Раздел I. Общие основы экономической теории. Экономика объекты


Объект, предмет и методы экономической теории

Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории 

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества. 

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы — в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии — в накоплении богатства нации, марксис­ты — в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты — в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. 

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия. 

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером. 

Конец XIX — начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием — «экономике». 

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства. 

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас. 

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. 

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена. 

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике. 

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный — в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства. 

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика. 

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны — объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ — с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов. 

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом: 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы. 

Что же такое экономический ЗАКОН? 

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio — наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу. 

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio— выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам. 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ. 

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ. 

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов. 

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга. 

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции. 

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П. 

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели. 

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место. 

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую. 

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить? 

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.  

Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется. ... читать далее ... 

newinspire.ru

Раздел I. Общие основы экономической теории

Глава 1. Предмет и метод экономической теории

  1. Общество и экономика. Экономика как объект изучения и объект управления

Экономика является особой сферой жизнедеятельности людей. В повседневной жизни каждому человеку приходится решать различные экономические проблемы: приобретать товары, оплачивать услуги, подсчитывать затраты на что-либо. Уже в силу этого каждый человек, независимо от его профессии, социального положения, занимаемой должности, является экономическим агентом. Не случайно сам термин «экономика»в переводе с греческого означает искусство управлять домашним хозяйством (эйкос – дом, номос – закон, правило). Но люди одновременно является не только потребителями благ (товаров и услуг), но и их производителями. Именно люди как субъекты экономики делают выбор в пользу производства того или иного блага, инвестируют капитал в средства производства (сырье, оборудование), реализуют произведенные товары, получают доходы, платят налоги. Положение экономических субъектов и самой экономики постоянно изменяется. Объектом изучения экономической науки и ее составной части - экономической теории – как раз и является выявление и изучение устойчивых тенденций, взаимосвязей в экономике, поиск экономических решений.

Для того, чтобы жить, люди должны иметь крышу над головой, есть, пить, одеваться, то есть удовлетворять свои материальные потребности. У каждого человека возникает необходимость и в удовлетворении более сложных – духовных потребностей (образование, культура, досуг). По мере развития общества происходит постоянное возрастание и изменение потребностей, что находит выражение в законе возвышения потребностей.

Для того, чтобы удовлетворять возрастающие потребности, необходимо трудиться. При этом возрастание и изменение потребностей служит сильнейшим побудительным мотивом трудовой деятельности. Основная проблема, возникающая при этом: материальные и духовные потребности - безграничны, а ресурсы, с помощью которых они могут быть удовлетворены, – ограничены или редки.

Экономические ресурсы (факторы производства) – это природные, людские и материальные ресурсы, которые используются для производства благ. Труд – это физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Земля – все естественные ресурсы производства: земля, лес, вода, полезные ископаемые. Капитал (инвестиционные ресурсы) – это созданные людьми средства производства (здания, сооружения, оборудование). Предпринимательская способность – особый вид человеческих ресурсов, который состоит в умении наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Экономическая деятельность субъектов представляет собой единство производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Производство - процесс создания благ, который ведется ради удовлетворения потребностей, то есть потребления. Распределение – это определение количества благ, поступающего в потребление участников экономической деятельности. Проблемы распределения всегда интересовали экономистов, так как несправедливое распределение зачастую вызывает социальную напряженность в обществе. Различают распределение в узком смысле (распределение благ) и распределение в широком смысле (условий и факторов производства). Различают также первичное распределение и вторичное (перераспределение). Произведенные блага и полученный доход подлежат перераспределению между разными субъектами экономической деятельности: предприятиями и государством, государством и регионами и т. п. Обмен: в ходе этой стадии движения общественного продукта экономические блага поступают к субъектам экономической деятельности. В условиях современной экономики это – обмен товарами, посредником в котором выступают деньги. На более ранних стадиях экономического развития осуществлялся обмен продуктами. Потребление – конечная цель и смысл процесса производства. Оно зависит от уровня доходов.

studfiles.net

Экономические объекты - Энциклопедия по экономике

Модель перехода от качественного описания экономического объекта к количественным оценкам его состояния можно представить следующим образом  [c.130]

Как известно, системный подход - бто подход, при котором любой экономический объект рассматривается как совокупность  [c.240]

В дальнейшем планируется разработать методику ИГЛ с учетом динамики развития экономических объектов.  [c.293]

Такое направление исследования экономико-математических моделей можно было бы назвать фундаментальным , чтобы подчеркнуть его отличие как от прикладных экономико-математических исследований, так и от чисто математических исследований, допускающих экономическую интерпретацию. Хотя это направление и не отгорожено китайской стеной от прикладных и математических исследований (так же как и теоретическая физика от технических наук), тем не менее главная его цель — построение принципов моделирования экономических объектов, создание фундамента, на котором будет построено здание адекватных и взаимно согласованных математических моделей экономических процессов, аналогичное зданию математических процессов физических явлений.  [c.7]

Таким образом, современный этап развития методов, основанных на использовании ЭВМ для анализа математических моделей экономических объектов, характеризуется определенным уровнем зрелости. Отдельные идеи заняли соответствующее место в системе методов исследования,  [c.17]

В предыдущих параграфах были кратко изложены основные принципы построения математических моделей, предназначенных для исследования производственно-технологического уровня экономических процессов. Перед тем, как перейти к следующим главам книги, в которых эти принципы используются для построения моделей отдельных экономических объектов и явлений, необходимо в общих чертах описать основные этапы процесса модельного исследования в целом, от начала до конца.  [c.38]

После того как совместно с Заказчиком сформулирована проблема, которая стоит перед исследователем, последний может приступать к следующему, второму этапу исследования построению математической модели изучаемого экономического объекта и ее идентификации. Этот этап в рассматриваемом нами случае прикладного исследования со-  [c.40]

Далее поставленная задача решается одним из методов быстро развивающегося в последнее время раздела прикладной математики — методов оптимизации. Полученное управление и (t), 0 t Т, рекомендуется ЛПР в качестве наиболее подходящего воздействия на исследуемый экономический объект. Подчеркнем еще раз, что для выбора единственного оптимального управления и (t) необходимо задать единственный критерий типа (4.8). В некоторых случаях это сделать невозможно. Кроме того, даже в случае единственного критерия задачу оптимизации удается решить далеко не всегда модель может оказаться чересчур большой или чересчур сложной для современных методов оптимизации.  [c.44]

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ  [c.148]

О математическом исследовании проблем планирования деятельности экономических объектов  [c.148]

Поскольку описываемые здесь модели планирования экономических объектов предназначены для выбора наилучшего плана, под которым обычно понимается план, оптимальный в смысле некоторого критерия, то модели стараются сформулировать в таком виде, чтобы воспользоваться уже существующими методами решения задач оптимизации. Наиболее развитыми методами решения оптимизационных задач являются методы линейного программирования, т. е. методы оптимизации на основе моделей, состоящих из линейных равенств и неравенств, причем критерий оптимизации является линейной функцией от переменных задачи. Это — одна из причин того, что линейные модели получили наиболее широкое распространение в практических экономических расчетах.  [c.150]

Конечно, хорошего развития методов линейного программирования недостаточно для широкого распространения линейных моделей экономических объектов—более существенной причиной является то, что линейные модели оказались во многих случаях довольно реалистичными.  [c.150]

Эта задача проще общей задачи линейного программирования, поскольку ее ограничения имеют весьма специальный вид. Интересно, что к транспортной задаче сводятся проблемы планирования экономических объектов разного типа. Поэтому были предприняты значительные усилия по построению эффективных методов решения транспортной задачи, и эти усилия увенчались успехом. В настоящее время умеют решать задачи транспортного типа значительно быстрее и с большим числом неизвестных, чем обычные задачи  [c.151]

Итак, имеется задача моделирования и построения оптимального плана для некоторого экономического объекта.  [c.181]

К неопределенным факторам также часто относят параметры критерия эффективности (целевой функции), по которому происходит оценка различных воздействий на управляемую систему, в том случае, когда эти параметры недостаточно хорошо известны. Таким образом, проблему выбора критерия эффективности для экономического объекта можно формально свести к задачам с неопределенными факторами в целевой функции.  [c.197]

Проблема управления запасами возникает при рассмотрении разнообразных экономических объектов. Наиболее широко распространены задачи управления запасами при анализе розничной торговли рассматриваются запасы некоторого товара в магазине. Спрос на этот товар считается случайной величиной с заданным распределением. Запас пополняется за счет доставки товара с базы по заявке магазина, причем время доставки может быть как фиксированной, так и случайной величиной. Перед директором магазина встает вопрос когда подавать заявку на пополнение запаса и какое количество товара требовать На подобные вопросы должна ответить теория управления запасами.  [c.212]

При проверке модели путем сравнения траекторий, полученных на модели, с реальными траекториями, основным вопросом является выбор показателей, по которым будут сравниваться две траектории. Этот же вопрос возникает и при качественном анализе модели, и при оценке устойчивости по параметрам. Очень часто встречается ошибочная точка зрения, состоящая в том, что поскольку все прикладные имитационные исследования в той или иной мере предназначены для предсказания будущего, то и используемая в них математическая модель должна предсказывать состояние изучаемой системы в некоторый момент в будущем поэтому при проверке модели необходимо рассматривать значения переменных модели во все моменты времени. Ошибочность такой точки зрения состоит в том, что большая часть экономических объектов чересчур  [c.277]

Экономический эксперимент заключается в непосредственной проверке выдвинутых гипотез, концепций как на условных экономико-математических моделях, так и на специально выделенных экономических объектах (цехах, фирмах, корпорациях, отраслях).  [c.13]

Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является экономическое прогнозирование — научная дисциплина, имеющая объектом исследования социально-экономическую систему, а предметом — познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследо-  [c.14]

Комплексный подход включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти же явления. Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии социально-экономических объектов является политическая экономия. Следовательно, без научного аппарата никакое прогнозирование, в том числе экономическое, также невозможно. С этой же целью в теории и практике экономического прогнозирования широко используется научный аппарат других общественных наук. При исследовании конкретных объектов экономическое прогнозирование основывается на достижениях и научном аппарате науки управления производством, теории планирования, а также других конкретных экономических дисциплин. Оно тесно связано также с рядом естественных и технических наук.  [c.17]

Таким образом, процесс внедрения в экономическую практику вычислительной техники как средства обработки информации неизбежно приводит к принципиально новому этапу — построению математических моделей экономических объектов и их анализу. Этим исследованиям, которые. принято называть экономико-математическим моделированием, посвящена данная книга.  [c.14]

Геометрические формы различных экономических объектов — далеко не главная характеристика экономических систем, так что  [c.24]

Эта задача проще общей задачи линейного программирования, поскольку ее ограничения имеют весьма специальную форму. Важно отметить, что к транспортной задаче сводятся проблемы планирования экономических объектов разного типа. Поэтому были предприняты значительные усилия по построению эффективных методов решения транспортной задачи и эти усилия увенчались успехом. В настоящее время задачи транспортного типа удается решить значительно быстрее и с большим числом неизвестных, чем обычные задачи линейного программирования. Само название этой задачи связано с ее происхождением она возникла из задачи оптимальной перевозки грузов.  [c.57]

На основе производственных функций для таких самых элементарных производственных единиц можно было бы построить производственные функции для более сложных экономических объектов — участков, цехов. Модель предприятия, использующая производственные функции цехов, должна позволить построить производственную функцию предприятия, которая может служить основой для построения производственных функций объединений, отраслей (или экономических районов) и в конце концов народного хозяйства в целом. Такова в общих чертах программа первого подхода к построению производственных функций для элементарных производственных единиц экономических моделей. Проанализируем возможности этого подхода более подробно.  [c.106]

В предыдущих параграфах были изложены основные принципы построения математических моделей, предназначенных для изучения производственно-технологического уровня экономических систем. Перед тем как перейти к следующим главам книги, посвященным использованию этих принципов для построения моделей экономических объектов различного типа, опишем в основных чертах этапы прикладного модельного исследования в целом.  [c.133]

Обычно выделяют три основных этапа проведения прикладного модельного исследования. Первый этап посвящен формулировке проблемы, на втором происходит построение математической модели изучаемого экономического объекта, а на третьем, основном этапе исследования осуществляется анализ построенной системы моделей (рис. 2.22). Для иллюстрации этапов прикладного модельного исследования будем обращаться к проблеме анализа перспектив долгосрочного развития народного хозяйства. Модели, предназначенные для анализа этой чрезвычайно сложной проблемы, более подробно рассмотрены в гл. 4.  [c.133]

Итак, имеется задача моделирования и построения оптимального плана для некоторого экономического объекта. Чтобы решить эту задачу, необходимо провести следующие работы  [c.193]

Опыт использования человеко-машинных имитационных систем для принятия обоснованных решений в задачах планирования, связанных с производственно-технологическим уровнем экономических объектов, позволил сделать вывод о возможности (и даже необходимости) использования имитационных систем и для анализа различных вариантов хозяйственного механизма, К настоящему времени разработаны основные представления о строении таких имитационных систем и о способах их использования на практике [11, 661, а также получены первые практические результаты.  [c.385]

Б а г р и н о в с к и и К. А., Егорова Н. Е. Имитационные системы в планировании экономических объектов.— М. Наука, 1980.  [c.387]

Разделение элементов затрат по их отношению к функции экономического объекта (производство, сбыт, административные и финансовые затраты), а также разграничение элементов затрат на постоянные и переменные затраты, объем которых меняется по мере изменения объема производства и сбыта при нормальных условиях производства в краткосрочном периоде.  [c.223]

Разграничение элементов затрат по отношению к функциям экономического объекта (производство, сбыт, административные и финансовые затраты) и по их роду (затраты на материалы, заработная плата, обслуживание).  [c.228]

Этот метод обращает внимание администрации на неиспользованные мощности, что помогает ей эффективно эксплуатировать возможные мощности экономического объекта.  [c.228]

В экономике имеется множество различных экономических объектов, имеющих цену. Это — сырье, недвижимость, незавершенное производство, продукция, потребительские товары и др. Для характеристики инфляции в качестве базовой группы объектов, изменение цен которых отслеживается, выбран конечный продукт, т. е. потребительские товары.  [c.233]

По периоду прогнозирования различают прогнозы оперативные (с временем упреждения для научно-технических и экономических объектов до 1 месяца) краткосрочные (до 1 года) среднесрочные (до 5 лет) долгосрочные (от 5 до 15 лет).  [c.15]

В прогнозировании можно идти двумя путями. Первый - попытаться причинно-следственный механизм, т.е. найти факторы, опреде-поведение прогнозируемого показателя, прогноз по которым либо известен, либо его дать несложно. Этот путь приводит к экономико-математическому моделированию, построению модели поведения экономического объекта. В настоящее время данный путь широко используется при прогнозировании природопользования. Второй путь - не вдаваясь в механику движения, попытаться предсказать будущее положение, анали-временной ряд изолированно. В современной практике прогнозиро-природопользования такие методы изолированного анализа и про-почти не применяются, но преимущество этих методов диктует необходимость их более широкого применения.  [c.31]

Предметом единых словарей (ЕдС) являются тексты, составляющие призначную часть планово-экономических показателей, описывающие экономические объекты, унифицированные экономические понятия, термины, категории, наименования, используемые в реальных плановых расчетах и называемые далее текстовыми данными. Массивы текстовых данных входят в состав справочных массивов АСПР, подразделенных по виду единицы хранения, и в свою очередь разделяются на словарные массивы входной плановой документации, словари планово-экономических показателей, тексты диалогов и прочие словари их текстов, используемых в задачах АСПР.  [c.150]

Во всех предыдущих параграфах главы, посвященной имитационным экспериментам, описывались прикладные имитационные исследования, цель которых состояла в решении какой-либо конкретной экономической задачи, связанной с прогнозированием или выбором наилучшего решения о воздействии на анализируемую в исследовании экономическую систему. При этом предполагалось, что уже разработаны принципы построения математических моделей для экономических объектов, к которым относится изучаемая система. Что же делать в том случае, когда нет достаточно хорошего представления о некоторых процессах, важных с точки зрения цели исследования В этом случае можно попытаться описать эти процессы моделями типа черного ящика , т. е. заменить причинное описание некоторыми статистическими закономерностями. Такой подход чаого применяется в экономико-математических моделях (см., например, анализ механизма экономического стимулирования, описанный в пятом параграфе третьей главы). Если же обойти таким образом описание недостаточно изученных вопросов не удается, то прикладное модельное исследование проводиться не может, так как в имитационном эксперименте из-за неадекватности математической модели будут получены результаты, не соответствующие реальности. В этом случае необходимо предварительно осуществить фундаментальные исследования, направленные на разработку принципов построения моделей явлений, интересующих исследователя. Подчеркнем, что фундаментальные исследования — это долгая и сложная работа, которая не может быть осуществлена попутно, в прикладном исследовании.  [c.292]

В экономических исследованиях ситуация принципиально иная. Разработаны отдельные математические модели, применимость которых изучена мало или не изучена вообще, а о стройной системе обоснованных моделей и говорить не приходится. Более того, практически еще совсем не разработаны сами принципы проверки адекватности моделей и методов — а ведь в экономике эта задача является значительно более сложной из-за отсутствия возможности проведения натурного эксперимента. Поэтому явно недостаточное внимание к этой проблеме является удручающим. Все же в последнее время число исследований, посвященных этой теме, несколько увеличилось, так что можно надеяться, что в ближайшие годы работы данного направления получат более широкий размах, в результате чего не в столь отдаленном будущем будут разработаны обоснованные принципы моделирования экономических объектов, т. е. будет создан фундамент, на котором будет построено здание адекватных и взаимно согласованных математических моделей экономических процессов, аналогичное зданию математических моделей природных явлений. Этот оптимизм основывается на том, что уже сейчас имеется определенное понимание необходимости разработки общих принципов построения экономических моделей и превращения их в единую систему. Сегодня очень важно, чтобы это понимание было доведено до широкого круга специалистов, связанных с практическим использованием математических моделей и методов в экономических расчетах,— ведь именно они сталкиваются с трудностями, возникающими при внедрении математических методов в экономический анализ. Поэтому нужны учебные пособия, основанные не столько на прагматической или математической точке зрения, сколько на общем фундаменте — на теории математических моделей экономических процессов. Попытка написать такой учебник была предпринята в конце семидесятых годов 10. П. Иваниловым и Л. В. Лотовым ), которые в своей книге реализовали модельный подход к проблемам использования математических методов в экономике. Книга вызвала определенный интерес читателей. В настоящее время она широко используется в различных учебных заведениях, а также для самообразования. Все же, когда возник вопрос о  [c.8]

Распространение имитационных методов позволило построить и изучить близкие к реальности весьма сложные модели различных экономических объектов. В то же время имитация имеет существенный недостаток для достаточно полного изучения возможностей системы необходимо просмотреть огромное число вариантов управления, что часто оказывается практически неосуществимым даже с помощью ЭВМ. Поэтому в имитационном эксперименте разумно исследовать лишь наиболее интересные варианты управления. Для выбора этих интересных вариантов имеет смысл использовать оптимизационные и многокритериальные методы, примененные к упрощенным моделям. При этбм исследование выходит за рамки имитационного эксперимента — в нем начинает использоваться совокупность различных методов и моделей, объединенных в так называемую имитационную систему. Имитационным системам полностью посвящена гл. 6.  [c.62]

Сущность данного метода заключается в том, что возникновение переменных затрат является результатом процесса производства деятельности экономического объекта (это верно, согласно с методом переменного отнесения затрат), так как в методе переменного отнесения затрат пренебрегают всеми постоянными затратами. Это неверно, так как продукция не могла бы производиться без этих постоянных затрат (без основных средств). Следовательно, необходимо отнести на себестоимость продукции те постоянные затраты, которые были использованы в процессе их производства, а неэксплуатационную часть постоянных затрат — на счет прибылей и убытков, так как она не играла никакой роли в процессе производства продукции и за нее отвечает администрация.  [c.228]

economy-ru.info

Центральный Дом Знаний - Субъекты и объекты экономического развития

«Субъекты и объекты экономического развития»      Скачать

Содержание

1. Вступление……………………………………………………2

2. Субъекты и объекты экономического развития……………2-7

3. Кругооборот ресурсов, благ и доходов……………………..7-10

Тесты:……………………………………………………………10-12

4. Что не является экономическим ресурсом общества:

а) природные ресурсы;

б) капитал;

в) потребительские товары;

г) труд;

д) предпринимательские способности

5. Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) все ответы верны

6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют:

а) рынки факторов производства

б) рынки потребительских товаров

в) производители (фирмы)

г) взаимодействие всех сегментов данной модели

д) потребители

7. Заключение……………………………………………………...12

8. Список литературы……………………………………………..13

1. Введение.

Изучение структуры и характеристик субъектов и объектов экономического развития, а также кругооборота благ и доходов играет важную роль в экономической теории, т.к. позволяет лучше разобраться в различных схемах экономических взаимосвязей и найти оптимальный путь по отбору альтернативных вариантов эффективного и рационального использования экономических ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли. Вся совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства в их взаимозависимости и взаимообусловленности, тенденции и закономерности их развития являются предметом изучения экономической теории.

2. Субъекты и объекты экономического развития.

К субъектам экономики относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации.

Отличительная их черта — принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого субъекта определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы — рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и совокупностью норм и правил, существующих в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой — извлечение прибыли. На деньги, вырученные от продажи произведённых товаров (оказанных услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на това­ры (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача — непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта — физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Кроме того, активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (стипендии, пенсии, пособия) и т.п.

Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

Теперь рассмотрим структуру и характеристики объектов экономического развития.

Объектом экономики являются блага, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности людей.

  1. Экономические блага (результат труда людей).

  2. Свободные (дарованные) блага. Предоставляются людям природой.

Экономические блага с точки зрения вещественного содержания делятся на материальные и нематериальные.

БЛАГА

Экономические блага Свободные (дарованные) блага

Материальные Нематериальные

Услуги (направлены

Длительного Разового Внутреннее благо на других

пользования пользования (способности человека, людей)

(одежда, жильё, (продукты питания, здоровье)

мебель и т.д. электроэнергия и т.д.)

Экономические блага - продукты, созданные трудом человека. Обладают полезностью, ограничностью (редкостью), ресурсоемкостью. Редкость означает, что данная продукция производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить от естественных причин (редкость драгоценных металлов), от общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с нашими безграничными потребностями. Полезность блага состоит в том, что с их помощью удовлетворяются потребности людей в одежде, пище, жилье, в различных услугах и т.д. Те блага, количество которых ограничено, обладают ценностью. Под ценностью понимается единство полезности блага и экономических затрат на его производство.

Свободные (дарованные) блага не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без применения усилий человека.

Материальные блага – это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время, поставляться потребителям по мере необходимости. В отличии от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают.

Блага разового пользования имеют стабильный спрос, а блага длительного пользования – изменчивый.

Услуги делятся на коммуникационные – транспорт, связь; распределительные – торговля, сбыт; деловые – финансовые услуги, страховые, аудита, маркетинга и т.п.; общественные – услуги органов государственной власти; социальные – образование, здравоохранение, культура и т.п.

В зависимости от назначения материальные блага делятся на:

конечные промежуточные

потребительские блага производственные блага (средство производства)

Потребительские блага окончательно покидают процесс производства и поступают в личное потребления населения. Они включают и услуги, направленные на человека. Промежуточные (ресурсы, материалы и т.п.) используются для производства других благ.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные (каждая единица которых может быть продана по рыночной цене, и будучи потреблены одним лицом не могут быть потреблены другим. Потребители конкурируют за приобретение таких благ – это чистые частные блага.) и общественные (производятся для совместного потребления). Предоставление общественных благ одному лицу невозможно без предоставления их другим, причем без дополнительных затрат.

Среди экономических благ выделяют:

а)Взаимозаменяемые (субституты) – блага, удовлетворяющие одну и ту же

потребность и заменяющие друг друга в процессе потребления (чай и кофе, рыба и мясо).

б) Взаимодополняемые (комплементы) – блага, которые дополняют друг друга в процессе потребления (светильник и лампочка, стол и стул).

Все блага делятся на нормальные (с увеличением дохода потребление их растет) и низшие (с увеличением дохода их потребление уменьшается и наоборот). Классический пример низших благ – хлеб.

В рыночной экономике, где основная часть благ продаётся и покупается их называют товарами и услугами.

1) Ресурсы (франц.- вспомогательное средство) - средство, с помощью которого производятся различного рода блага.

2) Факторы производства.

Ресурсы – экономический потенциал страны (что мы можем использовать в производстве).

Факторы производства – ресурсы, которые уже задействованы.

РЕСУРСЫ:

Природные ресурсы (земля, леса, водные, климатические факторы и др). Данный вид ресурса часто называют просто земля, хотя под ним понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же «снимаемое» с земли сырьё, например хлопок.

Трудовые ресурсы (труд) – это количество трудоспособного населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Рабочая сила может быть различного вида, как физического, так и умственного.

Производственные ресурсы (капитал) представляет собой средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для приобретения средств производства.

Предпринимательские способности – это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей, умение брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары. По статистике только около 5-10 % трудоспособного населения обладают предпринимательскими способностями.

Интеллектуальные ресурсы (информация) – это процесс сбора, обработки и распространений знаний, которые необходимы для производства и реализации благ: для ведения бизнеса.

Ресурсы обладают мобильностью, под которой понимают возможность фактора производства менять сферу своего применения. Наименее мобильны природные ресурсы, а наиболее подвижны трудовые.

3. Кругооборот ресурсов, благ и доходов.

Экономический кругооборот (circular flow) – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью их расходов и доходов, представленных как в вещественной, так и в денежной форме. Сущность данного подхода наилучшим образом прослеживается на простейшей модели, которая используется в микроэкономике.

На рис. 1 хорошо видно, что расходы одного субъекта являются доходами другого. Расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев последних — домашних хозяйств. Таким образом, строится один кругооборот — денежный, который можно назвать «доходы — расходы».

Но имеется и встречный — материально-вещественный кругооборот, который можно назвать «ресурсы — продукция». Потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Но возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы. Очевидно, что схема имеет упрощенный характер, так как она не принимает во внимание государство и финансовые рынки.

Теперь, рассмотрим взаимосвязи основных субъектов экономики с учетом финансовых рынков. При этом отразим не только движение продукта и денег, но и капитала. В дополнение к уже рассмотренным отношениям между предприятиями и домашними хозяйствами проанализируем взаимосвязи, которые появляются при наличии новых субъектов и рынков.

- движение денег - движение благ

Рис 1. Простая схема кругооборота продукта и капитала

С одной стороны, государство собирает финансовые ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), прямые налоги с предприятий (на прибыль, на корпорацию и т.п.), а также косвенные налоги — формально с предприятий, а фактически со всего общества (налог с оборота, акцизы и др.). Прямые налоги оплачиваются тем субъектом экономики, который их перечисляет государству. Косвенные налоги перечисляются предприятиями, но включаются в цену товара. Поэтому фактически их оплачивает всякий (домохозяйство или предприятие), кто приобретает товар.

С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. Домашние хозяйства получают от него пенсии, стипендии, различные виды дотаций (например, на квартирную плату), работники госсектора — зарплату. Все эти выплаты называются трансфертами. Предприятия получают от государства субсидии, налоговые льготы. В дополнение к этому госпредприятия и организации пользуются государственными инвестициями.

Рис. 2 Схема кругооборота продукта и капитала с учетом кредитно-финансовых потоков и роли государства.

Государство также осуществляет закупки для своих нужд на рынке продуктов. Оно заимствует средства на финансовых рынках, продавая на нем свои облигации, а затем погашает задолженность, выкупая их с процентами.

Домашние хозяйства, получая доходы как владельцы ресурсов, делят их на две части — потребление и сбережения. Сбережения они направляют в различные финансовые институты. Это могут быть вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, а также покупка акций и облигаций частных предприятий и государства. Тем самым создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствования инвестиционных средств, в которых они нуждаются, чтобы дополнить собственные внутренние источники финансирования. В обратном направлении к домашним хозяйствам текут доходы от финансовых вложений — проценты и дивиденды.

Результатом нормального хода кругооборота продукта и капитала является возможность непрерывного существования и выполнения своих экономических функций всеми субъектами экономики. Именно этот непрерывный и возобновляющийся процесс экономисты называют воспроизводством.

4. Что не является экономическим ресурсом общества:

а) природные ресурсы;

б) капитал;

в) потребительские товары;

г) труд;

д) предпринимательские способности.

Правильный ответ – «в». Экономическими ресурсами общества являются: труд, природные ресурсы (земля), капитал, предпринимательские способности. Потребительские товары являются продукцией (конечным результатом), произведённой с использованием вышеперечисленных экономических ресурсов общества.

5. Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) все ответы верны.

Правильный ответ – «г» - все ответы верны.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Каждое благо имеет ценность, а ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют:

а) рынки факторов производства

б) рынки потребительских товаров

в) производители (фирмы)

г) взаимодействие всех сегментов данной модели

д) потребители.

Правильный ответ – «г». Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняет взаимодействие всех сегментов данной модели. С одной стороны расходы одного субъекта являются доходами другого, с другой стороны имеется и встречный — материально-вещественный кругооборот: потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Но возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы.

В целом можно сделать вывод, что если убрать любой сегмент данной модели, то ее функционирование прекратится.

7. Заключение.

В данной работе дано определение и описание характеристик и отличительных черт субъектов и объектов экономического развития, их целей и задач, а также их роль в рыночной экономике. Показано тесное взаимодействие всех основных хозяйствующих субъектов на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке. Дано описание модели кругооборота благ и доходов с учётом кредитно-финансовых потоков и роли государства и без них, которая показывает, что главную роль в экономике выполняет взаимодействие всех сегментов данной модели.

Вся совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства в их взаимозависимости и взаимообусловленности.

8. Список литературы.

1. Микроэкономика. Максимова В.Ф. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М., 2001. – 77с.

2. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2006.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.

4. Микроэкономика. Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. М.: КноРус, 2001

5. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и д.р.; Под.ред. И.П. Николаевой/Всерос.заоч.фин.-экон.ин-т. – М.: Финстатинформ, 1997.

cendomzn.ucoz.ru


Смотрите также