Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты. Экономика короленко


биография, творчество и интересные факты

Одним из известнейших и значительных общественных деятелей конца XIX - начала XX века был журналист, писатель и публицист Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография, иллюстрирующая его жизненный и творческий путь, включает немало печальных и трагичных событий. Однако он всегда оставался реалистом, который искал и находил романтизм в реальной жизни, размышляя о высоком в условиях суровой действительности. Многие из его героев наделены таким духовным накалом и самосжигающей беззаветностью, которые смогли приподнять их над болотом тупой, сонной действительности. Они навсегда останутся в качестве напоминания о существовании высшей красоты человеческого духа.

Владимир Короленко. Биография: ранние годы

Писатель появился на свет в Житомире в 1853 году. Его отцом был уездный судья, который обладал замкнутым характером, неподкупностью и справедливостью. Образ отца стал чрезвычайно важным в процессе формирования мировоззрения мальчика.

Мать будущего писателя была полькой по происхождению, поэтому Владимир Короленко с детства прекрасно владел польским языком. Пансион Рыхлинского – это первое учебное заведение, в котором обучался Владимир Короленко. Биография его насчитывает еще несколько школ, так как из-за службы отца семья вынуждена была часто переезжать.

Дальнейшее образование писатель получил в Житомире, Ровно, Петербурге и Москве. Петербургский технологический университет ему окончить не довелось: потеря отца стала первым испытанием, которое пережил Владимир Галактионович Короленко. Кратко описывая дальнейшие годы, можно сказать, что тяжелое материальное состояние заставило его учиться в Петровской земледельческой академии.

Непокорный нрав и революционная направленность

Революционные взгляды Владимир Короленко разделял с юности. Через два года после поступления за активную деятельность в народническом движении его исключили из академии и сослали в Кронштадт. Там он находился под наблюдением властей, зарабатывая изготовлением чертежей.

Когда ссылка закончилась, юноша смог вернуться в Петербург и снова заняться своим образованием, однако ненадолго. Следующие шесть лет прошли для него в ссылках, арестах и переездах. Тяготы и лишения подневольного существования не только не сломили, но и закалили его дух, как сам упоминал Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография писателя включает перечень городов и регионов, в которых он жил, будучи политическим узником: Глазов (Вятская губерния), Березовские починки (Бисеровская волость), Вятка, Вышний Волочек, Томск, Пермь, Якутия (Амгинская слобода).

Многие биографы сходятся во мнении, что именно в этот период был сформирован характер писателя. Также им был собран огромный объем материала для будущей работы.

Первые литературные шаги

Поселившись в Нижнем Новгороде по разрешению правительства, Владимир Короленко принялся за писательскую деятельность. Время с 1885 по 1895 год считается самым плодотворным в карьере литератора. Здесь в полной мере раскрылся его талант, спровоцировав интерес со стороны читающей публики всей России.

Январь 1886 года был ознаменован для Владимира Короленко женитьбой на Евдокии Ивановской. Они были знакомы задолго до свадьбы и стали счастливой семейной парой. Для писателя этот брак был единственным.

В этом же году свет увидело первое издание книги Владимира под названием «Очерки и рассказы», которое включало несколько сибирских новелл.

Затем были опубликованы «Павловские очерки», написанные в период пребывания Короленко в селе Павлово. Основной их темой стало описание тяжелого положения, в котором находились кустари-металлисты села, задавленные нищетой.

Литературный триумф

Вышедшие следом за первыми сборниками книги «Сон Макара», «Слепой музыкант», а также «В дурном обществе» проявили глубокое знание человеческой психологии и философский подход, примененные писателем при работе над произведениями. Они вызвали настоящий восторг у читателей. В качестве основного материала, использованного Владимиром, выступили его детские воспоминания и впечатления об Украине. Тяжелый период репрессий и философских раздумий обогатил прошлые наблюдения социальными выводами, придав работам зрелость и правдивость.

Владимир Короленко настаивал на том, что счастье, полнота и гармония жизни доступны исключительно через преодоление собственного эгоизма, а также путем служения народу.

Путешествуя по миру

Следующие годы писатель посвятил путешествиям. При этом им были посещены не только края обширной России, но и Америка. В начале 90-х годов Владимир посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги начинают переводить на иностранные языки.

Сегодня из всех литературных произведений наиболее широко известен «Слепой музыкант», так как эта повесть входит в образовательную программу многих школ. Она может принадлежать к списку обязательной литературы или быть рекомендованной для внеклассного чтения. Показателем ее достоинств может служить многократное издание еще при жизни писателя (15 раз).

Публицистическая деятельность

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса школы, наряду с фактами его писательской деятельности, включает также примеры работ в качестве журналиста.

Значительной составляющей его участия в общественной жизни стало написание статей и корреспонденций. Книга «В голодный год» объединила публикации писателя, размещенные в газете «Русские ведомости». Идеей, пронизывающей эти статьи, стало описание чудовищной картины народного бедствия, спровоцированного продолжающейся крепостной зависимостью и нищетой русской деревни.

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса была бы неполной без упоминания о работе редактором журнала «Русское богатство».

В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни. Здесь, на хуторе Хатки, у него была дача. В течение многих лет Владимир и его семья приезжали в этот дом на лето. Сегодня здесь музей.

Завершение жизненного пути

Последним произведением Владимира Короленко стала автобиографическая «История моего современника», запланированная как обобщенное и систематизированное описание всех пережитых им событий и приобретенных философских взглядов. К сожалению, писатель не успел закончить свою масштабную работу. В 1921 году, работая над четвертым томом книги, Владимир Короленко умер, не перенеся воспаление легких.

Короленко Владимир Галактионович: интересные факты

Писатель и публицист, Владимир Коваленко был чрезвычайно честным и совестливым человеком. Получив определенное влияние в качестве журналиста, он пользовался им для становления законности и справедливости. Одним из известных фактов его общественной деятельности стало участие в суде над вотяками в 1985-1986 годах.

Семеро человек были обвинены в зверском убийстве бездомного, и арестованы, и приговорены к десяти годам каторжных работ. При этом обстоятельства усугублялись характером нанесенных повреждений, которые делали убийство похожим на ритуальное жертвоприношение.

Услышав о Мултанском процессе, писатель прибыл в город, чтобы установить истину как корреспондент. Собранные им факты и доказательства, а также проведенное расследование показало, что убитый был уже мертвым, когда ему наносили повреждения. Основной целью этих действий было намеренное введение следствия в заблуждение и осуждение конкретных людей.

Решающую роль в вынесении оправдательного приговора сыграло выступление писателя в зале суда и две речи, которые произнес там Владимир Короленко. Биография кратко и в общих чертах описывает содержание этих гениальных речей, ведь они не были записаны. Их эмоциональная сила была настолько велика, что стенографистки не могли выполнять свои обязанности из-за потоков слез.

Дело Бейлиса

Еще одним спасенным от несправедливого осуждения человеком стал Бейлис. Будучи евреем, он подвергся обвинению в преступлении, которого не совершал (убийство христианского мальчика). Этот процесс имел широкий резонанс, а участие Короленко привело к оправданию подсудимого и снятию всех обвинений.

Сформулированная Владимиром Короленко задача литературы как открытие значения личности на почве знания массы была в полной мере осуществлена в его деятельности и творчестве, связывая их с литературным наследием будущей эпохи.

fb.ru

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО5

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО5

1853 15 (27) июля — В городе Житомире Волынской губернии родился Владимир Галактионович Короленко.

1864 — Поступает в гимназию.

1871 — С серебряной медалью оканчивает гимназию и поступает в Технологический институт в Петербурге.

1873 — Уход из института. Корректорская работа.

1874 — Принят в Петровскую земледельческую и лесную академию.

1876 — Исключен из академии за подачу коллективного заявления. Поселение в Кронштадте под гласным надзором полиции. Чертежная, работа.

1877 — Поступает в Горный институт в Петербурге. Корректорская работа в газете «Новости». Участие в похоронах Некрасова.

1878 — Изучает сапожное ремесло, намереваясь принять участие в «хождении в народ».

Братьями Короленко, Владимиром и Юлианом, переведена книга Ж. Мишле «Птица». Первое выступление в печати — заметка в газете «Новости» — «Драка у Апраксина двора (Письмо в редакцию)».

1879 — Арест и высылка в город Глазов Вятской губернии. Сапожный труд. В журнале «Слово» напечатаны «Эпизоды из жизни «искателя». Выслан в Березовские Починки.

1880 — Арест и препровождение в вышневолоцкую политическую тюрьму. Написан рассказ «Чудная». Короленко отправлен в ссылку в Сибирь. На арестантской барже писался очерк «Ненастоящий город». Возвращен с дороги и поселен под надзором полиции в городе Перми. В «Слове» напечатан «Ненастоящий город». Служба табельщиком и письмоводителем на железной дороге.

1881 — Напечатан рассказ «Временные обитатели «подследственного отделения». Отказ от присяги. Выслан в слободу Амга Якутской области.

1882–1884 — Земледельческий и сапожный труд. Написаны рассказы «Убивец», «Сон Макара», работа над рассказами «Соколинец», «В дурном обществе», «Бродяжий брак» («Марусина заимка»), «Станочники» («Государевы ямщики») и др.

1885 — Поселение в Нижнем Новгороде. Сотрудничество в газетах «Волжский вестник» и «Русские ведомости». Напечатаны рассказы «В ночь под светлый праздник», «Старый звонарь», «Глушь», «Сон Макара», очерк «На станке». Участие в журналах «Русская мысль», «Северный вестник». Появились рассказы «Убивец», «Соколинец».

1886 — Опубликован «Лес шумит». Женитьба на А. С. Ивановской. Посетил Л. Н. Толстого. Напечатаны повесть «Слепой музыкант», рассказы «Сказание о Флоре Римлянине», «Море», очерк «Содержающая». Вышел в свет 1-й том «Очерков и рассказов».

1887 — «Прохор и студенты». Знакомство с А. П. Чеховым и Г. И. Успенским. «На заводе». Вошел в редакцию «Северного вестника». Напечатаны «За иконой», «На затмении». Отдельное издание «Слепого музыканта». Работа в Нижегородской архивной комиссии.

1888 — Напечатаны «По пути». «Из записной книжки» (первая редакция «Черкеса»). «С двух сторон». Выход из редакции «Северного вестника». Рассказ «Ночью».

1889 — Встречи с Н. Г. Чернышевским в Саратове. Посещение Короленко А. М. Горьким.

1890 — Вышли очерки «В пустынных местах», «Павловские очерки».

1891 — Опубликован «Иом-Кипур». Поездка по Волге и в Уфу на место расположения лагеря сподвижника Пугачева — Чики. Статьи о местных делах; статьи о хищениях в Дворянском банке. Напечатан рассказ «Тени».

1892 — Работа на голоде. Статьи «По Нижегородскому краю».

Появились в печати рассказы «Река играет», «Ат-Даван». Сотрудничество в «Русском богатстве».

1893 — Статьи «В голодный год» в «Русском богатстве». Заграничное путешествие.

1894 — Напечатаны «Парадокс», «Божий городок», «Драка в Доме». Вошел в редакцию «Русского богатства».

1895 — Напечатана в «Русском богатстве» повесть «Без языка». Появился очерк «В борьбе с дьяволом». Вторичное разбирательство мултанского дела. Статьи в защиту мултанцев.

1896 — Переезд в Петербург. «Фабрика смерти», «В облачный день». Работа над рассказом «Художник Алымов». Выступление защитником в мултанском деле.

1897 — Поездка в Румынию. «Над лиманом».

1898 — Опубликованы рассказ «Необходимость», памфлет «Знаменитость конца века».

1899 — Напечатан очерк «На даче» («Смиренные»). Написана сатирическая сказка «Стой, солнце, и не движись, луна!». Работа над повестью «Набеглый царь». Вышел в свет рассказ «Маруся» («Марусина заимка»).

1900 — Избран почетным академиком. Редакторская работа. «Огоньки». Поездка в Уральск. Переезд в Полтаву. Напечатан рассказ «Мгновение».

1901 — Напечатаны рассказы «Мороз», «Последний луч», очерки «У казаков».

1902 — Поездка в город Сумы на процесс павловских сектантов. «Воспоминания о Г. И. Успенском». Отказ от звания почетного академика.

1903 — Напечатаны статьи «Самодержавная беспомощность» и «Суррогаты гласности для высочайшего употребления». Рассказ «Не страшное». Поездка в Кишинев. Написан очерк «Дом № 13» (не пропущен цензурой). Празднование пятидесятилетнего юбилея Короленко.

1904 — Короленко — редактор-издатель «Русского богатства».

Воспоминания «Памяти А. П. Чехова». Напечатаны «Воспоминания о Чернышевском». Опубликован рассказ «Феодалы».

1905 — Статья «9 января в Петербурге». Начало работы над «Историей моего современника». Участие в газете «Полтавщина» (позже «Чернозем»). Борьба с погромщиками в Полтаве. Воззвания к населению города с антипогромными призывами. Запрещение «Русского богатства» за печатание «Манифеста» Петербургского Совета рабочих депутатов. Напечатан очерк «Дом № 13». Около 60 статей на общественно-политические темы.

1906 — «Открытое письмо статскому советнику Филонову». Травля писателя черносотенцами. Начала печататься «История моего современника». Опубликована статья «Слова министра. Дела— губернаторов». Около 40 статей в течение года.

1907 — Напечатаны статья «Сорочинская трагедия», «Из рассказов о встречных людях».

1909 — Очерк «Наши на Дунае».

1910 — Статьи «Бытовое явление», «Черты военного правосудия». Встреча с Л. Н. Толстым. Участие в похоронах Толстого.

1911 — Напечатаны статьи «В успокоенной деревне», «К чертам военного правосудия», «Истязательская оргия», «Ликвидация псковской голодовки» и др.

1913 — Статья о Короленко в «Рабочей правде» «Писатель-гуманист». На процессе Бейлиса в Киеве. Статьи «Господа присяжные заседатели».

1914 — Выезд за границу на лечение. Подготовка к изданию полного собрания сочинений. Вышло в течение года девять томов полного собрания сочинений в издательстве т-ва А. Ф. Маркс.

1915 — Статья «Отвоеванная позиция». Возвращение в Россию. «Мнение мистера Джаксона о еврейском вопросе». Работа над повестью «Братья Мендель».

1916 — Редакторская и публицистическая деятельность. Напечатаны статьи «Старые традиции и новый орган», «О ма-риампольской измене» и др. Работа над «Историей моего современника».

1917 — Опубликованы рассказ «Пленные» и статьи «Падение царской власти», «Война, отечество и человечество». Начало работы над очерками «Земли! Земли!». В течение года свыше 40 статей в периодической печати.

1918 — Работа над «Историей моего современника». Статья «На помощь русским детям».

1919 — Работа в Лиге спасения детей. Протесты против грабежей и погромов деникинцев. Шесть «Писем из Полтавы». Издан 2-й том «Истории моего современника».

1920 — Посещение А. В. Луначарским. Работа над 3-м томом «Истории моего современника». Письма Луначарскому о текущих событиях.

1921 — Резкое ухудшение в состоянии здоровья. Закончен 4-й том «Истории моего современника». 25 декабря Короленко умер. 27 декабря на заседании IX Всероссийского съезда Советов делегаты почтили память писателя. 28 декабря — траур в Полтаве, гражданские похороны В. Г. Короленко.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Электронная еврейская энциклопедия ОРТ: Короленко Владимир

КОРОЛЕ́НКО Владимир Галактионович (1853, Житомир, — 1921, Полтава), русский прозаик, публицист, общественный деятель. Сын уездного судьи, потомка украинских казаков, и дочери польского помещика. Близкий к идеям народничества, Короленко в конце 1870-х — начале 1880-х гг. подвергался арестам и был сослан в Якутию.

Убежденный правдоискатель и защитник гонимых, Короленко выступал в печати в поддержку не только голодающих русских крестьян, разоряемых кустарей, преследуемых сектантов, но и А. Дрейфуса (см. Дрейфуса дело), вотяков (удмуртов), обвиненных в ритуальном убийстве (цикл статей «Мултанское жертвоприношение», 1895–96), евреев. Еврейский вопрос в России привлекал внимание Короленко прежде всего как вопрос личной совести русского интеллигента.

Реакцией на еврейские погромы 1881–82 гг. явилось «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды» (1886), в котором Короленко выступил против толстовского «непротивленства» и в защиту «гневной чести» порабощенных иудеев. В автобиографическом очерке «Ночью» (1888) Короленко приводит легенду о полупомешанном «жиде» Юдке, унесенном в ночь на Судный день (см. Иом-Киппур) «жидовским чертом» Хапуном. Легенда в переработанном виде легла в основу «малорусской сказки» «Судный день (Иом-Кипур)» (1891), где подлинный «кровопийца» — это кулак-украинец, занявший место шинкаря-еврея. В этих произведениях публицистическая тенденция явно преобладает над жизненностью образов. В рассказе «Без языка» (1895, 2-я редакция 1902), навеянном поездкой в Америку, деятельный и добрый мистер Борк, еврей с Украины, за скромную плату дает ночлег и стол беспомощным, «безъязыким» волынским крестьянам-переселенцам, подыскивает им работу, хотя они не перестают выражать свое презрение к «жиду». Борк даже предоставляет украинской девушке Анне, брат которой бежал в Америку от преследований за участие в еврейском погроме, комнату свой дочери.

В 1890 г. Короленко писал В. Соловьеву: «Я всегда смотрел с отвращением на безобразную травлю евреев в нашей печати, травлю, идущую бок о бок с возрастанием всякой пошлости и забвением лучших начал литературы»; а значительно позже, в 1916 г., заявлял: «Я считаю то, что претерпевают евреи в России и Румынии, позором для своего отечества, и для меня это вопрос не еврейский, а русский». В 1901 г. в сборнике «Помощь евреям, пострадавшим от неурожая», Короленко публикует стихотворение в прозе «Огоньки», полное надежды на лучшее будущее для всех.

Потрясенный Кишиневским погромом (см. Кишинев) 1903 г., Короленко выступает с очерком «Дом 13» (1903, в России 1905), описывая ужасные по звериной жестокости убийства, совершенные лишь в одном доме христолюбивыми соседями, жившими до этого в дружбе со своими жертвами. Короленко, по его словам, «не имел в виду создавать проекты решения еврейского вопроса», однако высказывался со всей прямотой: «Но если бы я был одним из тех еврейских миллионеров, которые заняты этим вопросом, я бы... переселил, чего бы ни стоило... огромное большинство евреев из места погрома...» Цензура не пропустила очерк в печать.

Антисемитизм судебных и следственных органов, извечная судьба евреев в России быть «козлами отпущения» описаны Короленко в статье «Черты военного правосудия» (1910). Так, по делу о зверском убийстве еврейской семьи Быховских был обвинен еврей Глускер. После того, как он был повешен (так как «суд евреям вообще не верит», а все свидетели защиты были евреи), обнаружились истинные убийцы. В этом процессе Короленко видел продолжение «кишиневского правосудия». В процессе Маньковского следствие пошло на заведомую подтасовку фактов и лжесвидетельство полицейских-осведомителей, чтобы обвинить еврейского юношу в террористическом акте. По счастью, истина раскрылась до казни, и смертный приговор был отменен. А Перец Айзенберг, учащийся зубоврачебных курсов, вернувшийся в Россию из эмиграции, был приговорен к повешению по обвинению в убийстве вместо вора-однофамильца. Обнаружение истинного преступника спасло его от смерти. Рассказ о нем Короленко завершает риторическим вопросом: «Останется ли он и после этого в России, или одесский военно-окружной суд окончательно излечил его от тоски по родине...»

С возникновением дела М. Бейлиса Короленко составляет обращение «К русскому обществу (по поводу кровавого навета на евреев)» (газета «Речь» от 30.11.1911), подписанное М. Горьким, Л. Андреевым, В. Засулич и сотнями других русских интеллигентов. Это воззвание вошло как первая глава в статью «К вопросу о ритуальных убийствах», опубликованную в возглавляемом Короленко журнале «Русское богатство» (№12, 1911). Во время процесса Короленко опубликовал в киевских и столичных газетах 15 статей и корреспонденций, которые способствовали разоблачению его устроителей и помогли добиться оправдательного вердикта присяжных. За одну из этих статей Короленко был привлечен к судебной ответственности по обвинению в клевете на судебные власти. Дело было аннулировано после Февральской революции 1917 г. В сборнике «Щит» (1917), направленном против антисемитизма, Короленко поместил очерк «Мнение мистера Джаксона о еврейском вопросе», в котором отстаивал идею равноправия евреев независимо от того, как к ним относится нееврейское окружение.

В большинстве рассказов и очерков Короленко, посвященных еврейской теме, явно проступает стремление показать, что евреи более благородны и добры, чем окружающие их христиане, или, по крайней мере, не хуже. Благодаря этому в широких русских и еврейских читательских кругах Короленко пользовался славой последовательного юдофила. В действительности же, такое отношение к евреям проистекало из позиции Короленко, который, сравнивая современную ему эпоху реакции и антисемитизма с русско-еврейскими отношениями в «эпоху великих реформ» Александра II, писал: «Теперь этой свободы уже нет. Даже литература молчит о тех или других чертах исторически сложившегося еврейского национального характера, остерегаясь совпадения с лубочной юдофобской травлей. Свобода критики пасует перед угнетением». В 1915 г. Короленко начал писать повесть «Братья Мендель» о жизни евреев черты оседлости. Судя по сохранившимся начальным главам (опубликованы в 1927 г.), Короленко стремился создать психологически полнокровные образы и показать еврейскую среду и быт такими, какими он их видел.

В годы гражданской войны на Украине и террора военного коммунизма Короленко выступал против погромов, а также заступался за евреев, репрессированных советскими властями, о чем можно судить по его письмам и дневникам (частично опубликованы на Западе). М. Тейф посвятил Короленко балладу «Интеллигент» (русский перевод — 1958), где показал его защищающим евреев Полтавы от погромщиков.

eleven.co.il

Биография Владимира Галактионовича Короленко

Разделы сайта: 

Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921) - выдающийся русский писатель. Родился в 1853 году в городе Житомире в семье чиновника. Учился в житомирской гимназии, позднее - в ровенской реальной гимназии. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60-х годов, сочинения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко; их взгляды оказали огромное влияние на всё его творчество. В 1871 году Короленко поступил в Петербургский институт, но не смог учиться из-за отсутствия средств. Работал корректором, рисовальщиком географических карт. В 1874 году поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. Будучи студентом, готовился к пропагандистской деятельности среди крестьян. В марте 1876 года Короленко был исключён из академии, а потом арестован за то, что от имени большинства студентов выступил с протестом против администрации, выполнявшей чисто полицейские функции. С 1879 года в жизни Короленко наступает длительная полоса ссылок (в Вятскую губернию, в Восточную Сибирь, и др.). В августе 1881 года он был выслан в Якутскую область, после демонстративного отказа подписать присягу Александру III. В Европейскую Россию Короленко было разрешено вернуться осенью 1884 года. С 1885 года он жил в Нижнем Новгороде, находясь под надзором полиции.

В первом рассказе Короленко "Эпизоды из жизни искателя" (1879 год) в известном мере отразились народные взгляды. Однако в двух последующих рассказах "Яшка" (1881 год) и "Ненастоящий город" (1881 год) наметился отдых писателя от народной иллюзии, чему способствовало непосредственное знакомство с народом в период ссылок. Уже для ранних рассказов и очерков Короленко характерно реалистичное изображение народной жизни, внимание к людям, непокаривщимся тяжёлой судьбе, полным неукротимого стремления добиться правды и свободы. Стойкость и мужество русской девушки - революционерки послужили темой рассказа "Чудное" (1880 год, заграничная публикация 1893 год, в России - 1905год). Протестует против социальной несправедливости якутский крестьянин, герой рассказа "Сон Макара" (1885 год). О способности русского человека совершить подвиг о силе его души говорится в очерке "Река играет" (1892 год). В творчестве Короленко раскрыто глубокая внутренняя красота людей из народа, поднимающихся на борьбу за своё освобождение. В центре повести " Музыкант" (1886 год) - душевная драмма слепого, который "увидел" мир через высокое искусство. Это душевное произведение, явившееся результатом слепого музыканта с людьми из народа, помогает преодолеть личное горе, из которого казалось, не было выхода. На эту мысль повести указал М. И. Калинин в своём выступлении 25 октября 1919 года на митинге, посвященном обороне Тулы от деникинских банд: "Величайший художник слова Короленко в своем слепом «Слепом музыканте» ясно показал, как проблематично, непрочно это отдельное человеческое счастье... Человек... может быть счастлив, если тогда, когда всеми нитями своей души, когда всем телом и всем сердцем спаян он со своим классом, и только тогда его жизнь будет полна и цельна".

В произведениях Короленко нашли отражение русской действительности, связанные с распадом патриархальных форм крестьянского быта и проникновением капитала в деревню. Значительным было его выступление с очерками о знаменитых кустарных промыслах села Павлова, близ Нижнего Новгорода ("Павловские очерки", 1890 года). Народники считали это село примером кустарного производства, якобы избежавшего влияния капитализма о свободных эксплуатации. Решительно отвергая эти лживые утверждения, Короленко нарисовал правдивую картину разорения кустарей, их полной зависимости от скупщиков капиталистов. "Нет просто мужика, - писал Короленко в очерках "В голодный год", - есть бедняки и богачи, хозяева и работники". Короленко высказывал своё несогласие с беллетристикой позднего народничество, которая, по его выражению, рассматривала действительность "сквозь призму лжи". Значительное место в творчестве Короленко занимает повесть "Без языка" (1895 год), где изображены злоключения украинского крестьянина, попавшего в Америку. Герой повести столкнулся с рабством, безработицей, преступной властью денег. Доведённый до исступления, он восклицает: "Пусть гром разобьёт этот проклятый город и выбранного вами какого-то мэра. Пусть гром разобьёт и эту их медную свободу, там на острове...".

В годы, предшествовавшие революции 1905 года, Короленко продолжает цикл своих рассказов: "Государевы ямщики" (1901 год), "Мороз" (1901 год), "Марусина заимка" (1903 год), "Феодалы" (1901 год). Здесь писатель-гуманист рисует тяжёлую жизнь людей подневольного труда, обличает пережитки феодально-крепостнических порядков, затрагивает тему бесчеловечности буржуазного строя. Несмотря на неопределённость своих политических идеалов, Короленко верил в победу народа. К этому же времени относится рассказ "Нестрашное" (1903 год), Который по силе разоблачения буржуазной интеллигентности и по мастерству выполнения может быть отнесён к числу лучших произведений Короленко.

В 1900 году Короленко был избран почётным академиком. В 1902 году он, как и А. П. Чехов, отказался от этого звания в знак протеста против того, что М. Горький не был утверждён царским правительством в качестве почётного академика.

Публицистический талант Короленко с особой силой проявлялся в его очерках "В голодный год" (1892 - 1893 год), "Султанское жертвоприношение" (1895 - 1896 год), "Сорочинская трагедия" (1907 год), "Бытовое явление" (1910 год). В очерке, посвящённом т. н. Султанскому делу, писатель-демократ выступил в защиту крестьян вотяков (удмуртов), обвинявшихся царской полицией в ритуальном убийстве. Короленко доказал, что этот процесс был затеян черносотенцами в целях разжигания национальной вражды. Максим Горький писал по этому поводу: " "Султанское жертвоприношение" вотяков - процесс, не менее позорный, чем "дело Бейлиса", принял бы ещё более мрачный характер, если б В. Г. Короленко не вмешался в этот процесс и не заставил прессу обратить внимание на идиотское мракобесие самодержавной власти". В годы реакции Короленко выступил с памфлетом "Бытовое явление", в котором обвинял царское правительство в "оргии казней" и полицейских издевательств над рабочими и крестьянами после революции 1905 - 1907 года. Со 2-й половины 90-х годов принимал участие в издании либерально-народного журнала "Русского богатства" (его роль сводилась главным образом к редактированию отдела беллетристики). По письмам Короленко можно судить о его серьёзных расхождениях с редакции журнала, разделявший народнические, либерально-буржуазные взгляды. В то же время писатель не мог понять поделенного значения революционной борьбы рабочего класса, и это резко отличало его позицию от позиции пролетарского писателя Максима Горького.

К последнему периоду творчества Короленко относится крупнейшие его произведение "История моего современника", в котором легко рассмотреть художественное воплощение биографии автора, её важнейших этапов Короленко в тоже время знакомит читателя с развитием общественного движения 60-х - 70-х годов, с выдающимися историческими событиями того времени. Последние главы эпопеи, освещающие деятельность народной интеллигенции, были написаны после великой октябрьской социалистической революции. Не поняв её подленного значения, писатель, однако, видел, что революция победила потому, что в ней участвовали самые широкие народные массы. В "Истории моего современника" он сумел показать, сколь наивны были расчёты народников на героизм "избранных" при отсутствии поддержки со стороны трудовых масс.

Короленко выступал с литературно критичными статьями и мемуарными очерками. Наиболее значительные из них: "Памяти Белинского" (1898 год), "О Глебе Ивановиче Успенском" (1902 год), "А. П. Чехов" (1904 год), "Л. Н Толстой" (1908 год), большая работа о Н. В. Гоголе "Трагедия великого юмориста" (1909 год).

Реалистическое творчество Короленко всем своим содержанием противостояло упадочной буржуазной литературе предреволюционной эпохи. Оно отразило народный протест против буржуазно крепостнических порядков царской России, против национального неравенства и угнетения. В 1907 году В. И. Ленин назвал Короленко "прогрессивным писателем". Демократический характер его творчества отмечало в 1913 году ленинская "Правда". Указав на то, что Короленко "стоит в стороне от рабочего движения", "Правда" в то же время писала: "Мы чтим в нём и чуткого, будущего художника, и писателя-гражданина, писателя-демократа". Высоко оценивая общественное и художественное значение творчества Короленко, ставя его как писателя в пример молодым литераторам, М. Горький писал: "Мне лично этот большой красивый писатель сказал о русском народе многое, что до него никто не мог сказать".

Короленко отличный мастер рассказов, очерка, повести. Пользуясь обширным жизненным материалом, развёртывая даже в небольшом произведении сложное действие он всегда остаётся в естественно складывающиеся композиции. Стремясь к более точному воспроизведению жизни, Короленко охотно вводил в свои рассказы и повести элементы публицистики. На эту особенность нередко указывают подзаголовки из его рассказов: "Эскизы из дорожного альбома", "Из записок репортёра", "Из записной книжки путешественника" и т. д. Короленко выдающийся художник слова, его искусство высоко ценили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький. Короленко оказал значительное влияние на писателей вышедших из народной среды. "В ранние годы на меня сильно повлиял Короленко", - писал А.С. Сирофимович. Реалистический метод Короленко сыграл положительную роль в развитии украинской, белорусской, литовской, латышской, якутской прозы. Произведения Короленко переведены на многие языки народов Советского Союза. В связи с 25-летием со дня его смерти исполнившимся в 1946 году, Совет Министров СССР постановил увековечить память выдающегося русского писателя целым рядом мероприятий. Творчество Короленко, замечательное разносторонним богатством содержания, благородством замыслов, совершенством художественной формы, занимает видное место в истории русской классической литературы.

gumfak.ru

В Короленко

-------------------------------------------------------------------------------- Конспект по статье В.Г.Белинского

"Взгляд на русскую литературу 1847 года"

1.Какая литературная школа,по мнению Белинского,стала главенствующей в русской литературе ?

- Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы. С одной стороны,нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным увеличениям,мы можем сказать,что публика,то есть большинство читателей,за нее: это факт,а не предположение.Теперь вся литературная деятельность сосредоточилась в журналах,а какие журналы пользуются большею известностью,имеют более обширный круг читателей и большее влияние на мнение публики,как не те, в которых помещаются произведения натуральной школы ? Какие романы и повести читаются публикою с особенным интересом , как не те , которые принадлежат натуральной школе,или,лучше сказать,читаются ли публикою романы и повести,не принадлежащие к натуральной школе? Какая критика пользуется большим влиянием на мнение публики или, лучше сказать, какая критика более сообразна с мнением и вкусом публики, как не та, которая стоит за натуральную школу против риторической ?

--------------------------------------------------------------------------------

2.Кто является родоначальником этой школы ?

-...Литература наша была плодом сознательной мысли,явилась,как нововедение, началась подражительностью.Но она не остановилась на этом,а постоянно стремилась к самобытности,народности,из риторической стремилась сделаться естественною,натуральной.Это стремление,ознаменованное знаменитыми и постоянными успехами,и составляет смысл и душу истории нашей литературы.И мы не обинуясь скажем,что ни в одном русском писателе это стремление не достигло такого успеха,как в Гоголе.

-Одни говорят (и очень справедливо на этот раз),что натуральная школа основана Гоголем;другие,отчасти соглашаясь с этим,прибавляют еще,что французская неистовая словестность (лет десять тому назад,как уже скончавшаяся вмале) еще больше Гоголя имела участие в порождении натуральной школы.

--------------------------------------------------------------------------------

3.В чем обвиняли писателей этой школы ?

Как Белинский доказывает несостоятельность этих обвинений ?

-...Для обращения к действительности нужно было обратить все внимание на толпу,на массу,изображать людей обыкновенных,а не приятные только исключения из общего правила,которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на себе чужой отпечаток.Это великая заслуга со стороны Гоголя,но это-то люди старого образования и вменяют ему великое в преступлнние перед законами искусства.

-...Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то,что они любят изображать людей низкого звания,делают героями своих повестей мужиков, дворников,извозчиков,описывать углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности.Чтобы устыдить новых писателей, обвинители с торжеством указывают на прекрасные времена русской литературы,ссылаются на имена Карамзина и Дмитриева,избравших для своих сочинений предметы высокие и благородные,и приводят пример забытого теперь изящества чувствительную песенку: "Всех цветочков боле розу я любил"...

4.Что отличает Гоголя от предшествующих писателей ?

5.Какое понятие Белинский вкладывает в слово "натуральный",говоря о "натуральной школе" ?

- Литература наша была плодом сознательной мысли,явилась как нововедение,началась подражательностью.Но она не остановилась на этом, а постоянно стремилась к самобытности, народности,из риторической стремилась сделаться естественной,натуральной. Это стремление, ознаменованное заметными и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы.

- Выражение "натуральная школа" было впервые употреблено Булгариным в 1846 году с намерениями унизить писателей определенного направления за их склонность к изображению "грязной натуры",а на самом деле за обличительный характер их творчества.Белинский подхватил это выражение и,переосмыслив его,утвердил как название гоголевской школы в русской литературе.

1.Почему роман и повесть стали теперь во главе других родов поэзии ?

2.Белинский о Гончарове /Обыкновенная История/.

3.Белинский о Тургеневе.

4.Белинский о Достаевском.

baza-referat.ru

Короленко В.Г.

Короленко В.Г.

Короленко Владимир Галактионович

15(27).7.1853, Житомир, - 25.12.1921, Полтава

Русский писатель, публицист, общественный деятель

Отец - судебный чиновник из дворян, мать - из семьи небогатого польского помещика. В 1871 Короленко поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешЕл в Петровскую земледельческую академию в Москве. Под влиянием революционной пропаганды стал "лавристом", намеревался идти "в народ". В 1876 за подачу коллективного студенческого протеста был исключен из академии, арестован и сослан на год в Кронштадт под полицейский надзор. Освободившись, поступил в 1877 в Петербургский горный институт.

В 1878 впервые выступил в газете "Новости" как журналист. В 1879 опубликовал в журнале "Слово" первый рассказ "Эпизоды из жизни "искателя"". В 1879-81 Короленко находился в тюрьмах и ссылках в Европейской России и на Урале; в 1881 за отказ присягать Александру III был выслан в Якутию. С 1885 жил в Н. Новгороде.

В тюрьме Короленко написал рассказ "Чудная" (1880, опубликован 1905), в котором создал образ ссыльной девушки-революционерки, мужественной и непримиримой. На еЕ примере писатель показал, что пропасть взаимного недоверия разделяет народ и народническую интеллигенцию. Короленко был свободен от ограниченности народнических иллюзий. В его произведениях русская действительность конца 19 - начала 20 вв. нашла во многом верное отражение. Он показал в них, как жизнь опровергает коренные догматы "революционеров без народа".

В отличие от народнических эпигонов, Короленко показал, что мужицкая масса неоднородна - рядом с бедняком стоит кулак (очерк "Ненастоящий город", 1880): в народе растет протест ("Яшка", 1880), тяга к справедливости и правде ("Убивец", 1882), вера в их торжество ("Сон Макара", 1883). Сибирские наблюдения обогащали творчество Короленко на протяжении многих лет: "Соколинец", "Федор Бесприютный" (оба - 1885), "Черкес" (1888), "Ат-Даван" (1892), "Марусина заимка" (1899), "Огоньки", "Мороз" (оба - 1901) и др. В этих произведениях, как и в рассказах "Волынского цикла" - "В дурном обществе" (1885), "Лес шумит" (1886), "Парадокс" (1894), - появляются "выломившиеся" из "приличного" общества и противостоящие ему вольнолюбивые бродяги, каторжники, поселенцы, нищие.

В повести "Слепой музыкант" (1886) мажорно звучит характерный для Короленко мотив преодоления физических и нравственных недугов, мешающих человеку стать активным членом общества. Вера Короленко в скрытые до поры силы народные отразилась в рассказе "Река играет" (1892). Путешествие в Америку в 1893 дало писателю материал для ряда художественных и публицистических произведений, самое значительное из которых повесть "Без языка" (1895, 2-я редакция - 1902).

Выступления в защиту эксплуатируемых скупщиками кустарей ("Павловские очерки", 1890) и голодающих крестьян (очерки "В голодный год", 1892), участие в реабилитации удмуртских крестьян, ложно обвинЕнных в ритуальном убийстве (цикл статей "Мултанское жертвоприношение". 1895-96), выдвинули Короленко в число передовых демократических русских публицистов.

В 1896-1900 Короленко жил в Петербурге, входил в редакцию либерально-народнический журнал "Русское богатство" (в 1904-1918, с перерывами, - его редактор). С 1900 Короленко жил в Полтаве. В 1902 он защищал крестьян - участников аграрных волнений на Полтавщине. В 1903 ездил в Кишинев, где произошел еврейский погром, и откликнулся на него очерком "Дом N 13" (опубликован в России в 1905). Предчувствием народной революции пронизаны очерк "В облачный день" (1896), рассказ "Мгновение" (1900).

Избранный в 1900 почетным академиком по разряду изящной словесности, Короленко в 1902 совместно с А. П. Чеховым отказался от звания, протестуя против беззаконной отмены академией выборов М. Горького. В статье "Сорочинская трагедия" (1907) Короленко обвинил начальника карательной экспедиции Филонова в убийствах крестьян и потребовал публичного суда над ним; статьи "Бытовое явление" (1910) и "Черты военного правосудия" (1910-11) - яркие выступления против смертной казни, обличение деятельности военно-полевых судов.

Вмешательство Короленко в так называемое "дело Бейлиса" способствовало разоблачению его устроителей и помогло добиться оправдательного вердикта присяжных. Авторитет Короленко - публициста был огромен; в течение долгих лет Короленко олицетворял собой совесть и достоинство русской демократической литературы.

В 1905-21 Короленко работал над мемуарами "История моего современника" (опубликованы 1922), в которых раскрывается процесс становления личности молодого человека разночинского этапа освободительного движения. Значительный интерес представляют литературно-критические статьи: "Воспоминания о Чернышевском" (1890), "О Глебе Ивановиче Успенском" (1902), "А. П. Чехов" (1904), о Н. В. Гоголе - "Трагедия великого юмориста" (1909), две статьи о Л. Н. Толстом (1908) и др.

Отношение Короленко к Великой Октябрьской социалистической революции было сложным и противоречивым. Называл себя "беспартийным социалистом", не разделял идей большевистской партии, но активно выступал против контрреволюции и творимых ею бессудных казней, погромов.

Реализм Короленко, продолжая традиции классической русской литературы (в том числе традиции тургеневской школы), открывал и новые перспективы: писатель стремился найти художественные средства для выражения предчувствия неизбежного обновления жизни; литературу, считал он, необходимо обогатить чертами героического: "Мы признаем и героизм. И тогда из синтеза реализма с романтизмом возникнет новое направление художественной литературы..." (Избранные письма, т. 3, 1936 с. 29).

Литературная и общественная деятельность Короленко - демократа и гуманиста, ненавидевшего самодержавие, боровшегося против произвола царских властей, защитника угнетЕнных - оказывала большое революционизирующее влияние на передовые слои русского общества. В речи "Из воспоминаний о В. Г. Короленко" (1918) М. Горький выразил уверенность в том, что в "... великой работе строения новой России найдет должную оценку и прекрасный труд честнейшего русского писателя В. Г. Короленко, человека с большим и сильным сердцем" (Собр. соч., т. 14, с. 245).

В Полтаве в 1928 открыт литературно-мемориальный музей Короленко.

globuss24.ru

Поэтика рассказов В.Г.Короленко

Разделы: Литература

1. Синтез реалистического и романтического подхода к миру:

  • Экзотическая сторона действительности; фольклорные мотивы; элементы фантастики.
  • Тип героя: бродяга, изгой, крестьянин, тип великорусса, дети.
  • Основной поэтический принцип – принцип контраста: движение – неподвижность. Символические оппозиции: тепло – мороз, свет – тьма, день – ночь, жизнь – смерть, реальность – фантастика, слепота – прозрение.

2. Хронотоп:

  • Категория пространства: тайга, тюрьма, дорога, степь.
  • Пейзаж как место действия: носитель информации автора, цветовой, звуковой, движущийся пейзаж.
  • Средства художественного языка: сравнения, метафора.

3. Мотив стремления к счастью.

1. Исследователи творчества Короленко не раз обращались к вопросу об особенностях его творческой системы, его поэтики. Короленко считал задачей художника не показ идеального мира, а поиск и показ тех реальных сил, которым принадлежит будущее. Его творчество объединяет в себе реальность и романтику.

Действительность оборачивается для автора своей экзотической стороной. Сама жизнь – это экзотическая, неординарная ситуация. Противоречия современной действительности нередко переводятся в условно исторический или фантастический план.

Так было в “Сне Макара”, где Тойон, взвесив обстоятельства жизни угнетенного крестьянина, восстановил правду на земле. “…Погоди, барахсан! Ты не на земле… здесь и для тебя найдется правда… И Макар дрогнул. На сердце его пало сознание, что его жалеют, и оно смягчилось, а так как перед его глазами все стояла его бедная жизнь, от первого дня до последнего, то и ему стало самого себя невыносимо жалко. И он заплакал… И старый Тойон тоже плакал. (….) А весы все колыхались, и деревянная чаша подымалась все выше и выше!”

Так было и в сказке “Судный день”, где добрый черт Хапун заставил мельника-эксплуататора понять, что он творил несправедливость и зло.

В очерке “Мгновение” нельзя отличить сон от бодрствования. Герой находится между реальностью и грёзами. “Время сна не существует для сознания, а его жизнь уже вся была сном, тупым, тяжелым, бесследным”. В таких, казалось бы, реальных рассказах Короленко появляется нечто, что может быть отнесено к сказке. Это хозяин леса в легенде “Лес шумит”, старый Тойон в “Сне Макара”, жидовский черт в рассказе “Ночью”.

С использованием фольклорных мотивов связано и введение писателем в свои произведения элементов фантастики. Почти в каждом произведении есть это слово – фантастический. “Тогда случилось что-то странное, фантастическое. Макар, который никогда в жизни не произносил более десяти слов кряду, вдруг ощутил в себе дар слова” (“Сон Макара”). “Он был большой фантазер и часто думал о том, что происходит на свете, когда все спят” (“Ночью”).

Герои Короленко исключительны – это бунтари, одинокие узники и смелые борцы. И в людях привлекает автора всё неординарное, противоречивое, необычное, контрастное. Его герой экзотичен, как и сама жизнь. Сибирская жизнь давала Короленко интересные и значительные образы. Это были типы сибирских бродяг, настоящих изгоев, вырванных из общества.

Первые бродяги появляются в рассказе “Убивец”. Там они ещё не играют главной роли. Героем рассказа является Федор Силин, искатель праведной жизни и праведных людей. Бродяги выступают как его враги и ненавистники, на пути которых стоит этот мужественный и честный защитник их жертв. “Бакланы! – пояснил ямщик. – Вот и мещанишки эти - те же бакланы. Ни у них хозяйства, ни у них заведениев. Землишку, слышь, какая была, и ту летось продали. Теперь вот рыщут по дорогам, что тебе волки. Житья от них не стало!” (“Убивец”). Бродяги рисуются здесь как жестокие хищники грабители. Но среди них есть исключение – Иван, 38 лет, убивший Федора, но возмущенный зверской расправой над Силиным.

В “Соколинце” тема бродяжничества представлена иначе. Рассказчик, с которым в глухую морозную ночь судьба сводит автора, сразу предстает перед нами как яркий, недюжинный человек. “Черные выразительные глаза его кидали быстрые короткие взгляды. Нижняя часть лица несколько выдавалась вперед, обнаруживая пылкость страстной натуры, но бродяга давно уже привык сдерживать эту пылкость. Только легкое подергивание нижней губы и нервная игра мускулов выдавали по временам беспокойную напряженность внутренней борьбы”. Когда бродяга пытается укорениться, ничего у него не получается. Он бродяга, его манит степь, леса, вольная воля.

Образ сибирского бродяги усложняется в рассказе “Федор Бесприютный”. “Каторжная, скорбная дорога овладела в его лице недюжинной, незаурядной силой. Его глаза глядят на мир каким-то особенным выдержанным взглядом.… Казалось, человек, смотрящий на мир этим странным взглядом, знает о жизни нечто очень горькое.… Но он таит про себя это знание, быть может, сознавая, что оно под силу не всякому”. “Глаза Федора смотрели не с мужицкой наивностью, в них заметна была своего рода интеллигентность”.

Фигуры отщепенцев, изгоев мы видим в повести “В дурном обществе”. Это личности незаурядные, трагические, они враждебны по отношению к “порядочному” обществу, но они являются отверженцами и среди себе подобных.

В рассказе “Сон Макара” говорится о жизни якутского крестьянина, о его лишениях, нужде, бесправии. Макар сам говорит о себе, что “его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати, гоняли нужда и голод, гоняли морозы и жары, дожди и засуха; гоняла промерзшая земля и злая тайга!”.

“Тип великорусса – того человека, который ныне сорвался с крепких цепей мертвой старины и получил возможность строить жизнь по своей воле” - увидел Горький в герое рассказа “Река играет”. Тюлин представлен нам скованным, апатичным, малоподвижным человеком, который преображается в минуту опасности. Перед нами вырастает подлинный герой, способный на подвиг.

В очерке “Ночью” перед нами дети. Один из братьев – фантазер и поэт по складу характера. Детство – источник морали, любви и человечности. Все самое важное и нужное человеку скрывается в детской непосредственности, в прирожденном, в инстинктивном.

В “Слепом музыканте” детство выступает как период самоопределения.

Герой Короленко - это человек, не покорившийся тяжелой судьбе, полный неукротимого желания достигнуть правды и свободы.

Основным поэтическим принципом является принцип контраста. В произведениях перед нами часто два полюса, две величины: движение и неподвижность. Свет – тьма, тюрьма – тайга, холод – тепло, тишина – звуки – это типичные для Короленко символические оппозиции. Случай с “оттаявшей совестью” в рассказе “Мороз” контрастирует с жестокостью уклада жизни.

Борьбу света и тьмы мы наблюдаем в очерке “Мгновение”: “По небу неслись темные тучи, без просветов, без очертаний” и “там за стенами, казалось, замкнулось спокойствие. Огонек в его башне светился ровным, немигающим светом”. С тьмой борется и герой рассказа “Слепой музыкант”: “…вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходимое горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы”. “Он поворачивал открытые глаза к солнцу с немым удивлением. Губы его раскрылись”. Мальчик оказался сильнее природы, слепой “прозрел”: “И перед незрячими глазами встало синее небо, и яркое солнце, и прозрачная река с холмиком, на котором он пережил так много и так часто плакал еще ребенком”.

В очерке “Ночью” два брата олицетворяют противоположные начала. Марк – реалист и скептик, Вася – фантазер и мечтатель. Для Васи жизнь разделяется на два полюса: будничный и необыкновенный, таинственный. Здесь же противопоставляются день и ночь.

На контрасте мрачных условий жизни и светлых качеств человеческой природы построен весь цикл сибирских рассказов.

Произведения Короленко необычны по форме и содержанию, его герои – неординарные, сильные личности, места их пребывания загадочны, таинственны, где-то страшны. Такова категория пространства у Короленко. Особенностью художественного пространства является то, что героев своих он помещает в тайгу или степь, в тюрьму или на дорогу. История побега с сахалинской каторги (в рассказе “Соколинец”) – эпопея отчаянной борьбы за волю, это повесть о невероятных трудностях, о сверхчеловеческой хитрости, о стремлении подышать чистым воздухом тайги. “У всякого арестанта живуче какое-то инстинктивное сочувствие смелой попытке вырваться из глухих стен на вольную волю”.

Мотив движения в произведениях Короленко оправдывается тем, что герой отправляется в дорогу. “Пешая этапная партия подымалась по трактовой дороге на взгорок… Партия растянулась почти на версту. Арестанты разбрелись по сторонам, избегая дорожной пыли, которую взбивала главная масса, двигавшаяся по тракту. Партия шла вольно, шла на слово старосты Федора, по прозванию “Бесприютного”, … 60 верст “на круг” в сутки – такова была эта походка. Так идет человек, у которого нет ближайшей цели. Отмеривает бродяга шаг за шагом. Эти бесконечные и бесчисленные версты. Эта ровная, неторопливая, хотя и довольно быстрая походка входит в привычку”.

Герои, находящиеся в заточении, постоянно стремятся к свободе, но и те, кто сейчас в степи или на дороге, тоже не стоят на месте, им жизненно необходимо двигаться.

Только на лоне природы человек может быть спокоен, счастлив, поэтому часто Короленко помещает своих героев именно туда: в лес, степь, тайгу, на море…

Пейзаж у автора поразительно разнообразен: суровые картины Восточной Сибири и уютные поля и леса средней России, великая русская река Волга и необъятный простор Атлантического океана. Но художнику ближе родной русский пейзаж. Он признается, что любит “проселочные дороги, тихо плетущуюся лошадку, наивный разговор ямщика под шум березок, захолустные, лесом поросшие речки”. (“В пустынных местах”)

Пейзаж – активный участник событий, он живой, полный движения, красочности. В “Марусиной заимке” образ героини находится в соответствии с изображением “молодой искалеченной лиственницы”.

Пейзаж поздних сибирских рассказов символически угрюм и мрачен. Станочники зовут Лену “проклятою щелью”. “Действительно, это как будто гигантская трещина, по дну которой клубится темная река, обставленная угрюмыми скалами, обрывами, ущельями”. (“Последний луч”)

В “Слепом музыканте” автор создает ряд звуковых пейзажей. “Он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки буков шептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклу. А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек, прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату подобно ярким и звонким камешкам, быстро отбивавшим переливчатую дробь”.

“Было тихо, только вода говорила о чем-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет, но тотчас же он опять повышался и опять звенел без конца и без края. Густая черемуха шептала темной листвой; в саду раздавались по временам последние, задумчивые трели”.

Даже пространственные представления передаются звуковыми образами. “Даль звучала в его ушах смутно замиравшей песней”.

Еще один тип пейзажа – “движущийся”. В этих описаниях велика роль глаголов. “То буря в лесу шумит…Больше ничего, лес шумит, шумит.…В маленькие окна то и дело заглядывали синеватые молнии, высокие деревья вспыхивали за окном призрачными очертаниями и опять исчезали…Лес шумит, лес шумит. (“Лес шумит”)

“Теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои веселые, зеленые берега. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены… Резвое течение, будто шутя и насмехаясь над нашим паромом, уносит неуклюжее сооружение все дальше и дальше. Кругом, обгоняя нас, бегут, лопаются и пузырятся хлопья цвету” (“Река играет”).

Поэзия старых легенд, простой близости человека к природе, тихая прелесть заброшенных углов, лесной глуши, в которой люди сохраняют простоту и неподвижную степенность, - все это говорит о необычайной поэтической чувственности Короленко. Язык его обладает чрезвычайной ясностью, музыкальностью. Он так часто обращается к сравнениям и метафорам. “Теперь молодые деревья прямо без всяких стеснений били его по лицу, издеваясь над его беспомощным положением” (“Сон Макара”). Часто прибегает он к световым метафорам. “На равнине как будто стало светать. Прежде всего, из-за горизонта выбежали несколько светлых лучей. Они быстро пробежали по небу и потушили яркие звезды. И звезды погасли, и луна закатилась, и снежная равнина потемнела. Тогда над нею поднялись туманы и стали кругом равнины, как почетная стража. И в одном месте туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу. И из-за них вышло солнце и стало на их золотистых хребтах и оглянуло равнину” (“Сон Макара”).

Во многих рассказах резко звучит мотив стремления к счастью. Например, в рассказе “Парадокс” один из героев говорит: “Человек создан для счастья, как птица для полета”. Герой рассказа “Не страшное” горячо убеждает: “…мы все обязаны быть здоровыми и счастливыми… Счастье есть высшая степень душевного здоровья”. В рассказе “Сон Макара” эта идея также присутствует: “Каждый человек рождается с ясными открытыми очами, в которых отражается земля и небо, и с чистым сердцем, готовым открыться на все прекрасное на земле”. Небольшой рассказ “Мгновение” заканчивается восклицанием: “Не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябанья!”. Почти одновременно с этим рассказом Короленко записал свои “Огоньки”: “Жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла.… Но все-таки… все-таки впереди – огни!..”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также