Львов не кормить, шахтеров тоже. Дотационная экономика


это... Что такое дотация: определение, дотации для предприятия, дотации для населения

Добавлено в закладки: 0

Что такое дотация? Описание и определение понятия.

Дотация — это денежное периодическое вознаграждение, которое предоставляют из государственного бюджета. Дотации дают частным лицам или предприятиям в целях покрытия убытков, которые они несут.

Самый большой сегмент дотируемых организаций имеют предприятия научной и сельскохозяйственной сфер, поддержка которых является важной для национальной экономики.

Частным лицам дотации предоставляются в виде денежных средств на содержание ребёнка, транспортные затраты, выплат за вредность на производстве и др. Пособия дефицитным предприятиями выплачиваются в целях покрытия разрыва между расходами и выручкой, чтобы избежать неконтролируемого роста цен.

Дотация (от лат. dotatio — пожертвование, дар):

  • В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, которые предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе без установления условий их использования или направлений.
  • Денежные средства, которые выделяются из местных и государственного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от реализации производимого продукта меньше, чем издержки на продажу и производство этого продукта, нижестоящим бюджетам для того, чтобы покрыть разрыв между их расходами и доходами.
  • Дополнительные выплаты работнику, которые оговорены законодательным актом или трудовым договором, к примеру, выплаты на несовершеннолетних детей, дотация на проезд к месту работы, на питание.

Дотация компенсирует увеличенные издержки, покрывает убытки. Предоставление предприятиям дотаций дает возможность, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать увеличения розничных цен на некоторые потребительские товары и услуги, так как часть цены на данные товары оплачивается за счет дотации из бюджетных средств.

Если бы дотаций не было, производители соответствующую им долю оплаты своих расходов переложили бы на покупателей, что вызвало бы рост цен. Но дотации тяжелым грузом ложатся на государственный бюджет, вызывают его дефицитность, вследствие этого необходимо осуществлять добавочную денежную эмиссию, которая приводит к инфляции.

Дотации широко распространены в странах, где преобладает административное государственное управление экономикой, и в намного меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самоокупаемости и самофинансирования являются достаточно жесткими.

Рассмотрим, более детально, что значит дотация.

Дотации для предприятий

Дотации – это в первую очередь межбюджетные трансферты. Они предоставляются безвозвратно и безвозмездно. При этом не имеет значения цель и условия применения средств.

Дотации – это средства, полученные организациями в случае, если их затраты на производство и реализацию изготавливаемой продукции превышают прибыль от продажи этой продукции.

Дотационные средства выделяются либо местным, либо государственным бюджетом.

В понятие дотации включаются средства, которые могут применяться для компенсации повышенных издержек и покрытия убытков. Таким образом, предприятия, которые получают эти средства, в итоге избегают банкротства. На деле это выглядит таким образом: выплаты, которые выделены из бюджета, компенсируют часть цен на отдельные товары и услуги. В свою очередь такими мерами можно предупредить повышение розничных цен.

В зависимости от типа экономического устройства в определенном государстве дотации могут определяться по-разному. Применение дотационных выплат имеет широкое распространение в странах, где преобладает государственное администрирование. При условии рыночной экономики подобные выплаты не настолько востребованы, так как в таком случае существуют жесткие требования к самоокупаемости и самофинансированию.

Когда производитель получает дотацию, он имеет возможность проводить реализацию изготавливаемого им товара в определенном объеме и по определенной стоимости, доступной для потребителя, потому что ее размер не будет завышен.

В основном выплата бюджетных средств производится производствам, которые с одной стороны имеют показатель низкой рентабельности, но с другой, обладают большим значением для экономики государства. К таковым можно отнести: сельскохозяйственное производство, жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения, фундаментальная наука.

Когда речь идет о государстве с так называемым «закрытым» типом экономики, то бюджетные выплаты предупреждают рост цен, оплату расходов полностью ложится не на потребителя, а на государство. В государствах, с «открытой» экономикой, подобные выплаты призваны поддержать национальных производителей и также стимулируют внутренний спрос. Вместе с этим показатель безработицы в государстве падает, а уровень жизни населения подымается. Дотации обладают стимулирующим свойством, положительно влияя на производство социально-значимой продукции, услуг, работ и следующую далее их реализацию по доступным ценам для всех социальных групп населения.

Дотации для населения

Дотациями называют также выплаты работнику. В таком случае они оговариваются в законодательном акте или трудовом договоре. Дотацией в данном виде могут быть выплаты выделяемые сотрудникам на питание, проезд на работу, а также на несовершеннолетних детей.

Из-за того, что определенная часть граждан по размеру своих доходов находятся ниже уровня общественных стандартов, принятых законодательством, им обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также на приобретение социальных товаров и медикаментов. При этом государство расходует меньше средств, чем если бы предоставляло дотационные средства предприятиям, которые производят определенную продукцию или предоставляют определенные услуги.

Таким образом можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

  • регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;
  • компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта;
  • финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;
  • жилищно-коммунальные субсидии.

Мы коротко рассмотрели что включается в определение дотация, кому выплачиваются дотации и что такое дотации для населения. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Дотация

 Дотации

  

Этимология слова «дотация» -  от латинского «пожертвование», «дар»-  определяет характер данного вида финансового поступления. Это определенная  денежная сумма, которая передается получателю на безвозмездной основе и не предполагает целевого использования. Возвращать дотацию так же не нужно.  Она направлена на покрытие расходов получателя, его поддержку и компенсацию понесенных им убытков.

 

По определению, в качестве «донора» может выступать только вышестоящий бюджет. Как правило, им становится федеральная казна.

 

В зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

 

  • Трансферты из федерального бюджета для поддержки бюджетов другого уровня – межбюджетные трансферты;
  • предоставление денежных средств предприятиям и организациям, в случае если их доходы не покрывают издержки на производство и реализацию продукции;
  • пособия, предоставляемые гражданам для покрытия их убытков, доплата.
 
Финансовая поддержка субъектов

  

Наряду с другими формами межбюджетных трансфертов, в которым относятся субсидии, субвенции, иные безвозмездные перечисления, а так же бюджетные кредиты, дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ.

 

Порядок предоставления дотаций  регулируется  бюджетным Кодексом РФ, этот же законодательный документ определяет и условия, на которых тот или иной регион может подучить дотацию из федерального бюджета. Правительством разработана специальная единая методика, на основании которой дотации распределяются между субъектами России, нуждающимися в государственной поддержке. Федеральное финансирование может быть предоставлено субъектам для осуществления последующих межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.

 

К основным видам дотаций, которые федеральный бюджет предоставляет регионам, являются:

 

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
  • дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

 

Дотации первого вида предоставляются с целью выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов. Региональные различия в нашей стране весьма значительны по многим причинам: это и географическое положение, и размер территории, и отраслевая направленность, и масштабы налоговых отчислений, которые субъект производит в федеральный, а не в свой собственный, бюджет. За счет дотаций регионы-реципиенты - так еще называют получателей бюджетных трансфертов - решают насущные социально-экономические вопросы, обеспечивают гражданам необходимый уровень жизни и социальные гарантии.

 

Дотации, которые государственный бюджет выделяет для выравнивания обеспеченности образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Отметим, что получателей за счет средств фонда ежегодно оказывается немало. Так например, в 2013 году в список дотационных попали 79 из 83 субъектов РФ. К числу регионов- реципиентов теперь попали и присоединенные Крым и Севастополь.

 

Отметим, что оставаться до бесконечности реципиентом у региона вряд ли получится.   Законодательством предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые «засиделись» в дотационных. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляла более чем 40%  от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, регион вынудят принимать специальные меры по повышению эффективности использования бюджетных средств.

 

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого назначения (в отличие от субсидий)  и не предполагают возврата, порядок расходования этих средств четко контролируется Счетной Палатой РФ. Субъекты-нарушители, не исполнившие свои обязательства, рассчитывать на дотационную поддержку государства в будущем году уже не могут.

 

Дотации на поддержку сбалансированности  предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, Совета Федераций, членов Правительства РФ.

 

Дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на реализацию конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в данном субъекте федерации. Например, дотации выделялись на строительство спортивных объектов в олимпийском Сочи или на создание онкологических центров на севере страны.

 
 
Дотации производителям

 

Государственные дотации  могут получать отрасли хозяйства или отдельные производства. За счет дотаций компенсируются повышенные издержки, нивелируются убытки производства. Государственную поддержку получают предприятия, имеющие большое значение для региона или страны в целом, а так же те, чья продукция входит в необходимый  потребительский минимум, и ее удорожание (за счет справедливого формирования цены с учетом всех производственных издержек) привело бы к социальному коллапсу. Как правило,  это предприятия с низкой рентабельностью.  Таким образом государство, с одной стороны, защищает предприятие от неизбежного банкротства, а с другой – сдерживает рост потребительских цен.  Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости. Причем это не только российская, но и мировая практика – за исключением слаборазвитых стран, где позиция государственного невмешательства привела к краху отрасли.  Так же дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т.п.

 

Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.  

 

Однако, дотирование производства со стороны государства ни в коей мере не следует считать панацеей. Напротив, это значительно повышает нагрузку на государственный бюджет, вызывает его дефицит и, в конечном  итоге, может привести к усилению инфляции. Именно поэтому ведущие экономисты и аналитики предлагают делать ставку на оптимизацию производств, применения наукоемких технологий, повышение инвестиционной привлекательности бизнеса, а не на финансирование из государственной казны.  Показательно, что в странах  с развитой рыночной экономикой государственное дотирование гораздо менее распространенное явление, и прибыль бизнес-организациям предлагается получать за счет выхода на самоокупаемость и самофинансирование.

 

Помощь гражданам

 

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если им удастся подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.  Для того чтобы получить поддержку, необходимо не только соблюдение ряда обязательных условий, но  и его документальное подтверждение. Например, право получить дотацию на жилье возможно только в том случае, если ваша квартира не превышает нормы социального жилья в вашем регионе. В качестве мер поддержки, работодателем может производиться дотация на питание, на проезд к месту работы, доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения дотаций работником предприятия как правило оговаривается в трудовом договоре.  

 

Достаточно распространена практика предоставления дотаций студентам ВУЗов, обучающимся за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, студенты из многодетных семей, сироты, инвалиды. При ежегодном предъявлении необходимого пакета документов дотацию можно получать в течение всего периода обучения. 

 

Так же как и в случае с межбюджетными трансфертами, дотации, полученные гражданами возврату не подлежат. Право на получение дотаций носит заявительный характер. 

utmagazine.ru

Дотационная экономика

К. Боулдинг проводил различия между дотационной экономикой и экономикой обмена, то есть между экономическими системами с односторонними и двусторонними трансферами. В результате обмена в выигрыше оказываются обе стороны, однако при осуществлении дотаций донор теряет свои средства, а реципиент их приобретает. Он надеялся, что объяснение возможностей дотационной экономики будет способствовать ослаблению напряжения между экономическими системами социализма и капитализма, а также между правыми и левыми политическими силами в странах западной демократии.
Однако выводы автора выглядят достаточно спорными. К. Боулдинг делал различие лишь между односторонними и двусторонними отношениями и не замечал многосторонних экономических связей. Похоже, что временами он пытался форсировать применение своей терминологии просто для подкрепления аргументов в пользу государственного вмешательства в экономику. Однако к чести К. Боулдига следует отметить, что он действительно пытался связать теорию национальной экономики с понятием сообщества.

Выводы

К. Боулдинг был одним из самых плодовитых и разносторонних авторов книг по экономике. Он прошел хорошую школу написания статей по многим традиционным направлениям экономической теории, но его особенно интересовало изучение социальных систем, а применение теории экономикс приучило его защищать знания — отражение его долгой приверженности к пацифизму. Существуют также и более широкая этическая подоплека всех его сочинений. Как прихожанин методистской церкви, ставший впоследствии квакером, он мог заимствовать теологические идеи для построения определенной этической системы. Понятие любви, составляющее суть христианства, он использовал для того, чтобы подчеркнуть взаимную дополняемость рынка и таких изначально нерыночных организаций как семья, школа и церковь, в которых любовь может обрести свое практическое воплощение. И мораль и экономическая наука подразумевают осуществление выбора, поэтому они могут изучаться одна через другую.
В своих лекциях The Skills of the Economist (“Мастерство экономиста”) (1958) К. Боулдинг признавал, что его самого можно определить как классического экономиста и умеренного кейнсианца, и что, подобно другим экономистам, он обладает “способностью создавать абстрактную систему из окружающего его социального физического мира” (1958:9).В фокусе его внимания находится мир товаров, а не людей, занимающихся их производством и потреблением. Рассматривая взаимоотношения между экономикой и этикой, он противопоставляет “экономическую этику” поиска вознаграждения и коммерциализацию неэкономического, романтического и героического отношения. “... в долгосрочном периоде экономика выигрывает; ... неважно, насколько обществу присущ героизм, романтизм, все равно в долгосрочном плане оно должно быть продуктивным, в противном случае оно не сможет выжить” (1958:181). Однако для этого должно существовать внутреннее ядро, образованное из понятий честности, смысла и цели.

 

Энтони Стаффорд Бир (Anthony Stafford Beer), родился в Лондоне 25 сентября 1926 года и умер 23 августа 2002. Был теоретиком и практиком в области исследования операций и так называемой «второй волны» кибернетики.

Начал обучение философии в Университетском колледже Лондона которое оставил в 1944 году в связи с поступлением на службу в армию. До 1947 г. он служил в Индии. В 1949 году был демобилизован в звании капитана.

Впервые он познакомился с исследованием операций в армии, где он быстро понял выгоды, которые оно может принести для бизнеса. Поступив на работу в крупнейшую металлургическую компанию United Steel и убедив управляющих основать группу исследования операций он возглавил отдел исследования операций и кибернетики. В 1959 году он опубликовал свою первую книгу Cybernetics and Management, построенную на идеях системного подхода к управлению организациями.

Приобретя уникальный практический опыт в 1961 году он оставил работу в компании United Steel чтобы начать свой бизнес консультанта в партнёрстве с Роджером Эддисоном в области исследования операций. Компанию назвали SIGMA (Science in General Management — Наука в общем управлении). Бир оставил её в 1966 году, перейдя на работу к клиенту SIGMA — International Publishing Corporation (IPC). Бир был директором разработок IPC и инициатором использования новых компьютерных технологий.

В 1971 году он был приглашён социалистическим правительством Чили для создания единой компьютеризированной системы управления экономикой в режиме реального времени Киберсин (Cybersyn) с помощью сети Кибернет (Cybernet). Проект был прерван после переворота Пиночета в 1973 году. Бир продолжал работать в Америке, консультируя правительства Мексики, Уругвая и Венесуэлы. Он также написал серию из четырёх книг, базирующуюся на его собственной Модели жизнеспособной системы (Viable System Model) для моделирования организаций.

Он являлся профессором, посещающим с лекциями, тридцати университетов, и получил звание почётного доктора в Сандерлендском университете. Был президентом Мировой организации систем и кибернетики (World Organization of Systems and Cybernetics) и обладателем наград от Шведской королевской академии в области инженерных наук, Системного общества Великобритании, Американского общества кибернетики и Общества исследования операций Америки.

Бир был женат дважды, в 1947 году на Синтии Ханнавэй и в 1968 году на Салли Стедман. Имел пять сыновей и три дочери.

 

Стаффорд Бир: кибернетика менеджмента

Основная цель самоорганизующейся системы – это постоянное преодоление разрушительного разнообразия окружающего мира. В этом плане нет принципиальных различий между организацией и живым организмом. Но какие именно общие черты, какие особенности внутреннего устройства позволяют им выживать? На этот сложнейший вопрос ответил один из крупнейших ученых XX века Стаффорд Бир (Stafford Beer). (См. Модель жизнеспособных систем (VSM, Viable Systems Model)).

Стаффорд Бир (1926-2002) заложил основы управленческой кибернетики. Лучшие университеты мира (Manchester Business School, Liverpool John Moor University, Durham Business School, The Open University, The Wharton Business School, University College Swansea, The University of Toronto) удостаивали его почетным званием профессора. За свою карьеру профессор Бир консультировал крупнейшие компании и правительственные организации более чем 20 стран мира. Свой опыт и знания он изложил в более чем 200 публикациях, среди которых 11 книг. Его работы переведены на тринадцать языков мира, включая русский. Последние годы своей жизни Стаффорд Бир руководил работами Центра Кибернетики и Прикладного Системного Мышления (CAST Centre) Университета Сандерленд.

 

Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 36 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.068 сек.)

mybiblioteka.su

ДОТАЦИЯ это что такое ДОТАЦИЯ: определение — Экономика.НЭС

дотация

субсидия, предоставляемая государством местным организациям для укрепления (санирования) бюджета.

Оцените определение:

Источник: Справочный коммерческий словарь

ДОТАЦИЯ

ассигнования из бюджета, предназначенные для покрытия запланированных убытков или сбалансирования нижестоящих бюджетов.

Оцените определение:

Источник: Большой финансовый словарь

ДОТАЦИЯ

инструмент государственного регулирования, представляющий безвозмездную помощь фирмам для компенсации потерь от выпуска определенных видов продукции.

Оцените определение:

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

Дотация

от лат. dotatio - дар, пожертвование) - бюджетные ассигнования (доплата) на покрытие плановых убытков (например, предприятий, выпускающих продукты по социально низким ценам; театров и т.д.).

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Дотация

сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

Оцените определение:

Источник: Финансы, денежное обращение, кредит. Глоссарий к курсу лекций

Дотация

Прямая и/или косвенная экономическая выгода, предоставляемая правительством отечественным производителям товаров или услуг, часто для того, чтобы повысить их конкурентоспособность по сравнению с иностранными компаниями.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий экономических терминов (по словникам Федерального резервного банка Сан-Франциско, Федерального резервного банка Миннеаполиса, Виртуальной торговой миссии)

ДОТАЦИЯ

безвозвратная бюджетная субсидия (помощь), выдаваемая предприятиям, организациям, учреждениям для возмещения убытков от производства и реализации продукции, а также поддержания относительно низких розничных цен на отдельные товары народного потребления.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь экономиста

Дотация

англ. subsidy, grant А

Безвозмездная финансовая помощь государства для компенсации издержек, потерь убыточных предприятий, погашения разницы между оптовыми и розничными ценами.

Б. Дополнительные выплаты работнику, в том числе: Д. на питание, проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. Большинство Д. оговаривается в трудовом договоре.

Оцените определение:

Источник: Бизнес-словарь

ДОТАЦИЯ

1) государственное пособие гражданам и организациям для покрытия убытков или других целей; доплата; 2) сумма денежных средств, выделяемая из бюджета предприятия, у которого затраты на производство и реализацию продукции не покрываются получаемыми доходами, а также на поддержание относительно низких розничных цен на отдельные товары, реализуемые населению.

Оцените определение:

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Дотация

Дотация - в РФ - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов не достаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

Дотации - средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения.

Оцените определение:

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ДОТАЦИЯ

1) денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств; - государственное пособие гражданам и организациям для покрытия убытков или других целей; доплата;3) - сумма денежных средств, выделяемая из бюджета предприятия, у которого затраты на производство и реализацию продукции не покрываются получаемыми доходами, а также на поддержание относительно низких розничных цен на отдельные товары, реализуемые населению.

Оцените определение:

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

ДОТАЦИЯ

1. государственное пособие гражданам и организациям для покрытия убытков или других целей; 2. сумма денежных средств, выделяемая из бюджета предприятиям, у которых затраты на производство и реализацию продукции не покрываются получаемыми доходами, а также на поддержание относительно низких розничных цен на отдельные товары, реализуемые населению; 3. денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и регулирующих доходов для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Выделение Д. осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Оцените определение:

Источник: Большой бухгалтерский словарь

ДОТАЦИЯ

от ср. век. лат. Dotatio — дар) — денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственного, регионального или местного бюджета нижестоящим бюджетам, предприятиям или организациям. Подразделяются на субсидии и субвенции. Наиболее широкое распространение получили дотации из государственного бюджета региональным и местным бюджетам в целях компенсации потерь от введения налоговых льгот, а также для покрытия дефицитов. Предоставление дотаций государственным и частным предприятиям обычно осуществляется в отраслях сельского хозяйства, добывающей промышленности и инфраструктуры. Получение дотаций экспортером товара может быть основанием для применения мер по защите экономических интересов страной импортером.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

ДОТАЦИЯ

денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен.

Оцените определение:

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

ДОТАЦИЯ

фр. dotation от лат. dotare – снабжать; англ. subsidy от лат. subsidium – помощь, поддержка) – сумма бюджетных средств, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе бюджету нижестоящего уровня бюджетной системы на покрытие минимально необходимых текущих расходов при недоста- точности налогового потенциала на соответствующих территориях. В РФ к Д. относят те суммы финанс. помощи, к-рые выделяются бюджетам др. уровней на текущие расходы без указания конкретной цели. Если же бюдж. средства выделяются дотац. бюджетам в качестве целевых Д., то они предоставляются в форме субвенций, используемых в процессе бюджетного регулирования для финансирования государственных минимальных социальных стандартов. В бывш. СССР Д. предоставлялись также юридич. лицам с целью финанс. поддержки отд. малодоходных и убыточных производств и целым отраслям в соответствии с проводимой гос-вом экономич. политикой. Однако в соврем. России Д. юридич. лицам чаще называют субсидиями. Как вынужденная мера субсидии из бюджета могут предоставляться малодоходным и убыточным по объективным причинам отраслям хоз-ва, если последние важны для развития экономики и соц. сферы. С упрочением рыночных основ хозяйствования в экономике страны будет происходить процесс сокращения и постепенной ликвидации субсидий, связ. с неэффективной работой пр-тий

Оцените определение:

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

vocable.ru

Социально-экономическая политика развития дотационного региона

В статье рассматривается сущность государственной политики регионального развития, основные причины ее неэффективности. Обосновывается необходимость и пути ее совершенствования.

Ключевые слова:социально-экономическая политика, региональная политика, дотационный регион, регион-реципиент.

 

In article the essence of a state policy of regional development, the main reasons for its inefficiency are considered. Need and ways of its improvement locates.

Keywords:social and economic policy, regional policy, subsidized region, region recipient.

 

В свете сегодняшних событий российское государство испытывает огромное экономическое давление со стороны внешних факторов, к которым можно отнести и введенные санкции со стороны Запада. Тем самым, обостряются и без того во многом нерешенные проблемы, в частности, социально-экономическое развитие регионов России.

Формирование рациональной социально-экономической политики развития регионов на длительную перспективу является одной из важнейших задач федерального центра. Но нужно стремиться к тому, чтобы на региональном уровне была заинтересованность в саморазвитии. Этого можно добиться через формирование экономических стимулов для регионов-реципиентов.

В целом региональная социально-экономическая политика связана, прежде всего, со стратегическими направлениями развития страны, а ее цели носят долговременный характер. При этом на федеральном уровне социально-экономическая политика регионального развития направлена на укрепление экономического единства страны, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России и всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики [7].

В России государственная система управления социально-экономическим развитием включает различные инструменты, из которых необходимо выделить бюджетно-налоговые. На протяжении длительного времени применялась практика избранной поддержки отдельных регионов, когда дотационные регионы финансировались за счет регионов-доноров. Кроме этого, проводилось регулирование, включающее в себя действия правового, социального, политического, финансового, экономического и иного характера, предназначенных для активизации ресурсного потенциала и инициирования условий для активации потенциальных точек роста территорий, которые по объективным причинам временно не могут существовать в режиме саморазвития [8,с 47–49]. Данная политика осуществляется через федеральные, региональные и муниципальные программы с использованием двух основных подходов. Как отмечает О. С. Пчелинцев,это может быть [5]:

-          долевая форма финансирования программ, когда региональные программы социально-экономического развития включаются в качестве составного элемента программ социально-экономического развития более высокого уровня — макрорегионов (федеральных округов), или общегосударственных программ;

-          финансирование программ и проектов из средств бюджета самого региона, когда регион самостоятельно осуществляет программы по приоритетным направлениям своего социально-экономического развития.

Как показывает практика, государство использует только один инструмент — перераспределение финансовых ресурсов от благополучных регионов к регионам-реципиентам. Тем самым, государство усугубляет имеющееся экономическое положение, способствует большему отставанию данных регионов, лишает их всякого смысла в саморазвитии. Очевидно, государству нужно менять данную политику, переходить от постоянного датирования отстающих регионов к их экономическому и финансовому развитию.

По словам В.И Меньщиковой, «сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания» [3]. Проводя данную политику, государство не только поощряет иждивенческий настрой среди дотационных регионов, но и нивелирует мотивацию к развитию у регионов-реципиентов. Кроме того, использовался ограниченный набор инструментов, который сводился к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. И в настоящее время многие регионы стараются решать свои экономические и социальные проблемы за счет федеральных целевых программ.

Региональная социально-экономическая политика по отношению к субъектам РФ должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение их равных прав и ограничение возможностей каждого из субъектов односторонне воздействовать на отношения между государством и отдельной территорией. Фактически речь идет о выработке новой модели отношений между центром и субъектами РФ, а также между субъектами, в соответствии с которой государству следует стимулировать определенную состязательность между субъектами Федерации, но не допускать доминирующего положения отдельных субъектов [4].

Необходимо отметить, что в Российской Федерации реализация многих социально-экономических программ в регионах-реципиентах затруднена в силу их большого количества, отставания на технологическом уровне экономического развития в большинстве субъектах Федерации, сохранении административных методов управления.

Все это привело к неравенству в социально-экономическом благополучии регионов России, а, следовательно, в дотировании от успешных регионов отстающих.

Следует отметить, что социально-экономическая политика развития регионов-реципиентов            - это особый вид государственной политики, которая включает в себя два относительно самостоятельных уровня: а) федеративную государственную региональную политику и б) государственную региональную политику субъектов Федерации — регионов-реципиентов [7].

Федеральный центр осуществляет текущую и инвестиционную поддержку дотационных регионов. Текущие дотации производятся за счет межбюджетных отношений на повседневные затраты и обязательства, т. е. от вышестоящих бюджетов к региональным. Инвестиционные же позволяют регионам больше стимулировать экономический рост, предоставлять больший объем социальных услуг. Это повышает инвестиционную привлекательность территории.

Из конкретных инструментов и направлений поддержки экономического развития регионов, находящихся в ведении Минрегиона, можно назвать следующие: федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов; Инвестиционный фонд Российской Федерации; поддержка моногородов, Программа строительства олимпийских объектов, развитие приграничного сотрудничества [7].

Общефедеральные цели региональной политики конкретизируются на субрегиональном (собственно региональном) уровне. Субъектность региона означает, что он, наряду с государством, в лице своих лидеров, региональных органов власти и управления обладает сегодня собственной ценностной системой, своими интересами и целевыми установками, соответствующей экономической, политической и интеллектуальной мощью, способностью самостоятельно и под свою ответственность принимать и реализовывать стратегические решения, необходимые для встраивания его в разноуровневые пространства национальной и мировой экономики [6].

Исходя из вышерассмотренного, следует, что региональная власть проводит политику управления, находящихся под их юрисдикцией территорий. Она включает в себя экономические, социальные, демографические, экологические составляющие — это и управление территорией, развитие региональной социально-экономической инфраструктуры, целевое использование ресурсов региона, повышение благосостояния граждан и т. д.

Для более эффективного функционирования региональной власти необходимо переходить «…от сверхцентрализованной системы с доминированием интересов, ресурсов и действий федерального уровня к новой, децентрализованной либеральной системе, в которой существенное значение должен получить поиск регионами собственных источников, потенций и механизмов развития» [7].

Кроме того, необходимо произвести дифференциацию и идентификацию территорий, отнести к тому или иному типу регионов по общности природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Это позволит проводить более эффективную региональную социально-экономическую политику.

Социально-экономическая политика развития регионов прослеживается не только из федерального центра. Инициатива заметна и со стороны регионов. Таким образом, только в комплексном взаимодействии между центром и различными регионами можно прийти к стабилизации и прорыву в политическом, экономическом и социальном направлении.

Большинство исследователей данного вопроса указывает на хаотично сложившуюся социально-экономическую политику развития регионов-реципиентов, которая заключается в спонтанном реагировании на возникающие проблемы. Поэтому необходимо уходить от сложившейся практики централизованного регулированиями регионами к системному подходу в оценке ситуации в территориях. Это позволит проводить более эффективную социально-экономическую политику развития дотационных регионов с наименьшими затратами.

 

Литература:

 

1.                  Кузнецова Е. Л., Бочкова Е. В. Региональная социально-экономическая политика современной России: основные контуры и проблемы идентификации // Вестник ВСГТУ. 2013. № 1 С.111–117.

2.                  Лексин В. Н. Самодостаточность государства в контексте идеологии глобализма // Национальная идея России. М., 2011

3.                  Меньщикова В. И. Типология регионов в контексте обоснования применения региональной социально-экономической политики (статья) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,2011. № 10. С.11–14.

4.                  Меньщикова В. И. Региональная социально-экономическая политика в России: новые императивные возможные последствия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,2010. № 11(91). С.181–192.

5.                  Пчелинцев О. С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1. С.1–20.

6.                  Родионова Н. Д., Казаков В. В. Институционально-экономические предпосылки социально-экономической политики регионального развития // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 147–150.

7.                  Черкашнев Р. Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3(049). С.145–149.

8.                  Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.,2000.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономического развития, развития регионов, социально-экономического развития региона, политика развития, социально-экономическая политика, дотационных регионов, Социально-экономическая политика развития, регионального развития, программы социально-экономического развития, политики регионального развития, социально-экономического развития регионов, социально-экономическую политику развития, регионов России, политика развития регионов, политики развития регионов, развития дотационных регионов, политика развития дотационного, Похожая статья, социально-экономическая политика развития, государственную региональную политику.

moluch.ru

Главные мифы украинской экономики

Противостояние на Украине породило новую волну разговоров о ее развале, федерализации и автономизации юга и востока страны. Бытует мнение, что для экономического рывка им достаточно сбросить с себя бремя бедных западных регионов. Отбросив в сторону идеологию, «РР» разобрался, кто кого кормит, реализуема ли идея экономической автономии Восточной Украины или хотя бы Крыма

Кто кого кормит

На Украине существуют два противоположных варианта ответа на этот вопрос, и то, какой из них вы услышите, зависит от идеологических пристрастий собеседника. Но ни один не будет полной правдой.

Версия первая (ареал распространения — западные и центральные регионы)

Тезис о том, что восток Украины кормит запад, — миф. Все почти наоборот: самые дотационные регионы расположены на востоке страны.

Аргументация сторонников версии

Если посмотреть, сколько налогов регионы перечисляют в государственный бюджет, а потом сложить все ассигнования, дотации, субсидии и субвенции, которые следуют в обратном направлении, то получится, что самые дотационные области Украины (без учета Киева, чьи цифры обусловлены спецификой исполнения столичных функций) — Донецкая и Луганская с дефицитом в 9,25 и 5 млрд гривен соответственно. Объясняется это прежде всего гигантскими дотациями угольной отрасли. За пять последних лет шахтеры получили 60 млрд гривен помощи, из них 13,5 млрд — в прошлом году. Дотации западным регионам намного меньше. Сильный регион-донор на востоке только один — Харьков, а реальные локомотивы украинской экономики (то есть те, кто на самом деле всех «кормит») — промышленно развитые районы Центральной Украины, прежде всего Полтавская и Днепропетровская области.

Изъяны в аргументации

Если перевести абсолютные цифры в дотации на душу населения, первыми в списке дотационных регионов окажутся все-таки западные (Закарпатье, Волынь, Тернополь, Ивано-Франковск).

Кроме того, в основном именно восточные регионы — лидеры по объему валового регионального продукта  (ВРП) на душу населения.

Большой объем дотаций — следствие в том числе расходов на крупные инфраструктурные проекты, прежде всего строительство дорог. «Восточная» власть в Киеве направляла деньги на эти цели прежде всего в более близкие ей восточные регионы — своего рода благодарность за поддержку на выборах. Виктор Янукович не был здесь оригинален: в годы правления Виктора Ющенко инфраструктурные траты в пересчете на душу населения были больше в западных областях.

Что касается дотаций угольной промышленности, то это не просто блажь Януковича. При сохранении высоких цен на газ уголь — резервный энергоноситель, на котором держится часть промышленности и ЖКХ страны. То есть 13,5 млрд идут не только на то, чтобы заткнуть рот недовольным шахтерам, но и на то, чтобы иметь возможность маневра в энергетической политике.

Версия вторая (ареал распространения — восточные и южные регионы)

Экономика Западной Украины неспособна прожить самостоятельно. Она выживает исключительно за счет востока, который создает львиную долю ВВП и на котором держится вся экономика Украины.

Аргументация сторонников версии

Приведенные выше данные об уровне ВРП на душу населения и уровень дотаций на душу населения, который на западе больше, чем на востоке.

Изъяны в аргументации

Представление о востоке Украины как о единственной кузнице, житнице и здравнице страны тоже ложно. Если сложить ВРП центра с западом и сравнить с ВРП востока и юга, то мы увидим примерно одинаковые по объему экономики с небольшим перевесом западно-центральных областей.

Более того, экономика запада и центра страны развивается динамичнее, чем экономика юга и востока. С 1995 года эти регионы прибавили к своему ВРП 60,7%, в то время как юго-восток всего 35,2%. Соответственно, изменились и доли двух мегарегионов в экономике Украины. Если в 1995 году они были фактически равными, то сегодня соотношение 55:45 в пользу регионов, которые жители востока считают тунеядцами.

Есть претензии и к угольным дотациям. Нельзя не заметить, насколько неэффективно тратятся эти деньги. Дотационные государственные шахты привыкают жить на иждивении и не задумываются об эффективности. Так, себестоимость добычи на них — 1400 долларов за тонну, а производительность труда — 20 тонн на одного рабочего. Для сравнения: в частной компании ДТЭК Рината Ахметова аналогичные показатели составляют 543 доллара и 72 тонны соответственно.

Если сторонники восточной экономической автономии захотят осуществить свои идеи, местные бюджеты получат не только дополнительные деньги, «отнятые» у Киева, но и новые социальные обязательства.

Куда уходят налоги

Метод подсчета дотаций не учитывает того факта, что налог на прибыль — основной источник доходов украинского бюджета — часто уплачивается не по месту работы компании, а по месту ее регистрации. В лучшем случае это Киев, в худшем — офшоры.

Очевидно, что при «отделении» регионов уровень их  дотационности значительно снизился бы. К примеру, металлургический холдинг Рината Ахметова «Метинвест» в 2012 году заплатил налогов и сборов на 11,8 млрд гривен, его же угольный холдинг ДТЭК — 10 млрд за 2011–2012 годы. Практически все эти деньги были уплачены в Киеве и уже потом распределялись центральной властью по регионам.

Вопрос о месте уплаты налога на прибыль и НДС — центральный в разговорах о возможной экономической автономии восточных регионов. Но осуществить разделение налоговых потоков очень сложно, если вообще реально. Крупный украинский бизнес сегодня не работает в одном регионе.

Все тот же ДТЭК добывает уголь в Донбассе, сжигает его на ТЭС «Западэнерго» и экспортирует электроэнергию в Крым и Европу. Каким бы патриотом Восточной Украины ни был Ринат Ахметов, он не будет платить все свои налоги в Донецке. «Западэнерго» будет платить их во Львове, энергетические компании, работающие на экспорт, — в Киеве, «Крымэнерго» — в Симферополе и т. д.

По сути, крупный украинский бизнес уже высказался против автономизации Восточной Украины, когда миллиардер Игорь Коломийский согласился на предложение новых властей возглавить Днепропетровскую область, а его коллега Сергей Тарута — Донецкую.

Таким образом, единственным «автономным» экономическим проектом, ориентированным на Россию, может оказаться Крым. Насколько же состоятельна идея экономической автономии Крыма (мы пока не рассматриваем вариант возможного вступления полуострова в состав России, что кардинально изменит экономический и политический расклад)?

Остров Крым

Пока идея автономного существования Крыма вне украинской экономики выглядит слегка утопично. Крым — регион сильно дотационный. Все доходы его бюджета от налогов и сборов — 4,9 млрд гривен (рекорд 2013 года). Раньше значительная часть этих денег отправлялась в виде оборотных межбюджетных трансфертов в Киев, а потом сторицей возмещалась. Теоретически в рамках противостояния с «бандеровским» Киевом все эти деньги теперь можно оставить в республиканском бюджете. Проблема в том, что их не хватит на выполнение даже минимума социальных обязательств. На одни только зарплаты бюджетников в 2013 году ушло 4,6 млрд гривен, то есть почти все «независимые» крымские доходы. А есть еще пенсии, детские пособия, помощь инвалидам и т. п.

Кроме социальных выплат надо вкладывать в развитие экономики. В стратегии экономического и социального развития Крыма на 2011–2020 годы прописаны огромные инвестиции в модернизацию промышленности, транспорта, сельского хозяйства и курортов.

За первые три года действия программы Киев перевел в Крым 8,75 млрд гривен (больше миллиарда долларов), само правительство Крыма потратило на программу лишь 2,37 млрд гривен.

Если не отменять программу, чем заменить трансферты из Киева?

Да, у Крыма есть возможности увеличить доходы. Прежде всего это 97 млн долларов (около 900 млн гривен) арендных платежей Черноморского флота РФ, которые сегодня уходят в Киев.

Россия может платить эти деньги непосредственно Симферополю. Но сумма все равно не покроет дефицит бюджета.

Есть еще экспортные и импортные пошлины, которые сегодня собираются на крымских таможнях, но уходят в Киев. Однако и здесь проблема: уход Крыма из украинской экономики снизит товарные потоки, база сбора пошлин резко уменьшится.

Но главная проблема Крыма — ресурсная и инфраструктурная зависимость от материка. Что говорить, достаточно на несколько метров понизить уровень воды в Каховском водохранилище выше по течению Днепра, и Крым (и жители, и промышленность) остается, по сути, без воды. При разрыве отношений с Киевом воду Крыму очевидно придется покупать.

Электроэнергией полуостров обеспечивает себя всего на 20%, остальное экспортируется из других регионов Украины. Поставки электричества из России быстро организовать невозможно.

Кроме того, очевидно, что правительство Крыма, по крайней мере в первое время, будет жить в недружественной бизнес-среде.

Основные промышленные активы полуострова контролируются либо прямыми спонсорами новой киевской власти, либо людьми, заинтересованными в нормальных с ней отношениях. Так, крупнейшие предприятия полуострова — «Крымский титан» и «Крымский содовый завод» — принадлежат олигарху Дмитрию Фирташу, судостроительный завод «Залив» — миллиардеру Константину Жеваго, которого считают одним из спонсоров Юлии Тимошенко. Крупнейшим крымским производителем цемента заводом «Стройиндустрия» владеют структуры Давида Жвании, бывшего соратника Виктора Ющенко. Завод «Крымжелезобетон» принадлежит главе крымской «Батькивщины» депутату Верховной рады Андрею Сенченко, «Крымэнерго» — структурам Рината Ахметова.

Многие предприятия уже сейчас почти не платят налоги в Крыму, как, например, один из крупнейших заводов «Бром», который еще в 2009 году из-за конфликтов с налоговой службой Крыма сменил местную налоговую прописку на днепропетровскую.

По сути, ставка на «экономический сепаратизм» (не говоря уже о плане присоединения к России) не оставляет других вариантов кроме масштабного передела собственности, что редко положительно сказывается на экономическом росте.

Немаловажный аспект — курортная экономика. Власти ее не контролируют. Официально полуостров посещают более 6 млн туристов в год. Но доходы бюджета от туротрасли — 243 млн гривен в 2012 году и около 300 млн в прошлом. То есть с каждого приезжего бюджет получает всего около 6 долларов. Потому что курортный бизнес прячется в тени. Причем все сильнее и сильнее. Например, в 2010 году на учете в крымской налоговой инспекции состояли более 10 тысяч человек, сдающих жилье внаем. А в 2012-м таких осталось только 3 тысячи.

Это не самое страшное, учитывая, что, убегая от налогов, люди обеспечивают себя работой, а значит, ничего не просят у государства. Но сохранение нестабильности как раз и лишит их этой работы. Провальным окажется как минимум нынешний курортный сезон. Наверняка и последующие. Ведь традиционный крымский курортник — это не россиянин, а украинец (60% отдыхающих). Крымский сепаратизм отпугнет многих украинских туристов. И если на доходах бюджета это скажется несильно, то на кошельках тех, кто обслуживает туристов-дикарей, — еще как.

Безусловно, часть экономических потерь Крыма будет компенсирована усилением экономической активности России. Российские власти уже «попросили» бизнес найти 5 млрд долларов на стратегические инвестиционные проекты в Крыму, прежде всего инфраструктурные. Очевидно, что правительству Крыма будет намного проще, чем правительству Яценюка, получить и российскую финансовую помощь в виде кредитов. В перспективе через полуостров может пройти даже «Южный поток», что решит сразу две задачи: серьезно удешевит сам проект и обеспечит Крым дешевым российским газом. Но все это требует времени и средств. Ближайшие же экономические перспективы Крыма не намного радужней, чем Украины в целом.

expert.ru

%PDF-1.3 % 652 0 obj > endobj xref 652 158 0000000016 00000 n 0000003512 00000 n 0000006082 00000 n 0000006300 00000 n 0000006527 00000 n 0000006738 00000 n 0000006955 00000 n 0000007219 00000 n 0000007495 00000 n 0000007738 00000 n 0000008003 00000 n 0000008234 00000 n 0000008522 00000 n 0000008730 00000 n 0000008990 00000 n 0000009197 00000 n 0000009456 00000 n 0000009730 00000 n 0000009992 00000 n 0000010299 00000 n 0000010495 00000 n 0000010754 00000 n 0000011083 00000 n 0000011402 00000 n 0000011619 00000 n 0000011856 00000 n 0000012149 00000 n 0000012380 00000 n 0000012680 00000 n 0000012882 00000 n 0000013132 00000 n 0000013409 00000 n 0000013608 00000 n 0000013862 00000 n 0000014076 00000 n 0000014320 00000 n 0000014624 00000 n 0000014935 00000 n 0000015164 00000 n 0000015216 00000 n 0000015324 00000 n 0000015523 00000 n 0000015801 00000 n 0000016029 00000 n 0000016461 00000 n 0000016571 00000 n 0000016676 00000 n 0000016783 00000 n 0000016889 00000 n 0000017230 00000 n 0000017519 00000 n 0000017929 00000 n 0000020369 00000 n 0000020837 00000 n 0000021157 00000 n 0000021515 00000 n 0000021840 00000 n 0000022033 00000 n 0000022333 00000 n 0000022657 00000 n 0000023210 00000 n 0000023262 00000 n 0000023493 00000 n 0000023819 00000 n 0000024083 00000 n 0000024350 00000 n 0000024696 00000 n 0000024912 00000 n 0000025236 00000 n 0000025498 00000 n 0000025824 00000 n 0000026051 00000 n 0000026382 00000 n 0000026637 00000 n 0000026911 00000 n 0000027215 00000 n 0000027473 00000 n 0000027744 00000 n 0000028025 00000 n 0000028321 00000 n 0000028686 00000 n 0000029059 00000 n 0000029366 00000 n 0000029669 00000 n 0000029993 00000 n 0000030338 00000 n 0000030608 00000 n 0000030880 00000 n 0000031194 00000 n 0000031520 00000 n 0000031819 00000 n 0000032071 00000 n 0000032358 00000 n 0000032742 00000 n 0000032955 00000 n 0000033273 00000 n 0000033577 00000 n 0000033836 00000 n 0000034190 00000 n 0000034441 00000 n 0000034766 00000 n 0000035080 00000 n 0000035573 00000 n 0000036478 00000 n 0000036530 00000 n 0000036920 00000 n 0000036943 00000 n 0000038165 00000 n 0000038426 00000 n 0000038682 00000 n 0000038927 00000 n 0000039157 00000 n 0000039366 00000 n 0000039615 00000 n 0000039786 00000 n 0000039996 00000 n 0000040269 00000 n 0000040814 00000 n 0000041221 00000 n 0000041556 00000 n 0000041849 00000 n 0000042028 00000 n 0000042193 00000 n 0000042422 00000 n 0000042474 00000 n 0000042696 00000 n 0000042938 00000 n 0000043100 00000 n 0000043318 00000 n 0000043502 00000 n 0000043854 00000 n 0000044098 00000 n 0000044265 00000 n 0000044474 00000 n 0000044641 00000 n 0000044898 00000 n 0000045156 00000 n 0000045387 00000 n 0000045635 00000 n 0000045657 00000 n 0000046703 00000 n 0000046725 00000 n 0000047667 00000 n 0000047689 00000 n 0000048768 00000 n 0000048791 00000 n 0000049967 00000 n 0000050140 00000 n 0000050498 00000 n 0000050611 00000 n 0000050633 00000 n 0000051682 00000 n 0000051704 00000 n 0000052736 00000 n 0000052758 00000 n 0000053725 00000 n 0000003609 00000 n 0000006059 00000 n trailer ] >> startxref 0 %%EOF 653 0 obj > endobj 808 0 obj > stream HԖiPSYC$m @@

fora.adygnet.ru


Смотрите также