Сценарий занятия "Афлатун и Я" по внеурочной деятельности в рамках международного проекта "Афлатун: социальное и финансовое образование детей". Афлатун экономика


ФИНАНСОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ"

IVквартал 2016года

1.Семинар –тренинг по социальному и финансовому образованию детей дошкольного возраста «Афлатун».

-Концепция программы «Афлатун»;

-Пять ключевых элементов;

-Пробная практика обучения;

-Консультации. Нормативно-правовые аспекты реализации программы;

-Подведение итогов.

 

2. Проведение занятия на семинаре-тренинге по программе «Афлатот; социальное и финансовое образование детей дошкольного возраста»

Практический опыт по реализации программы «Афлатот»

 

3.Изучение материалов для реализации программы по социальному и финансовому образованию детей дошкольного возраста «Афлатун».

-Презентации по ознакомлению с программой;

-Методические разработки;

-Содержание программы;

-Конспекты занятий.

 

4.Закупка рабочих тетрадей.

-Знакомство с содержанием.

 

5.Изготовление куклы Афлатун.

 

6.Разработка рабочей программы «Афлатун» социальное и финансовое образование дошкольников.

-утверждение на педагогическом совете рабочей программы.

 

7.Родительское собрание «Международный проект Афлатун. Финансовая  грамотность – как составляющая социализации ребёнка».

-Концепция программы «Афлатун»;

-Пять ключевых элементов;

-Содержание программы;

-Модули программы;

-Разделы программы;

-Ожидаемые результаты.

Вовлечение родителей рассматривается как важная составляющая программы. Семья - это часто первый учитель, который имеет огромное влияние на формирование финансовых и социальных знаний ребенка, его поведение. Учитывая, что дети этой возрастной группы склонны подражать, родители рассматриваются как важные действующие лица и

помощники воспитателя в формировании у детей финансовых понятий.

 

8. Реализация программы «Афлатун»:

1. Ты, Я и Афлатун: Развитие позитивного и благоприятного восприятия своей личности

Модуль 1: Знакомство с Афлатуном

Занятие 1: Путешествие Афлатуна

Занятие 2: Песня Афлатуна

Занятие 3: Птичка Синта

Занятие 4: Коробка для Путешествий с Афлатуном

Модуль 2: Я во многом Особенный

Занятие 5: Я знаю, как меня зовут

Занятие 6: Я живой

Занятие 7: Я могу двигать своим телом

Занятие 8: Я могу видеть, я могу слышать

Занятие 9: Я могу нюхать и пробовать

Занятие 10: Я могу самовыражаться с помощью своего тела

-Дети познакомились  сАфлатуном, узнали его историю.

-Вдохновляются на самопознание и приобретают  уверенность в себе.

-Научились выражать себя в творчестве,

-Познавать себя как особенную и уникальную личность.

-Формируется самовосприятие;

-Изучение своего тела и как с ним обращаться;

-Ознакомление с разными видами эмоций, как их понимать и как выражать.

 

9. Выступление на семинаре «Инновационная деятельность воспитателей ДОУ» 16.11.2016 в рамках городского методического объединения воспитателей.

Тема выступления «Социальное и финансовое образование детей в рамках международного проекта «Афлатун».

Представление педагогического опыта по социализации и формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

10. Благотворительная «Никольская ярмарка»

- Беседы с детьми о необходимости помощи ближнему;

- Привлечение родителей к участию в благотворительной ярмарке;

- Изготовление поделок ручной работы;

- Участие в благотворительной ярмарке;

Все собранные средства были перечислены детскому отделению Дзержинской городской больницы.

 

1 полугодие 2017года

  1. Реализация программы «Афлатун»: Я и моя семья: Забота о людях , которых мы любим

Модуль 3: Наши семьи важны для нас

Занятие 11: Вот самые важные люди в моей жизни

Занятие 12: Малыш в корзине

Занятие 13: Я и моя семья счастливы вместе

Модуль 4: Мы многое делаем вместе с членами наших семей

Занятие 14: Понятие труда

Занятие 15: Почему важно помогать по дому

-Важность взаимоотношений в семьях дошкольников.

-Ознакомление  составами семей, учатся называть всех членов семьи

 - Важная  роль  окружающих нас людей.

-Общее понятие о труде и о том, почему важно трудиться.

- Важность труда каждого члена семьи.

  1. Научно-методический семинар «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

-«Финансовая грамотность в системе социализации детей дошкольного возраста»

-Организация практической деятельности;

-Представление  педагогического опыта.

13Консультация для родителей «Ценностные приоритеты нравственного воспитания дошкольников в семье»

-Самые важные люди в жизни;

-Взаимоотношения в семье;

-Труд. Почему важно помогать по дому.

14.Участие в благотворительной акции «И я помогаю!»

- Детям предлагалось помочь тяжелобольным детям, взрослым, лечебным и социальным учреждениям, многодетным и малообеспеченным семьям;

- Привлечение родителей к благотворительной акции;

- Изготовление поделок;

- Организация ярмарки;

- Выбор способа реализации заработанных денег.

15.Итоговое занятие «Наш друг Афлатун».

- Подведение итогов по реализации программы;

-Актуализация полученных знаний, умений и навыков детьми:

- нормы и ценности, принятые в обществе: моральные, материальные и нравственные;

- общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- позитивные установки к различным видам труда и творчества;

- основы безопасного поведения в быту, социуме, природе;

- навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни;

- позитивное и благоприятное восприятие себя, как личности;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

dou7.edumsko.ru

Внеурочное занятие "АФЛАТУН" бережет. Зачем нужны деньги?"

Разделы: Начальная школа

Подчёркнутые ценности:

  1. Творческий потенциал.
  2. Ценность денег.
  3. Гражданская и личная ответственность.
  4. Инициатива.
  5. Чувство собственного достоинства.
  6. Честность.
  7. Точность.
  8. Настойчивость.

Цели:

1. Способствовать развитию творческого самовыражения среди детей посредством создания книги сбережений Афлатун.

2. Развивать в детях чувство ответственности к их имуществу.

3. Облегчить понимание стоимости денег, изучая их историю.

4. Позволить детям понять концепцию наличия валюты и её роль в обществе.

5. Дать понять детям то, что деньги надо тратить мудро.

6. Научить детей ценить деньги и свои сбережения.

7. Научить детей ответственно подходить к тем деньгам, которые они экономят.

8. Предоставить детям возможность оценить себя, таким образом, увеличивая их чувство собственного достоинства и самооценку.

9. Научить детей принимать свои неудачи и учиться на своих ошибках.

Процесс.

  • Прочитать детям историю денег. Позволить им разыграть по ролям историю денег, и пусть они сами решат, какие вещи можно обменять на другие вещи.

I. Организационный момент.

- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, возьмёмся за руки, поздороваемся.

- Сейчас мы с вами - команда ''Афлатун''. Что такое Афлатун?

Афлатун- это огонёк, путешествующий по миру, передающий свои знания другим.

- Каждый из нас должен знать правила, чтобы стать хорошим членом команды.

(команда - группа связанных чем-нибудь людей).

(''Моё обещание'' с.9. рабочая тетрадь серии “Афлатун” 4 книга)

- все члены команды равны между собой в своих правах;

- нельзя никого выгонять из команды;

- не выражать негодования по поводу высказывания мнения другим человеком, отличным от твоего;

- выслушивать мнение всех членов команды.

II. Готов действовать.

А. История денег. Валюта.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое деньги.

- Зачем людям нужны деньги? Как называется валюта в других странах мира?

(Домашнее задание: дети должны найти название валюты, заданной в тетради).

Учитель на интерактивной доске показывает купюры денег разных стран.

  • Беларусь-рубль
  • Украина- гривна
  • Молдова- лей
  • Польша- злотый
  • Эстония-евро
  • Китай- юань
  • Северная Корея - вона
  • Япония - йена
  • Монголия- тугрик
  • Россия – рубль

- Почему рубль называется рублём?

- Первое упоминание о рубле относится к концу к концу XIII века. Это был слиток серебра палочкообразной формы, длиной 14-20 см и весом примерно 200г. От этого слитка отрубали часть.

- Как люди раньше обходились без денег? (Использовали обмен товара на другой товар).

- Давайте обыграем ситуацию, когда люди не знали, что такое деньги.

Учитель даёт 2 ученикам карточки с названием профессий (садовод и гончар).

Дети разыгрывают ситуацию, когда происходит обмен (бартер) товаром садоводом и гончаром. (Фрукты обмениваются на посуду).

- Что сейчас произвели гончар и садовод? (Обмен или бартер).

- Но ведь людям других профессий нужны фрукты и посуда. Как быть в таком случае?

В игру добавляется столяр, портной и парикмахер. Они пытаются разобраться, как можно обменяться друг с другом плодами своего труда.

Учитель просит составить детей список вещей, которые неудобно обменивать на другие вещи посредством бартера.

Когда ничего не получается, дети делают вывод, что для удобства лучше использовать деньги.

Б. Потребности и желания. Сберегательная книга.

- Что можно купить на деньги? (Дети дают ответ).

- Вы назвали много вещей. Все ли их можно купить сразу? Нет.

- Почему? (Надо накопить деньги).

- Как это можно сделать? (Сэкономить).

- На чём можно сэкономить? (Не покупать ненужных вещей в данный момент).

- Вывод: все покупки можно разбить на две категории: “Потребности” и “Желания”.

- Какие вещи мы относим к потребностям, а какие к желаемым? (Необходимые вещи – это те, что нужны тебе, чтобы выжить. Желаемые – это вещи, которые бы ты хотел купить).

- Рассмотрим ситуацию: у меня порвались сапоги. Скоро зима. Я пришла в обувной магазин и увидела летние туфли. Они мне очень понравились. А денег хватит только на одну пару обуви. Что я должна делать? (дети высказывают своё мнение).

III. Подумай об этом.

Учитель предлагает ситуацию.

- Каждая группа – это семья. Вы сейчас лист разделите на 2 части. Первая графа “Потребности”, вторая – “Желания”. Попробуйте обсудить в своей семье ваши покупки и распределить в таблицу, обосновав свои действия.

Затем учитель выслушивает каждую команду.

IV. Работа в тетради.

Учитель предлагает заполнить таблицу в тетради АФЛАТУН на с. 13.

- Есть ли у вас свои накопления? Откуда вы получили эти деньги?

- Можно ли брать деньги у родителей без разрешения? Почему?

- Как каждый из вас собирается их потратить?

- Было больше случаев, когда вы потратили деньги на необходимую вещь или желаемую? Что важнее - удовлетворять потребности или желания?

- Деньги, которые ты кладешь в свою копилку - особенны. Так как это твои деньги, то тебе решать, на что их использовать. Но ты всегда должен хорошо подумать перед тем, как тратить их. Было бы жаль, если на все отложенные деньги ты купишь что – нибудь, что тебе не нужно, или что будет доставлять радость только короткое время. Чтобы использовать деньги с умом нужно планировать покупку и думать заранее.

- Также важно знать, сколько ты кладёшь и берёшь из своей копилки. Ты должен это записывать, сколько ты положил, сколько взял и сколько осталось.

- Если у кого-то своих накоплений нет, не расстраивайтесь. Вам надо попросить деньги у родителей, обосновав при этом, что вещь необходима.

Учитель предлагает заполнить сберегательную книжку, сделанную на предыдущем уроке.

Число Сколько я положил Сколько я взял Осталось
       

Итог урока.

- Сегодня на уроке мы узнали, когда и как люди стали пользоваться деньгами.

- Зачем людям понадобились деньги?

- Почему нужно учиться экономить деньги? Планировать свои покупки?

- Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем спасибо за знания, полученные сегодня на уроке в нашей дружной команде “Афлатун”.

Технологическая карта планируемого занятия

Основные этапы организации учебной деятельности Продолжительность Цели этапа Деятельность учителя Деятельностьобучающихся Универсальные учебные действия
1. Организацион- ный момент. Мотивация к учебной деятельности. 5 мин. Формулирование проблемы. Проверяет готовность учащихся к занятию. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные: организовать своё рабочее место под руководством учителя.
2. Актуализация опорных знаний. 7 мин. Способствовать развитию творческого самовыражения среди детей. Выдвигает проблему. Участие в диалоге. Регулятивные:

Осуществление самоконтроля.

3. Постановка учебной задачи. 7 мин. Позволить детям понять концепцию наличия валюты и её роль в обществе. Диалог учителя и учащихся об истории возникновения денег. Диалог учащихся с учителем об истории возникновения денег. Познавательные:

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

Проявление интереса к изучению истории.

Регулятивные:

Прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела.

Коммуникативные:

Договариваться и приходить к общему решению при работе в парах, группах.

4. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. 14 мин. Предоставить детям возможность оценить себя, таким образом, увеличивая их чувство собственного достоинства и самооценку. Побуждает к высказыванию своего мнения. Высказывают свою точку зрения, участвуют в диалоге при обсуждении данной темы. Коммуникативные: Понимание того, что правильная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; участвовать в диалоге на уроке.

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации и поступки других людей.

Регулятивные:

участвовать в работе группы, учитывая конечную цель.

Познавательные:

находить разные способы выполнения заданий, определять наиболее эффективный способ действия, объяснять, в чём его эффективность.

5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. 5 мин. Подвести итог полученным знаниям. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на занятии. Высказывают своё мнение о ценности денег и рациональной трате. Познавательные:

установление закономерностей, построение логических рассуждений.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге с товарищами по классу, отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную учителем, одноклассниками.

Регулятивные:

прогнозировать результат работы при выполнении творческих заданий.

6. Релаксация. 5 мин. Обеспечить положительную реакцию детей на общение с одноклассниками. Обеспечить положительную реакцию детей на общение с одноклассниками Высказывают своё мнение. Коммуникативные:

Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению,

соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Личностные:

На основе имеющихся знаний делать простые обобщения.

7. Рефлексия деятельности. 2 мин. Подвести итог полученным знаниям. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на занятии. Формулируют конечный результат своей работы на занятии. Коммуникативные: Отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Технологическая карта практического занятия

1. Общая часть
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Изучение истории денег.

Формирование отношений между людьми разных профессий посредством денег.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, отбирать необходимые источники информации

(энциклопедии, словари, интернет).

Регулятивные:

Участвовать в работе группы, учитывая конечную цель, распределять роли и действовать в соответствии с ними.

Коммуникативные

Участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других.

Ценить и принимать к сведению суждения товарищей, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную учителем, одноклассниками.
Цель занятия 1.Способствовать развитию творческого самовыражения среди детей посредством создания книги сбережений Афлатун.

2.Развивать в детях чувство ответственности к их имуществу.

3.Облегчить понимание стоимости денег, изучая их историю.

4.Позволить детям понять концепцию наличия валюты и её роль в обществе.

5.Дать понять детям, что деньги надо тратить мудро.

6.Научить детей ценить деньги и свои сбережения.

7.Научить детей ответственно подходить к тем деньгам, которые они экономят.

8.Предоставит детям возможность оценить себя, т.о., увеличивая их чувство собственного достоинства и самооценку.

9.Научить детей принимать свои неудачи и учиться на своих ошибках.

Основные понятия, изучаемые на занятии Валюта, бартер, обмен товаром.
Средства ИКТ, используемые на занятии Ноутбук учителя, интерактивная доска.
Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство),

используемые на занятии

Информационные. Литературные.
Организационная структура занятия
Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
5 мин. Учитель:

Создаёт эмоциональный настрой на работу в команде.

Ученик: отвечает на вопросы учителя.

Регулятивные:

Определять цель задания, планировать свои действия для её реализации.

Познавательные:

предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
15 мин. Учитель: побуждает к высказыванию своего мнения, создаёт эмоциональный настрой на развитие воображения - умение поместить себя в вымышленную ситуацию.

Ученики: анализируют, сравнивают, группируют объекты, устанавливают закономерности и используют их при выполнении задания.

Предметные

формирование отношений между людьми разных профессий посредством денег.

Познавательные:

оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных речевых ситуаций.

Коммуник.:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе.

Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
20 мин. Учитель:

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Ученики: соблюдают при взаимодействии с партнёрами нормы речевого этикета устного общения. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные:

раскрыть значение денег в обществе.

Личностные:

Ценить отношения в группе, выражать своё отношение к конкретным поступкам.

Коммуник.:

Критично относиться к своему мнению, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе.

Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
5 мин. Учитель:

Подводит учащихся к выводу о разумных тратах, о личных накоплениях, даёт комментарий к домашнему заданию.

Ученик:

Поясняет, почему нужно разумно тратить деньги.

Предметные: значение денег для каждого человека.

Личностные: оценивать результаты собственной деятельности

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Домашнее задание: записывать собственные накопления и траты в свою сберегательную книжку.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Все для учителя. — test — — —

Международный проект "Афлатун: социальное и финансовое образование детей"

Сценарий занятия «Афлатун и Я» по внеурочной деятельности «Экономика Афлатун»

(4 класс) в рамках международного проекта «Афлатун: социальное и финансовое

образование детей»

Цели:

1.     Предоставить детям возможность представиться.

2.     Помочь ребенку получить положительную самооценку через признательность и самопонимание.

3.     Предоставлять детям возможность выразить себя в безопасной окружающей их среде и облегчить понимание сходств и различий среди людей.

4.     Позволить детям почувствовать, что они работают сообща.

5.     Дать понять детям, что Афлатун – международная программа и дети во всем мире пытаются быть Афлатунцами. [1]

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, мои дорогие Афлатунцы! Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас с вами первое занятие в этом учебном году, и оно будет необычным. А дело все в том, что к нам из космоса прилетел огонек Афлатун. Он очень соскучился за время каникул и хотел бы теперь вместе с вами отправиться в удивительное путешествие по миру «Афлатун».  Давайте его хором позовем.

Ученики: Афлатун! Афлатун! Афлатун!

Афлатун: Привет! Меня зовут Афлатун, я – огонек, который хочет светить также ярко, как и вы. Добро пожаловать в очередной год приключений Афлатун. Вместе мы совершим увлекательные открытия и узнаем множество новых вещей о себе, других и обо всем остальном прекрасном в огромном мире. У нас будет возникать множество вопросов. И я надеюсь, мы сможем найти на них ответы. [2]

Ребята, но перед тем, как узнать что – то новое о мире, я бы хотел, чтобы вы, сперва, описали себя. Для этого я предлагаю вам заполнить анкету «Вот кто я».

Анкета «Вот кто я»

Дата: ______________

Меня зовут  _________________. Мне _______лет и я девочка/ мальчик.

Мои любимые занятия ___________________________________________.

Если бы  я хотел описать себя, я бы сказал _____________________________.

Моя мечта стать ________________________________.

Я также надеюсь, что _______________________________.

Я буду копить деньги, для того чтобы ________________________________. [2]

Учитель: Ребята, постарайтесь быть максимально откровенными.

Ученики заполняют анкеты  под песенку «Афлатун».

Афлатун: Какие вы молодцы! А теперь давайте сядем в один большой круг, и каждый из вас прочитает свою анкету.

(Чтение анкет).

Афлатун: Вы так здорово себя представили! У вас получились хорошие анкеты! Но, ребята, каждый из вас имеет как сходство, так и различия с другими детьми. Подумайте и приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Афлатун: Несмотря на это, мы команда «Афлатун» одно целое. Я предлагаю вам в этом убедиться. Давайте выполним следующее задание. Перед вами на столе лежит комочек белой бумаги, возьмите его и станьте в круг спиной друг к другу. Положите комочек прямо перед собой на пол и возьмитесь под руки. А теперь задание – не размыкая рук вам нужно взять свой ком. Раз, два, три – начали!

Дети выполняют задание.

Афлатун: Мне очень понравилось! Вы так ловко справились с моим заданием! Вы, наверное, поняли, что значит работать сообща.

Афлатун: Ребята, к сожалению, мне надо улетать к другим «Афлатунцам» как и вы, так как нас проект «Афлатун» является международным и реализуется в 85 странах мира. Но я обязательно вернусь! До скорой встречи!

Учитель: Ребята, думаю, наше занятие вам сегодня понравилось. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомниться?

Дети дают ответы.

Учитель: А к следующему занятию попрошу вас подготовить небольшой рассказ «Мы - Афлатунцы». Спасибо! До свидания!

Используемая литература:

1.      Серия Афлатун: Социальное и финансовое образование детей. Руководство для учителей. Книга 4.

2.      Серия Афлатун: Социальное и финансовое образование детей. Книга 4.

 

 

pedsovet.org

успех в социализации. Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.

Экономическое образование школьников: успех в социализации.

Реализация проекта «Афлатун» во внеурочной деятельности.

Борисенко Оксана Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ "Сош № 10 г. Дубны Московской области"

Дубна

2015

Введение

Международный образовательный проект Афлатун реализуется под эгидой комитета ООН по правам ребенка и ЮНИСЕФ. Секретариат совета проекта базируется в Амстердаме, Нидерланды. Руководство объединенным Советом проекта осуществляет Jaap Doek. Совет проекта включает на данный момент пять региональных представителей: американского (Gloria Almeyda Stemper), европейского (Ingrid Jones), африканского (Irene Mutumba), азиатского (Lata Narayan) и франкоязычных стран Африки (Violet Diallo).

Концепция проекта Афлатун была разработана в Индии в девяностых годах XX века. Ее основная идея – сбалансированный подход к социальному и финансовому образованию детей. На начало 2013 года проект реализуется в 85 странах мира и охватывает более 1 миллиона учащихся.

Ключевая идея проекта:

Когда дети уверены в себе, социально-ответственны и образованы в финансовом отношении, у них появляется возможность изменить к лучшему и свою жизнь, и окружающий мир.

Тогда они в состоянии принести пользу своей семье, понять, в чем заключается ценность ресурсов и скопить достаточно денег для осуществления своей мечты..

А наша задача в том, чтобы ребенок научился приносить пользу своей семье и учился обращаться с деньгами.

Учебно-методическую основу социального и финансового воспитания детей в рамках образовательного проекта Афлатун составляют.

1. Концепция о балансе между социальным и финансовым воспитанием.

2. Программа и учебно-методические материалы по развитию финансовой грамотности и формированию социальной компетентности детей.

3. Опыт, накопленный партнерами, реализующими программу Афлатун в своих странах при взаимодействии с финансовыми институтами, международными неправительственными организациями (НПО), а также правительственными, академическими и исследовательскими институтами.

Программа Афлатун рассчитана на детей 6-14 лет и включает восемь последовательных уровней социального и финансового воспитания детей:

1. Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств.

2. Взаимозависимость между ребенком и его семьей, соседями и другими людьми, с которыми контактирует ребенок. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.

3. Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.

4. Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки.

5. Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.

6. Маргинализация и социальная изоляция. Детское предпринимательство, планирование и бюджет, сберегательный счет в банке, исследование бедности.

7. Мифы и стереотипы, постановка финансовых целей, предпринимательская активность, изучение связей между доходами и расходами, сбережениями и инвестициями.

8. Саморефлексия, предубеждение и предрассудки (уметь мыслить нестандартно), гендерные стереотипы, развитие финансовых способностей, создание социальных и финансовых микро-предприятий.

Программа построена по модульному принципу. Учебно-методические материалы каждого модуля представлены книгой для учащихся и руководством для учителя.

Книги 1-5 предназначены для изучения в начальной школе (6-11 лет), книги 6-8 – в среднем звене основного общего образования (12-14 лет). Предпочтительно последовательное прохождение учащимися всех модулей программы с 1 по 7 класс, однако возможно подключение учеников к программе в период обучения во 2-5 классах.

Каждый модуль представлен пятью основными темами:

1. Личностное понимание и изучение

Дети учатся понимать свои личные ценности, изучают этические аспекты финансов и знакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием.

2. Права и обязанности

Проект Афлатун основывается на Конвенции ООН о правах ребенка (1990), которая выделяет 4 группы взаимосвязанных прав. Дети узнают, что права и обязанности идут рука об руку, узнают о своих обязанностях по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде.

3. Сбережения и траты

Дети учатся делать сбережения и тратить разумно.

4. Планирование и бюджет

Дети учатся применять навыки сбережения и траты денег для создания максимальных возможностей в своей жизни.

5. Детское предпринимательство (социальные и финансовые проекты)

Участвуя в управлении местными инициативами или в предпринимательской деятельности, дети узнают, как они могут оказывать позитивное влияние на свое сообщество.

Программа рассчитана на детей с 1 по 9 класс. Поэтому участвовать в предпринимательской деятельности дети смогут в старших классах. А пока мы можем участвовать только в социальных проектах.

Формы организации занятий могут быть самыми разными:

- факультатив

- кружок

- классные часы

- клуб

- внеурочная деятельность.

Из предложенных форм мы выбрали внеурочную деятельность.

Примерный план проведения занятий.

1. Круг приветствия. Создание радостной обстановки ожидания.

2. Разминочные упражнения из коммуникативного тренинга.

3. «Деловой» круг. На этом кругу члены клуба рассказывают о своей работе над проектом.

4. Игры — самопрезентации.

5. Командные игры.

6. Завершающий круг. Как ты себя чувствуешь? Что тебе понравилось? Что тебе не понравилось? Что было легко, что трудно? Что-нибудь хочешь предложить?

Работа по усвоению каждой темы строится по единому плану:

1. Давай изучать.

На этом этапе происходит столкновение ученика с проблемой - приобретение учащимся знаний о существовании социальной проблемы.

2. Подумай об этом (размышление).

Данный этап направлен на формирование у учащихся потребности в решении представленной (обнаруженной им проблемы) - формирование ценностного отношения к проблеме и ее решению.

3. Расследование.

Этап посвящен сбору опорной информации для решения проблемы, выработке замысла ее решения.

4. Деятельность (готовность к действию).

Этап направлен непосредственно на решение проблемы - приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективно-распределенной общественной деятельности

Не всегда со всеми этапами мы знакомимся на одном занятии. Бывает, что один этап занимает 1-2 занятия.

По проекту «Афлатун» мы с ребятами занимаемся 4 месяца и осваиваем только первый уровень. На этом этапе особое место отводится уникальности каждого человека, самоуважению, самопознанию и чувству собственного достоинства.

Знакомясь с темой «Автопортрет, уникальность человека и различия между людьми» мы выполняли задания:

  • нарисуй себя, нарисуй на бумаге контур ладони (этап «Изучение»)

  • Подумай, на что похожа твоя рука? (этап «Размышление»)

  • Найди свою страну на глобусе, раскрась ее в свой любимый цвет (этап «Исследование»)

  • Придумай и нарисуй флаг, герб Афлатун (этап «Начинаем действовать»).

В результате, каждый ребенок создал свой автопортрет, рассказал о себе и о том, как он понимает, что значит уважать других.

Также в рамках проекта «Афлатун» мои ребята поучаствовали в социальном проекте «Спешите делать добро»:

В заключении хочется сказать о том, что программа Афлатун

- помогает детям менять их отношение ко многим вещам;

- побуждает их к активному участию в различных проектах;

- развивает у детей навыки, связанные с финансами.

Авторы рабочих программ и учебно-методических материалов могут предложить собственный подход в части расширения или изменения содержания примерной программы, форм организации (факультатив, кружок, клуб), форм подведения итогов работы (ярмарка, конференция исследовательской и проектной деятельности).

Занятия могут проводиться учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности по финансовому и социальному воспитанию детей в соответствии с требованиями ФГОС ООО распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных и финансовых знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о:

- видах и функциях команд, особенностях работы в команде,

- предпосылках появления денег,

- понятии валюты и ее роли в жизни общества,

- функции денег – средство накопления и сбережения, - понятия сметы расходов,

- базовых потребностях и их защите,

- видах продуктов и производственной цепочке,

- понятиях товары и услуги;

- понятии трудовая миграция и связанных с ней трудностях.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к:

- работе команды, своей роли в достижении общей цели;

- необходимости удовлетворения потребностей, а не желаний;

- правам детей и людей в целом,

- своей и чужой культуре.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта:

- распределения ролей для работы в команде,

- разрешения конфликтов;

- планирования мероприятия,

- использования сберегательной книжки и книги расходов,

- составления сметы расходов,

- анализа и оценки выполненной работы

infourok.ru

Все для учителя. — test — — —

Международный проект "Афлатун: социальное и финансовое образование детей"

Сценарий занятия «Афлатун и Я» по внеурочной деятельности «Экономика Афлатун»

(4 класс) в рамках международного проекта «Афлатун: социальное и финансовое

образование детей»

Цели:

1.     Предоставить детям возможность представиться.

2.     Помочь ребенку получить положительную самооценку через признательность и самопонимание.

3.     Предоставлять детям возможность выразить себя в безопасной окружающей их среде и облегчить понимание сходств и различий среди людей.

4.     Позволить детям почувствовать, что они работают сообща.

5.     Дать понять детям, что Афлатун – международная программа и дети во всем мире пытаются быть Афлатунцами. [1]

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, мои дорогие Афлатунцы! Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас с вами первое занятие в этом учебном году, и оно будет необычным. А дело все в том, что к нам из космоса прилетел огонек Афлатун. Он очень соскучился за время каникул и хотел бы теперь вместе с вами отправиться в удивительное путешествие по миру «Афлатун».  Давайте его хором позовем.

Ученики: Афлатун! Афлатун! Афлатун!

Афлатун: Привет! Меня зовут Афлатун, я – огонек, который хочет светить также ярко, как и вы. Добро пожаловать в очередной год приключений Афлатун. Вместе мы совершим увлекательные открытия и узнаем множество новых вещей о себе, других и обо всем остальном прекрасном в огромном мире. У нас будет возникать множество вопросов. И я надеюсь, мы сможем найти на них ответы. [2]

Ребята, но перед тем, как узнать что – то новое о мире, я бы хотел, чтобы вы, сперва, описали себя. Для этого я предлагаю вам заполнить анкету «Вот кто я».

Анкета «Вот кто я»

Дата: ______________

Меня зовут  _________________. Мне _______лет и я девочка/ мальчик.

Мои любимые занятия ___________________________________________.

Если бы  я хотел описать себя, я бы сказал _____________________________.

Моя мечта стать ________________________________.

Я также надеюсь, что _______________________________.

Я буду копить деньги, для того чтобы ________________________________. [2]

Учитель: Ребята, постарайтесь быть максимально откровенными.

Ученики заполняют анкеты  под песенку «Афлатун».

Афлатун: Какие вы молодцы! А теперь давайте сядем в один большой круг, и каждый из вас прочитает свою анкету.

(Чтение анкет).

Афлатун: Вы так здорово себя представили! У вас получились хорошие анкеты! Но, ребята, каждый из вас имеет как сходство, так и различия с другими детьми. Подумайте и приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Афлатун: Несмотря на это, мы команда «Афлатун» одно целое. Я предлагаю вам в этом убедиться. Давайте выполним следующее задание. Перед вами на столе лежит комочек белой бумаги, возьмите его и станьте в круг спиной друг к другу. Положите комочек прямо перед собой на пол и возьмитесь под руки. А теперь задание – не размыкая рук вам нужно взять свой ком. Раз, два, три – начали!

Дети выполняют задание.

Афлатун: Мне очень понравилось! Вы так ловко справились с моим заданием! Вы, наверное, поняли, что значит работать сообща.

Афлатун: Ребята, к сожалению, мне надо улетать к другим «Афлатунцам» как и вы, так как нас проект «Афлатун» является международным и реализуется в 85 странах мира. Но я обязательно вернусь! До скорой встречи!

Учитель: Ребята, думаю, наше занятие вам сегодня понравилось. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомниться?

Дети дают ответы.

Учитель: А к следующему занятию попрошу вас подготовить небольшой рассказ «Мы - Афлатунцы». Спасибо! До свидания!

Используемая литература:

1.      Серия Афлатун: Социальное и финансовое образование детей. Руководство для учителей. Книга 4.

2.      Серия Афлатун: Социальное и финансовое образование детей. Книга 4.

 

 

pedsovet.org

Все для учителя. — test — — —

Международный проект "Афлатун: социальное и финансовое образование детей"

Сценарий занятия «Афлатун и Я» по внеурочной деятельности «Экономика Афлатун»

(4 класс) в рамках международного проекта «Афлатун: социальное и финансовое

образование детей»

Цели:

1.     Предоставить детям возможность представиться.

2.     Помочь ребенку получить положительную самооценку через признательность и самопонимание.

3.     Предоставлять детям возможность выразить себя в безопасной окружающей их среде и облегчить понимание сходств и различий среди людей.

4.     Позволить детям почувствовать, что они работают сообща.

5.     Дать понять детям, что Афлатун – международная программа и дети во всем мире пытаются быть Афлатунцами. [1]

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, мои дорогие Афлатунцы! Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас с вами первое занятие в этом учебном году, и оно будет необычным. А дело все в том, что к нам из космоса прилетел огонек Афлатун. Он очень соскучился за время каникул и хотел бы теперь вместе с вами отправиться в удивительное путешествие по миру «Афлатун».  Давайте его хором позовем.

Ученики: Афлатун! Афлатун! Афлатун!

Афлатун: Привет! Меня зовут Афлатун, я – огонек, который хочет светить также ярко, как и вы. Добро пожаловать в очередной год приключений Афлатун. Вместе мы совершим увлекательные открытия и узнаем множество новых вещей о себе, других и обо всем остальном прекрасном в огромном мире. У нас будет возникать множество вопросов. И я надеюсь, мы сможем найти на них ответы. [2]

Ребята, но перед тем, как узнать что – то новое о мире, я бы хотел, чтобы вы, сперва, описали себя. Для этого я предлагаю вам заполнить анкету «Вот кто я».

Анкета «Вот кто я»

Дата: ______________

Меня зовут  _________________. Мне _______лет и я девочка/ мальчик.

Мои любимые занятия ___________________________________________.

Если бы  я хотел описать себя, я бы сказал _____________________________.

Моя мечта стать ________________________________.

Я также надеюсь, что _______________________________.

Я буду копить деньги, для того чтобы ________________________________. [2]

Учитель: Ребята, постарайтесь быть максимально откровенными.

Ученики заполняют анкеты  под песенку «Афлатун».

Афлатун: Какие вы молодцы! А теперь давайте сядем в один большой круг, и каждый из вас прочитает свою анкету.

(Чтение анкет).

Афлатун: Вы так здорово себя представили! У вас получились хорошие анкеты! Но, ребята, каждый из вас имеет как сходство, так и различия с другими детьми. Подумайте и приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Афлатун: Несмотря на это, мы команда «Афлатун» одно целое. Я предлагаю вам в этом убедиться. Давайте выполним следующее задание. Перед вами на столе лежит комочек белой бумаги, возьмите его и станьте в круг спиной друг к другу. Положите комочек прямо перед собой на пол и возьмитесь под руки. А теперь задание – не размыкая рук вам нужно взять свой ком. Раз, два, три – начали!

Дети выполняют задание.

Афлатун: Мне очень понравилось! Вы так ловко справились с моим заданием! Вы, наверное, поняли, что значит работать сообща.

Афлатун: Ребята, к сожалению, мне надо улетать к другим «Афлатунцам» как и вы, так как нас проект «Афлатун» является международным и реализуется в 85 странах мира. Но я обязательно вернусь! До скорой встречи!

Учитель: Ребята, думаю, наше занятие вам сегодня понравилось. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомниться?

Дети дают ответы.

Учитель: А к следующему занятию попрошу вас подготовить небольшой рассказ «Мы - Афлатунцы». Спасибо! До свидания!

Используемая литература:

1.      Серия Афлатун: Социальное и финансовое образование детей. Руководство для учителей. Книга 4.

2.      Серия Афлатун: Социальное и финансовое образование детей. Книга 4.

 

 

pedsovet.org

Родителям о программе АФЛАТУН

  • «Концепция национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ»;
  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»;
  • «Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года»;
  • «Концепция создания международного финансового центра в РФ».

Для целенаправленной реализации задачи повышения уровня финансовой грамотности населения в субъектах РФ принимаются местные программы.

В число мероприятий по реализации программы включен Международный образовательный проект «Афлатун: социальное и финансовое образование детей».

В качестве представителя проекта в РФ выступает ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», которая работает в рамках договора об ассоциированном партнерстве с фондом StichtingChildSavingsInternational, учрежденном в Амстердаме, Нидерланды (регистрационный № 34.22.90.26). Рады сообщить вам, что с сентября 2016 года МДОУ детский сад комбинированного вида №40 «Капелька» является пилотной площадкой АСОУ по реализации данной программы.

Основной идеей этого проекта является сбалансированный подход к социальному и финансовому образованию детей, что позволяет обсуждать вопросы управления финансовыми средствами в контексте решения социальных проблем: экономии природных ресурсов, взаимопомощи, благотворительности, сотрудничества и т.п., которые ставят во главу угла не личную выгоду, а базовые ценности общества.

В образовательном процессе воспитатели и учителя разных стран используют единые учебно-методические материалы, качество которых проверено временем, а также масштабностью проекта. Он реализуется в течение 22 лет уже более чем в ста странах мира.

  • Координатор проекта «Афлатун: социальное и финансовое образование детей» от Российской Федерации 

 

  1. Ты, Я и Афлатун: Развитие позитивного и благоприятного восприятия своей личности

Модуль 1: Знакомство с Афлатуном

Занятие 1: Путешествие Афлатуна

Занятие 2: Песня Афлатуна

Занятие 3: Птичка Синта

Занятие 4: Коробка для Путешествий с Афлатуном

Модуль 2: Я во многом Особенный

Занятие 5: Я знаю, как меня зовут

Занятие 6: Я живой

Занятие 7: Я могу двигать своим телом

Занятие 8: Я могу видеть, я могу слышать

Занятие 9: Я могу нюхать и пробовать

Занятие 10: Я могу самовыражаться с помощью своего тела

  1. Я и моя семья: Забота о людях , которых мы любим

Модуль 3: Наши семьи важны для нас

Занятие 11: Вот самые важные люди в моей жизни

Занятие 12: Малыш в корзине

Занятие 13: Я и моя семья счастливы вместе

Модуль 4: Мы многое делаем вместе с членами наших семей

Занятие 14: Понятие труда

Занятие 15: Почему важно помогать по дому

  1. Я и мои друзья: Помогая друг другу

Модуль 5: Мы многое делаем друг для друга

Занятие 16: Сказка про Льва и Мышку

Занятие 17: Узы дружбы

Модуль 6: Мы проявляем себя в своих талантах и интересах

Занятие 18: Сказка о Зайце и Черепахе

Занятие 19: Загадай желание - звездочка падает!

Занятие 20: Шоу Талантов

  1. Я и общество: Живем и работаем вместе

Модуль 7: Я - член общества

Занятие 21: Наши деньги

Занятие 22: Создаем макет окрестностей

Занятие 23: Орудия труда

Занятие 24: Создаем нашминимаркет

Занятие 25: Природа вокруг нас

  1. Я и деньги: Тратим, копим и делимся

Модуль 8: Нужды и желания

Занятие 26: В чем я действительно нуждаюсь?

Модуль 9: Я знаю свои возможности

Занятие 27: Я могу осуществить мечты

Занятие 28: Мир для детей

Занятие 29: Сказка про Монетку

Модуль 10: Я могу сохранять и экономить ресурсы

Занятие 30: Сказка про Муравья и Кузнечика

Занятие 31: Вода - это наш ресурс

Занятие 32: Откуда берутся деньги?

Модуль 11: Я могу выбирать, куда потратить средства

Занятие 33: Как я провожу время

Занятие 34: 1,2,3 ... монетки Афлатун

Занятие 35: Что могут купить монетки?

Занятие 36: Сказка про Журавля и его стаю

Модуль 12: Ярмарка Афлатун

Занятие 37: Копим, тратим, делимся

Занятие 38: Готовимся к нашей Ярмарке

Занятие 39 а: День Маркета

Занятие 39 б: День Выставки

Занятие 40: Тратим наши монетки Афлатун

 

iva1705-pdds40.edumsko.ru


Смотрите также