Курс на создание «регулируемой рыночной экономики». Арендизация экономики


Курс на создание «регулируемой рыночной экономики»

В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношении собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы — не ускорение, а переход к рыночной экономике.

Поскольку государство, отказавшись от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло в данных условиях свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель «регулируемого рынка». Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» (июнь 1990 г.).

Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пятилетки. Это была программа «арендизации экономики», главным разработчиком которой был академик Л.Абалкин. Она окончательно сменила программу «ускорения экономического роста», к создателям которой относили академика А.Аганбегяна. Согласно новой программе до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий.

В том же году активные критики избранного курса (академик С.Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе — это «жареный лед», разработали свою программу. Она получила название «500 дней», в ее создании большую роль сыграл Г.Явлинский. Это была программа поэтапной «приватизации экономики». Поскольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти, альтернативная программа была отклонена.

Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Они должны были регулировать процесс децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. С конца 1989 по 1991 г. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало.

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое оружие, шахтеры («горячее лето» 1989 г.). Они заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей.

В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И.Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С.Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2-10 раз (апрель 1991 г.). «Павловское» повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н.Ельциным.

В 1988 г. союзное руководство во главе с М.С.Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и переключило свое главное внимание на политические преобразования.

studfiles.net

Курс на создание «регулируемой рыночной экономики»

В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношении собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы — не ускорение, а переход к рыночной экономике.

Поскольку государство, отказавшись от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло в данных условиях свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель «регулируемого рынка». Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» (июнь 1990 г.).

Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пятилетки. Это была программа «арендизации экономики», главным разработчиком которой был академик Л.Абалкин. Она окончательно сменила программу «ускорения экономического роста», к создателям которой относили академика А.Аганбегяна. Согласно новой программе до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий.

В том же году активные критики избранного курса (академик С.Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе — это «жареный лед», разработали свою программу. Она получила название «500 дней», в ее создании большую роль сыграл Г.Явлинский. Это была программа поэтапной «приватизации экономики». Поскольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти, альтернативная программа была отклонена.

Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Они должны были регулировать процесс децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. С конца 1989 по 1991 г. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало.

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое оружие, шахтеры («горячее лето» 1989 г.). Они заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей.

В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И.Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С.Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2-10 раз (апрель 1991 г.). «Павловское» повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н.Ельциным.

В 1988 г. союзное руководство во главе с М.С.Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и переключило свое главное внимание на политические преобразования.

studfiles.net

6. Экономические реформы

На рубеже 1989—1990 гг. стало очевидным, что необхо­дим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако госу­дарство не торопилось отказываться от монополии на управле­ние экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину — провозглашен переход к модели «регулиру­емого рынка», т.е. план и рынок должны были сочетаться. Эта идея была закреплена соответствующим постановлением Вер­ховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.

В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик — академик Л.И. Абалкин), которую предстояло реализовывать с 1991 до 1995 г. Предполагалось перевести на аренду 20% промышленных предприятий. На первом этапе (1990—1992) планировалось использовать как директивные методы управле­ния, так и экономические рычаги, роль которых постепен­но должна была возрастать. На втором этапе (1993—1995) ведущее место отводилось уже экономическим методам ру­ководства.

Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедре­ние любых экономических реформ должно идти гораздо быст­рее, а не растягиваться на годы. В июле 1990 г. на встрече Пре­зидента СССР М.С. Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о разра­ботке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и заместителя предсе­дателя Совета Министров РСФСР Г.А. Явлинского.

Комиссия Шаталина — Явлинского подготовила общесо­юзную «Программу 500 дней». В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной сис­темы. Цены на основные продукты и товары планировалось со­хранить на неизменном уровне, и лишь по мере стабилизации рубля они должны были «отпускаться» по группам товаров при сохранении контроля над ценами на другие товары. В програм­ме были также предусмотрены такие меры, как разгосударствле­ние и приватизация экономики, вопросы структурной перестрой­ки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т. д. Затем было ре­шено выработать единый компромиссный вариант, хотя прог­раммы Абалкина и Шаталина — Явлинского были концептуаль­но несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономи­ческую власть, она была отклонена.

Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. Они довольно быстро принимались Верховным Советом СССР. Эти законы затра­гивали основы экономических отношений в стране, вопросы собственности, земли, деятельность предприятий, организацию местного самоуправления и местного хозяйства и многое другое. Новые рыночные законы должны были способствовать регулированию процесса децентрализации и разгосударс­твления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, соз­данию акционерных обществ, развитию мелких предприятий, создать усло­вия для обеспечения свободы хозяйственной деятельности и предпринима­тельства. К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам. Однако большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти.

Если в 1986—1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населе­ния стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров.

Цены на них росли. Отчужденность людей от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был про­возглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осоз­наваться. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста.

По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г. глава правительства СССР Н.И. Рыжков слег с инфарктом.

Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правительства СССР в вопросах ценовой политики. По инициативе Рыжкова в 1986 г. была запланирована реформа ценообразования путем освобожде­ния цен прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, от­каза от государственных дотаций сельхозпроизводства. Горбачев в 1986—1987 гг. придерживался нес­колько иной позиции. Соглашаясь с необходимостью повышения цен на продовольственные товары, он пред­полагал одновременно снизить цены на промышленные товары, т.е. про­вести сбалансированную реформу це­нообразования. Однако в 1988 г. Гор­бачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал не­обходимость одновременного повыше­ния цен и на продовольственные, и сопроводить реформу повышением зарплаты и социальных дота­ций. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потрясений, которые, тем не менее, начались и были вызваны растущим товарным дефицитом.

studfiles.net

«Межнациональные конфликты и распад СССР»

МБОУ «Ульяновская СОШ»

Учитель истории Бычков Н. Е.

Тест по теме: «Межнациональные конфликты и распад СССР»

Часть 1.

  1. По мере ослабления центрального руководства начались конфликты. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске, в феврале 1986. Что это за конфликт?

А) политический

Б) этнический

В) национальный

Г) религиозный

  1. Выберите пару стран, которые состояли в конфликте, переросший в «затяжную и кровавую войну»

А) Литва и Латвия

Б) Армения и Абхазия

В) Латвия и Абхазия

Г) Армения и Азербайджан

  1. Выберите правильные утверждения

  1. В годы правления Горбачёва произошла частичная отмена однопартийности.

  2. Первым президентом СССР стал Н.И.Рыжков

А) верно 1

Б)верно 2

В)оба верны

Г)оба не верны

4. 12 июня 1990г произошло:

А)принятие Деклараций о государственном суверенитете России

Б)выборы президента СССР

В)начало действия программы «арендизация экономики»

Г)денежная реформа

5. Необходимость перехода к рынку нашло отражение в период:

А)экономических реформ 1989-1990

Б)оттепели

В)курса на ускорение

Г)геронтократии

6. С 1989 г начался(лось)

А)рост экономики

Б)падение национального дохода

В)повышение производства

Г)увеличение количества товаров

7. Выборы Президента РСФСР произошли

А)12 июня 1992

Б)12июня 1990

В)12 июня 1991

Г)12 июня 1989

8. Когда произошел распад СССР

А) 26 декабря 1991

Б)12 июня 1991

В)3 апреля 1991

Г)19 августа 1991

Часть 2.

9.Выберите республики, которые боролись за независимость первыми:

А) Грузия

Б) Узбекистан

В) Литва

Г) Молдавия

Д) Казахстан

Е) Белоруссия

10. Выберите кандидатов, выдвинутых на пост президента СССР

А) Ельцин

Б) Горбачев

В) Власов

Г) Рыжков

Д) Бакатин

Е) Попов

11. Вставьте на месте пропусков слова.

Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную 1, свободное 2 и пользование 3, а каждому народу - на 4 в избранных им национально-государственных формах. Декларация провозглашала верховенство 5 РСФСР и 6 РСФСР на всей территории страны.

А)закон

Б)устав

В)Конституция

Г)развитие

Д)слово

Е)жизнь

Ж) самоопределение

З)родной язык

12. Что входило в экономическую политику в период межнациональных конфликтов

А) усиление государственного контроля за производством

Б) переход к модели «регулярного рынка»

В) программа «Арендизация экономики»

Г) программы «500 дней»

Д) программа «Новые жилища»

Е) программа новой пятилетки

13. Все события, за исключением 2 , относятся к периоду межнациональных конфликтов и распаду СССР

А) «Заявление 9+1»

Б) курс на ускорение

В)митинг у Белого дома. Август 1991

Г)запрет КПСС

Д)Декларация о государственном суверенитете России

Е) «новое политическое мышление»

Часть 3.

14. Заполните пропуски в приведенном ниже тексте.

Согласно , Президент СССР избирался СССР, на основе всеобщего, равного и избирательного права при голосовании сроком на лет.

15. Известно, что в июле 1990г была создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя председателя Совета Министров РСФСР Г.А.Явлинского. опираясь на знания исторического курса, ответьте на следующие вопросы:

А) с какой целью была создана данная комиссия?

Б) как называется документ, подготовленный этой комиссией?

В) приведите не менее 3-х положений, предусмотренных программой С.С.Шатилина и Г.А.Явлинского..

Г) назовите основную причину, по которой программа была отклонена.

16. 8 декабря 1991 года с каким событием связанна эта дата? Назовите два главных решения, принятых в этот день.

Ответы.

1-в

2-г

3-а

4-а

5-а

6-

7-в

8-а

9-авг

10-бгд

11-егзжва

12-бвг

13-бе

14- Конституция, гражданами, прямого, тайном, 5

15- 1)с целью разработки альтернативной программы экономического развития СССР.

2) «Программы 500 дней»

3)стабилизация финансово-денежной системы; приватизация и разгосударствление экономики; структурная перестройка хозяйств; постепенное снижение цен на товары

4)программы предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть

16- 8 декабря 1991 было подписано Беловежское соглашение. В этот день было принято 2 главных решения:

-прекращение существование СССР как геополитической реальности и субъекта международного права

- создание Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власи и управления.

infourok.ru

Принципы институционального поведения | Альтернативные режимы собственности

Одним из наиболее важных и интересных приложений концепции внешних эф­фектов является сравнительный анализ режимов использования ограниченных ресурсов: свободного доступа,коммунальной собственности, частной собствен­ности и государственной собственности.

Общая собственность (свободный доступ). Проблема определения права собственности воз­никает только тогда, когда на один и тот же объект претендуют несколь­ко индивидов. Потребление (использование) его является конкурентным, то есть увеличение потребления одним человеком уменьшает доступность данного объ­екта для другого. Может возникнуть ситуация, когда ни один из них не имеет возможности или права исключить других из доступа к данному благу. В этом состоит суть свободного доступа.

Свободный доступ - ситуация, в которой ни один из экономических субъектов не обладает правом владения на ограниченный ресурс.

Следует особо отметить, что общая собственность образует одну из крайностей множества построенного по принципу степени исключительности права. На первый взгляд логично было бы предположить, что в свободном доступе долж­ны находиться только неэкономические блага.

Однако режим сво­бодного доступа может сохраняться и для ограниченных благ. Это возможно тогда, когда ожидаемые выгоды, получаемые от спецификации прав собствен­ности, оказываются недостаточными для того, чтобы компенсировать затраты по спецификации и защите прав собственности. Вот почему вполне возможны ситуации, когда благо является ограниченным, однако цена, которую уплачива­ет за присвоение его тот или иной индивид, равна нулю.

Проблема открытого доступа, вызывающая сверхиспользование ресурсов, обусловлена тем, что каж­дый из субъектов, принимающих решения, присваивает выгоды от использова­ния ресурсов непосредственно, тогда как бремя издержек, связанных со сверхиспользованием, распределяется между всеми экономическими агентами.

Если альтернативные издержки использования режима свободного досту­па превысят величину трансакционных издержек, то осуществляется институ­циональная трансформация в виде изменения системы собственности. Здесь возможны три варианта институциональной реакции: формирование систем частной, коммунальной и государственной собственности. Следует отметить, что каждый из них имеет свои сравнительные преимущества, которые являются важными детерминантами в процессе эволюции хозяйственных систем.

Коммунальная собственность - это режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными правами обладает группа людей. Система свободного доступа сущест­вует тогда, когда каждый экономический агент, для которого данный ре­сурс обладает ценностью, может им воспользоваться без согласия, пред­варительной договоренности об этом с другими агентами, без той или иной формы санкционирования своих действий (включая уплату компенсации). Сам процесс возникновения режима исключительности прав может принимать мно­жество форм, о которых уже говорилось выше. Однако принципиально важным является то, кто является обладателем исключительных прав. В соответствии с данным принципом если исключительными правами собственности на данный объект обладает группа экономических агентов, составляющая часть рассматриваемого множества, то возникаетрежим коммунальнойсобственности. Это зна­чит, что набор правомочий, образующий право собственности, приобретает сво­его носителя в лице определенной группы.

Система коммунальной собственности предполагает наличие момента исключи­тельности и относительно соответствующего набора правомочий. Однако исклю­чаются из множества обладателей правомочий те экономические агенты, кото­рые не входят в рассматриваемую группу. Таким образом, отдельный человек обладает исключительными правами собственности только как член общины, следовательно, в рамках отношения к членам других общин. Такая система прав собственности имеет важные поведенческие последствия, которые могут выра­жаться в разных формах.

Во-первых, если член данной общности (семьи, деревни, общины и т.п.) не об­ладает исключительным правом на доход и распределение полученных продук­тов осуществляется на основе уравнительного принципа, то в условиях неопре­деленности возникает проблема недоиспользования ресурса, поскольку каждый обладатель права на часть продукта будет рассчитывать на другого при произ­водстве общего продукта. Так как причитающаяся индивиду часть продукта зависит не только от его усилий, но и от усилий других индивидов, то возникает проблема поиска компромисса между затратой собственных усилий и количест­вом получаемых благ как части их общего количества. В простейшем случае в группе с N индивидов, которые могут произвести по одной единице продукта с индивидуальными затратами каждого индивида, равными е, величина продукта, который будет получен одним индивидом при уравнительном распределении, равна 1. Тогда чистый выигрыш одного индивида равен (1-е), предполагая, что значения полученного продукта и усилий представлены в одной размерности. Вместе с тем, если один из индивидов примет решение не участвовать в произ­водстве продукта, то величина, которая будет получена каждым, будет равна (N-l)/N. Однако чистый выигрыш не участвующего индивида будет равен (N-1)/N, так как е=0. Понятно, что если (N-l)/N - (1-е) > 0, то данному индивиду выгоднее не участвовать в производстве продукта. Следует отметить, что е должно быть меньше, чем 1/N, чтобы индивиду было выгодно участвовать в производстве продукта. Увеличение N может сделать невыгодным участие в производстве продукта, даже если изначально чистая выгода была больше нуля.

Во-вторых, если принцип распределения будет установлен в соответствии с за­траченными усилиями, то возникает проблема сверхиспользования ресурса. Та­ким образом, в рамках коммунальной собственности может возникнуть эффект свободного доступа, что делает саму систему коммунальной собственности потенциально неустойчивой.

Первый и второй моменты отражают различные формы структуризации взаимо­отношений между членами группы по поводу использования ограниченного ре­сурса.

В-третьих, систему коммунальной собственности можно рассматривать в тер­минах распределительной демократии, когда решение об использовании ресурса тем или иным способом определяется посредством голосования, поскольку та­ким образом агрегируются предпочтения и возникает решение, которое в пер­вом приближении можно рассматривать как выражение общественного интере­са. Сама процедура голосования является неотъемлемым элементом институ­ционального устройства, предотвращающего возникновение проблемы свобод­ного доступа и соответственно сверхиспользования ресурса внутри группы, с одной стороны, и проблемы безбилетника при обеспечении защиты данного ре­сурса от посягательств со стороны конкурирующих групп - с другой.

Однако это не значит, что данная система собственности не обладает сравни­тельными преимуществами. Во-первых, здесь относительно ниже издержки по защите права собственности, чем для частной собственности, поскольку при обеспечении режима исключительности, направленного на аутсайдеров (другие группы экономических агентов), возникает эффект экономии на масштабе, в том числе связанный со специализацией части группы на обеспечении безопасности.

Во-вторых, система коммунальной собственности жизнеспособна тогда, когда общность людей однородна (то есть их экономические интересы, если и не сов­падают, то очень близки) и сравнительно невелика. Это возможно тогда, когда индивиды идентифицируют себя с тем целым, частью которого они являются, в мыслях, словах, поступках. Иными словами, оппортунизм как сильная форма эгоистического поведения (основанная на обособлении индивида от себе по­добных) менее эволюционно эффективна, чем слабая форма — «послушание».

Последнее обстоятельство может значительно облегчить решение вопроса о ра­ционировании доступа к редкому ресурсу или предотвратить оппортунистиче­ское поведение в виде отлынивания при наличии уравнительной схемы распре­деления, поскольку воспроизводство общности в целом оказывается неотъем­лемой частью мотивации поведения человека. Агрегирование индивидуальных предпочтений посредством процедуры голосования позволяет сэкономить на издержках оппортунистического поведения и соответственно снизить трансакционные издержки в целом.

Анализ коммунальной собственности позволяет выявить проблему поиска од­ного из фундаментальных компромиссов, связанных с критериями отбора наи­более «эффективных» способов организации и поведения. Если рассматривать группы как объект анализа, то наиболее эффективным будет поведение челове­ка в соответствии с собственными интересами (как показы-

вают многочислен­ные эксперименты с повторяющимися играми, необязательно близоруко эгои­стичное). Вместе с тем если принимать во внимание взаимодействие между группами, то при определенных условиях группа может быть более жизнеспо­собной, если условия ее выживания и благополучия являются аргументом в це­левой функции отдельного члена рассматриваемой группы.

Чем больше численность, чем в большей степени группа становится разнород­ной, тем выше дифференциация экономических интересов, тем сложнее стано­вится сохранить режим коммунальной собственности, тем сильнее неустойчи­вость эффективной коалиции по Бьюкенену.

Частная собственность, - это режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительными правами обладает отдельный индивид. Рассмотрим сравнительные преимущества системы частной собственности. Как и в любом другом варианте установления исключительных прав, возникает институциональная преграда сверхиспользованию ресурсов. Однако существует и ряд особенностей, позволяющих отделить право частной собственности не только от свободного доступа, но и от коммунальной и государственной собственно­сти.

Установление и воспроизводство режима частной собственности предполагает, с одной стороны, защищенную свободу принятия решений относительно ис­пользования вещи, обладающей ценностью как для данного экономического агента, так и для других индивидов, с другой стороны, ответственность, которая автоматически возникает из первого принципа. Если экономический агент ока­зывается поставленным в такие условия, то поведенческие последствия будут состоять прежде всего в определении наилучшего варианта использова­ния блага (ресурса) в соответствии с имеющейся у него ин­формацией о доступных альтернативах.

Чем в большей степени гарантированы права частной собственности, чем в большей степени отдельные правомочия сконцентрированы у одного экономи­ческого агента, тем выше уровень мотивации, обусловливающий эффективное использование ресурса. Именно данный режим обеспечивает наиболее жесткую связь между принимаемыми отдельным индивидом решениями и получаемыми результатами. Она обеспечивается через получение и обработку информации, которая существует в рассеянном среди участников хозяйственного оборота ви­де. Отсюда, собственно, идея об эффективности использования ресурсов в сис­теме частной собственности, рациональности экономических агентов.

Если режим частной собственности обеспечивает более благоприятные условия для использования неявного знания, то чем выше ценность данного знания, тем эффективнее система частной собственности. Это значит, что возникает суще­ственная экономия на издержках согласования решения с другими экономиче­скими агентами. Существование неявного знания обусловлено, с одной сторо­ны, специализацией производительных функций в рамках системы обществен­ного разделения труда, а с другой стороны, фрагментаризацией информации, используемой отдельными экономическими агентами. В той мере, в какой сама система общественного разделения труда остается сравнительно простой, а ин­формация о возможностях использования благ и ресурсов по большей части яв­ляется стандартной, хранимой и передаваемой, возникновение права частной собственности возможно, но вовсе не необходимо (с точки зрения эволюцион­ного отбора).

Однако развитие общественного разделения труда усиливает значение эффек­тивного использования распыленной между экономическими агентами информации и личностного знания. Не случайно считается, что после того, как лими­тирующими факторами производства были земля и капитал, их место заняла информация. Это также нашло отражение в структуре экономической теории, поскольку наряду с теорией денег, цены, процента появилась эконо-мическая теория информации.

Закономерно возникает вопрос о том, на какие показатели будет ориентировать­ся индивид, принимая решение относительно использования того или иного ре­сурса. Ответом на него является возникновение и развитие системы относи­тельных цен как феномена, сопровождающего становление рынка.

Развитие системы частной собственности сопровождается становлением рынка как механизма, обеспечивающего формирование общественно значимых показате­лей относительной редкости ресурсов и благ.

Именно данный механизм поставляет экономическим агентам необходимую информацию, упорядочивая их действия, и в то же время предполагает сущест­вование определенной процедуры передачи прав собственности от одного лица к другому в соответствии с принципом эффективности (по В. Парето). Данная система собственности обусловливает более интенсивное развитие принципа индивидуальной рациональности (в смысле обдуманности принимаемых реше­ний, выявления и взвешивания альтернатив) в поведении экономических аген­тов.

Использование механизма цен сопряжено с издержками, которые связаны в том числе с издержками защиты и спецификации прав собственности. Вот почему в результате возникают вертикально интегрированные фирмы, в рамках которых также вполне возможно осуществление прав частной собственности. Однако в силу того, что в представлении экономистов система рынков прочно срослась с системой частной собственности, появилась идея рассматривать внутрифир­менные трансакции в терминах внутрифирменных рынков ресурсов (в частно­сти, рынка труда и капитала).

Рынок предполагает существование и реализацию правомочия, которое обычно ставят на вершину иерархии, — права отчуждения, или права на капитальную стоимость. Однако право частной собственности может существовать в принци­пе и в случае соблюдения формального запрета на отчуждение — в виде исклю­чительного права на пользование, владение, доход, управление и т.д. В таком случае мы будем иметь дело с «размытым» и усеченным правом частной собст­венности. Полный или частичный запрет на реализацию правомочий в режиме частной собственности может проистекать от государства, которое, таким обра­зом, гарантируя право частной собственности, является не только фактором воспроизводства механизма, противопоставляемого государственному регули­рованию, но и размывает данное право через легальный запрет купли-продажи, наследования, введения высоких ставок налогов на операции, связанные с пере­дачей прав, и т.п.

Его результатом является снижение ценности вещи, поскольку уменьшается те­кущая цен-ность дисконтированного потока будущих доходов. Государство мо­жет участвовать в процессе размывания прав частной собственности и косвен­ным образом: устраняясь от обеспечения его защиты в мире безличного обмена, где сеть социальных связей не настолько плотна, чтобы обеспечить устойчивый кооперативный результат.

Степень распространения системы частной собственности в значительной сте­пени зависит от сформировавшихся в обществе идеологических установок, нормативных взглядов на мир. Если доминирующим оказывается представление о нерушимости права частной собственности, то следствием этого является эко­номия на трансакционных издержках, связанных с защитой прав частной собст­венности. Вот почему при объяснении соотношения между различными систе­мами прав собственности необходимо учитывать факторы, влияющие на фор­мирование системы ценностей.

Государственная собственность. Для понимания особенностей сис­темы государственной собственности необходимо решить вопрос о при­роде самого государства. Этому вопросу посвящена специальная глава. Вот почему в рамках данного раздела мы ограничимся лишь некоторыми заме­чаниями по проблеме, исходя из того, что государство имеет контрактную при­роду.

Система государственной собственности, с одной стороны, также предполагает существование режима исключительности, причем исключительности доступа к ресурсам не только для аутсайдеров, но и инсайдеров, которая (исключитель­ность) обязательно должна быть отражена в системе формальных правил. Следуя логике нового институционального подхода, права государственной собственности должны существовать там, где, с одной стороны, возможно обес­печить режим исключительности, а с другой, — сравнительные преимущества частной или коммунальной собственности выражены слабо.

Институциональное изменение, в рамках которого права частной или коммунальной собственности трансформируются в права государственной собственности, называетсянационализацией. Обратный процесс - приватизация. Если приватизация осуществляется посред-ством изменения реальных правомочий при постоянных формальных, то этот процесс можно рассматривать как спон­танную приватизацию. Пример тому — использование сотрудниками научно-исследовательских и академических институтов, имущество которых формаль­но находится в государственной собственности, пространства и оборудования (телефоны, телефаксы, компьютеры и т.п.) в личных целях, не связанных с ре­шением задач, поставленных перед институтом.

В связи с существованием прав государственной собственности необходимо рассмотреть соотношение использования данного права и производства общест­венных благ как одной из возможных прерогатив государства. Здесь не сущест­вует взаимооднозначного соответствия, поскольку общественные блага могут быть вполне произведены частными производителями. Об этом свидетельствует пример, который часто приводят в качестве иллюстрации государственного обеспечения производства общественных благ, а именно маяки. Наоборот, ча­стные блага производятся на предприятиях, находящихся в государственной собственности. Пример — система организации производства практически во всех отраслях производства в СССР до начала приватизации.

Кроме того, доступ этот осуществляется опосредованно, через многоуровневую систему представителей (посредников) в виде государственных организаций. В рамках данного режима собственности особенно остро возникает проблема управления поведением исполнителя (principal-agentproblem), поскольку инди­вид сталкивается с запретительно высокими издержками реализации своей доли собственности, тогда как исполнитель, как правило, не обладает достаточными стимулами и информацией для использования ресурсов в соответствии с пред­почтениями поручителя. Последнее дает основание сделать вывод о невозмож­ности сущес-твования «благотворительного» государства, населенного честными чиновниками.

В зависимости от степени распространения системы государственной собствен­ности, а также от ряда других факторов (в частности, организации системы кон­троля) возникает существенное различие между правом государственной собст­венности де-юре и этим же правом де-факто. Если формально ресурсы находят­ся в государственной собственности, то фактически вполне может осуществ­ляться режим свободного доступа, коммунальной или частной собственности. Данная ситуация будет лишь определять (а) набор правомочий, которые могут реализовать экономические агенты; (б) особенности технологии передачи правомочий от одного экономического агента другому.

Наглядный пример — права собственности на государственные предприятия. В отличие от производственных товариществ голос одного избирателя в опреде­лении способа использования ресурсов, находящихся в государственной собст­венности, бесконечно мал, так что его эффектом можно пренебречь при объяс­нении поведения отдельного избирателя. С этой точки зрения он напоминает мелкого акционера корпорации открытого типа, в которой при отсутствии спе­циальных контрактных мер, ограничивающих оппортунистическое поведение менеджеров, последние занимают доминирующее положение. Однако в отличие от корпорации риск потерять кресло в результате недружественного поглоще­ния у государственного чиновника оказывается существенно ниже, а возможно­сти продать свою долю другому человеку — меньше. С этой точки зрения права на часть государственной собственности отдельного избирателя менее ликвид­ны, чем права на долю собственности корпорации открытого типа.

В результате возникает тенденция к стихийной приватизации государственной собственности. Более того, когда речь идет об атрибутивных характеристиках государства, связанных со сравнительными преимуществами осуществления насилия (на законной основе), можно говорить о приватизации самого государ­ства, в частности использования насилия или его угрозы в личных целях.

В качестве примера можно привести изменения в правах собствен­ности на земли в Бразильской Амазонии, исследованные Алстоном, Лайбкэпом и Шнайдером. Формально данные земли являются объектом государственной собственности. Но издержки обеспечения соблюдения данного режима запретительно высоки относительно размера извлекаемой выгоды. Вот почему до начала освоения соответствующего участка земли фактически он находится в режиме свободного доступа.

Однако по мере проникновения на неосвоенные земли поселенцев текущая цен­ность земли возрастает (за счет ее расчистки и приспособления для хозяйствен­ных нужд, а также появления составляющих инфраструктуры, в первую очередь дорог), что становится основанием обмена правами собственности. Первона­чально же существуют только неформальные права (включая и право на капи­тальную стоимость), которые могут обмениваться в пределах сообщества пер­вопроходцев. Особенностью их является отсутствие защиты со стороны госу­дарства.

По мере дальнейшего освоения земель, приближения их к рыночному центру за счет развития материальной инфраструктуры повышается их чистая текущая стоимость. Чистая ценность формальных прав (рис. 7) начинает превышать чистую ценность неформальных, поскольку, с одной сторо­ны, первые дают возможность использовать данные участки земли в качестве обеспечения под кредиты, а с другой стороны, тогда обостряется опасность посяга­тельств на данный участок земли со стороны «незнакомцев».

Появление формальных прав частной собственности является следующим ша­гом, который связан с появлением землевладельцев, готовых инвестировать время и средства в оформление титула собственности, что предполагает дости­жение ценности земли некоторого критического уровня. Здесь наблюдается сво­его рода специализация на формальных и неформальных правах собственности в соответствии со сравнительными преимуществами их реализации.

Рис. 7. Права собственности на землю и ее чистая текущая стоимость

NPV — чистая текущая стоимость; S — расстояние от рыночного центра; АС — кривая текущей ценности земли как функции от расстояния до рыночного центра в случае отсутствия формальных прав на землю; FD — кривая текущей ценности земли как функции от расстояния до рыночного центра в случае формальных прав собственности на землю

3ys.ru

6. Преимущества создания фондов трудового участия (ФТУ).

   Для того, чтобы снять социальную напряженность, возникающую в связи с огромным разрывом в доходах богатых и беднейших слоев населения имеется 2 способа: а) изымать часть доходов у богатых и перераспределять среди бедных, б) повышать производительность труда, обеспечивая тем самым рост ВВП.   В этом случае может быть снижена стоимость товаров и услуг и увеличена заработная плата работников.  Ограничиваясь 1-м способом, очень легко создать ситуацию, которая в настоящее время сложилась в Греции. Простая истина: «Из ничего - ничего не бывает»,  может быть дополнена словами -  «жить надо по средствам».  Если люди хотят жить лучше, иметь больше материальных благ, то это желание может быть достигнуто при условии повышения производительности труда, основанной, в первую очередь, на рационализации производства и внедрению достижений науки.    Принудительное (оформленное законодательно) значительное повышение почасовой оплаты труда и вообще широкое применение  такой оплаты губительно для социалистических идей, поскольку является воплощением уравниловки, при которой процветает безынициативность и отсутствие конкуренции, исключения здесь не в счет.  Если внимательно рассмотреть предложенную нами формулу начисления фондов трудового участия (ФТУ), проясняется следующее: 1. Создание ФТУ является существенным дополнением к обычной оплате труда, которая сама по себе должна также носить прогрессивный  стимулирующий труд характер. 2. Использование ФТУ  делает возможным справедливое перераспределение прибавочной стоимости, возникающей в процессе совместного труда. При этом национализация основных средств, грозящая гражданской войной, исключается, поскольку использование ФТУ обеспечивает справедливое распределение доходов (исключение могут составлять железные дороги и некоторые виды связи, производство алкогольных напитков, табачных изделий)     . 3. Дополнительные доходы, связанные с начислением и распределением ФТУ, охватывают всех работников, поскольку весь списочный состав предприятий и учреждений учитывается в формуле начисления ФТУ. 4. В формулу ФТУ включена средняя заработная плата по стране, таким образом, исправляется дискриминационно низкая оплата труда в некоторых отраслях народного хозяйства (например, в сельскохозяйственном производстве). 5. Начисление ФТУ тесно увязано с ростом производства товаров и услуг, создавая при этом общность интересов работодателей и коллективов работников. Одновременно создаваемое обилие товаров и услуг будет противодействовать инфляционным процессам. 6. Формирование ФТУ за счет оставляемого на месте в распоряжении трудовых коллективов налога на рабочую силу создает мощный стимул для модернизации производства и внедрения новейших достижений науки. Именно в этом случае работодателям выгодно вводить инновации, обеспечивающие высвобождение рабочей силы. 7. При распределении ФТУ предусматривается  первоочередное поощрение рационализаторов и изобретателей, что, безусловно, является гарантией от застоя и обеспечивает на деле повышение производительности труда. 8. Формула ФТУ позволяет государству осторожно (постепенно) вводить дополнительную налоговую нагрузку за использование рабочей силы, при необходимости дифференцируя ее в разрезе  регионов и возможно по отраслям. 9. В дополнение к основной формуле начисления ФТУ предусматривается пополнение этих фондов за счет средств, полученных благодаря экономии энергии, сырья и т.д. Таким образом,  учитываются интересы не только работников, но и работодателей, и к тому же может быть снижена себестоимость производимых товаров и услуг и повышена их конкурентоспособность. 10. Создание централизованных фондов трудового участия повысит устойчивость экономики в стране. При наличии  непредвиденных (страховых) случаев создается возможность оказать действенную помощь отдельным предприятиям. 11. В ожидании неминуемого возникновения                 « демографической ямы» и, как следствие, катастрофической нехватки кадров, организационные меры по сокращению потребности в рабочей силе, связанные с введением ФТУ и модернизацией производства, весьма актуальны.

genrihelbert.blogspot.ru

Тест меж.нац . Конфликт | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

МБОУ «Ульяновская СОШ» Учитель истории Бычков Н. Е.Тест по теме: «Межнациональные конфликты и распад СССР» Часть 1. По мере ослабления центрального руководства начались конфликты. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске, в феврале 1986. Что это за конфликт? А) политический Б) этнический В) национальный Г) религиозный Выберите пару стран, которые состояли в конфликте, переросший в «затяжную и кровавую войну» А) Литва и Латвия Б) Армения и Абхазия В) Латвия и Абхазия Г) Армения и Азербайджан Выберите правильные утверждения В годы правления Горбачёва произошла частичная отмена однопартийности. Первым президентом СССР стал Н.И.Рыжков А) верно 1 Б)верно 2 В)оба верны Г)оба не верны 4. 12 июня 1990г произошло: А)принятие Деклараций о государственном суверенитете России Б)выборы президента СССР В)начало действия программы «арендизация экономики» Г)денежная реформа 5. Необходимость перехода к рынку нашло отражение в период: А)экономических реформ 1989-1990 Б)оттепели В)курса на ускорение Г)геронтократии 6. С 1989 г начался(лось) А)рост экономики Б)падение национального дохода В)повышение производства Г)увеличение количества товаров 7. Выборы Президента РСФСР произошли А)12 июня 1992 Б)12июня 1990 В)12 июня 1991 Г)12 июня 1989 8. Когда произошел распад СССР А) 26 декабря 1991 Б)12 июня 1991 В)3 апреля 1991 Г)19 августа 1991 Часть 2. 9.Выберите республики, которые боролись за независимость первыми: А) Грузия Б) Узбекистан В) Литва Г) Молдавия Д) Казахстан Е) Белоруссия 10. Выберите кандидатов, выдвинутых на пост президента СССР А) Ельцин Б) Горбачев В) Власов Г) Рыжков Д) Бакатин Е) Попов 11. Вставьте на месте пропусков слова. Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную 1, свободное 2 и пользование 3, а каждому народу - на 4 в избранных им национально-государственных формах. Декларация провозглашала верховенство 5 РСФСР и 6 РСФСР на всей территории страны. А)закон Б)устав В)Конституция Г)развитие Д)слово Е)жизнь Ж) самоопределение З)родной язык 12. Что входило в экономическую политику в период межнациональных конфликтов А) усиление государственного контроля за производством Б) переход к модели «регулярного рынка» В) программа «Арендизация экономики» Г) программы «500 дней» Д) программа «Новые жилища» Е) программа новой пятилетки 13. Все события, за исключением 2 , относятся к периоду межнациональных конфликтов и распаду СССР А) «Заявление 9+1» Б) курс на ускорение В)митинг у Белого дома. Август 1991 Г)запрет КПСС Д)Декларация о государственном суверенитете России Е) «новое политическое мышление» Часть 3. 14. Заполните пропуски в приведенном ниже тексте. Согласно , Президент СССР избирался СССР, на основе всеобщего, равного и избирательного права при голосовании сроком на лет. 15. Известно, что в июле 1990г была создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя председателя Совета Министров РСФСР Г.А.Явлинского. опираясь на знания исторического курса, ответьте на следующие вопросы: А) с какой целью была создана данная комиссия? Б) как называется документ, подготовленный этой комиссией? В) приведите не менее 3-х положений, предусмотренных программой С.С.Шатилина и Г.А.Явлинского..Г) назовите основную причину, по которой программа была отклонена. 16. 8 декабря 1991 года с каким событием связанна эта дата? Назовите два главных решения, принятых в этот день. Ответы. 1-в 2-г 3-а 4-а 5-а 6- 7-в 8-а 9-авг 10-бгд 11-егзжва 12-бвг 13-бе 14- Конституция, гражданами, прямого, тайном, 5 15- 1)с целью разработки альтернативной программы экономического развития СССР. 2) «Программы 500 дней» 3)стабилизация финансово-денежной системы; приватизация и разгосударствление экономики; структурная перестройка хозяйств; постепенное снижение цен на товары 4)программы предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть 16- 8 декабря 1991 было подписано Беловежское соглашение. В этот день было принято 2 главных решения: -прекращение существование СССР как геополитической реальности и субъекта международного права - создание Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власи и управления.

educontest.net


Смотрите также