5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий. Экономики предложения


5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий

В начале 1980-х годов наряду с возросшим вниманием к монетаризму возросло внимание к концепции экономики предложения. Большинство экономистов пришли к заключению, что одной лишь финансовой или денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение. Именно эта идея лежала в основе дебатов по «экономике предложения», которые начались в связи с победой Рональда Рейгана на президентских выборах в США в 1980 г. Сторонники «экономики предложения» утверждали, что сокращение налогов дало бы такое мощное повышение производства, что и доходы государственной казны могли бы увеличиться.

Теория «Экономики предложения» разрабатывалась американцами А.Лаффером (профессор экономики университета Южной Каролины), М. Фелдстайном (Гарвардский университет), Р. Риганом (бывший министр финансов США). По мнению представителей «экономики предложения», рынок не только самый эффективный, но и единственно «нормальный» способ организации хозяйства. Они были против регулирования экономики со стороны государства. Регулирование, с их точки зрения - это неизбежное зло. Основная идея теории связана с отходом от кейнсианских методов стимулирования спроса и поддержкой факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен - это реакция производителей на нежелательные «повороты» экономической политики и неустойчивую конъюнктуру.

Основные рекомендации «экономики предложения»сводятся к следующему:

Во-первых, сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Увеличение налогового бремени порождает бюджетные дефициты, препятствуют экономическому росту. Выдвигается предложение отказаться от прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки, прежде всего «предельные ставки» на доходы, капитал, а также на зарплату и дивиденды.

Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения, а в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на зарплату увеличит привлекательность дополнительной работы. В результате: увеличится предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производстве. Отсюда, собственно, и название - «теория предложения». Рецепты направлены на увеличение предложения капитала и рабочей силы.

Во-вторых, приватизация государственных предприятий. Эта мера, направленная на сокращение государственного участия в хозяйственной деятельности. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга. Эффективность предприятий повысится, обострится конкуренция, повысится качество и конкурентоспособность национальной продукции.

В-третьих, бюджетное оздоровление. В отличие от монетаристов теоретики «экономики предложения» считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики. Бюджетная политика должна быть отдельно от денежной политики.

В-четвертых, замораживание социальных программ. Существующая система имеет два недостатка: а) вызывает непрерывный рост государственных расходов, обостряет бюджетный дефицит; б) не стимулирует, а сдерживает трудовую активность.

В начале 80-х годов одним из наиболее известных представителей теории «экономики предложения» был американский экономист Артур Лаффер(р. 1941). Его прославила так называемая «кривая Лаффера» (рис. 15.1), которую он в первый раз нарисовал на бумажной салфетке в ресторане. Эта кривая показывает, что при повышении ставки налога, доходы государства за счет налогов сначала будут увеличиваться. Но, если налоговая ставка превышает некую границу, доходы от налоговых поступлений могут уменьшиться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой», т.е. легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально, и, следовательно, тем меньше будут налоговые доходы государственной казны. Если ставка налога тем не менее повышается, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и платить налоги, и, таким образом, государство вовсе не получит никаких налоговых поступлений.

Поступление

налогов

Ставка налога

Рис. 15.1. Кривая Лаффера

Экономический смысл кривой Лаффера состоит в утверждении, что если налоговый пресс переходит известную границу, то снижение налогов будет финансировать само себя. Люди тогда снова начнут работать в облагаемых налогом секторах, что увеличит доходы государства за счет налогов. Поэтому снижение налогов улучшило бы состояние государственных финансов.

В определенном смысле кривая Лаффера достаточно тривиальна. Очевидно, что слишком высокие налоги оказывают негативное воздействие на желание людей работать и платить налоги. Но важный вопрос - на который эта упрощенная диаграмма не дает ответа - заключается в том, при каком значении ставки налога это происходит. Ответ будет, несомненно, разным для разных стран. В зависимости от налоговой политики, размеров и структуры государственного сектора и от того, считают ли люди, что они «что-то получают» в обмен на выплату налогов. Что касается США, то оказалось, что А. Лаффер был чересчур оптимистичен. Рейгановское снижение налогов в 1981 г. привело не к сокращению, а к увеличению бюджетного дефицита.

В 1970-е годы на базе Чикагского университета появилась и получила признание теория рациональных ожиданий(Роберт Лукас, Томас Сарджент, Дж. Уоллес). Эта теория основана на двух предпосылках:

а) потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует экономика; они способны оценить будущие результаты политических, экономических и других изменений и выбирают линию поведения, которая соответствует их интересам;

б) рынки высококонкурентны, а цены и ставки заработной платы быстро приспосабливаются к изменениям спроса и предложения.

Основателем теории рациональных ожиданий является Роберт Лукас (р. 1937), профессор Чикагского университета. В 70-е годы он и некоторые его коллеги усомнились во многих устоявшихся истинах (как кейнсианского, так и монетариского направлений) и предложили свои теории.

Основная черта этих теорий заключается в предположении, что люди отличаются тем, что они называли «рациональными ожиданиями» будущего. Ожидания - это представления экономических агентов (участников хозяйственной деятельности) о том, что произойдет или как сложится хозяйственная конъюнктура в будущем. Теория ожиданий акцентирует внимание на поведении, поступках, устремлениях людей, которые необходимо учитывать при выработке экономической политики.

Эта теория означает, что люди формируют свои ожидания, в частности, относительно цен, темпов будущей инфляции, на основе правильныхпредположений о том, как функционирует экономика.

Обычно ожидания строятся на том, какие изменения и тенденции были в прошлом. Потребители и предприниматели экстраполируют динамику цен в прошлом на то, что произойдет завтра. Другими словами, картину данного года переносят на ожидаемые процессы в будущем году. Если бюджетный дефицит увеличивается, чтобы стимулировать экономику, и люди одновременно знают, что это через определенное время приведет к инфляции, то они немедленно начнут строить свои планы с учетом новой ситуации. Гипотеза рациональных ожиданий приводит к выводу, что возможности правительства воздействовать на экономику существенно сузились. Краткосрочная политика управления спросом все чаще оказывается малоэффективной. Если рыночная экономика и система цен имеют черты совершенной конкуренции, и рынки быстро адаптируются к изменениям, то никакая систематическая политика стабилизации не сможет оказать никакого результативного воздействия на занятость и производство. Все мероприятия государственных властей немедленно нейтрализуются поведением индивидов на рынке. В долгосрочном плане уровень занятости, показатели производства определяются структурными сдвигами.

Выводы Р. Лукаса положили начало новой школе экономистов. Обычно ее называют «новой классической школой». Она предлагает приблизительно такие же выводы, что и старые, докейнсианские экономисты этой школы: лучше всего предоставить рыночную экономику самой себе. Но этот вывод делается уже на основе новых аналитических методов.

studfiles.net

Сторонник - экономика - предложение

Сторонник - экономика - предложение

Cтраница 1

Сторонники экономики предложения признают также, что снижение налоговых ставок не обязательно должно приводить к сокращению налоговых поступлений. В действительности снижение налоговых ставок, способствуя значительному увеличению объема производства и дохода, может даже повлечь за собой рост налоговых поступлений. Эта расширившаяся налоговая база способна обеспечить рост налоговых поступлений даже при более низких ставках. В то время как согласно традиционным и широко распространенным взглядам снижение налоговых ставок приводит к сокращению налоговых поступлений и росту дефицита бюджета, концепция экономики предложения предполагает, что снижение налоговых ставок может быть организовано таким образом, чтобы обеспечить рост налоговых поступлений и сокращение дефицита.  [1]

Сторонники экономики предложения усматривают истоки стагфляции в росте государственного сектора, особенно в отрицательном влиянии на-логово-трансфертной системы на экономические стимулы.  [2]

Сторонники экономики предложения считают, что заметный рост налогово-трансфертной системы отрицательно сказывается на стимулах к труду, осуществлению инвестиций, внедрению новшеств, а также на готовности людей брать на себя предпринимательский риск. Разросшаяся система налогов и трансфертных платежей, по их мнению, подрывает продуктивность экономики, и это падение эффективности оборачивается увеличением издержек производства и стагфляцией. Утверждают, что рост налоговых ставок сокращает посленалоговый доход как трудящихся, так и производителей и тем самым лишает финансовой привлекательности труд, инновационную деятельность, инвестиции и принятие риска. С точки зрения приверженцев экономики предложения, предельные ставки налогов непосредственно влияют на решения о выполнении дополнительной работы и об осуществлении дополнительных инвестиций и сбережений.  [3]

Сторонники экономики предложения убеждены, что длительность и интенсивность труда отдельных рабочих зависят от того, какой дополнительный посленалоговый доход они получат от этой дополнительной работы. Для того чтобы побудить людей больше работать - то есть увеличить совокупные затраты труда, - необходимо снизить предельные ставки налога на получаемый доход. Более низкие предельные ставки налогов усиливают привлекательность труда и увеличивают альтернативные издержки досуга. Следовательно, некоторые люди предпочтут работу отдыху и развлечениям.  [4]

Сторонники экономики предложения считают также, что существование многочисленных программ трансфертных платежей подрывает стимулы к труду.  [5]

По мнению сторонников экономики предложения, снижение налоговых ставок может обойтись и без увеличения дефицита бюджета еще по двум причинам.  [7]

Практически все предлагаемые сторонниками экономики предложения меры могут иметь эффект лишь в долгосрочной перспективе, поэтому их нельзя рассматривать как средство решения текущих проблем в области занятости и экономического роста. Многие из них сопряжены с ограничением уровня реальных доходов населения и поэтому являются трудно реализуемыми по социально-политическим мотивам. Наконец, ориентация на снижение налогов может входить в известное противоречие с задачами поддержания финансовой стабильности.  [8]

Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Взгляды представителей этой школы на роль государства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека ( 1899 - 1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование.  [9]

Таким образом, целью предлагаемых сторонниками экономики предложения мер служит либо увеличение предложения услуг труда, либо повышение спроса на них.  [10]

Какие последствия от снижения ставок налогов предрекают кеинсианцы и сторонники экономики предложения.  [11]

Взгляд с позиций экономики предложения ( supply-side view) - трактовка бюджетной политики, которой придерживаются сторонники экономики предложения, подчеркивающая необходимость увеличения совокупного предложения в качестве средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста.  [12]

На протяжении двух последних десятилетий некоторые экономисты неоднократно указывали на низкие темпы роста производительности и реального объема производства как на причины стагфляции и относительно слабого состояния экономики США. Эти сторонники экономики предложения убеждены, что основное течение современной экономической мысли не способно обуздать стагфляцию, поскольку опирается на совокупный спрос.  [13]

Напомним, что сбережения являются предпосылкой инвестирования. Поэтому сторонники экономики предложения предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения. Они также призывают ввести более низкий налог на доход от инвестиций, для того чтобы побудить людей инвестировать возрастающий объем сбережений в экономику. Одной из детерминант инвестиционных расходов является их чистая посленалоговая доходность.  [14]

Как снижение налогов может повлиять на величину совокупного предложения. Некоторые экономисты - так называемые сторонники экономики предложения - убеждены, что снижение налогов ведет к сдвигу кривой совокупного предложения вправо.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

32. Теория адаптивных и рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса.

В соответствии с концепцией рациональных ожиданий экономические субъекты адекватно реагируют на изменение экономической конъюнктуры, так как обладают всей доступной информацией.

Любые изменения в AD (совокупного спроса) будут сопровождаться одновременным изменением AS (совокупного предложения). Графически это можно интерпретировать как одновременное смещение AD и AS. Краткосрочная кривая Филипса представляет собой вертикальную линию, совмещенную с долгосрочной кривой Филипса.

В концепции рациональных ожиданий отсутствует проблема альтернативности объема производства и инфляции, т.е. AS не изменяется при росте уровня цен в долгосрочном периоде, а краткосрочная кривая Филипса совпадает с долгосрочной кривой на уровне естественной безработицы (U*).

В соответствии с теорией адаптивных ожиданий экономические субъекты корректируют свои ожидания с учетом ошибок прошлых лет, на краткосрочный отрезках кривая Филипса достаточно ясно выражена. Разовые мероприятия в рамках стимулирующей политики могут привести к росту занятости и национального дохода. Графически это можно интерпретировать как перемещение вдоль кривой Филипса F1 при смещении кривой AD вправо в результате безработица снижается с U* до U1.

Однако, после того, как экономические субъекты адаптируются к изменениям конъюнктуры, они начнут пересматривать условия продажи факторов, что вызовет сдвиг кривой AS вверх. В результате занятость возвратится к первоначальному значению, но при более высоком уровне инфляции.

________________________________________________________

33. Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера.

Экономическая теория предложения – это набор теоретических положений, основанных на том, что эффективное размещение и использование ресурсов является важнейшим фактором роста национального производства как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах. Поэтому особое внимание уделяется виду и положению долгосрочной функции факторов производства. Теория предложения изучает влияние фискальной политики на совокупное предложение, а следовательно на эффективность использования и распределения факторов производства, инфляцию, безработицу, экономический рост и т.д.

Представители данной теории исходят из того, что изучение государственных трансфертов позволяет воздействовать на процесс распределения и использования факторов производства на микроуровне путем влияния на предложение капитал и труда.

Кривая Лаффера.

Одним из факторов экономического роста сторонники концепции «экономики предложения» считают понижение налоговых ставок. Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 80-х годов, которая была направлена на стимулирование экономической активности в стране.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «эффект Лаффера», графическим отражением которого служит «Кривая Лаффера».

Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога.

По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (R), по горизонтальной — значения ставок подоходного налога (r).

Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлении. При r = 100 % общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода.

A

r

r*

В точке А при ставке подоходного налога r=r* налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок.

Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

___________________________________________________________

studfiles.net

Теория экономики предложения

Вступление

Суть концепции сторонников экономики предложения — перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.

Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Взгляды представителей этой школы на роль государства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899—1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование.

Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.

Рекомендации представителей этой школы по расширению предложения капитала и рабочих рук используются в экономических программах США и других стран Запада.

В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Это происходит не сразу. Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Рейгана.

В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, «вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей».

Теория экономики предложения — это фундаментальная теория, которая принадлежит наиболее активному крылу консервативных экономистов . Она выросла из смеси американского экономического романтизма, прагматизма и политической демагогии. Она играет важную роль в определении экономической политики администрации США.

У истоков теории стояли практические деятели (политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты: Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол), теоретики— профессора А.Лаффер,Р.Мандель. Эмпирические исследования представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и др.

Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества,является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. Поэтому, признавая, что масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного богатства общества посредством накопления капитала, за содействие богатым людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации экономической деятельности; создающим стимулы для ее реализации, для распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы.

В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.

Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.

Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемыхрабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.

В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х — начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60—70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр.

Теоретики экономики предложения осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.

Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.

Таким образом, представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она — способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика — это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.

Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.

mirznanii.com


Смотрите также