Риски анклавной модернизации. Анклавная экономика


«Квадратура» анклавной экономики

И в науке, и в практике есть немало задач, решения которых в их изначальной постановке так и не найдены. Например, из древнейшей геометрии: давно доказано, что построить с помощью только циркуля и линейки квадрат, равновеликий по площади кругу данного радиуса, невозможно, однако это легко сделать аналитическими методами.

Уроки решения этой задачи весьма поучительны. Во-первых, наличие внешне простой и понятной задачи стимулирует творческий (предпринимательский) поиск, а получаемые результаты выходят далеко за рамки ожидаемых на начальном этапе. Во-вторых, если не выходить за рамки первоначальной постановки, то упорство и догматизм только заводят в тупик.

Такие мысли приходят в голову – когда пытаешься понять, для чего и как создаются анклавные экономические зоны в России. Опыт их создания значительный – от зон порто-франко и вольных портов XIX–XX вв. (как тут не вспомнить Одессу) до особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), закрытых территориальных образований (ЗАТО) и, наконец, территорий опережающего развития (ТОР) и «свободного порта Владивосток».

Задача «квадратуры» анклавной экономики – «на определенной (ограниченной по площади) территории создать при помощи весьма простых инструментов экономического регулирования (прежде всего, пошлин и фискальных преференций) такие условия, которые способствовали бы ее развитию в долгосрочном периоде» – в исходной постановке также не имеет решения. Опыт стран, где такие задачи успешно решались, говорит о том, что здесь необходимы весьма неспростые аналитические методы и подходы.

Очевидным это стало еще в начале XX в. Так, отмечается, что «порто-франко – порт или область, выделенная из общей таможенной границы государства. В местностях, где введен институт П.-ф., допускается беспошлинный ввоз иностранных товаров и свободная торговля ими... Институт П.-ф. в настоящее время упразднен, как не соответствующий характеру современной торговли…»1

В XIX в. – первой четверти XX в. режим порто-франко2 был весьма гибким. Перечни товаров, условия их налогообложения (взимания пошлин) менялись под влиянием многих обстоятельств – обеспеченности товарами растущего населения востока России, динамики развития путей сообщения (железнодорожных и морских, через южные и северные моря – в последнем случае с точки зрения доступности устьев Оби и Енисея), развития отечественной промышленности в европейской части страны.

Министерство торговли и промышленности рассматривало целесообразность применения данного режима, исходя из уровня развития отечественной индустрии транспорта, а также геополитической обстановки. Предпринимателей из восточных районов больше интересовала доходность их деятельности, а низкие таможенные пошлины позволяли получать более дешевые товары из-за границы. Городской голова г. Енисейска С. В. Востротин писал: «Все, что привозится в Сибирь из России, стоит очень дорого и тяжело ложится на бюджет сибирского обывателя, и чем дальше от железной дороги, рек, городов и трактов, тем дороже и тяжелее, а для того чтобы удешевить эту жизнь, требуется не один десяток предметов. Большое значение имеет безпошлинный ввоз тех продуктов, которые нужны для улучшения земледельческой и для возникновения фабричной, заводской и кустарной промышленности, а для этого кроме машин нужны и чугун, и железо, и сталь, и разные металлы, и химические продукты и десятки других предметов»3.

И дискуссии, и меры по реализации различных подходов к введению порто-франко в XIX в. – первой четверти XX в. отличали прагматичный подход и ясные цели и приоритеты. Главная задача состояла в необходимости обеспечения экономического развития востока России, а по мере развития отечественной промышленности – и противостояния экспансии иностранного капитала. Нельзя сказать, что поощрялся и поддерживался преимущественно отечественный торговый капитал. В частности, беспошлинно пропускались «…машины при условии предоставления в таможню, досматривающую груз, фабрикантами и заводчиками удостоверений от областного механика (!!!) в том, что машины эти действительно выписаны для оборудования существующих или разрешенных к постройке промышленных заведений, причем лица, выписывающие машины, обязаны предварительно дать областному механику подписку в том, что машины эти будут установлены на заводе и приведены в действие»4.

Анклавная экономика не дает желаемых результатов, если она всецело ориентирована «на себя», в пределах ограниченной территории, вне связи с окружающим ее регионом и страной в целом. А если страна находится в состоянии рецессии или кризиса, то задача «квадратуры» подобной экономики приводит к обратному результату – превращению в офшорную зону, упадку производственной и реальной экономической деятельности, еще большим убыткам и потерям.

Для современной России задача встраивания восточных территорий в экономическое пространство страны остается по-прежнему острой. Наивная вера в действие рыночных регуляторов и невмешательство государства в реальные воспроизводственные процессы на колоссальной территории привели к катастрофическому усилению сырьевой направленности в самом примитивном виде (добыча и экспорт сырья с широким использованием зарубежной техники и технологий). Попытки решения проблем в русле «анклавной экономики» не привели к перелому негативных тенденций – меняются лишь названия подобных анклавов.

Как отмечают авторы настоящего номера (см. статью Ю.А. Авдеева), закрытие десяти ОЭЗ в 2015 г. (в том числе двух – на Дальнем Востоке) было связано с явно неудовлетворительными итогами работы по привлечению инвестиций. К сожалению, закон «О свободном порте Владивосток» «клонирует» (по выражению Ю.А. Авдеева) недостатки и проблемы ликвидированных ОЭЗ.

В какой-то мере эти недостатки учтены при создании ТОРов, ориентированных не столько на предоставление налоговых льгот и преференций инвесторам, сколько на создание условий для эффективного ведения бизнеса. На Дальнем Востоке сформировано 13 ТОР (на 01.01.2016) (см. статью В. К. Заусаева, Н. А. Кручак, В. П. Бежиной), которые направлены на строительство инфраструктурных объектов и развитие обрабатывающих производств. Однако отдельные производства не в состоянии обеспечить приемлемую конкурентоспособность предоставляемых услуг и выпускаемой продукции. Добиться этого можно только при условии формирования и целенаправленной поддержки цепочек создания повышенной добавленной стоимости, которые, как правило, выходят далеко за рамки подобных анклавов. Это обстоятельство, в частности, означает необходимость аналитического подхода к решению задачи «квадратуры».

В основе такого подхода – не только определение состава участников подобных цепочек, но и формирование процедур для повышения прозрачности потоков создаваемой стоимости и последующего распределения получаемых эффектов между всеми участниками. Важную роль играют управление (регулирование) воспроизводственных пропорций в рамках таких цепочек и наличие эффективных процедур раздела рисков между участниками.

Остро необходим качественно новый – интеллектуальный – подход к формированию экономики анклавов и встраиванию их в экономику окружающих регионов и страны в целом. Стремление решать задачи с помощью только циркуля и линейки (в экономике – учетной ставки процента и манипулирования обменным курсом) не может дать так необходимых востоку России и всей стране позитивных экономических результатов.

 

 

 

 

 

 

 

Главный редактор «ЭКО» В.А. КРЮКОВ

 

ecotrends.ru

X. Анклавы и города-государства - Журнал Владимира ПАНКОВА

Приложение X к статье «Что нам делать с Японией и не только с ней или Гонконг в Сибири»

Транснациональные кластерно-сетевые системы преобразили хозяйственный ландшафт планеты. Идет поиск новой интеграции, новых форм геоэкономического партнерства и экономического сотрудничества различных стран мира. Но и положительные, перспективные примеры прошлого могут оказаться плодотворны. Один из таких примеров – достаточно редкое на сегодня политико-экономическое образование под названием “анклав”.

 

Анклав, анклав (франц. enclave, от позднелат. inclavo — запираю на ключ: лат. clavis — ключ), в международном праве территория или часть территории государства, окруженная со всех сторон территорией какого-либо другого государства (например, Республика Сан-Марино на территории Италии). Если А. имеет морской берег, его называется полуанклавом (например, Вост. Пруссия в период 1919–39).

Гонконг – анклав особого родаПонятно, что Гонконг сегодня не является “государством в государстве”. Это часть Китайской Народной Республики. Но это – один из вдохновляющих примеров на будущее.

Фото: puteshestvia.comДо 1997 Гонконг был владением Великобритании, 1 июля 1997 года был возвращен Китаю и получил статус Специального Административного района КНР. Основной закон для новой территории был одобрен Всекитайским собранием народных представителей в 1990 и основан на принципе «одна страна – две системы», то есть на сохранении двух различных экономических и юридических систем в рамках единого китайского государства.

При том, что Гонконг находится под прямой юрисдикцией центрального правительства КНР, он обладает высокой степенью автономии (за исключением внешних сношений и обороны). Принцип Основного закона - «Сянганом управляют сянганцы». Гонконг имеет независимую исполнительную (администрация), законодательную (парламент) и судебную власть. По соглашению между Великобританией и КНР современная социально-экономическая система Гонконга останется неизменной в течении 50 лет до 2047.

При населении около 6 млн человек и площади немногим более 1000 кв. км Гонконг является одним из самых густонаселенных районов мира. Сегодня специальный административный район Китайской Народной Республики – один из ведущих финансовых центров Азии и мира.

Гонконг обладает одной из наиболее чистых капиталистических экономических систем в мире. Экономика территории основывается на свободном рынке, низком налогообложении и невмешательстве государства в экономику. Это важный центр международных финансов и торговли, а уровень концентрации штаб-квартир является самым высоким в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По показателям душевого валового внутреннего продукта и валового городского продукта Гонконг является наиболее богатым городом в КНР. Рассчитанный по паритету покупательной способности ВВП на душу населения Гонконга превышает показатели даже четырёх ведущих западноевропейский стран: (Великобритании, Франции, Германии и Италии), а также Японии.

Анклавные страны1) Республика Сан-Марино – анклав в Италии2) Ватикан – анклав в городе Рим, Италия3) Королевство Лесото – анклав в Южной Африке

Города-государства – это малые цивилизации, разбросанные по мируМонако

Княжество Монако является независимым городом-государством. интересам. Только в 1993 году Монако стало членом Организации Объединенных Наций с полным правом голоса.

Монако является одной из самых маленьких и наиболее густонаселённых стран мира. Чтобы пройти через всю страну понадобиться не более часа. Название страны происходит от древнегреческого «моноикос» — «отшельник». Княжество широко известно благодаря казино в Монте-Карло и проводимому здесь этапу чемпионата Формулы-1 — «Гран-при Монако».

Банковская тайна и низкие налоги привлекают сюда миллиардные состояния из-за границы. В конце 90-х гг. объём средств, хранимых в монакских банках, имел ежегодный прирост 18 %.

Княжество отличается очень либеральной системой налогообложения. Доходы физических лиц (как граждан страны, так и иностранцев, постоянно проживающих в Монако, за исключением французов) не облагаются налогами.

Сингапур

Сингапур является островным городом-государством в Юго-Восточной Азии. Около 5 миллионов человек живут и работают на территории размером в 270 квадратных миль, что делает Сингапур второй наиболее густонаселенной страной в мире.

Центр города в южной части острова окружен городами-спутниками, множеством парков, водохранилищ и промышленных зон, которые связаны с центром и друг с другом плотной сетью дорог, метро и скоростных железнодорожных линий. Сингапур имеет чрезвычайно централизованное, унитарное правительство с однопалатным законодательным органом.Коренные обитатели острова – малайцы. После основания британской колонии благодаря развитию торговли здесь осело большое число переселенцев из Европы, Китая, Индии и других стран. В настоящее время 76,7% населения составляют китайцы, 14% – малайцы, 7,9% – индийцы, 1,4% – пакистанцы, шри-ланкийцы и другие. Официальные языки страны – малайский, китайский, тамильский и английский. В религиозном отношении 32% верующих – буддисты, 22% – приверженцы даосизма, 15% – мусульмане, 13% – христиане, 3% – индуисты (1996).

Благодаря важному стратегическому положению на перекрестке морских путей между Европой, Азией и Австралией Сингапур превратился в один из ведущих торговых центров мира. По отношению к другим странам Юго-Восточной Азии он традиционно играет роль «базарной площади» – сюда поступают товары, производимые в соседних странах – например, каучук и олово из Малайзии, рис из Таиланда, которые затем направляются в другие регионы. В то же время сюда привозятся промышленные товары из США, Европы, Японии и распределяются между соседними странами. Когда эти страны стали строить морские порты, пригодные для судов с большой осадкой, значение Сингапура как торгового посредника уменьшилось. Чтобы компенсировать убытки, правительство страны стало стимулировать развитие собственной промышленности, привлекая для этого прямые иностранные капиталовложения.

Поскольку Сингапур не располагает естественными ресурсами, развиваются преимущественно отрасли обрабатывающей промышленности, а также сборка изделий из импортированных готовых деталей. Большое значение приобретают химическая, нефтеперерабатывающая, сборочная электронная, радио- и электротехническая промышленность, а также судостроение. Сохранили свое значение в региональном масштабе оловоплавильная промышленность и переработка каучука.

В 1980-е годы Сингапур стал развивать наукоемкие отрасли, специализируясь на передовых технологиях не только в производстве (верхние этажи машиностроения), но и в сфере интеллектуальных услуг (информационных, финансовых, технологических, медицинских).

Несмотря на наличие высококвалифицированных и образованных местных кадров, в стране относительно мало национальных предпринимателей. Почти все капиталовложения и инициативы в бизнесе поступают из-за границы. Иностранных инвесторов привлекают наличие высококвалифицированной рабочей силы, слабость профсоюзов и политическая стабильность. Ведущая роль в выработке стратегии развития и контроля за выполнением индикативных планов остается за государством.

Сингапур стал крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информации для соседних стран. После открытия нефти и природного газа на шельфе у берегов полуострова Малакка в Сингапуре разместились штаб-квартиры энергетических компаний.Сингапур – один из крупнейших мировых портов (второе место в мире по грузообороту).

vapankov.livejournal.com

Анклав — государства, страны, что это такое

Добавлено в закладки: 0

Что такое анклав – это часть территории одного государства, которая находится полностью на территории другого государства, то есть окружена со всех сторон его землями. Это так называемый полный анклав.

При определении степени окружения, принимают во внимание, как водные, так и сухопутные территории.

Понятие «анклав» применимо к окруженной территории применяют третьи государства, для самого обладателя данной территории она носит название «эксклав». Примеры анклавов — Ватикан, который расположен на территории Италии, или Лесото на территории ЮАР.

Особенности анклавов

Рассмотрим, более детально, что значит анклав. Анкла́в — часть территории государства, которая полностью окружена территорией другого государства. Части государства, которые полностью окружены другой страной, называют по́лными анкла́вами. Понятие территории в себя включает, как территориальные воды, так и сухопутную территорию.

Понятие «анклав» применяется к государствам, только когда они окружены полностью другой страной и не имеют к морю выхода. Тогда понятие «эксклав» вовсе не применяется. Таких государств всего три: Сан-Марино и Ватикан внутри Италии, Лесото внутри ЮАР. Ряд признаков государственности также имеет Мальтийский орден, который владеет территорией-анклавом внутри Италии.

Полуанкла́в — часть государства, которая окружена на суше территорией другого государства, но имеет выход к морю. Анклавы данного вида называют также прибре́жными анкла́вами. Примеры государств-полуанклавов — Бруней, который окружают Южно-Китайское море и Малайзия; Португалия, которая окружена Атлантическим океаном и Испанией. Полуанклав также часть форта Сант-Анджело на территории Мальты, которая относится к Мальтийскому ордену. В государствах, большая часть территории которых находится за пределами полуанклава, территория полуанклава называется полуэксклав. Такой полуанклав (полуэксклав) может быть окружён другими странами и морем. В обиходной речи полуэксклавы и полуанклавы могут называть просто эксклавами и анклавами.

Эксклавы и анклавы

Чи́стый экскла́в — несуверенный регион, который отделён от главной территории страны и окружён больше чем одним государством (то есть не являющийся анклавом). Чистый эксклав относительно других государств не является анклавом, но является эксклавом в отношении главной территории страны.

Эксклав, окружённый не полностью чужой территорией, и имеющий к морю выход, называется полуэксклавом.

Эксклав (полуэксклав) может называться одновременно и полуанклавом (анклавом) только в случае, когда идёт речь о части территории, которая окружена (частично или полностью) территорией только одного государства.

Одна и та же территория является для той страны, которой она принадлежит, эксклавом и для той страны, которой она не принадлежит, анклавом. Исключением является чистый эксклав. Аналогичная терминология применяется для полуанклавов и полуэксклавов. В обиходе полуанклавы и полуэксклавы зачастую называют просто анклавами и эксклавами.

  • Калининградская область России окружается Балтийским морем, Литвой и Польшей, а значит, является российским полуэксклавом, но полуанклавом не является.
  • Саньково-Медвежье, которое находится на территории Гомельской области Белоруссии, относится административно к Брянской области России. То есть Саньково-Медвежье является анклавом Белоруссии и эксклавом России.
  • Мелилья и Сеута — полуанклавы Марокко и полуэксклавы Испании, выходят к Средиземному морю.
  • Село Дубки на мысу, который выдается в Псковское озеро, от Псковской области России отделено территорией Эстонии. А значит является полуанклавом Эстонии и полуэксклавом России.
  • Штат Аляска одновременно является полуэксклавом США и американским полуанклавом в отношении к Канаде, так как только с ней граничит.
  • Нахичеванскую Автономную Республику, которая входит в состав Азербайджана, окружают Турция, Армения, Иран, потому Нахичевань — эксклав Азербайджана, однако не анклав.
  • Шахимарданский эксклав, Чон-Гара и Сохский район, которые относятся к Ферганской области Узбекистана, являются анклавами в отношении к окружающему их со всей стороны Кыргызстану.
  • Микрорайон Кречевицы, которые относятся к Великому Новгороду является анклавом в отношении к Новгородскому району, который окружает его со всех сторон.
  • Новосибирским районом аналогичным образом окружён микрорайон Новосибирска Пашино.
  • Город Зеленоград (Зеленоградский административный округ) — часть Москвы, но со всех сторон окружён территорией Московской области.

Государства-анклавы

  • Мальтийский орден (анклав, Италия)
  • Ватикан (анклав, Италия)
  • Лесото (анклав, ЮАР)
  • Сан-Марино (анклав, Италия)
  •  Бруней (полуанклав, Малайзия)
  •  Восточный Тимор (полуанклав, Индонезия)
  •  Гамбия (полуанклав, Сенегал)
  •  Монако (полуанклав, Франция)
  •  Португалия (полуанклав, Испания)
  •  Дания (полуанклав, Германия, имеет со Швецией морскую границу)
  •  Канада (полуанклав, США, имеет датской территорией Гренландии и французскими островами Сен-Пьер и Микелон морскую границу с)
  •  Катар (полуанклав, Саудовская Аравия, имеет с Бахрейном и ОАЭ морскую границу)
  •  Республика Корея (полуанклав, КНДР, имеет с Японией морскую границу)
  •  Папуа — Новая Гвинея (полуанклав, Индонезия, имеет с Соломоновыми Островами и Австралией морскую границу)
  •  Доминиканская Республика —  Гаити (взаимные полуанклавы)
  •  Ирландия —  Великобритания (взаимные полуанклавы, Великобритания имеет морскую с Францией границу)
  •  Мальтийский орден —  Мальта (взаимные полуанклавы)

Территории-анклавы

  • Декелия и Акротири  — территории на Кипре, которые находятся под фактической юрисдикцией Великобритании и заняты её военными объектами.
  • Аляска — американский полуэксклав, который омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов; является полуанклавом и граничит с Канадой, имеет с Россией морскую границу
  • Бангладешские анклавы — в Индии 92 бангладешских села-эксклава. Больше не существуют, на основании соглашения об обмене анклавами с Индией от 1 августа 2015
  • Барак — киргизское село, которое окружено территорией Узбекистана.
  • Барле — бельгийский эксклав, который полностью окружён территорией Голландии.
  • Бюзинген-на-верхнем-Рейне — немецкий эксклав (7,62 км²), окружённый полностью швейцарской территорией: с трёх сторон швейцарским кантоном Шаффхаузен и с юга — кантонами Тургау и Рейн-Цюрих. Он имеет население приблизительно 1450 жителей. Город от Германии отделён лишь узкой перемычкой, меньше 1 км в её самой узкой части, на которой располагается швейцарский посёлок Дорфлинген. В Бюзингене в 1918 году состоялся референдум, на котором 96 % голосов отдано за то, чтобы быть частью Швейцарии. Но этого не произошло, так как Швейцария не могла ничего подходящего предложить взамен, так как Бюзинген остался до сих пор эксклавом Германии.
  • Гибралтар — полуанклав на побережье Испании, который принадлежит Великобритании. От испанской территории отделён нейтральной зоной.
  • Гуантанамо — территория на побережье Кубы, над которой установлен фактически суверенитет США.
  • Могила Сулейман Шаха возле замка Джабер (Джабер Калеси) в Сирии — соответственно с турецко-французским соглашением 1921 года является турецкой территорией.
  • Индийские анклавы — 106 индийских сёл на территории Бангладеш. Больше не существуют, на основании соглашения об обмене анклавами с Бангладешем от 1 августа 2015
  • Индонезийские полуанклавы: Папуа-Новая Гвинея (Западная Новая Гвинея), Восточный Тимор (Восточные Малые Зондские острова), Калимантан (Малайзия).
  • Испанские полуанклавы — это города Мелилья, Сеута и полуостров Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера в Марокко, которые омываются Средиземным морем.
  • Кампионе-д’Италия — итальянский город в Швейцарии.
  • Льивия — испанский город во Франции.
  • Мусандам — оманский полуэксклав в ОАЭ. Оманиты к концу XIII века управляли большой империей. На пике собственного развития в XIX веке, во время правления султана Саида бин Султана, Оман контролировал Занзибар и Момбасу и управлял на африканском побережье торговыми точками. Оман в итоге распада империи во второй половине XIX века потерял предыдущие позиции, но продолжал проводить контроль над Мусандамом, когда там образовались Объединённые Арабские Эмираты.
  • Окуси-Амбено — полуэксклав Восточного Тимора, который омывается морем Саву; граничит лишь с Индонезией, а значит, в отношении к ней является полуанклавом.
  • Российские анклавы
    • Крымский федеральный округ — российский полуэксклав на большей территории Крымского полуострова, имеет выход к Азовскому и Чёрному морям, граничит с Херсонской областью Украины. Образован 21 марта 2014 после присоединения двух субъектов к Российской Федерации — города Севастополя и Республики Крым. В согласии с административно-территориальным делением Украины, располагается на территории города с особым статусом Севастополя и Автономной Республики Крым, входящих в состав Украины.
    • Эксклав Медвежье-Саньково — сёла Медвежье и Саньково, которые окружены территорией Белоруссии.
    • Дубки — полуэксклав России, который отделен территорией Эстонии. Является полуанклавом в отношении Эстонии.
  • Саставци — эксклав в Сербии Боснии и Герцеговины .
  • Синт-Маартен и Сен-Мартен — полуэксклавы Нидерландов и Франции, расположены на одноимённом острове, который входит в Малые Антильские острова. Являются взаимными полуанклавами.
  • Тад это сёла Ворух (анклав в Киргизии), а также сёла Сарван и Кайрагач (анклавы в Узбекистане).
  • Тембуронг — полуэксклав Брунея, который омывающийется Южно-Китайским морем; граничит ли с Мшьалайзией, то есть является в отношении к ней полуанклавом.
  • Ликома и Чисумулу — острова Малави на оз.Ньяса, которые расположены в территориальных водах Мозамбика.
  • Сохский район и Шахимарданский эксклав, относятся к Ферганской области Узбекистана, являются в отношении к Киргизии, окружающей их со всех сторон, анклавами.

Этнические анклавы

Этнический анклав — место компактного проживания одного народа, окружённое полностью территорией проживания второго народа. Такие анклавы являются зачастую источниками международной напряжённости. Самые известные этнические анклавы — сомалийские анклавы в Эфиопии.

Мы надеемся, что дали наиболее полное определение и понятие термина анклав, перечислили их по названиям. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Диссертация на тему «Мирохозяйственные связи Калининградской области: экономическое развитие в условиях анклавности» автореферат по специальности ВАК 08.00.14 - Мировая экономика

1. Алиев А., Цыкало В., Черный В. Вступление Польши в Евросоюз: последствия для Калининградской области // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 3. С. 54—63.

2. Ашарин М. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации в Балтийском регионе (на примере Калининградской области): Автореф. дис. канд. полит, наук. М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 2001.

3. Билъчак В., Телятников А. Центр и анклавный регион: проблемы взаимоотношений // Вестник Балтийского научного центра. 1995. № 1. С. 12—18.

4. Билъчак В., Самсон И., Федоров Г. Калининградский полюс интеграции. Гренобль; Калининград, 2000.

5. Бородавкина Н. Создание государственной системы содействия экспорту // Вестник Балтийского научного центра. 2001. № 2(15). С. 125—132.

6. Винокуров Е. Анклавы в мировой экономике и политике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. С. 83—99.

7. Винокуров Е. Общее экономическое пространство ЕС — Россия и Калининград // Мировая экономика и международные отношения. 2003а. № 11. С. 53—60.

8. Винокуров Е. Калининграду должно быть возвращено его прежнее название, Кенигсберг// Культурный слой. Калининград: Изд-во КГУ, 20036. Электрон, ресурс. Режим доступа: www.vinokurov.info

9. Винокуров Е. Идея европейско-российской зоны свободной торговли в Калининградской области // Россия и Европейский союз. М.: Ин-т Кеннана, 2004. С. 249—257.

10. Винокуров Е. Экономическая специализация Калининградской области. Калининград: изд-во Российского государственного университета им. Иммануила Канта. 2007а.

11. Винокуров Е. Теория анклавов. Калининград: Терра Балтика. 20076.

12. Винокуров Е. Калининград: между Россией и Европой // Мировая экономика и международные отношения. 2007в. №8. С.25-30.

13. Воронов К. Калининградская область в отношениях России и ЕС: медленный дрейф // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 3. С. 17—26.

14. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы. / Ред. И.С. Королев. М.: Наука, 2003.

15. Гареев Т., Жданов В., Зверев Ю., Федоров Г., Цикелъ М. Становление новой экономики Калининградской области. Калининград: Изд-во КГУ, 2005.

16. Гареев Т., Жданов В., Федоров Г. Новая экономика Калининградской области // Вопросы экономики. 2005. № 2.

17. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: Высшая школа экономики, 2000.

18. Дузер Е. ван, Сутырин С., Капусткин В. Россия и международная торговая система. СПб.: Петрополис, 2000.

19. Закон Калининградской области «Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы» №115 от 28 декабря 2006г.

20. Зверев Ю. Калининградская область в классификации анклавных (эксклав-ных) территорий мира. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.

21. Загашвили В. Экономическая безопасность России. М.: Юрист, 1997.

22. Иванов И. Расширение Евросоюза и интересы России // Современная Европа 2001. №3. С. 76—86.

23. Исупов В., Кретинин Г. Восточная Пруссия. С древнейших времен до конца Второй мировой войны. Калининград: Калинингр. кн. изд-во, 1996.

24. Ивченко В. О долгосрочной стратегии России по сохранению и развитию эксклавного региона — Калининградской области // Вестник Балтийского научного центра. 2001. № 2. С. 3—10.

25. Калининградская область в цифрах / Калининградской комитет государственной статистики. Калининград, 2000—2007.

26. Карпенко А. Калининградская региональная идентичность как категория политической практики // Россия и объединяющаяся Европа. Под ред. Федорова В., Потемкиной О., Кондратьевой Н. М: Институт Европы РАН, 2007.

27. Краткий статистический сборник / Калининградской комитет государственной статистики. Калининград, 2005—2007.

28. Калининградская проблема: фактор общественного мнения. Калининградский социологический центр // Калининградская правда. 2002. 10 дек. С. 7—8; 2002. 17 дек. С. 10.

29. Клемешев А., Козлов С., Федоров Г. Остров сотрудничества. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.

30. Клемешев А., Федоров Г. От изолированного эксклава — к «коридору сотрудничества». Альтернативы российского эксклава на Балтике. Калининград: Изд-во КГУ, 2004.

31. Клемешев А. Проблема эксклавности в контексте глобализации. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

32. Кобушко Т. Вступление России в ВТО и роль региональных властей в выполнении условия членства. М.: ИМЭМО РАН, 1999.

33. Королев И. (ред.) Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 8.

34. Костяшов Ю. Заселение Калининградской области после Второй мировой войны. М.: Гуманитарные науки в России, 1996.

35. Кузин В. Калининградская область до и после вступление РФ в ВТО. Социально-экономическое развитие Калининградской области. Калининград: Изд-во БГА, 2002.

36. Кузин В. Развитие кластеров в Калининградской области: Аналитическая записка. Калининград: Манускрипт, 2005.

37. Кузнецов А. Европейские прямые инвестиции в России. М.: ИМЭМО РАН, 2006

38. Кузнецов А. Возможности и барьеры для российского участия в еврорегио-нах // Интеграционные процессы в современном мире: экономика, политика, безопасность. Под ред. Ф. Войтоловского и А. Кузнецова. ИМЭМО РАН, 2007. С.11-18.

39. Кузнегрва О., May В. Калининградская область: от «непотопляемого авианосца» к «непотопляемому сборочному цеху». Взгляд из России. М.: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2002.

40. Ламанд В., Винокуров Е. Формирование торговой специализации Калининградской области // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 53—63.

41. Ливенцев Н., Лисоволик Я. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002.

42. Матвеева А. Долой консервные трюмы / Эксперт №33, 10 сентября. 2007.

43. Маточкин 10., Кузин В., Винокуров Е. Анализ опыта импортных квот в Калининградской области (1998—2003) // Экономика Северо-Запада России. 2004. № 1.С. 76—81.

44. Министерство экономики Калининградской области. Инвестиционная деятельность в Калининградской области. Аналитическая записка. 2007.

45. Могилевкин И. Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука. 2005.

46. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3. С. 17—26.

47. Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции // Мировая экономика и международные отношения. 2002а. №5. С. 38-48.

48. Оболенский В. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 20026. №6. С. 118-136.

49. Общая характеристика экономической деятельности Калининградской области // Таможенный бюллетень Северо-западного таможенного управления. Калининград. 2000. № 4; 2001. № 4; 2002. № 4; 2005. № 4.

50. Перспектива XXI. Отчет «Развитие группы предприятий в машиностроительной и сельскохозяйственной отраслях с учетом социально-экономического положения Калининградской области». Калининград, 2004.

51. Правительство Калининградской области. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочнуюперспективу. Приложение к постановлению Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 года №95.

52. Ревякин Е. Приоритеты экономической политики России в Калининградской области // Международная экономика и международные отношения. 2002. № 12. С. 68—75.

53. Рожков-Юрьевский Ю. О применимости понятий «анклав» и «эксклав» к характеристике Калининградской области // Калининградская область: географические аспекты регионального развития /Калинингр. ун-т. Калининград, 1996. С. 74—80.

54. Российская Федерация (1999) Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). Доступно на http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p320.htni

55. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ / Под ред. И.С. Королева. М.: ИМЭМО РАН, 2001.

56. Смородинская Н. Калининград в условиях объединения Европы: вызов и ответ // Вопросы экономики 2001. № 11. С. 106—127.

57. Степура Е. Промысловая рулетка / «Эксперт Северо-Запад» №47(204). 2004.

58. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года / Администрация Калининградской области. 2003. Электрон. ресурс. Режим доступа: www.gov.kaliningrad.ru.

59. Тиммерманн X. Калининград как пилотный регион для формирования партнерства между ЕС и Россией, Москва: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2002.

60. Усанов А., Харин А. Современная ситуация и проблемы перерабатывающей промышленности в Калининградской области. Калининград, 2005.

61. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: ФЗ № 13, 22 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 30 янв.

62. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: ФЗ № 16, 10 января 2006 г. // Российская газета 2006. 19 янв. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/01/19/kaliningrad-dok.html.

63. Федеральная целевая программа развития Калининградской области до 2010 года. 2002. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www. programs-gov.ru/cgi-bin/index.cgi?prg=l 3 5

64. Федоров Г. Геополитическое положение Калининградской области и перспективы ее экономического развития // Вестник Балтийского научного центра. 1998а. № 1(10). С. 21—28.

65. Федоров, Г. О перспективах поэтапного вхождения Российской Федерации в Евросоюз и возможной роли Калининградской области в этом процессе // Вестник Балтийского научного центра. 19986. № 2(11). С. 19—25.

66. Чабанова А. Различия в калининградском социуме: результаты социологического исследования // Калининградский социум в европейском контексте / Под ред. А.П. Клемешева. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.

67. Шишков Ю. и др. Евросоюз и Россия: перспективы взаимодействия. М.: Альба Плюс, 2003.

68. Шишков Ю. Интеграционные процессы на рубеже XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М. «III тысячелетие». 2001.

69. Хлопецкий А., Федоров Г. Калининградская область: регион сотрудничества. Калининград: Янтарный сказ, 2000.

70. Юданов Ю. Балтийский регион: особенности формирования благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций // Международная экономика и международные отношения. 2002. № 12. С. 58—67.

71. Юсупов И. Тенденции и проблемы интернационализации региональной экономики в РФ: Автореф. дис. канд. экон. наук. М.: ВНИКИ, 2000.

72. Abramovitz, М. Catching Up, Forging Ahead, and Falling Behind // Journal of Economic History, 46 (2), June. P. 385-406. 1986.

73. Ahrend R. Russian Industrial Restructuring: Trends in Productivity, Competitiveness and Comparative Advantage. OECD Economics Department Working Papers. 408.2004.

74. Armstrong H. W., Read R. Trade and Growth in Small States: The Impact of Global Trade Liberalization//World Economy. 1998a. №> 21(4) P. 563—585.

75. Arnold, K.-P. Nach Abschottung die Zilterpnimie // Berlinische Monatsschrift Heft 6, P. 42-50. Available at http://www.berlingeschichte.de/bms/bmstxtO 1/0106proe.htm. 2001.

76. Balassa B. Trade Liberalization and "Revealed" Comparative Advantage // Manchester School of Economic and Social Studies. 1965. №33 (May). P. 90—123. Воспроизведен в качестве гл. 4 в Balassa (1989).

77. Balassa В. Comparative Advantage, Trade Policy, and Economic Development. New York: New York University Press, 1989.

78. Balassa В., Bauwens L. Changing Trade Patterns in Manufactured Goods: An Econometric Investigatio // Contributions to Economic Analysis. 1988. №. 176.

79. Bano A., Rees E. The Oecussi—Ambeno enclave. What does the future hold for this neglected territory? 2002. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.insideindonesia.org/edit71/Oecussi.htm, retrieved October 2004.

80. Baxendale J., Dewar S., Gowan D. (eds.) The EU and Kaliningrad: Kaliningrad and the Impact of EU Enlargemen. London: Federal Trust, 2000.

81. Bhagwati J. U.S. Trade Policy: the Infatuation with Free Trade Areas // Bhagwati, J., Krueger A. The Dangerous Drift to Preferential Trade Agreements. Washington: American Enterprise Institute, 1995.

82. Birckenbach H.-M., Wellmann C. (eds.) The Kaliningrad Challenge. Options and Recommendations. LIT: Munster; Hamburg; London, 2003.

83. Blua A. Central Asia: Enclave Residents Face Numerous Hurdles, RFE/RL, 4 November, www.rferl.org. 2004.

84. Bolli M. Die Enklave Biisingen, Geographica Helvetica, IX, No. 4, Bern. 1954.

85. Booclanann H. Ostpreussen und Westpreussen East Prussia and West Prussia. Berlin: Siegler Yerlag, 1992.

86. Brenton P., Manchin M. Trade Policies in Russia and the EU with Implications for the Economic Impact of a Free Trade Agreement. Brussels: CEPS, mimeo, 2002.

87. Brenton P., Tourdyeva N., Whalley J. The Economic Impact of a Free Trade Agreement between Russia and the EU: Numerical Simulations using a General Equilibrium Trade Model. Brussels: CEPS, mimeo, 2002.

88. Browning Ch. The Region-Building Approach Revisited // COPRI Working Paper. Copenhagen. No.6, 2001.

89. Carabaza de Santos. Melilla у Ceuta; Las ultimas colonias, Talasa, Madrid. 1992.

90. Carr M. Policing the frontier: Ceuta and Melilla, Race and Class, 39(1), P.61-66. 1997.

91. Catudal H.M. Steinstucken: a study in Cold War politics. NY: Vantage Press, 1971a.

92. Catudal H.M. Steinstucken: The Politics of a Berlin Exclave // World Affairs. 19716. Vol. 134. l.P. 51—62.

93. Catudal H.M. The Berlin Agreements: An exchange of Exclaves and Enclaves // Geoforum. 1972. № 11 (September). P. 78—80.

94. Catudal H.M. Exclaves // Cahiers de Geographie de Quebec. 1974a. № 18(43). P. 107—136.

95. Catudal H.M. Berlin's New Boundaries // Cahiers de Geographie de Quebec. 19746. № 18(43). P. 213—226.

96. Catudal H.M. The Exclave Problem of Western Europe. University of Alabama Press, 1979.

97. Colletis G., Pecqueur B. Integration des espaces and quasi-integration des firmes: vers de nouvelles rencontres productives? // Revue d'economie regionale et urbaine. 1993. №3.

98. Colletis G., Pecqueur B. Les facteurs de la concurrence spatiale et la construction des territoires, Organization of production and territory: local models of development. Ginni Luculano Editore. Pavie, 1994.

99. Colletis-Wahl K., Perrat J. Proximites et dynamiques spatiales // Pecqueur, Bernard, Zimmermann, Jean-Benoit, Economie de proximites. Paris: Lavoisier, Hermes Sciences, 2004. P. 115—133.

100. Dewar S. What is to be done? Baxendale J., Dewar S., Gowan, D. (eds.) The EU and Kaliningrad: Kaliningrad and the Impact of EU Enlargement. London: Federal Trust, 2000. P. 231—264.

101. Dollar D. Outward-Oriented Developing Economies Really Do Grow More Rapidly: Evidence from 95 LDCs, 1976—1885 // Economic Development and Cultural Change. 1992. №> 40. P. 523—544.

102. Emerson M., Tocci N., Vahl M., Whyte N. The Elephant and the Bear. The European Union, Russia, and Their Near Abroads. Brussels: Center for European Policy Studies, 2001.

103. Emerson M. EU-Russia Four Common Spaces and the Proliferation of the Fuzzy // CEPS Policy Brief71. 2005. May.

104. EU and Russia. Joint Statement on Transit between the Kaliningrad Region and the Rest of the Russian Federation. 2002. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/extemal relations/russia/summit 1 1 02/js kalin.htm

105. EU and Russia (2003) The Common European Economic Space (CEES) Concept Paper. Annex I to the Joint Statement of the 12th EU-Russia Summit (Rome, 2003. 5—6 November).

106. EU and Russia. Joint Statement on EU Enlargement and EU-Russia Relations signed in Brussels on April 27, 2004. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://europa.eu.mt/cornm/external relations/russia/russia docs/is elarg 270404.htm

107. EU and Russia. Road Map for the Common Economic Space — Building Blocks for Sustained Economic Growth. 2005. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://europa.eu.int/comni/external relations/russia/summit 05 05/f inalroadmaps. pdfffces#

108. EU-Russia Cooperation Program. Kaliningrad Region External Trade: Present and Future. Europeaid/114287/CSV/RU. Experts: Vinokurov E., Kharin A., Yershov A., Usanov A. // Economic Bulletin. 2003. № 1.

109. EU-Russia Cooperation Program. Export support in the Kaliningrad Oblast, Euro-peAid/114287/C/SV/RU. Experts: Klessova S., Ershov A., Bunatian G., Usanov A., Kharin A. // Economic Bulletin. 2004a. № 2.

110. EU-Russia Cooperation Program. Regional Policies in the Border Areas of Poland and Lithuania, Europeaid/114287/C/SV/RU. Experts: Bunatian, G., Vialkin A., Ershov A., Klessova S. // Economic Bulletin. 2004b. № 4.

111. Fairlie L.D., Sergounin A. Are Borders Barriers? EU Enlargement and the Russian region of Kaliningrad. Ulkopolittinen instituuti & Institut fur Europaische Politik. 2001.

112. Filippov P., Dudarev G., Osipov A. Energy. Raw Materials, Production and Technology. A Competitive Analysis of the Northwest Russian Energy Cluster. Helsinki: ETLA, 2003.

113. Gaenzle S., Muentel G., Vinokurov E. (eds.) Adapting to European Integration? The Case of the Russian Exclave Kaliningrad. Manchester: Manchester University Press, 2008.

114. Gemeenten Baarle-Hertog en Baarle-Nassau.Baarle-Nassau, Baarle-Hertog; Proeftuin voor Europa Baarle-Nassau, Baarle-Hertog. A Test Garden for Europe. Til-burg. 1996.

115. Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective, Hoselitz, Bert F. (ed.) The Progress of Underdeveloped Areas. Chicago: University of Chicago Press. 1952.

116. Gold P. A Stone in Spain's Shoe: the Search for the Solution for the Problem of Gibraltar. Liverpool: Liverpool University Press. 1994.

117. Gold P. Europe or Africa? A Contemporary Study of the Spanish North African Enclaves of Ceuta and Melilla. Liverpool: Liverpool University Press. 2000.

118. Gold P. Gibraltar: British or Spanish? Routledge: Oxford and New York. 2005.

119. Gornig G.H. Das nordliche Ostpreussen. Gestern und Heute North-East Prussia. Yesterday and Today. I I Kulturstiftung der deutschen Vertriebenen. Bonn, 1995.

120. Grubel H.G., Lloyd P.J. Intra-Industry Trade: The Theory and Measurement of International Trade in Differentiated Products, New York: Wiley, 1975.

121. Haukkala H. The Making of the European Union's Common Strategy on Russia, UPI Working Papers, 2000, no. 28.

122. Hein P. Le probleme de la specificite des petits pays insulaire // Crusol J., Hein P., Vellas F. (ed.) L'enjeu des petites economies insulaires. Paris: Economica. P. 15-42. 1988.

123. Ho Yin-Ping. Hong Kong's Trade and Industry: Changing Patterns and Prospects. Cheng, Joseph Y.S. (ed.) Hong Kong in Transition. Oxford University Press, Hong Kong. 1986.

124. Hoerning E. Zwischen den Fronten. Berliner Grenzganger und Grenzhandler 1948-1961, Koln, Weimar, Wien: Bohlau Verlag. 1992.

125. HoffM. Bericht tiber Kaliningrad (Konigsberg), eine russische Exklave in der baltischen Region: Stand und Perspektiven aus europaischer Sicht. Europaisches Parliament, Dok. A3-36/94. 1993.

126. HoffM., Timmermann H. Kaliningrad: Russia's Future Gateway to Europe? // RFE/RL Magazine 2, no.36.

127. IET. Problems Related to Development of the Kaliningrad Region As an Exclave Territory of the Russian Federation. Moscow: IET, 2002.

128. IET. Russian Economy in 2003. Trends and Outlooks. Moscow, 2004.

129. I.C.J. Reports. Case Concerning Right of Passage over Indian Territory, several vols., the Hague. 1960.

130. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance, 2003-2004. London: IISS, 2003.

131. Jeschonnek F., Riedel D., Durie W. Allierte in Berlin 1945-1994. Ein Handbuch zur Geschicte der militarischen Prasenz der Westmachte. Berlin Verlag Anrno Spitz GmbH. 2002.

132. Joenniemi P., Dewar S., Fairlie L.D. The Kaliningrad Puzzle — A Russian Region within the European Union. Karlkrona: The Baltic Institute and the Aland Islands Peace Institute, 2000.

133. Joenniemi P. Responding to Russia's Kaliningrad Offensive / Birckenbach H.-M., Wellmann C. (eds.) The Kaliningrad Challenge. Options and Recommendations. Mun-ster: LIT Verlag.

134. Jones R, Kierzkowski H. Globalization and the Consequences of International Fragmentation. Festschrift in Honor of Robert A. Mundell. Washington: The World Bank, 1997.

135. Jovanovic M. International Economic Integration. Limits and Prospects. New York: Routledge, 1998.

136. Kernohan D., Vinokurov E. The EU-Russia WTO Deal: Balancing Mid-term and Longer-term Growth Prospects? / CEPS Commentary. 2004. October. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.ceps.be/Article. php?articleid=382

137. Kiel international ad-hoc group of experts on Kaliningrad. Kaliningrad in Focus. Policy recommendations in the perspective of problem-solving. Schleswig-Holstein Institute for Peace Research, SHIP-Texts 67.2002.

138. Korolev I.S. Main impulses for Russia's europeanisation are in Russia itself // EU-Russian common market. Is it possible? M.: Committee «Russia in United Europe», 2002.

139. Kunze G. Grenzerfahrungen. Kontakte und Verhandlungen zwischen dem Land Berlin und der DDR 1949-1989, Berlin. 1999.

140. Lafay G. Dynamique de la specialisation internationale The dynamics of international specialisation. Paris: Economica, 1979.

141. Lafay G., Herzog C. Commerce international: la fin des avantages acquis The end of the acquired advantages. Paris: Economica, 1989.

142. Laursen K. Revealed Comparative Advantage and the Alternatives as Measures of International Specialisation. Druid Working Paper, 1998. 98—30.

143. Levie H.S. The Status of Gibraltar. Boulder, Colorado: Westwood Press. 1993.

144. March J.G., Olson J.P. Rediscovering Institutions. The Organizational Basis of Politics. New York: Free Press, 1989.

145. Megoran N. To Survive, Villagers Buck Uzbek Border Controls, Eurasianet, 25 May. Электрон, ресурс., www.eurasianet.org. 2004.

146. De Mesquita В., Newman D., Rabuschka A. Red Flag over Hong Kong. Chatham, New Jersey: Chatham House Publishers. 1996.

147. Messerlin P. A. Measuring the Costs of Protection in Europe. Washington: Institute for International Economics. 2001.

148. Minghi J.V. Point Roberts, Washington — the problem of an American enclave I I Yearbook. Association of Pacific Coast Geographers. 1962. P. 29—34.

149. National Investment Council. Economic consequences of Russia's WTO accession. Moscow, 2002.

150. Niebuhr A., Stiller S. Integration Effect in Border Regions — A Survey of Economic Theory and Empirical Studies. 2002. HWWA Discussion Paper, 179.

151. Nies S. Ach, Kaliningrad. Eine ungewonlich gewonliche Enklave // Osteuropa. 2003a. № 2—3. S. 394—409.

152. Nies S. Les enclaves — volcans eteints ou en activite. Conesa Pierre (dir.) La securite internationale sans les Etats // Revue internationale et strategique. 2003b. № 49.

153. OECD. Non-observed economy handbook. 2000. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://wwwl .oecd.org/std/dnm/meetings/RfnoeOct2000/handbookv4.pdf

154. OECD. OECD Economic Outlook. Paris, 2002.

155. Porter M. (1990) The Competitive Advantage of Nations. London; Basingtok: Macmillan Press, 1990.

156. Posdnyzkova N., Chernogayev Yu. Time of trouble around Sokh, an enclave on the Kyrgyz-Uzbek border, Deutsche Welle, 11 May, http://enews.ferghana.ru/detail.ohp7id-26126126126.541.1347.6007071. 2005.

157. Ptak R., Haberzettl P. Macau im Wandel. Ftinf Studien zur Geschichte und Wirtschaft des Territoriums in der jiingeren Vergangenheit. Franz Steiner Verlag, Stuttgart. 1990.

158. Raton P. Les Enclaves // Annuaire franyais de Droit International. 1958. P. 186— 95.

159. Rezette R. The Spanish Enclaves in Marocco, Paris : Nouvelles Editions Latines. 1976.

160. Robinson G.W.S. West Berlin: the Geography of an Exclave // Geographical Review. 1953. № 43. P. 540—557.

161. Robinson G.W.S. Ceuta and Melilla: Spain's Plazas de Saberania I I Geography.1958. №43. P. 266—269.

162. Robinson, G. W.S. Exclaves // Annals of the Association of Americal Geographers.1959. № 49. P. 283—95.

163. Samson I. (ed.) Kaliningrad Region. The diagnosis of a crisis. TACIS Prometee II. Grenoble; Moscow; Kaliningrad, 2000a.

164. Samson I. et al. Kaliningrad Region 2010. Potential, Concepts and Prospects. Grenoble; Kaliningrad; Moscow, 20006.

165. Samson I. The Common European Economic Space between Russia and the EU: an Institutional Anchor for Accelerating Russian Reform // Russian Economic Trends. 2002. № 11 (3). P. 7—15.

166. Samson /., Lamande V., Elisseeva I., Burova N., Fedorov G. A New Look of Kaliningrad Region. 2002. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://web. upmf-grenoble. fr/pepse/IMG/pdl7kalinewlook2.pdf.

167. Samson I., Lamande V., Vinokurov E. Measuring Regional Economic Development in Russia: The Case of the Kaliningrad Oblast // European Urban and Regional Studies. 2004. № 11. P. 71—81.

168. Samson I., Greffe X. The White Book "Common Economic Space: Prospects of Russia-EU Relations". Moscow: Russian-European Centre for Economic Policy. 2002.

169. Sander В., Schmidt K.D. Wirtschaffliche Perspectiven von Grenzregionen Ein internationaler Vergleich // Die Weltswirtschaft, 4. P. 443-461. 1998.

170. Scherrer R.E. Der Zollanschluss der deutschen Enklave Biisingen an die Schweiz: zugleich ein Beitrag zur Lehre von der Gebietshoheit. Zurich: Schulthess. 1973.

171. Schimmelfennig F. Europeanization beyond Europe, Living Reviews in European Governance, Vol. 2. No. 1. http://www.livingreviews.org/lreg-2007-l (доступно на август 2007), 2007.

172. Schimmelfennig F., Sedelmeier U. (eds.) The Europeanization of Central and Eastern Europe, Ithaca: Cornell University Press, 2005.

173. Siedentop I. Geographie der Enklaven und Exklaven Geography of Enclaves and Exclaves. // Zeitschrift fur Wirtschaftsgeographie. 1968. № 1.

174. TACIS. The Kaliningrad Economy — at the Edge of EU Enlargement. IMC/UPMF «Promoting Trade and Investment in Kaliningrad Oblast», Economic Survey directed by Ivan Samson, TACIS, European Commission. Brussels, 2002a.

175. Usanov A. Future Vision of the Kaliningrad Economic in the Baltic Sea Region. Liuhto, K. (ed.) Kaliningrad 2020: its future competitiveness and role in the Baltic Sea economic region, Pan-European Institute. Turku, 2005. P. 122—140.

176. Vinokurov Е. Kaliningrad's borders and transit to mainland Russia: technicalities and remaining bottlenecks. CEPS Commentary, February 2004a. Электрон, ресурс. Режим доступа: www.ceps.be

177. Vinokurov E. Transit is just a part of it: Kaliningrad and the free movement of people. Association of International Experts on the Development of the Kaliningrad Region. 2004c. Электрон, ресурс. Режим доступа: www.kaliningradexpert.org.

178. Vinokurov Е. Economic Prospects for Kaliningrad: Between EU Enlargement and Russia's Integration into the World Economy. CEPS Working Document. 2004d. №201. Электрон, ресурс. Режим доступа: www.ceps.be

179. Vinokurov Е. The Enclave-Specific Vulnerability of Kaliningrad. Liuhto, Kari (ed.) Kaliningrad 2020: its future competitiveness and role in the Baltic Sea economic region, Pan-European Institute. Turku, 2005. P. 56—74.

180. Vinokurov E., Usanov A., Lindholm P., Ignatyev A. Kaliningrad in the Context of Establishing the EU-Russia Common Economic Space. East-West Institute Policy

181. Brief. 2005. Электрон, ресурс. Режим доступа: www.ewi.org and www.kaliningradexpert.org

182. Vinokurov Е. The Making of the Concept of the EU-Russian Common Economic Space / Bruno, S. (ed.) Trade and Industry Developments in Central and Eastern Europe, London: Ashgate, 2006a.

183. Vinokurov E. Enclaves and Exclaves of the World: Setting the Framework for a Theory of Enclaves. ZDES Working Paper, University of Bielefeld/St. Petersburg State University. 2006b. Электрон, ресурс. Режим доступа: www.zdes.spb.ru

184. Vinokurov Е. Kaliningrad Transit and Visa Issues Revisited. CEPS Commentary. 2006c. Электрон, ресурс. Режим доступа: www.ceps.be

185. Vinokurov Е. Kaliningrad: Enclaves and Economic Integration. Brussels: CEPS. 2007a.

186. Vinokurov E. A Theory of Enclaves. Lanham: Lexington Books, 2007b.

187. Vinokurov E. Integration of an Enclave into the International Economy: Changing Patterns of Kaliningrad's Economic Specialisation // International Journal for Economic Policy in Emerging Economies, no.l. 2007c. P.34-51.

188. Welsh F. A History of Hong Kong. London: HarperCollinsPublishers. 1997.

189. Wiedemann E. Hinter dem Zaun, da ist das Gluck // Spiegel, 42, 11.10.2004:138143. 2004.

190. WTO Secretariat. Trade Policy Review: European Communities. 2000.

191. WTO Secretariat. Trade Policy Review. European Communities. WT/TPR/S/136 37. 2004.

192. Yahuda M. Hong Kong. China's Challenge. London, New York: Routledge, 1996.

193. Yeats A.J. On the Appropriate Interpretation of the Revealed Comparative Index // Weltwirtschaftliches Archiv. 1985. № 121. P. 61—73.

194. Zernov A., Shopin K. Kaliningrad Transit of Goods: In Need for a Strategic Approach to Problem-Solving // East-West Institute Policy Brief. 2005.

195. Zhdanov V. Modern Terms and Future Competitiveness of the Kaliningrad Region's Economy. Liuhto, Kari (ed.) Kaliningrad 2020: its future competitiveness and role in the Baltic Sea economic region. Pan-European Institute. Turku, 2005. P. 75— 90.

196. Zverev Yu. Kaliningrad: Problems and Paths of Development. Problems of Post-Communism, vol. 54, no.2, March/April 2007, pp. 9-25.

www.dissercat.com

Evgeny Vinokurov

Винокуров Е. (2007) Теория анклавов. Калининград: Терра Балтика.

Оригинальная монография на английском: Vinokurov, Evgeny (2007) A Theory of Enclaves, Lanham, MD: Lexington Books.

Неоднократно говорилось о том, что Гибралтар снова будет принадлежать Испании «еще до наступления 1800 года», «после войны» (по отношению к нескольким войнам), «еще до наступления 2000 года» или просто «в течение ближайших двадцати лет». Время и сроки проходят, но Гибралтар по-прежнему остается под властью Великобритании и недавно отпраздновал 300-летнюю годовщину в качестве британского владения. В 2002 году в Гибралтаре состоялся знаменательный референдум, в ходе которого более чем 99% населения однозначно выразили свое желание остаться под властью Британии. Неоднократно говорилось и о том, что Сеута и Мелилья должны перейти под суверенитет Марокко. Станут ли они однажды марокканскими? Сеута и Мелилья были испанскими базами с 1668 года. Испания готова за них бороться, как это показали события 2002 года, когда она послала свой флот для оказания поддержки крошечному, непригодному для жилья острову Перехиль, находящемуся всего лишь в 250 метрах от побережья Марокко, где марокканские крестьяне пасли свой скот.

Некоторые российские политики и эксперты утверждают, что Калининградская область может быть потеряна либо вследствие того, что станет независимой, либо вследствие своего поглощения Германией. Тем не менее, экономические, политические, социальные и культурные связи с основной частью России у Калининградской области крепки, и идеи сепаратизма популярностью в ней не пользуются.

С другой стороны, Гонконг и Макао были переданы КНР в 1997 и 1999 годах соответственно.

Почему же суверенитет над некоторыми анклавами передается другому государству, в то время как другие анклавы сохраняют прочные связи с материнским государством? Под анклавом мы понимаем часть территории государства, окруженную территорией другого государства. На первый взгляд, может показаться, что анклавы — аномалия. Регион, оторванный от основной территории страны? Регион, куда можно добраться, только если пересечь другое государство? Регион, очевидно неудобный для управления и функционирования экономики? Регион, который явно противоречит самой идее территориально неразрывного национального государства? Казалось бы, государства были бы счастливы так или иначе избавиться от анклавов — обменять их, продать или просто отдать. Тем не менее, в большинстве случаев этого не происходит. Многие анклавы оказываются очень стойкими даже перед лицом войн, изменения границ или экономических систем. Кроме того, можно было бы предположить, что государства, по крайней мере, стремились бы предотвращать образование новых анклавов. Но даже это не так. Новые анклавы и эксклавы — включая достаточно большие — появились в 1990-х. Распад Советского Союза породил до двадцати новых анклавов в Европе и в Азии. С экономической точки зрения, будучи оторванными от своего материнского государства, анклавы находятся в особой позиции относительно экономической политики, специализации и торговли. В таких условиях некоторым анклавам удается процветать, а некоторые начинают приходить в упадок. Ко времени своей передачи под суверенитет КНР Гонконг стал образцом свободной торговли и мировой глобализации. Малые анклавы Западной Европы, такие, как бельгийский Баарле-Хертог, испанская Лливия, итальянский Кампионе или австрийский Юнгхольц, также как и анклав США Пойнт Робертс, процветают на основе развития туризма и трансграничной торговли. С другой стороны, почти 200 индо-бангладешских анклавов Куч Бехара лишены электричества и страдают от нищеты. Густонаселенные анклавы Ферганской долины, располагающие плодородными землями и чудесными ландшафтами, развиваются хуже, чем их непосредственные соседи. Промежуточную позицию занимают испанские Сеута и Мелилья и Калининградская область, для экономического благополучия которых жизненно важны федеральные льготы и субсидии. Эти и многие другие анклавы демонстрируют ряд общих тенденций, как благоприятных, так и неблагоприятных. Теория анклавов, изложенная в данной книге, пытается ответить как на вопросы, заданные выше, так и на многие другие. Целый ряд из них имеет практический характер. Рассмотрим Сох, узбекский анклав в Кыргызстане с населением около 40 тыс. человек, находящийся на расстоянии пяти километров от основной территории материнского государства. Всего за несколько лет жесткий и зачастую беззаконный пограничный контроль, минные поля и угрозы бандитских атак привели к появлению у жителей анклава ощущения осады. Какие меры следует применить для разрешения проблемы доступа из основной части страны в анклав? Что можно сделать для обеспечения мирной жизни анклава? Эти вопросы представляют огромную важность для анклавов, наряду с их способностью отрицательно воздействовать на двусторонние отношения между материнским и окружающими государствами.

Скачать «Теорию анклавов» (320 стр.)Скачать  дополнительные материалы к монографии на английском языке (таблицы, графики, фотографии, 26 стр.)

www.vinokurov.info

Риски анклавной модернизации

В рамках предстоящего (предположительно, 29 ноября) оглашения послания президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию, возможно, будет озвучен новый план по стратегическому развитию России с упором не на существующие сегодня 83 региона, а на 20 крупнейших городских агломераций. Многие эксперты уже называют это проектом анклавной модернизации страны, когда не попавшие в список избранных территории будут просто потеряны. О том, как можно оценить новый проект по модернизации России, в интервью «Росбалту» рассказал автор концепции «рефлексивной модернизации», немецкий социолог, профессор Мюнхенского университета и Лондонской школы экономики и политологииУльрих Бек (Ulrich Beck), многие книги которого, в частности работа «Что такое глобализация?», были изданы и на русском языке.

- Подходит ли анклавная модернизация такой стране как Россия с учетом размеров ее территории и уровня развития промышленности?

- Перед Россией, как и перед многими другими странами, стоят два типа модернизации, которые пересекаются, но, тем не менее, важно понимать разницу между ними. Первый связан с тем, что я называю «постмодернизацией», это результат развития новых технологий и появления «общества знаний». Это попытки сделать рабочий процесс более творческим и создать новые рынки, которые выходили бы за рамки страны на транснациональный, а может быть, даже глобальный уровень.

Второй тип модернизации связан с вызовами, с которыми неожиданно столкнулись все общества – то, что я называю «вторым модерном». Это глобальные риски, проблемы окружающей среды и т.д. Все эти вызовы требуют нового типа сотрудничества, которое должно носить глобальный характер и включать в себя успешные элементы из «постмодернизации».

При этом проблемы «второго модерна» являются нежелательными побочными эффектами успешной первой индустриальной модернизации. Этот аспект обсуждается далеко не во всех странах. И, как мне кажется, хотя я могу и ошибаться, вообще не обсуждается в странах Восточной Европы и в России. Так что мы имеем сегодня пересечение разных видов модернизации, причем временные отрезки, когда происходит та или иная модернизация, также имеют значение, потому что они пересекаются также и во времени.

Для того чтобы ответить на вопрос, подходит ли России анклавная модернизация, необходимо понять, какими именно будут эти анклавы, эти очаги модернизации. Нужно понять, какие именно решения предложат анклавы по тем проблемам, с которыми сталкивается Россия сегодня. Это могут быть решения, предлагающие баланс между глобальными процессами и приоритетами России. Так, Россия могла бы внести свой вклад в развитие генных, коммуникационных технологий и в области, где все эти технологии бы пересекались. Другой вариант заключается в том, что это будут решения в рамках исключительно национального контекста развития. Это два разных пути, и главный вопрос сегодня заключается в том, какова долгосрочная задача этих анклавов: будут ли они создаваться для интеграции в глобальный рынок или же для развития национального и, может быть, регионального рынков.

- В рамках данного проекта российское руководство планирует стимулировать внутреннюю миграцию в более крупные административные центры из небольших поселений, которые не могут предложить своим жителям почти ничего в плане занятости, социальных и прочих услуг, культурного развития. По мнению Кремля, контролируемая агломерация позволит концентрировать усилия, которые не станут «распыляться» по всей необъятной стране, а будут концентрироваться в определенных точках, а также поможет избежать дисбаланса в развитии. Согласны ли вы с такими утверждениями? Можно ли считать предложения Дмитрия Медведева проектом по анклавной модернизации?

- Здесь нужно найти ответ на вопрос, кто станет работать в модернизационных анклавах, будут ли это технологические элиты, рабочие с высокой квалификацией, которые проживают в данный момент в других регионах, где не планируется создавать анклавы, или же это будет местный рабочий ресурс, даже если у него нет необходимых знаний и навыков. Я думаю, что, в принципе, идея о привязывании слаборазвитых районов к более развитым территориям является хорошей, но я не уверен, что это будет анклавная модернизация, которая требует наличия образованной элиты, использования и внедрения высоких технологий. Если проект подразумевает использование исключительно местного ресурса и не планирует привлекать специалистов из других городов, то, скорее всего, анклавной модернизации не получится.

- Какими будут последствия реализации подобного проекта в России? Не угрожает ли он депопуляцией страны и освобождением территорий? Приведет ли реализация этого проекта к переходу к постиндустриальной экономике или же, наоборот, только усилит перекос в сторону сырьевого сектора?

- Сырьевой сектор является основным источником дохода российской экономики, однако развитие постиндустриальных секторов сегодня имеет первостепенное значение. Постиндустриальная экономика откроет совершенно новые горизонты для модернизации России, она создаст новый рынок труда для высококвалифицированных специалистов и может стать новым источником и основой процветания населения. Но мы неизбежно возвращаемся к вопросу, который мы уже задавали раньше: все зависит от того, какими именно будут эти анклавы, сможет ли результат их работы охватить всю Россию, в том числе ее самые неразвитые части, будут ли подключены к этому проекту фермеры и другие местные предприниматели.

Это очень важные вопросы. Именно от них зависит будущее постиндустриального развития России, которое при худшем сценарии действительно может спровоцировать депопуляцию и освобождение территорий. Депопуляция неизбежна, если анклавная модернизация не будет сочетаться с новой программой для сельского хозяйства, где, кстати, можно также внедрить постиндустриальные элементы и дать отрасли новое рождение. Важно также, как именно видят в Кремле модернизацию, является ли она для них исключительно феноменом эпохи постмодерна и главным шагом на пути к развитию или же российское руководство осознает, что страна одновременно живет во «втором модерне» и рефлексивной модернизации, которые требуют использования новых моделей.

Примером являются экологические проблемы, требующие создания секторов экономики, которые могли бы решить их; энергетические проблемы, требующие поиска новых источников энергии, и т.д. Российская модернизационная программа должна формироваться с учетом всех этих особенностей, она должна нацеливаться на Россию формата «второго модерна», ставить цели, которые выходили бы за рамки традиционных индустриальных или постиндустриальных моделей.

Автор: Юлия НетесоваИсточник: rosbalt.ru

sozidatel.org

Анклав - это... Что такое Анклав?

C — анклав страны А, окруженный её территорией. Он же — эксклав страны B.

Анкла́в (лат. inclavatus — «закрытый, запертый», лат. clavis — «ключ») — часть территории государства, полностью окруженная территорией других государств. Части государства, полностью окруженные другой (одной) страной, называются по́лными анкла́вами. Понятие территории включает в себя как сухопутную территорию, так и территориальные воды[1]. С точки зрения самого государства, которому принадлежит данная территория, она называется «эксклав», понятие «анклав» используется другими государствами.

К государствам понятие «анклав» применяется, только если они полностью окружены другой (одной) страной и не имеют выхода к морю. В этом случае понятие «эксклав» не применяется вовсе. Таких государств три: Ватикан и Сан-Марино внутри Италии, Лесото внутри ЮАР. Ряд признаков государственности имеет также Мальтийский орден, владеющий территорией-анклавом внутри Италии.

Полуанкла́в — часть государства, окруженная территорией другого государства на суше, но имеющая выход к морю. Анклавы такого типа также называют прибре́жными анкла́вами.[2]. Примерами государств-полуанклавов являются Бруней, который окружают Малайзия и Южно-Китайское море, а также Португалия, окружённая Испанией и Атлантическим океаном. Полуанклавом является также часть форта Сант-Анджело на территории Мальты, относящаяся к Мальтийскому ордену. В государствах, основная территория которых находится за пределами полуанклава, территорию полуанклава называют полуэксклав. Такой полуанклав (полуэксклав) может быть окружён морем и несколькими другими странами. В обиходной речи полуанклавы и полуэксклавы могут называть просто анклавами и эксклавами.[3]

Анклавы и эксклавы

C — эксклав страны B, окружённый территорией стран А и D

Чи́стый экскла́в — несуверенный регион, отделенный от основной территории страны и окруженный более чем одним государством (то есть не являющийся анклавом). Чистый эксклав не является анклавом относительно других государств, но является эксклавом относительно основной территории страны[4].

Эксклав, не полностью окружённый чужой территорией, а имеющий выход к морю, называется полуэксклавом[источник не указан 730 дней].

Эксклав (полуэксклав) может одновременно называться и анклавом (полуанклавом) лишь в том случае, если речь идёт о части территории, окружённой (полностью или частично) территорией лишь одного государства[источник не указан 730 дней].

  • Калининградская область России окружена Балтийским морем, Польшей и Литвой, а значит, является российским полуэксклавом, но не является полуанклавом.
  • Штат Аляска является одновременно полуэксклавом США и американским полуанклавом по отношению к Канаде, так как граничит только с ней.
  • Сеута и Мелилья — испанские полуэксклавы и полуанклавы по отношению к Марокко.
  • Нахичеванскую Автономную Республику, входящую в состав Азербайджана, окружают Армения, Иран и Турция, а потому Нахичевань — эксклав Азербайджана, но не анклав.
  • Украинский город Славутич с прилегающими территориями принадлежит к Киевской области, будучи со всех сторон окружён территорией Черниговской области; таким образом, Славутич — эксклав Киевской области и её анклав в Черниговской области.
  • Город Зеленоград административно входит в состав Москвы, но со всех сторон окружён территорией Московской области, а значит, является эксклавом Москвы и анклавом Москвы в Московской области.
  • Республика Адыгея, со всех сторон окружённая Краснодарским краем, тоже является только анклавом на территории Краснодарского края.
  • Шахимарданский эксклав, Сохский район и Чон-Гара, относящиеся к Ферганской области Узбекистана, являются анклавами по отношению к окружающему их со всей стороны Кыргызстану.

Государства-анклавы

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Территории-анклавы

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.
  • Азербайджанские эксклавы
  • Акротири и Декелия — территории на Кипре, находящиеся под фактической юрисдикцией Великобритании и занятые её военными объектами.
  • Аляска — американский полуэксклав, омывающийся водами Северного Ледовитого и Тихого океанов; граничит с Канадой и является полуанклавом.
  • Арцвашен — армянское село в Азербайджане.
  • Бангладешские анклавы — 92 бангладешских села-эксклава в Индии.
  • Барак — киргизское село в Узбекистане.
  • Барле — бельгийский эксклав, полностью окруженный голландской территорией.
  • Бюзинген-на-верхнем-Рейне — немецкий эксклав (7,62 км²), полностью окруженный швейцарской территорией: с трех сторон швейцарским кантоном Шаффхаузен и с юга — кантонами Рейн-Цюрих и Тургау. Он имеет население около 1450 жителей. Город отделен от Германии только узкой перемычкой, менее 1 км в ее самой узкой части, на которой находится швейцарский поселок Дорфлинген. В 1918 году в Бюзингене прошел референдум, на котором 96 % голосов было отдано за то, чтобы стать частью Швейцарии. Однако этого не произошло, так как Швейцария не могла предложить ничего подходящего взамен, поэтому Бюзинген остался эксклавом Германии до сих пор.
  • Гибралтар — полуанклав на побережье Испании, принадлежащий Великобритании. Отделён от испанской территории нейтральной зоной.
  • Гуантанамо — территория на побережье Кубы, над которой фактически установлен суверенитет США.
  • Джабер (Джабер Калеси) — турецкий замок на территории Сирии; в соответствии с турецко-французским соглашением 1921 года считается турецкой территорией.
  • Дубровник — город в хорватском жупании Дубровник-Неретва, омывающийся Адриатическим морем; граничит с Боснией и Герцеговиной.
  • Индийские анклавы — 106 индийских сёл на территории Бангладеш.
  • Индонезийские полуэксклавы: Западная Новая Гвинея (Папуа-Новая Гвинея), Восточные Малые Зондские острова (Восточный Тимор), Калимантан (Малайзия).
  • Испанские полуэксклавы — это города Сеута, Мелилья, а также полуостров Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера в Марокко, омывающиеся Средиземным морем.
  • Кабинда — полуэксклав Анголы, омывающийся Атлантическим океаном; граничит с Республикой Конго и Демократической Республикой Конго.
  • Кампионе-д'Италия — итальянский городок в Швейцарии.
  • Мусандам — оманский полуэксклав в ОАЭ. К концу XIII века оманиты управляли обширной империей. На пике своего развития в XIX веке, во время правления султана Саида бин Султана, Оман контролировал Момбасу и Занзибар и управлял торговыми точками на африканском побережье. В результате распада империи во второй половине XIX века Оман потерял прежние позиции, но продолжал контролировать Мусандам, когда там образовались Объединённые Арабские Эмираты. См. также: Владения Маската и Омана.
  • Окуси-Амбено — полуэксклав Восточного Тимора, омывашающийся море Саву; граничит только с Индонезией, а значит, является по отношению к ней полуанклавом.
  • Российские эксклавы
  • Саставци — экслав Боснии и Гереговины в Сербии.
  • Сен-Мартен — полуэксклав Франции в северной части одноимённого острова, входящего в Нидерландские Антильские острова. Является также полуанклавом.
  • Таджикские эксклавы — это села Ворух (анклав в Киргизии), а также сёла Кайрагач и Сарван (анклавы в Узбекистане).
  • Тембуронг — полуэксклав Брунея, омывающийся Южно-Китайским морем; граничит только с Малайзией, то есть является полуанклавом по отношению к ней.
  • Чизумулу и Ликома — острова Малави, расположенные в территориальных водах Мозамбика.
  • Шахимарданский эксклав и Сохский район, относящиеся к Ферганской области Узбекистана, являются анклавами по отношению к окружающему их со всей стороны Киргизии.

Этнические анклавы

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Этнический анклав — место компактного проживания одного народа, полностью окружённое территорией проживания другого народа. Такие анклавы зачастую являются источниками международной напряжённости. Наиболее известные этнические анклавы — сомалийские анклавы в Эфиопии.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также