Экономика конт


КОНТ | Платформа для социальной журналистики

ЦБ РФ становится ближе к России?

Так и не дождавшись попадания в свои руки новых купюр (200 и 2000 рэ), пришлось воспользоваться возможностями интернета. Почитал кучу статей, от коротких заметок, до длиннющих текстов, в том числе и почему-то с матюгами, и в очередной раз понял: суть — ничто, форма — (фсё) всё. Что только не обсуждают (дизайн, банкоматы, торговые точки), так и не замети...

Банкротства юридических лиц в глобальном разрезе. Тотальные фальсификации западной статистики.

Статья является продуктом анализа статистики мировых банкротств юрлиц в сравнении с более полной внутрироссийской статистикой. На сей раз выводы будут не такие однозначные, зато неожиданные. Инструменты (обновлённые) те же, что использовались мной в прошлогоднем анализе:- российский «Реестр предприятий банкротов» на 22.12.2017 — последняя дата данных ...

Новые заводы и цеха России в 2017 году

Ямал СПГ  Новые заводы и цеха России в 2013 году Новые заводы и цеха России в 2014 году Новые заводы и цеха России в 2015 году Новые заводы и цеха России в 2016 году  Несмотря на ужесточившуюся международную обстановку стараниями злейших друзей России, а также участившиеся вбросы о десятках тысяч закрывшихся заводо...

Криптовалюты: слухи о преждевременной смерти сильно преувеличены.

Вступление. Поделюсь мыслями о криптовалютах, по возможности, доступно и с минимумом специальных терминов. Текст будет не совсем о технологии, которая, в принципе, достаточно проста, а о самóм явлении, причинах его возникновения и перспективах. Отмечу, что на настоящий момент никто не знает сколько в мире есть криптовалют, по оценкам — их неск...

Илон Маск - чем хуже, тем лучше

Тут давеча прочитал текст какого-то бесноватого с символичным ником «Бумажный самолёт» о «дикой ненависти кремлёвских к Маску», пообещавшего просвещать народ чуть не каждый день. Ну прочитал и прочитал, так нет, пошёл какой-то вал просветителей, наглотавшихся технических терминов и лозунгов из уст самого Маска, уже давно признавшегося, что совсем не в к...

Бермудский облом "Новой газеты"

Посвящается «Новой газете»: Уважаемый редактор! Может лучше про реактор, Про любимый лунный трактор? Ведь нельзя же, год подряд То тарелками пугают, дескать, подлые, летают, То у вас собаки лают, то руины говорят... Вчера Новая газета, наконец, разродилась очередной порцией офшорных разоблачений: «Публикация «Панамского архива» ...

Остапа несёт не по-децки: Демура походя взял высоту - 500!

Так и не взяв планку в 200 ₽/$, регулярно втираемую доверчивым слушателям, зрителям и читателям в течение нескольких лет, экстрасупергипервагантный биржевой аналитик, сделавший себе имя в США, сквозь смех(уечки), сдабривая "лекцию" полуфекальной лексикой, ко всеобщему удовлетворению рафинированной аудитории протестировал рубль сразу на предмет стоимост...

Культурный лохотрон, он же - художественный подлог.

На чтение уйдёт менее одной минуты. Очень коротко: я практически не высказывался по поводу режиссёра Учителя и его скандального творения. Лишь наблюдал, не расставляя торопливых оценок ни сторонникам, среди которых, если кто не знает, косвенно оказался Захар Прилепин, ни противникам, из которых самой известной и стойкой была и есть Наталья Поклонск...

Илон Маск — это Томас Эдисон нашего времени. Только маленький.

Есть люди, которых неудачи, особенно постоянные и частые, только мотивируют на достижение цели. Таков был Томас Эдисон, подобравший, после бесконечно-неудачных опытов (порядка 2-х тысяч), приемлемую нить накаливания и осветивший пол мира продукцией своей компании «Edison General Electric». Последнее обстоятельство свидетельствует, что Эдисон был не толь...

Долговая ракетно-электрическая пирамида Маска.

Странная скорость, с которой креативит Илон Маск, поражает своей бессмысленностью и беспощадностью. Гигапроекты с баснословными бюджетами следуют один за другим, ничуть не смущая инвесторов своей неопределённой окупаемостью. Похоже, торопятся все, от инициатора, до потенциального покупателя, торопятся успеть, пока есть деньги. Подобный нездоровый ажиота...

Россия сегодня: чем живёт, чем дышит? «Сила Сибири» и не только.

Поскольку внутренняя повестка целиком и полностью оказалась в подчинении законам медийного жанра, не оставляющего даже зазора для позитивных «новостей с полей», решил напомнить читателям о некоторых ключевых тенденциях политико-экономической жизни России. тем более, что в дискуссии под статьёй А.Акопянца «Патриотизм и бизнес», как раз от автора и посту...

Трудный путь к успеху.

Очередной «марш подлецов», вынырнувший из параллельной реальности 26 апреля, порадовал своей неуместностью, малочисленностью и откровенной несовместимостью с подавляющими народными чаяниями и устремлениями. Почти тут же напомнил о себе бывший главный узник, видимо вновь пожелавший занять президентский трон. Почему вновь? Да потому, что уже желал, з...

100 "Днепрогэсов" в год: вымысел или реальность?

В 2016-й год Россия вступила в крайне сложной ситуации, накладывающей свой неизгладимый отпечаток не только на действия власти в непредсказуемой обстановке, но и на настроения различных слоёв общества, пытающихся угадать туманное грядущее. В этом смысле свободное информационное пространство постепенно смещается в сторону апокалиптики, причём даже на тех...

Идеальный шторм или иллюзия реальности.

«Угадал точку входа, но не угадал направление...»(Биржевой цитатник) Многие аналитики, глубоко погружённые в проблему, ещё в 2015 году охарактеризовали происходящее на мировых рынках «идеальным штормом» - ситуацию, когда в одно время и в одном месте складывается целый ряд неблагоприятных факторов и далее, при малейшем толчке, начинается бурный и непредс...

Хотите поиграть в войнушку? Извольте, тогда без обид.

«Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться»(Цицерон). Часто встречаю достаточно злорадный вопрос-утверждение: вот, мол, я постоянно указываю на необратимые экономические проблемы США, а они всё никак не разваливаются и вполне себе процветают. Чтобы разобраться в этом, в общем-то, несложном вопросе, не надо иметь семь пядей во лбу, достаточно...

Чемодан - вокзал - Россия. Всепропальщикам и поравалильщикам посвящается.

Наконец наступил загадочно-мистический 17-тый, с давно ожидаемыми и недвусмысленными отсылками к событиям столетней давности. Середина апреля, а аномальная зима отступать пока не собирается. Тем не менее, годовщину февральской революции прошли вполне себе лайтово, теперь полным ходом магистрального локомотива готовимся к октябрю. За 100 лет случало...

Прочь эмоции и частности. Психология дихотомии Восток - Запад.

«Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью.Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится,Россия сосредотачивается»(Александр Михайлович Горчаков, 1856г.).Происходящее сегодня в отношениях России и Запада уже давно и закономерно сравнивают с мировой войной в ...

Россия и Запад. Ничего личного.

Я всегда был сторонником принципиальной позиции: если человеку постоянно внушать мысль о болезни, рано или поздно он заболеет и умрёт. То же самое касается бизнеса: компания, чрезмерно сконцентрированная на своих недостатках и неудачах, продуцирует вокруг себя негативный имидж, с ней перестают работать и она исчезает с рынка. Наконец, если все граждане ...

cont.ws

КОНТ | Платформа для социальной журналистики

Вопросы есть, ответов нет

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, участвуя в пресс-конференции, проходившей в ТАСС в честь 25-летия партии, остался недоволен вопросами о счетах кандидата в президенты Павла Грудинина, - об этом сообщают "Известия". Один из журналистов, присутствующих на мероприятии, задал вопрос о том, что в ходе предвыборной гонки уже зафиксировано неско...

ПРОМО

"Корпорация "Коррупция". Криминальный роман. Начало.

Этого не должно было случиться. Только не сегодня. Только не с ним.…День обещался быть солнечным и теплым. Одним из тех, в которые несмотря ни на какие невзгоды, улыбаешься навстречу солнцу, радуешься каждой мелочи, дышишь полной грудью. Все-таки первая суббота лета! Впереди еще куча времени для работы и отдыха, а до слякоти осени и промозглых зимних ветров так далеко...

Угнетение художников в Европе, рекорд российских оружейников и печальные последствия «Брекзита»

1. Грустные новости приходят из Германии — там обижают наших соотечественников. Художница Наталья Сокол, лидер арт-группы «Война», известной нам по целому ряду ярких перформансов в России, обратилась к российскому омбудсмену Анне Кузнецовой с просьбой помочь вернуться из Германии на Родину. Напомню, худо...

alexman Сегодня 15:43 173 14.00

Канцлер Австрии заявил о позитивном восприятии проекта «Северный поток — 2»

Канцлер Австрии Себастьян Курц заявил, что власти страны рассматривают проект «Северный поток — 2» в позитивном ключе. Об этом сообщает РИА Новости. «Мы рассматриваем проект «Северный поток — 2» принципиально в очень позитивном ключе, что не означает, что не нужно принимать во внимание интересы и возражения нек...

Conrat Сегодня 15:42 223 14.00

Лавров назвал заявления о российской угрозе Европе иррациональным мифом

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе выступления на Мюнхенской конференции по безопасности назвал заявления о российской угрозе странам Европы иррациональным мифом. «За минувшие десятилетия Евросоюз так и не смог найти золотую середину в отношениях с нашей страной. В 1990-е годы доминировало представление о России как о подмастерье, которого на...

Andreas Сегодня 15:41 560 9.72

Захарова о заявлениях Киева из-за фото Тимошенко и посла России: ребята, пора просыпаться

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова прокомментировала заявление украинской партии «Батькивщина» о том, что опубликованное ею фото лидера фракции Юлии Тимошенко с послом России в Германии Сергеем Нечаевым является «кремлёвской провокацией». По словам Захаровой, Тимошенко и Нечаев действительно общались, их фотографировали...

"Гей на передержке" и другие ужасы "нового президента" - как в России поднимают явку на выборах 2018

Радужные новости В соцсетях набирает популярность гомофобный ролик, призывающий пойти на выборы президента России 18 марта. Перед сном супруга главного героя заводит будильник, а тот напоминает ей, что завтра воскресенье. На что она отвечает, что завтра выборы президента. "А то без тебя там не выберут!" - с иронией говорит мужчина и требу...

С Сети. Иностранцы и наши или почему погиб Рим.

Учебники учат молодых папуасов, шо типа в натуре Рим погубили злобные и дикие варвары. Но никак не объясняют, а чего это вдруг варвары, которых до этого римляне гоняли в хвост и в гриву вдруг ни с того ни с сего стали такими могучими. Ни могучими ни очень умными варвары не стали. Кем они были тем они и оставались. Ни поумнеть ни организоваться варвары п...

Nyka Сегодня 15:11 199 0.00

Изучение основ ислама сделают обязательным в школах Норвегии

Изучение основ ислама станет обязательным для норвежских школьников. Об этом сообщает Министерство образования Норвегии.«Задача министерства на ближайшее время — реформировать школьную программу. В последнее время в Норвегию приезжает всё больше гостей из других стран, которые с удовольствием получают наше гражданство. Мы обязаны уважать их культурные и...

13 друзей Путина

Офис генпрокурора США выдвинул обвинения против 13 граждан России в связи с «вмешательством в выборы». Обвинение также предъявлено трем компаниям: «Агентству интернет-исследований», Concord Management and Consulting и Concord Catering.Мюллер заявил, что они вмешивались в выборы в США с 2014 года. Прокурор обвинил «Агентство интернет-исследований» в орган...

ПРОМО

"Корпорация "Коррупция". Криминальный роман. Часть 2. Глава 2

Продолжение. Начало здесь.Сидя за мерцающим монитором, Алена Соболева задумчиво потерла переносицу, на мгновение прикрыла уставшие от длительного напряжения глаза. В них словно песка насыпали. Вновь перечитала, отмечая карандашом в блокноте интересующие детали. Возрастающее возбуждение мешало концентрироваться на мелочах.Неожиданно возникшая в голове мысль, показавшая...

Родства не помнящие: кем были предки российских либералов

  Комментарий Б.Гребенщикова по поводу фильма "Лето" Кирилла Серебренникова /по "мотивам" биографии Виктора Цоя/ — о том, что:— сценарий — ложь от начала до конца, его писал человек с другой планеты,— сценарий не имеет никакого отношения к реальным событиям,— что Виктор, Борис и другие жили по-другому — не как нынешние московские хипстеры, которые кроме как ...

Nyka Сегодня 15:28 427 1.00

В Латвии русских назвали дикарями

Любопытная новость пришла из некогда братской Прибалтики. Некто Гирт Рунгайнис, латвийский банкир, взялся рассуждать не только об экономике Латвии, но и об образовании и культуре в стране.Рассуждения банкира вызвали общественный резонанс. По его мнению, для процветания страны необходимо отказаться от старых форм экономики, "особенно если они связаны с Р...

Nyka Сегодня 15:31 419 0.00

Эстония готовит боевых водолазов для подрыва «Северного потока-2»

Эстония займётся подготовкой боевых водолазов для подрыва строящегося газопровода «Северный поток-2», который пройдёт по дну Балтийского моря и соединит российское побережье с побережьем Германии.«Мы намерены серьёзно противостоять российской угрозе. Мы делали всё возможное, чтобы этот проект гибридной агрессии Кремля не состоялся. Мы уже проводили пере...

«До свидания, Польша»: как Бандера убивает «евроинтеграцию» Украины

Полным фиаско закончилась политика заигрывания официальной Варшавы с властями в Киеве, проводимая в течение многих лет во имя совместной антироссийской враждебности — независимо от того, какие политические силы формировали польское правительство, и не взирая на все антипольские афронты украинских властей, а порой даже откровенные и демонстративные дипло...

Грудинин разводит дольщиков и устраивает провокации

Сегодня, 17 февраля 2018 года, Общественное движение дольщиков России проводит съезд в Доме кино в Москве. Планируется, что приедет около 1200 человек из 27 регионов России. Беда этих людей понятна - они вложили свои кровно заработанные деньги в строительство жилья, а в результате действий различных безответсвенных бизнесменов или откровенных мошенников остались и ...

ATRcons Сегодня 14:40 1815 2.00

Шумерская теология

Почему Путина опять нет на Мюнхенской конференции по безопасности? Потому что ему нечего сказать. Речи президента РФ за последние годы - это послания, ориентированные исключительно на внутрироссийскую аудиторию. Местами вообще становится понятно, что сам Путин - это часть пропагандистской машины. В том смысле, что одни и те же пропагандистские тезисы озвучиваю...

Период расцвета массового образования в России

Один не любящий СССР товарищ так шутил в ответ на лозунги про «лучшее в мире» советское образование: «учившиеся при Царе проводили индустриализацию и запускали человека в космос, а учившиеся при советской власти вкладывали деньги в МММ и заряжали воду перед телевизором». Чисто технически эта шут...

bmpd Сегодня 14:30 964 9.47

Перспективы развития сирийского конфликта - западный анализ

Как сообщает бюллетень «TTU» в публикации «Israël-Syrie : la guerre qui vient», сирийский конфликт может выплеснуться за границы собственно Сирии. Израиль, который не смог убедить Москву начать контролировать действия Ирана на сирийской территории, а также несмотря на десятки ударов с воздуха по складам и руководству движения &la...

ВВС Австралии получили шестой самолет БПА P-8A «Посейдон»

Агентство управления оборонными контрактами Министерства обороны США (Defense Contract Management Agency) 14 февраля сообщило о передаче Вооруженным Силам Австралии шестого самолета базовой патрульной авиации (БПА) P-8A «Посейдон». Австралийское правительство одобрило приобретение восьми P-8A в 2014 г. Их стоимость составит $3,6 млрд., включая средства...

Памятник преданности

Интересный материал посвященный истории пса, который 8 лет ждал своего хозяина и которому после смерти открыли памятник в Тольятти. Памятник верности Есть в России в городе Тольятти Памятник Преданности — памятник, установленный псу, терпеливо ждущему своих хозяев. А история этого памятника такова…Все события происходили на обводной дороге город...

JeDi Сегодня 14:16 987 6.42

В России создадут 50-кубитный квантовый компьютер

Фондом перспективных исследований МГУ, ВЭБ и рядом других российских организаций сформирован консорциум, целью которого является разработка квантового компьютера, состоящего не менее чем из 50 кубитов, заявляет пресс-служба «ВЭБ Инноваций». В то время как западные ученые уже демонстрировали установки с более чем 50 кубитами, российские специалисты до с...

Великие нации

Если великий народ не верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною...

Репрессии и образовательный уровень

Репрессировали не лучших? Прочитал статью А.А. Колдушко «Образование как элемент социального портрета партийной номенклатуры в 1920-1930-е годы (на примере Свердловской и Пермской областей)». Данные, которые он приводит заставляют сильно задуматься о том какую роль сыграли политические репрессии конца 30-х годов на кадровый партийный потенциал ...

"Корпорация "Коррупция". Криминальный роман. Часть 2. Глава 3

Продолжение. Начало здесь.Южноморск встретил ее ни хорошо, ни плохо. Казалось, городу было плевать на приезжающих в межсезонье гостей. В душном плохо проветриваемом зале Южноморского аэропорта багаж пришлось ждать полтора часа. По сравнению с терминалом Пулково местный аэропорт выглядел сельским поселением на фоне мегаполиса. На улице шел дождь и дул пронзительный вет...

"Корпорация "Коррупция". Криминальный роман. Часть 2. Глава 2

Продолжение. Начало здесь.Сидя за мерцающим монитором, Алена Соболева задумчиво потерла переносицу, на мгновение прикрыла уставшие от длительного напряжения глаза. В них словно песка насыпали. Вновь перечитала, отмечая карандашом в блокноте интересующие детали. Возрастающее возбуждение мешало концентрироваться на мелочах.Неожиданно возникшая в голове мысль, показавшая...

"Корпорация "Коррупция". Криминальный роман. Часть 2. Глава 1

Продолжение. Начало здесь.Публикация с Интернет-сайта независимых расследований Дмитрия Смелова:Распил. Бюджет. И вилла на озере Комо.Есть в нашем городе такая компания: «ПрогрессСтрой 21 век». Точнее, была такая компания. Еще точнее – компания как бы есть, а с другой стороны уже нет. Если верить Государственному реестру юридических лиц – а не верить ему нет никаких о...

Конькобежец Виктор Косичкин в женских колготках и свитере, 1960 год, Скво–Велли, США

Благодаря смекалке советского стайера Виктора Косичкина в конькобежном спорте началась «нейлоновая» эра. Именно он первым понял, что синтетика способна творить чудеса. Вышло это совершенно случайно, рассказывает Виктор Косичкин:   "В Давосе (на чемпионате мира–1960) на "червонце" я попал во вторую группу. Под вечер похол...

Беларусь взяла первую золотую медаль в Корее!

Анна Гуськова -- олимпийская чемпионка Пхёнчхана в дисциплине Фристайл Лыжная Акробатика.   Алла Цупер остановилась в шаге от медали, заняв четвертую позицию.   Итоги финального раунда 1. Анна ГУСЬКОВА (Беларусь) — 96.14 2. Синь ЧЖАН (Китай) — 95.52 3. Фаньюй КУН (Китай) — 70.14 4. Алла Цупер (Беларусь) — 5...

Новости Дуркаины. 17.02.18.

Меня часто спрашивают: ну как там в Киеве? Совсем плохо или российская «пропаганда» сгущает краски? Если коротко, то в Киеве все точно так же, как в начале 90-х, но только на новом витке истории. Холодновато, грязновато, порой голодно, но в целом жить можно. Как в 90-е годы, нищета соседствует с вызывающей роскошью. Потому ни украинская, ни российская «...

Майнеры стали препятствием в поиске внеземных цивилизаций

Добыча криптовалюты стала настолько популярным занятием, что майнеры буквально смели все мощные графические адаптеры с прилавков. Недовольные геймеры не могут найти нужной видеокарты, а компания NVIDIA призывает продавцов ограничить продажу устройств, отпуская по одной в руки. Но, как оказалось, геймеры — не единственные пострад...

cont.ws

Экономика - вступление | Блог NeaTeam

Термин «экономика» раскрыт в википедии следующим образом:

Экономика (от древнегреческого οἶκος – дом и νόμος – правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Следует указать, что в википедьевском «раскрытии» термина содержится ОПАСНОЕ для незрелого ума умолчание, которое в дальнейшем отзывается ошибками в умозаключениях (умолчание выделено курсивом). Не секрет, что общества бывают весьма разными, а строят общества и совокупность отношений в каждом обществе конкретные люди с конкретными целями, обладая конкретными инструментами для проведения своей политики по достижению поставленных целей. Поэтому говорить «складывающихся», как толкует вики, будто бы всё происходит само по себе – значит «наводить тень на плетень», опускать значимые действия управленцев. Т. е. попросту врать.

Поэтому, наполненное смыслом, и без вранья, определение «экономики» должно выглядеть так:

Экономика (от древнегреческого οἶκος – дом и νόμος – правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») – хозяйственная деятельность общества, а также та совокупность отношений, которая сложилась в результате действий управленцев этого общества во взаимодействии с другими членами общества в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Памятуя о том, что всё в мире взаимосвязано, и ничего случайно или само по себе не происходит, экономика предстаёт в совершенно ДРУГОМ свете. Она предстаёт в виде иерархически распределённого по сообществам, стратам людей и обществам – УПРАВЛЕНИЯ течением жизни людей, где каждый человек в любой структуре ведёт себя в соответствии со своей реальной нравственностью: подчиняя своему управлению одних и подчиняясь управленческим сигналам других. Нет ни одного мало-мальски значимого действия человека ни в экономике, ни где бы то ни было, где не присутствует тот или иной вид УПРАВЛЕНИЯ этим человеком.

Это легко доказать. Человек УПРАВЛЯЕТ своей ложкой и вилкой, домашним животным, своими близкими в семье (если сам не управляет, то ИМ УПРАВЛЯЮТ), человек подчиняется законам страны, где он живёт (или не подчиняется, но несёт за это наказание, и в конечном итоге ни он не добивается своих целей, ни наказывающие его, но управление срывается с обоих сторон), неписанным законам общества (традициям), цивилизационным идеалам. Но и цивилизацией, и страной, и заводом, и магазином кто-то управляет. И управленческая сеть, раскинутая над всеми людьми, без исключения, ЗАБИРАЕТ В СВОИ ЯЧЕЙКИ каждого человека; кого больше, кого меньше, но пропущенных НЕТ.

Таким образом, можно и нужно рассматривать «совокупность отношений, которая сложилась в результате действий управленцев этого общества во взаимодействии с другими членами общества в системе производства, распределения, обмена и потребления» через призму того, КТО, КЕМ, КАК, с помощью каких методов управляет.

Любой иной подход (методологический), не берущий во внимание УПРАВЛЕНИЕ, будет неспособен вскрыть все особенности экономики, будет замалчивать значимые константы бытия: КТО, КЕМ, КАК, с помощью каких методов управления производит, распределяет, обменивает и потребляет. А без содержательного раскрытия ЦЕЛЕЙ управления (те самые пресловутые КТО, КЕМ, КАК) не будет ясна непрекращающаяся в веках сумятица и дезорганизованность экономической жизни ВСЕХ ЛЮДЕЙ, их страдания.

Если истинной целью экономической науки является поиск истины, а не туманное объяснение существующей экономической неразберихи, то следует признать, что нынешнем её состоянии современная экономическая мысль ЗАШЛА В БЕЗПРОСВЕТНЫЙ ТУПИК. Выход из которого лежит ЗА ПРЕДЕЛАМИ собственно экономики, как её трактуют ныне.

Эти пределы обозначаются ЧЁТКО: без показа того, как управляются общества, невозможно показать, как протекает экономическая жизнь. При показе же, – видны ошибки, недочёты, благоглупости глупцов и ПРЯМОЕ, но завуалированное словесами, ЗЛОДЕЙСТВО конкретных злодеев в этом управлении, которые гадят другим людям во исполнении своих злонравных целей. Гадят регулярно, не щадя никого, даже себя.

Раскрытие термина «экономика» википедией поэтому предстаёт ПЕРВЫМ ЗВЕНОМ в длинной цепи умолчаний, неприкрытого вранья и пустопорожней болтовни, которой наполнены книги по экономике. Следует сказать, по чести, что никакой «науки» под названием «экономика» ныне НЕТ. Вообще. Ибо, если бы она была, то в соответствии с её требованиями, как науки, наша жизнь на планете была бы куда более БЕЗОПАСНА, БЕЗКРИЗИСНА и спокойна. Но этого нет. Значит, всё «научное» многословие «околоэкономических деятелей» есть просто суесловие и более ничего.

Проиллюстрируем ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО ЗВЕНЬЕВ ЛЖИ, которая вносится в умы подрастающего поколения деятелями так называмой «научной» экономической общественности. Набираем в Google слова «экономика учебник» и попадаем на вебсайт: http://economicus.ru, где и ищем и находим УЧЕБНИК по основам экономики: http://be.economicus.ru.

Открываем главу I «Устройство хозяйства» (http://be.economicus.ru/index.php?file=1), читаем текст:

«Если сравнить принципы организации хозяйства различных стран, то окажется, что они удивительно похожи. Какова причина этого сходства? Может, существует какой-нибудь гениальный план организации производства и потребления благ, предписанный свыше или открытый гениальным ученым когда-то давно? Или люди одних стран просто подстраивают свои хозяйства под хозяйства других стран, которые кажутся им более выгодными или справедливыми?

На самом деле хозяйства всех стран развиваются стихийно, но тем не менее оказываются организованы схожим образом. Давайте попробуем определить, почему в основе устройства различных хозяйств лежат одни и те же принципы.»

Выделенное жирным вовсе не наивно и не глупо. Этой фразой выражается завуалированная цель автора с ПЕРВЫХ ЖЕ ОБЪЯСНЕНИЙ, с первых шагов обучения молодёжи «экономической» науке УВЕСТИ эту молодёжь мысленно от имеющегося в обществе УПРАВЛЕНИЯ. Чтобы показать ЛОЖЬ этой фразы достаточно представить, что сам по себе никакой человек не может стать человеком без окружающего его общества. И именно в обществе человек проходит ОБУЧЕНИЕ, в том числе и хозяйствованию. В том числе и методам хозяйствования, способам, инструментам, доступным для этого. А обучение – это один из методов УПРАВЛЕНИЯ. Таким образом, как научить молодое поколение хозяйствовать, так оно и будет поначалу поступать (затем, в ходе практики, уже выросшей молодёжью могут вноситься коррективы в то, ЧЕМУ её обучили). И никакого стихийного «не пойми откуда что взялось» в процессе обучения НЕТ. Всё взялось из предшествующей практики поколений и ПЕРЕДАНО поколению следующему. Другое дело КАК ПЕРЕДАНО-ТО?

Выделенное курсивом тоже ЛОЖЬ. Вовсе не одни и те же принципы лежат в основе устройств РАЗЛИЧНЫХ хозяйств. Экономика в СССР очень здорово отличалась от экономики нынешней.

Так, уже в самом начале обучения «науке» экономики, всего лишь ДВУМЯ насквозь лживыми утверждениями, которые, если не воспринять их критично, способны нарушить дальнейшее мыслетворчество человека – начинается ТИХАЯ САПА по разрушению здравого размышления о том, как были организованы РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ хозяйствования. И какая между ними существует РАЗНИЦА.

Продолжение следует.

×

cont.ws

КОНТ | Платформа для социальной журналистики

Год предпринимательства. Ждет ли бизнес подарков от государства?

С идеей поддержать предпринимателей в 2018 году выступило Минэкономразвития. Помогут ли предложенные меры российскому бизнесу, Business FM спросила у его представителей.Следующий год может стать Годом предпринимательства. Соответствующий проект подготовило Минэкономразвития. Ведомство предлагает предоставить бизнесу ряд льгот и послаблений. Об этом пишет газета "Комме...

ПАРТИЯ РОСТА создает сетевое сообщество для бизнеса и инвестиций в криптовалюте

ПАРТИЯ РОСТА создает сетевое сообщество ЛЮДИ РОСТА, которое объединит предпринимателей, самозанятых людей, молодежь и чиновников невысокого ранга, даст им возможность собирать деньги на бизнес-проекты и осуществлять инвестиции в криптовалютах.Об этом сообщил журналистам председатель партии, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.О...

В Москве открылась центральная ТОЧКА РОСТА

2 марта в Москве открылась центральная "Точка роста", проект создания сети коворкинговых центров в Экосистеме ЛЮДИ РОСТА.В открытии приняли участие Председатель ПАРТИИ РОСТА Борис Титов, Федеральный секретарь Партии Александр Хуруджи, руководитель проекта "Взаимодействие власти, бизнеса и общества" Мецо Игитян и общественный деятель Василий Якименко.Цель "Точек роста"...

"СТРАТЕГИЯ РОСТА" ПРЕДСТАВЛЕНА ШИРОКОЙ ПУБЛИКЕ

"Стратегия роста" вышла в свет. 1 марта, на следующий день после официального представления документа Президенту и Председателю Правительства, авторы стратегии провели большую пресс-конференцию в МИА "Россия сегодня".О сути и смысле "Стратегии роста" рассказывали Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, научный руководитель Института экономики роста...

Титов представил Медведеву "Стратегию роста"

7 февраля на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сопредседатель "Деловой России", председатель президиума Столыпинского клуба, представил программу "Стратегия роста", которая была разработана экспертами Столыпинского клуба и которая является альтернативой программе ЦСР Алексея К...

Дайте экономике больше денег - и она начнет расти

Перед Россией стоит опасный исторический вызов. Либо мы отрываемся от нефтяной зависимости и ускоряем экономический рост, либо страна не выдержит конкуренции с набирающими темпы экономиками США, Евросоюза и Китая. Наше правительство обещает лишь 1 - 2% роста в год. Этого мало. Но есть и более прорывные предложения. Уполномоченный при президенте по защите прав предприн...

Регионы помогут росту экономики

Столыпинский клуб предложил создать в субъектах РФ кластеры, которые обеспечат темпы экономического подъема выше мировых.Столыпинский клуб бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который в ближайшее время представит свою "Стратегию роста" президенту, предлагает сделать ставку на конкретные кластеры в определенных регионах. Планируется создать шесть новых территориально-отрас...

Увеличить инвестиции в Калининград предложили за счет биткоинов

Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов предложил разрешить калининградским предпринимателям иметь счета в криптовалюте.По его словам, это огромная возможность увеличить инвестиции в Калининградскую область. Об этом он сказал в ходе круглого стола "Калининградская экономика: итоги прошлого года, тренды наступившего", организованного...

Борис Титов рассказал студентам о работе института бизнес-омбудсмена

Работу бизнес-омбудсмена, случаи незаконного уголовного преследования бизнеса, ярких юридических споров между предпринимателями, цены на нефть, стратегию экономического развития России и даже инаугурацию нового Президента США Дональда Трампа и персоны его новой администрации обсудили 1 февраля на встрече Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателе...

Курс на инфляцию в 4% лишает Россию шансов на экономический рост.

Разработка среднесрочной социально-экономической программы "Стратегия роста" близится к завершению. На сегодняшний день она является первым и единственным документом подобного рода, который основан на анализе успешного международного и российского опыта, сделанном с использованием макроэкономических расчетов.Напомним, что разработка "Стратегии Роста" осуществляется на...

"Стратегия роста" погрузилась в социальные проблемы

Борис Титов знает, как улучшить качество жизни.Бизнес-омбудсмен Борис Титов в среду представит обновленную программу "Стратегия роста". После критики инициированного Столыпинским клубом документа в нем появился раздел о повышении качества жизни населения, во многом перекликающийся с предложениями Центра стратегических разработок Алексея Кудрина. Перечень мер для увели...

Титов предложил заморозить до 2018 года тарифы естественных монополий

Разработчики альтернативной программы среднесрочного социально-экономического развития России — "Стратегии роста" — предлагают до 2018 года заморозить тарифы естественных монополий, а с 2019 года перейти к их снижению почти на треть, говорится в сообщении пресс-службы уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова.Разработка "Стратегии Рост...

Чем мы кормимся?

Тем, что многие годы валютная выручка от экспорта товаров превышает импорт.Больше 50% экспорта (а раньше до 65-66%) – нефть, газ, нефтепродукты. В 2016 году всё упало. По оценке, положительное сальдо торгового баланса составит, по оценке, 80 - 85 млрд. долл. Это примерно 42 - 45% от 2014 г. По сумме мы возвращаемся в 2004 г. Тогда примерно так и было.Что происходит да...

Рынок нефти и экономику Китая ждут испытания

Яков Миркин (заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН)Что будут означать успехи Трампа для России? Суть его экономической политики очень проста: всё - для Америки, ее интересы - прежде всего. Сделать из США - "экономику бума". А как? Первое - достичь энергонезависимости США. Это значит, что США перестан...

cont.ws

Является ли экономика наукой | Блог glavbushka

Ну вот, нашла свои давние записи. Могу исполнить обещанное - объяснить, почему экономика не наука. Будучи профессиональным экономистом, я не считаю экономику наукой. И многие мои коллеги не считают. Мы не видим в том ничего дурного ни для себя, ни для экономики. Назвать экономику наукой это не возвысить экономику, а умалить науку.

В экономике ни одно из определений не сформулировано научным образом, т.е. так, чтобы формулировка в сжатых, ёмких выражениях полностью охватывала и раскрывала понятие. Нет такого в экономике, увы. Попробуйте отыскать, например, хоть одно определение капитала, отчетливо и всесторонне раскрывающее это понятие.

И так со всеми терминами. В разных учебниках разные определения. А еще те же термины - в законах, положениях и инструкциях, и они там определены иначе. Так что на учебники плюет и Минфин даже. И не надо про "особенности отечественной". Она нигде не устоялась. И, кстати, что это за наука, если она не вненациональна?

Да, да, я знаю: это всё беллетристика и предмет для спора на тему и по поводу. Оставим.

Поговорим на языке критериев.

Признаки науки:

Рациональность — наука опирается на логику, а её аргументация обращена к разуму людей, а не к индивидуальным и социальным инстинктамУниверсальность — выводы науки, в конечном итоге, в равной степени справедливы и значимы для всех исследователей, независимо от их физиологических признаков и убежденийКонцептуальность — при формулировке проблем и их решении наука оперирует концепциями, то есть, специально созданными понятиями, а также теориямиКатегорийность — наука исследует структуру, внутренние связи и отношения в исследуемых явленияхМетодичность — научные проблемы решаются на основе метода, то есть, разработанных и обоснованных правил исследованияСистематичность — научное знание и необходимый для её воспроизводства аппарат, являются сложными системами, структурами с богатой внутренней связью.

Список не исчерпывающий, но и этого, на мой взгляд, достаточно, чтобы сделать отвечающее на озвученный здесь вопрос заключение.

Экономика НЕ рациональна, НЕ универсальна и НЕ концептуальна. Категорийность, методичность и систематичность ей в некоторой степени присущи, но этого недостаточно, более того - эти три признака даже необходимого (базового) набора не составляют.

Экономика не наука, а сложная динамичная система, и как всякая сложная динамичная система - чувствительна к внешним воздействиям.

Внешние воздействия это что угодно, с экономикой не связанное изначально, но становящееся затем фактором воздействия на неё. Случилась природная стихия, например. Вызванная не экономикой, но повлиявшая затем на нее сильно. Или, еще пример: эпидемия. Или массовый психоз, нагнетаемый "независимыми" СМИ без всякой цели, иногда просто сдуру, хотя чаще - в угоду тех, от кого они "не зависят". Мода, реклама, обычаи, традиции etc. - всё это формируется СМИ и является факторами воздействия на экономику.

В науке же действуют законы, объективно. Если яблоко падает вниз, оно падает вниз потому, что действует закон всемирного тяготения, а не потому, что мы трясем ветку.

Экономика, повторюсь, - система. Сложнейшая, но система. Чтобы системой управлять, надо её знать, а чтобы знать, надо долго учиться. И только в этом смысле (усердного учения) можно назвать экономику наукой. Но наукой как фундаментальной категорией здесь и не пахнет.

Если бы экономика была наукой (хотя бы прикладной, - бог с ней, с фундаментальной), возможен был бы мало-мальски точный прогноз. Вот объекты, вот их орбиты, рассчитал траекторию и показал пальцем: в такой-то день, в такой-то час будет вот то-то. А где и когда вы видели в экономике точные прогнозы? Да хоть бы неточные, но сбывающиеся? Умнейший Йозеф Алоизович Шумпетер, и тот на бирже продулся впрах. А Кейнс, говорят, выиграл. И никаких подтверждений, что от большого ума, благодаря знанию "объективных экономических законов".

Нет никаких "объективных экономических законов".

Просто люди не знают системы управления, которую сами же построили. Всегда проще свалить на "объективность", чем напрячь мозги и изучить систему: из каких узлов и деталей она состоит и что за рычажки и ниточки там. Их дергают люди, - понимаете? Осознанно или не осознанно, но дергают люди. Валить, в случае неудачных экономических решений, на объективные законы, это всё равно, как если бы не туда повернувший баранку шофер, врезался в дерево и этим объяснил причину аварии. Ну как же! Дерево же с места где оно растет, не сдвинешь, - объективно!

Вопрос верующим в "науку" экономику.

Товарищи, вы не задумывались, почему в 30-х годах ХХ века, когда "мировую экономику" сотрясал сумасшедший экономический кризис (наверное, вызванный "объективными экономическими законами"), советская экономика переживала небывалый подъем? Что ж нас-то не задело, раз "законы объективны"? И на кондратьевские волны нам было наплевать...

И, позвольте, совсем маленький камешек в огород. В перечне заслуг, за которые Нобель завещал награждать людей, экономики нет. Её вручают в обход завещания, по решению Шведского банка с1969г. Уж не знаю, какое основание под это решение подвели. И ворочается ли Нобель в могиле. Нет, я понимаю, что завещание Нобеля относится не только к заслугам в науках. Главное - польза человечеству. Но в заслугах экономистов Нобель явно пользы человечеству не видел.

Экономику впервые признали наукой в США, введя решением конгресса эту дисциплину в университетский курс (если надо - я постараюсь отыскать сведения о времени и месте, т.е. дату и название университета). Полагаю, это было сделано по просьбе олигархического лобби, желающего чтобы их ленивые и неспособные к постижению наук сынки, обзавелись университетскими дипломами.

Не исключено, была тому еще одна причина, гораздо более важная, глобальная можно сказать. Экономику назвали наукой с целью оболванивания аборигенов в странах, куда финансовая олигархия вознамерилась прийти хозяйничать. Что сейчас и претворяется в жизнь. А когда аборигены начинают роптать, дескать, с вашими реформами жизнь ухудшилась - прокураторы, гауляйтеры и компрадоры разводят руками: ниче не поделаешь, "объективные экономические законы, их не обойти, мы все в одной лодке"...

Справка, если кто не в курсе. До 1913 года (год образования ФРС США) мир не знал инфляции. Тот же Маркс, в своё время, не увидел её даже под микроскопом. Что такое инфляция теперь знают все, даже дети. И пребывают в полной уверенности, что вызывается она (равно как ускоряется и замедляется) "объективными экономическими законами".

Похоже, грандиозный мировой шухер задумывался именно тогда, в начале ХХ века, и признание экономики наукой был одним из элементов его подготовки. Первая попытка провалилась в 1945 и немного спустя, когда нами была констатирована полная и окончательная победа социализма.

Сейчас, как видим, предпринимается вторая. "Наука экономика", как никогда, нашим врагам в помощь. Поэтому разоблачение шулерства от экономики сейчас актуально как никогда. От этого зависит, победим мы и на этот раз, или нет. Основные сражения, как видим, ведутся уже не танками и даже не ракетами.

С этим, думаю, справимся. У нас выхода другого нет.

А потом. А потом...

Экономика станет наукой. Как только изменится цель. Пока целью экономики есть прибыль, как можно больше прибыли - об экономике как науке говорить не приходится.

Всякая наука рождается человечеством на том этапе развития, на котором созревают для этого необходимые и достаточные условия.

Государство, Работодатель, Наемный работник - вот три макросубъекта, взаимоотношений между которыми определяют тип экономики. Сейчас все три работают на прибыль, каждый на свою, т.е. представляют собой отдельные стаи крыс, в перерывах гонок между собой грызущих глотки крысам из не своей стаи. Так вот, как только прибыль и деньги утратят в глазах людей ценность, проблема будет снята и новая цель будет не разъединять, а объединять эти субъекты.

Для того, чтобы цель объединяла, а не разъединяла, надо, чтобы она была нематериальна. Нематериальное, как известно, неделимо, оно, когда раздаешь, только множится.

То, что было экономикой при способах производства, которые человечество проходило, - рабовладельческий, феодальный, капиталистический, - потому и нельзя назвать наукой, что в основе их лежит эксплуатация людей. Экономика в таких условиях как раз и есть система их эксплуатации. По большому счету, велика ли разница между рабом и наемным работником, который работает не потому, что ему интересно и хочется, а потому что вынужден, иначе помрет. С этой точки зрения не так уж неправ был [давший экономике её название] Аристотель, утверждая, что без рабов нельзя.

При подлинном социализме, когда государственная политика будет обращена к высшим запросам Человека, а, с другой стороны, труд для Человека станет жизненной потребностью (хоть физический, хоть творческий - любой, к какому душа лежит и способности развиты), Экономика обязана будет стать наукой, и станет ею. В первую очередь потому, что она обретет рациональность, т.е. будет обращена к логике и разуму, а не к инстинктам. И универсальность обретет, и концептуальность.

http://cont.ws/post/147883?_utl_t=lj Является ли экономика наукой | Блог glavbushka | КОНТ

Это мой сайт. Приглашаю коллег в гости.

glavbushka.livejournal.com

Огюст Конт » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Актуальность темы исследования определяется тем значением личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал модель новой науки. Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность — часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности. Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцев и последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии утвердилась, как социология.

 

 

 

 

Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798—1857) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице А. Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Н. Кондорсе и А. Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии А. Сен-Симона.

Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) в своих «Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого духа» (1750) и затем в «Истории прогресса человеческого духа» утверждал, что все века связаны цепью причин и следствий между собой, что таким образом современное состояние общества соединяется с предшествующими [2]. Особенно это заметно на примере языка и письма, которые дают возможность передавать идеи последующим поколениям и превращать знания отдельных людей в общее наследуемое достояние, которое может обогащаться с каждым веком благодаря новым открытиям.

Сам род человеческий представлялся Тюрго [2] развивающимся (подобно индивидам — от детства к зрелости) и во многом зависящим от изменений в мире физических явлений. Все физические явления воспринимались людьми вначале как действия божественных сил, затем как действия неких сущностных сил и лишь на последнем, третьем этапе или стадии развития человеческого познания было подмечено механическое воздействие вещей друг на друга, поддающееся механическому выражению, эмпирическим обоснованиям или гипотетическим объяснениям. В этих трех состояниях человеческого понимания явлений внешнего мира уже намечены контуры предложенного Контом закона трех состояний, которые претерпевает человеческое познание и мышление (героическая, метафизическая и позитивная стадии прогресса человеческого познания мира). Другая область размышлений Тюрго [2] была связана с обоснованием необходимости исследовать общие и частные причины общественных перемен, а также свободных действий великих людей в их отношении к природе самого человека и в их соотношении с механикой моральных сил.

Еще ближе для Конта был Жан Антуан Никола де Кондорсе (1743—1794) [4], которого можно считать основоположником взгляда на политику как на эмпирическую науку и как на область применения счетно-решающих приемов анализа и обобщений. Всю историю человечества Кондорсе воспринимал как такое поступательное движение, все ступени которого строго связаны естественными законами, поддающимися философскому выяснению и наблюдению. Причем в каждой эпохе прошлого философия способна обнаружить некую совокупность усовершенствований и перемен, оказывающих свое влияние на общество в целом либо на его части.

Историческое движение предстает у Кондорсе закономерным развитием человеческого духа в целом и научного знания в особенности.

К числу бесспорных завоеваний человеческого разума Кондорсе относил идею природного равенства людей в познании всех истин (такова была одна из идей Декарта), а также в стремлении людей к защите личных интересов, прав и свобод. В результате этого, отмечал Кондорсе, «никто уже не осмеливался разделять людей на две различные расы, у которых одна предназначена управлять, другая — подчиняться, одна призвана лгать, другая — быть обманутой…» [4, c. 147]. Поскольку в обществе все еще существует фактическое неравенство (неравенство богатства, социального положения и образования), главным приемом ослабления всех видов неравенства должно стать «искусство социального строительства», которое Кондорсе именовал также социальным искусством. Его задача — «обеспечивать всем пользование общими правами, к осуществлению которых люди призваны природой…» [4, c. 147].

Рост и дифференциация знания об обществе, человеке, политике и политических переменах (особенно после первых европейских революционных потрясений конца XVII—XVIII в.), а также давняя конфронтация умозрительных и эмпирических приемов познания привели к началу XIX в. к упадку общественного престижа философии. Эта новая ситуация вызвала к жизни многочисленные попытки создать новую науку об обществе.

Бесспорные заслуги в разработке исходных положений такой науки принадлежат А. Сен-Симону [16]. В 1813 г. в «Очерке науки о человеке» он определил задачу возведения науки о человеке из разряда «гадательной науки» в степень наук, основанных на наблюдении [16, c. 54]. Наука эта должна разрабатываться методом, употребляемым в так называемой социальной физике (первое название для социологии), берущей истоки и образцы в теории Ньютона, школе физиократов (Тюрго и др.) и отчасти просветителей. Такой метод придает науке о человеке все объясняющий «позитивный» характер и конструктивную практическую направленность ее выводам и рекомендациям. В 1822 г. А. Сен-Симон и О. Конт совместно разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.

Основной труд Конта — шеститомный «Курс положительной философии» [12] был опубликован между 1830 и 1842 г. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. «Основной характер позитивной философии, — подчеркивал он, — выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных» [12, c. 36]. Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях — теологической, метафизической и позитивной.

В своих политических ориентациях Конт — в отличие от А. Сен-Симона — придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей» [12, c. 34]. Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. «Если единение умов на почве общности принципов состоится, то соответствующие учреждения создадутся сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения» [14, c. 214].

Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания, зачатки которой прослеживаются в построениях Ф. Бэкона, просветителей и А. Сен-Симона, получает у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне уместной оказалась и характерная для позитивистского умонастроения совокупность методологических формул и социальных ориентиров: научное изучение социальной статики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; «порядок и прогресс» как главная формула умеренного реформаторства на все времена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми — банкирами, промышленниками и священниками позитивистской церкви.

В «Системе позитивной политики» (1851 — 1854) Конт высказывает предположение о возможности примирить легитимный порядок с прогрессом и сделать это на научной основе. В нормальном обществе главными интеграторами являются семья и отечество, а также философия человечества. Огромную роль в деле социализации индивида выполняет позитивная мораль, которая по своим функциям важнее, чем право. В отличие от Сен-Симона политико-организационные замыслы Конта были в меньшей степени эгалитарными. Он проводил четкое различение между массой, специалистами в области осуществления власти и правителями. Сосуществование порядка и прогресса должно, по его замыслам, обеспечиваться так. Представители политической науки формулируют цели и задачи и придают им привлекательный для общественного мнения вид. Общественное мнение должно затем высказать соответствующее пожелание, публицисты — средства для их выполнения, а правители — их исполнить. Гражданину при этом остается роль социального функционера, всецело подчиненного власти. Таким образом, «позитивная политика» предполагает самое полное повиновение граждан. На этом основании можно сделать вывод, что порядок важнее, чем прогресс, а сама позитивная политическая философия, при всех своих притязаниях на вечность и соперничество в этой роли с католическим христианством, играет роль господствующей светской идеологии.

Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению, — когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и есть его свобода. Так и в жизни человека или растений. Каждая их функция жизнедеятельности свободна лишь в том случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внешних и внутренних препятствий [14, c. 214].

Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону; в этом случае они не способствуют никакому порядку — ни индивидуальному, ни коллективному. Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг [14, c. 214].

Человеческие привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничество патриотизма, любви к отечеству. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепым презрением к народу. В идеальном строе желательно поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части, именуемой пролетариатом.

Все законы, сконструированные положительной философией, есть «всеобщие факты» или «вполне подтвержденные наблюдением гипотезы». Вместе с тем, «оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной» («Система позитивной политики»). Различные неизменные законы образуют некую «естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения и возрастающей сложности» [11, c. 158].

Подлинная философия имеет в виду систематизацию, насколько это возможно, всей жизни человека — индивидуальной и в особенности коллективной, рассматриваемой сквозь призму трех классов феноменов, ее характеризующих: мысли, чувства и действия. Тремя источниками общественных изменений являются раса, климат и «собственно политическая деятельность, рассматриваемая во всей полноте ее научного развития». Человеческое достоинство зависит, как и человеческое счастье, главным образом от «достойного добровольного применения любых сил, которое реальный порядок (как искусственный, так и естественный) делает для нас доступным. Такова здравая оценка, и, согласно ей, сила духа должна непрерывно проявляться в благоразумном смирении индивидов и классов перед неизбежными недостатками общественной гармонии, крайняя усложненность которой не защищает ее от злоупотреблений» [11, c. 158].

В этой грандиозной деятельности и общая фундаментальная цель, и обязанность философии заключаются в координации всех сторон жизни человека, именно в координации, а не в виде непосредственного руководства. Функции философии тесно переплетаются с функциями «систематической морали, представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики». Конт сознательно отверг религию христианского Бога и провозгласил религию Человечества, именуемого также Великим Существом, которое есть прежде всего «совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка». Согласно другой характеристике, «Человечество не только состоит из существ, поддающихся ассимиляции, но оно признает в каждом из них используемую часть, забывая о всяком индивидуальном отклонении» [11, c. 158].

 

 

В 1830—1846 гг. Конт подготовил и опубликовал свой «Курс позитивной философии» [11] в шести томах. В 1851 – 1854 г.г. издана его «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (четыре тома)

Позитивизм Конта стал отражением заметных у странах Европы. В результате научной революции, начавшейся во второй половине XVII в., естествознание стало самое и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности, опирающейся на математическую обоснованность и ощутимо влияние на развитие производства. Прогресс физики, химии, механики, биологии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией их общего влияния на хозяйственную и общественную деятельность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал позитивизм Конта.

Конт утверждал, что положительное знание дается отвлеченными и бесконечными спорами и домыслами о Боге, природе, духе, материи, сознании и других «первопричинах», а только опытом и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток постижения «первоначал бытия и сознания», поскольку их познание Кант, принципиально недостижимо и практического имеет. Наука должна изучать факты, закономерности отношения. «Жить при полном свете, — писал Конт о задачах позитивизма, — …знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать» [11, c. 158].

Конт утверждал, что социальная функция науки — предвидение будущего. Это утверждение он более всего относил к социологии (социальной физике) — созданной им науке об обществе.

Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссальный рост производства, еще не распространилось на социальные отношения, явления и процессы, порожденные промышленным переворотом. Его беспокоят экономические и политические растущие противоречия бедности и богатства, столкновение между работниками и предпринимателями, острые конфликты между сторонниками различных политических систем. Кризисное состояние современного ему общества Конт объяснял внутренним противоречием между военным (теологическим) и индустриальным (научным) типами обществ, столкновением противоположных мировоззрений.

История человечества, — утверждал Конт, — процесс становления и развития разума самого человека, история его самосознания и знаний о мире [11, c. 158].

В 1822 году Конт вывел свой «Закон интеллектуальной эволюции человечества», или «Закон Трех Стадий». Согласно Конту, все человеческие умозрения и представления (и интеллектуальные и родовые) должны неизбежно пройти  последовательно через три различные теоретические стадии, которые он называет: теологическая, метафизическая и научная стадии. «Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение  разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным» [11, c. 74].

1) Теологическая, или фиктивная стадия.

Все наши первоначальные проявления умозрения являются теологическими. На заре человечества еще младенческий  ум человека уже стремился к абсолютному знанию и объяснению происходящих вокруг явлений. Он «жадно и почти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные, основные причины различных поражающих его явлений и основной способ их возникновения», и он естественно удовлетворяет эту потребность, в силу своих возможностей [11, c. 78].

Фазисами или формами этой стадии Конт называет фетишизм (поклонение каким-либо символам; высшая его форма –  поклонение небесным светилам), политеизм (поклонение нескольким богам;  изучение теологического духа в этот период является во всех  отношениях временем его наибольшего расцвета, одновременно умственного и социального) и монотеизм (разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения; начало неизбежного упадка первоначальной философии) [11, c. 78].

Но, тем не менее, говорит Конт,  эта первоначальная философия была не менее необходимой как для предварительного развития нашей общественности, так и для подъема наших умственных сил, либо с целью примитивного построения известных общих доктрин, без которых социальная связь не могла бы приобрести ни обширности, ни постоянства, либо для само собой осуществляемого единственно мыслимого тогда духовного авторитета [11, c. 78].

2) Метафизическая, или абстрактная стадия. Эта стадия играет роль перехода от первоначальной, теологической стадии, к  высшему, позитивному состоянию человеческого ума. Господствующие умозрения сохранили на этой стадии существенный характер направления, свойственного абсолютным знаниям: только выводы подвергаются здесь значительному преобразованию, способному более облегчить развитие положительных понятий.

Но метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями (entites) или олицетворенными абстракциями, истинно характерное для нее употребление которых позволяло часто называть ее именем онтологии [11, c. 78].

Метафизика является в сущности не чем иным, как видом теологии, ослабленной разрушительными процессами самопроизвольно лишающими ее непосредственной власти помешать развитию специально позитивных концепций. Это неустойчивая стадия, которая одновременно стремится к возврату к теологической стадии, и к более совершенной позитивной [11, c. 78].

3) Положительная или реальная стадия. Длинная цепь необходимых фазисов приводит наконец, наш постепенно освобождающийся ум к его окончательному состоянию рациональной положительности, или позитивной стадии мышления. «Установив самопроизвольно, на основании стольких подготовительных опытов совершенную бесплодность смутных и произвольных объяснений, свойственных первоначальной философии как теологической, так и метафизической, наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающей с этого момента все более и более широкие размеры и являющейся единственно возможным основанием доступных нам знаний, разумно приспособленных к нашим реальным потребностям» [11, c. 81]. Основным принципом умозрительной логики становится основное правило, что всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла. На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем.  Наука, говорит Конт,  заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом.

Главной характерной чертой положительной философии является рациональное предвидение. То есть «истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов» [11, c. 83].

В положительном, позитивном состоянии, человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно сочетая рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов и явлений. Основная черта, характеризующая позитивную философию, состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех человеческих умственных усилий.

Конт говорит о том, что позитивизм имеет философскую природу и социальное назначение.  Таким образом, позитивизм ищет точку опоры вне тех светских и духовных классов, которые ранее  управляли человечеством. Конт считал, что позитивизм может встретить искреннее коллективное одобрение только среди классов, которые, будучи избавленными от бесполезного обучения словам и сущностями, и естественно одушевленными деятельной общественностью, составляют наилучшую опору для здравого смысла и нравственности. Этим классом Конт называет пролетариат, который, по его мнению, может и должен стать опорой и помощниками новых философов.

Принцип позитивизма Конта проявляется как на уровне философии, на уровне индивидуального мышления, так и на уровне социальном и социально-политическом.

Позитивизм не допускает метафизического догмата о верховной власти народа. Он систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно полезного и благотворного, устраняя огромные опасности, связанные с его применением.   Позитивизм способен освободить нормальное предписание, которое содержит в себе метафизическая теория народовластия, от опасной примеси догматизма и увеличить тем самым ее социальное значение.

Основная  социальная роль позитивизма – организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной характерной чертой окончательного строя человечества.

Принцип позитивизма предполагает собой отказ от религиозных и метафизических догм и представлений о сверхъестественном вмешательстве. Воображение отходит на второй план, уступая место научной и экспериментальной деятельности, исследованию законов. В основе позитивизма лежит принцип рационализма. Основной закон позитивизма – рациональное предвидение. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.

Позитивную науку об обществе О. Конт первоначально назвал «социальной физикой» имея в виду, что настоящая, подлинная наука об обществе должна заимствовать у физики и других естественных наук их наглядный убедительный характер, объективность, проверяемость, общепризнанность. Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зрения статической и динамической. Поэтому социологию он разделил на две части – социальную статику и социальную динамику. Для социальной статики высшая цель — обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики — законов прогресса. Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика — социальная физиология, изучающая его функционирование. Объектом изучения социальной статики является общество «в состоянии покоя», объектом социальной динамики — общество «в состоянии движения» [11, c. 85].

Общество рассматривается О. Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. В качестве важнейших структурных элементов, институтов общества он выделял семью, государство, религию, которые анализируются с точки зрения их роли в установлении согласия и солидарности. По его мнению, именно семья, а не индивид, составляет простейшую единицу, из которых складывается общество. Важнейшей функцией семьи является воспитание молодого поколения в духе преодоления врожденного эгоизма и индивидуализма [11, c. 86].

Государство, по О. Конту, – это главный гарант общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности. Следование общественному порядку, подчинение государству и его законам, считает О. Конт, – это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества должно базироваться прежде всего, на духовном, моральном единстве. Поэтому особенно велика, по его мнению, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка [11, c. 87].

В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для О. Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Социальная динамика – это теория общественного развития. О. Конт подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Первичным, решающим фактором развития общества является духовное, умственное развитие. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются «состоянием человеческих умов».

Трем ступеням умственного развития – теологической, метафизической и позитивной соответствуют и три стадии исторического прогресса.

На теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений. Теологическое состояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, в котором основная власть принадлежит священникам и военным. Метафизическая стадия, по мнению О. Конта, является переходной эпохой, для которой характерно разрушение религиозных убеждений — фундамента общественного порядка. На этой стадии человек пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, или научную. Характерными чертами позитивной стадии являются расцвет промышленности, развитие наук, рост их общественного значения. Именно на этой стадии формируется позитивная наука — социология.

В середине 40-х годов О. Конт решает «расширить» социологию за счет «субъективного метода» и превратить ее в «практическую науку» преобразования общества, которая должна стать новой «религией человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Противоречивость позиции О. Конта проявилась в том, что он, с одной стороны, провозгласил подход к социологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, с другой — социология оказалась для него не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовать всю социальную жизнь, включая мораль, политику, религию и т. д.

В свое время социально-политическое учение Огюста Конта занимало как бы промежуточное положение между социализмом и буржуазными теориями. Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям.

 

 

Победа капитализма в развитых странах Западной Европы обусловила существенное изменение буржуазной политико-правовой идеологии. Теоретическим отражением воплощенных в праве принципов гражданского общества стал юридический позитивизм. Свойственный юридическому позитивизму взгляд на право как на приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революционной эпохи, но и еще более практической заинтересованности реализации послереволюционного права. Место критики феодального права с позиций права естественного заняла апология действующего позитивного права; разработку программ революционного преобразования общества при помощи права заменили толкование законодательства и его систематизация.

Отказ от революционной романтики XVIII в. обусловил формы и содержание учений о государстве. Они приобретают комментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гуманистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох.

В конкретных исторических условиях первой половины XVIII в. либеральные лозунги о защите личности от государственной власти означали более всего требование «нейтральности государства» в неравной борьбе за существование наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых государство в этих условиях практически выступало как чисто карательная сила, для вторых — как верный страж богатства и связанных с ним привилегий. Не лучше взгляд на право как на «приказ власти» С этой точки зрения только личность не имеет прав и притязаний по отношению к государству, но и правомерность действий самого государства зависит от него самого. Не случайно теоретики юридического позитивизма и нормативизма оказались не способны воспринять теорию прав человека и обосновать идею правового государства. Особое место в идеологии этого времени принадлежит позитивизма Огюста Конта. Содержание работ основателя философского позитивизма по-разному воспринималось его учениками и современное богатство этого содержания обусловило длительность научного осмысления теоретического наследия Конта, постепенность восприятия его по существу главной идеи — социализации гражданского общества.

При всей своей гениальности Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой широких движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под влиянием философии Конта сложились социологически Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Мавалевского, Макса Вебера; в философском позитивизме    нашел опору континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).

Общесоциологическое учение Конта получило сравнительно широкое признание в России конца XIX в. и оказало влияние далее на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числе политико-учрежденческим и научно-прикладным реформатор-ством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX—XX в., но более всего на технократических концепциях (Д. Белл, Р. Арон) и теории менеджериальной революции (Дж. Бёрнхем). В области правоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построениях Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере у П. А. Кропоткина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ампигилова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов вузов [Текст] / Е.В. Ампигилова, И.А. Дякина. – М.: Юристъ, 2003. – 673 c.

  2. Анн Робер Жак Тюрго. Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого дух [Текст] / Тюрго Жак Робер Анн. – М.: Высшая школа, 2000. – 275 c.

  3. Анн Робер Жак Тюрго. Истории прогресса человеческого духа [Текст] / Тюрго Жак Робер Анн, –М.: Прогресс, 2001. – 190 c.

  4. Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе[Текст] / Э. Баденэр, Р. Бадентер. – М.: Ладомир. 2001. – 310 c.

  5. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений / В.И. Власов, Г.Б. Власова [Текст]. –М.: Юристъ, 2003. – 850 c.

  6. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта [Текст]// Социологические науки. 1999, № 1. – C. 41– 43.

  7. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов [Текст] / Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 2001. – 550 c.

  8. История политических и правовых учений [Текст]/ Под ред. О.Э. Лейста.–М.: ИКД «Зерцало-М», 2006. – 790 c.

  9. История политических и правовых учений [Текст]/ Под общ. В.С. Нерсесянца.–М.: НОРМА, 2008. – 900 c.

  10. История теоретической социологии. В 5 т. / Под ред. Ю.Н.Давыдова, Т. 2, Раздел первый. – М..: Магистр, 1997. – 610 c.

  11. Конт О. Дух позитивной философии[Текст] / О.Конт. – СПб.: Питер, 2000. – 220 c.

  12. Конт О. Курс положительной философии[Текст] / О.Конт. –М.: ЮНИТИ, 2000. – 135 c.

  13. Левандовский А. Сен-Симон[Текст] / А. Левандовский. – М. Молодая гвардия, 1973. – 280 c.

  14. Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской философии. [Текст] / Е.В. Осипова. – М.: Высшая школа, 1997. – 89 c.

  15. Рассолов М. М. История политических и правовых учений для студентов вузов [Текст] / М.М. Рассолов. –М.: ИНФРА-М, 2005. – 680 c.

  16. Сен-Симону А. Очерк науки о человека [Текст] / А. Сен-Симону. – М.: Прогресс, 2003. – 324 c.

     

     

bukvi.ru


Смотрите также