более совершенным методом «хроноциклографии», при котором частота, с которой проецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, позволяла судить об ускорении или замедлении движений рабочего.

Основные работы

«Основы научного менеджмента»

«Исследование усталости»

«Прикладная наука о движении»

«Наука движения для инвалидов»

«Создатель дома и его работа»

«Менеджмент в домашнем хозяйстве»

«Нормальная жизнь для инвалида»

studfiles.net

Гилберт Ф. и Л

Гилбрет, Фрэнк

Гилбрет Фрэнк Банкер (1864-1924) Гилбрет Лилиан Эвелин Молл ер (1878-1972)

Краткие биографические сведения

родился 7 июля 1868 г. в Фэйрфйлде, штат Мэн, США; его родители происходили из поселенцев в Новой Англии и строго придер­живалась пуританских традиций;

по окончании школы работал учеником каменщика, изучал строительное дело, начал разрабатывать методы сокращения потерь рабочего времени; стал процветающим строительным подрядчиком; в 1904 г. женился на Лилиан Моллер;

с 1907 по 1913 гг. сотрудничал с Ф. Тейлором и Г. Гантом в разработке «на­учных методов управления», его вклад заключался в создании «науки о дви­жении»;

в 1912 г. открыл собственную консультационную фирму, чтобы сконцент­рировать усилия на «технике управления»; скоропостижно скончался 14 июня 1924 г.

Основные работы

«Bricklaying System» (1909) «Motion Study» (1911) «Primer of Scientific Management* (1912)

«Fatigue Study» (with Lillian M. Gilbreth) (1916)

«Applied Motion Study» (with Lillian M. Gilbreth) (1917)

«Motion Study for the Handicapped» (with Lillian M. Gilbreth) (1920)

Гилбрет, Лилиан

Краткие биографические сведения

• родилась 24 мая 1878 г. в Окленде, штат Калифорния, США в семье преус­певающих выходцев из Германии;

• училась в Калифорнийском университете;

• в 1904 г. вышла замуж за Фрэнка Гилбрета;

• в 1911 г. завершила работу над докторской диссертаций «Психология ме­неджмента»;

• к 1912 г. присоединилась к деятельности консультационной управленче­ской фирмы мужа, стала способным к самостоятельной работе сотрудни­ком, занимавшимся поиском «наилучшего способа выполнения работы»;

• после внезапной смерти Фрэнка Гилбрета в июне 1924 г. участвовала вмес­то него в работе первого Международного конгресса по проблемам управ­ления, состоявшегося в Праге;

• продолжала управлять фирмой своего мужа, писала собственные научные работы, читала лекции и добровольно помогала многим организациям;

• получила свыше двадцати почетных званий и специальных благодарностей от университетов и профессиональных ассоциаций;

• скончалась 2 февраля 1972 г. в возрасте девяноста трех лет.

Основные работы

«The Psychology of Management» (1914)

«The Quest of the One Best Way: A Sketch of the Life of Frank Bunker Gilbreth.»

(1924)

«The Home-Maker and Her Job» (1927) «Normales Lives for the Disabled» (with Edna Yost) (1944) «Management in the Home: Happier Living through Saving Time and Energy»

(1954)

Резюме

Фрэнк Гилбрет был первопроходцем в области «науки о движении» и повсемест­но признается в качестве одного из основателей «научных методов управления». Его непрерывный научный поиск, который после женитьбы стал осуществляться совместно с супругой, был нацелен на устранение потерь рабочего времени за счет определения «наилучшегоспособа выполнения работы». Лилиан Гилбрет, препо­даватель и специалист по промышленной психологии, была одним из первых уче­ных, оценивших необходимость хороших человеческих отношений на рабочем месте. Она оказала глубокое влияние на мужа, обратив его внимание на динами­ческие аспекты менеджмента.

Вместе они образовали успешный творческий тандем, взаимно дополняя воз­можности и опыт друг друга. При осуществлении поиска «наилучшего способа» они изучали выдаваемое задание, самого рабочего, его инструменты и обстановку на рабочем месте в «мельчайших научных подробностях», для того чтобы скор­ректировать и объединить их для достижения наивысшей производительности труда. Схема последовательности операций и другие предложенные ими новше­ства остались в основном в неизменном виде и по-прежнему используются в со­временном системном анализе. Они интересовались также человеческим аспек­том промышленного производства и подчеркивали необходимость подготовки рабочих и обеспечения их вовлеченности в трудовой процесс.

Лилиан Гилбрет после смерти своего мужа в 1924 г. продолжала руководить его фирмой, читать лекции по проблемам менеджмента и экономики домашнего хозяйства в различных университетах и заниматься применением принципов на­уки о движении для помощи инвалидам. Она также находила время для добро­вольной работы в местных и общенациональных общественных организациях. Многие называли ее «Первой леди менеджмента*.

1. Ранние этапы жизни

Фрэнк Гидбрет

Ф. Гилбрет родился 7 июля 1868 г. в Фзйрфилде, штат Мзн, в семье, происходив­шей из поселенцев в Новой Англии и строго придерживавшейся пуританских тра­диций. Эти особенности происхождения в значительной мере повлияли на его ха­рактер и мировоззрение. Когда умер отец, Фрэнку было всего три года, но его мать не жалела сил, чтобы по возможности дать своим детям хорошее образование и профессиональную подготовку. Франк Гилбрет сначала учился в Академии Фи­липса в Эндовере, где впервые обнаружился его интерес к механике, а затем в бо­стонской Школе грамматики Раиса, где выявились его способности к математике и техническому черчению. По результатам учебы он получил право на поступле­ние в Массачусетскую технологическую школу, но решил поступить на работу.

В 17 лет он стал учеником каменщика. Ф. Гилбрет быстро делал успехи: он освоил несколько строительных профессий и посещал вечерние курсы, чтобы по­полнить свои знания в строительстве. В 27 лет он стал главным управляющим компании, в которой начинал работать учеником.

Еще в начале трудовой деятельности Ф, Гилбрет был поражен бесполезной растратой ресурсов, допускавшейся существовавшими в то время методами веде­ния строительства, и решил устранить их или хотя бы сократить. Он разработал «наилучшиеспособы» укладки кирпичей и использования строительных матери-алов, установки лесов и подготовки учеников; применение усовершенствованных методов позволяло снижать производственные издержки и увеличивать зарплату работникам,

В апреле 1985 г. Ф, Гилбрет решил открыть в Бостоне собственную строитель­ную фирму. За счет высокого профессионализма рабочих и применения качествен­ных материалов он сразу сумел достичь высоких результатов. Его бизнес быстро развивался. Являясь тонким наблюдателем, Ф. Гилбрет многому научился у своих фирм-заказчиков. Его деловые заграничные поездки позволяли ему быть в курсе всего нового, появлявшегося за пределами США. Постепенно он переходил от вы­полнения подрядов со своим оборудованием и специалистами к консультированию клиентов по всем аспектам строительных работ. По мере расширения бизнеса ему приходилось руководить не только нью-йоркским офисом фирмы и многими ее филиалами на территории США, но и ее лондонским отделением, заключавшим договора с Адмиралтейством и Военным министерством Великобритании.

В октябре 1904 г. Ф. Гилбрет женился на Л план Моллер. Они стали не только счастливыми супругами, но и успешными партнерами в работе, где взаимно до­полняли знания, способности и опыт друг друга.

Аиаизн МОААер

Лилиан Моллер родилась в Окленде, штат Калифорния, 24 мая 1878 г. в одной из самых влиятельных семей этого города. После домашнего обучения и занятий в начальной и высшей городской школе Окленда она поступила в Калифорнийский университет, где в 1900 г. получила степень бакалавра, а позднее и степень маги­стра но английской литературе за работу о книге Бена Джонсона «Bartholomew Fair». Готовясь к защите докторской диссертации, в 1903 г. она совершила путе­шествие по Европе. В Бостоне, перед посадкой на пароход, она познакомилась с Фрэнком Гилбретом, кузеном ее компаньонки. Они поженились в 1904 г.

2. Фрэнк и Лилиан Гилбрет: история сотрудничества

С самого начала Ф. и Л. Гилбрет были настроены на совместную работу, однако из-за многочисленных дел в быстрорастущей семье (у них должно было быть две­надцать детей, шесть мальчиков и шесть девочек) вклад Лилиан в общее предпри­ятие был на первых порах ограниченным. Однако она работала дома, редактируя многочисленные рукописи мужа и занимаясь собственными исследованиями, ко­торые для пополнения знаний Фрэнка были посвящены вопросам индустриаль­ной психологии.

В 1907 г. у Ф. Гилбрета наладились тесные дружеские отношения с Фредери­ком Тейлором (ем. ТЕЙЛОР, Ф.). Они восхищались работами друг друга и стали союзниками в разработке jvtexojjo^научного управления. В работе «Primer of Scientific Management» («Основы научного менеджмента») (1912) Ф. Гилбрет от­вечал на некоторые вопросы, которые задавались Ф. Тейлору в сотнях приходив­ших из многих стран мира писем. Диапазон ответов простирался от определения некоторых терминов до изложения принципов научного управления и способов их применения; от описания влияния методов научного менеджмента на рабочегодо объяснения их связи с другими видами деятельности; однако всегда в этих от­ветах подчеркивались достоинства использования «научных методов управле­ния» как «честной сделки» рабочего и работодателя.

Со своей стороны Ф. Тейлор восхищался деятельностью Ф. Гилбрета и часто цитировал отрывки из его посвященной способам кладки кирпичей книги в каче­стве ценных примеров изложения принципов труда, популяризацией которых он сам занимался. В 1910 г. они вместе отправились в Англию в Институт приклад­ной механики, чтобы изложить перед его научными сотрудниками собственные концепции, разработанные на основе «научных методов управления». Однако в 1913 г. их отношения внезапно прекратились. К тому времени Ф. Гилбрет стал работать консультантом по вопросам менеджмента, и эта деятельность сделала его прямым конкурентом не только самого Ф. Тейлора, но и сложившейся вокруг него группы специалистов, которых он направлял в обращавшиеся к нему за по­мощью фирмы. Ф. Тейлор рекомендовал одного из таких специалистов в фирму, которую консультировал Ф. Гилбрет, что привело последнего в ярость. Этот ин­цидент стал причиной разрыва их отношений, а Лилиан Гилбрет позднее отзыва­лась о Ф. Тейлоре как «о мало приятной личности».

В своих консультациях по «технике управления» ф. Гилбрет расширил при­менение науки о движении к более общим проблемам производства и сосредото­чил свое внимание на изучении вопросов усталости. Он выделил сорок две вызыва­ющие усталость причины, пятнадцать из которых были непосредственно связаны с рабочим, четырнадцать — с окружающей обстановкой, а тринадцать — с движения­ми, требуемыми для выполнения работы. Ф. Гилбрет разработал два метода иссле­дования движения с заданной точностью. Он разделил движения на базовые, та­кие как поиск, выбор, подъем, погрузку, позиционирование и пр., названные им словом «therhlig* (полученным путем перестановки букв его фамилии Gilbreth) и установил часы с циферблатом, нроградуироваипым в долях минут, в поле зрения кинокамеры, которая снимала выполняемые рабочими операции. Эти два новше­ства позволили ему выделять и хронометрировать мельчайшие операции, а также приступить к исследованию так называемых мнкродвижений.

Ф. Гилбрет разработал также так называемый «циклографический» метод, в соответствии с которым к рукам или иным движущимся частям тела рабочего при­креплялись маленькие электрические лампочки. Когда рабочий выполнял трудо­вые операции, то траектории перемещения светящихся точек указывали направ­ления выполняемых им движений. Затем метод циклографии был заменен более совершенным методом «хроноциклографии», при котором частота, с которой про­ецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, по­зволяла судить об ускорении или замедлении движений рабочего.

В 1917 г., находясь на службе в американской армии в звании майора, Ф. Гилб­рет с успехом применял свою науку движений для обучения новобранцев и реаби­литации двигательных функций раненых. В написанной в 1915 г. для «journal of the American Society of Mechanical Engeneering» статье он объяснял, как наука о движении могла бы помочь лечению инвалидов.

В годы войны Ф. Гилбрет впервые почувствовал, что у него начинаются про­блемы с сердцем, однако не сдавался и продолжал вести чрезвычайно насыщен-ную профессиональную деятельность. Он внедрял на заводах свои методы эконо­мии рабочего времени; писал статьи; выступал на конференциях и семинарах; про­водил исследования в домашней лаборатории. Ритм его работы был чрезвычайно высоким. Конец наступил внезапно. Фрэнк Гилбретумер 14 июня 1924 г. незадол­го до очередной поездки в Европу.

Лилиан Гилбрет была активной помощницей мужу во всех его творческих на­чинаниях. Вместе они опубликовали три книги — «Fatigue Study» («Исследова­ние усталости) (1916), «Applied Motion Study» (« Прикладная наука о движении») (1917), «Motion Study for the Handicapped» («Наука о движении для инвалидов») (1920). После замужества фокус ее исследований переместился на проблемы пси­хологии, что позволило ей лучше дополнять работы мужа. В 1911 г, Л. Гилбрет защитила докторскую диссертацию по теме «Психология менеджмента», текст которой был опубликован в 1952-1913 гг. в журнале «The Industrial Engeneering Magazine», а в 1914 г. ~ в отдельной книге. Ее издатели потребовали, чтобы на обложке были указаны только инициалы автора, чтобы читатели не догадались, что книга была написана женщиной.

Лилиан Гилбрет читала лекции в частной лаборатории в своем доме, а также в технических и бизнес-школах. Она стала полноправным партнером в семейном консультационном бизнесе, особо настаивала на важности создания добрых чело­веческих отношений и организации обучения на рабочем месте и много сделала для гуманизации взглядов своего мужа и расширения кругозора клиентов.

В своем письме редактору «The National Cyclopedia of American Biography» от 10 апреля 1925 г. Лилиан Гилбрет так писала о своей работе по изучению дви­жения:

Когда мы начинали ату работу, мы имели в своем распоряжении техниче­ские знания мистера Ф. Гилбрета и его многолетний опыт, накопленный при строительстве зданий, плотин и прочих сооружений на разных этапах его карьеры — от ученика до инженера-подрядчика, а также мои теорети­ческие знания проблем обучения и психологии и некоторый практический опыт преподавания. Я уверена, вы согласить с тем, что не нужно, а на мой взгляд, и невозможно, пытаться разделить результаты нашей совместной работы. Если они чего-нибудь и стоят, так это в качестве демонстрации того, чего можно добиться при сотрудничестве, основанном на взаимных интере­сах и устремлениях и примера обучению лидерству, как в случае с мистером Ф. Гилбретом, и «следованию за лидером», как в случае со мной {Unenck and Breach, 1945: 126-7).

3. Лилиан Гилбрет

Сотрудничество супругов трагически оборвалось в 1924 г. За три дня до отъезда на конференции в Англию и Чехословакию Фрэнк Гилбрет умер в телефонной будке в то время, когда он звонил Лилиан, чтобы сообщить ей об «идее, которая появилась у него относительно экономии трудовых движений при упаковке мыль­ных хлопьев в фирме Lever Brothers* (Gilbreth and Carey, 1949: 137). После смерти мужа Л, Гилбрет осталась с одиннадцатью детьми (один их ребе­нок умер) в возрасте от 2 до 19 лет. Демонстрируя свой несгибаемый характер, она собрала свою семью и обратилась к ней с такими словами:

Завтра я отправляюсь на пароходе, на котором собирался плыть ваш отец, У него уже были билеты. Я собираюсь выступить с его докладами в Лондо­не и Праге. Я считаю, что ваш отец одобрил бы мое решение (Gilbreth and Carey, 1949:236).

Ей не потребовалось много времени, чтобы переориентировать направление своих усилий. Университет Пардье, в котором по совместительству преподавал ее муж, пригласил Лилиан продолжить его деятельность. Она читала его курс лек­ций до 1935 г., когда получила должность профессора менеджмента, которую за­нимала вплоть до 1948 г.

Однако ее деятельность не ограничивалась преподаванием. Л. Гилбрет исполь­зовала пауку о движении для анализа домашней работы, причем занималась этой темой около двадцати лет. Результаты ее исследований время от времени печата­лись в таких популярных периодических изданиях, как «Good Housekeeping» и «Better Homes and Gardens», а также были опубликованы в виде двух отдельных брошюр «The Home-Maker and Her job» и «Management in the Home» («Создатель дома и его работа» и «Менеджмент в домашнем хозяйстве») (1954). Помимо пре­подавания в Университете Пардье она работала в нем консультантом по пробле­мам ведения домашнего хозяйства и благодаря этой деятельности оказала значи­тельное влияние па развитие сети курсов домоводства по всей стране.

Развивая идеи мужа о реабилитации раненых солдат, Лилиан Гилбрет исполь­зовала методы науки о движении для разработки оборудования и специальных процедур, облегчающих ведение домашнего хозяйства для инвалидов. Получен­ные результаты были изложены в книге «Normal Lives for the Disabled» («Нор­мальная жизнь для инвалидов») (1944), написанной в соавторстве с Эдной Йост,

Л, Гилбрет была чрезвычайно энергичным и общительным человеком, охотно принимавшим предложения поработать там, где были нужны ее знания и опыт. В 1930 г. она стала членом Чрезвычайного президентского комитета по пособиям для безработных, во время войны была советником по образованию, а в 1951 г. была введена в состав Консультативной комиссии по гражданской обороне. Она находила время, чтобы помогать движению девочек-скаутов Америки и различ­ным организациям инвалидов, а также церквам и библиотекам в своем округе.

Лилиан Гилбрет продолжала исследовательскую деятельность и после того, как ей исполнилось 70 лет, а в восьмидесятилетнем возрасте она все еще выступа­ла с лекциями и писала статьи. На нее обрушился шквал наград. Она получила свыше двадцати почетных званий и специальных адресов от различных профес­сиональных ассоциаций. Нередко ее называли «Первой леди менеджмента». Ли­лиан Гилбрет скончалась в 1972 г,

4. Основной вклад

Одна из первых работ Ф. Гилбрета по проблемам строительной индустрии была для своего времени чрезвычайно оригинальной. Он стал первопроходцем в той об-ласти, которая позднее получила название «науки о движении». Ф, Гилбрет упро­стил процесс каменной кладки таким образом, что вместо необходимых прежде для укладки одного кирпича восемнадцати движений стало требоваться всего пять. Это позволило среднему каменщику после небольшой тренировки и без затраты допол­нительных усилий увеличить дневной объем кладки с 1000 до 2700 кирпичей. Ис­следование результатов детального анализа движений, необходимых для выполне­ния рабочих заданий, а также внешних условий их осуществления, позволило Ф. Гилбрету заложить основы эффективного управления выпуском продукции.

Одновременно он разработал специал^>нь1е_технологи[ческиекдрты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых с деталями операций. Эти ме­тоды, а также некоторые символы, используемые для отражения различных эта­пов задания, остались, в сущности, теми же самыми и в современном системном анализе. Супруги Ф. и Л. Гилбрет настолько заинтересовались иэщениещк:и_хо-логических основ организованной человеческой деятельности, что стали разраба­тывать «наилучший физический способ* выполнения работы.

С начала совместной деятельности они активно занимались продвижением на­учных методов управления. В «Primer of Scientific Management» (1912) Фрэнк Гил­брет дает им подробное объяснение и высказывает неизменную поддержку. В «Psychology of Management» (1914) Лилиан Гилбрет выделяет три типа управле­ния: традиционный, переходный и научный, причем последний тип является «нау­кой, т. е. осуществляется R соответствии с известными, сформулированными и прак­тически применимыми законами» {Gilbreth, 1914: 8). Именно к такому тину управления следует стремиться.

Следует отметить, что воззрения на менеджмент Ф. и Л. Гилбрет в сравнении с подходом Ф. Тейлора были более срде^жательнымц. Со временем они стали выс­казывать все больше несогласия с некоторыми его методами (например, со скры­той фиксацией деятельности рабочего). Они хотели показать рабочим, как можно повысить производительность, работая не быстрее, а лучше; показать им не толь­ко как изменить или усовершенствовать используемые методы, но и объяснить, почему это необходимо сделать.

Интерес Ф. и Л. Гилбрет к научным методам управления отражал лишь часть их общего представления о необходимости более полноценной жизни людей. В «Cheaper by the Dozen» (лучшем из бестселлеров среди произведений не художе­ственной литературы 1949 г., по которому позднее был снят фильм) дети Фрэнка и Лилиан, вспоминая о жизни дома, писали:

Кто-то однажды спросил отца: «Для чего бы ты хотел сберечь время? Что бы стал с ним делать?» «Для работы, если ты ее любишь, — ответил он. —■ Для образования, для того, чтобы стать красивым, для искусства, для удо­вольствия. — Он посмотрел поверх пенсне. — Для игры в ножички, если к этому лежит твоя душа» {Gilbreth and Carey, 1949: 237).

5. Критика

«Наука о движении» не использовалась в управлении производством в том объ-■, еме, в каком бы этого хотелось Ф. и Л, Гилбрет. Неправильно понятая многими, она нередко рассматривалась как средство контроля над каждым движением ра­бочего. Сражения между трудом и капиталом растянулись на несколько десяти­летий (1920-1940-е гг.) после начала использования «научных методов управле­ния» и попыток измерить и нормировать производительность труда рабочих, что порождало обвинения со стороны профсоюзов в использовании «несправедливой практики трудовых отношений» и в негуманном отношении к работникам. Воз­можно, частичную ответственность за это несет и чета Гилбретов. Определенная как поиск «единственного наилучшего способа», их деятельность могла быть ин­терпретирована как стремление к роботизации рабочих за счет ограничения их действий последовательностью необходимых для выполнения задания операций.

Нельзя также отрицать и того, что специализация и более короткие трудовые операции приводят к деквалификации рабочих. В определенной степени это при­знавал и сам Ф. Гилбрет, заявляя, что в любом случае его метод не должен причи­нять рабочим никаких неприятностей. Более либеральный в своих взглядах, чем Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, тем не менее, в своих трудах рассматривает рабочего про­сто в качестве апатического фактора.

Спустя примерно полвека Лилиан Гилбрет так охарактеризовала недостатки работ своих современников:

Люди, стоявшие у истоков научных методов управления, не имели преиму­ществ художественной и общеобразовательной подготовки и знания фило­софии, они не могли свободно читать и разговаривать на иностранных язы­ках и много путешествовать по свету. Они были инженерами-механиками, подготовленными в стиле своего времени. Они пришли в промышленность и посвятили свои жизни наилучшему применению своего и чужого време­ни, энергии и денег. Они не понимали, что менеджмент представлял собой нечто прошедшее через века и использовавшееся в той или иной форме в каждой стране.

Она также оказалась способной признать, что деятельность ее мужа не была столь уникальной, как они тогда об этом думали:

Как оказалось, многое, созданное совершенно независимо в США, было давно известно в других странах мира. Например, мой муж установил, что метод циклографии, на который он потратил столько времени, был разра­ботан французом Марэ (Gilbreth, 1963: 119).

Сама Лилиан Гилбрет благодаря своим наклонностям и образованию быстро поняла динамику трудовых взаимоотношений и оценила вклад, который смогут вносить рабочие, вовлеченные в выполнение общей задачи. После смерти своего мужа в течение многих лет она активно работала над развитием «науки о движе­нии* и над проблемами эффективного сотрудничества на рабочем месте.

Полина Грэхем, University of Bradford

Л Гиллберт

"Большой вклад в развитие и популяризацию научного менеджмента внесла супружеская чета Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Ранняя деятельность Ф. Гилбрета была похожа на то, что делал Тейлор. Позднее он организовал свою собственную консультативную компанию и присоединился к движению научного менеджмента.

В начале своей деятельности он систему управления строительством, состоявшую из трех частей.

1. Система занятий была системой бухгалтерского учета, которая была разработана в помощь подрядчику в подсчете различных затрат за неделю работы.

2. Конкретная Система содержала подробные советы конкретным подрядчикам. Гилберт писал о контролировании рабочих, включая необходимость ведения спортивных соревнований между группами рабочих, для быстрейшего завершения работы. Вся работа была поделена для групп рабочих, кто соревновались в том, чтобы быстрее выполнить конкретное задание.

3. Система Каменщика была технической. Он предложил систему лучшего способа кладки кирпичей, созданную на основе изучения движений. Он не только обучал рабочих, как обращаться с кирпичами, но и объяснял почему этот способ был лучший. Он делал упор на экономии усилий, а не скорости их выполнения, он вел поиск повышения производительности труда без приложения больших физических усилий. Результатом его поиска стало увеличение рабочим дневной нормы кладки кирпичей с 1 000 до 2700 штук без больших усилий.

Он составил список 17 основных движений, которые позволили проводить более точный анализ элементарных движений рабочих. Он впервые начал использовать кинокамеру в проведении промышленных исследований. Он также разрабатывал циклеграфическую методику присоединения маленькой электрической лампочки к руке, пальцу, или кисти рабочего для фиксирования на пленке движений.

Большое исследование причин усталости рабочих, проведенное Ф.Гилбретом вместе с супругой Лилиан, показало, что причиной усталости была не монотонность, а недостаток интереса менеджмента к рабочему. Лиллиан Гилбрет играла важную роль в работе ее мужа и создала репутацию своей собственной работой.

Она определяла психологию управления как воздействие организующего работу ума на организуемую работу, и влияние неорганизуемой и организуемой деятельности на мышление рабочего. Она считала, что успешное управление базируется на человеке, а не на работе и научный менеджмент представляет собой средства, позволяющие максимально использовать возможности и усилия человека. Л. Гилбрет характеризовала три исторических стиля управления: традиционный, переходный и научный. Она отметила, что психологи до того времени в значительной степени концентрировались на изучении психологии толпы и сравнительно немного работ было выполнено по психологии личности. При научном менеджменте рабочий обретал умственное равновесие и безопасность, а не обеспокоенность, которая была неизбежной при традиционном управлении. Заботясь о благосостоянии, научное управление поддерживало регулярную работу, поощряя хорошие отношения в коллективе, и способствовало физическому, умственному, моральному, и финансовому развитию рабочего. Л. Гилбрет была пионером в психологии управления.

studfiles.net

2. Ф.Б. Гилберт и л.М. Гилберт

Большой вклад в развитие и популяризацию научного менеджмента внесла супружеская чета Фрэнк и Лилиан Гилберт. Ранняя деятельность Ф. Гилберта была похожа на то, что делал Тейлор. Позднее он организовал свою собственную консультативную компанию и присоединился к движению научного менеджмента. В начале своей деятельности он разработал систему управления строительством, состоявшую из трех частей.

1)Система занятий была системой бухгалтерского учета, которая была разработана в помощь подрядчику в подсчете различных затрат за неделю работы.

2)Конкретная система содержала подробные советы конкретным подрядчикам. Гилберт писал о контролировании рабочих, включая необходимость ведения спортивных соревнований между группами рабочих, для быстрейшего завершения работы. Вся работа была поделена для групп рабочих, которые соревновались в том, чтобы быстрее выполнить конкретное задание.

3)Система Каменщика была технической. Он предложил систему лучшего способа кладки кирпичей, созданную на основе изучения движений. Он не только обучал рабочих, как обращаться с кирпичами, но и объяснял, почему этот способ был лучший. Он делал упор на экономии усилий, а не скорости их выполнения. Также как и Тейлор он вел поиск повышения производительности труда без приложения больших физических усилий. Результатом его поиска стало увеличение рабочим дневной нормы кладки кирпичей с 1000 до 2700 штук без больших усилий.

В 1907году Гильберт познакомился с Фредериком Тейлором. После того, как Гилберт стал сотрудничать с Тейлором и начал улучшать свою собственную систему, он стал разрабатывать все более сложные методы измерения времени работы. Он составил список 17 основных движений, которые позволили проводить более точный анализ элементарных движений рабочих. Он впервые начал использовать кинокамеру в проведении промышленных исследований. Он также разрабатывал циклографическую методику присоединения маленькой электрической лампочки к руке, пальцу, или кисти рабочего для фиксирования на пленке движений.

Большое исследование причин усталости, проведенное Ф. Гилбертом вместе с супругой Лилией, показало, что причиной усталости была не монотонность, а недостаток интереса управленца к рабочему. Лиллиан Гилберт играла важную роль в работе мужа и создала репутацию своей собственной работы. В своей докторской диссертации, изданной отдельной книгой еще до защиты, она применила методы и находки психологии к исследованиям рабочего места.

Она определяла психологию управления как воздействие организующего работу ума на организуемую работу, и влияния не организуемой и организуемой деятельности на мышление рабочего, она считала, что успешное управление базируется на человеке, а не на работе и научный менеджмент представлял собой средства, позволяющие максимально использовать возможности и усилия человека. Л. Гилберт характеризовала три исторических стиля управления: традиционный, переходный и научный. Она отметила, что психология до того времени в значительной степени концентрировалась на изучении психологии толпы и сравнительно немного работ было выполнено по психологии личности. При научном менеджменте рабочий обретал умственное равновесие и безопасность, а не обеспокоенность, которая была неизбежной при традиционном управлении. Заботясь о благосостоянии, научное управление поддерживало регулярную работу, поощряя хорошие отношения в коллективе, и способствовало физическому, умственному, моральному и финансовому развитию рабочего. Л. Гилберт была пионером в психологии управления.

В 1011 году группа специалистов во главе с Ф. Гилбертом создала отдельную организацию, названную Обществом поддержки научного менеджмента и переименованную после смерти Тейлора в «Общество Тейлора». Он создал «Введение в научный менеджмент», в котором изложил общин вопросы научного управления и предложил ответы в ясной и доходчивой терминологии относительно основных принципов и практики научного управления. И хотя работа не содержала принципиально новой информации, блестящая постановка вопросов и формулирование ответов, обеспечили книге широкое внимание среди читателей.

Таким образом, Ф. Гилберт первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников, что позволило ему разработать так называемые самокарты, т.е. карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Это оказало большое влияние н развитие школы научного управления. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Все ее научные исследования имели практическое применение, высоко оценивались современниками и широко использовались на многих предприятиях.

studfiles.net

Фрэнк и Лилиан Гилберт

Фрэнк и Лилиан Гилберт

Фрэнк Банкер Гилбрет-старший (Frank Bunker Gilbreth, Sr.)

Родился в 1868-м году в городе Фэрфилд, штат Мэн, США. Окончив школу, он устроился работать каменщиком, одновременно изучая строительное дело, чтобы максимально облегчить процесс и снизить потери рабочего времени. Вскоре начальство заметило труды молодого человека и повысило его до строительного подрядчика. Примерно в то же время чрезвычайно активный строитель стал давать лекции в Университете Пердью, не имея при этом высшего образования. В 27 лет Гилбрет стал главным управляющим строительной компании, где когда-то подрабатывал.

Лилиан Моллер Гилбрет, при рождении Лилли Эвелин Моллер (Lillie Evelyn Moller)

Появилась на свет 24 мая 1878-го, в Окленде, штат Калифорния,США. В мае 1896-го окончила школу с отличием.Гилбрет стала выпускницей Университета Калифорнии в 1900-м, со степенью бакалавра по английской литературе. В 1902-м она получила степень магистра в области литературы в Университете Калифорнии. В 1915-м ,окончив Университет Брауна, получила степень доктора философии. В 1926-м году она стала 1й женщиной-членом Американского общества инженеров-механиков. В 1966-м году получила медаль Американского общества инженеров-строителей.

Пара состояла в браке с 19-го октября 1904-го года. В их семье родилось 12 детей. Вместе с женой, которая также интересовалась менеджментом, Фрэнк Гилберт все больше стал погружаться в деловую среду; так, вскоре они основали собственную компанию 'Gilbreth, Inc.', специализирующуюся на помощи в ведении бизнеса. Супруги стали изучать научные принципы управления. Фрэнк был посвящен техническим аспектам эффективности работника, Лилиан же была связана с человеческими аспектами управления.

Лилиан и Фрэнк Гилберт были сторонниками движения научного менеджмента. В начале своей деятельности Фрэнк Гилберт организовал систему управления строительством, состоящую из следующих частей:1.Система занятий. Это система бухгалтерского учета, разработанная в помощь подрядчику в подсчете затрат за неделю работы.2.Конкретная система. Эта система описывает контролирование рабочих, необходимость ведения соревнования в выполнении конкретного задания между группами рабочих для более быстрого завершения работы.

3.Система каменщика. Она была технической. Цель-устранение непроизводительной работы. Гилберт предложил лучшую систему кладки кирпичей, созданную на основе изучения движений. Он делал упор на экономии усилий, а не на скорости выполнения.

После знакомства с Фредериком Тейлором 1907-м году, Фрэнк Гилберт составил список 17 основных движений рабочего. Он впервые начал использовать кинокамеру в проведении промышленных исследований. Лилиан и Фрэнк сосредоточились на хронометраже, то есть на анализе движения рук рабочего при выполнении работы. Они, наблюдая за рабочими во время работы, пытались определить, какие процессы ручного труда являются наиболее эффективными.

При хронометраже фактором эффективности операций является время, потраченное на их выполнение. Благодаря тому, что кинокамера делает снимки покадрово, стало возможным подсчитать количество кадров, затраченных на фотографирование движений рабочего, а затем точно сказать, сколько времени ушло на каждое из них.

В дальнейшем супруги превратили свои эксперименты с кинокамерой в целую науку о хронометраже. Так, кадр фильм, использовавшийся в ходе измерений, стал называться «треблиг» (прочтение их фамилии с конца).

Большое исследование, проведенное Лилиан и Фрэнком Гилберт, показало, что основной причиной усталости рабочих была не монотонность, а недостаток интереса менеджмента к рабочему. Лилиан Гилберт считала, что успешное управление базируется на человеке, а не на работе. Она охарактеризовала 3 исторических стиля управления : традиционный, переходный, научный. По ее мнению, психологи того времени изучали толпу, мало внимания уделяя личности.

В 1911-м году группа специалистов во главе с Фрэнком Гилбертом организовала Общество поддержки научного менеджмента.

К его руке относят профессию медсестры, подающей хирургические инструменты хирургу во время операции, именно он, как говорят ученые, разработал методы, получившие распространение в армиях всех стран мира и заключающиеся в обучение молодых солдат быстро собирать и разбирать оружие с завязанными глазами или в полной темноте.

14 июня 1924-го года Фрэнк Банкер Гилбрет-старший скончался от острой сердечной недостаточности на 56-м году жизни. После смерти мужа Лилиан начала читать лекции в 1925-м в Университете Пердью, где ранее преподавал Фрэнк.

К 1940-му она стала полноправным профессором университета, разрываясь между факультетами промышленного строительства, промышленной психологии, домоводства и успевая работать в деканате, где консультировала женщин по вопросам построения карьеры. Она ушла из Пердью в 1948-м. В возрасте 86 лет Гильбрет стала резидент-лектором Массачусетского Технологического Института в 1964-м.

При администрации Герберта Гувера (31-й президент США) Гилбрет возглавила женский сектор Комитета по занятости (President's Emergency Committee for Employment) в 1930-м, помогая в сотрудничестве с женскими группами снизить уровень безработицы. В годы Второй мировой она была советником нескольких правительственных групп, делясь знаниями в области образования и труда, в том числе с Военно-морским флотом США 

Гилбрет умерла 2 января 1972-го, на 94 году жизни, в Финиксе, штат Аризона , США.

studfiles.net

Школа научного управления - Менеджмент в сфере здравоохранения

Фундамент современного менеджмента был заложен основателями. Школы научного менеджмента. Фредериком. Тэйлором (1856-1915), супругами. Фрэнком (1868-1924) и. Лилиан (1878-1972). Гилбрет (вШиеПи),. Гарринг гтоном. Эмерсоном (1853-1931.

. Тейлор. Ф американский инженер и исследователь, считается основоположником науки управления. Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала"организационную революцию"в сфере производственных ицтва и управления. Впервые свои взгляды он изложил в статье"Система кусочно расценок (1895). Затем они были расширены в книге"Цеховое управления"(1903) и получили развитие в«. Основах научного ме жменту"(1911вах наукового менеджменту" (1911).

В основу системы. Ф. Тейлора положены следующие принципы:

o умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

o подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

o обучение и тренировки рабочих;

o сотрудничество администрации и рабочих

Важная характеристика этой системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы"Ф. Тейлор скрупулезно замерил количество железной руды и угля, которые человек может поднять ты лопатах различного размера. Основываясь на полученной информации, он менял рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремился пи двищиты эффективность труда. Тейлор обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшена, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 8,6 кг сравнению с более ран ной системой это дало феноменальный в игреенальний виграш.

Согласно разработок. Ф. Тейлора, средства управления должны включать:

1. Определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда

2. Подбор функциональных мастеров - по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонта оборудования; планово - распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине

3. Введение инструкционных карт

4. Дифференциальную оплату труда

5. Калькуляцию затрат на производство

Резюмируя, можно сказать: главная идея. Ф. Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. По. Ф. Тейлором, необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей. Ф. Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности трудапраці.

Последователями. Тейлора были его соотечественники. Лилиан и. Фрэнк. Гилберт

(последний готовился поступать в. Массачусетский технологический институт, но стал каменщиком). Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобретенный ими специальный прибор - микрохронометром что мог измерять и фиксировать промежутки времени продолжительностью до 1/2000 секунди.

С помощью метода стоп-кадров им удалось выявить и описать 17 основных движений кисти руки и их продолжительность. Это позволило выявить лишние движения, которые при выполнении стандартных действий на обычном встаткуван. УНИ были лишними, непродуктивными. Например, для укладки кирпича было установлено 4 основных движения вместо прежних 18, что обеспечило рост производительности труда каменщиков на 50%. Совокупность элемента рных микродвижений рабочего получило название"треблигамы"("треб-лег"- анаграмма фамилии. Гилбертграма прізвища. Гілберт).

Благодаря этим работам. Л. Гилберт стала первой в. США женщиной - доктором психологии

Интересно, что. Фрэнк. Гилберт искал применения своим методам не только на производстве, но и в быту частности, он обнаружил, что для застегивания пуговиц на жилете сверху вниз расходуется 7 секунд, а снизу вверх - только 3. Используя две бритвы одновременно, он сократил время бритья на 44 секунды. Но при таких действиях было потрачено около 2 минут наложения повязок на порезы. Под его влиянием в. НЬ ю-Йорке было зарегистрировано общество, пыталось распространить принципы эффективности на все стороны жизнииття.

Инженер-механик. Харрингтон. Эмерсон родился в семье профессора литературы, говорил 19-языках и в 23 лет стал деканом факультета иностранных языков университета штата. Небраска (США). Но за насту упних 20 лет занимался экономическими и инженерно-экономическими исследованиями и консультировал по всему миру.

Г. Эмерсон разделял большую часть убеждений. Тейлора и в 1908 г написал книгу"Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы", в которой обратил внимание на важность обоснованной структура. Ури организации. Неэффективная структура организации, по его мнению, может снизить экономию на масштабе. Он придавал большое значение стандартизацистандартизації.

Важнейшие идеи. Эмерсон высветил в работе"12 принципов эффективности"(1913 г), из которой видно, что он был сторонником классического направления в менеджменте

Основные принципы управления, за. Г. Эмерсоном, заключаются в

1 четко определенных целей - исходный пункт управления

2 здоровых смысле, что состоит в признании ошибок и поиска их причин

3. Компетентные консультации на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления

4 дисциплинам, обеспеченной четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением

5 справедливое отношение к персоналу

6 скоростей, надежном, полном, точном и постоянном учета

7 диспетчирования по принципу"лучше диспетчируваты хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируючы ее"

8. Нормы йрозкладах, способствующих поиску и реализации резервов

9. Нормализацииьумов труда

10. Нормирование операций, состоящих в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени

11. Письменных стандартных инструкциях. За это принцип. Эмерсон подвергся обвинению в бюрократизме. На это он ответил своим оппонентам такими словами:"Существует мнение, что проповедуется с большим пафосом, п однако есть безграмотной, якобы стандартные инструкции убивают у работника инициативу, превращают его в автомат. Если вспомнить о том, как порхает по воздуху воробей, или как бегает по дереву белка, то с дается, что лестница только убивают инициативу в человеке, спускается с шестого этажа. Я предпочитаю ограниченности, здравому смыслу и удобство лестницы. Работать самым быстрым и легким способом - это значит уменьшить усилия, не снижая результатов, и освободить мозг для инициативы, для изобретения и разработки еще лучших способовращих способів".

12 вознаграждения за производительность

Многие идеи. ГЕмерсона не потеряли своего значения и в наши дни. Например, его взгляды на производительность труда:"Производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. Напряженная рабо та, наоборот, дает довольно крупные результаты только лишь при усилиях ненормальных. Напряженная и продуктивная работа - это не только не то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно - значит доп. Ават к делу максимальные усилия; работать продуктивно - значит прилагать к делу усилия минимальныеінімальні".

Или:"Неопределенность, неуверенность, отсутствие четко поставленных целей у исполнителей есть лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия четко поставленных целей в самих руководителей. Таким образом, ч четкая постановка целей и доведения их до непосредственных исполнителей - первая предпосылка успешной работыоботи".

Заслуга. Ф. Тейлора и его последователей заключалась в том, что они добились признания менеджмента как самостоятельной отрасли и вида деятельности и по сути создали его первую научную школу, получившую название шк когда научного управления. Его методологическую основу составлялв традиционный подход к организации, которая рассматривалась как нечто, состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов. Функционирование этих элементов, подчиняется определенным общим закономерностям

Задача менеджмента понимались как выявление этих закономерностей и управления в соответствии с каждого направления деятельности организации вне связи с другими. Таким образом, игнорировалась реальная единство внут. Тришна процессов в организации и необходимость целостного управления ими, а следовательно, ограничивались возможности полного использования существующего потенциала. Кроме того, представители школы научного управления не дооцинювалы роль личностного фактора, упрощенно представляли себе мотивы человеческого поведенияки.

Работы. Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами и предметами труда. Вопросам управления на бил льш высоком уровне уделялось мало вниманияги.

Бурное развитие промышленности в первой четверти XX в дал толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формирования нового подхода

uchebnikionline.com

ГИЛБЕРТ Джон | Энциклопедия KM.RU

Грета Гарбо и Джон Гилберт в фильме режиссера Кларенса Брауна «Плоть и кровь». 1926 год.

ГИЛБЕРТ Джон (John Gilbert, наст. фамилия Прингл) (10 июля 1895, Логан, Юта — 1936, Лос-Анджелес), американский актер, звезда немого кинематографа.

Сын театрального комика, Джон Прингл пришел в кинематограф в 1916 году. Отцовские связи внешность красивого стройного брюнета с обволакивающим взглядом больших черных глаз помогли молодому актеру получить первые роли. Первые пять лет он выступал в кино под именем Джека Гилберта и довольствовался ролями второго плана, часто играя отрицательных персонажей. Но французский режиссер Морис Турнер, в 1920-х годах работавший в Голливуде, доверил Гилберту главные роли в своих фильмах «Белый вереск» (1919), «Белый круг» (1920), «Глубокие воды» (1921). Партнерство с Мэри Пикфорд в «Сердце гор» (1919) способствовало известности Гилберта. Для нового амплуа — героя-любовника — фамильярный «Джек» не годился и актер стал Джоном Гилбертом. В начале 1920 годов вошли в моду «латинские» любовники, на которых Гилберт с его примесью испанской крови был похож. Фильм «Арабская любовь» (1922) сделал его знаменитым. «Камео Кирби» (1923) Джона Форда, где актер играл профессионального карточного игрока на речных судах, ходящих по Миссисиппи, закрепил успех.

В середине 1920-х годов Гилберт снялся в ряде фильмов лучших голливудских режиссеров. Он был впечатляющим принцем Данило в «Веселой вдове» Эриха фон Штрогейма (1925), американским солдатом первой мировой войны, в антивоенном фильме Кинга Видора «Большой парад» (1925), обаятельным поэтом Рудольфом в экранизации Видором сюжета оперы Пуччини «Богема» (1926). Особое место в творчестве Гилберта занимают четыре картины с Гретой Гарбо: «Плоть и дьявол» (1927), «Любовь» (1927, экранизация «Анны Карениной», где он играл Вронского), «Женщина с любовными связями» (1929) и «Королева Кристина» (1933), в которой Гилберт заменил предполагавшегося ранее Лоуренса Оливье. Гилберт был страстно увлечен своей партнершей, за перипетиями их отношений внимательно следила пресса, что служило дополнительной рекламой фильмам. Но рядом с Гарбо стали очевидными невысокие профессиональные качества актера. В роли испанского посла — предмета страсти шведской королевы Кристины-Августы — Гилберт выглядел ходульным и напыщенным.

Тяжелый удар по актерской карьере Джона Гилберта нанесло звуковое кино. Высокий, пронзительный голос не соответствовал романтической внешности героя-любовника и дал неожиданный комический эффект. Зрители, которые восхищались актером в любовных мелодрамах с титрами, откровенно смеялись, слушая монолог Ромео в сцене на балконе из шекспировской трагедии — дебюте Гилберта в звуковом кино в фильме-концерте «Голливудское ревю 1929 года». Актер даже обвинял руководство «МГМ» в том, что его голос намеренно записали плохо, чтобы сбить цену на новый четырехгодичный контракт, по которому он должен был получать миллион долларов в год. Однако следующие фильмы «Его великолепная ночь» (1929) и «Путь моряка» (1930) успеха у публики не имели. Роль Нехлюдова в «Воскресении» (1931) также прошла незамеченной.

Но дело было не только в голосе Гилберта, а в том, что ушло время прославившей его романтической мелодрамы. К новым — характерным — ролям ему было трудно приспособиться: не хватало способностей и профессиональной выучки. Хотя роль вечно пьяного голливудского сценариста в фильме «Капитан ненавидит море» Льюиса Майлстоуна (1934) получилась у него неплохо. Скорее всего, потому, что он играл здесь самого себя: после всех неудач Гилберт начал сильно пить, и умер от сердечного приступа в сорок один год. Трагическая судьба актера легла в основу фильма «Звезда родилась» (1937), имевшего два римейка (1954 и 1976), где образ спивающегося киногероя воплощали на экране Фредерик Марч, Джеймс Мейсон, Крис Кристоферсон. Прообразом восходящей кинозвезды, давшей название всем этим картинам, стала вторая жена Гилберта — Ина Клер (1929-1932). Предыдущая и последующая супруги также были актрисами: Леатриса Джой (1923-1924) и Вирджиния Брюс (1932-1934).

Джон Гилберт, Норма Чирер и Лон Чейни в фильме «Тот, кто получает пощечины». 1924 год.

1916 - Апостол мести1916 - Пули и карие глаза1916 - Глаза ночи1916 - Окраина ада1916 - Призрак1916 - Снаряд-431917 - Темная дорога1917 - Дьявольский хитрец1917 - Делая свою малость1917 - Кейт — золотое правило1917 - Счастье1917 - Мужененавистник1917 - Миллионер-бродяга1917 - Материнский инстинкт1917 - Принцесса Тьмы1918 - Начало понимания1918 - Маска богачей1918 - Больше беспокойства1918 - Нэнси приходит домой1918 - Закованный1918 - Сыновья человека1918 - Три Икс Гордон1919 - Сердце гор1919 - Бушер1919 - Человек внизу1919 - Красная гадюка1919 - Белый вереск1919 - Полномочная вдова1920 - Белый круг1920 - Великий избавитель1920 - Супружество1920 - Пока Париж спит1920 - Слуга в доме1920 - Должна ли женщина говорить?1921 - Женщины должны жить1921 - Глубокие воды1921 - Стыд1922 - Калифорнийский роман1922 - Монте-Кристо1922 - Долина Калверта1922 - Луч зари1922 - Сначала честь1922 - Игрок в любовь1922 - Арабская любовь1922 - Желтое пятно1923 - Ссыльные1923 - Безумие молодости1923 - Святой Эльм1923 - Камео Кирби1923 - Король Тракстона1924 - Черная молния1924 - Его час1924 - Чуть в сторону от Бродвея1924 - Одинокий шанс1924 - Соратник мужчины1924 - Флирты женатых1924 - Ранчо романов1924 - Сноб1924 - Жена кентавра1924 - Человек-волк1924 - Тот, кто получает пощечины1925 - Его величайшая битва1925 - Веселая вдова1925 - Большой парад1926 - Богема1926 - Барделис Великолепный1927 - Мужчина, женщина и грех1927 - На расстоянии двенадцати миль1927 - Плоть и дьявол1927 - Любовь1928 - Казаки1928 - Четыре стены1928 - Маски дьявола1928 - Люди эстрады1929 - Ночи в пустыне1929 - Человечный человек1929 - Женщина с любовными связями1929 - Его великолепная ночь1930 - Путь моряка1931 - Воскресение1931 - Судьба джентльмена1931 - Призрак Парижа1932 - К востоку от Бродвея1932 - Вниз1933 - Быстро работающие1933 - Королева Кристина1934 - Капитан ненавидит море

www.km.ru


Смотрите также