1. Предмет и задачи дисциплины «Экономика организации (предприятя)». Дисциплина экономики


1. Предмет и задачи дисциплины «Экономика организации (предприятя)»

Экономика предприятия является основным звеном развития рыночного хозяйства; сферой деятельности, направленной на удовлетворение растущих потребностей; наукой, изучающей систему экон отношений по поводу эффективного использования ресурсов, распределения результатов производства, обоснования логики поведения предприятия в рын условиях.

Экономика предприятия определяет экспорт страны, ее положение на мировом рынке, способность к эквивалентному международному экономич обмену в условиях глобализации.

Изучение экономики предприятия – это сформировать целостное представление об экономике предприятия, выработать умение обосновывать экономические решения, выбирать правильные стратегию и тактику поведения предприятия в изменяющейся рыночной среде.

Задачи:

  • Изучение особенностей функционирования предприятий различных хоз-правовых форм в динамически изменяющейся рыночной среде;

  • Выработка и закрепление навыков проведения комплексных экономических расчетов;

  • Выработка умений определения и обоснования выбора экономически целесообразной стратегии и тактики хоз деятельности предприятия;

  • Системное изучение экономического инструментария оценки уровня эконом эффективности деятельности предприятия, способов максимизации прибыли, минимизации убытков, обеспечения конкурентоспособности продукции;

  • Освоение методов прогнозирования развития экономических процессов и выработки стратегии развития предприятия.

Данная дисциплина позволяет получить достаточно глубокое и системное представление об экономике предприятия, методах обоснования управленческих решений по вопросам эффективного использования ресурсов, необходимых для развития предприятия, его успешного функционирования в рыночных условиях, адаптации к влиянию качественно новых факторов.

2. Оценка отраслевой структуры промышленности рб.

Отраслевая структура промышленности – состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышл производства.

Среди показателей, характеризующих отраслевую структуру промышленности, следует выделить следующие.

а) Количественное соотношение отраслей, производств и межотраслевых комплексов:

Уij=Kij / K * 100%, где Уij - удельный вес отрасли, производства или межотраслевого комплекса;

Кij - объем выпуска продукции соответствующей отрасли;

К –  объем  выпуска продукции промышленности в целом.

б) Структурные сдвиги за анализируемый период. Определяются как разность удельного веса за этот же период: Уi=Yi2-Yi1, где Уi - прирост (уменьшение) удельного веса i-той отрасли,  %;

Yi2,Yi1 - удельный вес i-той отрасли на начало и конец анализируемого периода соответственно, %.

 в) Производственные связи между отраслями. Интенсивность изменений отраслевой структуры определяются темпами роста удельного веса по формуле: Тi=Уi2/Уi1*100

г) Для характеристики интенсивности изменения отраслевой структуры также используется отраслевой коэффициент опережения: Ко=Тi / Тn, где Тi, Тn - темп развития соотношений i-ой отрасли и всей промышленности в анализируемом периоде.

 д) Удельный вес отрасли в планируемом периоде определяется путем умножения коэффициента опережения на удельный вес отрасли в базовом периоде: Уn=Коi*Уi1

Для оценки отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь следует рассмотреть отрасли, которые входят в ее состав.

Металлургическая отрасль. Металлургическую отрасль образуют предприятия черной металлургии и организации по заготовке и вторичной обработке лома металлов.

Химическая и нефтехимическая промышленность. В отрасль входят следующие подотрасли: лесохимическая - добыча живицы, производство скипидара, канифоли, дубильных экстрактов, гидролизного этилового спирта, гидролизных кормовых дрожжей, кормового витамина и лизина; лакокрасочной - лаки, эмали, краски; химических волокон, нитей искусственных, кордной ткани; резинотехнических изделий и автопокрышек; синтетических смол и пластических масс, трубы и детали трубопроводов из термопластов, синтетические моющие средства; минеральных удобрений - азотных, фосфатных, калийных; нефтехимическая - полиэтилен, сульфат аммония, полиэфирный воск, кормовой микробиологический белок; химико-фармацевтическая промышленность.

Машиностроение и металлообработка: генераторы переменного тока, металлорежущие станки, кузнечно-прессовые машины, автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки, троллейбусы, автобусы, грузовые автомобили, сельскохоз техника, экскаваторы, бульдозеры, подшипники.

Автомобилестроение

Сельскохозяйственное машиностроение.

Электронная промышленность

Радиотехническая промышленность.

Электротехническая промышленность.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Легкая промышленность.

Пищевая промышленность. В состав пищевой промышленности входят производства, выпускающие пищевую продукцию, мыло и моющие средства, табачные и парфюмерно-косметические изделия.

studfiles.net

Дисциплина «ЭКОНОМИКА» - PDF

1.Цели и задачи дисциплины.

1.Цели и задачи дисциплины. 1.1. Цели преподавания дисциплины: Основными целями курса по дисциплине: «Экономика» в колледже являются следующие: развитие гражданского образования, экономического образа

Подробнее

Экономика организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Иркутской области «Ангарский промышленно экономический техникум» (ГБОУ

Подробнее

VIII. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

VIII. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Понятие «экономика». Функции экономики. 2. Методы экономической науки. Экономические законы. 3. Экономические потребности. Пирамида человеческих потребностей. Закон

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по экономике для учащихся 0 класса составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего

Подробнее

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное

Подробнее

Факультет экономики, управления и финансов

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АНО ВО «Российский новый университет» Факультет экономики, управления и финансов ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

Подробнее

1. Пояснительная записка

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание учебного курса. 5. Календарно-тематический

Подробнее

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название темы Количество часов Часть 1. Экономика и человек. Экономика фирмы 18 Тема 1. Главная проблема экономики 3 Тема 2. Типы экономических систем 1 Тема 3. Рыночный механизм 4 Тема

Подробнее

ЭКОНОМИКА Пояснительная записка

ЭКОНОМИКА Пояснительная записка Данная рабочая программа для 10 класса составлена на основе: программы И.В. Липсица. Экономика, 2011. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная рабочая программа для 10 класса составлена на основе: программы И.В. Липсица для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Экономика.М,"Вита-пресс", 2008.

Подробнее

Содержание основных тем

Содержание основных тем ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория как наука. Определение предмета экономической теории: классическое

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ОП.06 Основы экономики

Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яшкинский техникум технологий и механизации» УТВЕРЖДАЮ: директор подпись

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКСУБАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Утверждаю Директор ГБПОУ «АТУТ»

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Департамент образования Вологодской области Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум» УТВЕРЖДАЮ: Директор БОУ

Подробнее

I ВВЕДЕНИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

К читателю...11 РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Лекция 1 Тема: Основные этапы развития экономической науки...15 1.1. Истоки...15 1.2. Меркантилизм первая школа политической экономии...17 1.3. Классическая

Подробнее

Отделение НПО/СПО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный нефтегазовый университет Гуманитарный

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Профессиональное училище 15» Рассмотрено: На заседании МО преподавателей

Подробнее

ительная записка 11 А класса базовом

Поясн ительная записка Настоящая рабочая программа составлена для 11 А класса. В соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования в гимназии в этом классе должно обеспечиваться

Подробнее

ЭКОНОМИКА Пояснительная записка

ЭКОНОМИКА Пояснительная записка Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе: программы И.В. Липсица. Экономика, 2011. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа

Подробнее

Пояснительная записка

Рабочая программа по экономике для 9 классов к учебнику «Экономика» С. Автономова, Л. Б. Азимова «Экономика» базовый уровень (М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010 г.). Пояснительная записка Программа «Экономика» предназначена

Подробнее

А Н Н О Т А Ц И Я Р А Б О Ч Е Й П Р О Г Р А М М Ы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Подробнее

Экономика. Рабочая программа

Департамент образования Вологодской области Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум» УТВЕРЖДАЮ: Директор БОУ

Подробнее

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по экономике для 10 класса составлена на основе примерной программы для учащихся, изучающих базовый курс экономики, и соответствует федеральному компоненту государственного

Подробнее

Отделение НПО/СПО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный нефтегазовый университет Гуманитарный

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по экономике для 8-9 классов составлена на основе: Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы). Авторы: Симонов И.А., Лукьянова Р.С,

Подробнее

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАБОЧАЯ

Подробнее

docplayer.ru

Дисциплина «Экономическая теория»

1. Становление экономической теории и периодизация истории экономи­ческой мысли.

Развитие экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, пер­вые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая эконо­мия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монета­ризм, институционализм.

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с т.з. ограниченности ресурсов и способов их распределения.

Происхождение слова «экономия» берет начало от (ойко - дом, хозяйство, номос - правило, закон) и в начале рассматривалась как наука о ведении домашнего хозяйства. Среди мировых мыслителей термин «ойкономиа» впервые употребил древнегреческий философ Ксенофонт, вкладывая в это понятие науку о хозяйстве, управлении домом и имуществом. Несколько позже Аристотель разделил науку о богатстве на экономику, под которой понимал производство благ для удовлетворения человеческих потребностей и хремастику: искусство наживать достаток или деятельность, направленная на накопление богатства.

В ХIV - ХV веках начинается упадок феодального способа производства Феодалы вместо барщины (оброка) вводят денежную ренту. Это вынуждает крестьян продавать часть произведенной продукции на рынке. Так постепенно преодалелась замкнутость феодальных хозяйств и формируется единый национальный рынок. Возникает потребность в широком толковании понятия «экономика». В 1615 году французский ученый А. Монкретьен вводит термин «политическая экономия» (от греческого политикос - государственный, общественный), означающий искусство государственного управления хозяйством. В условиях преодоления замкнутости феодальных хозяйств, формирования единого общенационального рынка термин «хозяйство» охватывает экономику всей страны, национальное хозяйство.

Первая школа экономической науки - меркантилизм Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. Чем больше капитала, тем богаче страна. Экспорт и импорт имеет для страны разное значение. Нужно запретить импорт. Страны желающие богатеть должны быть экспортоориентированы. Монкретьен предложил основы международной торговли: Товар-Деньги-Товар и Товар-Деньги-Обмен-Товар. Меркантилистами также были Мэн, Кольбер, Посошков.

3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. Земля являлась главным фактором экономики (главным богатстсвом страны. Колонии, экспансия, великие геогр открытия, присоединение новых земель-благо для страны. Основным видом деятельности считали сельское хозяйство, выступали за преодоление феодальных пережитков в деревне, сокращение налогов и податей и т.д.

Третья школа 18 в. – Классическая политэкономия – внесла наибольший вклад. Английский экономист У. Петти называл ее «политическая анатомия», поскольку занимался естественными науками и подходил к изучению экономических и политических явлений как естествоиспытатель. А. Смит определял предмет политической экономии как науку о богатстве. Д. Рикардо утверждал, что главной задачей политической экономии является определение законов, управляющих распределением общественного продукта. В связи с развитием производительных сил предметом становится материальное производство и повышение его эффективности. Смит дал определение рынку, спросу и предложению. Рынок-саморегулирующийся институт, связан с взаимодействием спроса и предложения и установлением рыночного равновесия цены. Государство не должно вмешиваться в рыночные отношения.

Следующим этапом развития политической экономии стали труды классиков марксизма-ленинизма. К. Маркс в своем произведении «Капитал» предметом исследования назвал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена. Со второй половины 19 в. формируются два направления – марксистское (пролетарское) и немарксистское (буржуазное). Марксистское направление стало продолжением английской классической экономической науки (классической политэкономии). Маркс придал ей социальную, классовую направленность выделив буржуазию и рабочий класс. Труд «Капитал», придумал класс капиталистов (эксплуататоров). Предмет – производственные отношения и экономические законы капиталистического способа производства. Цель капиталистического производства –прибыли и производство прибавочной стоимости – результат эксплуатации наемных рабочих неоплаченная часть их труда. Ее присваивают капиталисты. Следовательно возникают противоречия. Будущее за коммунизмом и власть должна принадлежать рабочему классу. Впервые рассмотрел разделение труда. Определил социально-экономические формации развития общества (в основе материальные отношения между разными социальными группами) Г.В. Плеханов, Ленин.

Маржинализм (от франц моржа) дополнительное поле. Моржиналистская революция-все факторы развития производства были рассмотрены с т.з. предельных величин (величина связанная с дополнительным производством и продажей товаров и услуг) Маржинальные затраты несет фирма при доп. производстве Предельная прибыль-при продаже дополнительно произведенной продукции. А.Маршалл – родоначальник маржиналистского направления считает предметом экономической теории – проблему рационального выбора.

Австриец Йозеф Шумпетер «Экономические циклы» (1939г.) напротив,пытаясь преодолеть статичность маржинализма раскрал динамику капиталистического производства, связывая его с инновационным процессом. Он показал взаимосвязь 3х видов циклов – коротких, средних и длинных.

  1. Неоклассическая школа – А.Маршалл «Принципы политической экономии» (1890 г.) (разработал теорию цен и фирм В этой работе он предпринял попытку придать теории ценности австрийской школы видимость более реалистичной теории. Для этого он соединил теорию «предельной полезности» австрийской школы с вульгарной теорией издержек производства. Он настаивал на том, что в образовании ценности участвует как «производственный фактор», под которым он подразумевал издержки производства, так и субъективный фактор — полезность, определяемая в зависимости от индивидуальных потребностей и вкусов продавцов и покупателей.), А.Пигу (теория предельной полезности), К.Менгер, Л.Вальрас, В. Паретто, Ф.фон Хайек. Считается что рыночный механизм сам способен регулировать экономические процессы, устанавливать равновесие спроса и предложения и т.д. принцип- невмешательство государства в экономику (минимальная доля). Для неоклассиков характерны - анализ проблем микроэкономики, т.е. фирм, предприятий, отдельного индивида, мотивов их экономического поведения.

  2. Кейнсианская школа – макроэкономические проблемы, центральная проблема – государственное регулирование экономики, предложили систему мер гос.воздействия на экономику.

VII. Институционально- социальное направление – Дж. Гейлбрейт, Р.Арон, В.Юффман, Т.Вэблен. экономика – это совокупность взаимодействия различных институтов (предприятия, профсоюзы, государство). В экономическом поведении субъектов большое значение имеют правовые нормы, морально-этические, психологические особенности и т.д. человеческое поведение меняется в зависимости от состояния рынка.

VIII. Монетаристская теория –темп роста количества денежной массы определяет уровень производства, цен, безработицы. Управление экономикой наиболее эффективно когда оно происходит через финансовую политику. Представители –Д.Юм, М.Фридман.

IX. Новая классическая макроэкономическая школа – монетаризм второго поколения – Джон Мут, Роберт Лукас – теория рациональных ожиданий – рациональные ожидания складываются из информации за прошлый и настоящий период, в результате формируется общее представление о состоянии экономики. Экономическая информация является первичным материалом для построения моделей рациональных ожиданий, формирующихся на основе математических методов.

X. Школа экономики предложения – А.Лаффер –система расчета налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.

XI. Современный неоинституционализм – Р.Коуз, О.Уильямсон, Р. Бьюкенен. Теория трансакционных издержек, прав собственности.

Концепция развития фирмы Р. Коуза. В основе этой концепции лежит идея

роли трансакционных издержек. Р. Коуз ввел понятие "трансакционные

издержки", т.е. издержки по решению сделок.

Система прав собственности - это сделки, некоторые контракты и нормы, отражающие обмен "пучками" прав собственности. Тем самым поведение сторон фиксируется добровольно и без участия государства (бюрократии) - на

рыночных принципах. Из этих подходов сформировался новый раздел современной

экономической теории - экономика права.Полный "пучок прав" состоит из следующих 11 элементов:

1. Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;

2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;

5. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7. Право на передачу благ в наследство;

8. Право на бессрочное обладание благом;

9. Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

10. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11. Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Государство - особая сфера рынка. У его участников особые права собственности: избирательные у электората, принятие законов у депутатов, исполнение законов у чиновников. Демократия использует разделение труда и разделение властей. Но так как принятие решений возможно и в пользу интересов узких групп, нецелесообразно вмешательство государства в экономику.

studfiles.net

2. Предмет экономической теории

С развитием экономической теории как науки менялась трактовка предмета дисциплины. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие - проблемы социальной сферы и прежде всего многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи – проблемы создания и распределения богатства; четвертые – проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономика и макроэкономика. Первый раздел дисциплины имеет методологическое, фундаментальное значение, т.к. служит основным средством исследования двух следующих разделов – микроэкономики и макроэкономики. Экономическая теория формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют: микро- и макроэкономику. Микроэкономика изучает малые экономические единицы. Микроэкономика дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает закономерности и последствия их функционирования в рыночной экономике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления. Макроэкономика связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, она рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики. Четкой границы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, т.к. совокупность решений принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики и наоборот.

3. Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук

В общей системе наук экономическая теория выполняет ряд функций. В первую очередь экономическая теория, как и любая другая наука, выполняет познавательную функцию, которая состоит в описании, обобщении и объяснении экономических процессов. Необходимо отметить, что только описания и констатирования тех или иных экономических явлений недостаточно. Экономическая теория должна находить и описывать законы, на основе которых происходит изменение окружающей экономической действительности, должна предлагать пути использования этих законов на практике. Вторая функция – методологическая. Экономическая теория служит базой для ряда экономических наук: отраслевых: (экономика промышленности, торговли и общественного питания, транспорта), функциональных (финансы, маркетинг, рынок ценных бумаг), межотраслевых (экономическая география, демография, статистика). Она разрабатывает методы и средства научного инструментария, необходимого для исследований всем экономическим наукам. Третьей функцией экономической теории является практическая, показывающая, какие конкретные действия желательны или нежелательны для общества сегодня. Дисциплина разрабатывает принципы и методы рационального хозяйствования, служит для научного обоснования экономической политики правительства, диктует необходимость определенного поведения людей.

Экономическая теория тесно связана со многими науками, которые затрагивают все стороны жизнедеятельности человека. С одной стороны, она выступает в качестве методологического фундамента комплекса экономических наук, а с другой стороны – учитывает знания, полученные этими науками. Экономическое знание о современном обществе дает целая сеть конкретных экономических дисциплин, таких, как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, менеджмент, экономика природопользования, экономика предприятий. Названные дисциплины подчинены решению конкретных экономических задач. Экономическая теория изучает те же проблемы, но не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. В кругу всех экономических наук экономическая теория является головной, т.к. служит основой, фундаментом конкретных экономических дисциплин.

Экономическая теория тесно связана с рядом социальных наук, таких, как психология, политология, социология, поскольку ее предмет изучения частично совпадает с предметом перечисленных дисциплин. Социальные науки изучают многочисленные аспекты поведения человека в обществе. Экономическая теория призвана раскрыть только определенную часть социальной жизнедеятельности человека – экономическую. Сегодня является очевидным, что при решении каких-либо экономических проблем необходимо учитывать национальные, психологические особенности людей. Мировой опыт свидетельствует, что ряд экономических реформ либо вовсе не дал положительных результатов, либо эти результаты были крайне незначительными только потому, что не учитывались особенности национального менталитета. Российскому национальному характеру, в значительной степени, присущи соборность, коллективизм, государственное мышление. По мнению российских мыслителей, как философов, так и экономистов, России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная. Иными словами, хозяйственный механизм нашей страны требует большую, в отличие от общеевропейских стран, роль государства в экономике и экономической политики.

Среди информационно-аналитических наук особого упоминания заслуживают статистика и математика. Государственные учреждения и общественные организации публикуют значительное количество различной цифровой информации. Большая часть представлений ученых-экономистов базируется на тщательном анализе собранной статистической информации. В области экономической теории находят свое применение многие математические методы. Широко используется экономико-математическое моделирование. Для успешного практического применения знаний, полученных экономической теорией, необходима точная математическая оценка данных. Не случайно многие видные экономисты являются хорошими математиками и владеют статистическими методами анализа. Например, широко известен закон Энгеля, утверждающий, что семья считается бедной, если она тратит на питание более 50% своего дохода. Закон назван по имени немецкого статистика, экономиста Эрнеста Энгеля, который, анализируя статистические данные, отметил уменьшение доли расходов на питание по мере роста дохода семьи.

Прослеживается четкая взаимосвязь экономической теории и юридических наук. Правовые нормы, действующие в том или ином обществе, являются своеобразными рамками, в которых развивается экономика. Например, предпринимательство в нашей стране пока недостаточно развитое явление. Объяснение заключается в том, что в России и других бывших социалистических странах в течение десятилетий не существовало юридической основы для предпринимательской деятельности. Свободное предпринимательство было свернуто, произошло полное огосударствление экономики. Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, административными и уголовными методами. Предпринимательские навыки в условиях плановой экономики могли развиваться лишь в личном подсобном хозяйстве при работе на колхозный рынок, в кооперативном секторе и в теневой экономике.

Экономическая теория тесно взаимодействует с историческими науками, такими как, история экономики, история экономической мысли, всеобщая история. Экономическая теория посвящена проблемам материального производства, распределения, обмена и потребления, рассматриваемым в различные исторически периоды и на фоне различных способов производства. Например, для экономистов важен тот исторический факт, что средневековая инквизиция избавляя народ от еретиков, к которым часто относила изобретателей и ученых, в результате затормозила технический, а как следствие и экономический прогресс общества.

studfiles.net

Лекция 1 (1)

Лекция 1.

Экономика как базовая фундаментальная науч­ная дисциплина

Предмет экономической науки. Основные школы и направления

Стало общепризнанным, что здоровье - категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то что не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Вместе с тем на сохранение, укрепление, восстановление здоровья государству приходится тратить огромные ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.

Меняется отношение и к системе здравоохранения, которую традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. На самом деле в системе охраны здоровья населения наряду с профессионально-этическими все больше стали проявляться товарно-денежные отношения. Сегодня не вызывает отторжение то, что медицинская услуга, как и любой товар, имеет стоимость, денежным выражением которой является цена. В этом смысле здравоохранение можно называть отраслью сохранения и производства здоровья, в которой используется большой арсенал как медицинских, так и экономических методов и средств.

С учетом сказанного закономерно встают следующие вопросы:

- стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;

- цена отдельной медицинской услуги и стоимость медицинской помощи в целом;

- оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;

- оценка эффективности функционирования здравоохранения в условиях рыночных отношений;

- оценка экономического ущерба от заболеваемости, инвалидизации и преждевременной смертности.

Ответы на эти и другие вопросы дает наука экономика здравоохранения.

Экономика здравоохранения - отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.

Организации здравоохранения в рамках законодательства осуществляют экономическую деятельность - производство и реализацию медицинских товаров и услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы.

Данные основные моменты и понятие непосредственно изучаются в ходе дисциплины «Экономика здравоохранения» – 4 курс, в разделе дисциплины «ОЗЗ, экономика здравоохранения».

Наша с вами задача в курсе дисциплины «Основы экономики здравоохранения» – изучить вводный курс, изучить базовые экономические категории и понятия, уметь их применять к экономическим проблемам здравоохранения, с целью особенностей его функционирования в условиях рыночной экономики. 

Так как экономика здравоохранения представляет собой ветвь экономической науки, ее сущность и содержание следует определить, отталкиваясь от общего понятия «экономика».

Этимология слова «экономика» происходит от слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Проблемы экономики, которые были актуальными во все времена, всегда привлекали внимание не только ученых, но и просто образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономических проблем представляет собой реализацию объективной необходимости познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности во все времена.

Изучение любой науки предпочтительно начинать с определения ее предмета. Только зная, что именно подлежит изучению, можно систематически и глубоко познать само явление и на практике использовать познанное. В этом важнейшее методологическое значение определения изучаемого предмета. Предметом называется тот круг явлений, законов и процессов, который она изучает.

Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика – это хозяйственная система, обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика – это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следую­щее.

Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

Экономическая наука изучает все формы поведения человека в его борьбе против редкости материальных благ. Управление редкими ресурсами не сводится только лишь к обмену, оно также включает в себя и использование мер общественного или личного принуждения, осуществляемого обычно государством. Кроме того, нельзя забывать о дарении, то есть о безвозмездной передаче продуктов или денег. Во время использования редких ресурсов экономические субъекты стремятся не только удовлетворить свои потребности, но и изменить свои собственные пристрастия, тем самым влияя на свое поведение, в том числе и экономическое.

Экономическая наука изучает отношения между установками человеческой деятельности и используемые при этом средства. Однако сама наука является нейтральной по отношению к этим установкам. Следует отметить, что эти установки многообразны и многочисленны по своим мотивациям. Экономическая наука не объясняет и не оценивает их, она лишь показывает их суть и то, каким образом цели подчиняют себе экономическую деятельность.

Экономика как наука выполняет ряд функций: методологическую, научно-познава­тельную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методоло­гическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предви­деть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест­ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функ­ция экономики позволяет открыть законы, по которым разви­вается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объектив­ную критическую или позитивную оценку экономическим яв­лениям и процессам различных форм хозяйствования. В реаль­ной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ­ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо­мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст­вующему субъекту в своих конкретных делах руководствовать­ся ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой госу­дарства, она разрабатывает социально-экономические прог­раммы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исходя из всего вышесказанного, можно четко определить цель экономической науки, которая заключается в решении проблемы по удовлетворению безграничных человеческих потребностей при ограниченных ресурсах. Цель позволяет определить и основной круг решаемых наукой задач, к которым можно отнести следующие:

  • описание существующих во времени и пространстве методов управления редкими ресурсами;

  • систематизация полученных результатов и накопление опыта;

  • разработка концепций, поиск причин и следствия экономических явлений;

  • раскрытие общих устойчивых связей, устанавливающихся во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;

  • определение направлений экономической политики, которая должна быть гармонично связана с политическими и социальными целями;

  • разработка правил оптимального использования экономических ресурсов и способов достижения общественного благосостояния.

Важно подчеркнуть тот факт, что основной задачей экономической науки является не просто описание экономических явлений и процессов или разработка концепций, а выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей системы экономических явлений, процессов и законов.

Структура экономической науки состоит из следующих разделов:

Микроэкономика занимается изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, касающихся в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности и экономических отношений между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Микроэкономика – особый раздел экономической науки, изучающий экономические отношение между хозяйствующи­ми субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

К хозяйствующим субъектам микроэкономики от­носятся потребители, работники, владельцы капитала, пред­приятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики – производители и по­требители, принимающие решения по поводу объемов произ­водства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как по­требители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэконо­мика изучает рыночное поведение субъектов, отношения меж­ду ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Микроэкономика как метод экономического анализа бази­руется на оценках и исследованиях поведения индивидуаль­ных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

Макроэкономика занимается изучением крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству: национальное богатство, валовой национальный продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.

Макроэкономика (национальная экономика) – раздел экономической науки, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как еди­ную систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики – инфляция, безра­ботица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы го­сударственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Эти два раздела в структуре экономической науки являются основными, однако дополнительно можно выделить еще два:

Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся изучением функционирования определенных подсистем национальной экономики и отраслей народного хозяйства.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процес­сы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика – раздел экономической науки, изучающий поведение мировой экономики и мирового хозяйства в целом.

Мировая экономика это сумма всех национальных эконо­мик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

При изучении экономической теории необходимо четко различать:

Сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы.

Объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде.

Субъект исследования – экономические агенты.

Предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Итак, экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, которые являются объектом (исследования) изучения экономики.

Экономические законы – наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в эконо­мических процессах и явлениях.

Они носят объективный харак­тер, действуют независимо от воли и сознания людей, историчны. Так, законы рынка: закон стоимости, закон спроса, закон предло­жения, закон конкуренции – существуют независимо оттого, зна­ют о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают ха­рактер действия экономических законов, тем эффективнее могут их использовать в хозяйственной деятельности.

Экономические законы условно можно разделить на общие и специфические.

Общие экономические законы действуют во всех социально-экономических системах (формациях), например, закон соответ­ствия производственных отношений характеру и уровню разви­тия производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроиз­водства, закон стоимости, закон спроса и предложения.

Специфические законы действуют в одной общественно-экономической системе. Такими законами являются закон при­бавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического на­копления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду, Федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации» и др.

Экономические категории – это наиболее общие поня­тия, отражающие существенные свойства экономических яв­лений, их отношения к различным проявлениям и сторонам об­щественной жизни.

Примеры таких категорий: стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются науч­ными абстракциями, отражающими действительно существую­щие хозяйственные экономические связи.

Экономические (производственные) отношения – это от­ношения между людьми, складывающиеся в процессе общест­венного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов по­знания.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несуществен­ного, случайного, временного, непостоянного. Результат науч­ной абстракции – выработка новых научных категорий (по­нятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими ста­ли в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехо­да от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складываю­щиеся между процессами и явлениями реальной экономиче­ской жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это метод позна­ния, предполагающий разделение целого на отдельные со­ставные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод позна­ния, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение ис­следования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Ана­лизируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь прихо­дит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимо­стей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипо­теза – предположение о существовании определенной зави­симости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблю­дений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с примене­нием компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические по­казатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерно­сти экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты – это искусственное соз­дание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, про­шла длительный и сложный путь становления и развития. Вна­чале экономические знания формировались как отдельные эле­менты отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии.

Остановимся на некоторых вехах развития экономической тео­рии.

История экономической науки прошла длительный путь своей эволюции от истоков экономической мысли Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель), Древнего Рима (Катон старший, Гракхи Тиберий до современных экономических школ). Известно, что в качестве систематизированного знания, экономическая теория как наука сформировалась еще в XV-XVI столетиях. Первой политэкономической школой в истории экономической мысли была школа меркантилистов (от итальянского mercante – торговец, купец). Представители этой школы (XVI – нач. XVIII вв.) отождествляли богатство общества с реальными деньгами – золотом и считали, что накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, источник богатства они видели в торговле, в сфере обращения. Поэтому меркантилисты в практических рекомендациях исходили из того, что страна должна больше вывозить товаров, но меньше ввозить. А для того чтобы вывозить больше товаров, следует поощрять их экспорт и производство.

Второй экономической школой (XVII-XVIII вв.) была школа физиократов (физиократизм – власть природы). Основателем физиократического учения был французский ученый Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В отличие от меркантилистов физиократы считали богатством общества не деньги, а продукцию земледелия, а его источником не торговлю, а сельскохозяйственное производство. Разницу между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для ее производства в течение года, Кенэ называл земельной рентой в натуральной форме, или чистым продуктом. Отсюда единственным «производительным классом» Кенэ считал класс земледельцев

Следующей в истории экономического учения была классическая школа. Она относится к числу наиболее зрелых направлений экономической мысли. Это направление возникло и расцвело еще в XVII-XVIII – начале XIX вв. Видными представителями классической экономической школы были Уильям Петти, Адам Смит (1723-1790 гг.), Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Томас Мальтус (1766-1834 гг.) и Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.). Идеи классической школы не потеряли актуальность и в наше время. Развивая и углубляя идеи физиократов, представители английской политической экономии в качестве источника богатства общества рассматривали труд человека в сфере материального производства, а его результаты (произведенные товары) считали богатством нации. Всеобщую форму богатства они нашли в стоимости товаров. Экономическую науку они воспринимали как учение о богатстве и способах его увеличения. Не случайно фундаментальный труд А. Смита так и назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Количество производимых товаров и объем их потребления зависят, по Смиту, от двух факторов: производительности труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Производительность труда определяется разделением труда и уровнем накопления капитала. Чем выше степень разделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено. В основе цены при обмене, по А. Смиту, лежит так называемая стоимость, которая представляет собой количество труда, затраченного на производство товара. На этой основе А. Смит делает вывод о том, что «невидимая рука» рынка сама отрегулирует объем производства товара и процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции. Он показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом.

Самостоятельным направлением политической экономии стало учение немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883 гг.), которое было дополнено Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) и Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924 гг.). Эта теория является составной частью (вместе с научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией) марксизма – ленинизма. В своем экономическом учении К. Маркс развивает идею классической школы о том, что в основе цены товара лежит стоимость (меновая стоимость), которая определяется количеством воплощенного в нем труда. При этом К. Маркс уточняет, что затраты труда, определяющие величину стоимости товара, являются не индивидуальными, а общественно необходимыми, т.е. количественно равными средним затратам времени для производства единицы товара при данном уровне развития производства. По Марксу, созидателем стоимости выступает наемная рабочая сила. К. Маркс вводит и второго агента экономического процесса – собственника капитала – капиталиста. По натуральному содержанию капитал воплощается в производственных и вспомогательных зданиях, машинах, сырьевых материалах, с помощью чего наемные работники производят продукцию.

Одновременно с марксистско-ленинской политической экономией в XIX – начале XX вв. возникло и развилось неоклассическое направление экономической теории, основоположником которой считается глава «кембриджской школы» Альфред Маршалл (1842-1924 гг.). В научной работе «Принципы экономикс» («Principles of economics» 1890 г.) А. Маршалл разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.

Представители неоклассического направления сосредоточили свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. В то же время, опираясь на накопленные теоретические знания, они выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, одной из которых является маржинализм (от лат. маргинальный, анг. marginal – предельный). Маржинализм – теория, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. При этом приверженцы маржинализма руководствуются в своем творческом анализе субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Они ввели в практику экономического анализа теорию предельных величин, которые вошли в арсенал современной экономической науки: теория предельной полезности, предельной производительности, предельных издержек фирмы, предельного дохода монополиста и др.

Видное место в развитии экономической теории занимает кейнсианство. Выдающийся английский ученый-экономист и государственный деятель Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) положил начало новому направлению в экономической теории, основанному на взглядах и позициях, существенно отличающихся от взглядов его предшественников. Ключевые положения своего учения Д. Кейнс изложил в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Последовательное применение учения Кейнса стало вызывать негативные явления: государственное регулирование требовало увеличения расходов бюджетных средств, а это вело к дефициту бюджета, росту государственного долга, инфляции, снижению экономических стимулов развития, замедлению темпов экономического роста. Поэтому в 50-60-е гг. многие постулаты кейнсианства были подвергнуты сомнению со стороны новых экономических школ и течений. Одной из них была чикагская школа, или монетаризм. Это такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебаниях экономического роста. Задача государства в области управления экономикой ограничивается контролем над эмиссией денег и движением денежной массы, достижением сбалансированности государственного бюджета, установлением высокого кредитного банковского процента для обуздания инфляции. По мнению монетаристов, обеспечение экономики деньгами – прерогатива государства, которое, проводя соответствующую денежно-кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое состояние и развитие страны. Концепция современного монетаризма наиболее ярко выражена в работах профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (род. 1912 г.). Поэтому это учение получило название «чикагская школа».

studfiles.net

2.2. Виды и классификация экономических наук

Самостоятельной отраслью классификации наук выступает экономическая наука. Как и всякая наука, она развивается на основе присущих ей законов и в соответствии с конкретной общественно-экономической формацией. Развиваясь в условиях формаций, что исторически менялись, экономическая наука, прежде всего, изучала экономику производства, то есть развитие производственных сил, производственных отношений при определенных исторических условий.

Кардинальные преобразования рыночного характера, которые происходят в нашем государстве, другая природа экономики, что рождается и развивается, новые проблемы требуют нового взгляда на экономическую науку в целом, ее предмет и систематизацию.

Известно, что экономическая наука зародилась в древней Греции как наука о законах домашнего хозяйства, а свое название она получила от слов "Оікоз" - дом и "N011103" - закон. Термин "Оікопошіке" появился в конце V - начале IV века до нашей эры, и впервые его употребил греческий философ Ксенофонт. Этим словом долгое время называли большие хозяйства. В интерпретации Ксенофонта, экономика - это наука о ведении хозяйства, управления имуществом, домом. Философ относил к экономике и деятельность по сбору средств для содержания хозяйства и т.д.

Позже выдающийся ученый древнего мира Аристотель значительно развил учение о хозяйство. Поэтому именно с его именем связывают происхождение названия "экономика". Итак, с самого начала зарождения экономической науки ее предметом были проблемы, которые мы называем микроэкономическими.

В конце средних веков, когда сложились крупные государства, связи между хозяйствами и отдельными регионами в их пределах настолько расширились и углубились, что возникло новое образование - народное хозяйство. Важную роль стало играть финансовое хозяйство государства, которая стала выполнять и экономические функции, способствовать развитию земледелия, ремесел и торговли. При этих условиях начал расти интерес экономической науки к проблемам развития народного хозяйства или экономики в целом. Расширение объектов исследования привело к уточнению и названия экономической науки. Французский экономист А. где Монкретьєн ввел для этого термин "политическая экономия", назвав свой труд "Трактат политической экономии" (1615 г.). Предметом исследования в А.де Монкретьєна были вопросы государственных финансов, внешней и внутренней торговли, источников богатства и т.д.

Название "политическая экономия" восприняли английские экономисты-классики Д, А.смит. Этот термин использовали также К.Маркс, Ф.энгельс и их последователи школы.

После выхода в свет труда выдающегося английского экономиста А.Маршалла "Принципы экономики" (1980 г.) название "политическая экономия" во многих странах стала меняться термином "экономика" (Есопотісз) или "экономическая теория".

Современная экономическая теория отражает итог развития экономических исследований, разработок в сфере изучения многих экономических проблем, которые в прошлом не были или не были актуальными. Итак, экономическая теория - это наука, которая изучает то, как отдельные субъекты хозяйства и общество в целом достигают своих целей в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая теория - это фундаментальная экономическая наука. На ее основе возникло много других экономических наук и учебных дисциплин, которые в своей совокупности составляют систему экономических наук.

Экономические науки - это совокупность наук, изучающих объективные экономические закономерности, осуществляют статистическую обработку и теоретическая систематизация явлений хозяйственной жизни, разрабатывают практические рекомендации для совершенствования сфер производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономические науки объединены общей целью - помочь человечеству наилучшим образом решать свои задачи в сферах производства, обмена, распределения и потребления, достичь наибольшего достатка, ускорить экономическое развитие.

Для реализации этой цели каждая из экономических наук подчиняет и систематизирует свои знания таким принципам:

1) достижение экономического роста - производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг;

2) обеспечение экономической эффективности - максимальной отдачи от минимума затрат ресурсов;

3) экономическая свобода: свободный выбор сферы и рода деятельности, возможность принятия оптимальных решений для дальнейшего развития;

4) социально-экономическая обеспеченность как работающих, так и нетрудоспособных; полная занятость всех, кто может и хочет работать;

5) справедливое распределение доходов;

6) создание надлежащих условий для выполнения государством своих функций;

7) содействие формированию рационального торгового баланса международной торговли и международных финансовых операций.

Экономические науки рассматривают проблемы, касающиеся отдельных хозяйств, предприятий и экономики как единого целого. Норвежский экономист, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш четко разделил экономические исследования на микроанализ и макроанализ. Отсюда появились названия "микроэкономика" и "макроэкономика".

Под термином"микроэкономика" понимают исследование экономических процессов в домашних хозяйствах, на предприятиях и в организациях. Предметом изучения здесь является, прежде всего, такие явления, как рынок, спрос, предложение, ресурсы, расходы, доходы, их распределение и т.д.

Макроэкономика изучает функционирование и развитие целостных хозяйственных организмов. Предметом ее исследования является народное хозяйство и его основные подразделения, хозяйственные объединения стран, мировое хозяйство. В пределах отдельных государств макроэкономика занимается проблемами экономического развития хозяйственной конъюнктуры, занятости и безработицы, денег и финансов и т. п.

Как уже отмечалось, экономическая теория (микро - и макроэкономика) является фундаментом для возникновения и развития многих других экономических наук. На базе микроэкономики возникли такие науки и учебные дисциплины, как "Экономика предприятия", "Финансы предприятия", "Бухгалтерский учет", "Аудит", "Маркетинг", "Менеджмент" и другие. На основе макроэкономики - "Деньги и банки", "Экономика внешней торговли", "Государственные финансы", "Международные финансы" и другие.

В последнее десятилетие быстро развивается третье направление экономической науки - мезоекономіка ("мезо" - означает промежуточный, посередине). ее развитие вызван тем, что в современной экономике все большую роль играют хозяйственные субъекты среднего уровня - картели, крупные хозяйственные объединения, союзы работающих, промышленников, потребителей. Хозяйственной самостоятельности приобретают регионы, усиливается роль отраслей и подотраслей народного хозяйства. Это новое, специфическую среду, в которой действуют хозяйственные мікроодиниці, и является объектом изучения мезоекономіки. Мезоекономіка стала основой для развития отраслевых и региональных экономик.

В упрощенном виде перечень экономических наук показан на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Классификация экономических наук и учебных дисциплин

 

Все экономические науки делятся на шесть групп: теоретические; исторические науки; мировой экономики; науки регионов страны; экономические науки народного хозяйства; науки функциональных экономик.

Каждая из экономических наук использует специфические категории и понятия и присущие ей методы исследования. Необходимость изучения внутренней структуры экономики обусловила разделение экономических наук на отраслевые экономики и науки с определенных экономических функций. Специализация отраслевых экономических наук базируется на отделении отраслей общественной трудовой деятельности. Формирование наук с определенных экономических функций привело к созданию таких наук, как ценообразование, финансы и кредит, статистика, бухгалтерский учет и др.

Таким образом, экономические науки изучают производственные силы и производственные отношения. Все экономические науки, прежде всего, являются историческими и отражают историю человечества с точки зрения развития способа производства.

Экономические науки в своих исследованиях основываются на многих других науках или тесно соприкасаются с ними, а именно, с математикой, математической статистике, социологией, политологией, психологией, историей, компьютерными технологиями. Количество экономических наук, особенно прикладных, быстро увеличивается вследствие размещения и осложнения хозяйственной деятельности.

Всем экономическим наукам присуща определенная структура знаний, которую они отражают (рис. 2.2).

 

Рис.2.2 Структура знаний, отражающих экономические науки

Как видим, в каждой экономической науке есть теоретическая и прикладная (практическая) части. Теоретический уровень называют положительной наукой

- она анализирует факты и связи между ними, ищет закономерности в экономических процессах. Прикладной уровень имеет название нормативной науки

- системы знаний о том, как улучшать экономические условия жизни людей. Она находит свое проявление в разработке экономической политики - системы мероприятий органов государственной власти и управления, которые определяют цели, задачи, приоритеты, методы, средства и пути их достижения в экономике. Экономическая политика имеет много составляющих - ценовой, финансово-бюджетная, финансовая, денежно-кредитная, валютная, внешнеэкономическая, антимонопольная, таможенная политика и т.д. Экономическая политика не всегда является составной определенной экономической науки, но основы экономической политики разрабатываются государственными исполнительными органами, научно-исследовательскими учреждениями, предприятиями с учетом научных положений.

Таким образом, экономические науки должны сыграть важную роль в обосновании путей выхода Украины из кризиса и становлении рыночных отношений.

banauka.ru

Глава 1. Место управления трудовыми ресурсами в системе экономических наук

1.1. Классификация экономических дисциплин

Среди всей гаммы человеческих взаимоотношений первостепенное значение имеют трудовые экономические отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Среди многих интересов и стремлений людей (воля к власти и влиятельности, стремление к соревнованию, к превосходству, физическому совершенству, агрессивность, сексуальность и др.) на первом плане стоит экономический интерес, побуждающий их к различного рода поступкам, действию и взаимодействию, и предопределяющий процессы экономического благосостояния или, наоборот, социальной напряженности и противостояния в обществе.

Общественное производство – одна из наиболее сложных форм материи, где реализуется личность человека. Оно изучается естественными науками (например, физическими, химическими, техническими, технологическими и др.), объединяемыми в группу "природоведение", и общественными (историческими, юридическими, философскими, социологическими, экономическими и т.д.), составляющими "обществоведение". Первая группа наук изучает вещественные отношения (отношения между различными предметами в производстве), вторая – исследует общественные отношения (отношения между людьми в обществе).

На формирование общественных потребностей влияет множество разнообразных факторов – исторических, этнических, климатических, географических, экономических, социально-демографических. Основное же значение имеет уровень развития производительных сил, от которого зависит появление новых способов производства и труда, и который воздействует на развитие человека, предъявляя к нему определенные требования. Чем больше человек развивается, тем богаче и разнообразнее становятся его личные потребности.

Личные потребности людей подразделяются на физиологические и биологические (потребности в пище, жилище), духовные (потребности в знаниях, приобщении к науке, культуре, искусству), социальные, связанные с взаимоотношениями человека с другими членами общества и с его отношением к самому себе (потребности в общении, самоуважении, надежности, самовыражении, свободе, творчестве, уверенности в завтрашнем дне).

Перечень общественных (гуманитарных) наук, по данным Национальной Академии наук Беларуси, включает историю, литературу, искусствоведение, языкознание, философию, право, социологию и экономику. Особо важная роль среди них принадлежит экономике, ибо, прежде чем заниматься наукой, искусством и даже религией, надо есть, пить, одеваться.

Экономика (греч. оikonomike искусство управления домашним хозяйством) означает:

  • совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, экономический базис общества;

  • хозяйство страны, включающее соответствующие отрасли и виды производства, или его часть;

  • отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Экономика дает знание экономических законов и закономерностей, воспитывает навыки экономного хозяйствования, формирует экономическое мировоззрение людей. Экономические науки изучают производственные отношения людей, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и нематериальных услуг.

Экономика как отрасль науки включает целую систему научных дисциплин, образующих составную часть группы общественных наук. Все многообразие экономических дисциплин можно классифицировать по ряду важнейших признаков. По теоретическому признаку в составе экономики выделяют три группы наук: общетеоретические, отраслевые и функциональные (схема 1).

Схема 1. Классификация экономических наук по теоретическому признаку

Вследствие сложного и комплексного характера большинства отраслей современной экономики по отраслевому признаку выделяют самостоятельные экономики отдельных подотраслей. Так, в составе экономики промышленности общепризнанны экономика машиностроения, химической промышленности, станкостроительной, легкой, текстильной, швейной, пищевой и др.

В экономике сельского хозяйства на основе отраслевой дифференциации выделились экономика животноводства, растениеводства и т.д. Объективная основа формирования отдельных отраслевых экономических наук обусловлена своеобразием проявления экономических законов в различных отраслях и подотраслях экономики. Так, общий закон роста производительности труда присущ всем отраслям, но проявляется в различных отраслях по-разному. Например, в химической и нефтехимической промышленности Беларуси численность работников относительно невысока – 104 тыс. человек (для сравнения: численность промышленно-производственного персонала машиностроения и металлообработки – 426 тыс. человек), но благодаря высокому уровню автоматизации производства, без которого химические процессы вообще невозможны, объем ее продукции достаточно высок.

В сельском хозяйстве уменьшение численности трудовых ресурсов должно компенсироваться механизацией и автоматизацией производства. Если это не происходит (технический уровень производства низок в сельском хозяйстве республики, в особенности в фермерских хозяйствах), то в результате уровень производительности сельскохозяйственного труда у нас намного ниже, чем, например, в Голландии.

Определенная специфика присуща и отдельным элементам общественного производства и факторам его развития. Вследствие этого внутри отраслевых экономик по предметному признаку сформировались экономика научно-технического прогресса, экономика основных фондов, материалов, новых технологий, экономика труда. Дальнейшая глубокая дифференциация последней привела к возникновению целого ряда самостоятельных экономических наук о труде, в том числе управления трудовыми ресурсами.

studfiles.net


Смотрите также