Экономика Котласа. Экономика котласа


Экономика Котласа

Транспорт

Транспортная сфера Котласа представлена в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, воздушный и водный транспорт представлены в меньшей степени.

Объёмы и динамика грузовых и пассажирских перевозок транспортом общего пользования:

Тип транпорта Перевозка грузов,тыс. тонн Грузооборот,млн. тонн-км Перевозка пассажиров,тыс. чел. Пассажирооборот,млн. пассажирокм 2009 Изменение(к 2008) 2009 Изменение(к 2008) 2009 Изменение(к 2008) 2009 Изменение(к 2008)
Железнодорожный 4109,4 −31,4 % 9066,1 −25,7 % 1659,7 −14,0 % 911,2 −7,3 %
Автомобильный 87,9 −25,8 % 1,6 −23,8 % 3 103,0 −7,3 % 23,1 −58,3 %
Водный 1,5 +400 % 1,6 -

В 2010 году грузооборот составил 10 436,5 млн тонн-км (+15 % к 2009 году), перевозка грузов уменьшилась на 0,6 %. Перевозки пассажиров увеличились на 29,3 %, пассажирооборот вырос на 0,2 %, в том числе пассажирооборот автомобильного транспорта составил 47,8 млн пассажирокм[1].

Железнодорожный транспорт

Вокзал станции «Котлас Южный»

Котлас — важный железнодорожный узел, здесь пересекаются направления Москва — Воркута, Котлас — Киров — Пермь. Железная дорога и связанные с ней предприятия составляют основу экономики Котласа. Эта отрасль приносит 35 % всех поступлений в бюджет муниципального образования[2]. В сфере железнодорожного транспорта есть постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу[3].

  • Сольвычегодское отделение Северной железной дороги расположено в посёлке Вычегодский. На предприятиях отделения (локомотивное и вагонное ремонтное депо, Котласская дирекция по обслуживанию пассажиров, цех по ремонту путевой техники и т. п.) работают около 12 000 человек[2].

В Котласе расположены железнодорожные станции «Котлас Южный», «Котлас Северный», «Котлас Узловой», «Вычегда», «Лименда», «Заовражье» в Вычегодском — «Сольвычегодск» и «Пырский». На основном пассажирском вокзале на станции «Котлас Южный» ведутся ремонтные работы, которые должны завершиться к 2012 году.

В 2009 году основной объём грузоперевозок железнодорожного транспорта пришёлся на лесные грузы (53,8 %), нефтепродукты (18,3 %), бумагу (13,2 %). Объёмы грузоперевозок в период с 2007 по 2009 год уменьшились на 42 %. Наиболее сильно сократились перевозки нефтепродуктов[2]. В первую очередь это связано с изменением способа транспортировки нефтепродуктов на перекачивающей станции в посёлке Приводино Котласского района в пользу трубопровода Ямал — Европа[4].

Пассажирские перевозки осуществляются в ближнем и дальнем сообщении. Поезда дальнего следования связывают Котлас с Москвой, Санкт-Петербургом, Архангельском, Вологдой, Кировом, Нижним Новгородом. После открытия в 2001 году моста через Северную Двину пригородные перевозки сокращаются, уступая место автомобильным[4].

Автомобильный транспорт

Благодаря строительству в 2001 году моста через Северную Двину Котлас получил выход на автодорогу Р157, проходящую по левому берегу реки и связь по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и другими городами. В городе развиваются грузоперевозки, автобусное сообщение с населёнными пунктами на левом берегу Северной Двины заменяет железнодорожное и водное.

В связи с увеличением количества транзитного автомобильного транспорта важное значение приобрели вопросы содержания и ремонта муниципальных дорог. Существенным ограничителем для дальнейшего экономического развития Котласа является его транспортная система. Для неё характерны низкая скорость передвижения, дефицит пропускной способности, наличие большого числа узких мест, плохая система организации движения, неразвитость транспортных путей. Наиболее острой проблемой является низкая пропускная способность путепровода через железнодорожные пути, который соединяет центральную часть города с приречным районом. Общая протяженность дорог на территории МО «Котлас» составляет 166,96 км, из них дорог с усовершенствованным покрытием — 71,671 км.

На начало 2008 года соотношение единиц автотранспорта и жителей МО «Котлас» составляло 1:2,5 без учёта транзитного и гостевого автотранспорта. В среднем парк транспортных средств ежегодно увеличивается более чем на 1000 единиц. Одновременно происходит обновление: в период с конца 2002 по конец 2008 года доля транспортных средств со сроком эксплуатации более 10 лет уменьшилась с 64 % до 39 %[5].

  • Котласское пассажирское автотранспортное предприятие в 2010 году проходило процедуру банкротства. В отсутствие крупного автотранспортного предприятия пассажирские перевозки в городе осуществляются предприятиями малого бизнеса.

Воздушный и водный транспорт

  • Аэропорт Котлас принимает воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40 и классом ниже, а также вертолёты всех типов. С июля 2004 аэропорт принадлежит ОАО «Аэросервис» и арендован ОАО «Авиакомпания „Трансавиация-Гарантия“». Из аэропорта осуществляются пассажирские перевозки до Архангельска, чартерные, транзитные рейсы, полёты санитарной и противопожарной авиации, аэронавигация.
  • Котласский порт является подразделением Северного речного пароходства.

Администрация области рассматривает возможность восстановления пассажирских перевозок по Северной Двине от Котласа до Архангельска. Также перспективно развитие туристического водного маршрута Сольвычегодск — Котлас — Великий Устюг. Но для возобновления речного сообщения необходима подготовка русла реки и строительство гидротехнических сооружений[6].

www.wikiplanet.click

Экономика Котласа

Транспорт

Транспортная сфера Котласа представлена в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, воздушный и водный транспорт представлены в меньшей степени.

Объёмы и динамика грузовых и пассажирских перевозок транспортом общего пользования:

Тип транпорта Перевозка грузов,тыс. тонн Грузооборот,млн. тонн-км Перевозка пассажиров,тыс. чел. Пассажирооборот,млн. пассажирокм 2009 Изменение(к 2008) 2009 Изменение(к 2008) 2009 Изменение(к 2008) 2009 Изменение(к 2008)
Железнодорожный 4109,4 −31,4 % 9066,1 −25,7 % 1659,7 −14,0 % 911,2 −7,3 %
Автомобильный 87,9 −25,8 % 1,6 −23,8 % 3 103,0 −7,3 % 23,1 −58,3 %
Водный 1,5 +400 % 1,6 -

В 2010 году грузооборот составил 10 436,5 млн тонн-км (+15 % к 2009 году), перевозка грузов уменьшилась на 0,6 %. Перевозки пассажиров увеличились на 29,3 %, пассажирооборот вырос на 0,2 %, в том числе пассажирооборот автомобильного транспорта составил 47,8 млн пассажирокм[1].

Железнодорожный транспорт

Вокзал станции «Котлас Южный»

Котлас — важный железнодорожный узел, здесь пересекаются направления Москва — Воркута, Котлас — Киров — Пермь. Железная дорога и связанные с ней предприятия составляют основу экономики Котласа. Эта отрасль приносит 35 % всех поступлений в бюджет муниципального образования[2]. В сфере железнодорожного транспорта есть постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу[3].

  • Сольвычегодское отделение Северной железной дороги расположено в посёлке Вычегодский. На предприятиях отделения (локомотивное и вагонное ремонтное депо, Котласская дирекция по обслуживанию пассажиров, цех по ремонту путевой техники и т. п.) работают около 12 000 человек[2].

В Котласе расположены железнодорожные станции «Котлас Южный», «Котлас Северный», «Котлас Узловой», «Вычегда», «Лименда», «Заовражье» в Вычегодском — «Сольвычегодск» и «Пырский». На основном пассажирском вокзале на станции «Котлас Южный» ведутся ремонтные работы, которые должны завершиться к 2012 году.

В 2009 году основной объём грузоперевозок железнодорожного транспорта пришёлся на лесные грузы (53,8 %), нефтепродукты (18,3 %), бумагу (13,2 %). Объёмы грузоперевозок в период с 2007 по 2009 год уменьшились на 42 %. Наиболее сильно сократились перевозки нефтепродуктов[2]. В первую очередь это связано с изменением способа транспортировки нефтепродуктов на перекачивающей станции в посёлке Приводино Котласского района в пользу трубопровода Ямал — Европа[4].

Пассажирские перевозки осуществляются в ближнем и дальнем сообщении. Поезда дальнего следования связывают Котлас с Москвой, Санкт-Петербургом, Архангельском, Вологдой, Кировом, Нижним Новгородом. После открытия в 2001 году моста через Северную Двину пригородные перевозки сокращаются, уступая место автомобильным[4].

Автомобильный транспорт

Благодаря строительству в 2001 году моста через Северную Двину Котлас получил выход на автодорогу Р157, проходящую по левому берегу реки и связь по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и другими городами. В городе развиваются грузоперевозки, автобусное сообщение с населёнными пунктами на левом берегу Северной Двины заменяет железнодорожное и водное.

В связи с увеличением количества транзитного автомобильного транспорта важное значение приобрели вопросы содержания и ремонта муниципальных дорог. Существенным ограничителем для дальнейшего экономического развития Котласа является его транспортная система. Для неё характерны низкая скорость передвижения, дефицит пропускной способности, наличие большого числа узких мест, плохая система организации движения, неразвитость транспортных путей. Наиболее острой проблемой является низкая пропускная способность путепровода через железнодорожные пути, который соединяет центральную часть города с приречным районом. Общая протяженность дорог на территории МО «Котлас» составляет 166,96 км, из них дорог с усовершенствованным покрытием — 71,671 км.

На начало 2008 года соотношение единиц автотранспорта и жителей МО «Котлас» составляло 1:2,5 без учёта транзитного и гостевого автотранспорта. В среднем парк транспортных средств ежегодно увеличивается более чем на 1000 единиц. Одновременно происходит обновление: в период с конца 2002 по конец 2008 года доля транспортных средств со сроком эксплуатации более 10 лет уменьшилась с 64 % до 39 %[5].

  • Котласское пассажирское автотранспортное предприятие в 2010 году проходило процедуру банкротства. В отсутствие крупного автотранспортного предприятия пассажирские перевозки в городе осуществляются предприятиями малого бизнеса.

Воздушный и водный транспорт

  • Аэропорт Котлас принимает воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40 и классом ниже, а также вертолёты всех типов. С июля 2004 аэропорт принадлежит ОАО «Аэросервис» и арендован ОАО «Авиакомпания „Трансавиация-Гарантия“». Из аэропорта осуществляются пассажирские перевозки до Архангельска, чартерные, транзитные рейсы, полёты санитарной и противопожарной авиации, аэронавигация.
  • Котласский порт является подразделением Северного речного пароходства.

Администрация области рассматривает возможность восстановления пассажирских перевозок по Северной Двине от Котласа до Архангельска. Также перспективно развитие туристического водного маршрута Сольвычегодск — Котлас — Великий Устюг. Но для возобновления речного сообщения необходима подготовка русла реки и строительство гидротехнических сооружений[6].

finden.ovh

3.1 Ключевые преимущества МО "Котлас". Оценка социально-экономического развития МО "Котлас"

Похожие главы из других работ:

Бизнес-план веб-студии

2.2 Ключевые факторы успеха

Ключевые факторы успеха. Важный итог отраслевого анализа -- определение и последующий прогноз ключевых факторов успеха отрасли. Ключевые факторы успеха (КФУ) -- это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные...

Кейнсианская модель экономики

1. Теория Кейнса: ключевые понятия

...

Концепция монетаризма и ее практические мероприятия

2. Ключевые положения

...

Оценка социально-экономического развития МО "Котлас"

2. Анализ социально-экономического развития МО "Котлас"

...

Оценка социально-экономического развития МО "Котлас"

2.1 Общая характеристика МО "Котлас"

Муниципальное образование "Котлас" расположено в южной части Архангельской области, при слиянии трех рек: Малая Двина, Северная Двина и Вычегда. Муниципальное образование "Котлас" - динамично развивающаяся территория...

Оценка социально-экономического развития МО "Котлас"

2.2 Основные показатели экономического развития МО "Котлас"

По данным территориального раздела Статистического регистра Росстата на 1 января 2015г. количество предприятий и организаций на территории города составило 1363 единицы. За 2014 г. в городе зарегистрировано 110 организаций...

Оценка социально-экономического развития МО "Котлас"

2.3 Основные показатели социального развития МО "Котлас"

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек...

Оценка социально-экономического развития МО "Котлас"

3. Преимущества и проблемы социально-экономического развития МО "Котлас"

...

Оценка социально-экономического развития МО "Котлас"

3.2 Ключевые проблемы МО "Котлас"

На основании проведенного анализа социально-экономических показателей развития можно выделить ключевые проблемы: 1. Недостаточный уровень конкурентоспособности продукции и услуг значительной части предприятий...

Проблемы построения инновационной экономики в России в условиях экономического кризиса

§1 Ключевые задачи

1) «Инновационный человек» Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей...

Проект мероприятий по экономии сырья и материалов

1 Сырье и материалы. Ключевые понятия

...

Рынок логистических услуг России

2.2 Ключевые проблемы логистики в России

Неразвитая логистическая инфраструктура создает барьеры для создания эффективной сети, развития отрасли и экономики в целом; Неэффективность цепей поставок в России приводит к низкой конкурентоспособности российской промышленности...

Системный анализ предприятий связи

2. КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одной из наиболее важных функций управления является измерение результативности работы предприятия. Существует по меньшей мере семь различных, но не обязательно взаимоисключающих...

Современное состояние экономики России

2.2 Ключевые показатели экономики

Апрель 2015 В % к Январь-апрель 2015в % к январю-апрелю2014 Справочно Апрелю 2014 Марту 2015 Апрель2014 в % к Январь-апрель 2014 в % к январю-апрелю2013 Апрелю 2013 Марту 2014 Валовый внутренний продукт 98,11) 100...

Создание фирмы в современной российской экономике

1.2 Ключевые этапы создания компании

Создание фирмы начинается с: 1. маркетингового исследования продукта или услуги, которую будет производить и продавать или перепродавать будущая компания. 2. юридической регистрации выбранной правовой формы создаваемой фирмы. 3...

econ.bobrodobro.ru

Котлас - это... Что такое Котлас?

Ко́тлас — город (с 1917) в России, административный центр Котласского района (в состав которого не входит) и городского округа «Котлас» Архангельской области[1].

Население 60,5 тысяч человек (2011)[2].

Город расположен в районе впадения Вычегды в Северную Двину, в 600 км от Архангельска.

Климат

В Котласе умеренно-континентальный климат с продолжительной зимой и коротким тёплым летом.

Климат Котласа Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Абсолютный максимум, °C 5,5 4,3 14,5 26,9 31,7 33,9 35,5 35,2 28,7 21,6 10,6 5,5 35,5 Средний максимум, °C −9,6 −7,6 −0,1 7,9 15,6 20,9 23,5 19,5 13,0 5,3 −3,1 −7,4 6,5 Средняя температура, °C −13 −11,4 −4,6 2,5 9,3 14,9 17,6 14,1 8,6 2,5 −5,6 −10,5 2,0 Средний минимум, °C −16,8 −15,3 −8,9 −2,2 3,6 9,1 12,0 9,5 5,0 0,0 −8,3 −13,8 −2,2 Абсолютный минимум, °C −47,1 −44,9 −36 −29,9 −12,8 −3 −0,8 −3,6 −7,1 −22,5 −36,8 −44,9 −47,1 Норма осадков, мм 37 29 28 31 47 68 74 65 53 52 49 43 576
Источник: Погода и климат

Муниципальное образование

В 2004 году был образован муниципальный район «Котлас», состоявший из 2 городских поселений:

  • Котласское городское поселение:
    • Котлас (административный центр муниципального района),
  • Вычегодское городское поселение:

Эта структура встретила множество возражений, и в 2005 году муниципальное образование «Котлас» получило статус городского округа, состоящего из 4 населённых пунктов.

Котлас также является центром сельского поселения Черемушское Котласского района.

Символы города

Герб 1987 года

Первый герб Котласа был утверждён 9 октября 1987 года. Его автор — котласский художник Юрий Иванович Чирков[3].

В поле стального цвета, олицетворяющего Север, расположена трехконечная звезда голубого цвета, окаймленная узкой золотой полоской, символ слияния 2 рек: Вычегды и Северной Двины, где расположен город. Звезду охватывает золотая полушестерня, рядом с которой находятся золотые эмблемы, символизирующие воздушный, железнодорожный и речной транспорт. В нижней части герба маленькая золотая елочка. Венчает герб флаг РСФСР, на голубой полосе которого дата образования города «1917», а на красной — название города «КОТЛАС». Буквы, цифры и узкая кайма золотого цвета. Герб рассказывает о том, что город крупный промышленный центр, транспортный узел с комплексом деревообрабатывающих предприятий
Герб 2007 года

Работы по созданию и утверждению нового герба велись в течение 10 лет. Свидетельство о регистрации герба было получено 6 июля 2007 года. Его автором, так же как и предыдущей версии, стал Ю. И. Чирков[4]. Герб является одновременно символом и города, и муниципального образования[5].

В червлёном поле лазоревая, окантованная золотом трехлучевая звезда, верхний луч которой обременён золотой звездой о восьми лучах и сопровожден по сторонам двумя такими же звездами и выше них двумя золотыми елями; поверх всего – золотое окрыленное железнодорожное колесо (колесо в центре трехлучевой звезды, крылья выходят за её пределы ниже звезд, сопровождающих её верхний луч).

В Положении о гербе Котласа дано толкование герба:

Гласный герб. В переводе с зырянского языка Котлас (Кодлас) означает «вход». Это действительно ворота на Север, в Сибирь, в Чудь Заволоцкую. Это крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера России. Три луча звезды символизируют средоточие трёх больших рек, в пересечении которых и образовался Котлас. Три звезды означают деревни, первоначально вошедшие в городскую черту: Жернаково, Осокориха, Петрухонская. Дугообразное расположение звёзд означает крупнейшие в регионе мосты через Северную Двину — автомобильный и железнодорожный. Крылатое колесо олицетворяет железнодорожный транспорт, развитие которого дало толчок образованию города. Ёлочки — знак лесного края, а также лесопереработки. Доминирующий золотой цвет элементов герба символизирует восход, расцвет, прогресс развивающегося города.

  • Лазурь — символ красоты и величия.
  • Червлень — символ мужества.
  • Золото — символ богатства, справедливости.

В то же время начались работы по созданию гимна города. Была создана комиссия по выбору гимна. Текст, представленный на рассмотрение, должен был содержать исторические или географические данные. В начале 2010 года были отобраны 7 вариантов текста. После этого комиссия рассмотрела все варианты музыки к ним, которые предложили котласские музыканты[6]. 27 мая 2010 года было утверждено положение о гимне Котласа. Автором слов гимна стал Николай Завадский, а музыки — Сергей Абрамов[7].

Котласлаг

6 июня 1931 года был образован «Котласский пересыльный пункт Усть-Вымского ИТЛ ОГПУ». Его профилем было хранение грузов и их транспортировка в лагеря Коми АССР и переотправка этапов заключенных.[8] С 1938 года Котласская пересылка явлась самостоятельным учреждением ГУЛАГа. С мая 1940 года пересыльный пункт преобразован в Котласский отдел Главного управления лагерей железнодорожного строительства ГУЛЖДС. С этого времени количество заключенных составляло от 6 до 7 тысяч.[9]:с. 411

История

Фрагмент карты, изданной в Амстердаме в 1700 году Котлас. Церкви дьякона Стефания и Св. Стефания Пермского

Первоначально вблизи современного Котласа находилось финно-угорское поселение Пырас. В публицистике XIX века указывается, что Пырас находился в устье Вычегды на месте Котласа[10]. Небольшое зырянское селение Пырас в устье Вычегды существовало уже в XIV веке.

На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырас переводится как «кедровая река», «желтая река», «вход».

Именно здесь святой Стефан Пермский начал свою проповедь среди коми[11] в 1379 году.

Первое упоминание названия «Кодлас» (Котлас) относится к первой четверти XVII века в связи с попыткой братьев Андрея и Петра Семеновичей именитого рода Строгановых купить данное селение в личное пользование. Для этой цели ими была подписана «Уговорная память», которую составил кабальный человек Петра Строганова Жданко Соломат. Точной датировки данный документ не имеет, но, судя по всему, относится к 1617—1625 годам.[12] В соответствии с этим документом Кодлас должен был не только отойти к вотчине Строгановых, но и в дальнейшем войти в состав Сольвычегодского уезда. По всей вероятности, именно это и произошло с деревнями, оказавшимися чуть позже на территории Антоновского общества Метлинской волости.

В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и хорошо описана.[13]

В 1697 году упоминалось название реки Котлас:

А межа той деревне от водочерпа по речке Нимянде, до зимней большия дороги, до звоза, и по зимней дороге пеперек с нижнего конца, в Котлас-речку, и вверх по Котласу до Чёрной руды

В дальнейшем река Котлас стала Котлашанкой[14].

В 1674 году Котлас попадает на карту Московии французского картографа Гийома Сансона и обозначается как „Kotlas“. Факт сам по себе интересный для истории, несмотря на то, что карта изобилует географическими ошибками. До постройки железной дороги это место имело малое экономическое значение. Здесь не было пароходной пристани, а находилась она на противоположном берегу, у деревни Усть-Курья[15].

В 1677 году в Амстердаме вышла в свет книга Бальтазара Койэтта — богатого нидерландского купца из дворян в которой описывается путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. В ней упоминается Пырас.

Когда мы проехали мимо Комарицы и Туровецкой 11 октября 1675 года, здесь нам подул сносный ветер, который помог нам через большую часть мелей у Пыраса, некоего места, лежащего верстах 30 или 40, то есть 7 миль от Устюга… 12 октября пришли к разным деревням, лежавшим по обе стороны пути. По левую сторону лежало очень большое село Вотложемское-Пречистенское, где мы простояли весь день и следующую ночь. Дело было в том, что смотритель лодки с лошадьми пришёл утром к его превосходительству и сообщил, что лодка с лошадьми засела на Пырасе, где глубина воды была не более 4 пяденей.

Возможно, что Пырас — понятие собирательное, означающее местность слияния рек, отмелей, на территории которого и была деревня Котлас с погостом Стефана Архидиакона[16].

Утверждённым 13 мая 1895 г. положением соединенного присутствия комитета Сибирской железной дороги и департамента государственной экономии Государственного совета постановлено соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции „Пермь“ Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Дорога составлялась из двух участков, Пермь — Вятка и Вятка — Котлас, различного значения: линия Пермь — Вятка являлась необходимым звеном в цепи железных дорог, соединяющих Великий Сибирский путь с Москвой и Петербургом; линия Вятка — Котлас главным своим назначением имела доставление северу России дешевого хлеба[17].

Пристань у Котласа в начале XX века Обложка расписания движения поездов Вятка — Котлас, 1899 год

В конце XIX века Котлас стал крупной железнодорожной станцией. В январе 1899 года была завершена постройка железной дороги Пермь — Вятка — Котлас длиной 812 вёрст. Берега Северной Двины были укреплены, а внизу около самой реки прямо к пристаням были проложены рельсы. Грузы, прибывшие Котлас по железной дороге, дальше уже отправлялись к Архангельску на пароходах[18].

А. Фирсов, посетивший Котлас около 1905 года, описывает город[19]:

Подошли к пристани, к слову сказать, во время вечерних стоянок парохода освещаемой электричеством, проводимым с парохода же. Берег очень высокий; на нём поставлен целый ряд товарных складов, от которых проведены к реке деревянные скаты для нагрузки грузов на суда. Внизу проложены железнодорожные пути. Само село очень невелико, и наибольшее число построек принадлежит железной дороге. Каменный храм велик, но самой ординарной архитектуры. Железнодорожный вокзал, одноэтажное кирпичное здание, отстоит от пристани почти па версту; пассажирам переправляться приходится пешком, а багаж, конечно, некрупный, перетаскивают мальчишки, во множестве толпящиеся на пристани. На противоположном берегу растянулось село Вандокурское, население которого в огромном количестве взращивает капусту, отправляемую в Сольвычегодск, Устюг и Вологду. На берегу, над пристанью воздвигнута высокая триумфальная арка в честь посещения села великим князем Сергеем Александровичем. Над аркою устроен длинный балкон с башенками, откуда открывается чудный вид на далеко убегающую задвинскую долину, окрестные селения и широкую стальную полосу реки.

Во время гражданской войны Архангельск был взят интервентами и они продвигались по Северной Двине к Котласу. При подготовке к обороне было установлено несколько линий минных заграждений Двины, в 120 км от Котласа был перегорожен фарватер Двины. В ноябре 1918 была сформирована 18 стрелковая дивизия, получившая название Котласской[20].

На 1923 год Котлас состоял из четырёх деревень и поселка железнодорожников[21].

Значение Котласского железнодорожного узла возросло в начале 30-х годов прошлого века. В 1930 году на станцию Котлас-Южный прибывало около 9 тыс. вагонов и порядка 11 тыс. вагонов отправлялось. Основные грузы — хлеб и лес. Перед Великой Отечественной войной грузооборот станции Котлас-Южный достигал 1 млн тонн в год[22].

17 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.

В годы войны после завершения строительства Северо-Печорской железной дороги Котлас превратился в крупный транспортный узел. 28 декабря 1941 года из Воркуты был отправлен первый поезд по новой магистрали. В середине лета 1942 г. Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке Воркута-Котлас-Коноша.

В госпитале пересыльного пункта г. Котлас скончался в 1943 году знаменитый польский актёр и режиссёр предвоенных лет Евгениуш Бодо (реабилитирован 18 октября 1991 года)[23].

В 1957 году был построен новый железнодорожный вокзал.

11 марта 1987 года на Котласском комбинате хлебопродуктов произошел взрыв мучной пыли на четвёртой силосной башне. Тушение пожара продолжалось трое суток. В первом корпусе больничного городка выбило стёкла по восточному фасаду, и серьёзно повредило стены[24][25].

Население

Транспорт

В транспортную систему города входит «Аэропорт Котлас», вокзал — крупный железнодорожный узел как пассажирских, так и грузовых перевозок.

В городе планируется строительство авто-дороги Киров-Котлас-Архангельск.Дорога будет начинаться в Южном микрорайоне города и пойдёт через Черёмушский сельсовет.[источник не указан 199 дней]

Экономика

Основа экономики Котласа — железная дорога и связанные с ней предприятия. Эта отрасль приносит 40-45 % всех поступлений в бюджет муниципального образования «Котлас». Основное предприятие — Сольвычегодское отделение Северной железной дороги — расположено в посёлке Вычегодский. В сфере железнодорожного транспорта есть постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу.

Доля промышленности в отраслевой структуре экономики Котласа составляет 16 %. Большинство предприятий советского периода сумели сохранить свой профиль при переходе на рыночную экономику. Исключение составили мясокомбинат, после банкротства проданный по частям, и хлебокомбинат, который оказался слишком велик для современных условий. Вероятно, избежать других банкротств помогло вмешательство местной администрации, контролировавшей все процедуры банкротства и назначение управляющих и помогавшей в поиске инвесторов. Тем не менее, некоторые предприятия сократили объёмы и ассортимент производства.

Котласский электромеханический завод

Построенный в 2001 году мост через Северную Двину обеспечил связь Котласа по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и др. С одной стороны, это послужило толчком к развитию промышленности и увеличению объёмов производства, с другой — увеличило конкуренцию, приведя на котласский рынок товары из других городов.

Серьёзная проблема для экономики Котласа — отсутствие в городе производства электроэнергии. Цена на электроэнергию в районе на 80 % выше, чем в соседних регионах. Город обеспечивается электричеством от Северодвинской и Архангельской ТЭЦ, работающих на привозном угле и мазуте и энергоузла Котласского ЦБК, который работает на газе.[26] Подведение газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску должно снизить себестоимость продукции и положительно повлиять на развитие промышленности в городе.

Основные сферы промышленности Котласа: машиностроение и металлообработка (49 %), лесная и деревообрабатывающая промышленность (22 %), пищевая (16 %).

6 % производства приходится на строительство. В послеперестроечные годы после прекращения финансирования строительства жилья из федерального и ведомственных бюджетов эта сфера производства в Котласе практически сошла на нет. В 2000-х годах объёмы производства резко увеличились, так, за 2007 год они выросли на 38 %. Большая часть строительства ведётся на средства частных инвесторов. Строящиеся квартиры пользуются спросом у горожан и привлекают в город военнослужащих в запасе, реализующих жилищные сертификаты.

Возможности точечной застройки в городе практически исчерпаны, необходимо освоение районов, не обеспеченных инфраструктурой. Муниципалитет принимает участие в строительстве объектов инфраструктуры, что должно упростить строительство на новых территориях. 22 % жилого фонда (2008) составляет ветхое и аварийное жильё, с 2005 года ведётся строительство социального жилья для его замещения. Администрация муниципального образования активно участвует в областных и федеральных программах финансирования строительства, что позволяет при минимальных затратах из городского бюджета поддерживать высокие темпы строительства — в 2008 году Котлас занимал 1 место по вводу жилья на душу населения в области.

Сфера услуг в городе развита недостаточно, это касается и бытовых, и специализированных её областей. В 2008 году муниципальное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками, прошло процедуру банкротства и этот рынок был занят частными перевозчиками[27].

«Лимендский судостроительно-судоремонтный завод»

Основные предприятия города:

  • Аэропорт «Котлас» ОАО «Авиакомпания „Трансавиа-Гарантия“»
  • ГОУП «Пищекомплекс „Котласский“»
  • Котласский порт, Филиал ОАО «Северное речное пароходство»
  • Лимендская база обслуживания флота, представительство ОАО «Северное речное пароходство»
  • ОАО «Котласская птицефабрика»
  • ОАО «Котласский электромеханический завод»
  • ОАО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод»
  • ОАО РЖД ВЧ-6 и ЛВЧД-12 ПЧ-26
  • ООО «Издательский дом „Юг Севера“»
  • ООО «Котласский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат»
  • ФБУ «Севводпуть» (Северодвинское ГБУВПиС)

Культура

В Котласе действует Котласский драматический театр, а также Котласский Краеведческий музей.

Достопримечательности

Памятник паровозу, установленный рядом с вокзалом

Памятник бойцам Северо-Двинской военной речной флотилии в Котласе установлен на берегу Северной Двины 1 ноября 1987 года. Его авторы — архитектор И. А. Шадрин и скульптор Валентин Михалёв[28][29].

Средства массовой информации

Телевидение

Радио

  • 69,44 Радио России / Радио Поморье
  • 70,76 Радио Юность
  • 71,54 Маяк
  • 101,7 Радио Шансон
  • 102,2 Русское радио / Коряжемские вести (Коряжма)
  • 103,2 Дорожное радио (Коряжма)
  • 104,2 Радио Дача
  • 104,7 Европа плюс
  • 106,0 Дорожное радио
  • 107,0 Хит FM
  • 107,5 Авторадио — ПАР

Печатные

  • «Вечерний Котлас» — независимая общественно-политическая газета. Издается с 1991 года. Тираж 8350 экз.
  • «Двинская Правда» — старейшая газета города (основана 14 сентября 1930 года).
  • «Котласский Курьер» — независимая информационно-рекламная газета. Издаётся с 2007 года. Тираж 5000 экз.
  • «Котлас-точка» — городская молодежная газета.
  • «Новодвинский рейтинг» — рекламное издание. Тираж 34300 экз.
  • «City&Life» — рекламный глянцевый журнал. Формат А5, 48 страниц. Тираж 3000 экз.
  • «Юг Севера»[30] — рекламно-информационное издание. Издается с 1998 года. 32 страниц А3, полноцвет. Тираж 43000 экз. Распространяется бесплатно.
  • газета "Сити Информ" - рекламно-информационное издание.

Города-побратимы

Отражение в кинематографе

В фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», город Котлас подвергается атомной бомбардировке, что запускает машину судного дня, и, как следствие, приводит к ядерному апокалипсису.

Отражение в литературе

Поднятая целина Михаила Шолохова:

— Откуда ты?.. — спросил он, пораженный встречей, всем видом страшно исхудалого, неузнаваемо изменившегося Тимофея. — Откуда не возвертаются… Из ссылки… Из Котласу. — Неужли убег? — Убег…

Почётные граждане города

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 декабря 2011.
  • Аввакумова Анастасия Алексеевна (1909—1996 гг.)
  • Антоновский Владимир Вячеславович
  • Боголюбова Зоя Капитоновна (1937—2002 гг.)
  • Бугай Дмитрий Иванович
  • Вахрушев Алексей Алексеевич
  • Голубцова Алевтина Павловна
  • Гулякин Николай Федорович
  • Елсаков Георгий Николаевич
  • Кабаков Анатолий Михайлович (1940—1991 гг.)
  • Ковригин Вениамин Иосифович (1924—1981 г. г.)
  • Меркушев Александр Максимович (1918—1991)
  • Минков Исаак Абрамович (1911—1985 г. г.)
  • Нюхина Валентина Александровна
  • Омельчук Степан Григорьевич
  • Первушин Леонид Семенович
  • Ракитин Василий Федотович
  • Селиванов Григорий Иванович
  • Третьякова Маргарита Николаевна
  • Туробова Елизавета Сергеевна (1904—1978 г. г.)
  • Шубин Дмитрий Петрович (1921—1996 г. г.)
  • Чирков Юрии Иванович
  • Ярманова Нина Никаноровна (1930—2010 гг.)
  • Хмельнова Дина Тимофеевна[31]

Примечания

  1. ↑ Областной закон Архангельской области от 23.09.2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области»
  2. ↑ Паспорт города. Котлас
  3. ↑ Герб Котласа
  4. ↑ Город Котлас обрел новый герб, Двинская правда (9 октября 2007). Проверено 4 декабря 2010.
  5. ↑ Положение о гербе города Котласа
  6. ↑ У Котласа будет свой гимн, Двина-Информ (25 февраля 2010). Проверено 4 декабря 2010.
  7. ↑ Постановление от 27 мая 2010 года № 237 О решении «Об утверждении положения о гимне муниципального образования „Котлас“»
  8. ↑ Котласское Сельхозлаготделение ГУВС МВД СССР 1950-1951гг | Северное трёхречье
  9. ↑ Васёв В.Н. Двинская земля: шаги времени —Вологда, 2011
  10. ↑ Древний пырас найден?
  11. ↑ Энгельгарт А. П. Русский север. Путевые записки -СПб, 1897 с. 222
  12. ↑ kotlaslib.aonb.ru/doc/Kak_Stroganovy.pdf
  13. ↑ История Котласа уникальна « Вечерний Котлас, независимая газета
  14. ↑ Топоним „Котлас“ стал ещё старше Вечерний Котлас, 11 ноября 2011
  15. ↑ Николай Михайлович Кудрин Поклон предкам
  16. ↑ Сколько лет Котласу?//„Вечерний Котлас“ № 15/11 апреля 2008 года
  17. ↑ Пермь-Котласская железная дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. ↑ Сергеева Г. Наш Котлас. — Вельск: ОАО «Вельти», 2005. — С. 12.
  19. ↑ Фирсов А. По рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине // Исторический вестник. — 1907, т. 110, октябрь-декабрь
  20. ↑ Сергеева Г. Наш Котлас. — Вельск: ОАО «Вельти», 2005. — С. 14.
  21. ↑ Дмитрий Горынцев В 1923 году мы доказывали, что Котлас имеет большую будущность
  22. ↑ О, Котлас, изменился облик твой!» Портал региональных корпоративных газет
  23. ↑ Szwajcarski paszport na Sybir: Głośne życie i cicha śmierć Eugeniusza Bodo
  24. ↑ В любую минуту готовы вступить в схватку с огнём " Вечерний Котлас
  25. ↑ Котлас потерял уникальные строения " Вечерний Котлас
  26. ↑ Жежеленко И.В. и др. Оптимизация систем электроснабжения целлюлозно-бумажных предприятий —М.:Лесная промышленность, 1988 C. 18
  27. ↑ Без потрясений, Эксперт Северо-Запад (16 июня 2008). Проверено 2 февраля 2011.
  28. ↑ Архангельск: путеводитель " Гордость Котласа
  29. ↑ Вологодские скульпторы / Михалев Валентин Андреевич
  30. ↑ Газета «Юг Севера»
  31. ↑ Официальный сайт МО «Котлас». Почетные граждане города

Литература

Ссылки

biograf.academic.ru

Экономика Котласа

Экономическое развитие Котласа определяется в первую очередь его расположением Котлас расположен на пересечении железнодорожных, водных и автомобильных путей, соединяющих регионы центральной России, Русский Север, Урал и Сибирь

На 1 января 2011 года количество зарегистрированных на территории муниципального образования предприятий и организаций достигло 1251, увеличившись за 2010 год на 44 единицы1

Содержание

  • 1 Транспорт
    • 11 Железнодорожный транспорт
    • 12 Автомобильный транспорт
    • 13 Воздушный и водный транспорт
  • 2 Промышленность
    • 21 Машиностроение и металлообработка
    • 22 Лесная промышленность
    • 23 Пищевая промышленность
    • 24 Энергетика
  • 3 Сельское хозяйство
  • 4 Строительство
  • 5 Жилищно-коммунальное хозяйство
    • 51 Жилой фонд
    • 52 Коммунальное хозяйство
  • 6 Потребительский рынок
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Транспортправить

Транспортная сфера Котласа представлена в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, воздушный и водный транспорт представлены в меньшей степени

Объёмы и динамика грузовых и пассажирских перевозок транспортом общего пользования:

Тип транпорта Перевозка грузов,тыс тонн Грузооборот,млн тонн-км Перевозка пассажиров,тыс чел Пассажирооборот,млн пассажирокм 2009 Изменениек 2008 2009 Изменениек 2008 2009 Изменениек 2008 2009 Изменениек 2008
Железнодорожный 4109,4 −31,4 % 9066,1 −25,7 % 1659,7 −14,0 % 911,2 −7,3 %
Автомобильный 87,9 −25,8 % 1,6 −23,8 % 3 103,0 −7,3 % 23,1 −58,3 %
Водный 1,5 +400 % 1,6 -

В 2010 году грузооборот составил 10 436,5 млн тонн-км +15 % к 2009 году, перевозка грузов уменьшилась на 0,6 % Перевозки пассажиров увеличились на 29,3 %, пассажирооборот вырос на 0,2 %, в том числе пассажирооборот автомобильного транспорта составил 47,8 млн пассажирокм1

Железнодорожный транспортправить

Вокзал станции «Котлас Южный»

Котлас — важный железнодорожный узел, здесь пересекаются направления Москва — Воркута, Котлас — Киров — Пермь Железная дорога и связанные с ней предприятия составляют основу экономики Котласа Эта отрасль приносит 35 % всех поступлений в бюджет муниципального образования2 В сфере железнодорожного транспорта есть постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу3

  • Сольвычегодское отделение Северной железной дороги расположено в посёлке Вычегодский На предприятиях отделения локомотивное и вагонное ремонтное депо, Котласская дирекция по обслуживанию пассажиров, цех по ремонту путевой техники и т п работают около 12 000 человек2

В Котласе расположены железнодорожные станции «Котлас Южный», «Котлас Северный», «Котлас Узловой», «Вычегда», «Лименда», «Заовражье» в Вычегодском — «Сольвычегодск» и «Пырский» На основном пассажирском вокзале на станции «Котлас Южный» ведутся ремонтные работы, которые должны завершиться к 2012 году

В 2009 году основной объём грузоперевозок железнодорожного транспорта пришёлся на лесные грузы 53,8 %, нефтепродукты 18,3 %, бумагу 13,2 % Объёмы грузоперевозок в период с 2007 по 2009 год уменьшились на 42 % Наиболее сильно сократились перевозки нефтепродуктов2 В первую очередь это связано с изменением способа транспортировки нефтепродуктов на перекачивающей станции в посёлке Приводино Котласского района в пользу трубопровода Ямал — Европа4

Пассажирские перевозки осуществляются в ближнем и дальнем сообщении Поезда дальнего следования связывают Котлас с Москвой, Санкт-Петербургом, Архангельском, Вологдой, Кировом, Нижним Новгородом После открытия в 2001 году моста через Северную Двину пригородные перевозки сокращаются, уступая место автомобильным4

Автомобильный транспортправить

Благодаря строительству в 2001 году моста через Северную Двину Котлас получил выход на автодорогу Р157, проходящую по левому берегу реки и связь по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и другими городами В городе развиваются грузоперевозки, автобусное сообщение с населёнными пунктами на левом берегу Северной Двины заменяет железнодорожное и водное

В связи с увеличением количества транзитного автомобильного транспорта важное значение приобрели вопросы содержания и ремонта муниципальных дорог Существенным ограничителем для дальнейшего экономического развития Котласа является его транспортная система Для неё характерны низкая скорость передвижения, дефицит пропускной способности, наличие большого числа узких мест, плохая система организации движения, неразвитость транспортных путей Наиболее острой проблемой является низкая пропускная способность путепровода через железнодорожные пути, который соединяет центральную часть города с приречным районом Общая протяженность дорог на территории МО «Котлас» составляет 166,96 км, из них дорог с усовершенствованным покрытием — 71,671 км

На начало 2008 года соотношение единиц автотранспорта и жителей МО «Котлас» составляло 1:2,5 без учёта транзитного и гостевого автотранспорта В среднем парк транспортных средств ежегодно увеличивается более чем на 1000 единиц Одновременно происходит обновление: в период с конца 2002 по конец 2008 года доля транспортных средств со сроком эксплуатации более 10 лет уменьшилась с 64 % до 39 %5

  • Котласское пассажирское автотранспортное предприятие в 2010 году проходило процедуру банкротства В отсутствие крупного автотранспортного предприятия пассажирские перевозки в городе осуществляются предприятиями малого бизнеса

Воздушный и водный транспортправить

  • Аэропорт Котлас принимает воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40 и классом ниже, а также вертолёты всех типов С июля 2004 аэропорт принадлежит ОАО «Аэросервис» и арендован ОАО «Авиакомпания „Трансавиация-Гарантия“» Из аэропорта осуществляются пассажирские перевозки до Архангельска, чартерные, транзитные рейсы, полёты санитарной и противопожарной авиации, аэронавигация
  • Котласский порт является подразделением Северного речного пароходства

Администрация области рассматривает возможность восстановления пассажирских перевозок по Северной Двине от Котласа до Архангельска Также перспективно развитие туристического водного маршрута Сольвычегодск — Котлас — Великий Устюг Но для возобновления речного сообщения необходима подготовка русла реки и строительство гидротехнических сооружений6

Промышленностьправить

Доля промышленности в отраслевой структуре экономики Котласа составляет 16 % Большинство предприятий советского периода сумели сохранить свой профиль при переходе на рыночную экономику Исключение составили мясокомбинат, после банкротства проданный по частям, и хлебокомбинат, который оказался слишком велик для современных условий Вероятно, избежать других банкротств помогло вмешательство местной администрации, контролировавшей все процедуры банкротства и назначение управляющих и помогавшей в поиске инвесторов Тем не менее, некоторые предприятия сократили объёмы и ассортимент производства

Строительство моста через Северную Двину в 2001 году с одной стороны послужило толчком к развитию промышленности и увеличению объёмов производства, с другой — увеличило конкуренцию, приведя на котласский рынок товары из других городов

Серьёзная проблема для экономики Котласа — отсутствие в городе производства электроэнергии Городской округ получает электричество от ТЭЦ в Северодвинске, Архангельске и Коряжме7, цена на электроэнергию в районе на 80 % выше, чем в соседних регионах

Основные сферы промышленности Котласа 2008 год: машиностроение и металлообработка 49 %, лесная и деревообрабатывающая промышленность 22 %, пищевая 16 %3

В 2010 году объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними предприятиями обрабатывающей промышленности составил 866,2 млн руб + 12 % к 2009 году1

Машиностроение и металлообработкаправить

«Лимендский судостроительно-судоремонтный завод» Котласский электромеханический завод

Машиностроительный комплекс Котласа представлен двумя основными предприятиями:

  • ОАО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод» Лимендский ССРЗ был основан в 1915 году Он специализируется на производстве барж и буксиров, мостовых конструкций, различного оборудования для водного транспорта Завод имеет железнодорожную ветку до станции Вычегда, а водными путями через Северную Двину и Сухону имеет выход в Балтийское море и Волжский бассейн8 В октябре 2009 года из состава акционеров ОАО «Лимендский ССРЗ» вышло ОАО «Северное речное пароходство», в 2010 году на предприятии проходила реорганизация9 Для взыскания долга по выплате заработной платы судебными приставами было арестовано имущество предприятия, Котласской межрайонной прокуратурой были выявлены нарушения в создании дочерного юридического лица, на которое были переведены основные средства10 К началу 2011 года долг сократился, ситуация на заводе контролируется министерством промышленности, транспорта и связи области11
  • ОАО «Котласский электромеханический завод» КЭМЗ; до 2010 года — ФГУП КЭМЗ построен в 1970-х годах Первоначально он специализировался на производстве неснаряженных твердотопливных ракетных двигателей С 1992 года на заводе производятся металлопластиковые баллоны высокого давления для хранения сжатых газов и жидкостей, применяемые в авиации, для пожаротушения и т д С 1993 года завод начал выпуск деревообрабатывающих станков, запасных частей и агрегатов, производство мебели8 Несмотря на получение в 2009 году государственного оборонного заказа на производство баллонов, производственные мощности завода загружены только на 20 % В 2010 году КЭМЗ был преобразован из государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 % акций которого передаётся корпорации «Ростехнологии»9

Лесная промышленностьправить

  • ООО «Котласский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» основан в 1999 году Производит пиломатериалы, технологическую щепу для целлюлозно-бумажной промышленности, стройматериалы, дверные блоки; осваивает глубокую переработку древесины — начат выпуск мебельного щита, при нахождении рынков сбыта предприятие готово приступить к производству мебели До 90 % продукции комбината идёт на экспорт в Данию, Францию и Польшу

Деревообработкой занимаются также частные предприниматели В 2008 году производство всех видов продукции лесопромышленного комплекса уменьшилось более чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом, в 2009 году оно значительно увеличилось, но ещё не достигло уровня 2007 года9

Пищевая промышленностьправить

В 2009 году объём производства крупных и средних предприятий пищевой промышленности составил 11,4 % от общего объема промышленной продукции Объёмы выпуска крупных предприятий постоянно сокращаются из-за развития малого бизнеса Сырьё для пищевой промышленности поставляется сельскохозяйственными предприятиями как Котласского района, так и других регионов России12

Котласский хлебокомбинат
  • ОАО «Котласхлеб» основано в 1980 году и акционировано в 2006 Компания владеет двумя хлебозаводами — в Котласе и Коряжме и производит хлеб, хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия13 Объёмы производства снижаются ежегодно на 10 % из-за ограниченности рынков сбыта, конкуренции с открывающимися в городе мини-пекарнями и кондитерскими цехами, устареванием оборудования В 2010 году Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, владевшее 100 % акций ОАО «Котласхлеб», приняло решение о приватизации предприятия и 13 сентября 2010 года пакет акций был продан ООО «Либер» за 22,7 млн руб14
  • ОАО «Котлас-молоко» производит цельномолочную продукцию, масло, сыр, нежирную молочную продукцию, сухое и обезжиренное молоко В 2007 году определением Арбитражного суда Архангельской области на предприятии введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий, в 2008 году «Котлас-молоко» признано банкротом, открыто конкурсное производство Имущество предпрриятия выставлено на торги для покрытия задолженности15
  • ЗАО «Пищекомплекс „Котласский“» до 2004 года — ГОУП «Пищекомплекс „Котласский“» основан в 1968 году8 Производит пиво, минеральную воду, безалкогольные напитки В 1990-е годы в Коряжме был построен майонезный цех и начато строительство кондитерской фабрики, расширялся ассортимент продукции В начале 2000-х годов из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета строительство было остановлено, пищекомплекс накопил долг по заработной плате, в 2003 году начата процедура банкротства, летом 2004 года имущество предприятия было выставлено на торги16 Производственные мощности в Котласе приобрела структура одного из московских банков, на их основе было образовано ЗАО «Пищекомплекс „Котласский“», продолжившее выпуск напитков17
  • Мясная компания «Стрела» ИП О В Тюкавина основана в 1998 году Производит колбасные изделия, полуфабрикаты Продукция поступает на рынки Северо-Западного и Центрального округов России18
  • ОАО «Котласский мелькомбинат» образовано в 2001 году на базе ФГУП «Котласский комбинат хлебопродуктов» Производственные мощности: элеватор и мельница-цех по выработке муки и продуктов переработки зерна, комбикормовой цех8 До 2004 года входил в холдинг «Русагрокапитал», сейчас принадлежит банковской ассоциации из Санкт-Петербурга19

Энергетикаправить

Цены на электрическую и тепловую энергию в Архангельской области — одни из самых высоких в России

В Котласе отсутствует собственное производство электроэнергии3 В Котласском энергоузле нагрузка покрывается электростанциями Филиала Группы Илим в гКоряжме, ОАО "Комиэнерго" и за счет перетока из ОЭС Центра по ВЛ-220 кВ "Явенга-Коноша", "Харовск-Коноша" Электростанции Филиала Группы Илим обеспечивают выдачу в энергосистему от 5 до 30 МВт и принимают небольшое участие в покрытии максимума нагрузки, при постоянном наличии вращающегося резерва около 30 МВт ОАО "Комиэнерго" выдает в Котласский энергоузел 20…40 МВт в летнее время и от -10 до +50 МВт в зимнее время, причём ночная выдача часто превышает дневную20

В городе действуют 4 подстанции: «Котлас» снабжает центр города, «Лименда», подстанции «Федеральной сетевой компании ЕЭС» микрорайон ДОК и «Котласского электромеханического завода» При существующих темпах строительства их мощностей хватит ещё на 5 лет Запланирована реконструкция подстанции «Котлас», строительство новой подстанции для Южного микрорайона и воздушной линии «Коноша — Вельск — Шангалы — Кизема — Заовражье» напряжением 220 кВ

Цена на электроэнергию в районе на 80 % выше, чем в соседних регионах

Основное предприятие в области теплоснабжения — муниципальное предприятие «Объединение котельных и тепловых котельных» В его состав входит 15 котельных 12 природном газе, 3 — на твёрдом топливе, основные потребители — население 77 % и бюджетные потребители 17 %7

Сельское хозяйствоправить

В 2010 году на территории городского округа было произведено продукции на сумму 312,8 млн руб, что на 2 % меньше, чем в 2009 году1

  • ОАО «Котласская птицефабрика» — крупнейшее сельскохозяйственное предприятие муниципального образования — расположено в посёлке Вычегодский Оно было основано в 1975 году После смены собственника в 2005 году на фабрике постоянно идёт модернизация21 Основной продукт прицефабрики — куриное яйцо и яичный порошок, побочные — куриное мясо, фарш и субпродукты Производственные мощности рассчитаны на 100 млн яиц в год, с 2007 по 2009 производство яиц выросло на 41 % и достигло уровня 75 млн яиц, что составляет треть всего производства Архангельской области22 Продукция также поступает на рынки Вологодской и Кировской областей, Республики Коми23 В 2010 году производство яиц в муниципальном образовании выросло на 0,7 %

Посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2010 году составила 134 га на 1,5 % меньше показателя 2009 года1

Строительствоправить

Ввод жилой недвижимости на территории МО «Котлас», м² Выдача ипотечных кредитов Год Кол-во Общая сумма,млн руб
2005 2 0,8
2006 30 22
2007 117 110
2008 208 163

6 % производства приходится на строительство В послеперестроечные годы после прекращения финансирования строительства жилья из федерального и ведомственных бюджетов эта сфера производства в Котласе практически сошла на нет В 2000-х годах объёмы производства резко увеличились, так, за 2007 год они выросли на 38 %3

На территории муниципального образования действует более 100 строительных организаций, в том числе муниципальное предприятие «Котласпроект», ООО «СтройМакс», ООО «Север-Булгар-Сервис», ООО «СТВ», ООО «Строительно-монтажное предприятие»

Основной объём строительства приходится на возведение жилья24 Строящиеся квартиры пользуются спросом у горожан и привлекают в город военнослужащих в запасе, реализующих жилищные сертификаты3 Большая часть строительства ведётся на средства частных инвесторов Растёт заинтересованность населения в ипотечных программах25

На протяжении нескольких лет Котлас занимает первое место по вводу жилой недвижимости на душу населения среди всех муниципальных образований Архангельской области В период с 2007 по 2009 год на территории муниципального образования вводится около 30 тыс м² жилья в год В 2009 году на долю Котласа приходилось 13 % всей построенной жилой недвижимости Архангельской области24 В 2010 году было введено в действие 34 891 м² жилья1

Муниципальная целевая программа «Развитие жилищного строительства на территории МО „Котлас“ на 2006—2010 годы» предусматривает

  • развитие внебюджетного строительства;
  • предоставление субсидий на приобретение жилья молодым семьям;
  • приобретение благоустроенного жилья инвалидам и участникам ВОВ;
  • долевое участие в строительстве жилья для сноса и расселения из ветхого и аварийного жилищного фонда
  • предоставление субсидий отдельным категориям граждан работники областных государственных и муниципальных учреждений, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, при приобретении строительстве жилья

Возможности точечного строительства в городе практически исчерпаны, необходим переход к комплексной застройке новых районов На территории муниципального образования нет подготовленных строительных площадок для массового жилищного строительства, большинство имеющихся площадок требуют значительных капитальных вложений на обустройство инженерной инфраструктурой, строительство дорог, школ, детских садов, спортивных сооружений Строительство объектов инженерной инфраструктуры ведётся в соответствии с муниципальной программой «Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования „Котлас“ на 2009—2011 годы»25

Генеральным планом города Котласа, утверждённым в 2009 году, предусмотрена комплексная многоэтажная застройка 6, 7, 10, 11 кварталов южного микрорайона и малоэтажная застройка в 8 и 13 кварталах Жилищное строительство до 2012 года планируется в основном в 6 и 7 кварталах, проектная жилая площадь этих кварталов составляет 100 тысяч м² Одной из важнейших проблем жилой застройки в южном микрорайоне является невозможность присоединения строящихся объектов к электроустановкам «Котласских электросетей»25

  • ООО «Котласский завод силикатного кирпича» производит кирпич и другие стройматериалы В 2002 году был взят в аренду26, а потом выкуплен предпринимателем А В Палкиным, крупнейшим котласским застройщиком27 С тех пор объёмы производства постоянно растут24

Жилищно-коммунальное хозяйствоправить

Жилой фондправить

Деревянный жилой дом после пожара Источники финансирования строительства жилья для переселения населения из ветхого и аварийного жилищного фонда

На 1 января 2009 года жилой фонд муниципального образования состоял из 1300 многоквартирных домов общей площадью 1,4 млн м², из них 10 % управляются ТСЖ24

В 2008 году 22 % жилого фонда составляло ветхое и аварийное жильё, в основном это деревянные бараки, построенные ранее 1960 года На 1 июня 2009 года непригодными для проживания были признаны 23 дома 195 квартир С 2005 года ведётся строительство социального жилья для замещения ветхого фонда Администрация муниципального образования активно участвует в областных и федеральных программах финансирования строительства, что позволяет при минимальных затратах из городского бюджета поддерживать высокие темпы строительства В рамках целевых программ в 2009 году было построено 79 квартир для переселения жителей аварийных домов324

Коммунальное хозяйствоправить

Жилищный фонд и объекты социальной сферы обеспечены теплоснабжением от 28 котельных, работающих на природном газе и каменном угле Часть новых домов имеют автономную систему отопления3 Доля газификации населённых пунктов — 77,7 % на 1012010

Водоснабжение организовано в 88 % жилого фонда Городские водопроводные сети имеют длину 119,4 км и средний физический износ 74 % Основной источник водоснабжения Котласа — река Лименда, в посёлок Вычегодский протянут водопровод из Коряжмы, техническая вода берётся из реки Старицы

Канализацией охвачено 84 % жилого фонда, длина канализационных сетей 77,7 км, износ — 64 % Ливневая канализация практически отсутствует, дождевые воды сбрасываются в реку

Действуют целевые программы по капитальному ремонту жилых домов, строительству инженерной инфраструктуры28

Потребительский рынокправить

Оборот розничной торговли в 2009 году составил 5,25 млрд руб, что на 41 % выше показателя 2007 года При этом доля малого бизнеса выросла с 73 % до 85 % Оборот общественного питания в 2009 году — 215 млн руб +60 % к 2007 году, доля малого бизнеса за этот период увеличилась с 61 % до 79 %29 В сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом оборот розничной торговли уменьшился на 5,1 %, общественного питания — на 4,9 %30

В 2010 году оборот розничной торговли составил 5,93 млрд руб 85 % — малый бизнес, общественного питания — 226,5 млн руб1

Торговый центр «Адмирал»

На 1 января 2010 года на территории муниципального образования было зарегистрировано 412 магазинов в том числе 145 продовольственных, 227 промтоварных, 40 со смешанным ассортиментом, 1 крытый рынок, 37 предприятий оптовой торговли, 55 объектов мелкой розницы30 В 2007 году открылся первый торговый центр «Адмирал»В 2012 открылся торговый центр КристаллВ 2013 году откроется торговый центр Столица

В сфере платных услуг преобладают жилищно-коммунальные 70,8 %, образовательные 11,9 %, медицинские 8,4 % услуги Сфера услуг в городе развита недостаточно, это касается и бытовых, и специализированных её областей Активно развиваются малые предприятия, предоставляющие риэлторские, медицинские, образовательные, культурные и спортивные услуги, открываются новые салоны красоты, ателье и мастерские по пошиву и ремонту одежды, химчистки331

Примечанияправить

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Основные показатели социально-экономического положения МО «Котлас» за январь - декабрь 2010 года Официальный сайт МО «Котлас» Проверено 10 марта 2011 Архивировано 13 июля 2012 года
  2. ↑ 1 2 3 Стратегия социально-экономического развития, 2010, Транспорт, Перевозка грузов, стр 36—39
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Без потрясений, Эксперт Северо-Запад 16 июня 2008 Проверено 2 февраля 2011
  4. ↑ 1 2 Олег Захожий: «Отделение сработало достойно», Портал региональный корпоративных газет 29 февраля 2008 Проверено 26 февраля 2011
  5. ↑ Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 2009, Развитие дорожной инфраструктуры, стр 8—10
  6. ↑ Речные дороги обмелели, Двинская правда 1 сентября 2010 Проверено 26 февраля 2011
  7. ↑ 1 2 Стратегия социально-экономического развития, 2010, Энергетика, стр 33—34
  8. ↑ 1 2 3 4 Промышленность города // Официальный сайт МО «Котлас»
  9. ↑ 1 2 3 Стратегия социально-экономического развития, 2010, Машиностроительный комплекс, стр 32—33
  10. ↑ Выплата заработной платы работникам «Лимендского ССРЗ» на постоянном контроле у губернатора и главного судебного пристава Архангельской области 9 июня 2010 Проверено 3 февраля 2011
  11. ↑ В Котласе проверяют безопасность транспортной инфраструктуры, MKru 25 февраля 2011 Проверено 26 февраля 2011
  12. ↑ Стратегия социально-экономического развития, 2010, Пищевая и перерабатывающая промышленность, стр 35—36
  13. ↑ ООО «Либер» приобрело «Котласхлеб» на аукционе ФАУГИ, РосИнвестКонсалт 5 октября 2010 Проверено 4 февраля 2011
  14. ↑ На Котласском хлебокомбинате сменился собственник, Вечерний Котлас 26 ноября 2010 Проверено 4 февраля 2011
  15. ↑ Котлас-Молоко | Банкротство предприятия
  16. ↑ Сведения о банкротствах
  17. ↑ «Потеряли» Коряжму, наращивают объёмы в Котласе, Двинская правда 25 февраля 2005 Проверено 4 февраля 2011
  18. ↑ История // Мясная компания «Стрела»
  19. ↑ У Котласского мелькомбината новый собственник, Двина-Информ 9 декабря 2004 Проверено 4 февраля 2011
  20. ↑ ТЭК и ЖКХ Архангельской области
  21. ↑ Котласская птицефабрика планирует выйти в лидеры 27 января 2008 Проверено 4 февраля 2011
  22. ↑ В 2009 году Котласская птицефабрика произвела треть всего объема продукции птицеводства Архангельской области 27 февраля 2010 Проверено 4 февраля 2011
  23. ↑ Стратегия социально-экономического развития, 2010, Сельское хозяйство, стр 34—35
  24. ↑ 1 2 3 4 5 Стратегия социально-экономического развития, 2010, Строительный комплекс, стр 39—43
  25. ↑ 1 2 3 Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 2009, Развитие жилищного строительства и инженерной инфраструктуры, стр 6—8
  26. ↑ Котласский завод силикатного кирпича, Двинская правда 22 ноября 2002 Проверено 4 февраля 2011
  27. ↑ Василий Нечаевский: До весны в Котласе будет затишье, БНру 12 ноября 2010 Проверено 4 февраля 2011
  28. ↑ Стратегия социально-экономического развития, 2010, Коммунальный комплекс, стр 43—45
  29. ↑ Стратегия социально-экономического развития, 2010, Потребительский рынок и услуги, стр 45
  30. ↑ 1 2 Потребительский рынок // Официальный сайт МО «Котлас»
  31. ↑ Стратегия социально-экономического развития, 2010, Малое предпринимательство, стр 46—47

Ссылкиправить

  • Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Котлас» до 2030 года — 2010
  • О внесении изменений в целевую программу МО «Котлас» «Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования «Котлас» на 2009-2011 годы» — 2009

Экономика Котласа Информация о

Экономика КотласаЭкономика Котласа Экономика Котласа Просмотр темы.

Экономика Котласа что, Экономика Котласа кто, Экономика Котласа объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Экономика Котласа

Транспортная сфера Котласа представлена в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, воздушный и водный транспорт представлены в меньшей степени.

Объёмы и динамика грузовых и пассажирских перевозок транспортом общего пользования:

Тип транпортаПеревозка грузов,тыс. тоннГрузооборот,млн. тонн-кмПеревозка пассажиров,тыс. чел.Пассажирооборот,млн. пассажирокм2009Изменение(к 2008)2009Изменение(к 2008)2009Изменение(к 2008)2009Изменение(к 2008)
Железнодорожный4109,4−31,4 %9066,1−25,7 %1659,7−14,0 %911,2−7,3 %
Автомобильный87,9−25,8 %1,6−23,8 %3 103,0−7,3 %23,1−58,3 %
Водный1,5+400 %1,6-

В 2010 году грузооборот составил 10 436,5 млн тонн-км (+15 % к 2009 году), перевозка грузов уменьшилась на 0,6 %. Перевозки пассажиров увеличились на 29,3 %, пассажирооборот вырос на 0,2 %, в том числе пассажирооборот автомобильного транспорта составил 47,8 млн пассажирокм[1].

Железнодорожный транспорт[править | править код]

Вокзал станции «Котлас Южный»

Котлас — важный железнодорожный узел, здесь пересекаются направления Москва — Воркута, Котлас — Киров — Пермь. Железная дорога и связанные с ней предприятия составляют основу экономики Котласа. Эта отрасль приносит 35 % всех поступлений в бюджет муниципального образования[2]. В сфере железнодорожного транспорта есть постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу[3].

  • Сольвычегодское отделение Северной железной дороги расположено в посёлке Вычегодский. На предприятиях отделения (локомотивное и вагонное ремонтное депо, Котласская дирекция по обслуживанию пассажиров, цех по ремонту путевой техники и т. п.) работают около 12 000 человек[2].

В Котласе расположены железнодорожные станции «Котлас Южный», «Котлас Северный», «Котлас Узловой», «Вычегда», «Лименда», «Заовражье» в Вычегодском — «Сольвычегодск» и «Пырский». На основном пассажирском вокзале на станции «Котлас Южный» ведутся ремонтные работы, которые должны завершиться к 2012 году.

В 2009 году основной объём грузоперевозок железнодорожного транспорта пришёлся на лесные грузы (53,8 %), нефтепродукты (18,3 %), бумагу (13,2 %). Объёмы грузоперевозок в период с 2007 по 2009 год уменьшились на 42 %. Наиболее сильно сократились перевозки нефтепродуктов[2]. В первую очередь это связано с изменением способа транспортировки нефтепродуктов на перекачивающей станции в посёлке Приводино Котласского района в пользу трубопровода Ямал — Европа[4].

Пассажирские перевозки осуществляются в ближнем и дальнем сообщении. Поезда дальнего следования связывают Котлас с Москвой, Санкт-Петербургом, Архангельском, Вологдой, Кировом, Нижним Новгородом. После открытия в 2001 году моста через Северную Двину пригородные перевозки сокращаются, уступая место автомобильным[4].

Автомобильный транспорт[править | править код]

Благодаря строительству в 2001 году моста через Северную Двину Котлас получил выход на автодорогу Р157, проходящую по левому берегу реки и связь по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и другими городами. В городе развиваются грузоперевозки, автобусное сообщение с населёнными пунктами на левом берегу Северной Двины заменяет железнодорожное и водное.

В связи с увеличением количества транзитного автомобильного транспорта важное значение приобрели вопросы содержания и ремонта муниципальных дорог. Существенным ограничителем для дальнейшего экономического развития Котласа является его транспортная система. Для неё характерны низкая скорость передвижения, дефицит пропускной способности, наличие большого числа узких мест, плохая система организации движения, неразвитость транспортных путей. Наиболее острой проблемой является низкая пропускная способность путепровода через железнодорожные пути, который соединяет центральную часть города с приречным районом. Общая протяженность дорог на территории МО «Котлас» составляет 166,96 км, из них дорог с усовершенствованным покрытием — 71,671 км.

На начало 2008 года соотношение единиц автотранспорта и жителей МО «Котлас» составляло 1:2,5 без учёта транзитного и гостевого автотранспорта. В среднем парк транспортных средств ежегодно увеличивается более чем на 1000 единиц. Одновременно происходит обновление: в период с конца 2002 по конец 2008 года доля транспортных средств со сроком эксплуатации более 10 лет уменьшилась с 64 % до 39 %[5].

  • Котласское пассажирское автотранспортное предприятие в 2010 году проходило процедуру банкротства. В отсутствие крупного автотранспортного предприятия пассажирские перевозки в городе осуществляются предприятиями малого бизнеса.

Воздушный и водный транспорт[править | править код]

  • Аэропорт Котлас принимает воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40 и классом ниже, а также вертолёты всех типов. С июля 2004 аэропорт принадлежит ОАО «Аэросервис» и арендован ОАО «Авиакомпания „Трансавиация-Гарантия“». Из аэропорта осуществляются пассажирские перевозки до Архангельска, чартерные, транзитные рейсы, полёты санитарной и противопожарной авиации, аэронавигация.
  • Котласский порт является подразделением Северного речного пароходства.

Администрация области рассматривает возможность восстановления пассажирских перевозок по Северной Двине от Котласа до Архангельска. Также перспективно развитие туристического водного маршрута Сольвычегодск — Котлас — Великий Устюг. Но для возобновления речного сообщения необходима подготовка русла реки и строительство гидротехнических сооружений[6].

www.nidiot.de


Смотрите также